УДК 332.1
Бугаева Татьяна Николаевна,
к.э.н., доцент,
кафедра финансов предприятий и страхования,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Сафонова Наталья Сергеевна,
студентка 3-го курса, направления подготовки «Экономика», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.
Bugaeva Tatyana Nikolaevna, Ph.D. in Economics, associate professor, Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
Safonova Natali Sergeevna,
3th year student on «Economics» specialization, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
THE ASSESSMENT OFTHE CONDITION AND PROSPECTS FOR INVESTMENT ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA
В работе анализируется инвестиционная деятельность в Республике Крым, определяются основные проблемы, влияющие на осуществление инвестиционной деятельности. Представлены рекомендации по устранению имеющихся проблем с целью улучшения экономического состояния и инвестиционной активности в регионе.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность.
This paper analyzes the investment activity in the Republic of Crimea, identifies the main problems affecting the implementation of investment activities. Also the recommendations on elimination of existing problems to improve the economic condition and investment activity in the region are presented.
Keywords: investments, investment operations, investment activity, investment attractiveness.
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, регионов и государства в целом в значительной мере зависит от объемов и форм, осуществляемых инвестиций, их эффективности. Задачами государственной экономической политики является создание конкурентоспособных экономических условий необходимых для развития бизнеса, проведения эффективной промышленной политики, повышения производительности труда, модернизации и внедрения новых технологий, стимулирования инвестиций в развитие науки. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью работы является оценка состояния и анализ инвестиционной деятельности в Республике Крым, выявление основных проблем, влияющих на ее осуществление, а также предложение путей улучшения состояния инвестиционной деятельности в регионе. РЕЗУЛЬТАТЫ
Республика Крым всегда была инвестиционно привлекательным регионом. Развитие экономики Крыма в последние годы сопровождается значительными изменениями во всех сферах: реформирование территориально-отраслевой структуры, изменение социально-экономического характера, преобразования в сфере нормативно-правовой базы. Для стабилизации производства и социальной сферы, а также обеспечения экономического роста региона необходимо расширение и активизация инвестиционной деятельности.
129
Чрезвычайно актуальной проблемой современного этапа является формирование благоприятного инвестиционного климата, поскольку Крым как новый субъект РФ может быть весьма привлекателен для инвестиционных вложений. Одним из механизмов, способствующих улучшению инвестиционного климата Крыма служит целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». В этом документе определены следующие конкурентные преимущества Крыма:
• стратегически важное и перспективное географическое, геоэкономическое и геополитическое положение;
• транспортно-транзитный потенциал;
• туристический потенциал;
• значительное качество человеческого потенциала;
Также в программе определены сдерживающие факторы и риски социально-экономического развития Крыма:
• наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества;
• ослабление международных и внешнеэкономических связей;
• отсутствие сухопутного сообщения с материковой частью РФ;
• неравномерность размещение имеющегося природно-ресурсного, производственного, транспортного и трудового потенциала территории;
• усиление несоответствия между функциями рекреационного макрорегиона и процессами развития промышленного, аграрного и транспортного секторов.
В настоящий момент рейтинг Крыма, среди инвестиционно привлекательных регионов довольно высок. Согласно данным сайта «Инвестпроекты России» [2], по состоянию на 04.03.2016 г. Крымский федеральный округ занимает 27 место из 83 в рейтинге регионов по количеству реализуемых инвестиционных проектов (рис. 1).
Согласно данным, представленным в графике, Крым значительно уступает в количестве реализуемых инвестиционных проектов лидирующим регионам. Однако увеличение количества реализуемых проектов с начала года на 28 проектов дает нам основания заключить, что Республика Крым действительно является потенциально инвестиционно привлекательным субъектом Федерации.
количество проектов 600
500
□ по состоянию на 04.03.2016
□ по состоянию на 01.01.2016
400
300
200
100
0
1. Москва 2. Санкт- 3. Красно- 4. Сверд- 5. Ростов- ... 27. Крым ... 83. Кал-Петербург дарский ловская ская обл. мыкия
край обл.
Рис. 1. Динамика реализуемых инвестиционных проектов по регионам России (Составлено авторами)
130
Рейтинговым агентством ЯЛБХ (Эксперт РА) осуществлена оценка инвестиционной привлекательности регионов России, которая традиционно строится на основе официальной информации Рос-стата и статистики федеральных ведомств. Согласно исследованиям инвестиционного потенциала, за 2015 год Крым занял 39 место среди всех субъектов РФ, его доля в общероссийском потенциале составила 0,815 пунктов, средневзвешенный индекс риска 0,430, это 79 место рейтинга.
На настоящий момент важнейшей задачей является создание условий при которых «инвестиционный климат должен обеспечивать защиту прав инвестора от инвестиционных рисков, непредусмотренных расходов и потерь дохода и капитала» [9, с.178].
Перед инвесторами всегда стоит сложная задача: определение в качестве объекта инвестирования «тех сфер деятельности и регионов, которые имеют наилучшие перспективы развития и могут обеспечить наиболее высокую эффективность инвестиций» [10, с. 83]. Таким образом, проанализировав структуру реализуемых инвестиционных проектов в Крыму, можно определить наиболее привлекательные сферы и отрасли для инвестирования. Как было сказано ранее, на данный момент в Центре инвестиций и регионального развития (далее Центр) на сопровождении находится 58 инвестиционных проектов (рис. 2).
