КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Научная статья С. 22-28
УДК 342.41
DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-10203
ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА КАК СФЕРА ВЫРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Валерий Витальевич Киреев1, Наталья Николаевна Неровная2
1,2 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
ф Ъttps://orcid.org/0000-0001-6384-3839
Аннотация. Введение. В условиях напряженной международной обстановки особое значение приобретает удовлетворение объективно значимых потребностей личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии, что составляет национальные интересы Российской Федерации. Такого рода потребности имеют и конституционное измерение, выступая в виде ценностей, принципов, приоритетов, механизмов, направленных на достижение указанной цели. Поэтому Конституция РФ, с одной стороны, является правовой основой реализации наших национальных интересов, а с другой — позволяет рассматривать ее в качестве относительно самостоятельной сферы обеспечения национальной безопасности. Наиболее эффективный анализ этой сложной проблематики возможен посредством анализа концепции российского конституционализма, которая охватывает формирование и воплощение в реальность его идейных основ. При этом динамика и содержание идейных основ российского конституционализма, особенно в условиях информационной войны, имеют важное значение для нашего будущего. Сегодня представленные в статье теоретические и прикладные проблемы в правовой литературе рассмотрены лишь фрагментарно, тогда как необходимость и своевременность обращения к комплексному рассмотрению вопросов, охватываемых названием статьи, представляются бесспорными.
Результаты. Определяются подходы к рассмотрению идейных основ российского конституционализма с позиций выражения национальных интересов и обеспечения национальной безопасности, характеризуется значение формализованных и доформализованных конституционных идей для обеспечения национальной безопасности, формулируются выводы, охватывающие оценку динамики и потенциальных угроз, связанных с идейными основами российского конституционализма, вносятся предложения, связанные с управлением рисками в процессе возможного закрепления новых конституционных идей в тексте Конституции Российской Федерации.
Выводы. Основополагающее значение Конституции РФ для реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности предполагает анализ угроз, способных вызвать снижение ее авторитета и эффективности воздействия на наиболее фундаментальные общественные отношения. Первоначально такого рода угрозы способны возникать в сфере формирования и закрепления конституционных идей, при этом концепция российского конституционализма содержит необходимый инструментарий, позволяющий рассматривать соответствующую проблематику как на понятийном, так и на содержательном уровнях. С указанных позиций сегодня высокую важность имеет развитие конституционно-правовой концепции отношений личность — общество — государство, на основе необходимой степени их единства, исходя из общности потребностей. В процессе развития идейных основ отечественного конституционализма особого внимания требуют процессы, связанные с поправками к Конституции РФ и пересмотром ее положений, определением возможного
© В. В. Киреев, Н. Н. Неровная
состава Конституционного Собрания, процедурами доработки или разработки проекта Конституции РФ, организации его обсуждения. При этом конституционные идеи могут содержать и глубоко завуалированные угрозы, что выдвигает необходимость их рациональной оценки, перевод их обсуждения в научную плоскость, экспертный анализ соответствующих рисков.
Ключевые слова: Конституция РФ, российский конституционализм, национальные интересы, национальная безопасность, конституционные идеи, поправки к Конституции РФ, пересмотр положений Конституции РФ
Для цитирования: Киреев В. В., Неровная Н. Н. Идейные основы современного российского конституционализма как сфера выражения национальных интересов и обеспечения национальной безопасности. // Правопорядок: история, теория, практика. 2023. № 2 (37). С. 22-28. DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-10203
Research article
IDEOLOGICAL FOUNDATIONS OF MODERN RUSSIAN CONSTITUTIONALISM AS AN EXPRESSION OF NATIONAL INTERESTS AND NATIONAL SECURITY
Valery V. Kireev1, Natalya N. Nerovnaya2
12Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
(g https://orcid.org/0000-0001-6384-3839
Abstract. Introduction. Under the conditions of a tense international situation, the satisfaction of objectively significant needs of individuals, society and the state in security and sustainable development, which constitute the national interests of the Russian Federation, acquires special importance. Such needs also have a constitutional dimension, acting in the form of values, principles, priorities, mechanisms aimed at achieving the above goal. Therefore, the Constitution of the Russian Federation, on the one hand, is the legal basis for the realization of our national interests and, on the other hand, allows us to consider it as a relatively independent sphere of national security. The most effective analysis of this complex problem is possible through the concept of Russian constitutionalism, which covers the formation and implementation into reality of its ideological foundations. At the same time, the dynamics and content of the ideological foundations of Russian constitutionalism, especially in conditions of information warfare, are important for our future. Today the theoretical and applied problems presented in the article have been considered only fragmentarily in the legal literature, whereas the necessity and timeliness of addressing a comprehensive consideration of the issues covered by the title of the article seem indisputable.
