УДК: 330.322
Борщ Л. М.
д.э.н., профессор,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь
Герасимова С. В.
д.э.н., профессор,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь
Швабий И.
студент 4 курса направления подготовки «Экономика»
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В статье рассматриваются и анализируются концептуальные вопросы современного состояния инвестиций в основной капитал. Определены источники финансирования инвестиционной деятельности. В логической последовательности исследуется современное состояние инвестиционных процессов с целью их совершенствования и обеспечения воспроизводственных процессов в промышленном производстве. Разработаны рекомендации по повышению инвестиционной активности и обеспечению стабильного социально-экономического развития.
Ключевые слова: инвестиции, прямые иностранные инвестиции, программа социально-экономического развития, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционный климат.
Введение. Вопросы инвестирования на данном этапе развития экономики являются самыми актуальными, а капиталовложения в основные средства производства должны стать платформой и способом обеспечения выхода Крыма на новый уровень развития для формирования самодостаточного региона. В условиях перехода Республики Крым на новую систему хозяйствования необходимо совершенствовать и развивать инвестиционные процессы с целью обеспечения воспроизводственных процессов, часть которых относится к управлению.
Республика Крым расположена на пересечении торговых путей между западными и восточными странами, что положительно влияет на субъект хозяйствования, следовательно, активная каботажная торговля позволит привлекать дополнительные инвестиции для развития портовых городов, что, в свою очередь, даст возможность портам Крыма принимать туристов с международных морских рейсов.
При высоком уровне развития рекреационного комплекса, Крым обладает благоприятным инвестиционным климатом, имеет необходимый потенциал, может стать конкурентоспособным курортом на мировой арене. Таким образом, тема исследования носит актуальный характер. Среди представителей российской экономической мысли, которые непосредственно занимались вопросами привлечения инвестиций, особенности инвестирования теории и практики отражены в трудах Л. М. Борщ [1]. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации раскрыты Е. И. Воробьевой [2], оценка инвестиционной привлекательности Республики Крым по сравнению с другими регионами страны, привлечение прямых иностранных инвестиций в
экономику Крыма исследовали Ю. Н. Воробьев [3]. Вопросы управления инвестиционной деятельности отражены в трудах С. В. Герасимовой [4]. Переход Крыма в субъект Российской Федерации повлек за собой определенные сложности, которые повлияли на инвестиционную активность банковского сектора полуострова в переходный период, данные вопросы рассмотрены в работе [5], перспективные направления инвестиций в розничную торговлю крымского региона выявлены О. С. Каращук [6].
Несмотря на активность ученых, проблема привлечения инвестиций в условиях введенных санкций полностью не решена. Крымский регион имеет свой уникальный инвестиционный климат, который необходимо рассматривать с учетом существующих особенностей и исторических предпосылок, так как активизация инвестиционных процессов для Крыма является решающим условием внедрения социально-экономических преобразований.
Постанова задачи. Целью данной статьи является: анализ современного состояния инвестиций в Республике Крым, определение подходов для активизации инвестиционных и производственных процессов, разработка рекомендаций по повышению инвестиционной активности.
Результаты. 16 марта 2014 года Республика Крым стала новым субъектом Российской Федерации. Данный интеграционный процесс обусловил изменение конституционной, законодательной и нормативно-правовой базы, экономических, социальных, геополитических направлений развития региона. Вектор развития полуострова претерпел изменения.
В структуре федерализации, наряду с рекреационным центром регионов России, Крым становится важным сельскохозяйственным, курортным, туристическим регионом, а также местом базирования современной военно-морской базы черноморского флота, что требует создания необходимой инфраструктуры и формирования обслуживающих отраслей экономики.
На начало 2014 года ВРП Крымского региона составил 192 млрд. руб., или 98 тыс. руб. на душу населения. К сожалению, ВРП Республики Крым за 2014 г. Росстатом будет объявлен только в марте 2016 года [7]. Сравнив данный показатель со средним значением по России — 454 тыс. руб. [8], можно сделать вывод, что Республика Крым и город Севастополь относятся к категории отстающих регионов Российской Федерации. Приоритетной задачей для правительства и ученых Крыма становится преобразование дотационного состояния полуострова в самодостаточный регион.
Раскрывая функциональную роль инвестиций для достижения поставленной цели необходимо определить источники финансирования, подготовить необходимые комплексы документов модернизации основных производственных фондов, разработать методические рекомендации и заказать целевые программы по повышению квалификации инженерных, технических, управленских служащих, определить источники финансирования.
