Научная статья на тему 'Политика создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым'

Политика создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСЫ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушко Юлия Владимировна, Глухова Валерия Николаевна

В статье рассмотрены основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым: создание условий для повышения эффективности работы различных отраслей экономики, предоставление налоговых преференций, законодательное регулирование инвестиционной деятельности, развитие свободной экономической зоны, реализация концепции открытого электронного правительства. Предложены пути повышения инвестиционной привлекательности региона, которые должны способствовать росту объемов инвестиций в экономику региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глушко Юлия Владимировна, Глухова Валерия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым»

УДК 330.322.01 (470)

Глушко Юлия Владимировна,

к. э. н., доцент,

кафедра государственного и муниципального управления, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Глухова Валерия Николаевна,

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Glushko Yulia Vladimirovna,

Ph.D. in Economics, associate professor, Department of State and Municipal Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Gluhova Valeriya Nikolaevna,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

ПОЛИТИКА СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

THE POLICY OF CREATION A GLOBAL INVESTMENT CLIMATE IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

В статье рассмотрены основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым: создание условий для повышения эффективности работы различных отраслей экономики, предоставление налоговых преференций, законодательное регулирование инвестиционной деятельности, развитие свободной экономической зоны, реализация концепции открытого электронного правительства. Предложены пути повышения инвестиционной привлекательности региона, которые должны способствовать росту объемов инвестиций в экономику региона. Ключевые слова: инвестиционный климат, политика, экономика, финансы, Республика Крым.

In article the basic directions of formation of a favorable investment climate in Republic of Crimea are considered: creation of conditions for increase of an overall performance of various branches of economy, granting tax preferences, legislative regulation of investment activity, progress of a free economic zone, realization of the concept of the open electronic government. Ways of increase of investment appeal of region which should assist growth of volumes of investments into economy of region are offered. Keywords: investment climate, politics, economy, finance, Republic of Crimea.

ВВЕДЕНИЕ

Значение благоприятного инвестиционного климата для развития региона трудно переоценить, так как он гарантирует поступление достаточного количества финансовых ресурсов как отечественного, так и иностранного происхождения, имеет большое значение как для экономики отдельного региона так и для государства в целом. Вопросы создания инвестиционной привлекательности территорий рассмотрены в трудах таких ученых, как Бондарь А.П. [1], Бышок А.С., Дорофеевой А.А. [2], Моисеева В.В. [5] и многих других.

Несмотря на активное изучение данного вопроса, проблема привлечения инвестиций в Республику Крым в новых экономических и политических условиях не решена. Крым имеет свой уникальный инвестиционный климат, который необходимо рассматривать с учетом особенностей региона.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является изучение современного состояния инвестиционного потенциала Республики Крым, рассмотрение возможных источников повышения инвестиционной привлекательности региона, а также внесение предложений по созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике. РЕЗУЛЬТАТЫ

Сегодня в силу исторических и политических аспектов в Республике Крым проводится политика, направленная на создание платформы инновационной экономики за счет привлечения инвес-

92

тиций. Крым является дотационным регионом, бюджет которого более чем на 60 % формируется за счет безвозмездных платежей. Экономика Республики сегодня подвержена значительному реформированию, конечной целью которого является создание платформы, позволяющей успешно развиваться малому и среднему бизнесу, а в социальной политике — среднему классу.

