ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Колпаков В. В.
аспирант кафедры политических наук, специалист научного отдела Балаковского филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 413865, Россия, г. Балаково,
ул. Чапаева, 107, [email protected]
УДК [32:316.7]:004.738.5
ББК 66.053+32.971.353
Цель. Исследование представляет собой изучение влияния сети «Интернет» на политической культуру на примере информационной политики официальных сайтов органов власти и уточнение некоторых аспектов использования Интернета в политической сфере.
Методы. В процессе создания статьи были использованы такие методы научного познания, как структурно-функциональный, исторический и институциональный.
Результаты. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при осуществлении информационной политики органов государственной власти и местного самоуправления, а также политических партий. Делается вывод о необходимости использования в деятельности политических субъектов современных информационных технологий, в частности, Интернета.
Научная новизна. Научная новизна заключается в анализе проблем взаимосвязи Интернет-ресурсов и политической культуры, а также в предложенных критериях оценивания официальных Интернет-порталов органов власти.
Ключевые слова: политическая культура, Интернет, средства массовой информации, органы власти, гражданское общество.
THE ROLE OF INTERNET IN THE SHAPING OF THE POLITICAL CULTURE
Kolpakov V. V.
Post-graduate student of the Department of Political Science, member of the scientific department of the Balakovo branch, the
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, (Russia), 107 Chapaeva str., Balakovo, Russia,
413865, [email protected]
Purpose. The study is a research of the influence of the Internet on political culture on the example of the information policy of the official websites of authorities and clarification of some aspects of the Internet use in politics.
Methods. In the process of the articles writing the author used such methods of scientific knowledge as structural-functional, historical and institutional.
Results. The results of the study could be used in implementation of the information policy of the State power bodies and local self-government, as well as political parties. The conclusion about the necessity to use modern information technologies, including the Internet in political subjects is made.
Scientific novelty. Scientific novelty and originality consists in the analysis of the problems of the relationship of Internet resources and political culture, as well as the proposed evaluation criteria of official Web portals of the authorities.
о см
Key words: political culture, Internet, media, governments, civil society.
щ
«о о
с Вопрос политической культуры представляет осо- политологического сообщества. Под термином, кото-¡° бый исследовательский интерес и является одним рый одним из первых употребил немецкий исследова-© из предметов дискуссий современного российского тель И. Гердер, по нашему мнению, следует понимать
Колпаков В. В.
зафиксированный в традициях и нормах политический опыт, уровень ценностных и нравственных представлений о политической власти и взаимодействии государства и общества, а также, как следствие, способность занимать конкретную политическую позицию, выражающуюся в реальном политическом действии [1, с. 307]. Политическая культура, ее уровни, а также состояние являются критериями оценки развития политической системы. На формирование политической культуры общества влияют многочисленные обстоятельства. В их числе собственная история, уровень общей культуры государства и средства массовой информации.
Широкое использование информационных технологий приводит к изменениям политических коммуникаций. Так, по мнению российского исследователя В. В. Силкина, Интернет-технологии выступают в качестве инструмента сетевого взаимодействия, образовывая множественность и альтернативность данных. «Интернет как пространство политического становится самостоятельным объектом научного осмысления» [2, с. 69]. Аналогично Н. Л. Бойко отмечает, что становление молодежи происходит благодаря информационному обществу, в котором Интернет выступает в качестве компонента и атрибута одновременно. Изменения социально-культурной среды современного человека, вызванные информатизацией общества, подчеркивают необходимость исследования влияния Интернета на подростков [3, с. 360]. В определении Интернета Е. Е. Нечай сеть представлена не только в качестве источника «гигантского объема» информации, но и средства коммуникации. Данный интерпретация подтверждается различными показателями, например, количеством Интернет-пользователей, массивами данных, скоростью обмена данных и т.п. [4]. А. С. Федотов акцентирует внимание на консолидации гражданской активности в России, вызванной Интернетом как альтернативой на вызовы времени. При этом, оказываемое влияние на политические процессы формирует Интернет-демократию, как новый этап социально-политических взаимодействий [5, с. 195]. Здесь более точен А. В. Соколов, отмечающий применение Интернета в качестве средства формирования среды, которой характерны широкие возможности коммуникации и объединения усилий. Данные свойства наблюдаются в повышении эффективности деятельности политических субъектов, активно применяющих сеть «Интернет» в организации политического процесса [6, с. 304]. Наконец, Э. И. Авзалова рассматривает использование Интернета в политическом процессе в качества способа обеспечения возможности личного влияния на принятие политических решений [7, с. 191].