Results. Approaches to the consideration of the ideological foundations of Russian constitutionalism from the standpoint of expressing national interests and ensuring national security are determined, the significance of formalized and pre-formalized constitutional ideas for ensuring national security is characterized, conclusions are formulated covering an assessment of the dynamics and potential threats associated with the ideological foundations of Russian constitutionalism, proposals are made, related to risk management in the process of possible consolidation of new constitutional ideas in the text of the Constitution of the Russian Federation.
Conclusions. The fundamental importance of the Constitution of the Russian Federation for the realization of national interests and ensuring national security implies the analysis of threats that can cause a decrease in its authority and effectiveness of its impact on the most fundamental social relations. Initially, such threats can arise in the sphere of formation and consolidation of constitutional ideas, and the concept of Russian constitutionalism contains the necessary tools allowing to consider the relevant problems both at the conceptual and substantive levels. From the mentioned positions today the development of the constitutional-legal concept of relations person — society — state, on the basis of the necessary degree of their unity, based on the commonality of needs, is of high importance. In the process of the development of the ideological foundations of the national constitutionalism, the processes connected with the amendments to the Russian
Constitution and the revision of its provisions, the determination of the possible composition of the Constitutional Assembly, the procedures of finalizing or developing the draft Russian Constitution, the organization of its discussion require special attention. At the same time, constitutional ideas may also contain deeply veiled threats, which necessitates their rational assessment, transfer of their discussion to the scientific plane, and expert analysis of the relevant risks.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, Russian constitutionalism, national interests, national security, constitutional ideas, amendments to the Constitution of the Russian Federation, revision of provisions of the Constitution of the Russian Federation
For citation: Kireev VV, Nerovnaya NN. Ideological foundations of modern Russian constitutionalism as an expression of national interests and national security. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2023;(2):22-28. DOI: 10.47475/2311-696X-2023-10203 (In Russ.)
Введение
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 под национальными интересами Российской Федерации понимаются объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии. Наши национальные интересы охватывают весьма широкую сферу, включающую в себя гуманитарные, правовые, экономические, политические, экологические, духовно-нравственные и другие элементы. Определение национальных интересов является неотъемлемым элементом национальной безопасности, выступает тем ориентиром, который позволяет обеспечивать это состояние с учетом наших социальных целей и целевых приоритетов. Существование сложных взаимосвязей и взаимозависимостей характеризует национальные интересы современной России как многомерный комплекс. В составе указанного комплекса особую роль играет Конституция РФ2, как основополагающий документ, выражающий цели, ценности и приоритеты, выступавшие в форме идей, нашедших закрепление в конституционном тексте. Причем, в условиях информационной войны, особое значение конституционных идей заключается в то, что они способны иметь как позитивно-стабилизирующий, так и негативно-дестабилизирующий характер и, поэтому, представляется актуальным исследование особенностей их формализации для определения возможных рисков и угроз, сопряженных
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 //Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
2 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
(с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov. ru/constitution/ (дата обращения: 21.11.2022).
с конституционным развитием России в его идейной составляющей.
Описание исследования
Учитывая то, что Конституция РФ является основополагающим нормативным правовым актом, она оказывает воздействие на наиболее фундаментальные общественные отношения, к которым, несомненно, можно отнести сложные социальные связи, складывающиеся по поводу обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Исходя из самой сущности нашей Конституции, она выступает правовой основой документов стратегического планирования в сфере национальной безопасности3.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации устанавливает, что Конституцией РФ закреплены фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны, дальнейшего развития России в качестве правового социального государства, в котором высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации.
Значение конституционных положений, выражающих ценности, приоритеты, механизмы обеспечения состояния защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз трудно переоценить. Т. Я. Хабриева и В. Е. Чиркин
3 См.: О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378 ; Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 46. Ст. 7676 ; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Собрание законодательства РФ. 2021. №27 (часть II). Ст. 5351.
