-\
122
Политическая культура и идеологии
В.В. Колпаков
Влияние интернет-технологий на формирование политической культуры российской молодежи
В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии, оказывающие непосредственное влияние на политическую культуру современной молодежи. В частности, интернет является универсальным политико-ориентированным инструментом, который позволяет решать задачи, среди которых информационное сопровождение деятельности органов власти, налаживание политического диалога между институтами власти и гражданским обществом, а также формирование политической культуры населения. Цель статьи - предложить направления совершенствования политической культуры молодежи посредством использования информационно-коммуникационных технологий, в частности, интернета.
Ключевые слова: политическая культура, политическая культура молодежи, информационное общество, политический процесс, гражданское общество.
Формирование политической культуры молодежи представляет собой стратегическую задачу современного государства. На наш взгляд, под политической культурой следует понимать совокупность знаний о политическом процессе и его субъектах, комплекс социально-психологических установок, стиль и шаблоны поведения общества, граждан при взаимодействии с органами власти, что влияет на восприятие институтов власти в административно-политическом пространстве и политическую активность [28, с. 119].
Необходимость исследования влияния электронных информационных источников на общественное мнение и поведение населения,
в частности, молодежи, не вызывает сомнений. Виртуальное простран- ¡2 5 ^ ство является инструментом политического информирования и ком- ^ 2 г-с муникации. Благодаря увеличившемуся массиву данных, который 'о з ° доступен и распространяется в виртуальном пространстве, интернет § ^
о
превращается в универсальный инструмент политической деятельно- ^ ^ сти. В период с 2008 по 2016 гг. количество Интернет-пользователей ^ в России в возрасте от 16 лет и старше увеличилось в 2,77 раза и соста- о вило 84 млн чел. или 70,4% населения страны [14]. При этом о роли данного сегмента рынка говорится на самом высоком уровне. В «Послании президента РФ Федеральному собранию» в 2016 г. В.В. Путин отметил, что одной из самых быстроразвивающихся отраслей в России стала ГГ-индустрия, подчеркнув, что объем налоговых отчислений в 2010 г. составил 28 млрд руб., а через два года - 54 млрд руб. «Уверен, уже в ближайшее десятилетие есть все возможности сделать ГГ-индустрию одной из ключевых отраслей России», - отметил президент [23].
Поступательная интернетизация РФ способствовала росту электронных СМИ, в т.ч. тех, которые осуществляют деятельность исключительно в сети. Так, наличие официального портала печатного издания является распространенной практикой, а чтение новостей в сети - нормой для 64% россиян. Кроме того, виртуальное пространство приобрело популярность среди граждан, являющихся активными пользователями социальных сетей (66%). Однако самым популярным применением интернета является поиск информации (80%), что подтверждает изменение общественных предпочтений российского общества, т.е. компонента политической культуры [7]. Если раньше при поиске информации было принято обращаться к книгам, прессе и экспертам, то сейчас на первое место вышел интернет. Иными словами, социальные сети предоставили населению право выбора источника информации, что подразумевает наличие разных точек зрения, в отличие от традиционных СМИ. Свободное размещение комментариев в интернете позволяет любому пользователю виртуального пространства реализовать на практике принцип свободы, который зачастую понимается буквально. Тот факт, что для поиска требуемой информации в первую очередь граждане обращаются к виртуальному пространству, позволяет заявить о необходимости наполнения интернета качественным контентом. В данном случае, речь идет о публикации статистических материалов, своевременных пресс-релизов и контактных данных органами власти и иными субъектами общественно-политического процесса.
Увеличение скорости доступа к виртуальному пространству и специфика интернет-ресурсов оказали влияние на развитие сервисов видеохостинга в России. В частности, сервис YouTube по состоянию на 2016 г.
j
го s
S E обогнал российские федеральные телеканалы по охвату и влиянию о на аудиторию. Он расположился на четвертом месте (81%), уступив ^ g лишь поисковым сервисам, таким, как Google и Яндекс, а также соци-
го
5 s альной сети ВКонтакте [27]. Контент, распространяемый в сервисе ш .
