УДК 330.322
Котлярова Екатерина Станиславовна,
аспирант,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Kotlyarova Katerina Stanislavovna,
Postgraduate student,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ
ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
EVALUATION OF THE STATE OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE SPHERE OF TOURISM OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
Исследование состояния инвестиционной деятельности в сфере туризма является достаточно актуальным для многих регионов страны, что обусловлено необходимостью развития туристской деятельности, формирования благоприятных условий как для отечественных, так и зарубежных туристов. Это позволит изменить денежные потоки в стране. Обеспечит условия для роста доходов региональных бюджетов за счет налоговых поступлений от туристской деятельности. Методологическую основу исследования составляют методические положения и инструментарий экономической науки. При решении поставленных задач использовались общенаучные методы — анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. В процессе проведения исследования использовались экономико-статистические методы. В ходе исследования определено влияние эффективного осуществления инвестиционной деятельности на функционирование экономики региона. На основе статистических данных проведен анализ инвестиционной активности за 2014-2015 гг., в том числе по видам экономической деятельности и в сравнении с регионами Южного федерального округа. Определено текущее состояние инвестиционной деятельности в сфере туризма, выявлены основные факторы, влияющие на изменение инвестиционной активности. На основании проведенного исследования разработаны и обоснованы теоретико-методические положения по применению системы методов по регулированию и стимулированию инвестиционной деятельности в регионе, в том числе в сфере туризма, а также по формированию привлекательного инвестиционного климата региона.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат, механизмы регулирования.
The research of a condition of investment activities in the sphere of tourism is rather relevant for many regions of the country that is caused by need of development of tourist activity, formations of favorable conditions as for domestic, and foreign tourists. It will allow to change cash flows in the country. Will provide conditions for growth in incomes of regional budgets at the expense of tax revenues from tourist activity. The methodological basis of a research is made by methodical provisions and tools of economic science. At the solution of objectives general scientific methods — the analysis and synthesis, ascension from abstract to concrete were used. In the course of carrying out a research economical and statistical methods were used. During the research influence of effective implementation of investment activities on functioning of economy of the region is defined. On the basis of statistical data the analysis of investment activity for 2014-2015, including by types of economic activity and in comparison with regions of the Southern Federal District is carried out. The current state of investment activities in the sphere of tourism is defined, the major factors influencing change of investment activity are revealed. On the basis of the conducted research theoretical and methodical provisions on use of system of methods on regulation and stimulation of investment activities in the region, including in the sphere of tourism and also on formation of attractive investment climate of the region are developed and proved.
Keywords: investment, investment activity, investment climate, regulatory mechanisms.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день ввиду влияния геополитической динамики на евразийском пространстве складываются новые механизмы и формы инвестиционного взаимодействия Российской Федерации с государствами СНГ, ШОС и БРИКС, что также отражается на всестороннем развитии регионов нашего государства.
Сложная экономическая ситуация, спровоцированная деструктивной политикой экономических санкций стран Запада в отношении России, способствует разработке новых методов и подходов к формированию качественно новой инвестиционной политики.
Вместе с тем данные факторы стимулируют выход российской экономики на качественно новый уровень развития. Тенденции, направленные на глобализацию экономического роста предопределяют важную роль инвестиций в качестве источника экономического развития и роста, как муниципальных территорий, так и всего региона в целом.
Исследованиями проблем инвестиционной деятельности в регионах и механизмов улучшения инвестиционного климата занимаются многие ученые, среди которых можно выделить Ю.Н. Воробьев [6],
71
Е.И. Воробьева, Л.М. Борщ [2], С.В. Герасимова [4], А.П. Бондарь [1], Т.Н. Бугаева [5], И.И. Рома-нец [16], А.А. Сукиасян [18] и другие.
Несмотря на актуальность темы исследования и значительный научный интерес, в российской экономической науке вопросы стимулирования инвестиционной деятельности и разработки механизмов ее регулирования остаются недостаточно разработанными и требуют адаптации к современным условиям развития конкретных регионов нашей страны.