В рамках данной публикации, предметом научного интереса является политическая культура общества, которая подвергается влиянию сети «Интернет».
Помимо традиционного использования сети для хранения и распространения информации, коммуникации и развлечений, бурное развитие информационных технологий, а именно распространение широкополосного доступа в Интернет и его мобильного сегмента позволило появиться многочисленным электронным средствам массовой информации. В настоящее время одним из основополагающих факторов, оказывающих влияние на политические знания, опыт и поведение, как составные компоненты политической культуры, является деятельность средств массовой информации. Именно развитие информационных технологий становятся точкой отсчета для появления электронных средств массовой информации, как инструментов влияния на общество. Продиктовано это следующими обстоятельствами. В России две трети граждан (70 %) пользуются Интернетом, что подтверждает широкий охват общества [8]. Население стало чаще (2009 г. - 9 %, 2016 г. - 33 %) использовать Интернет-издания (газеты, журналы, информационные порталы) в качестве источника новостей. Отдельно отметим, что социальные сети Интернета согласно результатам социологических исследований, рассматриваются вне Интернет-изданий (2009 г. - 6 %, 2016 г. - 23 %) [9]. Учитывая данное обстоятельство, уместно считать, что, суммировав показатели Интернет-изданий и социальных сетей, которые функционирует именно в сети, мы получаем в 2009 г. - 15 % и в 2016 г. - 56 % соответственно. Таким образом, более половины респондентов используют Интернет в качестве источника получения информации и новостей.
Вместе с тем, следует обратить внимание, что такие традиционные информационные источники, влияющие на политическую позицию населения как телевидение, радио, газеты и журналы теряют аудиторию. Если для традиционного лидера медиапространства -телевидения, отрицательная динамика не существенна (2009 г. - 94 %, 2016 г. - 86 %), то аудитория журналов (2009 г. - 8 %, 2016 г. - 4 %), газет (2009 г. - 37 %, 2016 г. - 19 %) и радио (2009 г. - 41 %, 2016 г. - 22 %) сократилась в 2 раза. Рассмотрим вопрос о доверии к новостным источникам. Голоса респондентов распределились следующим образом: телевидение - 59 %, Интернет-издания - 20 %, социальные сети Интернета -12 %, радио - 9 %, газеты - 9 %, журналы - 1 %. Негативная тенденция наблюдается у всех перечисленных источников, кроме Интернет-изданий и социальных сетей: если в 2009 г. были зафиксированы - 7 % и 4 % доверия общества, то в 2016 г. - 20 % и 12 % соответственно [9].
По нашему мнению, в качестве основного источника политической информации следует рассматривать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», которая представляет собой универсальную
Колпаков В. В.
платформу для распространения различных сведений (телеэфир, радио, аудио, видео, фотоматериалы, текст, игры и т.д.). Это играет значительную роль в увеличении пользовательской аудитории. Продиктовано это тем, что политические силы воспринимают Интернет и средства массовой информации в качестве одного из ключевых инструментов борьбы за власть. Восприятие сети и средств массовой информации в качестве рычага воздействия на население так велико, что вполне осознанно владельцы Интернет-ресурсов, информационных агентств и лица определяющие информационную политику центральных телеканалов рассматриваются в качестве политических акторов, так называемых «серых кардиналов» [10].
Современная политическая жизнь неотделима от средств массовой информации, которые функционируют в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Рассматривая политическую культуру требует отдельного внимания вопрос влияния средств массовой информации, в частности, осуществляющих свою деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». СМИ как субъект общественного развития влияют на функционирование и устойчивость политической системы, а также социум. Средства массовой информации оперативно отвечают на вызовы и реагирует на процессы, которые происходят в государстве и обществе, а также влияют на население, освещая происходящие события с позиций собственного политического видения. Именно от риторики и основных идей информационных сообщений зависят действия политических акторов - электоральная активность, протестное настроение и т.д.