видеохостинга, значительно отличается от транслируемого в эфире
ь-
| телеканалов, а его содержание можно охарактеризовать как достаточно с дифференцированное, по причине того, что каждый зарегистрированный пользователь может создать личный канал и выражать собственную позицию, формируя вокруг себя собственную группу единомышленников и предлагая свою совокупность ценностей.
Появление мобильного интернета также способствует дальнейшему становлению информационного общества. Согласно социологическим исследованиям, 62 млн человек ежемесячно используют интернет в своем мобильном устройстве. Примечательно, что 101 минуту ежесуточно проводят в мобильном интернете граждане в возрасте от 12 до 64 лет, а в возрастной группе 12-24 года данный показатель составляет 124 минуты [18]. На наш взгляд, в ближайшем будущем, с увеличением вычислительной мощности мобильных устройств и доступностью их более широкому кругу лиц, количество времени, проводимого в интернете «на ногах», значительно превысит время нахождения пользователей за компьютерами.
Компьютеризация и интернетизация способствовали появлению официальных интернет-ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, общественно-политических организаций и коммерческих учреждений. Так, в 2016 г. на заседании Совета по региональной информатизации Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности был представлен рейтинг регионов по уровню развития информационного общества, который учитывает использование информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности субъектов РФ. Среди них - использование электронного правительства в образовании, здравоохранении, культуре, предпринимательстве и торговле, сельском хозяйстве, транспорте, социальном управлении, жилищно-коммунальном хозяйстве и ряде других. Отметим, что на данный момент лидерами являются города федерального подчинения: Москва и Санкт-Петербург, а замыкает тройку регионов-лидеров Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [17]. По нашему мнению, данный рейтинг является отражением текущей ситуации использования информационно-коммуникационных технологий органами власти.
Компьютеризация и интернетизация существенным образом влияют ™ 5 S
<-J _Q
на российский социум и способствуют формированию информационно- ^ g го общества. Современная политическая коммуникация органов власти 'о з ° с участниками политического процесса выступает средством трансля- § ^ ции политической культуры, что может стать основой взаимодействия ^ ^ государства и гражданского общества [2]. Отметим, что в РФ имеют > официальные сайты президент, правительство и Федеральное собра- о ние (Государственная Дума, Совет Федерации), а также их структурные подразделения - министерства и комитеты. Данные ресурсы содержат нормативно-правовую базу осуществления властных полномочий, структуру и имена должностных лиц, компетенцию институтов власти, формы и порядок обращения в органы власти и т.п. По нашему мнению, именно перечисленная совокупность компонентов образует электронное правительство [25, с. 87].
В России интернет-пользователями являются 70% населения (84 млн чел.), при этом среди молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет -97% [14]. Примечательно, что 47% опрошенных ежедневно пользуются сетью [8]. Подчеркнем, что самой активной частью российских интернет-пользователей является именно молодежь, которая чаще других прибегает к использованию социальных сетей: ВКонтакте - 40%, Одноклассники - 34%, Facebook - 9%, Мой мир на mail.ru - 7%, Twitter - 5%, Мой круг - 3%, Живой журнал - 3%, другое - 2% [22].
Российское интернет-сообщество, являющееся субъектом политической культуры современной молодежи, можно охарактеризовать как дифференцированное. Так, самой популярной социальной сетью в России является ВКонтакте, в частности, среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет (86%). Однако граждан старше 60 лет, использующих данный ресурс, существенно меньше (21%). Отметим, что конкурирующую платформу Одноклассники используют россияне с начальным (50%), средним (51%), неполным высшим (34%) и высшим образованием (34%), из которых 53% - женщины и 30% - мужчины [20]. Иными словами, на примере популярности социальной сети ВКонтакте мы можем констатировать, что молодые люди предпочитают именно русифицированные интернет-ресурсы, которые обладают широким функционалом, что позволяет консолидировать общие усилия и найти единомышленников. Прагматичный подход в использовании социальных сетей объясняется их различными сценариями применения (межличностная коммуникация, чтение новостей, образовательная деятельность, ведение бизнеса, информирование аудитории), вкупе с минимальными капиталовложениями.
