Научная статья на тему 'Великий шелковый путь в XXI веке'

Великий шелковый путь в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Великий шелковый путь в XXI веке»

раньше исламисты действовали в рамках своих государств, то теперь акцент все больше смещается на «дальнего врага», в том числе и на страны Западной Европы, США.

Важен тот факт, что далеко не все исламисты делают акцент на вооруженную борьбу («джихад меча»). Например, в странах Западной Европы они принимают активное участие в общественно-политической жизни стран проживания, занимаются религиозно-просветительской деятельностью, стремятся оказывать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и принятие политических решений, используя при этом демократические рычаги. Наблюдается процесс постепенной исламизации, наряду с которой возможно построение параллельных структур власти [10, с. 819-821]. При данном развитии событий исламская политическая элита будет играть все большую роль на европейском пространстве.

На современном этапе появляются новые вызовы и угрозы, связанные с возможностями форсированного распространения радикальных исламистских идей. Активно используется инструментарий медиа-дискурса, когда некий информационный повод обеспечивает репрезентацию политической повестки дня и формирует символический властный ресурс и определенный характер пространства публичной политики [14, с. 157-160]. Для исламистов становится принципиально важно работать над созданием имиджа, который будет привлекателен в общем плане, а использование мягкой силы может содействовать формированию предпочтений большинства населения. В этой связи, необходима не только идеологическая альтернатива исламизму, но и комплекс мер, направленных на профилактику и предупреждение религиозно-политических конфликтов.

Список литературы

1. Аль-Газали А.Х. Исследование сокровенных тайн сердца. / Пер. с арабского - М.: «Ансар», 2008. -С.19-21.

2. Арендт Х. О насилии. / Пер. с англ. - М.: «Новое издательство», 2014. - С.54-67.

3. Глебова Н.С. Хасан Ат-Тураби: интеллектуальная и политическая деятельность современного арабо-мусульманского мыслителя // Институт Ближнего Востока. 10.02.2009. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=81l8.

4. Добаев И.П. Исторические и доктринальные корни исламского радикализма, его современные проблемы и течения // Центральная Азия и Кавказ. 2001. - № 2 (14), - С.148.

5. Ислам на современном Востоке. / Под ред. В. Бело-креницкого, А. Егорина. - М., Институт Востоковедения РАН: «Крафт+», 2004. - С.281.

6. Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. -М.: «Ладомир», 2004. - С.38-39.

7. Кулиев Э. Смысловой перевод священного Корана на русский язык. / Э. Кулиев: Пер. с арабского. -Медина: Комплекс имени Короля Фахда по изданию священного Корана, 2010. Сура 9:5, - С.226.

8. Ланда Р.Г. Международный форум востоковедов и африканистов в СПб // Восток (Oriens). 2006. - № 4. - С.157-162.

9. Морина Т.С. Идеология исламизма как фактор политики современных мусульманских стран // Политико-философский ежегодник. 2011. - №4. - С.95-97, 98-99.

10. Олейник В.И. Политическое участие иммигрантов-мусульман в контексте формирования политических элит стран Западной Европы // Лидер, элита, регион - Ростов н/Д. Изд-во: ЮРИУ РАНХиГС, 2014. С.819-821.

11. Павловнин М.С. Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве // Вестник Томского государственного университета. 2012. - № 359. - C.44-46.

12. Семедов С.А. Политический ислам в современном мире: дисс.... д-ра филос. наук: 09.00.13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры / РАГС при Президенте РФ. М. 2009. С.135-136, 181-182, 190-193.

13. Юрченко В.М., Олейник В.И. Религия и политика: исламизм в светском государстве (на материалах Западной Европы) // Вестник российской нации. 2014. - №6, - С.290.

14. Юрченко Н.Н., Юрченко М.В., Олейник В.И. Информационный повод как инструмент формирования политической повестки дня // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. - №11. - С.157-160.

15. Lindholm C. Islam: Middle East, in Neil J. Smelser and Paul B. Baltes (eds.). International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, Elsevier Science Ltd, 2001, p.7924.