Согласно принципу самостоятельности бюджетов разных уровней, представительные органы власти и органы местного самоуправления каждого уровня бюджетной системы наделены полномочиями самостоятельного осуществления бюджетного процесса, определения доходной и расходной частей бюджета, а также источников покрытия дефицита — все это говорит о заинтересованности органов государственной власти и местного самоуправления в самостоятельном поиске источников доходов бюджетов, а соответственно, и в создании благоприятного инвестиционного климата для успешного дальнейшего экономического процветания. Бюджетный потенциал Крыма можно отметить, исходя из источников его создания, как собственный, формируемый за счет налогов региональных и местных, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и неналоговых поступлений. Однако сегодня Крым пока является дотационным регионом, соответственно, имеет также привлеченный бюджетный ресурс, формирующийся за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета и иных источников.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Крым определяется, что Совет министров Республики Крым сегодня проводит политику, направленную на создание наиболее благоприятных и экономически выгодных условий для повышения эффективности работы различных отраслей экономики Республики Крым. Проводимая политика в своих приоритетах имеет, прежде всего, достижение обеспечения полноты доходной части бюджетов региона и муниципалитетов, необходимой для достижения баланса исполнения бюджетов путем повышения предпринимательской активности и создания благоприятного инвестиционного климата.

Обеспечение доходной части бюджета планируется в большинстве благодаря повышению налогового потенциала Республики Крым. Именно привлечение инвестиций планируется как основной источник повышения налогового потенциала в регионе, а также экономические взаимосвязанные источники, такие как повышение заработной платы и создание новых рабочих мест. Кроме того, проводимая социально-экономическая политика в Республике ориентирована на дальнейшую поддержку и укрепление малого и среднего бизнеса. В 2017-2018-х годах на территории Крыма, согласно официальным документам, вводится новая система налогообложения, подразумевающая введение специальных налоговых режимов в целях налогового стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.

Из Стратегии социально-экономического развития следуют следующие налоговые преференции:

1) расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространить право на применение двухлетних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг [6].

Кроме того, Федеральным законом от 29.11.2014 № 379-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Республике Крым предоставляется право законодательно устанавливать различные пониженные ставки налогообложения всем налогоплательщикам, пользующимся специальными налоговыми режимами [6].

Так, ряд законов Республики Крым закрепляет следующие налоговые режимы на территории:

• Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 62-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении патентной системы налогообложения на территории Республики Крым»;

• Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 59-ЗРК/2014. «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым»;

• Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 62-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении патентной системы налогообложения на территории Республики Крым»;

• Закон Республики Крым от 26 октября 2016 г. N 293-ЗРК/2016 «О внесении изменения в Закон Республики Крым «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым» и иные.

93

Также Закон Республики Крым от 17 июля 2014 г. N 31-ЭРК «Об установлении нормативов отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Крым» закрепляет порядок перераспределения налоговых доходов от введения специальных налоговых режимов с последующим распределением дохода на нужды муниципалитетов.

С целью обеспечения благоприятных условий для привлечения инвестиций, развития действующих и создания новых промышленных производств и устойчивого социально-экономического развития Республики Крым принят Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЭ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно данному закону, территория всего Крымского полуострова признается свободной экономической зоной, на которой с 01.01.2015 применяется особый налоговый режим на последующие 25 лет [9]. Для участников СЭЗ в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 378-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"» и Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-Ф3 предусмотрены следующие налоговые преференции:

1) на 10 лет устанавливается нулевая ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащий зачислению в федеральный бюджет;

2) ставка налога на прибыль организаций может устанавливаться не выше 13,5 процента в части, подлежащей зачислению в бюджет Республики Крым [6].

Однако региональные налоги не являются сегодня бюджетообразующими, что доказывают статистические данные. Так, при формировании бюджета на 2016 год учитывалось, что объем доходов бюджета Республики Крым, прогнозируемый на 2016 год, на 36 % меньше, чем планировалось в 2015 году. На 2016 год доля налоговых поступлений в бюджет прогнозировалась около 35,5 %, а доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета около 65 % [4]. На2017 год налоговые и неналоговые доходы в бюджет ожидаются на уровне 33,7 миллиарда рублей, безвозмездные поступления из федерального бюджета (субсидии, субвенции и дотации) — 98 миллиардов рублей.

