Научная статья на тему 'Политика взаимного сдерживания России и Соединенных Штатов на Южном Кавказе: достижения и препятствия'

Политика взаимного сдерживания России и Соединенных Штатов на Южном Кавказе: достижения и препятствия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
279
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / РОССИЯ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ / СОПЕРНИЧЕСТВО / НАТО / СНГ / ГУАМ / ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гударзи Мазумех Рад, Лашаки Абдолла Баи, Талеби Самира

После распада Советского Союза Кавказский регион [1] приобрел огромное стратегическое значение и превратился в важнейшую арену политического и экономического соперничества и противостояния в сфере безопасности между Россией и Соединенными Штатами. Каждая из стран пыталась расширить свое влияние в регионе, всячески ослабляя и подрывая позиции сил, поддерживающих ее соперника. Это идущее по многим направлениям и скрытое от посторонних глаз соперничество приняло форму политики взаимного косвенного сдерживания и усложнило ситуацию в регионе, и без того страдающем от внутреннего кризиса. Цель настоящей статьи рассмотреть барьеры и препятствия, с которыми пришлось столкнуться Соединенным Штатам и России в их стремлении установить желательный для себя экономический и политический порядок и режим безопасности в регионе Южного Кавказа, и то, как они попытались сдерживать соперника, несмотря на существующие сложности. Для этого авторы в начале данной работы анализируют значение Южного Кавказа во внешней политике Соединенных Штатов и России и причины, по которым регион в последние два десятилетия оказался центральной точкой их полномасштабного соперничества. Затем рассматриваются достижения России и Соединенных Штатов, а также структурные препятствия, с которыми им приходится сталкиваться в регионе, и то, как они добивались своих целей и реализовывали свои интересы, пытались расширить контроль над регионом и сдерживать соперника, формируя политические и экономические блоки и организации коллективной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика взаимного сдерживания России и Соединенных Штатов на Южном Кавказе: достижения и препятствия»

Мазумех Рад ГУДАРЗИ

Профессор отделения политической науки факультета гуманитарных наук Гилянского университета

(Решт, Иран).

Абдолла Баи ЛАШАКИ

Научный сотрудник отделения политической науки факультета гуманитарных наук Гилянского университета

(Решт, Иран).

Самира ТАЛЕБИ

Научный сотрудник отделения политической науки факультета гуманитарных наук Гилянского университета

(Решт, Иран).

ПОЛИТИКА ВЗАИМНОГО СДЕРЖИВАНИЯ РОССИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРЕПЯТСТВИЯ

Резюме

После распада Советского Союза Кавказский регион1 приобрел огромное стратегическое значение и превратился в важнейшую арену политического и экономического соперничества и противостояния в сфере

1 В отличие от авторов, Институт стратегических исследований Кавказа в своей научной деятельности исходит из того, что геополитическое пространство Кавказского региона состоит из трех субрегионов: Северного Кавказа (административные единицы СевероКавказского и Южного федеральных округов Российской Федерации); Центрального Кавказа (независимые государства Азербайджан, Армения и Грузия); Южного Кавказа (северо-восточные илы Турции и северозападные останы Ирана) (об этом подробнее см.: Исмаилов Э., Папава В. Центральный Кавказ: от геополитики к экономике. Стокгольм: CA&CC Press AB, 2006; Они же. Центральный Кавказ: история, политика, экономика. М.: Мысль, 2007).

безопасности между Россией и Соединенными Штатами. Каждая из стран пыталась расширить свое влияние в регионе, всячески ослабляя и подрывая позиции сил, поддерживающих ее соперника. Это идущее по многим направлениям и скрытое от посторонних глаз соперничество приняло форму политики взаимного косвенного сдерживания и усложнило ситуацию в регионе, и без того страдающем от внутреннего кризиса. Цель настоящей статьи — рассмотреть барьеры и препятствия, с которыми пришлось столкнуться Соединенным Штатам и России в их стремлении установить желательный для себя экономический и политический порядок и режим безопасности в регионе Южного Кавказа, и то, как они попытались сдерживать соперника, несмотря

на существующие сложности. Для этого авторы в начале данной работы анализируют значение Южного Кавказа во внешней политике Соединенных Штатов и России и причины, по которым регион в последние два десятилетия оказался центральной точкой их полномасштабного соперничества. Затем рассматриваются достижения России и

Соединенных Штатов, а также структурные препятствия, с которыми им приходится сталкиваться в регионе, и то, как они добивались своих целей и ре-ализовывали свои интересы, пытались расширить контроль над регионом и сдерживать соперника, формируя политические и экономические блоки и организации коллективной безопасности.

КЛЮЧЕВЫЕ Южный Кавказ, Россия, Соединенные Штаты,

СЛОВА: соперничество, НАТО, СНГ, ГУАМ,

политика сдерживания.

