Научная статья на тему 'Внешние институциональные факторы инновационного развития'

Внешние институциональные факторы инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / НИОКР / ФИНАНСИРОВАНИЕ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТЫ / НАЛОГОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Л.М., Герасимова С.В., Панина Е.С.

В данной статье описывается значение внешних институциональных факторов, которые влияют на инновационное развитие. Среди внешних факторов можно выделить такие как: конкуренция, наука и образование, налоговая и правовая среда, финансирование, стандартизация, инновационная инфраструктура. Вышеперечисленные факторы дают толчок к зарождению и развитию инновационной сферы. Проводится анализ институциональных факторов инновационного развития как в мировой практике, так и в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешние институциональные факторы инновационного развития»

УДК: 330.11

Борщ Л. М.

д.э.н., профессор

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,

г. Симферополь

Герасимова С. В.

д.э.н., профессор

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

г. Симферополь

Панина Е. С.

студентка 4 курса направления подготовки «Экономика» Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

г. Симферополь

ВНЕШНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье описывается значение внешних институциональных факторов, которые влияют на инновационное развитие. Среди внешних факторов можно выделить такие как: конкуренция, наука и образование, налоговая и правовая среда, финансирование, стандартизация, инновационная инфраструктура. Вышеперечисленные факторы дают толчок к зарождению и развитию инновационной сферы. Проводится анализ институциональных факторов инновационного развития как в мировой практике, так и в РФ.

Ключевые слова: инновационное развитие, инвестиции, институциональные факторы, конкурентоспособность, конкуренция, НИОКР, финансирование в инновационную деятельность, стандартизация, институты, налоговая среда.

Введение. Основным фактором экономического роста на данном этапе развития экономики является точная и скоординированная работа системы институтов. Существует большое количество институциональных факторов, которые взаимодействуя, образуют условия, в которых и развивается экономика. Если рассматривать ключевые факторы инновационного развития, которые формируются государством и экономическими субъектами, то можно говорить о конкурентной среде, нормативно-правовом обеспечении самой инновационной деятельности, а также финансовой инфраструктуре инноваций. Чтобы обеспечить устойчивое развитие субъекта предпринимательства либо самого государства нужно обеспечить их теми институциональными условиями, которые будут обеспечивать развитие в той или иной сфере.

Постановка задачи. Исследуется основа внешних институциональных факторов, формирующих благоприятный инвестиционный климат, положительно влияющий на инновационное развитие, формируя последующие этапы развития экономики и перехода на новый технологический уклад. Задачей данного исследования является выявление тех внешних институциональных факторов, которые играют огромную роль в инновационном развитии.

Результаты. Основой экономического развития является инновация. Развитые страны, сделавшие инновации своей хозяйственной деятельностью, как приоритет, сегодня занимают передовые позиции в мире по развитию. Среди развитых стран мира находится Россия космическая, военно-промышленная и другие сферы хозяйственной деятельности.

Инновации обеспечивают процесс становления принципиально важный, потому что динамика и качество, все сильнее зависят от технических сдвигов на базе инноваций [1].

В современном мире единый реальный путь развития заложен в инновациях, новые технологии изменят полностью структуру развития экономики в сжатые сроки. Технологическое перевооружение способно вывести государство на новый технологический уклад развития, поэтому данная тема носит актуальный характер. Учеными проводились исследования по многим направлениям. Так, инновационные основы рыночной трансформации как фактор экономического роста, инновации как фактор роста экономики, технологические инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятий исследовались Л. М. Борщ [2, 3, 4,]. Вопросам применения информационных технологий в управлении инновациями на предприятии, оценке информационных рисков в инновационной деятельности, формированию инновационного климата, участия акционерных обществ в инновационном процессе в Крыму посвятила свои труды С. В. Герасимова [5, 6, 7].