обоснованно отмечают, что конституция — это особый юридический документ, имеющий важное значение для жизни человека, коллектива, общества, государства. Он закрепляет основы общественного и государственного строя, правового положения человека и гражданина, основы осуществления публичной власти народом, структуру и взаимоотношения основных органов государства, принципы организации местного самоуправления, а также обычно содержит положения об отношениях данного государства с мировым сообществом [7, с. 5]. Особая роль Конституции РФ требует анализа соответствующих угроз, т. к. снижение авторитета, эффективности Основного закона способны поставить под угрозу потребности личности, вызвать дезорганизацию нашего общества, нанести вред Российскому государству. Иными словами, в безопасности нуждается и сама Конституция РФ. В научной литературе конституционно-правовая безопасность представлена как состояние защищенности конституционного строя от внутренних и внешних угроз, а также сама система мер его защиты. Основой конституционной безопасности выступает, прежде всего, качественное законодательство и его эффективная реализация различными субъектами общественных отношений, но прежде всего властными субъектами, наделенными полномочиями по обеспечению национальной безопасности в целом и конституционной в частности [6, с. 55]. Поэтому единство цели обеспечения как национальной безопасности в целом, так и конституционно-правовой безопасности представляется очевидным.
С позиций обеспечения национальной безопасности необходимо отметить и ведущую инструментальную роль Конституции РФ как основополагающего документа, воздействующего на общественные отношения. В Стратегии национальной безопасности установлено, что обеспечение национальной безопасности представляет собой реализацию органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности. Учитывая то, что реализация указанных мер имеет под собой конституционную основу, правомерным представляется обобщающий вывод о том, что Конституция РФ, с позиций ее содержания, реализации, а также возможных изменений сама является как правовым инструментом, так и сферой обеспечения национальной безопасности.
С нашей Конституцией неразрывно связана концепция российского конституционализма, которая, несмотря на дискуссионность ее понятийных системных и содержательных основ, является тем динамичным теоретическим инструментом, который позволяет охватить рассматриваемую проблематику современного российского конституционализма с необходимой полнотой. О. Е. Кутафин обоснованно отмечал, что понятие «конституционализм» можно рассматривать, с одной стороны, как теоретическую доктрину, связанную с представлением о справедливом, демократическом государстве, соответствующем природе человека, а с другой стороны как государственный строй, созданный в соответствии с этой доктриной [4, с. 42].
Отечественный конституционализм имеет множество граней. При этом своеобразной отправной точкой его динамики являются конституционные идеи, и в многочисленных исследованиях, посвященных проблематике конституционализма, как правило, выделяется его идейная составляющая. Так, С.А.Авакьян в составе конституционализма выделяет конституционные идеи, рассматривая их как предпосылку конституционализма и указывая на то, что конституционных идей может быть много [2, с. 230]. Естественно, что динамика указанных идей выражается в Конституции РФ, составляя потенциал ее обновления.
И. А. Кравец, анализируя эволюцию понятия «российский конституционализм» обоснованно обращает внимание на установление каузальных взаимосвязей между развитием конституционных идей и позитивным правом, в различных формах которого (конституции, законах) конституционализируются и юридизируются, приобретая нормативный характер, политико-правовые идеи, которые являются теоретическим и философским обоснованием российского конституционализма [3, с. 16]. Исходя из этих теоретических посылок, с позиций обеспечения национальной безопасности представляется необходимым рассматривать: 1) формализованные (выраженные в Конституции РФ) конституционные идеи; 2) доформализованные конституционные идеи и процесс их формализации.
Формализованные, т. е. уже выраженные в Конституции РФ конституционные идеи, являются основой для оценки всех других конституционных идей с позиций их конституционности. В настоящее время, посредством новейших изменений, в Конституции РФ выражены идеи, направленные на укрепление наших общества и государства перед лицом
существующих угроз. Риски, которые с этим сопряжены, представляют собой правореа-лизационные конституционные риски и могут исследоваться посредством специального научного инструментария, охватывающего проблематику реализации Конституции РФ.
Если соотнести содержание Конституции РФ с перечнем наших национальных интересов, то можно заметить, что не все они с равной полнотой отражены в конституционных положениях. Думается, что сегодня, с позиций идейной составляющей нашего конституционализма, в особом внимании нуждается конституционно-правовая настройка обеспечения гармоничного сочетания потребностей личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии. В самом общем выражении здесь представлены три субъекта: 1) личность; 2) общество; 3) государство. Прежде всего, обращает на себя внимание характеристика такого субъекта как личность.
