Научная статья на тему 'Политические элиты в услових глобальных информационно-коммуникационных процессов'

Политические элиты в услових глобальных информационно-коммуникационных процессов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INFORMATION AND COMMUNICATION PROCESSES / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / POLITICAL COMMUNICATION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / POLITICAL ELITE / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВЛАСТЬ / INFORMATION POWER / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MANAGEMENT DECISIONS / ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / HISTORICAL ANALYSIS / МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANIPULATIVE MANAGEMENT TECHNIQUES / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО / INFORMATION SUPERIORITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родионов Михаил Александрович

В статье рассматриваются роль и место политических элит в глобальных информационно-коммуникационных процессах. Используется ретроспективный исторический анализ процессов политической коммуникации. Обосновывается возрастающее значение влияния качества функционирования управленческих элит на развитие общества и государства в современном информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the role and place of political elites in the global information and communication processes. Used a retrospective analysis of historical processes of political communication. Substantiates the growing importance of the influence of the quality of functioning of administrative elites on the development of society and the state in the modern information society.

Текст научной работы на тему «Политические элиты в услових глобальных информационно-коммуникационных процессов»

международного правопорядка как своей конечной цели [4, с. 32-37]. При этом, позиция большинства западных стран (в том числе в рамках ООН) ограничивает свои подходы к борьбе с террором определением криминальной составляющей последнего. «ООН считает терроризмом только определенные деяния или деятельность: акты, методы и практику» [5, с. 8]. В то же время вопросы противодействия идеологии терроризма законодательно игнорируются.

В России были приняты Федеральные законы «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму». Отметим также изменения, внесенные в другие федеральные законы, тем или иным образом связанные с борьбой против терроризма, экстремизма и отмывания денег. Достаточно системно действия органов государственной власти, направленные на преодоление негативных последствий терроризма, раскрыты в Концепции национальной безопасности и многих других нормативных правовых актах. Законодательно определенные политико-правовые подходы к пониманию терроризма в России как «идеологии насилия и практике воздействия...» нашли развитие в положениях модельного закона «О противодействии терроризму», принятому странами СНГ в 2009 году [6, с. 1].

Предложения о внесении изменений в Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О борьбе с терроризмом» [7, с. 1]. направлены 1 ноября 2012 года президентом в Мажилис (нижняя палата парламента), которая одобрила его в первом чтении [8, с. 1]. Там в частности, включены установления, соответствующие положениям модельного закона.

Таджикистан и Туркмения выразили готовность к дальнейшей оптимизации законодательства в области антитеррористического противодействия и выработке мер не только против уголовного деяния, но и идеологии терроризма.

Республика Беларусь в своем законодательстве закрепляет по поводу осуществления теракта, что его «совершение на территории иностранного государства либо на территории дипломатического представительства, консульского учреждения, находящихся на территории Республики Беларусь... в целях провокации международных осложнений или войны либо дестабилизации общественного порядка в иностранном государстве», караются от 8 до 15 лет лишения свободы, если деяние совершено группой лиц, то на уже на срок до 20 лет. [9, с. 1].

Независимо от точки зрения на понимание терроризма, никто не может отрицать, что он стал действовать не только в локальном и региональном, но и в международном масштабе. Мировое сообщество сумело извлечь для себя ряд уроков. Стало ясно, что страны мирового сообщества должны предпринять согласованные шаги для того, чтобы раз и навсегда избавиться от этой опасности [10, с. 32-37].

Терроризм сегодня, оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества, обеспечения безопасности государств.

Складывающаяся в мире политическая обстановка на современном этапе, вынуждает учитывать то, что террористические организации напрямую несут угрозу миропорядку, но они же могут использоваться отдельными странами и в качестве орудия для разрешения собственных геостратегических задач. Поэтому необходимо не только признание первичности политической составляющей терроризма, неприемлемости в любой форме оправдания действий боевиков и поддержки идеологической, военной, финансовой террористическим ячейкам, но и выработка соответствующей аналитической и превентивной политики, обеспечивающей реальную антитеррористическую безопасность.

