■ ■ ■ Трансформация политических коммуникаций в условиях динамики современных властных элит
Родионов М.А.1, Волкова Т.А.2
1. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.
2. ЗАО «Лидер», Москва, Российская Федерация.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы теории и практики политических коммуникаций в современных условиях функционирования властных элит, во взаимосвязи с динамикой глобальных геополитических изменений. При анализе трансформации политических коммуникаций исследуются антикризисные аспекты, вопросы информационной безопасности как составной части национальной безопасности, процессы формирования национальной идентичности, вопросы конкурентоспособности, когерентности политических элит и др.
Ключевые слова: политические коммуникации, политическая система, властная элита, политическая элита, информационная безопасность, национальная идентичность, конкурентоспособность, когерентность политических элит, антикризисное управление, исторический анализ
Дляцитирования: Родионов М.А., Волкова Т.А. Трансформация политических коммуникаций в условиях динамики современных властных элит // Коммуникология. 2019. Том 7. №1. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-1-128-142.
Сведения об авторах: Родионов Михаил Александрович, доктор военных наук, профессор факультета права и национальной безопасности РАНХиГС; Волкова Татьяна Александровна, начальник отдела правового сопровождения собственной деятельности юридического управления ЗАО «Лидер». Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр.1. E-mail: rodionov3413@ya.ru.
Статья поступила в редакцию: 28.01.2019. Принята к печати: 20.02.2019.
К настоящему времени наше государство значительно укрепилось, общество заметно оздоровилось по сравнению с "лихими" девяностыми. Вместе с тем, все актуальнее звучит вопрос. Как государство, ещё поколение назад обладающее фактическим статусом одной из двух супердержав, по-прежнему остающееся крупнейшей по площади страной мира, обладающее богатейшими природными ресурсами, внесшее во многом определяющий вклад в развитие научно-технического прогресса и культуры современной цивилизации, оказалось в настоящее время в кризисных условиях? До конца не преодоленный системный кризис после развала СССР, обостряющаяся современная мировая финансово-экономическая рецессия, расширяющиеся экономические санкции против нашей страны создают для нее стремительно обостряющуюся геополитическую ситуацию. При этом опасность резонансного взаимодействия пере-
численных факторов может поставить под вопрос, как три десятилетия назад, существование самой державы, ее системообразующего этноса.
Конечно, здесь дело не обошлось без геополитических контр-партнеров, перманентно реализующих планы удержания и укрепления своего мирового господства. Ведущееся с древнейших времен геополитическое соперничество морской и сухопутных сил, положения древних идей Сунь-Цзы и «стратегии непрямых действий» индустриальной эпохи Лиддел-Гардта гармонично оформились в современные концепции информационных войн. Безусловно, экономическая мощь, военная сила критически значимы для сохранения суверенитета и развития любого государства. Вместе с тем, в современных условиях реальное воздействие на геополитических контр-партнеров наиболее эффективно осуществляется именно в виде «непрямых действий», «мягкой силы». История свидетельствует, что англосакские элиты гроссмейстерски создавали кризисы в ключевых регионах мира и эффективно управляли ими в своих целях. Именно так разрушалась Российская империя в начале XX в., аналогичным образом произошел распад СССР Все это происходило в различных исторических, экономических, социально-психологических условиях. Вместе с тем, анализ закономерностей исследуемых событий показывает очевидные аналогии центробежных процессов, описанные в отечественной и зарубежной литературе.
Ключевая роль в процессах управления социумом принадлежит властным элитам, принимающим критически значимые для государства, общества, каждой отдельной личности решения. Разработка и принятие данных решений, их практическая реализация основаны на многочисленных процессах коммуникации, непрерывно осуществляемых во всех сферах жизнедеятельности личности, общества, государства и бизнеса. Разнообразие, огромное количество и разнородность таких процессов требует учета их специфики в каждой конкретной сфере. В данной статье рассматриваются процессы политической коммуникации, осуществляемые при формировании, функционировании и развитии современных властных (прежде всего, политических) элит.
В работе [Родионов, Волкова 2014: 83] ставился вопрос о специфике коммуникационных процессов в области политического элитизма. Во все времена элита являлась субъектом, генерирующим коммуникационные процессы в социуме. Еще в эпоху Античности осмысливалось значение коммуникации как инструмента воздействия на массы. В качестве носителя информации письменные источники в Средневековье были революционно заменены печатными, ставшими основой для формирования СМИ. Уже в эпоху Возрождения появились специализированные организации по генерации и распространению информации на коммерческой основе. В настоящее время коммуникативная основа политической власти основывается на стремительном развитии альтернативных каналов коммуникации и новых информационных технологиях.