Следует согласиться с утверждением С. А. Авакьяна, указывающего на то, что в конституционно-правовом смысле понятие «личность» шире, чем понятия «человек и гражданин», и охватывает их оба. Иными словами, когда мы говорим о «личности», то подразумеваются и природно-естественные свойства и общественные связи индивида. Причем, аргументируя этот вывод, С. А. Авакьян справедливо отмечает, что категория «гражданин» воплощает ту сторону в призвании личности, которая связана с ее посильным участием в делах общества и государства, заботой об их благе [1, с. 580-581]. Думается, что сегодня приведенные выше соображения нуждаются в особом внимании, являются и в будущем могут являться своеобразной идейной предпосылкой совершенствования взаимодействия личности с обществом и государством.
Естественно, что характеристики Российского государства также выражены в нашей Конституции. Однако обращает на себя внимание то, что государство, как субъект правоотношений присутствует в конституционном тексте как некая данность, обобщенные принципы взаимодействия которой с личностью и обществом правового выражения не нашли. Причем, если на конституционном уровне государство и личность юридически представлены, то характеристики общества не нашли детального конституционного выражения.
Вместе с тем закрепление в ст. 114 Конституции РФ в качестве одного из полномочий Правительства РФ осуществление мер по поддержке институтов гражданского общества, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики, вызывает
вопрос о том, с какой степенью полноты и детальности характеристики российского общества могут быть выражены в Конституции РФ, определены принципы и, возможно, основополагающие формы участия общества в формировании государственной политики России.
Исходя из изложенного можно предположить, что сегодня первостепенное значение приобретает, причем, как на понятийном, так и на содержательном уровнях, развитие конституционно-правовых идей, охватывающих отношения личность — общество — государство, на основе определения основных направлений обеспечения должной степени их единства и общности потребностей, исходя из необходимости реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности в этот непростой для России исторический период.
Доформализованные конституционные идеи могут быть генерированы различными субъектами, к которым относятся не только граждане, в том числе в их профессиональном ракурсе (политики, ученые, журналисты и т. д.), но и общественные объединения, в том числе и политические партии, различного рода неформализованные сообщества в социальных сетях. Такие идеи могут поступать в наше информационное пространство и из-за рубежа. Учитывая то, что наличие пробелов в Конституции РФ является сферой дискуссионной, сегодня трудно определить, будет ли подвергнута наша Конституция дальнейшим изменениям, о какого рода изменениях может идти речь в случае принятия положительного решения о кардинальной конституционной реформе.
Формирование таких идей, их содержание могут использоваться в качестве средства информационной войны, т. е. быть направлены на изменение параметров того мировоззрения, которое выражено в конституционном тексте. Таким образом, новые конституционные идеи могут иметь целью ревизию того, что в настоящее время содержится в нашей Конституции, угрожать национальным интересам Российской Федерации. Причем, что такие идеи, вбрасываемые в российское информационное пространство, могут быть направлены на дестабилизацию России посредством обращения к проблематике формирования и системы органов государственной власти, межнациональных, межрелигиозных, федеративных отношения, международной политике России, ее мировоззренческим основам.
Конечно, само по себе многообразие до-формализованных конституционных идей является естественным и не может служить
основанием для предположения об их деструктивном для нас характере. И. В. Лева-кин обоснованно отмечает, что в гражданском обществе возможны самые разнообразные взгляды на конституцию. Их свободное формирование, развитие и реализация,особенно ценны в период коренных конституционных изменений. Сегодня в России плюрализм конституционных идей гарантирован самой Конституцией, которой охраняется идеологическое и политическое многообразие, свобода совести, свобода мысли, слова и т. д. [5, с. 2707].
Критерием оценки доформализованных конституционных идей может и должно выступать их непротиворечие Конституции РФ и нормам текущего законодательства, развивающим конституционные положения. Вместе с тем, необходимо обращать внимание на то, могут ли такие идеи потенциально представлять угрозу национальной безопасности. Рассматриваемые идеи могут содержать и глубоко завуалированные угрозы, что выдвигает необходимость их рациональной оценки, перевод их обсуждения из эмоциональной, политико-публицистической в научную плоскость, экспертный анализ соответствующих рисков.
Наиболее значимая оценка доформализованных конституционных идей осуществляется в процессе их формализации, т. е. закрепления в Конституции РФ. Процесс формализации таких идей отчасти регламентирован нашим законодательством. Что касается оценки возможности формализации конституционных идей в виде поправок, то ст. 134 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»1 устанавливают не только перечень субъектов права инициирования такого предложения, но и обоснование необходимости принятия данной поправки, определения перечня законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки. При этом производится проверка соблюдения требований Конституции РФ, причем проект может быть возвращен его инициатору. В целом существующий механизм позволяет выявить потенциальные угрозы, обеспечить необходимые фильтры для анализа потенциальных
1 О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации : Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
угроз, которые могут содержаться в соответствующих конституционных идеях.