Еще одним важным документом, повышающим инвестиционную привлекательность Крыма, является Федеральный закон от 22.07.2014 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В законе указывается, что границы игорной зоны на территории Республики Крым определяются органами исполнительной власти Республики Крым. Отметим, что благодаря созданию в 2009 году четырех игровых зон в Российской Федерации («Азов-Сити» в Краснодарском крае, «Янтарная» в Калининградской области, «Сибирская монета» в Алтайском крае и «Приморье» в Приморском крае) и запрете игорной деятельности по всей остальной территории России не имеют веса поступления в бюджет от налога на игорный бизнес.

Однако Президент РФ внёс на рассмотрение законопроект о создании игорной зоны в Крыму. Данный законопроект был принят, и с 2017 года планируется строительство игорной зоны на Южном побережье Крыма (г. Ялта). Так, налог на игорный бизнес позволит увеличить поступления в бюджет региона, а само создание игорной зоны позволит повысить инвестиционную и туристическую привлекательность региона.

Кроме того, вопросы создания благоприятного инвестиционного климата закрепляются и в Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. Данный документ является основой для различных государственных, региональных и муниципальных программ развития республики, которые требуют значительного финансирования.

Конечная стратегическая цель социально-экономического развития Республики Крым заключается в достижении высоких стандартов качества жизни, развития потенциала региона, стабильного экономического роста. Сегодня проводится ряд мероприятий, направленных на создание платформы инновационной экономики, основанной на внедрении современных достижений науки и технологий. Согласно Стратегии социально-экономического развития региона, ведется борьба за достижение трех целей в регионе: победы в борьбе за человеческий капитал, победы за инновации и

94

победы за инвестора. В период до 2030 года в социальной сфере Республики Крым произойдут значимые качественные изменения [7].

Сегодня в Российской Федерации реализуется концепция открытого электронного правительства для повышения прозрачности управления государством. В рамках данной концепции различные структуры управления публикуют открытые данные о проводимой работе, создаются различные информационные порталы. Так, в рамках данной концепции работает Инвестиционный портал Республики Крым «Крым. Лучшее время для инвестиций». На главной странице данного портала публикуется 3 основных показателя инвестиционного климата Республики Крым (по состоянию на 13.03.2017):

• сумма инвестиций в бизнес Крыма составляет 165,45 млрд рублей;

• в Крыму зарегистрировано 810 участников свободной экономической зоны;

• Крым предлагает 237 инвестиционных площадок.

Кроме того, на данном сайте предлагаются следующие услуги: стать инвестором, стать участником СЭЗ или выбрать инвестиционную площадку. Таким образом, в Республике Крым уже сегодня реализуется политика, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата.

ВЫВОДЫ

Анализируя основные направления социально-экономического развития, можно сделать вывод, что основной упор развития приходится на стимулирование развития промышленности, поднятие сельского хозяйства и ориентирование на туристический бизнес. Масса различных инвестиционных проектов, таких как «Развитие аэропортового комплекса "Симферополь"», создание промышленного парка «Бахчисарай», реконструкция аварийных участков жилищно-коммунального хозяйства, строительство объектов государственной и муниципальной собственности и прочее позволит Республике в дальнейшем добиться самостоятельности в формировании бюджета и высоких социально-экономических показателей. В Крыму проводится стимулирующая экономическая политика, направленная на снижение налоговых ставок для хозяйствующих субъектов, привлечение инвесторов различных уровней и повышение расходов бюджета — как регионального, так и муниципального — в сторону социальной направленности. Несмотря на то, что сегодня доходная часть бюджета региона более чем на 50 % основывается на безвозмездных поступлениях, разработанная «Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» позволяет говорить о дальнейшей самостоятельности бюджета за счет формирования инновационной экономики, модернизации прежних основ и создания благоприятной инвестиционной среды.