го ^
ж Е Таким образом, интернет в РФ становится основным инструментом ё| § информационного сопровождения деятельности органов власти, кото-^ ^ рый совместно со СМИ обеспечивает общество сведениями об испол-* ы нении властных полномочий. Однако сеть, в отличие от традиционных СМИ, обладает возможностью оперативной обратной реакции, которая позволяет осуществлять постоянную коммуникацию власти и граждан-^ ского общества [5]. Кроме того, на основе социологических исследований мы можем определить, что среднестатистическим российским интернет-пользователем является образованный молодой человек в возрасте до 35 лет, активно использующий сетевые ресурсы для поиска необходимой информации, общения в социальных сетях и чтения новостей. Данное обстоятельство позволяет рассматривать Интернет в качестве стратегического политико-ориентированного инструмента при работе с населением, т.к. открытость и многообразие сетевых ресурсов позволяют распространять в сети ценности и традиции, которые при поступательных и последовательных действиях позволят привлечь к активной гражданской деятельности молодежь, участие которой в данный момент минимально [29, с. 106].
Характеризуя политическую культуру современной молодежи, следует отметить ее представителей - будущих избирателей (в возрасте от 12 лет), которые ежедневно используют интернет для различных целей и представляют собой стратегический ресурс государства, т.к. в ситуации постоянно увеличивающего информационного потока молодежь оказывается под влиянием различных источников, как отрицательных, так и положительных. В связи с этим, на данном этапе развития подростку существенно сложнее найти свою гражданскую позицию. При этом нынешнее молодое поколение характеризуется как мобильное, самостоятельное, интересующееся информационными технологиями и стремящееся к успешной карьере. Вместе с тем, интернет позволяет им вступать в различные тематические группы по интересам, участвовать в разнообразных событиях [13, с. 57]. Однако молодежь обладает самой низкой готовностью участия в выборах, что продиктовано конформизмом и стремлением к высокому доходу, достижению высоких стандартов жизни [19].
Объясняется это низким уровнем информированности молодежи о возможностях своего участия в различных политических мероприятиях: демонстрациях, митингах, выборах. Аполитичность молодежи естественным образом беспокоит как государственную власть, так и политические партии [26, с. 106]. На примере избирательной кампании и непосредственно процедуры волеизъявления, которые выступают ключевыми этапами политического процесса, мы отмечаем отсутствие
127
О"
базовых знаний (о цели и задачах выборов; об участниках голосования; у ^ о месте и сроках голосования) у молодежи [31]. По причине того, что ^ s г-с молодое поколение не владеет базовой информацией, оно не понимает з ° сути избирательного процесса, а, следовательно, не видит смысла соб- § ^
_ о
ственного участия, руководствуясь принципом «без меня все решат». ^ ^ При этом следует подчеркнуть, что противоречия с принципом демокра- ^ тии система политического просвещения не предполагает [30].
На наш взгляд, чтобы нивелировать аполитичность молодого поколения, требуется формирование у него уверенности в собственных силах и возможностях, а также организаторских навыков и опыта самоуправления для решения значимых задач и достижения общественно-политических целей. Именно работа в данном направлении должна способствовать как инициативности, так и осознанию ответственности за свои решения и поступки в будущем. В связи с этим, следует подробнее остановиться на следующих предложениях.
Во-первых, необходимо задействовать потенциал мобильных приложений. Сегодня количество времени, проводимого в интернете с помощью мобильных устройств, практически сравнялось со временем, проводимым за персональными компьютерами, и составляет порядка 2-х часов в сутки для молодых людей в возрасте 12-24 лет. Следует отметить, что современные интернет-порталы, социальные сети, сервисы видеохостинга и прочие платформы обладают собственными официальными приложениями для мобильных устройств на базе операционных систем Android и iOS, которые предоставляют полный функционал в смартфоне. Так, например, сеть ВКонтакте представлена не только настольной и мобильной версией ресурса, но и специализированным программным обеспечением для мобильных (Android, iOS, WP) и настольных платформ (Windows 10, macOS). Было выпущено официальное приложение Пенсионного фонда РФ, упрощающее взаимодействие с данным учреждением. В частности, узнать состояние индивидуального лицевого счета, записаться на прием и заказать необходимые документы стало возможным без ожидания в очереди [6]. При этом интернет-пользователи при наличии мобильной версии интернет-ресурса и мобильного приложения сегодня выбирают преимущественно специализированное программное обеспечение [21]. По мнению министра связи и массовых коммуникаций России Н.А. Никифорова, мобильные устройства применяются в 60% случаев использования населением виртуального пространства [24]. Иными словами, актуальность использования специализированного программного обеспечения не вызывает сомнений, т.к. база знаний, средство коммуникации и источник новостей находится у каждого молодого человека буквально на ладони, что
го ^
ж Е оказывает влияние на стиль его поведения как одного из компонентов
ё| § политической культуры.
