Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / угроза / правовое регулирование / законодательная воля / факторы влияния / политическая система / national security / threat / legal regulation / legislative will / influence factors / political system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марина Николаевна Степанова

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что определяющим в вопросе идентификации всей системы национальной безопасности является ее организационно-правовое сопровождение. Целью исследования является исследование аспекта оценки состояния национальной безопасности, а также её сущности через призму законодательного (политико-правового) регулирования. Результат исследования: автор пришёл к выводу о важности правового установления принципов обеспечения национальной безопасности, а также отражения её составляющих элементов, позволяющих определять направления её становления и обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марина Николаевна Степанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL REGULATION OF NATIONAL SECURITY ISSUES: ORGANIZATIONAL ASPECT

The relevance of the research topic is due to the fact that the determining factor in the identification of the entire national security system is its organizational and legal support. The purpose of the study is to study the aspect of assessing the state of national security, as well as its essence through the prism of legislative (political and legal) regulation. The result of the study: the author came to the conclusion about the importance of the legal establishment of the principles of ensuring national security, as well as the reflection of its constituent elements, allowing to determine the directions of its formation and maintenance.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Научная статья С. 25-28

УДК 323.21

DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-38-3-25-28

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Марина Николаевна Степанова

Российский государственный университет правосудия (Уральский филиал),

Челябинск, Россия

mns017@mail.ru

О https://orcid.org/0009-0006-3562-8705

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что определяющим в вопросе идентификации всей системы национальной безопасности является ее организационно-правовое сопровождение. Целью исследования является исследование аспекта оценки состояния национальной безопасности, а также её сущности через призму законодательного (политико-правового) регулирования. Результат исследования: автор пришёл к выводу о важности правового установления принципов обеспечения национальной безопасности, а также отражения её составляющих элементов, позволяющих определять направления её становления и обеспечения.

Ключевые слова: национальная безопасность, угроза, правовое регулирование, законодательная воля, факторы влияния, политическая система

Для цитирования: Степанова М. Н. Политико-правовое регулирование вопросов национальной безопасности: организационный аспект // Правопорядок: история, теория, практика. 2023. №3 (38). С. 25-28. DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-38-3-25-28

Research article

POLITICAL AND LEGAL REGULATION OF NATIONAL SECURITY ISSUES: ORGANIZATIONAL ASPECT

Marina N. Stepanova

Russian State University of Justice (Ural branch), Chelyabinsk, Russia mns017@mail.ru

© https://orcid.org/0009-0006-3562-8705

Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that the determining factor in the identification of the entire national security system is its organizational and legal support. The purpose of the study is to study the aspect of assessing the state of national security, as well as its essence through the prism of legislative (political and legal) regulation. The result of the study: the author came to the conclusion about the importance of the legal establishment of the principles of ensuring national security, as well as the reflection of its constituent elements, allowing to determine the directions of its formation and maintenance.

© М. Н. Степанова

Keywords: national security, threat, legal regulation, legislative will, influence factors, political system.

For citation: Stepanova MN. Political and legal regulation of national security issues: organizational aspect. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2023;(3):25-28. DOI: 10.47475/2311-696X-2023-38-3-25-28 (In Russ.)

Введение

Оценивая безопасность, как суть отражения общественного интереса, очень сложно иногда понять, что же именно понимается (или следует понимать) под данным феноменом. Контекстуальное проецирование, в силу прежде всего разнообразия линий (направлений и сфер действия) и плоскостей её образования, не дает ответа на поставленный вопрос, а потому, в логике исследователей, чиновников и непосредственно представителей реализации той или иной концепции мы нередко находим противоречия. Кто-то полагает, что это процесс, кто-то отождествляет её с исключительно государственной и политической волей, иные отмечают её концепту-ру как следствие разрушения чего-то старого и построением нового [1].

Так или иначе, но все эти точки зрения сходятся в одном: концептуальное представление о безопасности (и уже тем более о национальной безопасности) находит свое выражение в организационной составляющей. То есть, сам по себе механизм защиты общества от чего-либо лишь тогда приобретает осмысленные очертания, когда институты, отрасли, группы и иные формы её отражения начинают организационно взаимодействовать между собой. Именно так определяются слабости системы, и формируются направления обеспечения национальной безопасности. Как справедливо отметил автор диссертационного исследования «Философские основы концепции национальной безопасности» В.А.Кольцов, генерация национальных интересов по вопросам обеспечения безопасности общества и государства начинается тогда, когда начинают проявляться тактические и стратегические представления о её основах. Проектируются взгляды, позволяющие понять, — что именно из себя представляет безопасность для конкретного социума, и в чем именно основные точки её опоры: успешное правовое, экономическое и культурное развитие; усиление военной мощи, успешное международное сотрудничество и взаимодействие, и др. [2].

