Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сибгатуллин Ф. С., Шакиров В. Ф.

В статье рассматривается деятельность войск национальной гвардии по осуществлению государственной охраны высших должностных лиц подлежащих государственной охране, применению мер государственной защиты в отношении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, участников уголовного судопроизводства, а также должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. В статье рассмотрено соотношения и отличия понятий «государственная охрана» и «государственная защита».В статье авторы отметили перспективы дальнейшего развития деятельности Центров по обеспечению безопасности высших должностных лиц Федерального государственного казенного учреждения Управления вневедомственной охраны по обеспечению государственной защиты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. В контексте дальнейшего реформирования правоохранительных органов авторами статьи предлагается передача полномочий в сфере обеспечение государственной защиты должностных лиц правоохранительных органов, участников уголовного судопроизводства в войска национальной гвардии. В этой связи авторы предлагают расширить полномочия Росгвардии, наделив ее полномочиями в сфере оперативно-розыскной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сибгатуллин Ф. С., Шакиров В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PROTECTION AND STATE PROTECTIONIN THE ACTIVITIES OF THE NATIONAL GUARD TROOPSOF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the activities of the National Guard troops in the implementation of state protection of senior officials subject to state protection, the application of state protection measures against senior officials of the subjects of the Russian Federation, participants in criminal proceedings, as well as officials of law enforcement and regulatory agencies. The article considers the relations and differences between the concepts of “state protection” and “state protection”.In the article, the authors noted the prospects for further development of the activities of the Centers for Ensuring the Security of Senior Officials of the Federal State-owned Institution of the Department of Private Security to ensure state protection of senior officials of the subjects of the Russian Federation.In the context of further reform of law enforcement agencies, the authors of the article propose the transfer of powers in the field of ensuring state protection of law enforcement officials, participants in criminal proceedings to the National Guard troops. In this regard, the authors propose to expand the powers of the Rosgvardiya by giving it powers in the field of operational investigative work.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья С. 57-61

УДК 340

DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-10208

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фархад Саетгалиевич Сибгатуллин1, Вадим Фанильевич Шакиров2

1 Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия farkhad.sibgatuШn@mail.ru (5 https://orcid.org/0000-0002-5507-677X

2Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Республике Башкортостан, Уфа, Башкортостан vadon77777@mail.ru

(5 https://orcid.org/0000-0002-4111-1079

Аннотация. В статье рассматривается деятельность войск национальной гвардии по осуществлению государственной охраны высших должностных лиц подлежащих государственной охране, применению мер государственной защиты в отношении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, участников уголовного судопроизводства, а также должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. В статье рассмотрено соотношения и отличия понятий «государственная охрана» и «государственная защита».

В статье авторы отметили перспективы дальнейшего развития деятельности Центров по обеспечению безопасности высших должностных лиц Федерального государственного казенного учреждения Управления вневедомственной охраны по обеспечению государственной защиты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

В контексте дальнейшего реформирования правоохранительных органов авторами статьи предлагается передача полномочий в сфере обеспечение государственной защиты должностных лиц правоохранительных органов, участников уголовного судопроизводства в войска национальной гвардии. В этой связи авторы предлагают расширить полномочия Росгвардии, наделив ее полномочиями в сфере оперативно-розыскной работы.

Ключевые слова: государственная охрана, государственная защита, войска национальной гвардии, органы внутренних дел

Для цитирования: Сибгатуллин Ф. С., Шакиров В. Ф. Государственная охрана и государственная защита в деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации // Правопорядок: история, теория, практика. 2023. № 2 (37). С. 57-61. 001: 10.47475/2311-696Х-2023-10208

© Ф. С. Сибгатуллин, В. Ф. Шакиров

Research article

STATE PROTECTION AND STATE PROTECTION IN THE ACTIVITIES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Farkhad S. Sibgatullin1, Vadim F. Shakirov2

1St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia farkhad.sibgatullin@mail.ru (g https://orcid.org/0000-0002-5507-677X 2Department of Extra-Departmental Security of the Troops of the National Guard of Russia in the Republic of Bashkortostan, Ufa, Bashkortostan vadon77777@mail.ru

(g https://orcid.org/0000-0002-4111-1079

Abstract. The article examines the activities of the National Guard troops in the implementation of state protection of senior officials subject to state protection, the application of state protection measures against senior officials of the subjects of the Russian Federation, participants in criminal proceedings, as well as officials of law enforcement and regulatory agencies. The article considers the relations and differences between the concepts of "state protection" and "state protection".

In the article, the authors noted the prospects for further development of the activities of the Centers for Ensuring the Security of Senior Officials of the Federal State-owned Institution of the Department of Private Security to ensure state protection of senior officials of the subjects of the Russian Federation.

In the context of further reform of law enforcement agencies, the authors of the article propose the transfer of powers in the field of ensuring state protection of law enforcement officials, participants in criminal proceedings to the National Guard troops. In this regard, the authors propose to expand the powers of the Rosgvardiya by giving it powers in the field of operational investigative work.