Введение

Центральная Азия и Кавказ в результате происшедших за последние два десятилетия перемен в политике, экономике и в сфере безопасности приобрели большое геополитическое значение. Они вошли в сферу интересов многих региональных и трансрегиональных держав и стали ареной соперничества глобальных держав и надгосударственных образований, в том числе Соединенных Штатов, Европейского союза, России и Китая. Все эти игроки сформулировали свои основные цели, чтобы в соответствии с ними влиять на ситуацию в регионе. Однако самое острое экономическое, политическое и геостратегическое соперничество разгорелось между Соединенными Штатами и Россией2. В последние годы многие аналитики рассматривают развернувшееся соперничество между двумя странами как «новую холодную войну»3. Соединенные Штаты смогли воспользоваться вакуумом, возникшим после распада Советского Союза, чтобы обеспечить себе мощные позиции в регионе. Но в нынешнем десятилетии Россия, восстанавливающая свою мощь, пытается превозмочь влияние своего конкурента и вернуть себе традиционную гегемонию и положение самой влиятельной державы во всей Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии.

Однако самое острое на всем Кавказе и Центральной Азии соперничество двух держав, кажется, наблюдается на Южном Кавказе — прежде всего из-за его географической, политической, экономической важности для обоих конкурентов и его значения для их безопасности. Географически Южный Кавказ связан с Ираном, Турцией, Каспийским морем, Центральной Азией и Россией. Регион, включающий три республики: Азербайджан, Армению и Грузию, выступает главным коридором для транспортировки энергоресурсов Центральной Азии и Каспийского моря. Кроме того, и для России, и для Соединенных Штатов он очень важен стратегически, поскольку непосредственно примыкает к южной границе России на Северном Кавказе, где ситуация весьма напряженная. Совокупность экономических и политических факторов и факторов безопасности превратила Южный Кавказ в одну из главных областей соперничества двух держав.

Цель настоящей статьи — рассмотреть барьеры и препятствия, с которыми пришлось столкнуться Соединенным Штатам и России в их стремлении установить желательный для

2 cm.: VaeziM. New Geopolitics Changes and Crises in the Caucasus // Foreign Policy, 2009, Vol. 3, No. 4. P. 41.

3 Papava V. The End of the Frozen Cold War? A Comment // Caucasian Review of International Affairs, 2009, Vol. 3. No. 1. P. 98—102; FukuyamaF. They Can Only Go So Far // The Washington Post, 24 August 2008 [http://www.washingtonpost. com]; Cohen St. The New American Cold War // The Nation, 10 July 2006 [http://www.thenation.com].

себя экономический и политический порядок и режим безопасности в регионе Южного Кавказа, и то, как они попытались сдерживать соперника, несмотря на существующие сложности. Для этого необходимо сначала проанализировать политические и экономические условия и ситуацию с безопасностью, значение этих трех республик, а также внешнеполитические цели и приоритеты Соединенных Штатов и России на Южном Кавказе и то, какими средствами они добивались своих целей и реализовывали свои интересы в последние два десятилетия.

Цели и приоритеты российской внешней политики на Южном Кавказе

Из-за перемен на региональной и глобальной арене, последовавших за распадом Советского Союза и знаменовавших переход от биполярной к однополярной международной системе, России нелегко было разработать и проводить в жизнь новую внешнеполитическую стратегию. Причин тому было много, но в числе главных можно назвать утрату гегемонии на международной арене и отсутствие единой политической линии, позволяющей намечать цели и планировать стратегию. Среди других важнейших причин можно указать несовершенство системы принятия решений и непонимание ситуации, в которой оказалась страна. В условиях экономической, политической и военной слабости государства руководство страны попыталось справиться с проблемами, обновляя цели и методы внутренней и внешней политики. В то время к числу главных внутренних и внешних проблем относились восстановление экономики страны, сопротивление односторонним действиям Соединенных Штатов и возрождение утраченной мощи и доминирующей позиции России как великой державы на мировой арене4.

На закате коммунистической эры советские руководители, видевшие опасность краха, пытались трансформировать политику, чтобы избежать падения в пропасть. Делались попытки реформ, среди которых были «гласность» и «перестройка», но спасти страну они так и не смогли. После распада СССР и старой системы новые российские политики направили усилия на проведение умеренного курса на международной арене и формирование хороших отношений с Западом. Они пытались также сохранить статус своей страны как важной мировой державы. Но эта политическая линия привела к тому, что во времена президентства Ельцина роль России в мире уменьшилась. Окончание эры Ельцина и приход к власти Владимира Путина стали отправной точкой для коренных изменений в политике страны, особенно ее международной и внешней политики. Путин стремился восстановить и усилить влияние России на международной арене5. С этой целью Россия сначала обратила внимание на новые независимые республики, которые в российском политическом лексиконе традиционно именуются «ближним зарубежьем» и рассматриваются как российские задворки6.

Присутствие Соединенных Штатов в качестве третьей силы на Южном Кавказе создало угрозу для политических и экономических интересов России, а также ее интересов в сфере безопасности. В результате регион стал предметом особого внимания русских, пытавшихся уменьшить влияние соперника7. Прямое военное присутствие в регионе Соединенных Штатов,

4 См.: Oliker O., CraneK., SchwartzL.H., Yusupov C. Russian Foreign Policy, Sources and Implications. Santa Monica: Rand Corporation, 2009. P. 83—93.

5 См.: MancevicD. «The Russians are Coming». Russian Foreign Economic Policy to Ex-Soviet States — The Cases of Georgia and Ukraine, 2006 [http:// www.idec.gr/iier]. P. 6.

6 См. : Dadak C. A New Cold War? // The Independent Review, 2010, Vol. 15, No. 1. P. 90.

7 См.: Shafee F. New Geopolitics of the South Caucasus // Caucasian Review of International Affairs, 2010, Vol. 4, No. 2. P. 24.