Отметим, что Интернет-ресурсы также способны формировать собственную позицию, которая может не совпадать с освещаемой в средствах массовой информации [11, с. 622]. Люди кооперируются, основываясь на общих интересах, в связи с чем, общение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допустимо рассматривать как более демократичное: способствуя плюрализации политических предпочтений, морально-нравственных ценностей, корректировке сведений о себе и других [12].
Электронные средства массовой информации осуществляя отбор и транслируя информацию, смыслы и ценности политической системы, являются одним из катализаторов преобразования современной политической культуры. Воздействуя на чувства общества, мышление, способности и оценки, СМИ обладают возможностью непосредственно оказывать влияние на понимание отдельно взятых политических процессов и их последствия [13, с. 225].
На данном этапе социально-экономического развития общества, широкое распространение электронных средств массовой информации позволяет принимать
участие неограниченному кругу лиц в политической коммуникации власти и общества [14]. Современные условия деятельности позволяют рассматривать Интернет-ресурсы в качестве обособленной политической силы, влияющей на политическую культуру, в частности, молодежи, как части общества, которая наиболее максимально охвачена Интернет-ресурсами [3].
Будущие избиратели каждый день используют Интернет для поиска и получения релевантной информации, коммуникации и прочих целей [8]. Широкое развитие информационных технологий, в частности, сети Интернета не позволяет недооценивать и игнорировать данное обстоятельство, т.к. «присутствие в сети» позволяет дополнительно информировать население и находиться в постоянном диалоге с ним. Низкая политическая культура, способствующая аполитичности, ведет к снижению электоральной активности. В связи с этим особо острой является проблема отстраненности молодежи и общества от политической культуры [15].
О значении информационных технологий и влиянии Интернета говорится на самом высоком уровне последнее десятилетие. В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно отмечал, что роль Интернета в жизни российского общества усиливается. По мнению Президента России, сегодня нужны проекты в Интернете, которые будут интересны молодым людям, привлекут внимание молодежи [16]. Премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев являясь активным Интернет-пользователем неоднократно подчеркивал растущую роль данного источника информации. «Я, например, вообще редко смотрю телевизор, т.к. по Интернету гораздо проще получить информацию. Интернет развивается и у меня нет никаких сомнений, что его роль из года в год будет только расти» - подытожил председатель Правительства [17].
Сегодня кроме средств массовой информации активно используют сеть «Интернет» для работы с населением органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации, политические партии. Сеть позволяет получать информацию в свободном доступе о текущей деятельности, знакомиться с нормативно-правовыми актами, узнавать о политических субъектах, их деятельности, программах, с которыми идут на выборы кандидаты [18, с. 975].
Рассматривая технологическую революцию последних нескольких лет, позволившую распространять информацию практически неограниченному кругу лиц, в самом различном виде и предоставившую возможность общаться на расстоянии, таким образом сокращая дистанцию от источника до получателя информации, следует обратить внимание на то, что органам государственной власти и местного
Колпаков В. В.
Табл. 1. Сравнение работы официальных сайтов органов власти
Критерий Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области [20] Администрация муниципального образования «Город Саратов», Саратовская область [21] Администрации городского округа «Сызрань», Самарская область [22]
наличие официального сайта да да да
частота публикации информации ежедневно, кроме выходных ежедневно, ежечасно, кроме выходных ежедневно, кроме выходных
комментарии на сайте нет нет нет
информация о структурных подразделениях ФИО, телефон отдела ФИО, телефон отдела, адрес электронный почты ФИО, телефон отдела, адрес электронный почты, график приема граждан
наличие аккаунтов в социальных сетях Twitter (с 16 июля 2013 года не обновляется) ВКонтакте, Facebook, Twitter ВКонтакте, Facebook, Одноклассники
наличие программного обеспечения или мобильной версии сайта нет нет доступна версия сайта для слабовидящих
самоуправления следует совершенствовать собственную информационную политику. Сегодня населению необходима оперативная и достоверная информация, которую возможно было бы получать наиболее приемлемым способом для каждого гражданина.