По мнению М. Кастельса, правительства с большим недоверием относятся к свободной коммуникации в Интернете, поскольку их авторитет всегда основывался на контроле над информацией и коммуникацией, а свободная комму-
никация - самая подрывная практика из всех возможных, бросающая вызов институциональным властным отношениям, контролируемым бизнесом и правительством. Степень разнообразия и объем информации на входе, скорость взаимодействия и столкновения различных смыслов влияют на возможность коммуникационных процессов быть драйвером социально-политических перемен. Поэтому все формы политической власти и социального порядка основываются на эффективности контроля доминирующих акторов над процессом коммуникации. Чем значительнее медийные организации и сильнее в них организационная вертикаль, тем выше концентрация посылаемых ими сообщений и тем более точно определенным и подчиненным оказывается объект их воздействия [Кастельс: 11-12].
Э. Бернейс, автор термина «конструирование согласия», разработал теорию манипуляции массами посредством воздействия на инстинкты и глубинные психологические механизмы, эффективность которой обусловлена влиянием на неосознанную часть человеческого организма, что делает влияние латентным и неподдающимся логическому осмыслению. Интернет-пространство идеально вписывается в реализацию этой концепции [Бернейс].
Социально-политические и экономические изменения в нашей стране также неразрывно связаны с динамикой ее политических элит. В монографии [Родионов, Волкова 2016] было проведено ретроспективное исследование вопросов политического элитизма, анализировались процессы возникновения, формирования, функционирования и развития политических элит различных стран в разнообразные исторические эпохи (Древний мир, Средневековье, Новое время). Особое внимание было уделено властным элитам наиболее развитых стран Европы, Восточной Азии, США, а также отечественным политическим элитам во взаимосвязи с вопросами обеспечения национальной безопасности. Усиливающаяся динамика геополитических процессов последних лет требует дополнения данных положений качественно новыми аспектами.
Циклические теории Арриги, Броделя, Валлерстайна, Кондратьева, Тоффле-ра, Глазьева, материалы трудов Коэльо, Гало, Хикеля, Штрикштрока, Зиглера, прогнозы Аттали, Барроуза, Тоффлера и др. показывают, что глобальные тенденции предполагают резкое возрастание кризисных явлений во всех сферах жизнедеятельности. В докладе Национального разведывательного Совета США "Глобальные тренды: парадоксы прогресса" (январь 2017 г.) отмечается, что в ближайшие десять лет ведущие страны попадут в острейший глобальный кризис продолжительностью до 7-15 лет [Ларина, Овчинский]. Резонирование долгосрочных глобальных трендов с циклической мировой финансово-экономического рецессией, при обострении конфликтов во многих частях мира и внутри отдельных стран, определят социально-политическую ситуацию на ближайшее время. Это относится и к процессам функционирования политических элит. Государства в7, не восстановившие экономику до уровня начала первой волны мировой финансово-экономической рецессии 2007-2008 г.г., характеризует недостаточный экономический рост, недовольство населения последствиями глобали-
зации, коррупцией, снижением занятости и заработной платы вследствие автоматизации и роботизации, закредитованностью и др. Если бедные слои развитых стран пока готовы терпеть, надеясь на продолжение социальной поддержки, то средний класс настроен более решительно в плане борьбы с коррупцией, обеспечения возможности продолжения своей деятельности и сохранения сбережений. Современный глобальный мировой кризис не является просто циклическим кризисом капитализма. Это системный кризис догматически господствующей в настоящее время модели политического и экономического устройства, требующий срочного поиска вариантов выхода. Все это значительно снижает возможности маневра для политических элит, обуславливает необходимость изменения парадигмы управления, в том числе характера политических коммуникаций, используемых в последнюю четверть века большинством развитых стран.
Если в настоящее время, как и в прошлом, акторы политических коммуникаций аккумулируются в государственных институтах, то глобальные изменения ведут к эрозии последних. Политический вакуум начинает все стремительно заполняться крупнейшими транснациональными корпорациями и наднациональными глобальными институтами, криминальными организациями. В цивилиза-ционном масштабе нарушается важнейший антикризисный принцип опережающего развития системы управления по отношению к системе функционирования социума, что вызывает качественно новые кризисные явления. С одной стороны, ускорение научно-технического прогресса ведет к потере контроля за развитием прорывных технологий (биотехнологий, искусственного интеллекта и др.) в национальном и международном масштабах. С другой стороны, большая часть населения мира подвержена архаизации сознания и поведения. Разнонаправленная динамика таких критически значимых факторов обостряет кризисные процессы в политическом управлении.
Особую актуальность приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности политических коммуникаций [Шарков и др.]. Информационные процессы требуют намного меньше ресурсов, чем физические действия, но в состоянии генерировать намного более мощные материальные процессы. Посредством этого, небольшие организации, представляя себя в виртуальной пространстве влиятельной политической силы, могут брать под свой контроль в реальном пространстве большие сообщества. По располагаемым информационным ресурсам такие группы могут превосходить некоторые государства, действуя при этом трансгранично, без соблюдения правовых, моральных и этических норм. В настоящее время небольшие группы и даже отдельные лица способны управлять крупномасштабными системами посредством глобального сетевого киберпространства, что создает колоссальные возможности для негосударственных деструктивных сил, ограничивая влияние политических элит. Возможности сбора информации о представителях власти, новые информационные технологии доведения компрометирующих их сведений до населения позволяют подорвать доверие к политическим элитам, вызвать катастрофические для власти, но управляемые со стороны теневого предиктора конфликты. Реализа-
ция на современных компьютерных технических устройствах скрытных недокументированных возможностей, а также законодательство ряда развитых стран об интеллектуальной собственности, запрещающее анализировать особенности внутреннего устройства микросхем и программ, также способствуют латентному контролю киберпространства со стороны скрытых структур. Если первые четверть века своего существования глобальная мировая сеть выполняла позитивные функции политической коммуникации, то за последний аналогичный период Интернет-пространство все в большей степени становится местом подрыва национальных интересов, разрушения базовых ценностей общества, ареной глобального информационного противоборства.