Список литературы

1. Трунов И.Л., «Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи» // Отв. Ред. Трунов И.Л., М.: Издательство Эксмо, 2005 / Комментарии к Российскому Законодательству, стр.13.

2. Сборник действующих договоров и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XXXIII. М., 1979.

3. Баранов П.П., «Правовое обеспечение борьбы с терроризмом в системе национальной безопасности России» // «Борьба с терроризмом: актуальные проблемы законодательного обеспечения: Сборник научных статей»//Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2003.

4. Лазарев И.Я. «Терроризм как тип политического поведения» // Соц.исследования 1993.

5. Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом // под общей редакцией д-ра юр. наук, профессора А.И. Долговой, канд. юр. наук Милинчук В.В. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007.

6. Модельный закон о противодействии терроризму. Принят на 33 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 33-18 от 3 декабря2009года) URL: http ://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc;base=INT;n=48667 Дата обращения 03.11. 2012 г.

7. Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О борьбе с терроризмом» //Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1999 № 19. Ст. 649; 2002, № 4. Ст. 32; 2005. № 23. Ст. 142.

8. URL: http://kant.kg/2012-11-14/popravki-zakono-datelstvo- voprosam/ Дата обращения 15.11. 2012 г.

9. Закон Белоруссии от 03.01.2002 г. № 77-3 «О борьбе с терроризмом».

10. Лазарев И.Я. «Терроризм как тип политического поведения» // Соц.исследования 1993.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ В УСЛОВИХ ГЛОБАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Родионов Михаил Александрович

Доктор военных наук, профессор, профессор кафедры национальной безопасности РАНХ и ГС, г. Москва, РФ АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются роль и место политических элит в глобальных информационно-коммуникационных процессах. Используется ретроспективный исторический анализ процессов политической коммуникации. Обосновывается возрастающее значение влияния качества функционирования управленческих элит на развитие общества и государства в современном информационном обществе.

ABSTRAKT

The article discusses the role and place of political elites in the global information and communication processes. Used a retrospective analysis of historical processes ofpolitical communication. Substantiates the growing importance of the influence of the quality of functioning ofadministrative elites on the development ofsociety and the state in the modern information society.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные процессы, политические коммуникации, политическая элита, информационная власть, глобализация, управленческие решения, исторический анализ, манипулятивные методы управления, информационное превосходство.

Keywords: information and communication processes, political communication, political elite, information power, globalization, management decisions, historical analysis, manipulative management techniques, information superiority.

В любом социуме политическая элита принимает ключевые решения, организует и контролирует посредством бюрократического аппарата их выполнение. Эти процессы, в интересах развития государства, общества и личности, должны находиться под контролем общества и служить его интересам. Вместе с тем, реализация управленческих функций требует соответствующих знаний и профессионализма. Разрешение этого противоречия является вопросом политической культуры и ценностных предпочтений, как политической элиты, так и всего населения. Существуют различные аспекты власти: философский, экономический, психологический, культурологический, политический и др. В современных условиях особое место занимает информационный компонент.

На всех этапах развития человечества элита выступала как субъект, запускающий коммуникационные процессы в социуме. В Древнем мире это осуществлялось посредством законодательства, содержащего представления о сакральном характере власти правителей, которые рассматривались как посредники между богом и народом. В Античности было начато осмысление коммуникации как инструмента воздействия на политическое сознание и поведение граждан. Первые попытки теоретического обобщения аспектов политической коммуникации принадлежат Аристотелю, раскрывшему коммуникационную сущность политики, что получило развитие в трудах Цицерона. Выдающимися мастерами влияния на массы были римляне, в частности Юлий Цезарь.

В Средневековье доминирование в духовной сфере определяло политическое господство. Так, отлучение от церкви являлось коммуникационным методом: решение о нем оглашалось так, чтобы максимальное количество людей получили информацию о том, кто и за что отлучен. Революционным шагом было изобретение Гуттенбергом печатного станка, что легло в основу формирования системы СМИ. Умелое управление общественным мнением демонстрировали правители итальянских городов-государств: Венеции, Генуи, Флоренции. В эпоху Возрождения Н. Макиавелли развил концепцию Платона и Аристотеля, основанную на целенаправленном воздействии на политическое сознание путем отбора, изменения содержания и интерпретации распространяемых сообщений.