которые после событий 11 сентября стремились расширить свой зонтик безопасности на новые территории, вызвало у России беспокойство. А тут еще Азербайджан и Грузия проявили интерес к вступлению в НАТО, что западные страны приветствовали, а Москва восприняла как тактический ход, призванный вытеснить Россию с ее «заднего двора»8. В любых планах и действиях такого рода русские видят продолжающиеся планомерные попытки снизить их роль и ослабить их традиционное доминирование в регионе. Россия знает, что региону Южного Кавказа в будущем предназначена исключительно важная роль и что для успеха ее внешней политики значение этого региона огромно. Ради сохранения конкурентоспособности в мировом соревновании и восстановления своего былого могущества России необходим экономический прогресс и богатые ресурсы энергии, и Южный Кавказ с его стратегически важным географическим положением и немалыми запасами энергоресурсов способен во многом обеспечить ее интересы в сфере политики, экономики и безопасности. Одна из главных целей России здесь — переиграть третьи страны в энергетическом секторе, чтобы одержать верх в соперничестве за Южный Кавказ9.

Ответ на вопрос, почему Южный Кавказ имеет особое значение для внешней политики России, в общем и целом состоит из нескольких утверждений.

1. Южный Кавказ граничит с Северным Кавказом, таящим для России серьезные внутренние угрозы безопасности. В большинстве районов Северного Кавказа активны сепаратистские движения, вступающие в открытые конфликты с российским правительством. Естественно, что такие угрозы, как контрабанда оружия, наркотики, радикальный исламизм, ваххабизм и терроризм, негативно отражаются на безопасности России. Но еще больше Россия обеспокоена расширением НАТО на восток; потеря контроля над регионом навевает память о холодной войне.

2. Южный Кавказ соединяет Россию с несколькими важными южными соседями, в том числе с Ираном и Турцией. Обе эти страны занимают в российской внешней политике особое место. С самого момента провозглашения независимости новых республик Турция пытается расширить свое влияние в регионе Южного Кавказа, акцентируя историческую, культурную и языковую общность с некоторыми его странами. Россия рассматривает Турцию как конкурента, очевидным образом тяготеющего к Западу, и тщательно следит за всеми ее действиями на Южном Кавказе. А вот Иран занимает в российской внешней политике совсем иное место. Эта страна может обеспечить России выход к теплым водам Персидского залива и не поддерживает нормальных политических отношений с главным конкурентом России в регионе — Соединенными Штатами. И потому во внешней политике России Ирану отводится особое место.

3. Из-за подчас опустошительных внутрирегиональных конфликтов на Южном Кавказе очень высок уровень неопределенности. Эти конфликты создают почву и для потенциальной напряженности в отношениях стран Южного Кавказа с соседями за пределами региона. Один из главных источников беспокойства для России состоит в том, что эти конфликты и напряженность могут открыть путь на Южный Кавказ для внешних игроков, особенно ее соперников в регионе, дестабилизируя позиции России и угрожая ее доминированию. К тому же конфликты в регионе способны поставить под угрозу энергетическую безопасность. Именно поэтому Россия пытается контролировать развитие ситуации на Южном Кавказе и направлять ход событий, с тем чтобы предотвратить возникновение нестабильности.

8 Cm. : Yost D. NATO and the Anticipatory Use of Force // International Affairs, 2007, Vol. 83, No. 1. P. 39.

9 Cm.: WeitzR. Averting a New Great Game in Central Asia // Washington Quarterly, 2006, Vol. 29, No. 3. P. 156.

4. Южному Кавказу принадлежит важная роль в разработке энергоресурсов Каспийского моря. События последнего десятилетия в арабских странах резко повысили важность энергоресурсов Каспия, и Запад в своих планах вплотную подошел к тому, чтобы удовлетворять собственные потребности в энергоресурсах в числе прочего и за счет поставок из Каспийского региона. В предшествовавшие годы региональные и внерегиональные державы соперничали за контроль над энергетическими ресурсами Каспия, что вносило неопределенность в положение дел в регионе10. Естественно, возможности транспортировки энергоресурсов являются крайне важным фактором в этой конкуренции, и Россия могла бы играть важную роль в использовании энергоресурсов Каспия, если бы сумела установить контроль над транспортными коридорами.

5. Из-за стратегически важного местоположения региона и имеющихся там запасов энергоресурсов региональные и внерегиональные страны, особенно Соединенные Штаты, уделяют Южному Кавказу особое внимание11. С появлением новых соперников, прежде всего Соединенных Штатов, Россия стала пристально следить за развитием событий в регионе, относимом ею к своему «ближнему зарубежью».

В глазах других региональных и глобальных держав особое значение Южного Кавказа для внешней политики России еще не основание для того, чтобы они прекратили активно конкурировать там с Россией и преследовать в регионе собственные интересы и выгоды в сфере политики, экономики и безопасности, освободив место для нее. Из-за своего специфического геополитического и геостратегического положения Южный Кавказ приобрел исключительную важность и для внешней политики Соединенных Штатов. Ниже мы рассмотрим причины соперничества и конкуренции, наметившихся между двумя державами, каждая из которых преследует в регионе собственные интересы.

