УДК 336.227.5 И. Н. Товкун,
канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФФШОРНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ
В статье исследуются проблемы, которые могут порождать оффшорные финансовые центры, и мероприятия, направленные на регулирование их деятельности. Рассмотрена сущность, условия деятельности, классификация мировых оффшорных финансовых центров. Делается вывод, что Украина также должна сформулировать свою правовую позицию по данному вопросу.
Ключевые слова: оффшор, оффшорный финансовый центр, финансовые операции, легализация «грязных» денег.
В наше время является востребованной деятельность государств и международных организаций, направленная на регулирование отношений, связанных с функционированием оффшорных финансовых центров, в части соответствия международным стандартам в сферах банковской и страховой деятельности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и обмена информацией. И если зарубежными юристами-международниками эта проблематика упоминалась в той или иной мере в ряде монографий и статей, то в украинской науке международного права в этой области наблюдается пробел.
Существуют публикации, посвященные оффшорному законодательству тех или иных государств, в которых в основном рассматриваются: (а) особенности регистрации оффшорных компаний-нерезидентов, (б) система льготного налогообложения компаний и физических лиц, пользующихся преимуществами оффшорных финансовых центров, (в) льготная процедура предоставления финансовой отчетности, (г) правила повышенной конфиденциальности, (д) советы при выборе той или иной оффшорной юрисдикции, (е) специализация оффшорных финансовых центров в определенных видах деятельности (банковской, страховой, инвестиционной, трастовой и пр.).
В большинстве работ речь идет о деятельности международных организаций, однако их авторы, как правило, не ограничиваются лишь упоминанием о так называемых «черных списках», составленных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Форумом финансовой стабильности (ФФС) и Специальной финансовой комиссией по проблемам отмывания денег (ФАТФ). Из общих позиций науки международного права названная проблема, возрастающая с усилением глобальной экономической конкуренции государств, видится недостаточно разработанной и изученной. Отчасти, это можно объяснить тем, что международное сообщество лишь последние годы надлежащим образом оценивает масштаб проблем, которые могут порождать оффшорные финансовые центры, и предпринимает новые скоординированные шаги, направленные на регулирование их деятельности. Конечно, в Украине тоже должна быть сформулирована собственная правовая позиция по данному вопросу.
Актуальность современных проблем международно-правовой регламентации деятельности оффшорных финансовых центров обусловлена и иными факторами. По различным подсчетам через оффшорные финансовые центры проходит до 30 % всех мировых финансовых потоков. Причем специфика оффшорного бизнеса и присущая ему
конфиденциальность позволяют предполагать, что реальный объем финансовых средств, находящихся на счетах в оффшорных банках или проходящих через оффшорные финансовые центры, значительно выше.
Международно-правовую базу данной публикации представляют прежде всего такие международные документы, как Венская конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. [3], Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.[8], Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. [4], Конвенция Совета Европы № 141 « Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 г. [5], Конвенция ООН об условиях регистрации судов 1986 г. [6], Резолюции Совета Безопасности ООН: 1373 (2001) «О борьбе с международным терроризмом» и 1368 (2001) «В связи с террористическими актами в США» [7]; Сорок рекомендаций ФАТФ [8, с. 158-165]; Девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма [2]; материалы и документы таких международных организаций, как Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Форум финансовой стабильности и др.
Вопрос международного экономического права, включая его финансовые аспекты, рассматривали такие правоведы, как А. Б. Альтушулер, В. В. Вахания, Г. М. Вельяминов, Л. И. Воловья, Л. Н. Галенская, Я. А. Гейвандов, Н. Ю. Ерпылева, Е. А. Иванов, В. И. Лисовский, А. А. Моисеев, Т. Н. Нешатаева, Г. В. Петрова, Е. А. Ровинский и др.