Интернет-ресурсы оказывают большое влияние на общество, поэтому работа с населением в сети принципиальна важна [19, с. 77]. Для проведения анализа информационно-политических Интернет-ресурсов на примере официальных сайтов органов власти российских городов нами были составлены критерии их сравнения (таблица 1).
Проведенный анализ официальных Интернет-ресурсов органов власти позволяет выделить негативные тенденции в информационной политике. Во-первых, отсутствие комментариев и отзывов на ресурсах позволяет заявить об отсутствии Интернет-коммуникации между властью и населением. Социальные сети, призванные упростить процесс обращения в органы власти используются только для публикации информационных сообщений с официального сайта.
Во-вторых, органы публичной власти предоставляют минимум информации о собственных структурных подразделениях: кроме ФИО и номеров телефонов, представители института власти крайне неохотно публикуют графики приема граждан, положения о структурных подразделениях и фотографии действующих сотрудников.
В-третьих, официальные сайты органов власти, функционирующие без адаптации под мобильные устройства не способны привлечь внимание самой активной части Интернет-пользователей - молодежи.
Кроме того, стремительный рост популярности мобильных приложений остается органами власти не задействован вовсе.
По результатам проведенного исследования Интернет-ресурсов представляется возможным определить следующие рекомендации, которые позволят повлиять на политическую информированность и активность населения. Проведенный анализ официальных сайтов органов власти позволяет сделать вывод о необходимости изменения принципов работы в данном направлении.
Во-первых, провозглашая открытость и готовность к диалогу с населением, информационное ресурсы органов власти говорят об обратном. Сайты органов власти не располагает достаточными данными для диалога. Помимо контактных данных структурных подразделений необходима публикация фотографий представителей власти. Также следует обеспечить взаимодействие с населением любым удобным способом, в первую очередь для самого населения. Диверсификация способов взаимодействия реализуема, в частности, посредством средств видеотелефонии (Skype, FaceTime), интеграции мессенджеров и онлайн-чатов (Viber, Telegram, WhatsApp) и использования социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter, Instagram). Широкое распространение коммуникационных платформ требует от власти определения востребованности сервисов у населения путем проведения опроса граждан. На наш взгляд, Интернет-ресурсы способствуют развитию не только субъектов управления, но и населения. Благодаря данному фактору происходит как межличностное общение, так
Колпаков В. В.
и объединение в группы и сообщества по политическим идеям. Данное обстоятельство позволяет констатировать естественную эволюцию способов политического участия, в результате чего зарождается политическая активность [23, с. 171].
Во-вторых, отметим, что проводимые в регионах и городах общественно-политические мероприятия, на которых рассматриваются и принимаются решения затрагивающие интересы населения проводятся преимущественно без видеотрансляций. Указанное обстоятельство снижает доверие общества к институтам власти, а информирование населения заканчивается подготовленным постфактум видеосюжетом или пресс-релизом. Данные обстоятельства подчеркивают необходимость организации прямых трансляций в сети «Интернет» постоянно действующих совещаний, заседаний законодательных (представительных) и исполнительных органов власти, просмотр которых будет доступен любому желающему гражданину. В качестве платформы для осуществления видеотрансляций следует рассматривать такие бесплатные сервисы, как YouTube и Ustream.
В-третьих, повысить интерес к политическому участию возможно не только благодаря социальным сетям и трансляциям. Требуется разработка и выпуск официальных приложений органов власти, политических партий, информационных изданий под популярные пользовательские платформы (Windows, macOS, Android, iOS и т.д.) [24]. Портативные приложения и интерфейсы, которые позволяют оперативно получить информацию с помощью различных мобильных устройств являются неоспоримым преимуществом в борьбе за голоса будущих избирателей, т.е. молодежь [25, с. 183].
Таким образом, на политическую культуру оказывает влияние сеть «Интернет», на базе которой действуют социальные сети и электронные средства массовой информации, основная задача которых объективное информационное сопровождение деятельности органов власти и информирование населения. Однако функционирование официальных сайтов институтов власти и проводимая информационная политика, а также появление электронных средств массовой информации не позволяют до сих пор считать власть открытой для общества. Административно-политические силы провозглашают открытость политики, но в то же время, бюрократический аппарат игнорируя возможности информационных технологий не обеспечивает прозрачности политического процесса.