^ ^ Во-вторых, в апреле 2017 г. на рассмотрение Государственной Думы
§ ы Федерального собрания РФ был внесен проект закона «О правовом
си
регулировании деятельности социальных сетей», согласно которому предлагается установить запрет на использование социальных сетей
^ лицами, не достигшими 14-летнего возраста. По мнению автора законодательной инициативы, депутата Государственной Думы В.В. Милоно-ва, изменения позволят оградить молодежь от запрещенной информации (нецензурная брань; информация, формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи) и вовлечения в организацию и проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций. Кроме того, проект закона предусматривает введение запрета на применение социальных сетей и коммуникационных платформ в рабочее время для бюджетных организаций и лиц, которые находятся на государственной службе [16].
На наш взгляд, данная законодательная инициатива своевременна, однако требует доработки. Так, запрет на использование социальных сетей для учреждений и государственных служащих, по нашему мнению, недопустим, т.к. информационно-открытые институты власти и должностные лица представлены в сети и активно информируют население о своей деятельности, а также взаимодействуют с обществом, в т.ч. с молодым поколением. К их числу следует отнести политические партии, представленные в Государственной Думе, и их руководителей, глав российских регионов и представителей органов местного самоуправления [12].
Ограничение использования социальных сетей лицами, не преодолевшими возрастной барьер, установит лишь преграду свободной коммуникации молодежи. Кроме того, в законопроекте не регламентируется использование программного обеспечения для обмена сообщениями (мессенджерами), которое может быть альтернативным средством коммуникации в случае принятия изменений в законодательство. По нашему мнению, необходимо использовать Единую систему идентификации и аутентификации для регистрации и авторизации пользователей социальных сетей, которая представляет собой «электронный паспорт» гражданина. Сегодня данный алгоритм применяется в функционировании таких интернет-ресурсов, как «Госуслуги», «Российская общественная инициатива», «Личный кабинет налогоплательщика» [4]. На наш взгляд, публикация достоверных данных лиц, применяющих социальных сети в противоправных целях, избавит виртуальное пространство от поддельных страниц в социальных сетях, а также повысит культуру
129
О ^
использования интернет-ресурсов. Иными словами, отсутствие аноним- ¡2 5 ^ ности должно повысить значимость каждого действия, совершенного ^ s в интернете, например, оставленного пользователями комментария, 'о з ° а также мобилизовать чувство ответственности за иные действия в вир- § ^
о
туальном пространстве. ^ е^
В-третьих, применение Единой системы идентификации и аутенти- ^ фикации уместно при организации голосования в интернете. Реализа- о ция данного предложения позволит минимизировать затраты на подготовку печатных материалов, а также упростит процесс голосования лицам, проживающим в удаленных от избирательных участков местностях. По мнению советника президента РФ по интернету Г.С. Клименко, онлайн-голосование является несложной технической задачей, решение которой возможно в короткие сроки [3]. На наш взгляд, предоставление возможности интернет-голосования способно увеличить количество избирателей, участвующих в избирательных кампаниях, в частности, привлечь молодежь, за счет создания комфортных условий знакомства с кандидатами, представленными в избирательном бюллетене, и упрощения процедуры реализации активного избирательного права по аналогии с социальными сетями («мне нравится» (like)). Отметим, что интернет-голосование сегодня активно используется в Бразилии, Великобритании, Эстонии, что продиктовано интеграцией информационно-коммуникационных технологий в политический процесс, связанной с экономией бюджетных средств и стремлением охватить большее количество избирателей, в т.ч. представителей молодого поколения [1]. Таким образом, данное предложение способно повысить явку избирателей, прежде всего, за счет участия молодежи, которая на сегодняшний день в существующей процедуре волеизъявления чувствует себя некомфортно.