ЖКХ Рыболовство Спорт Транспорт Строительство Туризм
□ Кол-во
проектов, шт.
Сельское хозяйство
Энергетика
Промышленность
0 2 4 6 8 10 12 14
Рис. 2. Объем реализуемых инвестиционных проектов в Республике Крым в 2016 году (Составлено авторами на основании [3])
Как видно из рисунка 2, приоритетными направлениями инвестирования являются промышленность (удельный вес составляет 21% всех реализуемых проектов), энергетика (также 21%), а также сельское хозяйство и туризм (по 19% каждый). Строительство составляет 9% реализуемых проектов, рыболовство, транспорт и спорт (по 3% каждый) в совокупности так же дают 9%. ЖКХ, в направлении которого реализуется всего лишь 1 инвестиционный проект, составляет всего 2% от 58 реализуемых проектов.
Что же касается объемов инвестиций, то по каждому направлению инвестирования они распределяются следующим образом (рис. 3).
Наибольший объем инвестированных средств направлен в развитие энергетики и в строительство. Это объясняется тем, что данные отрасли являются наиболее дорогостоящими, поскольку за последние годы их обновление и модернизация практически не осуществлялись. Также необ-
131
. 45
% 38,72
а 40--------------
ч Л
а /\
35 /\
«
§ 30
о а к
25 20
и
® 15
(О ю О
10
Промыш- Энергетика Сельское Туризм Строитель- Транспорт Спорт Рыболовство ЖКХ ленность хозяйство ство
Рис. 3. Объемы инвестированных средств по реализуемым в Республике Крым инвестиционным проектам в 2016 году (Составлено авторами на основании [3])
ходимость инвестирования в энергетику обуславливается сложным энергетическим положением Крымского федерального округа, в котором полуостров находится и на сегодняшний момент.
Что же касается жилищно-коммунального хозяйства, то, на наш взгляд, инвестирование в данное направление является недостаточным, поскольку этот комплекс также морально устарел и требует значительных капитальных вложений.
С целью выявления тенденций роста или сокращения объема инвестиций по конкретным видам деятельности, нами был проведен горизонтальный и вертикальный анализ объема инвестиции в основной капитал Республики Крым по видам экономической деятельности в 2014-2015 гг. [4].
Результаты анализа показали следующее:
1) в 2015 году наблюдается значительный рост объемов инвестиций по всем видам деятельности без исключения;
2) наибольший прирост инвестируемых средств приходится на строительство (темп роста составляет 564,49%), добычу полезных ископаемых (прирост составляет 250,98%) и предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (инвестируемые средства увеличились в 3,3 раза);
3) наименьший темп роста инвестиций в 2015 г. приходится на производство и распределение электроэнергии, газа и воды (увеличились на 509210 тыс. руб. или в 1,25 раз), на финансовую деятельность (темп роста составил 114,62%) и на сельское и лесное хозяйство (относительное отклонение составляет 113,02%).
Положительная динамика свидетельствует о том, что инвестиционная деятельность в регионе развивается активно. Это вызвано тем, что правительство Российской Федерации решительно борется с застоем в развитии экономики Крыма.
Анализ источников финансирования инвестиций в основной капитал за период с 2010 по 2015 г. дают возможность сделать вывод о том, что инвестиционная политика Украины и России по отношению к Республике Крым кардинально отличаются (рис. 4).
Можно заметить, что удельный вес средств, инвестированных за счет государственного и местных бюджетов, за период нахождения Крыма в составе Украины был ничтожно мал: с 18,3% за 4 года он снизился до 3,6%. При этом в 2014-2015 гг., за непродолжительное время нахождения в составе России, ситуация кардинально поменялась: доля средств бюджетов всех уровней уже в 2014 г. составила 43,9%, и это несмотря на переходный период региона. К 2015г. значительно изменилась их динамика и структура. Так, в 2014 г. объем средств, инвестируемых в Крым за счет средств федерального бюджета, составлял 2630235 тыс. руб., а в 2015 г. он увеличился на 1728655 тыс. руб.; если в 2014г. удельный вес средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации составлял 21,6% и 20,6% соответственно, то к 2015г. он составил 19,3% и 20,8%. При этом доля средств из местных бюджетов за год возросла на 1,2%.
За последние годы государственная поддержка инвестиционной деятельности значительно усилилась. Кроме того, активно развивается и совершенствуется законодательная база: был подписан Федеральный закон от 29.11.2014 №°377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и
132
5
0
35000000
30000000
25000000
ю а
>я я я я н
20000000
15000000
10000000
5000000
□ Собственные средства
□ Кредиты банков
□ Инвестиции из-за рубежа
□ Бюджетные средства
□ Прочие средства
0
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Рис. 4. Динамика инвестиций в основной капитал Республики Крым по источникам финансирования за 2010-2015 гг. (Составлено авторами на основании [5; 6])
свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [7]. Согласно этому закону, в Крымском Федеральном Округе с 01.01.2015 г. устанавливается свободная экономическая зона сроком на 25 лет с возможностью продления. В СЭЗ действуют льготные ставки налогов для участников зоны, а для иностранных инвесторов предусмотрен упрощенный порядок получения виз. Таким образом, повышение инвестиционной активности в Республике Крым является приоритетной задачей Правительства на сегодняшний день.
