Научная статья на тему 'Оффшорные юрисдикции как инструмент финансирования терроризма'

Оффшорные юрисдикции как инструмент финансирования терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / TERRORISM FINANCING / OFFSHORE ZONES / LEGALIZATION OF THE CRIMINAL INCOME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурцев Андрей Сергеевич, Оганесян Кристина Оганесовна

В статье рассматривается вопрос об использовании оффшорных зон для финансирования террористических актов и террористических организаций. Выделены основные недостатки правового регулирования деятельности компаний в оффшорах, позволяющие им обеспечивать «грязными» деньгами террористическую деятельность. Акцентируется внимание на комплексном решении проблем борьбы с финансированием терроризма.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the question of use of offshore zones for financing the terrorism acts and the terrorist organizations is considered. The main shortcomings of legal regulation the companies activity of the offshore allowing them to provide with «dirty» money terrorist activity are allocated. The attention is focused on the complex solution of problems of fight against financing of terrorism.

Текст научной работы на тему «Оффшорные юрисдикции как инструмент финансирования терроризма»

www.sibac.info

Вопросы современной юриспруденции ________________№ 10-11 (50). 2015 г

СЕКЦИЯ 13.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

ОФФШОРНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Бурцев Андрей Сергеевич

канд. юрид. наук, доцент НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

Оганесян Кристина Оганесовна

магистрант НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород E-mail: k-oganesjan@rambler.ru

OFFSHORE JURISDICTIONS AS INSTRUMENT OF TERRORISM FINANCING

Andrey Burtsev

cand. of juridical sciences, associate professor of NSU “BelSU”,

Russia, Belgorod

Christina Oganesyan

undergraduate of NSU “BelSU”, Russia, Belgorod

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопрос об использовании оффшорных зон для финансирования террористических актов и террористических организаций. Выделены основные недостатки правового регулирования деятельности компаний в оффшорах, позволяющие им обеспечивать «грязными» деньгами террористическую деятельность. Акцентируется внимание на комплексном решении проблем борьбы с финансированием терроризма.

186

Вопросы современной юриспруденции № 10-11 (50), 2015 г.

СибАК

www.sibac.info

ABSTRACT

In article the question of use of offshore zones for financing the terrorism acts and the terrorist organizations is considered. The main shortcomings of legal regulation the companies activity of the offshore allowing them to provide with «dirty» money terrorist activity are allocated. The attention is focused on the complex solution of problems of fight against financing of terrorism.

Ключевые слова: финансирование терроризма; оффшорные зоны; легализация преступных доходов.

Keywords: terrorism financing; offshore zones; legalization of the criminal income

В преамбуле международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, которая принята Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1999, говорится о том, что финансирование, к которому могут получить доступ террористы, напрямую влияет на количество и тяжесть актов международного терроризма [1].

Отмывание денег выступает финансовой основой террористической деятельности. Одним из инструментов легализации денежных средств, полученных преступным путём, и финансирования террористической деятельности являются оффшорные зоны. Принимая во внимание современную мировую обстановку - увеличение экстремистских и террористических организаций, многие страны в соответствии с международной политикой с каждым годом разрабатывают и применяют всё более эффективные меры по борьбе с финансированием терроризма в оффшорных экономических зонах.

Для эффективного противодействия финансированию актов терроризма и финансированию террористических организаций необходимо, чтобы все государства тесно сотрудничали между собой и оказывали всяческую помощь. В частности, это касается обмена информацией между субъектами финансового мониторинга, внутренние операционные системы которых автоматически проверяют зарегистрированных клиентов и участников финансовых операций на предмет выявления наличия их в перечне физических лиц и организаций, принимающих участие в террористической деятельности.

В настоящее время законодательной основой борьбы с финансированием терроризма в России являются: международные правовые акты, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон

187

iiCJ СибАК

Вопросы современной юриспруденции www.sibac.info_______________________________________№ 10-11 (50), 2015 г

от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ

«О противодействии терроризму», а также правовые акты Банка России и Комитета по финансовому мониторингу.

Использование оффшорных юрисдикций создаёт благоприятные условия для функционирования международного терроризма. Соответствующие комплексы мер по борьбе с финансированием терроризма вырабатываются Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Данные комплексы мер есть в большинстве стран мира, в частности в России эти усилия регулируются Законом № 115-ФЗ от 2001 года [5]. Они подразумевают, в первую очередь, проверку документов и участников потенциально опасных сделок. Оффшорные юрисдикции предоставляют широкие возможности для достижения незаконных целей практически неограниченному кругу лиц в любом регионе. Благодаря упрощённой процедуре регистрации, сохранения конфиденциальности сведений о лицах, зарегистрировавших такую компанию, множеству налоговых и других льгот криминальные организации используют оффшорные зоны в качестве источника финансирования террористической деятельности.

Таким образом, отношение к оффшорным экономическим зонам в мире существенно меняется в связи с криминализацией «отмывания» денег и использования их в преступных целях.

В 2013 году после скандала с Кипром, в оффшорных юрисдикциях которого находились «чёрные» деньги, появились новые пристанища для аккумулирования этих денежных средств. По сообщениям зарубежных агентств, «грязные» деньги стали появляться в оффшорных секторах Литвы, а также всё активнее перетекать в азиатские оффшорные зоны Сингапура и Гонконга. Проблема заключается в том, что благодаря международным системам перевода денежные средства попадают на банковские счета любой страны моментально, а практика международных запросов и оперативной работы требует соблюдения таких формальностей, как языковой перевод, поиск доказательств и дополнительных материалов. Таким образом, быстрый обмен информацией между структурами финансового мониторинга различных государств затрудняется наличием территориальных границ. Поэтому упрощение процедур обмена необходимой информацией является первоочередной задачей.