16. Roy O. The Failure of Political Islam. Cambridge, МА: Harvard University Press, 2001, pp. 70-71.

17. Sivan E. Radical Islam. Medieval Theology and Modern Politics. New Haven & London: Yale University Press, 1985, pp. 23-24.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ В XXI ВЕКЕ

Китайская Народная Республика, находящаяся в авангарде мировой торговли, стремится не только сохранить свой статус на ближайшие годы, но и укрепить его. КНР чувствует необходимость в увеличении не только объемов экспорта, но и числа торговых маршрутов - торговое могущество Китая однажды уже было подорвано Великими географическими открытиями и ростом значения морских путей, и он не собирается терять его вновь. Данные планы, конечно, не могут не ассоциироваться с

Пономарев Дмитрий Александрович

Студент РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

Великим шелковым путем - системой караванных путей, на протяжении веков связывавших Китай со странами Средиземноморья.

Торговля активно велась со II века до н.э. вплоть до XV века, когда распространение морских путешествий свело на нет значение маршрута. Это объяснялось преимуществом кораблей в грузоподъемности и отсутствием необходимости платить многочисленные пошлины на пути следования. [1, 2]

В XX веке ситуация стала разворачиваться в обратную сторону: развитие наземного транспорта повлекло за собой прокладку новых железнодорожных и автомобильных путей. И хотя доля морских грузоперевозок все еще превышает 60% от их общего объема, эта цифра постепенно уменьшается и можно с уверенностью заявить, что будущее трансконтинентальной торговли в значительной степени зависит от проектов восстановления Великого шелкового пути и развития других подобных маршрутов.

Необходимо отметить, что проектами восстановления торговых связей в той или иной форме занимается не только Китай, но и многие другие страны и межправительственные организации.

Одним из самых масштабных предприятий стала программа ТЯАСЕСА - «транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия». Организованная в 1993 году при поддержке Евросоюза правительствами 8 стран: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, программа быстро привлекла новых членов и реализовала множество задач по усовершенствованию транспортной инфраструктуры региона - более 70 проектов на сумму более 1 млрд. евро. [3]

Объединением Азии и Европы в торговую сеть занимается не только ТРАСЕКА. 23 страны объединились в 2004 году под эгидой ESCAP - Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого Океана, договорившись о строительстве почти 100 тысяч километров дорог и мостов, идущих через всю Азию. Дороги соединят, помимо прочего, Корейский полуостров и Японию с Турцией, а Шри-Ланку и Бутан с Финляндией и Болгарией. На настоящий момент, транспортная сеть уже существует, однако требует доработки с учетом международных стандартов качества. Всего в этом грандиозном мировом проекте предполагается участие 32 стран. ESCAP подчеркивает, что наибольший экономический эффект получат слаборазвитые страны, такие как Лаос, Монголия, Непал, Бутан, которые обретут доступ к крупнейшим морским портам региона. [4]

Отдельные страны также заинтересованы в развитии трансконтинентальной торговли. К примеру, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, стремится восстановить «историческую роль» Казахстана, превратив Казахстан в «мост между Европой и Азией».

К 2020 году объем транзитного грузопотока по территории республики планируется удвоить, а в дальнейшем утроить и увеличить до 50 млн. тонн (примечание: в 2011 году он составил 16,5 млн. тонн).

В рамках проекта предусмотрено расширение Ак-тауского порта, и постройка логистического центра в Актобе, которые обеспечат дополнительные торговые связи с югом России и Прикаспийским регионом. [5]

Китай разворачивает еще более масштабный проект - так называемый «Новый Великий шелковый путь». Впервые о планах по возрождению маршрута было заявлено в конце 2013 года, а через год стало известно о создании специального фонда, предназначенного для укрепления связей с внешними рынками через строительство новых и модернизацию существующих дорог, и прокладку трубопроводов в китайских провинциях. Сумма инвестиций превысит $16 млрд. Власти менее богатых западных регионов с энтузиазмом приняли данную новость, рассчитывая на приток средств, которые могут сократить отставание от востока страны.