Дополнительного исследования требуют следующие вопросы: пути стимулирования инвестиционной деятельности региона с учетом уровней развития территорий, разработка конкретных мер по повышению инвестиционной привлекательности. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В отечественной экономической науке за многие годы сформировались обоснованные теоретико-методические положения по регулированию и стимулированию инвестиционной деятельности. Однако ввиду сложной политической и экономической ситуации на территории Республики Крым, необходимо разработать инновационные методы стимулирования инвестиционной деятельности с целью выхода республики на новый уровень развития и для формирования самодостаточности региона.
В связи с этим, целью исследования является оценка текущего состояния инвестиционной деятельности в регионе, в том числе в сфере туризма, разработка теоретико-методических положений по применению системы методов по регулированию и стимулированию инвестиционной деятельности, а также по формированию привлекательного инвестиционного климата региона. РЕЗУЛЬТАТЫ
На сегодняшний день в инвестиционной сфере Российской Федерации сложились неблаго приятные условия, вызванные общим ухудшением экономической обстановки в сфере инвестирования, внешнеполитическими факторами, экономическим спадом, который находит отражение в снижение стоимости ВВП и т. д. Выходом из сложной экономической ситуации могут стать новые подходы к формированию инвестиционной привлекательности с целью осуществления эффективной инвестиционной деятельности. В современных условиях инвестиции становятся главным средством обеспечения условий реального экономического подъема страны, осуществления структурных изменений в народном хозяйстве, внедрения новейших достижений технического прогресса, улучшения количественных и качественных показателей хозяйственной деятельности на всех уровнях. Инвестиционная политика связана с государственным управлением собственностью, применяемыми методами управления организаций и технологий строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов в регионе. В современных условиях перед регионами страны стоит острая необходимость в повышении эффективности государственного управления инвестиционными процессами, поиске дополнительных ресурсов и новых источников развития [16].
Ухудшение макроэкономических показателей в течение последних трех лет, безусловно, стало отягчающим фактором, который с большой вероятностью негативно отразится и на перспективах 2017 г., осложнив возможности запуска механизма новых инвестиционных процессов.
В 2015 году валовой региональный продукт Республики Крым составил 248,2 млрд. руб., или 130 тыс. руб. на душу населения [19]. Сравнив данный показатель со средним значением по России — 443 тыс. руб. [21], можно сделать вывод, что Республика Крым и город Севастополь относятся к категории отстающих регионов Российской Федерации.
На данном этапе развития экономики Республики Крым вопросы привлечения инвестиций являются весьма актуальными, а капиталовложения в основные средства производства должны стать способом обеспечения выхода республики на новый уровень развития для формирования самодостаточного региона.
«Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта» [2].
Важным фактором, оказывающим влияние на инвестиционную деятельность и экономику региона в целом, является инвестиционный климат. Инвестиционный климат можно определить как «набор факторов, характерных для данного региона и определяющих возможности и стимулы фирм к активизации и расширению масштабов деятельности путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активным участием в глобальной конкуренции» [20]. Понятие инвестиционного климата складывается с учетом частных показателей потенциала и рисков региона (рис. 1).
Обратимся к статистическим данным, характеризующим развитие инвестиционной деятельности в сфере туризма нашей страны. Так, в статистическом ежегоднике Росстата за 2016 год в 24 разделе — «Инвестиции» [21] приведены данные только по инвестициям в основной капитал по гостиницам и ресторанам по всем регионам Российской Федерации (рис. 2).
Согласно приведенным данным, объем инвестиций в основной капитал гостиниц и ресторанов за десятилетний период с 2000 по 2015 год значительно вырос. Однако удельный вес этих инвестиций по
72
Рис. 1. Структура инвестиционного климата (Составлено автором)
2000 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал в основной капитал по видам экономической деятельности за 2000-2015 гг. (Составлено по данным [21])
отношению ко всем осуществленным инвестициям в России сократился с 0,8 % в 2000 г. до 0,3 % в 2015 г., что может являться свидетельством недооценки роли и значения развития туристической отрасли для страны.