На наш взгляд, платформа инновационной экономики является наиболее успешной для Республики Крым в связи с социально-экономическими показателями. Однако существует ряд проблем в реализации данной платформы. Создания благоприятного инвестиционного климата путем внедрения налоговых преференций недостаточно для получения общего экономического эффекта. Здесь необходим комплексный подход — также поиск инвесторов. Сегодня ряд разработанных инвестиционных проектов, таких как создание индустриальных парков «Бахчисарай», «Евпатория», агропромышленных комплексов, парковых комплексов и др., ждут своего инвестора. На разработку инвестиционных предложений затрачены большие суммы из бюджетов различных уровней, а практическая реализация невозможна, поскольку не проводится поиск конкретных заинтересованных инвесторов. Предлагаемые инвестиционные проекты оцениваются от 50 млрд рублей, что говорит о необходимом поиске крупных отечественных и зарубежных инвесторов, заинтересованных во вложении денег в инновационную экономику и дальнейшее развитие Республики. Однако, несмотря на созданный благоприятный инвестиционный климат, реальные инвесторы опасаются вложения своих финансовых средств в развитие региона, находящегося под санкциями. Таким образом, подход к подъему инвестиционной деятельности в Крыму необходимо искать не на региональном, а на общегосударственном и даже международном уровне. Кроме того, местные инвесторы также не заинтересованы во вложении своих финансовых средств в проекты, поскольку остаются неуверенными в политической ситуации региона, а именно — в санкционных ограничениях и их дальнейшей продолжительности. Политические вопросы находят довольно точное отражение в экономических процессах, что доказывается именно сложившейся ситуацией в Республике Крым. Необходимость привлечения инвесторов становится все острее, поскольку разработанные проекты со временем теряют свою финансовую точность в связи с изменениями на рынке валюты. Сегодня необходимо проводить «политику стабильности», дока-

95

зывающую, что политическая и экономические стороны региона остаются непоколебимыми. Кроме того, на международном уровне России в первую очередь необходимо добиваться устранения санкций с территории Крыма и лишь потом уже начинать более активную политику, направленную на экономический рост и развитие, а также на привлечение в Крым как иностранных инвестиций, так и иностранных туристов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондарь А.П. Состояние, проблемы и перспективы инвестирования в Республике Крым / А.П. Бондарь, И.И. Швабий // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 3 (32). — С. 87-93.

2. Бышок А.С. Создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранного капитала / А.С. Бышок, А.В. Дорофеева // Экономика, управление, финансы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь, 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 22-25.

3. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: Закон Республики Крым от 28 декабря 2016 года № 352-ЗРК/2017 [Электронный ресурс] // ИПО Гарант. — Режим доступа: base.garant.rU/43816228/1/ (дата обращения: 06.02.2017).

4. О бюджете Республики Крым на 2016 год (с изменениями на 28 декабря 2016 года): Закон Республики Крым от 29 декабря 2015 года № 192-ЗРК/2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: online.zakon.kz/Document/?doc_id=39444851#pos=0;0 (дата обращения: 06.02.2017).

5. Моисеев В.В. Создание благоприятного инвестиционного климата — приоритетная задача региональных органов власти [Электронный ресурс] // Среднерусский вестник экономических наук — 2012. — № 2. — С. 204-2012. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n7sozdanie-blagopriyatnogo-investitsionnogo-klimata-prioritetnaya-zadacha-regionalnyh-organov-vlasti(дата обращения: 06.02.2017).

6. Об основных направлениях налоговой политики Республики Крым на 2017 год: Распоряжение Совета Министров Республики Крым от 26 сентября 2016 года № 1110-р [Электронный ресурс] // ИПП Гарант. РУ — Режим доступа: www.garant.ru/hotlaw/crimea/942901/ (дата обращения: 06.02.2017).

7. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_76276/ (дата обращения: 06.02.2017).

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182438/ (дата обращения: 06.02.2017).

9. О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/(дата обращения: 06.02.2017).

Статья поступила в редакцию 21 февраля 2017 года Статья одобрена к печати 14 июня 2017 года

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.