Основным источником инвестиционного потенциала со стороны государства следует выделить Федеральную Целевую Программу «Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», принятую в августе 2014 года [12]. Общий объём финансирования должен составить 681,2 млрд. руб., из которых 23,1 млрд. руб. — внебюджетное финансирование [9].
Создание логистических центров на полуострове будут способствовать выполнению основных задач программы социально-экономического развития; усовершенствованию транспортной и инженерной инфраструктуры; постройке моста через Керченский пролив; повышению качества энергоснабжения региона; развитию социальной сферы; обеспечению межнационального согласия; модернизации основных объектов здравоохранения и образования; инновациям в управлении [10].
Рассматривая инвестиционную активность в период с января по сентябрь 2015 года, следует отметить, что в крымскую экономику вложено 18,5 млрд. руб. инвестиций в
основной капитал, что на 7,7 % меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Это обусловлено снижением объемов ввода в эксплуатацию индивидуального жилья на 72,6 %, в то время как затраты населения на строительство собственного жилья составили более 30 % от общего объема инвестиций. Структура инвестиций в основной капитал представлена на рисунке 1.
Машины, оборудование, транспорт и
хозяйственный инвентарь
— Здания (кроме жилых) и сооружения
■ Жилищное строительство
^ Прочие
Рисунок 1 — Структура инвестиций в основной капитал в Республике Крым за январь-сентябрь 2015 года, в %*
* составлено авторами по данным [10].
Рассмотрим динамику капитальных инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (рисунок 2).
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
2010 2011 2012 2013 2014
I Средства государственного бюджета
■ Средства местного бюджета
н Собственный капитал предприятий и организаций И Кредиты банков и другие займы ^ Средства иностранных инвесторов
£ Средства населения на индивидуальное жилищное строительство
■ Средства населения на строительство собственных квартир — Другие источники финансирования
Рисунок 2 — Динамика капитальных инвестиций в Республике Крым в разрезе источников финансирования за период 2010-2014 гг., в млрд. руб.*
* составлено авторами по данным [10]
Капитальные инвестиции (50,1 %) в 2013 году направили на развитие промышленности, общий уровень которых уменьшился на 46,5 % по сравнению с 2012 годом. Так же заметно снизилось в 2014 году освоение капитальных инвестиций в промышленные активы. По итогам трех кварталов 2014 года, суммарный объем инвестирования в основной капитал предприятий промышленности равен 1,9 млрд. руб., что равно 8,4 % аналогичного показателя 2013 года. Структура капитальных инвестиций отображена на рисунке 3.
^ Промышленность ^ Строительство
■ Деятельность гостиниц и ресторанов -■■ Государственное управление Сельское, лесное и рыбное хозяйство Охрана здоровья и социальная помощь Транспорт и связь й Операции с недвижимым имуществом ^ Оптовая и розничная торговля +" Предоставлние прочих видов услуг
2,3 2,1 >
2,6
6,4
3,2
по итогам 3 кв. 2014 года 15.3 млрд руб.
49,1
Рисунок 3 — Структура капитальных инвестиций по видам экономической деятельности*
* составлено авторами по данным [10]
Неотъемлемой частью инвестиционного развития любого региона являются прямые иностранные инвестиции.
На протяжении 2010-2013 годов наблюдался постоянный рост прямых иностранных инвестиций в экономику Крыма и по состоянию на 31.12.2013 года они составили 1608,9 млн. долл. Наибольшие темпы прироста объема иностранных инвестиций были зафиксированы в 2011 г. (43,0 % или 350,7 млн. долл.). В 2013 году прирост объёма прямых иностранных инвестиций составил 9,9 % или 145,2 млн. долл. [16].
Преимущественно прямые инвестиции поступали из офшоров (около 40 %). Так, в 2013 году из Кипра поступило 426 млн. долл., Виргинских островов — 146,3 млн. долл., Белиза — 37,0 млн. долл. В течение 2014 г. произошло резкое сокращение прямых
иностранных инвестиций, вызванное объективными причинами переходного периода в Республике Крым, как нового субъекта Российской Федерации.
В 2014 году инвестиции в размере 15,7 млн. долл. поступили из 8 стран мира: Гернси — 8,6 млн. долл., Виргинских островов — более 4 млн. долл., Франции — 21,5 тыс. долл., Узбекистана, Белоруссии, Кипра, Белиза и Турции. Из них 35 % средств направлены в организации, осуществляющие деятельность с недвижимостью, 27% — на предприятия по временному размещению. На рисунке 4 отражена динамика прямых иностранных инвестиций.