В-четвертых, учитывая растущее влияние киберспорта, требуется разработка патриотичных компьютерных игр. Сегодня 87% интернет-пользователей являются активными игроками компьютерных игр, а их средний возраст составляет 34 года [9]. При этом около 25% игроков являются служащими и офисными работниками, 17% - рабочими, 15% - школьниками, а более половины студентов являются мобильными игроками. Вместе с тем, 42% российских игроков имеют высшее образование [10].
В 2016 г. Министерство спорта РФ официально включило кибер-спорт во всероссийский реестр видов спорта, что подразумевает проведение соревнований под эгидой ведомства, а их участники могут получать соответствующие звания: «Мастер спорта России», «Заслуженный мастер спорта России» и «Мастер спорта международного класса» [11].
Позже министерство внесло киберспорт в перечень видов спорта, которые развиваются на общероссийском уровне, указав следующие дисци-
130
го ы
Р
О
^ ^ плины: боевая арена, соревновательные головоломки, стратегия в реаль-§ ы ном времени и технический симулятор. Иными словами, киберспорт уравняли с футболом, хоккеем и баскетболом. Необходимость разработки компьютерных игр также продиктована искажением историче-^ ских фактов, которые содержатся в продуктах иностранных игровых студий. Так, неоднократно были зафиксированы попытки переписать итоги Великой Отечественной войны посредством влияния на сознание молодых людей через игровые продукты, подтверждая информационное давление, которому подвергается российское общество [15]. Таким образом, необходимы компьютерные игры, которые могут стать основообразующими дисциплинами для соревнований, на основе которых будет происходит объединение молодых людей и впоследствии присуждаться перечисленные выше звания, что только вызовет интерес к истории как к неотъемлемому элементу игр.
Таким образом, молодежь более расположена к информационно-коммуникационным технологиям и интернет-пространству, чем к периодическим изданиям и телевидению, т.к. сеть менее подвержена действию регуляторов. Значительное влияние виртуального пространства формирует и определяет публичную сферу, в которой происходит взаимодействие органов власти и гражданского общества. Именно интернет, являясь средством информирования, может привлекать население к политическому процессу через транслирование политико-ориентированной информации, в то же время оказывая прямое влияние на политизацию молодежи как самого активного сегмента интернет-аудитории России, прежде всего, через наиболее востребованные форматы, например, специализированное программное обеспечение, такое, как мобильные приложения. Регистрация на интернет-ресурсах посредством Единой системы идентификации и аутентификации позволит дисциплинировать использование виртуального пространства и совершенствовать политическую культуру современной молодежи за счет предоставления возможности участия в выборах посредством мобильных устройств. Проведение киберсоревнований, которые с недавних пор являются официально признанным видом спортом в России, явление относительно новое, однако уже сейчас органам власти следует принять решения по их использованию с целью совершенствования политической культуры современной молодежи.
Подводя итоги, отметим, что для повышения политической культуры молодежи необходимо предоставить ей возможность почувствовать значимость и ценность личного участия в политическом процессе
о" -О
в наиболее востребованном формате — через виртуальное пространство у ^ посредством информационно-коммуникационных технологий. На наш ^ s г^" взгляд, именно от активности молодого поколения, его гражданской 'S з ° и политической позиций, а также участия в управлении делами госу- § ^
О
дарства и местного сообщества зависит будущее страны. Благодаря ^ е^ развитию информационного общества, компьютеризации и восприятию ^ интернета как основного источника получения информации, новостей о и коммуникации, органы власти должны ориентировать молодое поколение на политическую активность, самоуправление и свободу выражения собственного мнения.
Библиографический список
1. Авзалова Э.И. Интернет-участие как новая форма политического участия граждан // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. № 1. С. 187—193.