Внешнеполитические цели и приоритеты Соединенных Штатов на Южном Кавказе

После распада Советского Союза Южный Кавказ приобрел для западных стран, прежде всего для Соединенных Штатов, особую важность. Влияние Соединенных Штатов на Южном Кавказе после распада Советского Союза постепенно, но неуклонно росло, и в конце концов США превратились в одного из самых важных игроков в регионе12. Имеющиеся там богатые запасы энергоресурсов побуждают американских политиков расширять свое влияние в регионе, чтобы обеспечить себе доступ к этим ресурсам и контроль над ними. К тому же Южный Кавказ привлекает Соединенные Штаты и как новый рынок сбыта для их товаров. Поэтому расширение экономических связей с республиками региона стало для американского руководства одним из приоритетов на международной арене. Кроме того, чтобы реализовать свои особые интересы в сфере внешней политики и безопасности, США использовали массированное присутствие в регионе для давления на Россию и Иран. С этой целью они заключили в регионе несколько экономических и военных соглашений и развернули ряд проектов. К основным принципам внешней политики Соединенных Штатов в регионе относятся безопасность,

10 См.: ShahnazaryanD. The South Caucasus: Problems of Stability and Regional Security // Demokratizatsiya, 2006, Vol. 14, No. 3. P. 17.

11 См.: Naumkin V. Russian Policy in the South Caucasus // The Quarterly Journal, 2002, Vol. 1, No. 3. P. 31.

12 См.: Cornell S. U.S. Engagement in the Caucasus: Changing Gears // Helsinki Monitor, 2005, Vol. 16, No. 2. P. 111.

стабильность и демократизация систем правления в странах региона. Реализация этих принципов позволила бы обеспечить более безопасный доступ к энергетическим ресурсам Южного Кавказа. Соединенные Штаты экономически и политически поддерживали строительство альтернативных маршрутов транспортировки энергоресурсов на Южном Кавказе и Каспии, таких как трубопроводы Баку — Тбилиси — Джейхан и Баку — Тбилиси — Эрзерум, чтобы тем самым ослабить позиции своих основных конкурентов в регионе — России и Ирана13. Еще одним способом давления на Россию и Иран было налаживание военного сотрудничества со странами Южного Кавказа, прежде всего с Грузией и Азербайджаном. После событий 11 сентября 2001 года значение Южного Кавказа, особенно Азербайджана и Грузии, для Соединенных Штатов еще больше возросло. Вторгшимся в Афганистан войскам было необходимо достаточное число военных баз, располагающихся поблизости от Афганистана, чтобы иметь возможность доставлять войска и военную технику14. Хотя Россия из-за угрозы со стороны радикального исламизма для ее собственной территории в то время прямо не возражала против военного присутствия Соединенных Штатов в регионе, однако планы США сохранить это присутствие и после вывода войск из Афганистана вызвало ее крайнее недовольство.

Чтобы лучше понять место Южного Кавказа во внешней политике Соединенных Штатов, необходимо принять во внимание следующие обстоятельства.

1. Защита независимости и безопасности стран Южного Кавказа важна для Соединенных Штатов по двум причинам: во-первых, любая нестабильность в регионе может дать России предлог для того, чтобы вмешаться и расширить свой контроль над регионом, что полностью противоречит всем планам и стратегии США по отношению к региону. Вторая причина — необходимость поддерживать безопасность на маршрутах транспортировки добываемых на Каспийском море энергоносителей. В Вашингтоне опасаются, что любое проявление нестабильности в регионе ударит и по безопасности источников энергоснабжения.

2. Расширение сети транспортных трубопроводов, в частности коридора Восток — Запад, и обеспечение доступа к энергетическим ресурсам Каспийского моря и контроля над ними. Было предложено немало схем транспортировки энергетических ресурсов, из которых две — в северном и в западном направлении — пользуются поддержкой со стороны соответственно России и Соединенных Штатов. Северный коридор проходит через российскую территорию, а западный ведет к Черному морю через Южный Кавказ. Каждая из двух стран пытается обеспечить свою энергобезопасность благодаря контролю над энергетическими коридорами региона. Соединенные Штаты с помощью трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан пытаются уменьшить значение российского коридора транспортировки энергоносителей.

3. Снижение российского влияния в новых независимых государствах15. По мнению Вашингтона, контроль русских над Кавказом и Центральной Азией и их способность управлять проблемами безопасности и угрозами, с которыми они сталкиваются в регионе, может укрепить политические позиции РФ на региональном и глобальном уровне, что в корне противоречит внешнеполитическим целям Соединенных Штатов в том, что касается России.

13 Cm.: Cordesman A., Gold B., Shelala R., Gibbs M. U.S. and Iranian Strategic Competition: Turkey and the South Caucasus // Center for Strategic & International Studies, 12 June 2013 [http://csis.org/publication/us-and-iranian-strategic-competition-turkey-and-south-caucasus]. P. 48.

14 Cm.: Cornell S. Op. cit. P. 113.

15 Cm.: Dadandish P., Vaezi M. Geopolitical Changes and Crises in the Caucasus // International Journal of Political Science, 2011, Vol. 1, No. 1. P. 11—24: Vaezi M. Op. cit. P. 19.

4. Предотвращение расширения иранского влияния в регионе16. Религиозная и культурная близость Ирана со странами Южного Кавказа могла бы позволить ему играть важную роль в делах региона; это было бы неприемлемо для Соединенных Штатов и их активных союзников в регионе, в частности Израиля. За прошедшие два десятилетия Соединенные Штаты всячески пытались ограничить и уменьшить иранское влияние и роль Ирана в регионе, успешно используя для этого разнообразные политические, экономические и пропагандистские рычаги17.