1600 1400 1200 1000 800 600 400
1463,7
1166,3
815,6
| 1 1 1
1608,9
2010
2011
2012
2013
Рисунок 4 — Динамика прямых иностранных инвестиций (тыс. долл. США)* * составлено авторами по данным [7, 16]
0
Важным субъектом инвестиционной деятельности выступают коммерческие банки. На начало 2014 г. на территории полуострова функционировало около 180 финансово-кредитных учреждений и около 1000 отделений [5, с. 114]. Приостановление, а потом закрытие украинскими банками своих отделений, привело к определенным кратковременным неудобствам в функционировании всей финансовой системы полуострова. На протяжении 2014 г. удалось сформировать сеть кредитных организаций и завершить формирование банковской сети полуострова. По состоянию на 01.01.2015 г. в Крымском Федеральном округе было зарегистрировано 519 кредитных организаций и их внутренних структурных подразделений [11, 17].
Общая сумма кредитов, выданных банками Крыма на конец 2013 года составляла 64,4 млрд. руб. Сумма привлеченных депозитов превышала сумму выданных кредитов на 24,8 млн. руб. В период с 2011 по 2013 гг. дебетовое сальдо демонстрировало рост за счет ежегодного существенного увеличения объема вкладов прочего сектора экономики, в который входит и население полуострова. Большую часть в кредитном портфеле по Крыму занимают нефинансовые корпорации. За 2013 год объем выданных кредитов равен 39,2 млрд. руб., что составляет 60,9 %. Преимущественно кредиты выдавались для предприятий промышленного производства (67,4 %) и компаниям оптовой и розничной торговли (13 %) [17, 18].
В Крымском Федеральном округе на 01.01.2015 г. кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям-резидентам и физическим лицам-резидентам, составили 6,5 млрд. руб., тогда как привлеченные вклады физических лиц — 28,8 млрд. руб. [17, 18]. То, что только 22,5% привлеченных средств населения размещается на территории полуострова, говорит о возможном потенциале роста инвестиций в экономику Крыма за счет внутренних источников.
Рассмотрим наиболее привлекательные для инвестиций отрасли Крыма.
Во-первых — это рекреационный сектор. По данным Министерства курортов и туризма Республики Крым на 2014 год насчитывалось 825 коллективных средств размещения туристов. Было зарегистрировано порядка 5 тыс. мини-гостиниц и индивидуальных гостевых домов, а также около 14,5 тысяч квартир от тех, кто сдаёт жилья в наем [19]. Однако общий уровень качества предоставляемых услуг считается низким при высоком уровне цен, что не позволяет Крыму быть конкурентоспособным [13].
Второй важной отраслью полуострова является сельское хозяйство. Благодаря выгодным климатическим условиям и особенностям рельефа в Крыму имеется возможность выращивать сорта винограда, необходимые для производства высококачественных видов вин. Так же следует отметить, что развитое растениеводство позволит импортировать сырье для передовых производителей парфюмерии.
В-третьих — инфраструктура, как основа для социального развития региона. Если рассматривать Крым в качестве активного участника каботажной торговли и морского туризма, то развитие инфраструктуры является основой для восстановления полноценной деятельности грузовых и гражданских портов. К тому же, развитие логистики положительно повлияет и на промышленность региона. Крым специализируется на пищевой промышленности, а для успешной реализации производимого товара необходима хорошая связь между всеми торговыми точками полуострова. Обосновано, что самые большие затраты у производителей идут на преодоление пространственных сложностей [14].
Существует ряд ключевых препятствий для привлечения инвестиций: высокий уровень политических и экономических рисков; отсутствие систематизированной и актуальной информации для потенциальных инвесторов; очень низкий уровень осведомленности юридических лиц субъектов хозяйствования [15].
Проведенный анализ инвестиционной деятельности в крымской экономике позволяет разработать следующие рекомендации по повышению инвестиционной активности:
- привлечение целевых по назначению научных субъектов хозяйствования, проведение активной социальной разъяснительной работы и оказание консультативной помощи относительно инвестиционных государственных и международных программах, действующих на территории Республики Крым, что позволит крымским предпринимателям вести прибыльную деятельность и провести модернизацию устаревшего оборудования;
- развитие страхования инвестиционных проектов, данный пункт необходим для гарантий инвесторам, которые готовы вкладывать свой капитал в развитие полуострова с минимальным риском [14];
- нормативно усилить контроль движения инвестиционных ресурсов, их аккумулирование и целевое вложение привлеченных денежных средств;
- разграничить полномочия в инвестиционной деятельности на регламентации в законодательстве Республики Крым и Российской Федерации, что является важным условием для избегания конфликтов, связанных с ошибочным пониманием законов со стороны иностранных инвесторов; создание безопасных условий ведения бизнеса и условий социально-экономического развития Республики Крым [20].
