Научная статья на тему 'Политико-правовые аспекты противодействия терроризму в мировой практике'

Политико-правовые аспекты противодействия терроризму в мировой практике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репинская Олеся Васильевна

Цель исследования определить направления политико-правового противодействия терроризму на современном этапе в западных государствах, на примере США, и в странах постсоветского пространства, на примере России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана. В ходе исследования использованы методы сравнительно-правового и политологического анализа. В результате исследования автор приходит к выводу о возможности использования террористических организаций отдельными странами и в качестве орудия для разрешения собственных геостратегических задач и прогнозирует дальнейшее нарастание террористической угрозы для миропорядка как в отдельных странах постсоветского пространства, так и в региональном масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the study to determine the direction of the political and legal counter-terrorism at the present stage in the western states, for example, the United States and in the countries of post-Soviet space, the example of Russia, Belarus, Kazakhstan, Tajikistan. The study used the methods of comparative legal and political analysis. As a result of research the author comes to the conclusion that use terrorist organizations and individual countries as a tool for resolving its own geo-strategic objectives and forecasts a further increase in the terrorist threat to the world order in the individual post-Soviet countries, and on a regional scale.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые аспекты противодействия терроризму в мировой практике»

Список литературы

1. Мамлева Л. А. Становление Великого шёлкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua. 1999. № 2. С. 53—61.

2. Ртвеладзе Э. Великий шелковый путь // Энциклопедический справочник. Древность и раннее средневековье. Ташкент, 1999.

3. Официальный сайт организации ТРАСЕКА. URL: http://www.traceca-org.org/ru/traseka/istorija-traseka/

4. Азия проложит новый Шелковый путь // Портал Lenta.ru, новость от 27 апреля 2004 года. URL: http://lenta.ru/economy/2004/04/27/silpath/

5. Казахстан рассчитывает увеличить объем транзитного грузопотока до 8% от товарооборота между КНР и ЕС // Портал BNews.kz, новость от 03 ноября 2014 года. URL: http://bnews.kz/ru/news /post/237098/

6. Возрождение Великого шелкового пути // Портал Mortrans.info, новость от 07 ноября 2014 года. URL: http://mortrans.info/analytics/vozrozhdenie-velikogo-shelkovogo-puti/

7. Китай вливает $46 млрд в Пакистан. Для чего? // Портал Vestifinance.ru, новость от 20 апреля 2015 года. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/56236

8. Китай предложил России и Индии создать новый Шелковый путь // Портал «РИА Новости», новость от 02 февраля 2015 года. URL: http://ria.ru /east /20150202/1045513290.html

9. «Шелковый путь»: Россия, Китай и Монголия могут стать единым экономическим пространством // Портал «Росинформ», новость от 02 апреля 2015 года. URL: http://www.rosinform.ru/2015 /04/02/ shelkovyy-put-rossiya-kitay-i-mongoliya-mogut-stat-edinym-ekonomicheskim-prostranstvom/

10. Минвостокразвития: Россия готова участвовать в возрождении Великого шелкового пути // Портал «Ведомости», новость от 11 апреля 2014 года. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/25212801/ minvostokrazvitiya-rossiya-gotova-uchastvovat-v-vozrozhdenii

11. Российско-китайский Гавр // Портал Expert.ru, новость от 11 сентября 2014 года. URL: http:// expert.ru/ 2014/09/11/rossij sko-kitaj skij -gavr/

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

Репинская Олеся Васильевна

кандидат политических наук, Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, докторант (соискатель),

кафедра политологии и этнополитики

АННОТАЦИЯ

Цель исследования определить направления политико-правового противодействия терроризму на современном этапе в западных государствах, на примере США, и в странах постсоветского пространства, на примере России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана. В ходе исследования использованы методы сравнительно-правового и политологического анализа. В результате исследования автор приходит к выводу о возможности использования террористических организаций отдельными странами и в качестве орудия для разрешения собственных геостратегических задач и прогнозирует дальнейшее нарастание террористической угрозы для миропорядка как в отдельных странах постсоветского пространства, так и в региональном масштабе.

ANNOTATION

The purpose of the study to determine the direction of the political and legal counter-terrorism at the present stage in the western states, for example, the United States and in the countries of post-Soviet space, the example of Russia, Belarus, Kazakhstan, Tajikistan. The study used the methods of comparative legal and political analysis. As a result ofresearch the author comes to the conclusion that use terrorist organizations and individual countries as a tool for resolving its own geo-strategic objectives and forecasts a further increase in the terrorist threat to the world order in the individual post-Soviet countries, and on a regional scale.

Ключевые слова: терроризм, безопасность, сотрудничество

Key words: terrorism, security, cooperation

В мировом сообществе создан целый ряд документов по теме «борьба с международным терроризмом», раскрывающих основные направления противодействия террористической угрозе в первую очередь силовыми (военными) методами. Среди документов международного характера, посвященных противодействию терроризму, можно выделить Декларацию «О мерах по ликвидации международного терроризма» от 09.12.1994 г., которой осуждены как преступные и не имеющие оправдания все акты методы и практика терроризма, где и кем бы они не осуществлялись [1, с. 13].

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая в г. Нью-Йорке 14 декабря 1973 г., резолюцией 3166 (ХХУШ)

Генеральной Ассамблеи ООН [2, с. 90-94]. Из проблемы юридической осмысление терроризма перерастает не только в политико-правовую, а уже в политическую проблему.