5. Глубинный стратегический интерес США к Южному Кавказу — сигнал тревоги для России. Он показывает, что американцы стремятся к долгосрочному и активному присутствию в регионе и добиваются вступления региональных государств в НАТО и в Европейский союз, видя в этом средство снизить российское влияние и подорвать интересы России на ее «заднем дворе».

Соперничество Соединенных Штатов и России на Южном Кавказе

То обстоятельство, что и Соединенные Штаты и Россия стремятся, в соответствии с принятой ими внешнеполитической стратегией, в максимальной степени реализовать свои интересы в регионе, обусловило возникновение и углубление противоречий между этими странами на Южном Кавказе в самых разных сферах. В этом соперничестве США хотят добиться своих главных целей, таких как обеспечение безопасности добычи и транспортировки энергоресурсов, борьба против терроризма и прямое присутствие у границ Ирана и России18. Цели России прямо противоположны целям Соединенных Штатов: она стремится вернуть себе утраченное могущество, которым обладала в советские времена, устранить проблемы с безопасностью и обеспечить себе контроль над энергетическими ресурсами региона. Основные проблемы и угрозы, с которыми сталкиваются эти страны, связаны с довольно сильно пересекающимися между собой сферами безопасности и экономики. Далее мы подробнее остановимся на ходе этого соперничества.

После распада Советского Союза перед новыми независимыми странами Южного Кавказа встало множество экономических проблем. Одной из них было наличие в этих странах множества выходцев из России, связанных с ней узами лояльности и симпатиями, их более прочное, чем у других этнических групп, экономическое положение, позволявшее им добиваться преобладающей позиции в экономике этих стран19. Самые серьезные экономические проблемы этих новых независимых государств были обусловлены их привязанностью к экономической и денежной системам бывшего Советского Союза. Этим странам в наследство от коммунистической системы досталась не прекратившаяся с ее гибелью зависимость от России. Благодаря тому что Запад нуждался в энергетических ресурсах Каспийского моря и в территории Южного Кавказа, позволяющей обеспечить доставку этих ресурсов в страны Европейского союза, государства региона сумели снизить свою экономическую зависимость от России

16 См.: ShafferB. Iran's Role in the South Caucasus and Caspian Region. В ra.: Iran and its Neighbors: Diverging Views on a Strategic Region / Ed. by E. Whitlock. Berlin: German Institute for International and Security Affairs, 2003. P. 17.

17 См.: ShafferB. From Pipedream to Pipeline: A Caspian Story // Current History, 2005, Vol. 104, No. 684. P. 343—346.

18 См.: Nichol J. Armenia, Azerbaijan and Georgia: Political Developments and Implications. Washington, D.C.: Congressional Research Service, 2010. P. 10.

19 См.: SammutD., Amanda P. Addressing the Security Challenges in the South Caucasus: The Case for a Comprehensive, Multilateral and Inclusive Approach // Policy Brief, March 2011, European Policy Centre (EPC), Brussels, Belgium.

и повернуться лицом к Западу20. Ориентация стран Южного Кавказа на Запад представляет для России очень серьезную экономическую проблему: ведь сегодня она крупнейший поставщик необходимых товаров в эти страны. Прежде русским случалось сокращать экспорт топлива в страны Южного Кавказа и тем существенно осложнять функционирование самых необходимых секторов и служб, используя это как средство давления и сохранения контроля над странами региона. С приходом в регион Запада и возможным сокращением экономической зависимости этих стран Россия потеряла бы один из самых важных рычагов сохранения своей гегемонии в регионе.

После распада Советского Союза важность энергетических ресурсов Южного Кавказа стала очевидной, и Соединенные Штаты приложили усилия, чтобы расширить свое влияние в регионе. При этом за доминирование в регионе им приходится конкурировать с Россией, и США пытаются привлечь страны Южного Кавказа, предлагая разного рода схемы сотрудничества, в частности предоставление финансовой помощи21.

После того как республики Южного Кавказа получили независимость, Азербайджан благодаря наличию в Каспийском море больших запасов энергоресурсов, которые способны стать для Запада альтернативой энергоносителям, поступающим из России или с Ближнего Востока, по своему экономическому значению существенно превзошел Грузию и Армению. Азербайджан может также послужить альтернативным коридором для доставки в Европу энергоресурсов из Центральной Азии и Каспийского бассейна, осуществляемой сегодня по территории России. Внешнеполитическое руководство Соединенных Штатов, сознавая важность проблемы, попыталось обеспечить предоставление финансовой помощи Азербайджану и поддержать его заявку на членство в НАТО и таким образом подорвать роль российской экономики в регионе22. Поэтому западные страны так серьезно относятся ко всем трубопроводным проектам, будь то проходящие по территории Азербайджана, Грузии и Турции трубопроводы Баку — Тбилиси — Джейхан и Баку — Тбилиси — Эрзерум, газопровод «Набук-ко», который должен проходить через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию, или Транскаспийский и Трансанатолийский трубопроводы. Поскольку во всех этих проектах ключевая роль принадлежит азербайджанской территории и азербайджанским нефтяным и газовым ресурсам, то их реализация подрывает контроль России над Азербайджаном и монополию России на доставку и продажу энергоресурсов европейским государствам. Россия, со своей стороны, стремится найти альтернативу Европейскому союзу как покупателю ее энергоносителей, и в числе главных потенциальных альтернативных рынков сбыта для нее — Китайская Народная Республика. Одна из проблем Китая — то, что при его огромном населении он относительно беден энергетическими ресурсами, и в этом усматривают серьезную угрозу его надежному экономическому росту и развитию23. Поэтому Россия сочла КНР одной из лучших альтернатив Европейскому союзу в качестве рынка сбыта для своих энергетических ресурсов.