Должное внимание к Интернету как эффективному инструменту политического информирования общества способно повысить доверия населения к институтам власти. На наш взгляд, активизация политического участия населения и формирование новой политической культуры может произойти с момента
рационального использования сети «Интернет» органами государственной власти и местного самоуправления, а также иными политическими субъектами в рамках предложенных направлений деятельности.
Литература:
1. Политология: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2016. 400 с.
2. Силкин В. В. Интернет-технологии в изменении культуры политического участия // Формирование современного информационного общества. Проблемы, перспективы, инновационные подходы: материалы Международного форума. Санкт-Петербург, 01-05 июня 2014. СПб., 2014.
3. Бойко Н. Л. Молодежь эпохи Интернет на пороге взрослой жизни: социологический анализ // Социологический альманах. 2014. № 5. С. 358-366.
4. Нечай Е. Е. Использование технологий сети Интернет в политическом пространстве современной России // Инновации в науке: сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. Новосибирск: «СибАК», 2012.
5. Федотов А. С. Информатизация общества и формирование политической культуры // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 29. С. 195-198.
6. Соколов А. В. Интернет-технологии политического участия и их влияние на офлайн-политику // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 4 (84). С. 303-310.
7. Авзалова Э. И. Интернет-участие как новая форма политического участия граждан // Ученые записки Казанского университета. Серия. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 187-193.
8. Количество пользователей Интернета в России [электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115657 (дата обращения 21.02.2017).
9. Доверие СМИ и готовность высказать свое мнение. АНО Левада-Центр [электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/2016/08/12/14111/ (дата обращения 21.02.2017).
10. Stromback J. The Mediatization of Politics - Reshaping Politics and Transforming Democracies [электронный ресурс]. URL: http://www.grcp.ulaval.ca/sites/grcp. ulaval.ca/files/stromback_2015.pdf (дата обращения: 21.02.2017).
11. Morozov I. L. Information and political security of the democratic state - world experience and Russia // Life Science Journal. 2014. T. 11. № 11. P. 620-623.
12. Усикова Л. Ф. Политическая культура // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2010. № 1 С. 90-101.
13. Цыбикжапова Т. С. К вопросу о политической активности студенческой молодежи и влиянии СМИ на формирование ее политической культуры // Вестник
Колпаков В. В.
Бурятского государственного университета. 2009. № 6. С. 223-228.
14. Баранов Н. А. Политическая культура России: традиции и современность // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
2015. Т. 208. С. 203-213.
15. Меркулов П. А. Молодежь как основной ресурс «цветных революций» и борьба за нее // Власть. 2015. № 6. С. 63-66.
16. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ [электронный ресурс]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 21.02.2017).
17. Медведев Д. А. Российское Правительство вообще не занимается Интернетом [электронный ресурс]. URL: http://primamedia.ru/news/134060/ (дата обращения 21.02.2017).
18. Kepplinger H. M. The Mediatization of Politics: Theory and Data / H. M. Kepplinger // Journal of Communication. 2002. Vol. 52. № 4. P. 972-986.
19. Мещеряков И. В. Современные технологии информационной политики на примере освещения сирийского военного конфликта российскими СМИ // Наука Красноярья. 2016. № 3. С. 75-92.
20. Официальный сайт администрации Балаковского муниципального района [электронный ресурс]. URL: http://www.admbal.ru/ (дата обращения 21.02.2017).
21. Официальный сайт администрации муниципального образования «Город Саратов» [электронный ресурс]. URL: http://www.saratovmer.ru/ (дата обращения 21.02.2017).
22. Официальный сайт администрации городского округа Сызрань [электронный ресурс]. URL: http://adm.syzran. ru/ (дата обращения 21.02.2017).
23. Тормошева В. С. Современные подходы к интерпретации политического пространства // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 6. С. 167-173.
24. McClory J. The Soft Power 30. A Global Ranking of Soft Power [электронный ресурс]. URL: http://softpower30. portland-communications.com/wp-content/themes/soft-power/pdfs/the_soft_power_30.pdf (дата обращения 21.02.2017).