Особенностью международно-правового регламента деятельности оффшорных финансовых центров является то, что из-за недостатка на данный момент многосторонних международных договоров, предметом которых является урегулирование отношений, складывающихся при функционировании названных центров, регулирование осуществляется соответствующими международно-правовыми документами. Последние не имеют уровня универсальных международных договоров, принятых разными международными организациями, в том числе и в сфере международной банковской деятельности, страхования, обращения ценных бумаг, регистрации морских и воздушных судов, а также в рамках правового противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Оффшорный финансовый центр (далее - ОФЦ) представляет собой часть территории государства (в некоторых случаях-всю территорию), в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и других коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные налоги или же полностью освобождаются от налогообложения и платят лишь регистрационные и ежегодные пошлины.
«Оффшорный финансовый центр» (Offshore financial сеПег)-термин, используемый МВФ и другими международными организациями. В правовой литературе встречаются и иные понятия: «оффшорная зона», «оффшор», «налоговый рай», «налоговая гавань», «приют» и т. п. [1, с. 51-53].
Такие особенности офшорных финансовых центров, как существование анонимных банковских счетов, необязательность идентификации клиентов, недостаток договоров о предоставлении правовой помощи при проведении расследований финансовых преступлений, а и ряд других, делают ОФЦ привлекательными для легализации доходов, полученных преступным путем.
Оффшорный банковский (финансовый) центр-финансовый центр, где можно производить операции, не подпадающие под национальное регулирование, которые не считаются составными частями экономики. Основная причина возникновения оффшорных финансовых центров (время их появления - после Второй мировой войны) обусловлена прежде всего существованием довольно высоких ставок налогов на доходы банков в развивающихся странах. Причинами привлекательности оффшорных финансовых центров
для иностранных и местных субъектов хозяйствования являются:
- выполнение посреднических функций для заемщиков и депонентов;
- минимальное официальное регулирование;
- отсутствие налогов и контроля над управлением «портфельными» инвестициями;
- деятельность иностранных банков на их территории, содействующая увеличению занятости местного населения;
- повышение уровня жизни в странах размещения оффшорных банковских центров благодаря накоплению средств от выдачи лицензий, расходов банков и иных платежей.
Суммарная стоимость активов международного оффшорного рынка в начале ХХ1 ст. составляла приблизительно 6 трлн дол. В среднем 30 % ВВП оффшорных финансовых центров приходится на финансовые услуги.
Мнения о существовании оффшорных финансовых центров, как правило, поляризованные. Приверженцы указывают, что авторитетные ОФЦ играют законную и неотъемлемую роль в международных финансах и торговле, предлагая огромные преимущества в определенных ситуациях для корпораций и частных лиц, разрешая законно управлять рисками и финансовым планированием. Критики их функционирования утверждают, что ОФЦ «вымывают» налоги из богатых (и не очень богатых) стран, которые недостаточно регулируются, и способствуют такой незаконной деятельности, как уклонение от уплаты налогов и отмывание денег, избегая при этом рисков в рамках правовой корпоративной завесы. Первые указывают на молчаливую поддержку ОФЦ со стороны правительства Соединенных Штатов Америки, оказывающего содействие этим центрам путем продолжения использования продажи иностранных корпораций, а также Объединенного Королевства, активно оказывающего оффшорные финансовые услуги на карибских зависимых территориях, с целью помощи в диверсификации своей экономики и оказания содействие Британскому рынку еврооблигаций [7].