2. Бронников И.А. Политическая коммуникация и современность // Юридические исследования. 2013. № 4. С. 66—88.
3. Выборы онлайн: в ЦИК вернулись к обсуждению введения Интернет-голосования. URL: https://russian.rt.com (дата обращения: 13.06.2017).
4. Давыдова М.Л., Гончарова А.А. Проблемы и перспективы реализации проекта «Российская общественная инициатива» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2015. № 2. С. 58—67.
5. Зайцев А.В. Принцип обратной связи и институционализация диалога государства и гражданского общества // Социодинамика. 2012. № 2. С. 1—21.
6. Запишитесь на прием в ПФР с помощью мобильного приложения. URL: http://www.admbal.ru (дата обращения: 13.06.2017).
7. Интернет в России: его значение для россиян, цели и время использования. URL: http://www.bizhit.ru (дата обращения: 13.06.2017).
8. Использование Интернета. URL: http://www.levada.ru (дата обращения: 13.06.2017).
9. Исследование: 9 из 10 пользователей в РФ играют в компьютерные игры. URL: https://ria.ru (дата обращения: 13.06.2017).
10. Исследование Mail.Ru Group: профиль российского геймера. URL: https:// corp.mail.ru (дата обращения: 13.06.2017).
11. Киберспорт признан официальным видом спорта в России. URL: https:// rg.ru (дата обращения: 13.06.2017).
12. Киселева А.М., Шпак Е.А. Социальные сети в процессе коммуникации между властью и обществом // Вопросы управления. 2015. № 6(18). С. 66—75.
13. Козырева А.А. Почему социальные сети являются инструментом политической власти? // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2—2 (62). С. 56—59.
14. Количество пользователей интернета в России. URL: http://www.bizhit.ru (дата обращения: 13.06.2017).
же 15. Кривенкова М.В. Международный и внутригосударственный подход
о.
' о о
ж
к регламентации ответственности за искажение исторических фактов // S Инновационная наука. 2016. № 1-3 (13). С. 131-133.
16. Милонов внес в Госдуму закон о запрете соцсетей для детей младше 14 лет. URL: http://www.rbc.ru (дата обращения: 13.06.2017).
17. Минкомсвязь России представила рейтинг регионов по уровню развития информационного общества. URL: http://minsvyaz.ru (дата обращения: 13.06.2017).
18. Мобильная Интернет-аудитория растет за счет пользователей старше 25 лет. URL: https://adindex.ru (дата обращения: 13.06.2017).
19. «Молодежь аполитична и прагматична». Эксперты о протестном потенциале студентов. URL: https://openrussia.org (дата обращения: 13.06.2017).
20. Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети. URL: https://wciom.ru (дата обращения: 13.06.2017).
21. Обзор аудитории мобильного Интернета. URL: https://www.searchengines. ru (дата обращения: 13.06.2017).
22. Общение в соцсетях. URL: http://www.levada.ru (дата обращения: 13.06.2017).
23. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 13.06.2017).
24. «Почта России» закрыла пункты доступа в интернет из-за финансовых проблем. URL: http://www.rbc.ru (дата обращения: 13.06.2017).
25. Родионова Е.В. Политические коммуникации в информационную эпоху: от обмена информацией к решению проблем // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 1. С. 085-091.
26. Слизовский Д.Е., Амиантов А.А. Социально-политические предпочтения молодежи 18-20 лет: контраст между заявлениями и данностью // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2016. № 4. С. 93-110.
27. Статистика русского YouTube за 2016 год. URL: https://ru.epicstars.com (дата обращения: 13.06.2017).
28. Тухтасинов Р.С. Политическая культура современной российской молодежи // Молодежь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы. 2014. № 2. С. 118-120.
29. Федорченко С.Н. Феномен информационной империи // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2017. № 1. С. 103-109.
30. Kahne J., Middaugh E. Is Patriotism Good for Democracy? A Study of High School Seniors' Patriotic Commitments // Phi Delta Kappan. April 2006. Vol. 87. № 8. P. 600-607.
31. Hajer M. Policy without a Polity? Policy Analysis and the Institutional Avoid // Policy Science. 2003. Vol. 36. P. 175-195.