На современном этапе развития для создания базовых условий экономического роста и развития необходимы институты, которым принадлежит ведущая роль в развитии науки. Глубина финансовых рынков, эффективная защита прав собственности, качество судебной системы, которая должна быть независимой — все это имеет огромное влияние на экономическое развитие, а также на само качество институциональной среды.

В современном мире необходимо создать условия, которые будут способствовать огромному росту и успешной инвестиционной деятельности, необходимы сильные финансовые институты. Устойчивость к внешним шокам, стабильные темпы развития предпринимательства, наращивание объемов инвестиций — все это формирует основные составляющие институциональной среды, в которой функционируют ключевые институты [8, 9].

Как нам известно, развитие может быть как интенсивным, что предполагает под собой инновационное развитие, так и экстенсивным, которое предполагает увеличение количественных факторов экономического роста. Оба они предполагают экономический рост. Так что институциональная среда имеет существенное отличие от среды, которая способствует инновационному развитию. Далее будем анализировать институциональную среду, чтобы выявить те ключевые институциональные условия, которые способствуют инновационному развитию [10].

Как известно, требуется раздельно рассматривать факторы инновационного развития (внешние и внутренние), так как это имеет высокопринципиальное значение. Основную роль при формировании внешних факторов имеет государство.

Именно государство создает совокупность законов, систему права, а также параметры для развития и функционирования налоговой сферы общества. Внутренние факторы же формируют ее сотрудники и, конечно же, руководство предприятия (организации).

Укрепление институциональных основ носит сам по себе ситуативный характер, под которым подразумевается следующее: при усовершенствовании институтов, которые способствуют инновационному развитию в одной стране, не гарантируется тот же самый эффект в другой стране.

Рассмотрим международный опыт, но будем концентрироваться на анализе условий в Российской Федерации. Проблема состоит в том, что качество институциональной среды находится на низком уровне. С каждым годом институциональное отставание растет, так как институциональные изменения незначительны. При данных условиях, которые наблюдаются, в частности: монополизация экономики, незначительная диверсификация, структурная перестройка экономики находится на низком уровне. Взаимодействие науки и техники становится все более глубоким и прочным. Ключевыми направлениями научно-технического прогресса на современном этапе являются: электронизация, компьютеризация, роботизация производства и управления; создание гибких интегрированных систем; создание материалов с заранее заданными свойствами.

Для данной перестройки требуется благоприятная среда, в которой будут развиваться инновационные технологии, корректировка правовых, экономических, а также политических институтов, обеспечение законодательных, оптимальных налоговых, а также организационных условий, которые будут способствовать развитию наукоемких инновационных производств.

Совокупность институциональных факторов в разной степени влияют на инновационное развитие. Основными для инноваций можно считать ту совокупность факторов, которые решают основные задачи инновационного развития. Можно выделить такие, как:

- стимулирование спроса на инновации;

- создание системы развития инноваций, которая поддерживала распространение инноваций;

- создание условий, в которых зарождаются инновации [11].

Для увеличения эффективности экономических реформ необходимы своевременные институциональные преобразования. Для этого нужна стратегия скоординированной модернизации не только бизнеса и государства, но и общества в целом. При переходе на инновационную модель с развитием высокотехнологических отраслей необходим комплексный подход.

Рассмотрим, какие основные институциональные факторы могут способствовать обеспечению эффективного функционирования институтов инновационного развития. В первую очередь нужна жесткая конкурентная борьба, в которой может победить только тот субъект хозяйствования, который постоянно внедряет инновации в свое производство.

Для Российской Федерации создание конкурентной борьбы является основной проблемой, так как степень монополизации очень велика, а по данным экспертов, это одна из основных причин появления инфляции [11].

На современном этапе развития любой субъект хозяйствования стремится увеличивать объемы инноваций с целью повышения уровня конкурентоспособности и в тоже время повысить уровень монополизма в данной сфере деятельности и диктовать потребителям и конкурентам свою политику. Благосостояние общества определяется не массой факторов производства, не объемом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный положительный эффект.