Из диаграммы, представленной на рисунке 3, можно отметить высокую инвестиционную активность в субъектах Южного федерального округа в 2015 году. Вместе с тем, по объему инвестиций в основной капитал Республики Крым занимает второе место после Краснодарского края (1635,3 млн руб.).
Для оценки инвестиционной привлекательности Республики Крым, важное значение имеют инвестиции в основной капитал.
Обращаясь к официальным статистическим данным Крымстата, необходимо отметить, что из-за слабого на данное время развития сферы туризма, туристическую отрасль как отдельный вид экономической деятельности даже не выделяют в статистике, что осложняет проведение полноценного экономического анализа.
73
млн руб. 4500 т
4000 -3500 -3000 -2500 -2000 -1500 -1000 -500 -
0
4125,8
43,6
1635,3
427,9
500,6
547,1
144,8
Республика Республика Краснодарский Астраханская Волгоградская Республика г. Севастополь Ростовская Адыгея Калмыкия край область область Крым область
Рис. 3. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности по субъектам Российской Федерации в 2015 г.) (млн руб.) (Составлено на основе [21]).
Таблица 1. Видовая структура инвестиций в основной капитал в Республике Крым в 2014-2015 гг. *
2014 2015 Темп роста
тыс. руб. % тыс. руб. % %
И нвестиции в о сновно й капитал в том числе: 264 46 816 100 22590649 100 -14,6
жилища 7559729 28,6 511092 2,2 -93,2
здания (кроме, жилых) и сооружения 10193 067 38,5 8042197 35,6 -21,1
машины, оборудование, транспортные средства и хозяйственный инвентарь 7378489 27,9 11919947 52,8 61,6
прочие 1315531 5 2117412 9,4 60,9
* Составлено на основе [19]
В табл. 1 представлена видовая структура инвестиций в основной капитал за период 2014-2015 гг.
По данным таблицы можно сделать вывод, что общий объем инвестиций в осн овной ка пи та л имеет тенденцию к снижению.
Инвестиции в основной капитал в 2015 году уменьшились по сравнению с предыдущим периодом на 14,58 %. Значительную долю в общем объеме инвестирования занимают вложения в здания (кроме жилых) и в сооружения (35,6 %). Самое большое снижение в объеме инвестиций в 2015 году заняли вложения в жилые здания, темп снижения составил 93,2 %.
Рассмотрим вложения в основной капитал по видам экономической деятельности в Республике Крым за период 2014-2015 гг. (без субъектов малого предпринимательства и объёма инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) (табл. 2).
Особое увеличение объема вложений наблюдалось в таких экономических сферах как строительство, что является положительным явлением, также увеличение объема инвестиций в таких отраслях как добыча полезных ископаемых, транспорт и связь (также в 2015 году по сравнению с 2014 г., увеличились вложения в гостиничный и ресторанный бизнес на 1542128 тыс. руб. или на 126,9 %).
Сдерживающие факторы как экономическая и геополитическая неопределенность, сопровождающие российскую экономику последние годы, демотивируют бизнес к долгосрочному инвестированию в регион. Все эти перетрубации отрицательно влияют на состояние предпринимательского и инвестиционного климата внутри страны, с учетом действующего законодательства.
Специализация Республики Крым позволяет региону конкурировать с рядом регионов нашей страны по многим направлениям, однако для достижения опережающих темпов роста необходимо, во-первых, осуществить глубокую модернизацию существующих отраслей, в том числе и сферы туризма.