Еще одна республика Южного Кавказа, ставшая объектом экономического соперничества между Россией и Соединенными Штатами, — Грузия. В первые годы после провозглашения независимости у этой страны сохранялись тесные связи с Россией, но после «революции роз» к вершинам власти поднялось новое поколение политической элиты, теснее связанное с западными странами, и Соединенные Штаты нашли там для себя точку опоры. Грузия — един-

20 Cm.: Nixey J. The South Caucasus: Drama on Three Stages. B kh.: America and a Changed World: A Question of Leadership / Ed. by R. Niblett. London: Wiley-Blackwell, 2010. P. 126.

21 Cm.: Baran Z. The Caucasus Ten Years after Independence // The Washington Quarterly, 2002, Vol. 25, No. 1.

P. 232.

22 Cm.: Baban I., Shiriyev Z. The South Caucasus Strategy and Azerbaijan // Turkish Policy, 2010, Vol. 9, No. 2. P. 96—97.

23 Cm. : Tazhin M. The Geopolitical Role of the Main Global Players in Central Asia // American Foreign Policy Interest, 2008, Vol. 30, No. 2. P. 64.

ственная на Южном Кавказе страна, имеющая выход к открытому морю, и ее участие способно сильно упростить доставку энергетических ресурсов из региона на Запад. Это обстоятельство резко повышает ее значение.

Экономическая ситуация Армении существенно отличается от положения двух других стран региона. В свое время это была одна из наиболее развитых и индустриализованных республик бывшего Советского Союза. Однако в том, что касается запасов энергоресурсов, это — бедная страна. Она богата другими природными ресурсами, это золото, медь, железо, цинк и олово. После распада Советского Союза Армения, как и другие страны Южного Кавказа, сталкивалась с серьезными экономическими проблемами. Россия попыталась сохранить контроль и влияние в Армении посредством финансовой поддержки и экспорта энергии и энергоносителей, но в последние годы налаживание экономических и политических связей Армении с Соединенными Штатами и Европейским союзом изменили баланс не в пользу России. Это изменение заставило Армению прибегать к займам и финансовой помощи от Европы и Соединенных Штатов, с тем чтобы уменьшить ее зависимость от России и иметь возможность проводить собственную, более независимую экономическую политику.

Как уже отмечалось, соперничество Соединенных Штатов и стран Западной Европы с Россией на Южном Кавказе носит не чисто экономический характер — во многом оно обусловлено соображениями политики и безопасности. Из-за распространившихся по всему региону межэтнических противостояний и сепаратизма Южный Кавказ переживает порой весьма бурные конфликты и столкновения, ведущие к нестабильности и угрозам для безопасности. США и Россия всегда пытались управлять кризисами безопасности, чтобы усиливать свои плацдармы в регионе, и здесь каждая из сторон пыталась добиться превосходства над соперником, разрабатывая и проводя в жизнь собственные планы. Между тем события 11 сентября 2001 года стали поворотным моментом в политике безопасности и в разработке и реализации планов относительно региона. Следствием этих событий стало развертывание военных баз Соединенных Штатов на Южном Кавказе, что вывело проблемы безопасности на новый уровень, в результате чего соперничество между Россией и США приняло новую форму. После этих событий и последующего развития ситуации власти обеих стран попытались улучшить свое положение и более эффективно реализовывать свои цели и планы в регионе. Планы Соединенных Штатов связаны главным образом с расширением НАТО и зоны активности ОБСЕ на восток, планы России — главным образом с развитием сотрудничества в формате системы коллективной безопасности в рамках содружества, каковым на первых порах выступало СНГ, а последние 10 лет ОДКБ и, в меньшей степени и скорее потенциально, ШОС. В русле данных стратегий каждая из держав пыталась побудить другие страны присоединиться к соответствующим организациям.

Отношения между Грузией и НАТО официально начались в 1994 году, когда Грузия присоединилась к проводимой НАТО программе «Партнерство ради мира». Она была первым государством на Южном Кавказе, подавшим заявку на членство в НАТО. Заявка вызвала гнев ее могучего северного соседа — России. Расширение НАТО на восток противоречило гарантиям, которые были даны Михаилу Горбачеву на высоком уровне в 1990 году. Тогда ему было обещано, что Запад не станет расширять НАТО в восточном направлении24. Власти Грузии знали, что после вступления в НАТО эта страна, граничащая с Юго-Восточной Европой, приобрела бы большее стратегическое значение и что это смогло бы стать гарантией ее безопасности и стабильности в регионе и защитило бы ее от России. После войны между Россией и Грузией в 2008 году необходимость сотрудничества с другими странами и организациями для обеспечения безопасности страны уже была для Грузии очевидна. Гарантии безопасности важны для грузинского руководства и с экономической точки зрения. Понимая, что сотрудниче-

24 См.: MccGwireM. NATO Expansion: A Policy Error of Historic Importance // Review of International Studies, 1998, Vol. 24, No. 1. P. 26.