Для наличия дееспособной политической элиты необходимо обеспечение эффективной политической конкуренции, которую необходимо рассматривать значительно глубже, нежели простое соперничество. Политическая конкуренция отображает состояние общества, при котором каждый уполномоченный субъект имеет шансы прийти к власти [Медушевский: 62]. При этом всякая монополизация коммуникативного пространства, препятствующая конкуренции со стороны политических оппонентов, создает опасность возможности развития социума. Вместе с тем, на практике политическая конкуренция может нарушить социально-политическую стабильность общества. Важнейшая задача - придать этому конфликтному процессу управляемый характер. На это способно лишь государство, решающее данную задачу, прежде всего, усилиями своих политических элит, принимающих в данной области критически важные решения и организующих их выполнение. Все это вписывается в современную парадигму антикризисного управления, в соответствии с которой содержание политического антикризисного менеджмента состоит не в борьбе с политическими кризисами (это лишит общество и государство фактора политического развития), а в управлении ими.
С одной стороны, в современных условиях для успешного противостояния угрозам национальной безопасности критически важна консолидация политических элит России. С другой стороны, необходимы разнородные, противоречивые, конфликтные составляющие элитарного политического спектра, как условие качественного обновления политической системы. Как направление поиска рационального баланса между этими противоречивыми тенденциями в предыдущих исследованиях было предложено использования понятия «когерентности» политического спектра современной России [Родионов, Волкова 2018: 115-126]. Данное понятие применяется при рассмотрении фундаментальных взаимодействий и в обобщающих их физических теориях, при моделировании бифуркационных состояний систем и вывода их в новое качественное состояние. Данные исследования тесно связаны с использованием для описания политических процессов квантово-полевых концепций. При этом рассматривается политическое взаимодействие посредством разнообразных коммуникационных процессов «корпускулярных» политических акторов в «непрерывном политическом поле». Решающая роль здесь отводится сетевым технологиям Интер-
нета как инструменту мгновенной коммуникации, объединяющей все мировое политическое пространство. Использование социальных сетей может, с одной стороны, давать новые возможности, с другой - создавать угрозы негативного влияния агрессивных коммуникаторов. При этом предполагается, что политические коммуникации носят квантовый характер, в результате чего может происходить переход политического поля в качественно новое состояние. Использование при описании политического информационного поля аппарата римано-вых тензоров является сложной математической задачей, как и разработка математического инструментария для описания динамики политических взаимодействий, все это далеко выходит за рамки предметной области журнала гуманитарной направленности.
Понятие «когерентности» трактовалось как согласованность политических целей и инструментов, применяемых странами ОЭСР индивидуально или совместно в свете их суммарного воздействия на развивающиеся страны» [Рикиэаки, Н^а]. В последние четверть века когерентность рассматривается как важная составляющая эффективности политики [Хакимжанов, Сейтенова: 6].
В качестве другого направления усиления когерентности политической системы авторами предложено использование известного принципа «золотого сечения» («целое так относится к средней части, как средняя часть относится к малой», что соответствует, согласно методу Фибоначчи [Прангишвили: 105], числу 1,6180339), который можно рассматривать в качестве принципа построения ие-рархичных структур в социально-политических системах. Распределение представительства различных политических сил между органами власти по «золотой пропорции» теоретически может повысить стабильность политической системы и ее эффективность. Вместе с тем, при анализе пропорций представительства в Парламентах ведущих западных стран, как и в современной России, «золотая пропорция» явно не прослеживается. Электоральная поддержка оппозиции в России в последние годы колебалась в диапазоне явно меньшем, чем идеальное соотношение по «золотой пропорции» (38%) [Санжаревский: 140]. Этим, в числе прочего, объясняется ее неспособность реально влиять на развитие страны. Политическая когерентность критически значима для получения синергетического эффекта при выборе эффективных стратегий на различных уровнях власти.
Конкурентоспособность современной политической элиты предполагает осуществление коммуникационных процессов доведения до населения разработанных политических концепций, механизмов их реализации, получения вотума доверия избирателей и его эффективного использования для планирования, организации и осуществления на практике предвыборных обещаний. Рассматриваемые политические коммуникационные процессы информационного обмена между политическими элитами и обществом должны непрерывно осуществляться в рамках демократического правового поля и носить итерационный характер. Государство не должно допускать перерастания политических конфликтов в силовые столкновения, а тем более геноцид по отношению к определенным группам населения.