В настоящее время уже более-менее сложилось общее понятие «терроризма», определены принципы борьбы с ним. Налицо трансформация этого правового по своей сути явления в национальную, глобальную, мультидисци-плинарную проблему, ставящую под угрозу существование человека как биологического вида» [3, с. 26].

Одно из определений, данное официальными органами США, гласит, например, что террористическими могут быть названы группы, стремящиеся к свержению определенных политических режимов, к навязыванию своих национальных или групповых интересов, к подрыву

международного правопорядка как своей конечной цели [4, с. 32-37]. При этом, позиция большинства западных стран (в том числе в рамках ООН) ограничивает свои подходы к борьбе с террором определением криминальной составляющей последнего. «ООН считает терроризмом только определенные деяния или деятельность: акты, методы и практику» [5, с. 8]. В то же время вопросы противодействия идеологии терроризма законодательно игнорируются.

В России были приняты Федеральные законы «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму». Отметим также изменения, внесенные в другие федеральные законы, тем или иным образом связанные с борьбой против терроризма, экстремизма и отмывания денег. Достаточно системно действия органов государственной власти, направленные на преодоление негативных последствий терроризма, раскрыты в Концепции национальной безопасности и многих других нормативных правовых актах. Законодательно определенные политико-правовые подходы к пониманию терроризма в России как «идеологии насилия и практике воздействия...» нашли развитие в положениях модельного закона «О противодействии терроризму», принятому странами СНГ в 2009 году [6, с. 1].

Предложения о внесении изменений в Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О борьбе с терроризмом» [7, с. 1]. направлены 1 ноября 2012 года президентом в Мажилис (нижняя палата парламента), которая одобрила его в первом чтении [8, с. 1]. Там в частности, включены установления, соответствующие положениям модельного закона.

Таджикистан и Туркмения выразили готовность к дальнейшей оптимизации законодательства в области антитеррористического противодействия и выработке мер не только против уголовного деяния, но и идеологии терроризма.

Республика Беларусь в своем законодательстве закрепляет по поводу осуществления теракта, что его «совершение на территории иностранного государства либо на территории дипломатического представительства, консульского учреждения, находящихся на территории Республики Беларусь... в целях провокации международных осложнений или войны либо дестабилизации общественного порядка в иностранном государстве», караются от 8 до 15 лет лишения свободы, если деяние совершено группой лиц, то на уже на срок до 20 лет. [9, с. 1].

Независимо от точки зрения на понимание терроризма, никто не может отрицать, что он стал действовать не только в локальном и региональном, но и в международном масштабе. Мировое сообщество сумело извлечь для себя ряд уроков. Стало ясно, что страны мирового сообщества должны предпринять согласованные шаги для того, чтобы раз и навсегда избавиться от этой опасности [10, с. 32-37].

Терроризм сегодня, оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества, обеспечения безопасности государств.

Складывающаяся в мире политическая обстановка на современном этапе, вынуждает учитывать то, что террористические организации напрямую несут угрозу миропорядку, но они же могут использоваться отдельными странами и в качестве орудия для разрешения собственных геостратегических задач. Поэтому необходимо не только признание первичности политической составляющей терроризма, неприемлемости в любой форме оправдания действий боевиков и поддержки идеологической, военной, финансовой террористическим ячейкам, но и выработка соответствующей аналитической и превентивной политики, обеспечивающей реальную антитеррористическую безопасность.

Список литературы

1. Трунов И.Л., «Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи» // Отв. Ред. Трунов И.Л., М.: Издательство Эксмо, 2005 / Комментарии к Российскому Законодательству, стр.13.

2. Сборник действующих договоров и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XXXIII. М., 1979.

3. Баранов П.П., «Правовое обеспечение борьбы с терроризмом в системе национальной безопасности России» // «Борьба с терроризмом: актуальные проблемы законодательного обеспечения: Сборник научных статей»//Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2003.

4. Лазарев И.Я. «Терроризм как тип политического поведения» // Соц.исследования 1993.

5. Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом // под общей редакцией д-ра юр. наук, профессора А.И. Долговой, канд. юр. наук Милинчук В.В. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007.

6. Модельный закон о противодействии терроризму. Принят на 33 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 33-18 от 3 декабря2009года) URL: http ://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc;base=INT;n=48667 Дата обращения 03.11. 2012 г.

7. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О борьбе с терроризмом» //Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1999 № 19. Ст. 649; 2002, № 4. Ст. 32; 2005. № 23. Ст. 142.

8. URL: http://kant.kg/2012-11-14/popravki-zakono-datelstvo- voprosam/ Дата обращения 15.11. 2012 г.

9. Закон Белоруссии от 03.01.2002 г. № 77-3 «О борьбе с терроризмом».

10. Лазарев И.Я. «Терроризм как тип политического поведения» // Соц.исследования 1993.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ В УСЛОВИХ ГЛОБАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Родионов Михаил Александрович

Доктор военных наук, профессор, профессор кафедры национальной безопасности РАНХ и ГС, г. Москва, РФ АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются роль и место политических элит в глобальных информационно-коммуникационных процессах. Используется ретроспективный исторический анализ процессов политической коммуникации. Обосновывается возрастающее значение влияния качества функционирования управленческих элит на развитие общества и государства в современном информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.