Новостное агентство "Синьхуа" разместило карту проекта, на которой показано, что наземная часть Шелкового пути начинается в городе Сиань, идет на запад к городам Ланчжоу и Урумчи, а затем поворачивает на северо-

запад и идет через Центральную Азию на Ближний Восток и в Европу. Морская часть маршрута идет через Гуандун и самую южную провинцию, остров Хайнань, затем через Индийский океан, а оттуда в Красное и Средиземное моря. Оба пути встречаются в Венеции. [6]

В то же время, китайское правительство готово вкладывать крупные средства в соседние страны: к примеру, в конце апреля 2015 года стало известно о проекте китайско-пакистанского экономического коридора, который включит в себя строительство высокогорной скоростной автострады из провинции Синьцзян на юг в порт Индийского океана Гвадар, постройку международного аэропорта и создание зоны свободной торговли в последнем. Проект, как заявляется, стимулирует развитие западных провинций КНР и Пакистана и укрепит влияние Китая в АТР как морской державы. [7]

КНР заинтересован в сотрудничестве и с другими крупными игроками региона - например, по итогам мартовской встречи с министрами иностранных дел России и Индии глава МИД Ван И заявил о готовности к развитию торговых отношений с этими и другими странами, сравнив партнеров с симфоническим оркестром. В апреле же состоялась встреча министров иностранных дел КНР и Монголии, по итогам которой было сделано заявление о планах сторон по созданию китайско-монгольско-российского коридора, который должен стать «новой платформой для развития трех стран» и толчком к развитию не только трех упомянутых стран, но и всей Евразии. В частности, китайские власти уже озвучили проект высокоскоростной железнодорожной магистрали «Пекин - Москва», которая сократит путь между двумя городами в три раза -с 6-ти дней до 2-х. Заявленная стоимость проекта - $242 млрд. Также в данный момент создаются зона свободной торговли и технопарк. [8, 9]

Россия также выражает интерес к увеличению товарного потока из АТР в Европу через свою территорию. Минвостокразвития активно ищет инвесторов в существующие проекты развития транспортных сетей, включающие в себя реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, строительство их дублеров, а также освоение Северного морского пути, который способен значительно сократить затраты на перевозки через Суэцкий канал. В мае 2014 года был подписан договор о строительстве крупнейшего морского порта тихоокеанском побережье России, который станет одним из ключевых хабов Азии. Располагаться он будет в 18 км от китайской границы Заявленная мощность будущего порта - 60 миллионов тонн груза в год, что по объему можно сравнить с одними из самых загруженных портов Европы -Иммингемом (Великобритания) или Гавром (Франция). [10, 11]

Таким образом, возрождение Великого шелкового пути можно назвать одной из главных целей крупнейших игроков региона - Китая, Индии, России, стран Малой и Средней Азии. Государства, в особенности КНР, тратят огромные средства на развитие проекта.

Это направление должно стать ключевым во внутренней экономической политике на Дальнем Востоке и привести к повышению привлекательности российских путей сообщения в сравнении с зарубежными аналогами. Россия должна приложить все усилия, чтобы не остаться в изоляции на обочине маршрута, который в ближайшем будущем сыграет основную роль в интеграции Европы и Азии.

Список литературы

1. Мамлева Л. А. Становление Великого шёлкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua. 1999. № 2. С. 53—61.

2. Ртвеладзе Э. Великий шелковый путь // Энциклопедический справочник. Древность и раннее средневековье. Ташкент, 1999.