Существуют 3 типа оффшорных банковских (финансовых) центров:
- нью-йоркская модель, предусматривающая специальные формально установленные договоренности с такими авторитетными финансовыми центрами, как Нью-Йорк, Токио, Сингапур. На этих рынках устанавливаются: (а) специальные счета отдельно от внутренних, освобожденные от ограничений и принадлежащие внутреннему финансовому рынку (например, резервные требования), (б) корпоративное налогообложение, (в) местный гербовый сбор (на рынке Токио), который может допускать (Сингапур), а может и не допускать налогообложения ценных бумаг (рынок Нью-Йорка, Токио);
- лондонская модель. В Лондоне и Гонконге финансовые соглашения не имеют ограничений, независимо от того, является ли участниками рынка резиденты или нерезиденты. В этих городах оффшорный рынок представляет собой просто оффшорные соглашения между нерезидентами, так как внутреннее и внешнее соглашения объединены. На оффшорных рынках этой модели существует корпоративное налогообложение и допускается налогообложение ценных бумаг;
- так называемое «налоговое хранилище». К этому типу относят оффшорные рынки Багамских и Каймановых островов. На них соглашения заключаются нерезидентами и вовсе не облагаются налогами, нет корпоративного налогообложения и налогообложения ценных бумаг, но имеют место регистрационные взносы и плата за лицензии.
Финансовые махинации в офшорных зонах способны дестабилизировать мировую финансовую систему. Противостоять им предполагается путем ликвидации в этих юрисдикциях особого налогового режима, который помогает сохранять полную анонимность вкладчика, и введения единой мировой системы связей между банками и инвестиционными компаниями. Единая компьютерная программа связи разрешит автоматически обнаруживать подозрительные трансакции, блокировать их и предоставлять необходимую информацию в следственные органы [9, с. 19].
Одно из негативных проявлений глобализации - резкое усиление криминализации
национальных экономик и международных хозяйственных отношений в плане отмывания капиталов незаконного происхождения. По разным оценкам объем «грязных» доходов, которые ежегодно легализируются в мире, к началу XXI ст. достиг астрономической суммы
- 0,5-1,3 трлн. дол. Критическое нарастание отмеченных тревожных тенденций стимулировало противодействие им мирового сообщества, что выразилось, в частности, в создании специализированных международных организаций.
Так, в июле 1989 г. на парижском совещании « большой семерки» была создана Специальная группа по борьбе с преступностью в финансовой сфере («Financial Action Task Force on Money Laundering» - FATF; в украинской транскрипции - ФАТФ), цель деятельности которой - всесторонний анализ результатов оперативных мероприятий относительно предотвращения использования банковской системы и финансовых учреждений для отмывания средств, разрабатывания модельных (эталонных) законодательных актов и превентивных мероприятий в этой области, а также повышения уровня координации соответствующих совместных усилий стран-участниц ФАТФ.
Этот институт координирует свою работу вместе с ООН, которая в последние годы непосредственно влилась в борьбу с легализацией «грязных средств», а в июне в 1998 г. на 20-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной борьбе с преступностью в финансовой сфере и противодействию оборота наркотиков на мировой арене, был одобрен План действий против отмывания денег ("Action Plan against Money Laundering") [11].
В соответствии с этим в декабре в 1998 г. специальной брошюрой был выпущен документ "Глобальная программа ООН против отмывания денег", где приводились развернутые правовые определения и характеристики ряда преступлений в финансовой сфере. В его преамбуле подчеркивается, что прекращение отмывания денег должно основываться на общих для всех государств мира концептуальных принципах.
На международном уровне борьба с отмыванием денег ведется также в рамках созданных подобных ФАТФ региональных организаций, в частности, Азиатско-тихоокеанская группа (APG), Группа стран Карибского бассейна (CFATE), Группа стран южной и Восточной Африки (ESAAMLG) и Комитет экспертов Совета Свропейського содружества по оценке мероприятий противодействия отмыванию денег (PC-R-EV). Группа экспертов Межамериканской комиссии по вопросам отмывания денег и контроля над злоупотреблением использования наркотических веществ (CICAD) отслеживает воплощение в жизнь Плана действий по борьбе с отмыванием денег, принятого на встрече министров стран Западного полушария в Буэнос-Айресе в 1995 г.[11].
