Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В БЕЛАРУСИ: ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПОЛИТИКА СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В БЕЛАРУСИ: ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / историческая память / геноцид / недопущение реставрации нацизма

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Юран В. П., Иванова Т. П.

Тема сохранения памяти о Великой Отечественной войне является актуальной. В статье показаны правовые механизмы ее сохранения и укрепления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В БЕЛАРУСИ: ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Доцент кафедры правоведения и социально-гуманитарных дисциплин Витебского филиала Международного университета «МИТ-СО», кандидат исторических наук, доцент

Выпускница гуманитарного факультета специальности «Правоведение» Витебского филиала Международного университета «МИТСО»

Политика сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне в Беларуси:

юридический аспект

Тема сохранения памяти о Великой Отечественной войне является актуальной. В статье показаны правовые механизмы ее сохранения и укрепления.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, историческая память, геноцид, недопущение реставрации нацизма.

Мы - наследники Победы - должны сохранить память о Великой Отечественной войне и передать ее следующему поколению во всех ее аспектах. Правовая сфера является гарантом сохранения этой памяти.

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории советского народа, мужественно сражавшегося для достижения победы над фашизмом. Сегодня участники этих событий имеют почётный статус ветеранов Великой Отечественной войны.

На основании анализа белорусского законодательства можно говорить о разработанности правовой базы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в Республике Беларусь. Это достаточно защи-щённая категория населения, обладающая правами и льготами, которые обеспечивают им достойную старость. Забота о ветеранах остается приоритетным направлением государственной политики Республики Беларусь

[7; 8] и других стран - членов Содружества Независимых Государств.

С течением времени сохранение и защита памяти о трагических событиях, в том числе, имевших место в отношении населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны, все больше приобретают общенациональное значение. Принимая во внимание международный опыт, характер и степень общественной опасности умышленных действий по реабилитации нацизма, государство вынуждено реагировать на них и уголовно-правовыми средствами.

В российской юридической литературе последних лет вопросы реабилитации нацизма, в том числе отрицание Холокоста, с позиций уголовного права освещались исследователями: Е.Д. Ветошкиной, Е.В. Грибановым, А.Ю. Ивановым, А.Г. Кибальником, М.Г. Ле-вандовской, А.В. Макаровым, Г.А. Нелаевой, А.С. Романенко, Н.В. Сидоровой, Е.А. Хабаровой, И.В. Яблонским и другими авторами.

В науке уголовного права Республики Беларусь данная проблема в силу своей законодательной новизны остается менее изученной. Но к настоящему времени принят ряд законодательных актов. Краткая история их принятия такова.

С 1999 года, момента принятия Уголовного кодекса Республики Беларусь, долгое время в нем отсутствовали специальные нормы, предусматривающие ответственность за публичную реабилитацию нацизма. В целом это подчеркивало осознание бесспорности преступного, бесчеловечного характера действий нацистов и их пособников на территории Беларуси, других республик СССР в 1941-1944 годах. Однако с течением времени отсутствие этих правовых норм стало негативно сказываться на обеспечении информационной безопасности в части защиты граждан (особенно несовершеннолетних) и общества в целом от деструктивного информационного воздействия, получившего развитие в сети Интернет по всему миру. В сравнении с подходами, существующими в международном праве, и законодательством Российской Федерации, отмеченный пробел охранительного правового регулирования противодействия экстремизму впервые был устранен Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 года № 220-З «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь» [6], которым расширено название статьи 130 Уголовного кодекса, и ее диспозиция дополнена словами «умышленные действия по реабилитации нацизма» [11, с. 67].

В Республике Беларусь с 19 июня 2021 года предусматривается уголовная ответственность за умышленные действия по реабилитации нацизма, которые наказываются штрафом или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Нарастающие попытки искажения конкретных исторических фактов в эпоху глобализации и грубой фальсификации национальной истории создали предпосылки для разработки и принятия комплексного нормативного правового акта - Закона Республики Беларусь от 14 мая 2021 года № 103-3 «О недопущении реабилитации нацизма» [10; 11, с. 67].