В настоящее время в нашей стране наблюдается управляемая политическая конкуренция. Так, по мнению Е. Ясина «даже если, предположим, Путин стремился к демократизации и политической конкуренции, то в какой-то момент он столкнулся с дилеммой: либо неопределенность, свойственная демократии, либо управляемость демократии. Российский президент выбрал второй вариант» [Ясин: 143]. Это соответствует запросам большинства населения после катастрофических результатов реформ М.Горбачева и Б.Ельцина, а также интеграции элиты вокруг Президента в обострившейся геополитической обстановке, при продолжающемся усилении антироссийских западных санкций.
Анализ политической конкуренции в развитых странах Европы и США насторожил российскую элиту. Примеры победившего на выборах, но блокированного конгрессом, саботируемого чиновниками и либеральными СМИ Трампа, быстро теряющего популярность Макрона, Брекзита в Великобритании, отсутствия политического единства в Евросоюзе, миграционного кризиса, роста террористических угроз, центробежности общественных процессов на Западе демонстрируют опасность копирования западных подходов. Присутствующая там корре-лированность с политическим электоральным циклом воспринимается как уязвимость, а стабильность властной элиты России - как конкурентное преимущество в условиях турбулентности1.
Важным аспектом теории и практики политических коммуникаций является исследование процессов манипуляции сознанием отдельной личности и общественным сознанием в целом, формирующих определенную идентичность социума. Осуществление на практике такого манипулирования является критически важной задачей политических элит как во внутриполитической сфере, так и на международном уровне [Родионов, Волкова 2018: 126-137]. При этом понятие идентичности рассматривается как в узком (личностном, психологическом) смысле - бессознательный процесс, оформляющийся в ходе развития личности, так и в широком смысле, когда оно наполняется социальным содержанием. Идентичность можно рассматривать как устойчивую платформу ценностей, верований и убеждений, определяющих как повседневное поведение людей, так и их долговременных жизненные программы [Ларина, Овчинский]. При таком понимании разновидностями идентичности являются: ценностная (для западной культуры); религиозная (в основном, для мусульманских регионов); культурно-языковая (Китай, Япония и др. страны, где содержанием идентичности являются единые язык и культура).
Современные крупные развитые западные страны, уже не являясь национальными государствами, в условиях кризиса мультикультурных подходов, находятся в состоянии перехода к новым, более сложным моделям идентичности и соответствующим им политическим формам. У политических элит таких за-
1 Доклад «Политбюро 2.0: реновация вместо демонтажа». Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» [эл. ресурс]: http://minchenko.rU/netcat_files/userfiles/2/ □окитету/УиЫ1еупу^окШ_22.08.17^
падноевропейских стран, в условиях существования межнациональных институтов, идентичность носит не «вложенный», а «пересеченный» характер: элита такого рода не отрывается от национальных корней и не переходит полностью на европейский уровень. Целостная европейская политическая идентичность пока отсутствует, есть только предпосылки для формирования наднациональной европейской идентичности [Крестинина: 109-110]. В отличие от этого, для стран незападной цивилизации, в условиях ухудшения экономического состояния, лишении гражданских свобод, значение религиозной идентичности все более возрастает. Стремительное усиление мировой динамики и усложнение связанных с ней процессов критически усиливает дисбаланс, с одной стороны, между увеличением при глобализации унификации всех сфер жизнедеятельности социумов, с другой стороны, возможностью выживания всех видов идентичностей, коррелированной с ограничениями воздействия на социумы со стороны внешней среды. Современная глобализация осуществляет превентивную циркуляцию негативных клонов различных псевдокультур, информационно навязывая в процессе коммуникации их социумам других государств. Во многих случаях области идентичности не совпадают с политическими границами, в связи с чем, ослабление национальных государств усиливает противоречия между культурно-религиозными идентичностями.
Чрезвычайно важны исторические аспекты национальной идентификации, так как именно на моделировании прошлого создаются идентификационная мифология и этническая романтика. Для нашей страны это выражается, прежде всего, в ее особой цивилизационной роли. Для национальной идентификации, выстраивания эффективных процессов политической коммуникации властных элит с социумом чрезвычайно важен исторический опыт Византии, «Второго Рима», «духовной предтечи» Российской империи - «Третьего Рима», которая дала нам Православие, основы государственного устройства, богослужебный язык и письменность, герб - двуглавого орла.
Рассмотрим некоторые особенности процессов политических коммуникаций, осуществляемых политическими элитами наиболее развитых стран.
В США, начиная с создания «Комитета Криля» в 1917 г., государство широко использует опыт пиар-профессионалов и является главным спиннером и информационным контролером, а направленная интеллектуальная манипуляция общественными действиями и мнением рассматриваются как неотъемлемая часть демократического общества, позволяющая продвигать нужные политические решения. Недавний пример - победа на президентских выборах Б. Оба-мы путем создания не основанной на достижениях и результатах популярности, что укладывается в общую концепцию «спинн» коммуникаций. Отрицательными последствиями таких манипуляций являются периодические скандальные разоблачения, вызывающие апатию электората, падение доверия к политической элите, акции протеста и гражданского неповиновения, которые в настоящее время периодически происходят во всех демократических странах, вызывая социальную нестабильность.