Материал и методы

В статье использованы нормативные правовые акты, регламентирующие организационные аспекты вопросов национальной

безопасности, научные источники по теме исследования. В качестве общелогических и частнонаучных использованы: анализ и синтез, обобщение, формально-юридический метод, анализ нормативных правовых актов, сравнительно-правовой метод.

Результаты и их обсуждение

Обеспечение национальной безопасности обладает своей системой, которая представляет собой комплекс исполняющих реализацию государственной политики в области предоставления государственной защищенности органов власти, а также имеющихся в их распоряжении инструментов. Технически, организационный процесс обеспечения национальной безопасности берет свое начало с правового представления и отражения важнейших принципов, к которым, как правило, относятся те, что определяют важность и необходимость сохранения основ государственного строя. При этом часть из них отражается открыто, буквально, другая часть проецируется опосредованно, через призму таких социальных составляющих, как: охрана окружающей среды, выполнение воинских обязанностей, сохранении традиционных принципов развития института брака, и т.д. К примеру, статьей 13 основного закона страны1 установлено, что создание различных социальных образований, цель которых — насильственное изменение основ конституционного строя, строго запрещена и преследуется по закону. В свою очередь, другим положением вопрос национальной безопасности рассматривается через призму влияния человека на необходимость соблюдения экологических норм, где указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

Так или иначе, но категоричное представление о сущности национальной безопасности начинает закладываться именно в нормативных предписаниях. Наглядным подтверждением тому, что именно правовое сопровождение является определяющим

1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

в вопросе идентификации всей системы национальной безопасности, является наличие достаточно большого количества нормативных актов, затрагивающих не только её теоретические основы, но и практическое воплощение. В частности, к таковым можно с полной ответственностью отнести Стратегию национальной безопасности1, где отражены не только принципы регулирования вопросов национальной безопасности, но и представлены (отражены) её составляющие, уровни и даже субъекты. Указанный подход говорит о том, что организационное представление о сущности национальной безопасности почти всегда берет свое начало в правовой идеологии и практике.

Другим вопросом развития данной индустрии является исключительно теоретическая составляющая её отражения. Нельзя, к примеру, построить качественную системы обеспечения безопасности, не имея представления о том, что такое «угроза», каковы её факторы и детерминанты. В данном случае речь идет о герменевтике оценки процесса построения линий национальной безопасности, и понятия, которые используются или могут использования в данном построении, должны четко отражать конкретность действий или намерений. В частности, угрозы государственной безопасности предполагают собою комплекс обстоятельств, а также условий, формирующих непосредственную либо непрямую вероятность нанесения ущерб национальным интересам, угрозы проходя несколько стадий собственного формирования и развития [3].

Более того, исследователями отмечается, что, несмотря на то, что опасности перерастают в угрозы, возможен и обратный вариант. Угрозы также могут перейти в стадию опасности, например, по причине снижения риска, утратой возможности нанести существенный ущерб достижения компромисса и т. д. Но это не говорит о ликвидации угрозу вовсе. Вероятнее решение проблемы просто откладывается на некоторое время, и к этому стороны конфликта должны быть готовы [4].

В свою очередь, в зависимости от места расположения источника опасности угрозы можно разделить на: внешние, внутренние и трансграничные.

Когда опасность исходит от собственных граждан или государства эти угрозы являются внутренними. В случае если угроза исходит

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

от иной страны либо её граждан, в таком случае опасность признается внешней. На сегодняшний день необходимо признать, что возможно выделить и еще один вид угроз, которые обладают трансграничным характером.