74
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал в Республике Крым по видам экономической деятельности в Республике Крым в 2014-2015 гг. *
2014 2015 Темп роста
тыс. руб. % тыс. руб. % %
Инвестиции в основной капитал, в том числе по видам экономической деятельности 12174515 100 22590649 100 185,6
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1102063 9,1 1245577 5,5 113
добыча полезных ископаемых 45 9 344 3,8 1612224 7,1 350,9
обрабатывающие производства 842687 6,9 1311487 5,8 155,6
производства и распределения электроэнергии, газа и воды 2036738 16,7 2545948 11,3 125
строительство 26578 0,2 150029 0,7 564,5
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 33 0 608 2,7 463419 2,1 140,2
гостиницы и рестораны 1215059 10 2757187 12,2 226,9
транспорт и связь 1351345 11,1 3456850 15,3 255,8
финансовая деятельность 78102 0,6 89522 0,4 114,6
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 496465 4,1 932492 4,1 187,8
государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 1471153 12,1 2007468 8,9 136,5
образование 1033205 8,5 2233812 9,9 216,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг 1471714 12,1 2920397 12,9 198,4
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 25 9 454 2,1 864132 3,8 333,19
* Составлено на основе [19]
Для развития Республики Крым необходим переход на инновационный путь развития, выведение региона в число ведущих отечественных экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологического сектора.
Всесторонняя модернизация экономики Республики Крым с учетом инновационного развития объективно требует наличия благоприятного инвестиционного климата.
На сегодняшний день, отдельные показатели по Республике Крым в сравнении со средними данными по всем субъектам России, ниже в десятки раз. Республика вошла в группу 3В1 с пониженным потенциалом и умеренным уровнем рисков для частных предпринимателей в рейтинге инвестиционной привлекательности «Эксперта РА» (уровень Владимирской и Астраханской областей, Ставропольского края). Это самая многочисленная группа субъектов федерации в рейтинге.
Одним из ключевых методов в решении задач социально-экономической модернизации Республики Крым является формирование инвестиционной стратегии на федеральном и региональном уровне.
Одним из механизмов, способствующих улучшению инвестиционного климата Крыма служит целевая программа «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».
С 2015 года в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (далее — ФЦП) осуществляется финансирование создания на территории Республики Крым 5 туристско-рекреационных кластеров: кластер «Детский отдых и оздоровление» (г. Евпатория), кластер «Лечебно-оздоровительный отдых» (г. Саки), кластер в районе озера Чокракское (Ленинский р-н, п. Курортное), кластер «Черноморский» (Черноморский р-н), кластер «Коктебель» (пгт Коктебель).
Кластеры будут создаваться до 2020 года. Общий объём финансирования создания кластеров на территории Республики Крым составляет 23708,32 млн руб. (в том числе из федерального бюджета — 22659,46 млн руб., из бюджета Республики Крым — 1048,86 млн руб.). Средства направлены на создание (реконструкцию) объектов обеспечивающей (инженерной) инфраструктуры.
Следует отметить, что реализация кластеров предполагает строительство объектов туристской инфраструктуры за счет средств инвесторов. На территории каждого кластера предусмотрены земельные участки под создание новых объектов (как туристских объектов, так и сельскохозяйственных, промышленных, социальной сферы и т. д.), которые в рамках реализации кластеров выступают в настоящее время инвестиционными площадками. Планируется, что реализация мероприятий в рамках кластеров позволит осуществить ряд инвестиционных проектов на общую сумму более 170 млрд. руб.
75
Правовое поле регулирования инвестиционных отношений, на территории Республики Крым, представлено широким спектром нормативно-правовых актов.
Для определения приоритетов и общего вектора развития на долгосрочную перспективу, ключевых направлений инвестиционной политики и мероприятий по улучшению бизнес-климата принята стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, в которую отдельным разделом включены мероприятия по инвестициям.
Существенную роль в развитии правового поля инвестиционной деятельности в регионе окажет внедрение закона об инвестиционной политике в Республике Крым, который определит меры государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности. Законопроект направлен на создание благоприятных условий для реализации приоритетных инвестиционных проектов, привлечение инвестиций в Республику Крым, материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии.