В XVII веке в формировании мировоззрения возросла роль науки. Если до этого обмен новостной информацией в Европе был проблематичен, то в эпоху Ренессанса информация становится самостоятельным товаром, появляются специальные учреждения, занимающиеся ее распространением. Реформация подорвала, но не уничтожила полностью сакральные основы власти монархов. Лишь в конце XVIII христианские ценности оказались переведенными из религиозно-сакрального плана в этический. В ряде наиболее развитых стран сформировалась система представительной демократии. Важнейшей задачей появившихся политических партий стала политическая коммуникация. При этом партии играли роль ретрансляторов, которые передают информацию в обоих направлениях - от общества во властные структуры и от них к обществу.

В современном стремительно глобализирующемся мире коммуникативная природа власти основывается стремительном развитии информационно - коммуникационных технологий. В трудах многих ученых это выражается в оперировании понятием "информационной власти", как способности ее субъектов (государственных деятелей, политиков, журналистов, деятелей культуры) оказывать воздействие на индивидуальное и общественное сознание, поведение людей с помощью информации и коммуникаций. В частности, интересен подход Т. Парсонсома и Н. Лумана, интерпретирующий власть как средство коммуникации и рассматривающий ее как "символически генерализованное коммуникативное средство" [1, С.25].

Информационная власть не ограничивается только средствами массовой коммуникации как основным субъектом воздействия на общественное сознание. Субъектами информационной власти в современном мире могут быть не только СМИ и коммуникации, субъекты политической власти, но и само общество. К характерным особенностям информационной власти можно отнести: ла-тентность влиянии и связанное с этим меньшее сопротивление ей со стороны реципиентов; глобальность и оперативность распространения информации; влияние не только на социально-политические процессы, но и на морально-этические нормы социума; возможность массового политического манипулирования, управления политическими коммуникационными процессами.

Новые каналы коммуникации, например, социальные сети, успешно конкурируют с традиционными СМИ, организовывая реальное и виртуальное пространства сообразно сетевым принципам. Социальные сети формируют собственную информационную субкультуру, способствующую появлению как новых возможностей, так и информационных угроз для политических элит. По словам М. Кастельса, "Интернет является универсальным социальным пространством свободной коммуникации" [2, С.7]. При этом возникает вопрос о параметрах информационного пространства и ограничениях его свободы, возможностях и угрозах. Все это обусловливается особенностями сетей: воздействие на один из элементов сказывается на состоянии системы в целом, или на отдельных ее элементах, которые связаны с субъектом воздействия опосредовано.

Резкий рост и стремительное распространение информационных технологий, послужили причиной возникновения новых каналов коммуникации, затрагивая практически все стороны жизнедеятельности. Современные средства информационной индустрии обеспечили накопление и хранение огромных объемов информации. Это, с одной стороны, улучшило качество информационного обеспечения государственного и общественного управления, с другой - серьезно осложнило поиск необходимых информационных объектов, генерацию каузальных отношений между этими объектами, их анализ и адаптацию к нуждам конкретной (актуальной в данный момент) управленческой ситуации [3, С. 84].

Современный облик принадлежащих элите лиц характеризуется отсутствием у них сфокусированной воз-

можности интеграции и получения всей релевантной информации, достоверного системного анализа на основе информации от "всех источников", опосредующей в себе интеллект всех источников и обращающий его в отфильтрованный, достоверный и своевременный "управленческий интеллект". текущий управленческий процесс политических лидеров полагается почти полностью на поток "свободных информационных вводов", полученных от конкурирующей бюрократии, международных учреждений, субъектов олигархического сектора, преследующих собственные цели. В то же самое время потребность состоит в том, чтобы обеспечить сфокусированный к управленческой проблеме квант информации. Данные аспекты обеспечения информационной безопасности наиболее сложны в практической реализации, так как не могут быть сведены только к технологическим вопросам.