Особое место в системе соответствующих международных организаций занимает Интерпол - мощная и авторитетная международная организация, которая вносит в борьбу с отмыванием денег значительные усилия, занимаясь расследованием разнообразных международных экономических преступлений, а также собирая и анализируя информацию о совершенных в разных странах наиболее серьезные махинации. Сотрудничество так называемых финансовых разведок - национальных органов по борьбе с отмыванием денег
- ведется в рамках Группы «Эгмонт» («Egmont Group»), созданной в 1995 г.
Среди других, в большей или меньшей мере влиятельных международных организаций рассмотренного профиля, следует назвать:
- Организацию стран ЕС по борьбе с коммерческой преступностью (Commonwealth Commercial Crime Unit - CCCU), объединяющих 49 государств. Она обеспечивает последних необходимой информацией о правонарушениях международного характера в области экономики;
- Оффшорную группу по банковскому контролю («Offshore Group of Banking Supervisors»), которая организует сотрудничество в борьбе с отмыванием денег в международных оффшорных центрах и в свободных экономических зонах;
- Бернский клуб, включающий представителей правоохранительных органов ряда западноевропейских государств (основное направление его работы - обеспечение
эффективного обмена информацией между участниками);
- Международную организацию контроля в сфере обращения ценных бумаг («International Organization of Securities Commissions» - IOSC), объединяющую представителей органов, контролирующих рынки ценных бумаг (136 членов из более 70 стран);
- Международное морское бюро («International Maritime Bureau» - IMB), противодействующее экономическим преступлениям на морском транспорте, прежде всего контрабанде (в том числе валюты);
- Службу по обеспечению безопасности бизнеса при Международной торговой палате («Business Security Services of the International Chamber of Commerce»), которая занимается борьбой с различными преступлениями в сфере международной торговли и банковских счетов;
- Международную ассоциацию следователей по борьбе с подделками кредитных документов (IACCY);
- Международную ассоциацию профессиональных офицеров безопасности банков (IAPSO).
Деятельность перечисленных организаций обеспечила формирование довольно значительной нормативной базы, регламентирующей международное взаимодействие по рассмотренным вопросам.
Оффшорные финансовые центры делятся на 3 группы.
Первая группа центров, которые в целом, сотрудничают с оффшорными государствами и имеют довольно высокий уровень надзора за финансовыми операциями, а также придерживаются при их проведении международных стандартов. Это такие ОФЦ, как Гонконг, Люксембург, Сингапур, Швейцария, Дублин (Ирландия), острова Гернси, Джерси, Мэн.
Вторую группу составляют центры, национальное законодательство которых предусматривает механизмы надзора за проведением финансовых операций и которые осуществляют международное сотрудничество, однако их уровень и качество нуждаются в существенном улучшении. В этой группе находятся Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермудские острова, Гибралтар, Лабуан, Макао, Мальта, Монако.
К третьей, наибольшей группе, по мнению Форума финансовой стабильности, принадлежат ОФЦ, имеющие низкий уровень качества надзора за проведением финансовых операций, которые не берут участия в международном сотрудничестве с другими государствами, а также не стремятся придерживаться в своей деятельности международных стандартов. Среди них Антигуа, Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Ливан, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Нидерландские Антильские острова, Панама, Сент-Китс и Невис, Сент-Лючия, Сент-Винсент и Гренадины, Западное Самоа, Сейшельские и Багамские острова, Теркс, Кайкос и Вануату.
В Рекомендации № 2 Рабочей группы, содержащейся в докладе Форума финансовой стабильности, существует положение, соответственно которому ФФС необходимо обратиться в МВФ с просьбой взять на себя ответственность за разработку, организацию и осуществление процесса оценивания деятельности ОФЦ. На основании этой Рекомендации МВФ была разработана Программа усиления контроля над финансовым регулированием в ОФЦ, направленная на борьбу с отмыванием «грязных денег» и финансированием терроризма («Offshore Financial Center Program»).
Программа охватывает 3 этапа: (а) самооценивание деятельности офшорных финансовых центров при участии внешних экспертов из числа специалистов в сфере пруденциального надзора, представителей центральных банков разных стран и сотрудников МВФ; (б) оценка выполнения международных стандартов специалистами МВФ; (в) комплексное оценивание рисков и уязвимости анализируемого ОФЦ с использованием других программ и систем оценки стабильности финансового сектора.