На сегодняшний день процедура рассмотрения инвестиционных проектов (идей, предложений) осуществляется в рамках действующего в настоящее время Порядка рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым, в рамках которого инвестору предоставляются государственное имущество и земельные участки, оказывается организационная и административная поддержка и т. д.
Для организации рассмотрения инвестиционных предложений, поступающих на территорию Республики Крым, создана система «одного окна». В Республике Крым созданы три специализированные организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами: ГАУ «Центр инвестиций и регионального развития», АО «Корпорация развития Республики Крым» и ГАУ «Деловой и культурный центр Республики Крым».
Согласно официальным статистическом данным Министерства курортов и туризма Республики Крым за 2014-2016 гг. в сфере туризма рассмотрено 293 инвестиционные заявки (проекта, предложения, идеи), в том числе в 2016 году — 100 инвестиционных заявок (проекта, предложения, идеи) на общую сумму приблизительно 79,8 млрд руб.
В 2017 году — рассмотрено 80 инвестиционных заявок (проекта, предложения, идеи) на общую сумму приблизительно 60,4 млрд руб. (рис. 4).
В соответствии с действующим на сегодня инвестиционным порядком за 2015-2017 годы между Республикой Крым и инвесторами подписано и реализуются 39 инвестиционных соглашений на общую сумму более 48,4 млрд руб. (в том числе в 2017 году подписано 7 соглашений на общую сумму порядка 33,3 млрд руб.), касающихся развития сферы курортов и туризма (рис. 5).
Целью данных проектов является реконструкция коллективных средств размещения с модернизацией медицинской базы, создание современных отелей с использованием инновационных технологий, созданием парков развлечений, направленных на активный семейный отдых, а также туристско-инфор-мационных центров.
Следует отметить, что одним из основных инструментов развития Республики Крым и привлечения инвестиций, в том числе в сферу курортов и туризма, является свободная экономическая зона (далее — СЭЗ), созданная в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В рамках СЭЗ предполагается особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
76
□ Западное побережье
□ ЮБК
□ Восточное побережье
Рис. 4. Распределение рассмотренных инвестиционных заявок по регионам Республики Крым в 2017 г. (Составлено автором на основании официальных данных Министерства курортов и туризма Республики Крым).
В соответствии с официальными данными Министерства экономического развития Республики Крым по состоянию на сентябрь 2017 года в санаторно-курортной сфере заключены 103 договора об условиях деятельности вСЭЗс объемом инвестиций более 13,3 млрд руб. и предполагающие создание порядка 4997 новых рабочих мест. Проекты направлены на строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение санаторно-курортных комплексов с целью повышения уровня и качества обслуживания гостей и жителей Республики Крым.
Позитивным аспектом современной инвестиционной политики региона является его информационная поддержка в электронных СМИ и на специализированных порталах, таких, например, как Инвестиционный портал Республики Крым «Крым. Лучшее время для инвестиций».
Важное значение в развитии инвестиционной деятельности, формировании инфраструктуры и эффективной коммуникации между бизнесом и региональными властями имеет внедрение инвестиционного стандарта — проекта по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в субъектах Российской Федерации. Стандарт разработан Агентством стратегических инициатив и включает около 15 инвестиционных практик, используемых наиболее экономически успешными регионами. На сегодняшний день в республике приняты 9 практик инвестиционного стандарта.
Рассматривая мероприятия, осуществляемые государственными органами исполнительной власти в сфере улучшения инвестиционной деятельности, необходимо выделить внедрение автоматизированной системы управления проектной деятельностью исполнительных органов государственной власти Республики Крым (АИС УЦД ИОГВ РК). Введение системы проектного управления обеспечивает ускорение процессов согласования документов и дает возможность контролировать проекты на любой стадии.
Немалую роль в развитии правового поля инвестиционной деятельности в регионе сыграли президентские указы, по результатам которых утверждены «дорожные карты» по внедрению в регионе 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона.