ство с НАТО увеличивает шансы страны стать главным коридором для трубопроводной транспортировки энергоносителей в Европу, грузинское внешнеполитическое руководство обратилось с ходатайством о принятии страны в НАТО. Кроме того, Грузия видела в участии в этой организации необходимый шаг на пути к вступлению в Европейский союз и получению финансовой помощи. Главным препятствием для вступления страны в НАТО остаются продолжающиеся конфликты в Абхазии и Южной Осетии. Учитывая, что по условиям вступления в НАТО ни одна страна не может быть принята в Организацию в качестве полноправного члена до тех пор, пока она не урегулирует все внутренние межэтнические конфликты и внешние территориальные споры с соседями, Россия пытается не допустить присоединения Грузии к НАТО, подпитывая эти конфликты. Война России с Грузией была спланирована не только для того, чтобы помешать заявке Грузии на членство в НАТО, но и для того, чтобы отомстить самой НАТО за нарушение «гарантий на высоком уровне», которые были даны Горбачеву в 1990 году25.

Однако Грузия не единственная в регионе страна, развивающая сотрудничество с НАТО. Еще одно государство Южного Кавказа, которое в 1992 году вступило в Совет североатлантического сотрудничества, — это Азербайджанская Республика. Хотя власти страны не подавали формальной заявки на вступление в Североатлантический альянс, но Азербайджан поддерживает с НАТО широкомасштабное сотрудничество. После событий 11 сентября 2001 года это сотрудничество приняло новые формы, и впоследствии на территории Республики Азербайджан проводились военные учения. Однако военное сотрудничество Азербайджана с НАТО могло стать для региона источником определенных проблем и угроз. Одна из самых серьезных проблем связана с конфликтом вокруг Нагорного Карабаха. Соединенные Штаты, выступающие союзником Азербайджанской Республики, столкнулись с тем фактом, что поддержка Азербайджана могла прямо повлиять на их отношения с Арменией, подтолкнув Ереван к сближению с Россией. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха и порождаемые им проблемы можно квалифицировать как рычаги контроля над положением дел в регионе: до завершения конфликтов мир в регионе будет невозможен. Используя эти рычаги, Россия пытается сдержать усиливающееся влияние Соединенных Штатов в регионе, а выдвигая собственные предложения, усиливает свои позиции на Южном Кавказе. Одним из российских проектов, призванных конкурировать с проектами Соединенных Штатов и не дать НАТО приобрести влияние на Южном Кавказе, в качестве противовеса было использование Содружества Независимых Государств, или СНГ. В число членов Содружества Независимых Государств в настоящее время входят Россия, Беларусь, Украина, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан. Грузия также вступила в СНГ в 1993 году, но в 2008 году вышла из него из-за войны с Россией.

В последние годы Россия попыталась активизировать сотрудничество с государствами, входящими в СНГ, прежде всего в форме экономического сотрудничества, но Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), объединяющая Украину, Молдову, Азербайджан и Грузию, мешает попыткам России распространить свою гегемонию на все новые независимые республики Центральной Азии, Восточной Европы и Кавказа. Тедо Джапаридзе, посол Республики Грузии в Соединенных Штатах в 2000 году, описывал сложившееся в рамках ГУАМ военное сотрудничество как стратегический союз стран с общими проблемами и общим восприятием угроз. В военной сфере страны ГУАМ в первую очередь стремились построить жизнеспособную альтернативу Содружеству Независимых Государств — региональной организации безопасности, в которой доминирует Россия26. Члены ГУАМ придерживаются общей для них стратегии: они отказывались присоединяться к создаваемым в рамках СНГ структурам

25 Cm. : KramerM. The Myth of a No-NATO- Enlargement Pledge to Russia // The Washington Quarterly, 2009, Vol. 32, No. 2. P. 54.

26 Cm.: Valasek T. Military Cooperation between Georgia, Ukraine, Uzbekistan, Azerbaijan, and Moldova in the GUUAM Framework // Policy Brief, Caspian Studies Program, December 2000.

безопасности или со временем выходили из таких структур. «Военное сотрудничество в рамках ГУАМ служит трамплином для продвижения к окончательной цели: установлению институциональных связей с НАТО или вступлению в эту организацию»27. Считается, что создание ГУАМ «по сути означало попытку трансформировать СНГ в биполярную структуру»28. Входящие в ГУАМ государства рассчитывали превратиться во второй полюс в регионе и активнее реализовывать принцип регионализма, тем самым косвенно ослабляя позиции Москвы в постсоветских странах. Среди объединяющих страны ГУАМ общих экономических интересов можно назвать стремление к совместному участию в транспортировке энергетических ресурсов Каспийского бассейна и в создании нового транзитного маршрута, проходящего через Кавказ и Черное море. Они также стремились формировать совместную структуру обеспечения безопасности. Соединенные Штаты приветствовали создание ГУАМ, видя в этом уникальную возможность реализовать свои экономические, политические и связанные с безопасностью цели и интересы в регионе. Они надеялись, что Организация сможет содействовать укреплению стабильности, независимости, политическому и экономическому развитию ее членов, что привело бы к ослаблению влияния России.