Под международными стандартами в рамках названной Программы попадают следующие сферы регулирования: (1) банковской деятельности - основные принципы эффективного банковского надзора («Core Principles for Effective Banking Supervision»), разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору; (2) страховой деятельности - основные принципы страхования («Insurance Core Principles»), созданные Международной ассоциацией органов страхового надзора (IAI); (3) ценных бумаг - цели и принципы регулирования ценных бумаг («Objectives and Principles of Securities Regulation»), разработанные Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO); (4) борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, - Сорок рекомендаций ФАТФ, являющиеся основными международными стандартами, а также Девять специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма.
Из сорока двух офшорных финансовых центров, упомянутых в пресс-релизе Форума финансовой стабильности в мае 2000 г., 23 - это государства - члены МВФ и 13 - зависимые страны или территории государств - членов МВФ.
Восемнадцать государств, являющихся оффшорными финансовыми центрами, получили в 2004 г. от МВФ техническую помощь в различных областях, включая помощь в разработке национального законодательства по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и с финансированием терроризма, а также в сферах надзора в банковском секторе, страхования и регулирования обращения ценных бумаг [11].
Некоторые государства, которые являются оффшорными финансовыми центрами, уже приняли реальные меры, направленные на создание правовой базы в области борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и с финансированием терроризма в соответствии с Рекомендациями МВФ и Всемирного банка. Например, значительное количество ОФЦ начали сотрудничать с МВФ и приняли четкий план действий по устранению недостатков в сфере правового регулирования, выявленных в ходе оценки ОФЦ в рамках упомянутой прежде Программы. Большинство ОФЦ приняли новые нормативно-правовые акты, направленные на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем, и с финансированием терроризма. Некоторые из них создали подразделения финансовой разведки. Эти государства присоединились к Группе "Эгмонт", которая представляет собой неофициальную организацию государственных ведомств -получателей конфиденциальной информации, общая цель которых - создание коллективного механизма для укрепления сотрудничества и обмена информацией, полезной для выявления и прекращения отмывания денег и финансирования терроризма.
Результаты, полученные в ходе исследования деятельности МВФ, Всемирного банка, Форума финансовой стабильности, ФАТФ, позволяют сделать соответствующие выводы.
1. Необходима постоянная работа с ОФЦ, направленная на улучшение правового регулирования их деятельности. Оффшорным финансовым центрам следует интенсифицировать усилия по приведению национальной законодательной базы и системы контролирующих органов в соответствие с международными стандартами, а в некоторых случаях отказаться от определенной деятельности. Приоритетными являются: (а) усиление борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и с финансированием терроризма; (б) улучшение системы регламентации и контроля в области ценных бумаг, страхования, трастов; (в) расширение международного сотрудничества и обмена информацией.
2. МВФ и Всемирному банку надо продолжить свою деятельность по оценке степени регулирования и функционирования ОФЦ и по предоставлению им технической помощи [11].
3. Международные финансовые центры, где кредитные учреждения производят операции в основном с нерезидентами и в иностранной для данной страны валюте, получили название финансовых центров «оффшор» (off-shor). Они, как правило, служат
«налоговым приютом», поскольку операции, осуществляемые в них, не облагаются налогами и свободны от валютных ограничений.
4. Интересам Украины отвечает уточнение и усовершенствование международно-правового регламента оффшорной деятельности, а также интенсификация международных усилий по приведению национального законодательства стран, являющихся оффшорными финансовыми центрами, в соответствие с международными стандартами. Приоритетные направления в этой области: (а) предупреждение использования офшорных финансовых центров для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, (б) улучшение международной и национальной системы контроля над трансграничным потоком средств и ценных бумаг, (в) расширение международного сотрудничества в этой сфере.