Несмотря на усилия мировых и американских медиа-СМИ, активно формировавших негативный образ Трампа, на президентских выборах 2016 г, и, напротив, всеобщей полной поддержки Х. Клинтон, лидерство которой, подтверждалось участниками, экспертами и опросами, вся совокупность усилий обеспечила избирательное шоу Трампа и привела к противоположному результату. В 2016 г. был высок уровень социального пессимизма в американском обществе, на протяжении последних десятилетий наблюдавшего скандалы вокруг политических лидеров, в отсутствии результатов политической деятельности. Согласно опросу Вашингтон Пост в каждом штате около 54% давали мрачный прогноз о влиянии выборов на политические разногласия, 72 % зарегистрированных избирателей по всей стране говорили, что Америка не отражает их ценности [Balz, Guskin, 2016]. Основным коммуникативным призывом послания Д. Трампа стала национальная идентичность и возврат к традиционным американским ценностям. Трамп обещал вернуть рабочие места бедного «забытого» класса белых рабочих и восстановить его положение в социальной стратификации общества. Пиар-команда Д. Трампа, отказавшись от большого количества офисов в «полях» и дорогостоящей теле-рекламы, использовала в основном Интернет-СМИ и социальные сети, технологии Big-data, микротаргетирование. Личное общение с аудиторией через скандальные посты в Twitter, в противовес отсутствию в социальных сетях лично Х. Клинтон, позволило повысить доверие избирателей, заставило традиционные медиа освещать их. Сетевые медиа стали основным каналом информации для все возрастающего числа людей, действенным способом успешного воздействия на аудиторию, особенно молодежь, в обход телевидения и печатных СМИ.
В период президентства Д. Трампа политическая коммуникация в США претерпела существенные изменения. Публичные выступления и посты в Twitter, от призывов, разъяснений, предложений решения проблем до обоснованных и необоснованных обвинений оппонентов, стали привычным явлением. При этом Трамп делает «живые» эмоциональные и экспрессивные заявления в медиа-СМИ, воздействуя на эмоциональное состояние людей, апеллируя к традиционным ценностям американского общества, взывая к свободе, патриотизму, любви к Америке, что обеспечивает результат.
Изменения политической коммуникации британской элиты особенно интересны в сфере медиа-пространства, создания культуро-образующего дискурса, ценностей и убеждений для воспитания общества и направления его развития, переключения внимания людей на поверхностные аспекты жизни, удовлетворение первичных потребностей. Используются лучшие «фабрики мысли» (think-tank), такие как Институт прогрессивной политики, разработавший концепцию «Третьего пути» (Э. Гидденс). Данная концепция призвана скомбинировать социальное единство с развитием экономики, фиксируя внимание на равных возможностях, а не равных доходах, на стремление к созданию, а не распределению богатства, на замену классовой идеологии ценностями, близкими каждому - семья, безопасность. Британская элита использует спин - рамочную
социокультурную и социально-коммуникативную ситуацию конца ХХ в., утвердившуюся на разных уровнях общественной коммуникации (от межличностной до массовой) и характеризующуюся недиалектическим подходом к информации, преобладанием в ней интенции над фактическим содержанием, тоталита-ризацией управления информационными потоками с использованием манипу-лятивных дискурсивных и управленческих практик, разрушающих этические каноны и ценностные комплексы социума [Бодрунова: 252].
Сравнительный анализ осуществления процессов коммуникации британской политической элиты в референдумах 1975 и 2016 гг. показывает, что они различаются, как «пресловутый мел и сыр» [Jackson, Thorsen, Wring: 33]. Как сходство можно отметить, что явка избирателей была высокой в обоих случаях - 65% в 1975 г. и 72,1% в 2016 г.1 Аргументы «за» и «против» членства в ЕС в обоих случаях основывались на экономических преимуществах для Великобритании. А различия отразили процесс развития и изменения политической коммуникации. В 1975 г очные дебаты не были распространенным явлением, в то время как в 2016 г. их было множество.
Авторы доклада отмечают большую разницу в честности главных представителей политической элиты в обоих референдумах. В 1975 г. не было сомнений, что Р. Дженкинс, Т. Хит, Ш. Уильямс, Т. Бенн, М. Фут, П. Шор и Э. Пауэлл искренне верили в то, что делали. В 2016 г. непоследовательная политика (policy flip-flops) Д. Кэмерона и восторг от Brexit Б. Джонсона, реальные причины поведения которого сомнительны, вызвали всеобщее недоверие. Противники постоянно обвиняли друг друга в злоупотреблении доверием, лжи и введении в заблуждение общественности. Печатные СМИ также разделились в своих позициях: The Daily Express, The Sun, The Daily Star и The Telegraph транслировали идею выхода из ЕС, а The Guardian, The Daily Mirror, and the Financial Times выступали за сохранение членства в ЕС [Jackson, Thorsen, Wring, 2016: 33]. В 1975 г. избирателям предоставлялся максимум информации и разъяснений (интервью, репортажи т.д.) о Европейском сообществе, в 2016 таких усилий не было предпринято, предлагалась информация, но не разъяснения. Главным осведомителем в 2016 г. были телевизионные (преимущественно бегущие) новости. Результаты референдума по Brexit (свыше 50% проголосовали за выход Великобритании из ЕС) оказались неожиданными для экспертного и политического сообщества и спровоцировали негативные последствия для политической элиты, дискредитировав ее. В отличие от США в Великобритании не распространены теледебаты, в меньшем объеме происходит личное общение ведущих политиков с пулом журналистов.