Keywords: state security, state protection, National Guard troops, internal affairs bodies

For citation: Sibgatullin FS, Shakirov VF. State protection and state protection in the activities of the national guard troops of the Russian Federation. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2023;(2):57-61. DOI: 10.47475/2311-696X-2023-10208 (In Russ.)

Введение

Потребность в организации личной охраны и физической защиты разных категорий граждан: от верховного правителя до простого ремесленника или сельского обывателя существовала на всех этапах исторического развития государства. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в условиях обострения внутри- и внешнеполитических кризисов многие вопросы социально-политического характера решались с использованием деструктивной, воинствующей силы, от которой гибли как государственные деятели, так и простые люди. ХХ-ХХ1 века характеризуются разгулом терроризма, совершения террористических актов на территории целого ряда государств. История приводит немало примеров покушений с гибелью государственных деятелей, где недостаточно внимания уделялось вопросам обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Ярким примером тому является убийство эрцгерцога Франца Фердинанда — наследника австро-венгерского престола и его супруги герцогини Софии Гогенберг в Сараево, совершенное 28 июня 1914 г. сербским гимназистом Гаврилой Принципом, которое явилось поводом для начала Первой мировой войны [1, с. 31-35].

Совершение подобных действий террористического характера актуально и для современной России. Поэтому сегодня в России существуют категории объектов охраны из числа граждан, которым в соответствии с действующим Федеральным законодательством предоставляется государственная охрана.

Дифференциация объектов охраны осуществляется исходя из их административно-правового статуса, который, по мнению С. В. Бутова и С. Г. Лысенкова и «соответствует законодательно закрепленному, стабильному,

статичному правовому состоянию, в то время как «правовое положение» отражает совокупность реальных прав, обязанностей и ответственности, связанную с конкретными юридическими фактами, динамично возникающими между субъектами правоотношений в процессе повседневной жизнедеятельности» [2, с. 6-11]. Так, на период замещения высшей государственной должности Российской Федерации, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (далее — ФЗ № 57-ФЗ) к объектам охраны относятся: Президент Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, сенаторы Российской Федерации, депутаты государственной Думы Российской Федерации, федеральные государственные служащие и иные лица. Меры по обеспечению государственной охраны реализуют органы исполнительной власти в области обороны, в области обеспечения безопасности, в сфере внутренних дел, в сфере внешней разведки, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны1. Как мы видим, в государственной охране высших должностных лиц страны принимают участие практически все государственные органы силового блока.

Описание исследования

Необходимо отметить, что отличие понятия «государственная охрана» от понятия «государственная защита» состоит в том, что меры государственной охраны применяются в отношении должностного лица указанного в ФЗ № 57-ФЗ на постоянной основе в период исполнения им своих должностных полномочий. Меры же государственной защиты применяются в отношении иных лиц только в том случае, когда возникает реальная угроза их жизни и здоровью. Категории лиц подлежащих государственной защите указаны в Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 № 119-ФЗ (далее — ФЗ № 119-ФЗ), Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 № 45-ФЗ (далее — ФЗ № 45-ФЗ).

1 О государственной охране : Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10511 (дата обращения: 13.02.2023).

Следует отметить, что в 2011 году государственная защита высших должностных лиц субъектов Российской Федерации также осуществлялась только при наличии персонального решения Президента Российской Федерации. Меры безопасности для указанной категории предоставлялись на договорной основе, сотрудниками Центров по обеспечению безопасности высших должностных лиц Федерального государственного казенного учреждения Управления вневедомственной охраны (далее — Центр ФГКУ УВО). Предпосылкой для создания указанных Центров явились поступающие в МВД России ходатайства от высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) об организации их охраны силами подразделениями полиции территориальных органов МВД России. Учитывая поступающие обращения, Президент Российской Федерации поручил ГУВО МВД России и Совету Безопасности Российской Федерации проработать вопросы обеспечения личной безопасности Президента Республики Дагестан и глав иных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 28 июня 2011 г. и от 21 ноября 2011 г. ГУВО МВД России совместно с Советом Безопасности Российской Федерации был проработан вопрос обеспечения личной безопасности Президента Республики Дагестан и глав иных субъектов Российской Федерации.

По результатам одобрения консолидированных предложений Президентом Российской Федерации в структуре подразделений вневедомственной охраны на региональном уровне было разрешено создать специализированные центры по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в отношении которых имеются персональные решения Президента Российской Федерации.

Решением оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 14 марта 2013 г., утвержденным Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 28 марта 2013 г., на договорной основе силами подразделений в составе ФГКУ УВО на региональном уровне была обеспечена безопасность высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации на основании персональных решений Президента Российской Федерации.

В настоящее время на основании персональных решений Президента Российской

Федерации указанные центры созданы в структуре ФГКУ УВО ряда субъектов Российской Федерации. Для развития Центров ФГКУ УВО перспективным направлением следует признать наличие возможности соединения в одной структуре федерального органа исполнительной власти функций осуществления охраны: за счет средств федерального бюджета и на договорной основе за счет средств субъектов Российской Федерации.