Главными внешними угрозами считаются:

— сокращение значимости Российской Федерации в международной экономике из-за определенных действий ряда стран или межгосударственных организаций;

— сокращение финансового и общественно-политического влияния на проходящее в международной экономике;

— повышение масштабов и воздействие интернациональных общественных и военных организаций;

— наметившиеся тенденции к размещению недалеко от границ нашего государства боевой мощи зарубежных стран;

— продвижение в мировом обществе орудия массовой ликвидации;

— формирование обстоятельств развития, а также появления различного рода военных конфликтов возле границ нашего государства;

— территориальная экспансия в отношении Российской Федерации;

— активная деятельность на территории государства иностранных разведывательных организаций;

— сокращение боевых и оборонных возможностей государства, не дозволяющее ей в случае необходимости отобразить боевое наступление [5].

К внутренним угрозам эксперты причисляют: попытки насильственной перемены конституционного порядка и территориального единства Российской Федерации; разработка планов, организация, а также реализация операций по нарушению и дезорганизации функционирования органов власти, нападение на экономически важные и боевые объекты, объекты жизнеобеспечения и иной стратегически важной инфраструктуры; формирование, обеспечение, организация, а также работа противозаконных военных формирований, неправомерное распространение орудий, боеприпасов, а также взрывчатых элементов; обширная деятельность организованных преступных групп, грозящая общественно-политической устойчивости, деятельность сепаратистских, а также радикальных национальных группировок [6].

Внутренние угрозы в значительной степени содействуют возникновению внешних угроз национальной безопасности. Спровоцировать внутренне опасности могут и внешние угрозы, преобразовав их во внутренние угрозы.

К угрозам трансграничного рода относятся:

— формирование, обеспечение, а также организация на территории иных стран различного рода незаконных формирований для переброски их на территорию нашего государства, для их дальнейшей деятельности;

— деятельность группировок сепаратистской экстремистской направленности, нацеленных на дестабилизацию конституционного порядка нашего государства;

— деятельность наркобизнеса, формирующая опасность ввоза наркотиков нашу страну либо транспортировка наркотических средств через наше государство [7].

Угрозы можно разделить так же на когнитивные и мотивационные. Угроза недостаточно масштабная и не вызывающая конфликт — это когнитивная угроза, если же угроза является основанием конфликта, противостояния сторон, войны — это мотивационная угроза. Неспособность государства определить тип угрозы, позволяет трансформировать когнитивную угрозу в мотивационную.

Послевоенный опыт показывает, угрозы когнитивного типа в течение долгого времени не приводили к последствиям, это происходило, потому что государство защищало себя, наращивая оборону, обороноспособность.

В настоящее время видоизменение угроз приводит к возникновению множества факторов риска в различных областях жизнедеятельности государства, таких как политическая, социальная, экономическая и т. д.

Заключение и выводы

Учитывая, указанное можно сказать, что организационно-правовое представление о национальной безопасности строится на почве нормативных предписаний о её сущности, и теоретико-правовом представлении, в частности, раскрывающим её научный, социологический подтекст. Таки или иначе, в совокупности, это позволяет определить факторы угроз, воздействующих на уровень национальной безопасности, а также сгенерировать потенциальное направление её обеспечения, и эффективно развивать его.

Список источников

1. Барабин В. В. Философия национальной безопасности. Москва : Аванти, 2006. 300 с.

2. Кольцов В.А. Философские основы концепции национальной безопасности : специальность 09.00.11 «Социальная философия» : дис. ... канд. философ. наук. Нижний Новгород. 2006. 178 с.

3. Верещагина A. В., Самыгин С. И., Шевченко О. М. Система комплексной безопасности современного общества в контексте национальной безопасности России в условиях новых вызовов и угроз. Москва : Русайнс, 2021. 152 с.

4. СафарализодаХ. К. Угроза как категория теории национальной безопасности // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2021. №2. С. 278-290.

5. Трофимова Д. В. Основные внутренние угрозы национальной безопасности России // 2021. № 42-5 (170). С. 75-79.

6. Горбунов В. В. Основные угрозы национальной безопасности России и направления их нейтрализации // Актуальные вопросы социально-экономического развития России на современном этапе : сб. статей IX Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 18 октября 2021 года). — Москва : Институт экономики и культуры, 2021. С. 30-34.

7. Евтехов Р. А. Трансграничные пространства в системе восприятия угроз национальной безопасности России // Национальная безопасность / nota bene. 2022. №6. С. 109-120.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTEREST

Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 25.06.2023 Дата рецензирования статьи / Revised: 09.07.2023 Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 20.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.