25. Несмашный А. О. Интернет-технологии молодежных отделений парламентских партий России: сравнительный анализ // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 6. С. 179-184.
References:
1. Political science: tutorial / ed. By V. N. Lavrinenko. M.,
2016. 400 p.
2. Silkin V. V. Internet-technologies in changing the culture of political participation // Formation of a modern information society. Problems, perspectives, innovation:
proceedings of the International forum. St. Petersburg, June 01-05. SPb., 2014.
3. Boiko N. L. Youth of the Internet era on the verge of adulthood: sociological analysis // Sociological almanac. 2014 № 5. P. 358-366.
4. Nechay E. E. Use of Internet technologies in political space of modern Russia // Innovations in science: the collection of articles on materials of VI international research scientific conference. Novosibirsk: «SibAK», 2012.
5. Fedotov A. S. Informatization of society and political culture development // The collection of articles of conference NITs Sotsiosfera. 2011. № 29 P. 195-198.
6. Sokolov A. V. Internet technologies for political participation and their influence on offline policies // News of the Altai state university. 2014. № 4 (84). P. 303-310.
7. Avzalova E. I. On-line participation as a new form of political participation of citizens // Proceedings of Kazan university. Series: The humanities. 2015. № 1. P. 187-193.
8. The number of Internet users in Russia [e-resource]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657 (date of reference 21.02.2017).
9. The Media trust and willingness to express own opinion. ANO Levada-Center [e-resource]. URL: http://www.levada. ru/2016/08/12/14111/ (date of reference 21.02.2017).
10. Stromback J. The Mediatization of Politics - Reshaping Politics and Transforming Democracies [e-resource]. URL: http://www.grcp.ulaval.ca/sites/grcp.ulaval.ca/files/ stromback_2015.pdf (date of reference 21.02.2017).
11. Morozov I. L. Information and political security of the democratic state - world experience and Russia. Life Science Journal. 2014. T. 11. № 11. P. 620-623.
12. Usikova L. V. Political culture // Locus: people, society, culture, meanings. 2010. № 1. P. 90-101.
13. Tsibikzhapova T. S. On the issue of political activity of students and the impact of Media on the formation of its political culture // Bulletin of the Buryat state university. 2009. № 6. P. 223-228.
14. Baranov N. A. Political culture of Russia: tradition and modernity // Works of St. Petersburg State University of culture and arts. 2015. Vol. 208. P. 203-213.
15. Merkulov P. A. Youth as the main resource of «color revolutions» and fight for it // The Power. 2015. № 6. P. 63-66.
16. Message from Vladimir Putin the President of the RF to the Federal Assembly of the RF [e-resource]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/53379 (date of reference 21.02.2017).
17. Medvedev D. A. The Russian Government generally does not deal with Internet [e-resource]. URL: http://primame-dia.ru/news/134060/ (date of reference 21.02.2017).
18. Kepplinger H. M. The Mediatization of Politics: Theory and Data / H. M. Kepplinger // Journal of Communication. 2002. Vol. 52. № 4. P. 972-986.
19. Meshcheryakov I. V. Modern technologies of information policy on the example of treatment of the Syrian military
Колпаков В. В.
conflict by the Russian media // Science of Krasnoyar. 2016. № 3. P. 75-92.
20. Official website of the Balakovo municipal district administration [e-resource]. URL: http://www.admbal.ru/ (date of reference 21.02.2017).
21. Official website of the administration of municipal entity «Saratov city» [e-resource]. URL: http://www.saratovmer. ru/ (date of reference 21.02.2017).
22. Official website of the administration of Syzran city [e-resource]. URL: http://adm.syzran.ru/ (date of reference 21.02.2017).
23. Tormosheva V. S. Modern approaches to interpretation of political space // Bulletin of the Volga region institute of management. 2016. № 6. P. 167-173.
24. McClory J. The Soft Power 30. A Global Ranking of Soft Power [e-resource]. URL: http://softpower30.portland-communications.com/wp-content/themes/soft-power/pdfs/ the_soft_power_30.pdf (date of reference: 21.02.2017).
25. Nesmashniy S. A. Internet technology youth offices of parliamentary parties of Russia: a comparative analysis // Bulletin of the Volga region institute of management. 2016. №. 6. P. 179-184.