Наряду с выполнением основных задач, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии» на Росгвардию возложена задача по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации1. Решение на применение мер безопасности в отношении указанных должностных лиц также принимается Президентом Российской Федерации [3, с. 184-189].

Кроме того, войска национальной гвардии задействуются в применении мер безопасности участников уголовного судопроизводства. В соответствии с требованиями ФЗ № 119-ФЗ войска национальной гвардии относятся к иным государственным органам, на которые возлагается осуществление отдельных мер безопасности.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 119-ФЗ правоохранительными органами, обеспечивающим государственную защиту участников уголовного судопроизводства, являются:

— органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

— органы, осуществляющие меры безопасности;

— органы, осуществляющие меры социальной поддержки2.

Решение о применении мер безопасности принимаются судами, органами предварительного расследования.

К правоохранительным ведомствам, которые применяют меры безопасности, следует отнести ФСБ, МВД РФ, таможенные органы РФ и иные государственные органы, на которые также возлагается осуществление отдельных мер безопасности.

1 О войсках национальной гвардии Российской Федерации : Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_200506 (дата обращения: 13.02.2023).

2 О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства : Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_48959 (дата обращения:13.02.2023).

Следует отметить, что обеспечение государственной защиты в Российской Федерации имеет довольно четкую регламентацию, определяющую порядок, основания, период предоставления охраны как указано в ФЗ № 57-ФЗ, ФЗ № 119-ФЗ.

Для организации и обеспечения государственной защиты в органах внутренних дел Российской Федерации были созданы специализированные подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (далее — ПОГЗ).

Из анализа деятельности ПОГЗ можно сделать вывод, что их функция сводится к охранным или административным задачам. Более того реализация указанных задач осуществляется с использованием сил и средств подразделений отрядов мобильных особого назначения и специальных отрядов быстрого реагирования войск национальной гвардии [4, с. 112].

В настоящее время примерная численность подразделений ПОГЗ МВД России в территориальных органах МВД России на региональном уровне варьируется от 8 до 20 человек. В условиях дальнейшей оптимизации и сокращения финансирования имеющаяся в МВД России штатная численность подразделений государственной защиты не позволит в полном объеме обеспечить выполнение возложенных на МВД России задач по данному направлению.

Учитывая, что осуществление государственной защиты не связано с основными задачами полиции по выявлению предупреждению пресечению и раскрытию преступлений, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о передачи функции по осуществлению государственной защиты лиц, определенных ФЗ № 119-ФЗ в войска национальной гвардии. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в ФЗ № 119-ФЗ.

По нашему мнению, передача указанных функций по осуществлению государственной защиты реализуемой органами внутренних дел позволит исключить дублирующие функции, а также сократить финансовые расходы федерального бюджета. При передаче полномочий, необходимо в обязательном порядке предусмотреть проработку административно-правового статуса подразделений войск национальной гвардии которые будут осуществлять государственную защиту, в части наделения их полномочиями в сфере оперативно-розыскной работы.

Заключение

В настоящее время в войсках национальной гвардии подразделения собственной безопасности могут выполнять роль организатора

и координатора в вопросах обеспечения государственной защиты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Кроме того, данные подразделения могут выступать организатором применения мер безопасности в отношении лиц, принимающих участие в уголовном процессе, а также должностных лиц Росгвардии в рамках требований ФЗ № 45-ФЗ1.

На наш взгляд, вышеуказанный комплекс мер правового и организационного характера

1 О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов : Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_6425 (дата обращения: 13.02.2023).

позволит повысить эффективность деятельности войск национальной гвардии, что в конечном итоге улучшит состояние защищенности руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от внутренних и внешних угроз, а также участников уголовного судопроизводства в связи с угрозой безопасности и угрозой уничтожения или повреждения их имущества. При этом объединяющий комплекс мер позволит обеспечить гарантии для реализации конституционных прав и свобод как граждан Российской Федерации, так и социально-политическую обстановку в субъектах Российской Федерации, ее регионов и муниципальных территориальных образований.

Список источников

1. Богомолов И. К. Сараевское покушение 28 июня 1914 г. и его последствия в освещении русской печати // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2-1 (40). С. 31-35.

2. Бутов С. В., Лысенков С. Г. О соотношении понятий «правовой статус» и «правовое положение» как самостоятельных юридических категорий // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 4 (35). С. 6-11.

3. Никонов Д. А., Сибгатуллин Ф. С. Основные формы и методы правотворческой и правоприменительной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (теоретико-правовой аспект) // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 22 апреля 2022 года). Краснодар : Краснодарский университет МВД РФ, 2022. С. 184-189.

4. Бецков А. В., Елагин А. Г., Николаев А. Г. Административно-правовые средства организации деятельности подразделений полиции специального назначения, при обеспечении общественного порядка : учебное пособие. Изд. 2-е, дораб. Москва : ТЕИС, 2015. 109 с.

ВКЛАД АВТОРОВ

Вклад авторов равноценный.

CONTRIBUTION OF AUTHORS

Contributions by the authors are equal.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов отсутствует.

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 14.02.2023. Дата рецензирования статьи / Revised: 20.02.2023. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 20.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.