Научная статья на тему 'ПРАВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ ПО ЛИЧНОЙ ОХРАНЕ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ИЗБРАНА МЕРА БЕЗОПАСНОСТИ "ЛИЧНАЯ ОХРАНА, ОХРАНА ЖИЛИЩА И ИМУЩЕСТВА"'

ПРАВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ ПО ЛИЧНОЙ ОХРАНЕ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ИЗБРАНА МЕРА БЕЗОПАСНОСТИ "ЛИЧНАЯ ОХРАНА, ОХРАНА ЖИЛИЩА И ИМУЩЕСТВА" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЛИЧНАЯ ОХРАНА / ОХРАНА ЖИЛИЩА И ИМУЩЕСТВА / LEGAL BASIS / INTERACTION / INTERNAL AFFAIRS BODIES / TROOPS OF THE NATIONAL GUARD / SECURITY MEASURE / PERSONAL PROTECTION / PROTECTION OF HOUSING AND PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаров Алексей Юрьевич

Исследуются действующие нормативные правовые акты, регламентирующие взаимодействие органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» в отношении лиц, подлежащих государственной защите. Проводится правовой анализ федерального законодательства, подзаконных и ведомственных нормативных актов в сфере государственной защиты, в частности при осуществлении меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества». Делается вывод о том, что правовые основы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» нуждаются в совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назаров Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS FOR THE INTERACTION OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE SECURITY MEASURE "PERSONAL PROTECTION, PROTECTION OF HOUSING AND PROPERTY"

The article examines the current normative legal acts regulating the interaction of the internal affairs bodies of the Russian Federation and the troops of the national guard of the Russian Federation in the implementation of the security measure «personal protection, protection of housing and property» for persons subject to state protection. The author conducts a legal analysis of federal legislation, subordinate and departmental normative acts in the field of state protection, in particular when implementing security measure «personal protection, protection of housing and property». It is concluded that the legal basis for the interaction of the internal affairs bodies of the Russian Federation and the troops of the national guard of the Russian Federation in the implementation of the security measure «personal protection, protection of housing and property» needs to be improved.

Текст научной работы на тему «ПРАВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ ПО ЛИЧНОЙ ОХРАНЕ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ИЗБРАНА МЕРА БЕЗОПАСНОСТИ "ЛИЧНАЯ ОХРАНА, ОХРАНА ЖИЛИЩА И ИМУЩЕСТВА"»

УДК343.123.12:[351.741+351.743]-043.5(470)

АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ НАЗАРОВ,

заместитель начальника кафедры огневой и тактико-специальной подготовки ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России»

ПРАВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ ПО ЛИЧНОЙ ОХРАНЕ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ИЗБРАНА МЕРА БЕЗОПАСНОСТИ «ЛИЧНАЯ ОХРАНА, ОХРАНА ЖИЛИЩА И ИМУЩЕСТВА»

Исследуются действующие нормативные правовые акты, регламентирующие взаимодействие органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» в отношении лиц, подлежащих государственной защите. Проводится правовой анализ федерального законодательства, подзаконных и ведомственных нормативных актов в сфере государственной защиты, в частности при осуществлении меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества». Делается вывод о том, что правовые основы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» нуждаются в совершенствовании.

Ключевые слова: правовые основы, взаимодействие, органы внутренних дел, войска национальной гвардии, меры безопасности, личная охрана, охрана жилища и имущества.

A. Y. Nazarov, Deputy Head of the Department of fire and tactical training of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: anazarov59@mvd.ru, tel.: 8 (347) 254-85-93.

The legal basis for the interaction of the internal affairs bodies of the Russian Federation and the troops of the national guard of the Russian Federation in the implementation of the security measure «personal protection, protection of housing and property»

The article examines the current normative legal acts regulating the interaction of the internal affairs bodies of the Russian Federation and the troops of the national guard of the Russian Federation in the implementation of the security measure «personal protection, protection of housing and property» for persons subject to state protection. The author conducts a legal analysis of federal legislation, subordinate and departmental normative acts in the field of state protection, in particular when implementing security measure «personal protection, protection of housing and property». It is concluded that the legal basis for the interaction of the internal affairs bodies of the Russian Federation and the troops of the national guard of the Russian Federation in the implementation of the security measure «personal protection, protection of housing and property» needs to be improved.

Key words: legal basis, interaction, the internal affairs bodies, the troops of the national guard, the security measure, personal protection, protection of housing and property.

Ежегодно в ходе расследования уголовных дел, согласно статистическим данным, более 10 млн человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. К участникам уголовного судопроизводства часто применяются приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них. Результатом этого становятся случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве [5]. В целом анализ статистических данных показывает, что наметилась тенденция стабилизации количества защищаемых лиц и применяемых в отноше-

нии их мер безопасности. Так, по статистическим данным, предоставленным Управлением по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России, общее число должностных лиц судебных, правоохранительных и контролирующих органов, в отношении которых применялись меры безопасности, сократилось на 3,6 %. При этом количество обращений о применении мер государственной защиты со стороны сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК РФ) сократилось на 11,2 % (со 170 до 151), сотрудников органов надзора - на 10,6 % (со 113 до 101), близких - на 10,1 %

(с 378 до 129). В то же время количество таких обращений в отношении представителей судейского сообщества возросло на 13 % (с 301 до 340), на 8,3 % (с 1 761 до 1 907) возросло количество применяемых мер безопасности. Наиболее востребованной мерой безопасности является «личная охрана, охрана жилища и имущества».