Однако, несмотря на несомненную стабилизацию экономической ситуации, и инвестиционной деятельности в частности, вопросы прямых иностранных инвестиций остаются открытыми. Общемировое непризнание «российского» Крыма значительно усложняет деятельность иностранных инвесторов на территории региона. Так, за 2014 г. объем иностранных инвестиций резко сократился на 1671260 тыс. руб. и составил всего 3,4% от аналогичного показателя за 2013 г. В общей сложности на данный момент иностранные инвестиции составляют всего 0,4% от всех инвестиций в основной капитал. В первую очередь это связано с введением санкций против РФ, которые ограничивают прямые вложения иностранного капитала в Республику. Тем не менее, невзирая на затруднительную ситуацию, Крымский федеральный округ по-прежнему является достаточно привлекательным для иностранных инвесторов.
Для того, чтобы иностранные инвесторы были еще больше заинтересованы в инвестировании в Крым, необходимо создать в регионе благоприятные инвестиционные условия. Для этого необходимо разработать инвестиционную политику с учетом уникальных рекреационно-курортных особенностей и особого экономико-географического положения Крыма. Необходимо стимулировать приоритетные для иностранных инвесторов направления инвестиционной деятельности, поскольку это «будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Крыму, создаст предпосылки для возникновения устойчивых инвестиционных мотиваций у партнеров, что обязательно приведет к уменьшению разрыва между потребностями региональной экономики во внешних инвестиционных ресурсах и их фактическим поступлением» [8, с. 64].
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день инвестиционная деятельность в Крымском федеральном округе развивается достаточно активно. Об этом свидетель-
133
ствую объемы инвестируемых средств, неуклонно растущее количество реализуемых инвестиционных проектов и обращений инвесторов в Центр инвестиций и регионального развития, а также государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике, проявляющаяся как в значительных объемах капиталовложений за счет средств бюджетов всех уровней, так и в развитии СЭЗ и совершенствовании законодательства. Выявленные проблемы, связанные с недостаточным объемом иностранных инвестиций, решаются путем усовершенствования инвестиционных площадок, привлечением инвесторов льготными налоговыми ставками и облегченной процедурой получения виз, стимулированием приоритетных для иностранного капиталовложения направлений. Все это будет способствовать тому, что в ближайшем будущем Республика Крым привлечет значительный объем капитала в свою экономику, возрастет уровень экономического и инвестиционного развития региона. Экономический рост на макро- и микроуровне определяется множеством причин, среди которых весомое значение имеют инвестиции. Результативность инвестирования зависит от мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата, который способствует увеличению приливов капитала в экономику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О Программе развития инвестиционной деятельности в Автономной Республике Крым на 2014-2016 годы: Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым № 1572-6/14 от 22.01.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: zakon5.rada.gov.ua/krym/show/rb1572002-14 (дата обращения: 10.03.2016).
2. Инвестпроекты России / сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: investprojects.info/ regions/ (дата обращения: 10.03.2016).
3. Центр инвестиций и регионального развития Республики Крым / сайт [Электронный ресурс].
— Режим доступа: investrk.ru/ru/ (дата обращения: 10.03.2016).
4. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Республики Крым / официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ resources/ 14a9e004bfa9bb9bb54bbc621b350d8/%D0%92%D0%AD%D0%94.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
5. Статистическая информация. Капитальные инвестиции по источникам финансирования // Официальный сайт Крымстат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: gosstat.crimea.ru/ukgkapstr 12.php (дата обращения: 10.03.2016).
6. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Республики Крым: официальный сайт. — Режим доступа: crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/ (дата обращения: 10.03.2016).
7. О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 29.11.2014 №377-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_171495/ (дата обращения: 11.03.2016).
8. Бугаева, Т.Н. Основные направления стратегии инвестиционной деятельности Республики Крым [Текст] / Т.Н. Бугаева // Инновационная Наука. — 2015. — №5. — С. 62-64.
9. Воробьев Ю.Н. Инвестирование: Учебное пособие / Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева. — Симферополь: Таврия, 2004. — 340 с.
10. Воробьева Е.И. Оценка кредитно-инвестиционного потенциала банковских институтов в регионе / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2010. — №3. — С. 47-51.
11. Селиванова А.А. Оценка инвестиционной привлекательности регионов АР Крым для строительной деятельности (за 2003-2007 гг.) / А.А. Селиванова, О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2009. — №1 (2). — С. 82-92.
12. Смирнова Е.А. Кластерная политика как механизм инвестиционной привлекательности региона / Е.А. Смирнова, А.А. Колосюк // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2013.
— №1. — С. 126-130.
Статья поступила в редакцию 21 марта 2016 года
134