Отметим запрос электората на изменение форм коммуникации во Франции, где, недовольный политикой Правительства средний класс, не обратившись к оппозиционным партиям и профсоюзам, самостоятельно проводил манифестации против топливных реформ и Правительства. Начавшись из-за роста цен
1 Итоговая явка в Великобритании на референдуме о Brexit составила 72,1%. 24.06.2016 [эл. ресурс]: https://ria.ru/20160624/1450628140.html
на топливо, когда в октябре 2018 г П. Людоски опубликовала в Facebook петицию против повышения цен, далее опубликованную изданием Le Parisien, протесты переросли в манифестации с призывами к отставке Президента. В Париже лидер «желтых жилетов» во время субботних акций протеста зачитала открытое письма президенту Э. Макрону. Мобилизация граждан произошла горизонтально, без использования традиционных организационных механизмов, в социальных сетях (Twitter, Facebook) и сайте онлайн-петиций Change.org. Организованный по такой схеме протест оказался для Правительства трудно контролируемым. СМИ, поддерживающие и приведшие Э. Макрона к власти в 2017 г., в 2018 г., запустили протестное движение.
В Германии более трети граждан (38%) желают, чтобы федеральный канцлер А. Меркель оставила должность до истечения срока полномочий в 2021 г., о чем свидетельствуют данные опроса, проведенного YouGov по заказу немецкого пресс-агентства. Однако 43% считают, что канцлер должна оставаться в должности до следующих выборов в Бундестаг, 8% затруднились ответить на вопрос1. Большинство немцев связывает негативные перемены с притоком в страну большого количества беженцев, что привело в 2018 г. к бунту в Хемнице в Восточной Германии. В своём новогоднем обращении канцлер Германии обозначила приоритетными вопросами на 2019 г. социальные проблемы государства и снижение социального неравенства. Общение с прессой происходит в основном с использованием телеканалов.
Внутрипартийные выборы (праймериз) Единой России 2016 г. проведенные, в связи с общественным запросом, в конкурентном формате транслировались всеми СМИ - теле-радио, печатными и интернет изданиями, социальными сетями. Участие уполномоченных спикеров - общественных деятелей, спортсменов, актеров, предполагало вызвать интерес и вовлечение в избирательный процесс потенциальных избирателей, обеспечив высокую явку. Предвыборный дискурс в позитивном виде включался в любой контент - новостной, аналитический, развлекательный, спортивный. Следует отметить практически полное отсутствие «живого» межличностного общения кандидатов.
До 2000-х гг. существовало преимущество печатных СМИ, с 2000-х гг. усиливается роль теледебатов и Интернет СМИ, а в последние годы преимущество перехватывают SMART-технологии (социальные сети, блоги, мессенджеры). Политические элиты используют новые СМИ в предвыборных кампаниях и внутренней политической борьбе. Страницы в социальных сетях (Facebook, Twitter, Instagram) имеют практически все российские политики, активные пользователи, ведущие диалоги и выражающие свое мнение по внутренней и международной повестке дня: Д. Медведев, Р. Кадыров, Н. Поклонская, вступают в диалог с пользователями, В. Жириновский, М. Захарова, Д. Рогозин, Е. Ройзиан,
1 Jeder Dritte will vorzeitigen Abschied von Merkel als Kanzlerin. 29.12.2018 [эл. ресурс]: https://www.welt.de/politik/deutschland/article186272614/Umfrage-Jeder-Dritte-will-vorzeitigen-Abschied-von-Merkel-als-Kanzlerin.html
А. Пушков, Г. Зюганов, С Миронов, представители системной и внесистемной оппозиции. Социальные сети позволяют создавать эффект присутствия, сокращать социальную дистанцию, формировать положительный имидж, контролировать параметры коммуникации, получать обратную связь в реальном масштабе времени, агитировать сторонников на участие в различных акциях. Правительство Москвы эффективно использует интернет-платформу «Активный гражданин», созданную для решения проблем городской инфраструктуры, проявления гражданской инициативы и мониторинга настроений жителей. Создаются онлайн-платформы праздничных городских мероприятий, например, «Путешествие в Рождество» и т.д.