Возможно, главной причиной, по которой соперничество в регионе Южного Кавказа приняло свою нынешнюю форму, является стремление обеих держав — России и Соединенных Штатов не подрывать безопасность региона в таких масштабах, которые не дали бы им реализовать их собственные цели и интересы. США озабочены в первую очередь геополитическим значением региона и его исключительной экономической важностью. Для них крайне важна безопасность энергетических транспортных коридоров, ведущих из Центральной Азии и Каспийского бассейна. Надо сказать, что для России также одной из основных проблем является безопасность этих транспортных коридоров, однако она еще обеспокоена и угрозой снижения уровня безопасности в регионе, делающей более вероятным приход туда ее внерегиональных соперников.

Заключение

Политические и геополитические реалии Кавказского региона, а также обширные и относящиеся к разным сферам цели и интересы России и Соединенных Штатов создали для обеих держав целый ряд новых возможностей и новых угроз, и ни одна из них не преуспела в сдерживании конкурента. Россия, как главный и самый влиятельный региональный игрок, придавала Кавказу большое значение в силу стратегических и экономических соображений, соображений безопасности и политических амбиций. Россия взяла на вооружение прагматическую стратегию, исходящую из геополитических факторов в соответствии со своими экономическими и политическими интересами и приоритетами в регионе и интересами и приоритетами в сфере безопасности. На Северном Кавказе ее главные приоритеты состоят в сохранении суверенитета, территориальной целостности и безопасности границ; на Южном Кавказе — в том, чтобы обеспечить политическую стабильность в регионе и свое экономическое доминирование. Обращая особое внимание на роль Кавказа и Каспийского моря и на угрозы для безопасности в регионе, Россия с целью укрепления региональной стабильности и безопасности стремится уменьшить влияние внерегиональных держав, особенно Соединенных Штатов. Несмотря на то что политическая и экономическая зависимость стран региона от РФ обеспечивает ей принципиальную возможность доминировать в регионе и реализовывать свои цели и интересы, Россия также сталкивается с барьерами и ограничениями в своих попытках установить на Южном Кавказе желательный для нее политический порядок и режим

27 Ibidem.

28 Скаков А. Россия и ГУАМ // Центральная Азия и Кавказ, 2008, No. 3—4 (57—58). С. 163.

безопасности. Самыми серьезными препятствиями к формированию желательного для России политического порядка и режима безопасности являются политические разногласия и конфликты между государствами Южного Кавказа, а также между ними и Россией и различия в понимании безопасности, экономических и политических угроз и возможностей. Неравенство трех стран Южного Кавказа в мощи и экономических ресурсах, а также их политические и военные конфликты друг с другом и с Россией породили у этих стран большое взаимное недоверие, недоверие к России и ощущение уязвимости. Поэтому Азербайджан, Армения и Грузия, устанавливая тесные связи с внерегиональными державами, особенно с Соединенными Штатами, попытались создать в регионе определенный баланс сил, что является еще одним препятствием для установления в регионе желательного для России порядка. Еще один важный фактор, противодействующий установлению намечаемого Россией порядка, — конфликт интересов с Соединенными Штатами и усиление соперничества с ними на Южном Кавказе и на Каспии.

Соединенные Штаты, будучи внерегиональным игроком, за два прошедших десятилетия выработали основные приоритеты своей внешней политики в Кавказском регионе. Эти приоритеты — политическое сдерживание России, воспрепятствование России в ее попытках вернуть себе былую власть в новых независимых республиках, контроль над богатыми энергетическими ресурсами региона, предотвращение политической нестабильности и угроз для безопасности как факторов, подрывающих надежность транспортировки энергоресурсов, и создание политических и военных блоков, позволяющих Соединенным Штатам расширить свое влияние в Центральной Азии и на Кавказе. Несмотря на успехи США в наращивании политических и экономических связей со странами региона и в навязывании России своих собственных проектов транспортировки энергоресурсов, США столкнулись при этом с потенциальными и структурными препятствиями, мешающими им добиваться своих целей. Среди главных препятствий на пути к установлению в регионе желательного для Соединенных Штатов политического и экономического порядка и режима безопасности, в частности к расширению НАТО на восток или к членству стран региона в Европейском союзе, можно указать политические и военные конфликты в регионе, а также несправедливое распределение мощи и экономических возможностей между тремя странами региона. Другое препятствие к достижению целей Соединенных Штатов — попытки России ограничить способность этих трех стран к быстрому политическому повороту в сторону Запада, для чего она использует экономические рычаги и рычаги безопасности, составляющие серьезную часть советского наследия. Еще один инструмент сдерживания, позволяющий уменьшить влияние США в военной сфере и сфере безопасности в регионе, — многосторонние соглашения о сотрудничестве и коллективной безопасности, заключенные после распада Советского Союза при руководящей роли России. Конкуренция за энергетические ресурсы и за транспортные коридоры для их доставки, зависимость стран региона от России или Соединенных Штатов в вопросах безопасности, формирование противостоящих друг другу блоков, попытки устранить или ослабить других региональных игроков, таких как Иран и Турция, милитаризация региона на фоне конфликтов между Россией и Грузией и в Нагорном Карабахе — все это создало в регионе обстановку ожесточенного соперничества и усложнило ситуацию на Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.