Однако наиболее сложную сферу сегодня представляет собой пересмотр положений Конституции РФ, являющийся, по своей сущности, кардинальной конституционной реформой. Дело в том, что согласно ст. 135 Конституции РФ, положения ее глав 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов (сенаторов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность нашей Конституции либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.
Здесь стоит обратить внимание на положение о том, что «в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание». То есть речь идет о созыве учредительного органа государственной власти Российской Федерации. Соответствующий нормативный правовой акт пока не принят, и возможные параметры деятельности указанного органа представлены на уровне различных законопроектов.
Думается, что указанный федеральный конституционный закон не обязательно должен называться «О Конституционном Собрании Российской Федерации». Если исходить из логики системного взаимодействия Конституции РФ, а также Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», он мог бы быть назван «О пересмотре Конституции Российской Федерации», что открывает возможность определить более широкий объем правового регулирования общественных отношений.
Представляется, что в рассматриваемых в статье аспектах, особого внимания заслуживает возможность Конституционного Собрания разработать и принять проект новой Конституции РФ. В связи с этим нуждаются в управлении риски, обусловленные определением количества и состава членов Конституционного Собрания, соотношения, при его формировании, представителей государственной власти, научной общественности, иных представителей, процедурой доработки или разработки проекта Конституции РФ, в том числе работы с замечаниями
и предложениями, которые могут поступить в Конституционное собрание в результате обсуждения проекта новой Конституции РФ.
Заключение
В ситуации, когда Российская Федерация подвергается враждебному воздействию со стороны США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, особого внимания требует развитие идейных основ современного российского конституционализма как сферы особого риска, в которой доформализованные конституционные идеи могут быть воплощены в тексте Конституции РФ и оказывать ценностно-ориентирующее и иное влияние на личность, общество и государство в процессе реализации конституционных положений. В то же время доформализованные конституционные идеи могут быть использованы как инструмент информационной войны, которая ведется против нас. Поэтому процесс формализации конституционных идей следует рассматривать как особую сферу выражения национальных интересов и обеспечения национальной безопасности. Сегодня, с позиций
национальных интересов как на понятийном, так и на содержательном уровнях, на первый план выходит развитие конституционно-правовой концепции отношений личность — общество — государство, на основе определенной степени их единства, исходя из общности потребностей.
Особого внимания требуют доформали-зованные конституционные идеи, выражающие подходы к мировоззренческим основам России, формированию и системе органов государственной власти, развитию межнациональных, межрелигиозных, федеративных отношений, конституционных принципов международной политики. При проведении масштабной конституционной реформы необходимым представляется управление рисками, связанными с составом членов Конституционного Собрания, представительством в его составе различных субъектов, определением процедуры включения доформализо-ванных конституционных идей в проект Конституции РФ, особенностей его разработки или доработки, работы над теми замечаниями и предложениями, которые могут поступить в процессе обсуждения проекта.
Список источников
1. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. Том 1. 4-е изд., перераб и доп. Москва : Норма-Инфра-М, 2010. 864 с.
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. Москва : РЮИД ; Сашко, 2000. 528 с.
3. Кравец И. А. Формирование российского конституционализма: проблемы теории и практики : монография. Москва : ЮКЭА, 2001. 358 с.
4. Кутафин О. Е. Избранные труды. В 7 томах. Т. 7. Российский конституционализм : монография. Москв а: Проспект, 2022. 544 с.
5. Левакин И. В. Идеология Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 12 (49). С. 2707-2712.
6. Станкин А. Н. Конституционно-правовая безопасность: понятие, признаки и соотношение с национальной безопасностью / / Юридическая наука и практика : Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 3 (47). С. 51-56.
7. Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. Москва : Норма, 2005. 320 с.
ВКЛАД АВТОРОВ
Вклад авторов равноценный.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Конфликт интересов отсутствует.
CONTRIBUTION OF AUTHORS
Contributions by the authors are equal.
CONFLICT OF INTEREST
There is no conflict of interest.
Дата поступления статьи / Received: 20.12.2022. Дата рецензирования статьи / Revised: 15.02.2023. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 20.04.2023.