Эффективным инструментом развития на уровне субъекта является государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2017-2020 годы» подпрограмма »Улучшение инвестиционного климата Республики Крым», которая определяет базовые направления и прогнозные показатели развития инвестиционной деятельности, а также мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного климата [14].
Проведенный анализ инвестиционной деятельности в Республике Крым позволяет выделить основные проблемные вопросы, препятствующие эффективному ведению инвестиционной деятельности в Республике Крым:
• режим санкций;
• нестабильная политическая и экономическая ситуация;
• низкие показатели социально-экономического развития региона;
• транспортная доступность региона;
• низкий уровень развития инфраструктуры региона;
• высокие административные барьеры;
• недостаток сформированных инвестиционных площадок;
• неурегулированность земельных отношений;
77
Центральный Восточное Крым побережье
5% 13%
побережье
36%
Рис. 5. Распределение инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Крым (Составлено автором на основании официальных данных Министерства курортов и туризма Республики Крым).
• несовершенство нормативно-правовых актов, регулирующих сферу инвестиционной деятельности.
Таким образом, с целью создания благоприятной бизнес — среды необходимо сформировать максимально привлекательный инвестиционный климат по сравнению с другими субъектами Российской Федерации и прибрежными регионами государств Черноморского региона.
В этой связи необходимо разработать новый механизм стимулирования отечественных и иностранных инвестиций, направленных на развитие туристкой сферы республики.
На основании вышеизложенного автором были разработаны следующие предложения по созданию привлекательного инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной деятельности:
• совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на регулирование инвестиционной деятельности путем сокращения сроков рассмотрения инвестиционных предложений инвесторов так и установлением фиксированных минимальных критериев к проектам в зависимости от отраслевой напр авленности;
• упорядочение земельных и имущественных отношений с помощью обеспечения приоритетного оформления земельных участков в собственности Республики Крым, предполагаемых для передачи потенциальным инвесторам. Разработки градостроительной документации в муниципальных образованиях региона;
• субсидирование инвестиционных проектов, что позволит уменьшить расходы предприятия, связанные с выплатой процентов, например, по банковским кредитам для развития сферы туризма;
• создание системы страхования инвестиционных проектов;
• повышение публичности и прозрачности деятельности специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами и органов местного самоуправления;
• усиление контроля и внедрение регулярного мониторинга за выполнением условий Инвестиционных соглашений и договоров в рамках СЭЗ;
• развитие инвестиционной инфраструктуры;
• развитие конкурентной бизнес-среды;
• развитие малого и среднего предпринимательства (развитие институтов финансирования малого и среднего предпринимательства);
• взаимодействие органов власти республики с институтами (фондами) развития Российской Федерации с целью получения грантов на реализацию проектов в сфере курортов и туризма;
• реализация инвестиционных проектов в сфере курортов и туризма с использованием механизма государственно-частного партнерства. Формирование регионального законодательства для использования механизма государственно-частного партнерства. Подготовка перечня объектов в сфере курортов и туризма республики реконструкция/модернизация, которых возможна с использованием данного механизма.
Вместе с тем, следует отметить, что воздействие государства должно выражаться как в прямом участи, при финансировании инвестиционных проектов, так и в стимулировании инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, что предполагает применение различных механизмов экономического регулирования — налогового, бюджетного, таможенно-тарифного и др. Однако важным условием достижения позитивного эффекта при реализации инвестиционных проектов является также строго дозированное государственное вмешательство в соответствующие процессы. ВЫВОДЫ
Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
Во-первых, рассмотрены вопросы нынешнего состояния инвестиционной деятельности в сфере туризма на территории Республики Крым, определены количественные показатели.
Во-вторых, определены факторы, влияющие на привлекательность инвестиционного климата, основные мероприятия, осуществляемые органами власти с целью его улучшения, так как всесторонняя модернизация экономики Республики Крым с учетом инновационного развития объективно требует наличия благоприятного инвестиционного климата.