Одним из важнейших элементов обеспечения эффективного функционирования института государственной защиты является наличие специализированных правоприменительных субъектов, осуществляющих конкретные меры безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите. К числу таких субъектов, в частности, относятся органы внутренних дел, а именно подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, а также отдельные подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.

Так, одним из основных направлений деятельности полиции является «государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц» [4, п. 11 ч. 1 ст. 2].

Вместе с тем законодательной основой обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями является Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее - Федеральный закон № 45-ФЗ), который устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких. Так, Федеральный закон № 45-ФЗ определяет, что государственной защите подлежат сотрудники органов внутренних дел - следователи, лица, производящие дознание, лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным де-

лам, постановлений органов расследования и прокуроров [2, пп. 3-6 ст. 2].

Следует отметить, что государственной защите подлежат и военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, принимающие участие в осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности [2, пп. 6.3-6.4].

Заслуживает внимания тот факт, что сотрудники органов внутренних дел не только относятся к лицам, подлежащим государственной защите, но на органы внутренних дел возлагается применение и осуществление мер безопасности в отношении судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, сотрудников СК РФ, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких [2, абз. 1 п. 1 ст. 12]. В органах внутренних дел в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения [8].

Отметим, что меры безопасности в отношении военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а равно в отношении близких родственников таких военнослужащих осуществляются также командованием соответствующей воинской части [2, абз. 3 ст. 12]. Из этого следует, что в войсках национальной гвардии законодательством не предусмотрено создание специальных подразделений в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц.

В настоящее время действуют некоторые ведомственные нормативные акты Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, регулирующие отдельные вопросы обеспечения мер безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите, из числа военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации [6; 7].

На уровне межведомственного взаимодействия приняты нормативные акты, регулирующие общие вопросы совместной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Феде-

рации в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [3].

Вместе с тем в настоящее время сложилась устойчивая практика взаимодействия между подразделениями государственной защиты органов внутренних дел и подразделениями специального назначения (СОБР, ОМОН), подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества».

Взаимодействие как процесс представляет собой участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций [9]. Основные формы взаимодействия органов внутренних дел и войск национальной гвардии при осуществлении меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» могут быть весьма разнообразными. Некоторые авторы [1] выделяют такие формы взаимодействия, как информационно-аналитическая, директивная выработка единой концепции совместного взаимодействия, выработка тактики совместной работы в условиях межведомственного взаимодействия и др.

Следует признать, что на сегодняшний день нормативная правовая регламентация взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» является недостаточной, так как отсутствуют специальные межведомственные нормативные акты в этой сфере совместной деятельности.

Таким образом, результаты исследования проблемы правовой основы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» позволяют сделать следующие выводы.

1. В целях повышения эффективности осуществления меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества» необходимо консолидировать усилия соответствующих структурных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации.

2. Представляется необходимым разработать специальный межведомственный нормативный акт МВД России и ФСВНГ России по взаимодействию структурных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и войск

национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества».

3. Содержание вышеуказанного межведомственного нормативного акта (приказа) должно охватывать вопросы совместного планирования, организации, подготовки, осуществления меры безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества», а также подведения итогов совместной деятельности по этим направлениям.

Список использованной литературы

1. Замолоцких, Ю. Н. Основные формы реализации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации [Текст] / Ю. Н. Замолоцких // Юридический мир. - 2016. - № 10. С. 44-48.

2. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 20 апр. 1995 г. № 45-ФЗ] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения : 01.07.2017).

3. О некоторых вопросах организации взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами (подразделениями) при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности [Текст] : [приказ Росгвардии от 7 окт. 2016 г. № 292дсп, МВД России № 633дсп].

4. О полиции [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ : ред. от 7 марта 2018 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа : http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения : 07.03.2018).

5. Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы» [Электронный ресурс] : [Постановление Правительства Рос. Федерации от 13 июля 2013 г. № 586 : ред. от 13 авг. 2015 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа : http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения : 19.07.2013).

6. Об утверждении Порядка заключения договора с защищаемым лицом из числа военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] : [приказ Росгвардии от 11 авг. 2017 г. № 266] // СПС Кон-сультантПлюс.

7. Об утверждении Порядка заключения договора с лицом, подлежащим государственной защите, либо направления ему предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности [Электронный ресурс] : [приказ Росгвардии от 11 авг. 2017 г. № 267] // СПС Кон-сультантПлюс.

8. Об утверждении типового Положения о подразделении по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, территориального органа МВД России на региональном уровне и примерной модели организационного построения оперативно-разыскной части (центра) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, территориального органа МВД России на региональном уровне [Текст] : [приказ МВД России от 28 мая 2013 г. № 297].

9. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2011.

References

1. Zamolotskikh Yu. N. Yuridicheskij mir (Legal world), 2016, No. 10.

2. Federal Law of the Russian Federation, April 20, 1995 No. 45-FZ, available at: http://www.pravo. gov.ru (July 1, 2017).

3. Order of the Russian Guard, October 7, 2016 No. 292dsp, the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 633dsp.

4. http://www.pravo.gov.ru (March 7, 2018).

5. http://www.pravo.gov.ru (July 19, 2013).

6. Order of the Russian Guard, August 11, 2017 No. 266, SPS Konsul'tantPlyus.

7. Order of the Russian Guard, August 11, 2017 No. 267, SPS Konsul'tantPlyus.

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, May 28, 2013 No. 2979.

9. Rajzberg B. A., Lozovskij L. Sh., Starodubt-seva E. B. Sovremennyj ehkonomicheskij slovar' (Modern Economic Dictionary), Moscow: INFRA-M, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.