3. Официальный сайт организации ТРАСЕКА. URL: http://www.traceca-org.org/ru/traseka/istorija-traseka/

4. Азия проложит новый Шелковый путь // Портал Lenta.ru, новость от 27 апреля 2004 года. URL: http://lenta.ru/economy/2004/04/27/silpath/

5. Казахстан рассчитывает увеличить объем транзитного грузопотока до 8% от товарооборота между КНР и ЕС // Портал BNews.kz, новость от 03 ноября 2014 года. URL: http://bnews.kz/ru/news /post/237098/

6. Возрождение Великого шелкового пути // Портал Mortrans.info, новость от 07 ноября 2014 года. URL: http://mortrans.info/analytics/vozrozhdenie-velikogo-shelkovogo-puti/

7. Китай вливает $46 млрд в Пакистан. Для чего? // Портал Vestifinance.ru, новость от 20 апреля 2015 года. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/56236

8. Китай предложил России и Индии создать новый Шелковый путь // Портал «РИА Новости», новость от 02 февраля 2015 года. URL: http://ria.ru /east /20150202/1045513290.html

9. «Шелковый путь»: Россия, Китай и Монголия могут стать единым экономическим пространством // Портал «Росинформ», новость от 02 апреля 2015 года. URL: http://www.rosinform.ru/2015 /04/02/ shelkovyy-put-rossiya-kitay-i-mongoliya-mogut-stat-edinym-ekonomicheskim-prostranstvom/

10. Минвостокразвития: Россия готова участвовать в возрождении Великого шелкового пути // Портал «Ведомости», новость от 11 апреля 2014 года. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/25212801/ minvostokrazvitiya-rossiya-gotova-uchastvovat-v-vozrozhdenii

11. Российско-китайский Гавр // Портал Expert.ru, новость от 11 сентября 2014 года. URL: http:// expert.ru/ 2014/09/11/rossij sko-kitaj skij -gavr/

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

Репинская Олеся Васильевна

кандидат политических наук, Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, докторант (соискатель),

кафедра политологии и этнополитики

АННОТАЦИЯ

Цель исследования определить направления политико-правового противодействия терроризму на современном этапе в западных государствах, на примере США, и в странах постсоветского пространства, на примере России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана. В ходе исследования использованы методы сравнительно-правового и политологического анализа. В результате исследования автор приходит к выводу о возможности использования террористических организаций отдельными странами и в качестве орудия для разрешения собственных геостратегических задач и прогнозирует дальнейшее нарастание террористической угрозы для миропорядка как в отдельных странах постсоветского пространства, так и в региональном масштабе.

ANNOTATION

The purpose of the study to determine the direction of the political and legal counter-terrorism at the present stage in the western states, for example, the United States and in the countries of post-Soviet space, the example of Russia, Belarus, Kazakhstan, Tajikistan. The study used the methods of comparative legal and political analysis. As a result ofresearch the author comes to the conclusion that use terrorist organizations and individual countries as a tool for resolving its own geo-strategic objectives and forecasts a further increase in the terrorist threat to the world order in the individual post-Soviet countries, and on a regional scale.

Ключевые слова: терроризм, безопасность, сотрудничество

Key words: terrorism, security, cooperation

В мировом сообществе создан целый ряд документов по теме «борьба с международным терроризмом», раскрывающих основные направления противодействия террористической угрозе в первую очередь силовыми (военными) методами. Среди документов международного характера, посвященных противодействию терроризму, можно выделить Декларацию «О мерах по ликвидации международного терроризма» от 09.12.1994 г., которой осуждены как преступные и не имеющие оправдания все акты методы и практика терроризма, где и кем бы они не осуществлялись [1, с. 13].

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая в г. Нью-Йорке 14 декабря 1973 г., резолюцией 3166 (XXVIII)

Генеральной Ассамблеи ООН [2, с. 90-94]. Из проблемы юридической осмысление терроризма перерастает не только в политико-правовую, а уже в политическую проблему.

В настоящее время уже более-менее сложилось общее понятие «терроризма», определены принципы борьбы с ним. Налицо трансформация этого правового по своей сути явления в национальную, глобальную, мультидисци-плинарную проблему, ставящую под угрозу существование человека как биологического вида» [3, с. 26].

Одно из определений, данное официальными органами США, гласит, например, что террористическими могут быть названы группы, стремящиеся к свержению определенных политических режимов, к навязыванию своих национальных или групповых интересов, к подрыву

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.