Вместе с тем, современное состояние российского общества характеризуется усилением внутренней социально-политической напряженности. «Маятниковые» решения по пенсионной реформе, далекая от социальной справедливости налоговая шкала обложения для богатейших слоев населения, странные, с социальной точки зрения, изменения во многих отраслях социально-трудовой сферы вызывают естественную ностальгию по советским временам у большинства представителей старших слоев населения, неверие в социальную справедливость реформ со стороны постсоветских поколений. В целом, все более усугубляются противоречия между поддерживаемой большинством населения патриотической внешней политикой и не воспринимаемым подавляющим большинством социума внутренним либерально-экономическим курсом. Данный гибридный характер государства и общественно-политической системы ведет к образованию коммуникационных «тромбов», как результат неверия в проводимые преобразования, к отсутствию эффективной обратной связи, которая является необходимым условием эффективного управления в любой области, в том числе политическом менеджменте. Все это играет на руку геополитическим контрпартнерам, создающим латентную среду для осуществления «цветных революций». Рассмотренные в предыдущих исследованиях механизмы таких революций также основаны на процессах политических коммуникаций, как и методы противодействия им. Социальные сети являются идеальным инструментом моделирования и мобилизации групп пользователей, организации протестов. Эффективное использование социальных сетей политическими элитами России целесообразно осуществлять в рамках соответствующей системы информационной безопасности. При этом особую важность приобретает правовое регулирование Интернет-пространства.
Выводы
В целом, властная элита в силу своего привилегированного положения в обществе и государстве способна оказывать определяющее влияние на формирование и развитие политических коммуникационных процессов. Вместе с тем, в современном мире стремительно нарастают новые информационные угрозы и опасности, эффективное противодействие которым должно осуществляться
непрерывно и носить системный характер. Критически важную роль имеет наличие достаточного уровня информационных компетенций у представителей политических элит. При обеспечении информационной безопасности коммуникационных процессов, осуществляемых политическими элитами страны, необходимо учитывать, что решение данных вопросов определяется, в числе прочего, уровнем развития современных информационных технологий, которые совершенствуются чрезвычайно высокими темпами. Здесь важны не просто конкретные решения, но и сами механизмы генерирования новых, в том числе креативных решений, позволяющие функционировать и развиваться в условиях геополитической динамики, в русле современного научно-технического прогресса.
Источники
Бернейс Э. (2016). Кристаллизация общественного мнения. Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс».
Бодрунова С.С. (2010). Современные стратегии британской политической коммуникации. М.: Товарищество научных изданий КМК.
Кастельс М. (2017). Власть коммуникации: учеб. пособие / М. Кастельс; пер. с англ. Н.М. Тылевич; пер. с англ. предисл. к изд. 2013 г. А.А. Архиповой; под науч. ред. А.И. Черных. 2-е изд., доп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
Крестинина Е.С. (2011). Формирование европейской политической идентичности в контексте европейской интеграции. // Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции (ИМЭМО РАН, 21-22 окт. 2010 г.). М., ИМЭМО РАН. С. 109-110.
Ларина Е., Овчинский В. (2017). Разведка США: преступность, терроризм и новые технологии ближайшего будущего. Доклад Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции: парадоксы прогресса» [эл. ресурс]: http://zavtra.ru/blogs/authors/14599.
Основы конституционного строя России: двадцать лет развития (2013). / Под ред. А.Н. Медушевского. М.: Институт права и публичной политики.
Родионов М.А., Волкова Т. А. (2018). Политические элиты и национальная идентичность // Социально-гуманитарные знания. № 4. С. 126-137.
Родионов М.А., Волкова Т.А. (2016). Политические элиты: история и современность: Монография. М.: АНО РЖ «Социально-Гуманитарные знания».
Родионов М.А., Волкова Т.А. (2014). Политические коммуникации и властные элиты. // Коммуникология. Т.6, № 4.
Родионов М.А. (2009). Социально-политическая безопасность России. Учебное пособие. М., РАГС.
Прангишвили И.В. (2003). Энтропийные и другие системные закономерности: Вопросы управления сложными системами. Ин-т проблем управления им. В.А. Трапезникова. М.: Наука. С. 105.
Санжаревский И.И. (2004). Пропорциональность в современных социально-политических отношениях / Под ред. проф. В.М. Долгова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.
Хакимжанов С., Сейтенова Ай-Гуль С. (2013). В поисках когерентности: торгово-промышленная политика Казахстана. Доклад №18. Институт государственного управления и политики.
Шарков Ф.И., Силкин В.В., Абрамова И.Е., Кириллина Н.В. (2018). Нарушения информационной экологии в медиапространстве // Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ. Т. 18. № 4. С. 765-775.
Ясин Е.Г. (2005). Приживется ли демократия в России. М.: Новое издательство. Balz D., Guskin E. (2016). In Every State, Pessimism about Trump, Clinton and the Impact of the Election [access mode]: https://www.washingtonpost.com/politics/in-every-state-pessimism-about-trump-clinton-and-the-impact-of-the-election/2016/09/06/ecff15d0-739a-11e6-b786-19d0cb1ed06c_story.html?noredirect=on&utm_term=.b3701ce3ead1.
Fukusaku K., Hirata А. (1995). OECD and ASEAN: Changing Economic Linkages and the Challenge of Policy Coherence', in 'OECD and the ASEAN Economies: the Challenge of Policy Coherence'. OECD.