Построить новое общество на новой социальной, экономической, политической и геополитической основе на наследственной материально-технической производственной базе и общественно психологическом сложившемся стереотипе социального общества, старой институциональной основой и стереотипным мышлением управленческого персонала очень сложно. Создание нового производственного рывка требует инвестиций во все отрасли народного хозяйства, а также привлечения финансовых ресурсов.
Выводы
Определено, что для Крыма важно быстрее освоить нормативно- правовые основы, которые смогут послужить опорой для привлечения инвестиций в основной капитал, а потом наращивать обороты на собственной финансовой основе.
В статье проведен анализ инвестиций в основной капитал, определены источники формирования финансовых ресурсов, предложено совершенствовать и развивать систему управления инвестиционными процессами.
Обоснован процесс развития Крыма как инвестиционно- привлекательного региона, построенного на взаимопонимании экономической интеграции в коммуникативной культуре с усмотрением социально-экономического развития промышленного производства.
Разработаны рекомендации по повышению инвестиционной активности, созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильного социально-экономического развития, а именно: привлечение целевых по назначению общественных научных субъектов хозяйствования для совместной деятельности, развитие страховой деятельности для снижения рисков, усиление контрольных функций за движением инвестиционных ресурсов, разграничение полномочий, создание безопасных условий ведения бизнеса.
Литература
10. Борщ Л. М. Инвестирование: теория и практика: // Учебное пособие — К.: Знание, 2005. — 470 с.
11. Воробьева Е. И. Государственное финансовое регулирование инвестиционной деятельности / Е. И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — № 3. — С. 6-11.
12. Герасимова С. В. Управление инвестиционной деятельностью акционерных обществ. — К.: Знание, 2006. — 470 с.
13. Адаменко А. В. Факторы развития инвестиционной деятельности в Республике Крым / А. В. Адаменко, А. О. Каминская // Инновационная наука. — 2015. — № 12-1. — С. 19-23.
14. Воробьев Ю. Н. Иностранные инвестиции в Республику Крым: преимущества и основные способы привлечения / Ю. Н. Воробьев, Е. С. Котлярова // Альманах современной науки и образования. — 2015. — № 6. — С. 43-46.
15. Бондарь А. П. Этапы интеграции банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации / А.П. Бондарь // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — № 3. — С. 114-121.
16. Бондарь А. П. Институциональные аспекты интеграции Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации / А. П. Бондарь, С. Ю. Колодий // Друкеровский вестник. — 2015. — № 3. — С. 174-182.
17. Каращук О. С. Инвестиции в розничную торговлю и их роль в развитии экономики региона: на примере Республики Крым / О. С. Каращук // Крымский научный вестник. — 2015. — № 5. — С. 88-97.
18. Борщ Л. М. Воздействие государственного регулирования инвестиционной деятельности // Сборник научных трудов II Междунар. Науч. — практ. конф., Гурзуф, 25-27 февраля, 2016. — С. 11-16.
19. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/
20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf
22. Герасимова С. В. Оценка информационных рисков в инновационной деятельности предприятий // Сборник научных трудов II Междунар. науч. — практ. Конф., Гурзуф, 25-27 февраля, 2016. — С. 21-23.
14. Герасимова С. В. Оценка эффективности инвестиций, направленных на обеспечение информационной безопасности предприятий / С. В. Герасимова, Е. В. Бойко // Сборник научных трудов II Междунар. науч. — практ. конф., Гурзуф, 25-27 февраля, 2016.
— С. 82-84.
15. Борщ Л. М. Инвестиции в Украине: состояние, проблемы и перспективы. — К.: Общество «Знание», КОО, 2002. — 318 с.
16. Министерство экономического развития Республики Крым [Электронный ресурс].
— Режим доступа: Ьйр://ттек.гк.§оу.ги/гш/тГо.ркр?1ё=613652
17. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/?prtid=nadzor
18. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр://сЬг.ги/81аЙ811С8/?Рг1;Ы=рёко_8иЬ
19. Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр://т1;иг.гк.§оу.ги/гш/тГо.ркр?1ё=617786
20. Буркальцева Д. Д. Экономическая безопасность Украины: проблемы и приоритеты укрепления // Киев. — Знание Украины, 2011. — 296 с.