Во времена СССР сложилась технологическая специализация экономики, которая представлена и сейчас в российской экономике военно-промышленным комплексом, космической промышленностью, самолетостроением. В результате большое количество квалифицированных специалистов сосредоточенны в этих сферах деятельности.

В российской экономике активно начала развиваться сфера услуг, но среди производственной сферы очень мало предприятий, которые производят инновационную продукцию. Так, на мировом рынке высокотехнологической продукции доля российской экономики (услуги) составляют всего лишь 0,3%.

Общий уровень конкурентоспособности тесно связан с низким уровнем развития конкурентной среды в российской экономике. Следует отметить в российской экономике только 53% продукции, которая производится на российских предприятиях, сопоставима с импортной. Предприятия все реже создают новую продукцию, поэтому они не стремятся использовать инновационный путь роста для развития конкурентоспособности [11].

Отдельной проблемой на российском рынке является недостаточное развитие малого и среднего бизнеса. Хоть они и специализируются на сфере торговли и обслуживания, но если данный бизнес развит, то это свидетельствует о том, что достаточно низкие барьеры для входа на тот или иной рынок, а также о развитой конкуренции, что является индикатором для благоприятной институциональной среды для инноваций [12]. Малый бизнес сталкивается с проблемами налогового администрирования, таможенного законодательства, отсутствием инфраструктуры.

Также очень низкий спрос на инновации и практически нет потребителя на высокотехнологическую продукцию. Сырьевые и энергетические отрасли, которые имеют большую долю в экспорте, не дают нам инновационной продукции. Тем более, наш рынок заполняет наукоемкие товары и услуги иностранных государств, что, в свою очередь, не стимулирует развитие инновационной деятельности.

Центральное место среди общего количества институциональных преобразований занимает создание конкурентной среды в РФ, что является необходимым этапом развития высокотехнологических производств.

Важным условием для зарождения инноваций является наука и образование. На протяжении последнего десятилетия снизился кадровый потенциал российской науки, например, количество техников и исследователей снизилось на 35% и 25% соответственно, а численность занятых в разработках и исследованиях — на 23,9%.

Традиционно, в России наука и образование слабо взаимодействуют, иногда идут просто параллельно, в западных странах наблюдается интеграция науки и образования, что дает огромные результаты в инновационной деятельности [10].

Следующим немаловажным фактором является финансовое обеспечение. В 2016 году расходы на научные исследования составляют 306,3 млрд. руб., что на 48,9 млрд. руб. меньше чем в 2015 году, а в 2014 году данная сумма составляла 437,3 млрд. руб. Необходимо точно понимать, что не столько важен объем финансирования, как его механизм, а именно то, с помощью каких инструментов осуществляется инвестиционная поддержка, будь то из государственного либо других источников финансирования.

В Российской Федерации финансирование инноваций происходит не только в прямой форме: гранты, федеральные целевые программы, но и в косвенной — введение налоговых льгот, а также снижение налоговых ставок. Государство не только развивает привлечение частного капитала, но и создает государственные корпорации, реструктуризирует просроченную налоговую задолженность для субъектов хозяйствования, занимающихся инвестиционной деятельностью.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) также являются одним из способов улучшить финансирование в наукоемкие отрасли производства, но на данном этапе развития российской экономики большое количество ПИИ сконцентрировано в добывающих отраслях.

Рассмотрим налоговую систему как финансовую составляющую институциональных основ. Нялоговая политика может по-разному влиять на инновационную сферу и ее развитие. Так, с одной стороны, налоги являются источником поступлений в развитие инноваций. А с другой стороны, налоговое администрирование, что связано с многочисленными проверками, создает неудобства для этих субъектов хозяйствования. Если рассматривать налоговые стимулы, то в основном используются такие, как:

- создание специального налогового режима на территории особых экономических

зон;

- создание льготного налогообложения прибыли, которая была получена при использовании ноу-хау, патентов и лицензий;

- освобождение от уплаты налогов при инвестировании в высокие технологии и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также высокотехнологическое оборудование;

- снижение налогов в наукоемких отраслях;

- вычитание из налогооблагаемой прибыли той части, которая идет в благотворительные фонды, которые в дальнейшем финансируют инновации [10].