Список литературы: 1. Безуленко О. Роль офшорно'1 фшансово'1 дiяльностi у свгговш фшансовш система / О. Безуленко // Економют. - 2008. - № 1- С. 51-53. 2. Дев'ять спещальних рекомендацш FATF по боротьбi з фшансуванням тероризму. Група з розробки фшансових заходiв боротьби з вщмиванням грошей (FATF): неофш переклад. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://finmon.at.ua/stuff/24-1-0-55. 3. Конвенщя Оргашзацп Об'еднаних Нацш про боротьбу проти незаконного об^у наркотичних засобiв i психотропних речовин вщ 20.12.1988 р., (995 096). [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/995_096. 4. Конвенщя Оргашзацп Об'еднаних Нацш проти транснацюнально'1 оргашзовано! злочинносп вщ 15.11.2000 р., (995 789). [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: нttp://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_789. 5. Конвенщя Ради Свропи про вщмивання, пошук, арешт та конфюкащю доходiв, одержаних злочинним шляхом вщ 08.11.1990 р., (995_029). [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/ show/995_029. 6. Конвенщя ООН про умови реестрацп суден вщ 07.02.1986 р., (995_074). [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/ 995_074. 7. Кузьмин Е. Л. Международное экономическое право: учеб. пособ. / Е. Л. Кузьмин; отв. ред. К. А. Бекяшев. - М.: Проспект, 2008. - 200 с. 8. Мiжнародна конвенщя ООН про боротьбу з фшансуванням тероризму вщ 09.12.1999 р. (995_518). [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/995 518. 9. Мусин Е. Офшор: «вне берега» - вне закона? / Мусин Е. // Экономика и жизнь. - 1998. - № 51. - С. 19. 10. Офшшний сайт ООН. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: www.un.org. 11. Офшшний сайт Мiжнародного валютного фонду: [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: www.imf.org. 12. Офшшний сайт ФАТФ. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: www.fatf-gafi.org. 13. Офшшний сайт Оргашзацп економiчноi ствпращ та розвитку: [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: www.oecd.org. 14. Про запоб^ання та протид^ легалiзацii (вщмиванню) доходiв, одержаних злочинним шляхом, або фшансуванню тероризму: Закон Украши вщ
28.11.2002 р., № 249-IV. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/249-15. 15. Резолюцп Ради Безпеки ООН № 1368 (2001) i № 1737 (2001). [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon.nau.ua/doc/?code=995_896. 16. Сорок рекомендацш Групи з розробки фшансових заходiв боротьби з вщмиванням грошей (FATF): Кабшет Мтс^в Украши вщ
25.09.2003 р., (835_001). [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/835_001.
М1ЖНАРОДНО-ПРАВОВ1 ЗАСОБИ ФУНКЦ1ОНУВАННЯ ОФШОРНИХ
Ф1НАНСОВИХ ЦЕНТР1В Товкун I. М.
У статп дослщжуються проблеми, яю можуть породжувати офшорш фiнансовi центри, i заходи, спрямоваш на регулювання ix дiяльностi. Розглянуто сутшсть, умови дiяльностi, класифiкацiю св^ових офшорних фiнансовиx центрiв. Робиться висновок, що
Украша також мае сформулювати свою правову позищю iз цього питання.
Ключов1 слова: офшор, офшорний фiнансовий центр, фiнансовi операцп, легалiзацiя «брудних» грошей.
INTERNATIONALLY - LEGAL FACILITIES OF FUNCTIONING OF OFFSHORE FINANCIAL CENTERS Tovkun I. N.
In the article investigated problems that can generate offshore financial centers and events sent to adjusting of activity of such centers. Essence, terms of activity, classification of world offshore financial centers, is considered. Drawn conclusion that Ukraine also must set forth the legal position through this question.
Key words: offshore, offshore financial center, financial operations, legalization of «dirty money».
Поступила в редакцию 27.04.2013 г.