В рамках глобализации информационных отношений, а также с целью усиления своей роли (экономической, политической и военной) ведущие государства мира используют новый принцип информационной политики -необходимость достижения информационного превосходства, которое, в числе прочего, предполагает активизацию различного рода информационных атак [4, С. 68]. С позиций эффективного государственного и общественного управления достижение этого предполагает реализацию информационной экспансии: от различных по форме видов контроля над использованием национальных и интернациональных информационных ресурсов, до полного контроля над информационными ресурсами. Информационная экспансия как форма государственной информационной политики реализуется государственными институтами и негосударственными структурами под патронажем государства.

Возрастание информационной зависимости, увеличение емкости и мощности привлекаемых для управления информационных ресурсов, повышение открытости государственного управления являются позитивными моментами эволюции государственного и общественного управления. Одновременно они несут в себе негативные явления - проникновение современных информационных технологий в сферу дезорганизации государственного управления, прежде всего, на политическом уровне. Особую роль данные аспекты приобретают в современных условиях разворачивающейся мировой финансово-экономической рецессии, что предъявляет к политической элите повышенные требования в части знания основных положений антикризисного менеджмента [5, С. 130].

В современной России, при усложнении геополитической ситуации, просматривается тенденция усиления роли государства в ключевых секторах политики и экономики, продолжения курса "управляемой демократии", которая является разновидностью стиля авторитарного управления, характерного для всех этапов исторического развития страны. В этих условиях резко возрастает цена

принятых политическими лидерами управленческих решений. Здесь можно вспомнить яркий пример из истории, начавшей было возрождать в XI веке былое могущество Византии. Речь идет о катастрофической цене ошибки лидера элиты, когда в 1068 году из-за опрометчивости полководца Романа Диогена, провозглашенного императором, "Византийской империи был нанесен удар, от которого она так и не оправилась, хотя и смогла продержаться, в сокращенных размерах, в течение еще четырехсот лет" [6, С. 78].

Политическая элита нашей страны по-прежнему нередко мыслит и руководствуется категориями прошлого века, не использует современные информационные технологии управления, которые бы позволили оказывать требуемое влияние на формирование и развитие политических коммуникационных процессов в условиях современной глобализации. При этом, с учетом возможных резонансных последствий наложения негативного тренда мирового финансово-экономического кризиса и экономических санкций, чрезвычайно важно при принятии политических решений рассматривать отрасли социально-трудовой сферы не как "ресурсопотребляющие", за счет которых можно решать обостряющиеся социально-экономические проблемы, а как "ресурсообразующие", в которых формируется самый ценный компонент любого общества и государства - человеческий ресурс [7, С. 137].

Список литературы

1. Луман Никлас. Власть / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. (Серия "Образ общества"). М., Праксис, 2001. 256 с.

2. Кастельс М. / Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А.Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004 г. 328 с.

3. Родионов М.А., Волкова Т.А. Политические коммуникации и властные элиты. Коммуникология. Международный научный журнал. Том 6, № 4. М., 2014.

4. Родионов М.А. Методологические аспекты информационного аудита в менеджменте предприятия. Научный вестник МГТУ ГА, № 156 (6). М., 2010.

5. Родионов М.А. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений в антикризисном менеджменте. Научный вестник МГТУ ГА, № 131 (7), серия Менеджмент, экономика, финансы. М., 2008.

6. Б. Лиддел-Гарт. Стратегия непрямых действий / Пер. с англ. Б.Червякова, И. Козлова, С. Любимова. Серия "Энциклопедия военного искусства". М., "Издательство АСТ", СПб, "Terra Fantastica', 2003. 653 с.

7. Родионов М.А. Социально-политическая безопасность России. Учебное пособие. М., РАГС, 2009. 146 с.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО, КАК ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Эта статья посвящена анализу деятельности Фонда Генриха Бёлля как некоммерческой организации социально-политического спектра. Целью Фонда имени Генриха Бёлля является поддержание развития политической

Шитова Александра Вячеславовна

Студентка магистратуры НИУ-ВШЭ, г. Москва

культуры, поддержка демократического развития политических институтов, в том числе и российских. Деятельность Фонда осуществляется по четырем основным направлениям: демократия, гендерное развитие, экология и международное сотрудничество [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.