Многие государства идут по пути сокращения налогообложения для поддержки инновационной активности предприятия.

В РФ введены меры по налоговому стимулированию инновационной деятельности, но все равно остается высокий уровень налоговой нагрузки, что является одним из основных препятствий развития инноваций в малом бизнесе, которые создаются для того, чтобы разрабатывать и внедрять изобретения.

Далее одним из основных инструментов государственного регулирования по обеспечению инновационной деятельности выступают правовые инструменты, обеспечивая нормами, правами, правилами.

Увеличивается роль западных компаний на российском рынке, которые пришли на этот рынок со своими технологиями, патентами, создавая конкуренцию на российском рынке интеллектуальных ресурсов, из-за этого возникает возможность блокировки отечественных патентов, потому что существуют аналогичные иностранные патенты.

Большинство вузов не имеет тесных связей с производствами, площадок для развития инновационной деятельности, налоговых преференций для исследований и испытаний опытных образцов. Так же существует некая проблема в блоке правовых институтов по поводу стандартизации инновационных производств. При стандартизации и технической регламентации можно прослеживать качество продукции, основные характеристики, а также в какой-то мере влиять на ценообразование. Однако единой законодательной базы по техническому регулированию до сих пор не существует, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере инновационной экономики до сих пор продолжается [13].

Далее можно перейти к рассмотрению инновационной инфраструктуры, которая включает: ОЭЗ; технопарки; инновационно-технологические центры; технологические инкубаторы; наукограды; центры трансфера технологий; академгородки; учебно-деловые центры; особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого характера.

Существует распоряжение, согласно которому утверждён перечень из 15 проектов создания индустриальных парков и технопарков и распределены субсидии, предоставляемые в 2016 году субъектам Федерации на возмещение затрат на создание инфраструктуры на общую сумму 4,27 миллиарда рублей [11].

В утвержденный перечень включены проекты создания технопарка «Технополис "Москва"». А также следующих индустриальных парков:

- «Ворсино» и «Росва» (Калужская область);

- «Промышленная зона "Заволжье"» (Ульяновская область);

- «Уфимский» (Башкирия), «Мастер» (Татарстан);

- «Преображенка» (Самарская область);

- «Масловский» (Воронежская область);

- «Кузнецкая слобода» (Липецкая область);

- индустриальный парк на территории города Буденновска (Ставропольский край);

- «Узловая» (Тульская область);

- «Раслово» (Тверская область);

- «Северный» (Белгородская область);

- «Промышленно-логистический парк Новосибирской области»;

- «Индустриальный парк. В сфере биотехнологий» (Новосибирская область).

Планируемый объём субсидий в размере 4,274 млрд. рублей обеспечен налоговыми

поступлениями в 2016 году в федеральный бюджет от предприятий-резидентов, действующих на территории индустриальных парков и технопарков, сказано в пояснении к распоряжению [12].

Одним из ключевых моментов является передача знаний от науки к бизнесу. Наука должна генерировать знания, государство помогать с помощью финансирования, а бизнес сможет также инвестировать в науку и иметь право на производство наукоемкой продукции. Данное равновесное участие сможет гарантировать взаимодействие субъектов, а также развивать субъекты хозяйствования в инновационной сфере.

Взаимосвязь бизнеса и науки является наиболее проблемной областью. Если рассматривать данные, то научные организации в основном взаимодействуют с федеральными центрами. При этом 45,7% научных организаций не имеют связи с инновационными структурами. Также была исследована проблема участия в создании инновационных структур. Большинство российских граждан никогда не принимали в таком участие [13].