Советом Федерации Федерального Собрания РФ было принято Постановление от 26.03.2014 № 101-СФ «О вопросах противодействия

188

ifС. СибАК

Вопросы современной юриспруденции

№ 10-11 (50), 2015г. www.sibacinfo

на современном этапе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и деоффшоризации российской экономики» [2], согласно которому организации, действующие на территории России, обязаны осуществлять сбор, хранение информации о своих бенефициарных владельцах и о структуре их собственности, а также предоставлять эти сведения уполномоченным государственным органам. Предусматривается обязанность по раскрытию информации о бенефициарных владельцах компаний, которые являются поставщиками по государственным и муниципальным контрактам и получают меры государственной поддержки. Закрепляется отказ в государственной поддержке организациям, у которых бенефициарными и промежуточными владельцами являются оффшорные компании. Запрещается участие государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием в оффшорных схемах.

Немаловажную роль в усилении общемирового контроля над финансовыми потоками и ужесточении мер, ориентированных на повышение прозрачности и увеличение налогового контроля, играет Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее -Федеральный закон № 134-ФЗ [6].

Федеральный закон № 134-ФЗ конкретизировал основания уголовной ответственности за узаконивание доходов, полученных преступным путём, трансграничное перемещение валютных средств на основании поддельных документов, а значит уклонение от возврата валютной выручки из-за рубежа. Была введена уголовная ответственность за незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу в рамках Евразийского экономического сообщества - ст. 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации - Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов [4].

Всё же, несмотря на позитивные тенденции развития законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в настоящее время так и не приняты нормы закона об усилении уголовной ответственности за предоставление недостоверной финансовой отчетности кредитно-финансовых организаций, на что своё внимание обратил Президент РФ В.В. Путин при посещении Федеральной службы по финансовому мониторингу, где провёл совещание по вопросам противодействия незаконным финансовым

189

iiCJ СибАК

Вопросы современной юриспруденции www.sibac.info_____________________________________________№ 10-11 (50), 2015 г

операциям в банковской сфере. Президент высказал намерение ужесточить уголовную ответственность банкиров за проведение незаконных финансовых операций. Совершенствовать придётся и Федеральный закон № 134-ФЗ, который расширил полномочия надзорных органов и одновременно усилил их ответственность. Однако по мнению В.В. Путина этого недостаточно. «По данным правоохранительных органов, в отечественной кредитно-финансовой сфере было совершено 42,5 тыс. преступлений, из них почти 16 тыс. -в крупном и особо крупном размере. Ущерб только от выявленных преступлений составил свыше 20 млрд. руб.», - сообщил

В.В. Путин [3].

В российском законодательстве существует большое количество правовых пробелов, позволяющих криминальным структурам умело их использовать. К примеру, в Уголовном кодексе РФ нет квалифицирующего признака, который содержит ссылку

на использование такого финансового инструмента, как «оффшор».

В целях обеспечения национальной безопасности процесс использования оффшорных зон должен контролироваться с помощью совершенствования нормативных правовых норм, важна заинтересованность России в создании международных договоров, которые регулировали бы деятельность коммерческих организаций

за пределами государства.

Список литературы:

1. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма

(принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН

от 09.12.1999 г.// Правовая система «КонсультантПлюс» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://base.consultant.ru/cons/cgi/

online.cgi?req=doc;base=LAW; n=42234/ (дата обращения: 06.10.2015).

2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ

от 26 марта 2014 г. № 101-СФ «О вопросах противодействия

на современном этапе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и деофшоризации российской экономики» // Правовая система «КонсультантПлюс» -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://base.consultant.ru/cons/ cgi/ online.cgi?req=doc;base=EXP; n=582471/ (дата обращения: 07.10.2015).

3. Президент РФ В.В. Путин провел в Росфинмониторинге совещание

по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL:

http://fedsfm.ru/releases/993 (дата обращения: 17.08.2015).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // «Собрание законодательства РФ». - 17.06.1996. -№ 25. - ст. 2954.

190

Вопросы современной юриспруденции № 10-11 (50), 2015 г.

СибАК

www.sibac.info

5. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию)

доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ // Правовая система «Гарант» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://base.garant.ru/12123862/ (дата

обращения: 21.09.2015).

6. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Российская газета. - 13 июля. - № 141.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Скобина Елена Александровна

доцент кафедры уголовно-правовых наук Читинского института Байкальского университета экономики и права,

РФ, г. Чита E-mail: skobinamalyshenko@mail.ru

DEVELOPMENTAL HISTORY OF THE CRIMINAL LIABILITY FOR STATE BORDER CROSSING IN NATIONAL PENAL LAW

Elena Skobina

associate Professor of Criminal Legal Sciences Chair, Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law,

Russia, Chita

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы возникновения государственной границы и законодательного закрепления ответственности за её незаконное пересечение. Охарактеризованы законодательные акты с IX по XX века, содержащие нормы об охране государственной границы. Особое внимание уделено вопросу формирования восточной границы российского государства и её законодательного оформления.

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.