В-третьих, по итогам исследования установлены основные проблемные вопросы, препятствующие эффективному ведению бизнеса в Республике Крым, предложены рекомендации по созданию привлекательного инвестиционного климата региона и стимулированию инвестиционной деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондарь А.П. Проблемные вопросы инвестиционной деятельности в Республике Крым / А.П. Бондарь, H.A. Борзова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — № 4. — С. 133-138.
2. Борщ Л.М. Инвестирование: теория и практика : Учебное пособие. — К.: Знание, 2005. — 470 с.
3. Борщ Л.М. Приоритеты формирования инвестиционной активности в экономике / Л.М. Борщ, Ю.Н. Воробьев, А.П. Бондарь // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2016. — № 12. — С. 225-228.
78
4. Борщ Л.М. Перспективы развития инвестиционной деятельности на примере Республики Крым / Л.М. Борщ, С.В. Герасимова, И. Швабий // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 8-1 (13). — С. 63-70.
5. Бугаева Т.Н. Формирование инвестиционного климата региона / Т.Н. Бугаева // Инновационная наука. — 2016. — № 5. — С. 34-38
6. Воробьев Ю.Н. Финансовые методы стимулирования развития экономики Республики Крым / Ю.Н. Воробьев // Современные финансово-экономические инструменты развития экономики регионов: сборник статей XIV международной научно-практической конференции. — Уфа: ООО «Аэтерна», 2016. — С. 50-52.
7. Всемирная туристическая организация ЮНВТО: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www2.unwto.org/ru/home (дата обращения: 28.07.2017).
8. Инвестиционный портал Республики Крым «Крым. Лучшее время для инвестиций»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.invest- in- сптеа.га/(дата обращения: 28.07.2017).
9. Министерство курортов и туризма Республики Крым: официальный сайт [Электронный ресурс].
— Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=617786 (дата обращения: 28.07.2017).
10. Министерство экономического развития Республики Крым: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/rus/info.php?id=613652 (дата обращения: 28.07.2017).
11. О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный: Федеральный Закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: government.ru/ (дата обращения 25.07.2017).
12. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: Закон Республики Крым от 09.01.2017 № 352-ЗРК/2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/ file/File/minek/2017/strategy/strategy- fullvers.pdf (дата обращения 25.07.2017).
13. Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2017-2020 годы»: Постановление Совета министров Республики Крым от 18.01.2017 № 9 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/rus/info.php?id=627260 (дата обращения 25.07.2017).
14. Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: government.ru/media/files/ 41d4fa3a896280aaadfa.pdf (дата обращения 25.07.2017).
15. Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: raexpert.ru (дата обращения: 28.07.2017).
16. Романец И.И. Инвестиционная привлекательность территорий как фактор социально-экономической динамики региона (на примере Краснодарского края): Дис. ... канд. экономических наук: 08.00.05 / Ирина Игоревна Романец; ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет».
— Краснодар, 2017. — 180 с.
17. Статистический ежегодник Республики Крым. 2015: Статистический сборник / Ред. колл.: Н.Н. Григорь, Н.А. Полонская, А.А. Мысков. — Симферополь: Крымстат, 2016. — 218 с.
18. Сукиасян А.А. Государственная инвестиционная политика Российской Федерации как фактор экономической модернизации: региональный аспект / А.А.Сукиасян // Современные финансово-экономические инструменты развития экономики регионов сборник статей XIV международной научно-практической конференции. — Уфа: ООО «Аэтерна», 2016. — С. 283-286.
19. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ crimea/ru/statistics/ (дата обращения: 28.07.2017).
20. Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения: доклад [Электронный ресурс] / Всемирный банк, 2005. — Режим доступа: www.un.org/ru/development/surveys/docs/ worlddev2005.pdf (дата обращения: 28.07.2017).
21. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/tf (дата обращения: 28.07.2017).
Статья поступила в редакцию 22 августа 2017 года Статья одобрена к печати 24 октября 2017 года
79