Выводы. Определено, что внешние институциональные факторы формируются государством при непосредственном участии других экономических субъектов. Они подвержены влиянию социальных, политических, а также культурных факторов и практически не зависят от самого хозяйствующего субъекта хозяйствования, хотя имеют прямое влияние, создавая условия для развития.

Выявлено, что одними из основных характеристик институциональных основ в инновационной деятельности являются государственные инструменты законов, норм, правил, эффективного государственного управления, создавая правовое поле для развития.

Анализ институциональных основ, обеспечивающих инновационное развитие показал, что данные институциональные факторы способствуют привлечению инвестиций, стимулированию спроса на инвестиции и вкладываются в наукоемкие производства.

Изучено, что при развитии наукоемких отраслей будут развиваться конкурентные преимущества не только у субъектов хозяйствования, но и у государства в целом, это послужит экономическому росту и выходу продукции на внешние рынки. На современном этапе развития любой субъект хозяйствования стремится увеличить объемы инноваций с целью повышения уровня конкурентоспособности и в тоже время повысить уровень монополизма в данной сфере деятельности и диктовать потребителям и конкурентам свою политику.

Установлено, что благосостояние общества определяется не масой факторов производства, не объемом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный положительный эффект.

Литература

1. Баринова, В. А. Институциональные условия инновационного развития фирмы /

B. А. Баринова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. — 154 с.

2. Борщ, Л.М. Инновационные основы рыночной трансформации российской экономики / Л. М. Борщ // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции, 2015. — №1. —

C. 103-110.

3. Борщ, Л. М. Методология формирования приоритетного инновационного развития в условиях развития промышленных предприятий на примере Республики Крым / Л.М. Борщ, С.В. Герасимова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции, 2015. — №2. — С. 108-114.

4. Борщ, Л. М. Инновации как фактор роста Российской Федерации / Л. М. Борщ, Е. И. Атрощенко // Проблемы развития финансовой системы государства в условиях глобализации: сборник XVIII Междунар. науч.-практ. конф., 23-26 марта, 2016. — С. 18-20.

5. Герасимова, С. В. Применение информационных технологий в управлении инновациями на предприятии // Теория и практика экономики и предпринимательства: Труды XII Международной научно-практической конф. Гурзуф, 23-25 апреля, 2015. — С.19-22.

6. Герасимова, С. В. Оценка информационных рисков в инновационной деятельности предприятий // Проблемы информационной безопасности: Сборник научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф., Гурзуф, 25-27 февраля, 2016. — С. 21-23.

7. Герасимова, С. В. Информатизация предприятия как фактор формирования инновационного климата в стране // Теория и практика экономики и предпринимательства: Труды XIII Междунар. науч.-практ. конф., Гурзуф, 21-23 апреля, 2016. — С. 26-28.

8. Борщ, Л.М. Инвестирование: теория и практика://Учебное пособие. — К.: Знание, 2005. — 470 с.

9. Буркальцева, Д. Д. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России на современном этапе / Д. Д. Буркальцева, А. С. Марченко // Ученые записки Крымского Федерального университета имени В.И. Вернадского, 2015. — Т. 1 (67) — №2. — С. 27-37.

10. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fas.gov.ru/.

11. Костылёва, Т. Перечень 15 проектов индустриальных парков и технопарков, которые получат господдержку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://d-russia.ru/utverzhden-perechen-15-proektov-industrialnyx-parkov-i-texnoparkov -kotorye-poluchat-gospodderzhku-na-43 -mlrd-rub.html.

12. Ресурсы ИА «Альянс-Медиа»: аналитика малого предпринимательства. Развитие малого бизнеса в России: проблем больше, чем решений. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.allmedia.ru/newsitem. asp? id=860722.

13. Способы государственного воздействия на эффективность инновационной деятельности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.realvalue.m/informationii_menegement/3458-sposoby-gosudarstvennogo-vozdejjstvij a. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.