Jackson D., Thorsen E., Wring D. (2016). EU Referendum Analysis 2016: Media, Voters and the Campaign. Early reflections from leading UK academics. The Centre for the Study of Journalism, Culture and Community. Bournemouth University. Dorset Digital Print Ltd. P. 33.
■ ■ ■ Transformation of Political Communication in the Context of the Dynamics of Modern Power Elites
Rodionov M.A.1, Volkova T.A.2
1. Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA), Moscow, Russia.
2. CJSC "Leader", Moscow, Russian Federation.
Abstract. The article dwells upon the theory and practice of political communications in the modern conditions of the functioning of power elites, in conjunction with the dynamics of global geopolitical changes. Analyzing the transformation of political communications, we illustrate anti-crisis aspects, issues of information security as an integral part of national security, the processes of forming national identity, issues of competitiveness, coherence of political elites.
Keywords: political communication, political system, power elite, political elite, information security, national identity, competitiveness, coherence of political elites, crisis management, historical analysis
For citation: Rodionov M.A., Volkova T.A. Transformation of Political Communication in the Context of the Dynamics of Modern Power Elites. Communicology(Russia). 2019. Vol. 7. No.1. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-1-128-142.
Inf. about the authors: Rodionov Mihail Alexandrovich, Dr. Sc. (Milit.), professor at the department of national security, RANEPA; Volkova Tatiana Aleksandrovna, head of the legal support department, CJSC «Leader». Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky av. 82. Е-mail: rodionov3413@ya.ru.
Received: 28.01.2019. Accepted: 20.02.2019.
References
Balz D., Guskin E. (2016). In Every State, Pessimism about Trump, Clinton and the Impact of the Election [access mode]: https://www.washingtonpost.com/politics/in-every-state-pessimism-about-trump-clinton-and-the-impact-of-the-election/2016/09/06/ecff15d0-739a-11e6-b786-19d0cb1ed06c_story.html?noredirect=on&utm_term=.b3701ce3ead1.
Bernays E. (2016). Crystallization of public opinion. Per. from English M.: Williams (In Rus.).
Bodrunova S.S. (2010). Modern strategies of British political communication. M.: Partnership of scientific publications KMK (In Rus.).
Castells M. (2017). The power of communication / M. Castells; transl. N.M. Tylevich; per. from English foreword to ed. 2013 A.A. Arkhipova; 2nd ed. M.: Higher School of Economics (In Rus.).
Fukusaku K., Hirata A. (1995). OECD and ASEAN: Changing Economic Linkages and the Challenge of Policy Coherence', in 'OECD and the ASEAN Economies: the Challenge of Policy Coherence'. OECD.
Jackson D., Thorsen E., Wring D. (2016). EU Referendum Analysis 2016: Media, Voters and the Campaign. Early reflections from leading UK academics. The Centre for the Study of Journalism, Culture and Community. Bournemouth University. Dorset Digital Print Ltd. P. 33.
Khakimzhanov S., Seytenova Ai-Gul S. (2013). In search of coherence: the trade and industrial policy of Kazakhstan. No. 18. Institute of Public Administration and Policy (In Rus.).
Krestinina E.S. (2011). Formation of European political identity in the context of European integration. // Identity as a subject of political analysis. Collection of articles on the results of the All-Russian Scientific-Theoretical Conference (IMEMO RAN, October 21-22, 2010). M., IMEMO RAN. P. 109-110 (In Rus.).
Larina E., Ovchinsky V. (2017). US intelligence: crime, terrorism and new technologies in the near future. The report of the US National Intelligence Council "Global trends: the paradoxes of progress" [el. source]: http://zavtra.ru/blogs/authors/14599 (In Rus.).
Prangishvili I.V. (2003). Entropy and other systemic laws: Questions of control of complex systems. Inst of problems of management. V.A. Trapeznikova. M.: Science. P. 105 (In Rus.).
Rodionov M.A. (2009). Socio-political security of Russia. Tutorial. M.: RAGS (In Rus.).
Rodionov M.A., Volkova T.A. (2014). Political communications and power. Communicology. Vol.6, No. 4 (In Rus.).
Rodionov M.A., Volkova T.A. (2016). Political elite: history and modernity: Monograph. M.: Social and Humanitarian Knowledge (In Rus.).
Rodionov M.A., Volkova T.A. (2018). Political elites and national identity. Social and humanitarian knowledge. No.4. P. 126-137 (In Rus.).
Sanzharevsky I.I. (2004). Proportionality in modern socio-political relations / Ed. prof. V.M. Dol-gov. Saratov (In Rus.).
Sharkov F.I., Silkin V.V., Abramova I.E., Kirillina N.V. (2018). Violation of Information Ecology in Media Space. RUDN Journal of Sociology, 18 (4), 765-775.
The foundations of the constitutional system of Russia: twenty years of development (2013). / Ed. A.N. Medushevsky. M.: Institute of Law and Public Policy (In Rus.).
Yasin E.G. (2005). Will take root democracy in Russia. M.: New Publishing (In Rus.).