«Принятием этого законопроекта мы осуждаем величайшее преступление нацистской Германии, ее пособников, которое было

совершено в истории человечества. Ведь в годы Великой Отечественной войны фактически погибли 60 миллионов человек. Из них около 30 миллионов - граждане Советского Союза. Погиб каждый третий житель Беларуси», - напомнил Председатель Палаты представителей Республики Беларусь, заместитель Председателя Парламентского Собрания В. Андрейченко.

В декабре 2021 года белорусские парламентарии приняли в двух чтениях законопроект, который поставил точку в дискуссиях о том, считать ли происходившее в годы войны геноцидом белорусского народа. Принятый и вступивший в действие Закон «О геноциде белорусского народа» не только увековечивает память жертв, но и вводит уголовную ответственность за отрицание преступлений, в том числе в средствах массовой информации. Закон предусматривает ряд необходимых мер по признанию геноцида белорусского народа на международном уровне, поскольку не прекращаются попытки стереть войну из памяти, переписать историю, расставить иные акценты [9].

По мнению политологов, «Закон позволяет и внутри страны, и вне ее говорить правду о том, что пережили белорусы, и привлекать к ответственности тех, кто хотел уничтожить нацию». «Событие неординарное, потому что, к сожалению, приходится ставить заслон попыткам исторического ревизионизма и оправдания преступлений нацизма не только морально-этическими, но и юридическими мерами. Во-вторых, мы не стали стыдливо закрывать глаза на эти опасные тенденции, которые вовсю расцвели вокруг нашей страны и проникают внутрь [5].

«В последнее время мы все столкнулись с новой реальностью - героизацией нацизма и отрицанием геноцида как исторического факта. Предпринимаемые на международных площадках попытки оправдать нацистскую идеологию, пособников убийц, ценностно оправдать и возродить коллаборационизм ведут мир к катастрофе. Беларусь пытаются цивилизованно-культурно перекодировать, выкорчевав историческую правду и оболгав память наших предков». Н. Щекин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии Национальной академии наук Беларуси полагает, что «Закон «О геноциде белорусского

народа» - это своего рода ревакцинация Беларуси в укреплении исторической памяти. С принятием этого закона невозможно будет переписать историю в угоду фашиствующей демократии коллективного Запада. Поэтому любая политика, построенная на отрицании геноцида белорусского народа, априори является антинародной и преступной» [5].

В Российской Федерации в Закон «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в апреле 2021 года также внесены дополнения. Обсуждается возможность дальнейшей корректировки существующего Закона. В частности, в нем могут закрепить понятия «нацизм», «фашизм», «геноцид народов СССР». В 2021 году Государственная Дума приняла поправки в Уголовный кодекс и Кодекс «Об административных правонарушениях», которые ужесточают ответственность за публичное оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и реабилитацию нацизма.

Российские следователи и прокуроры помогают белорусским коллегам раскрывать уголовные дела о геноциде. Опыт у них имеется. В октябре 2021 года впервые в истории современной России Солецкий районный суд Новгородской области вынес приговор о признании геноцидом массовых убийств мирных

жителей в деревне Жестяная Горка в 1942 году.

В Беларуси в Ченковском лесничестве обнаружены останки более 300 человек периода войны. По заведенному уголовному делу уже допрошено почти 12 тысяч свидетелей. Цель одна - заставить ответить преступников, которые еще живы. Например, только в Латвии проживают 400 бывших легионеров СС

[3].

Помощь России в плане оперативной работы и извлечения из архивов фактов преступлений, совершенных на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны, действительно колоссальная. Основанием для возбуждения уголовных дел служат и подготовленные российским фондом «Историческая память» документальные издания из серии «Без срока давности» о преступлениях нацистов и их пособников против гражданского населения [2].

«Опасный путь к новому переделу мира начинается с ревизии итогов Второй мировой

войны, отрицания преступлений нацизма, борьбы с памятниками освободителям, реабилитации и героизации нацистских преступников и их пособников, совершившие тягчайшие преступления в годы Второй мировой войны, - как отдельных лиц, так и организаций в целом», - провозглашается также в Заявлении глав государств - участников СНГ в связи с 80-летием начала Второй мировой войны».

Генеральная прокуратура Республики Беларусь в январе 2022 года направила международные поручения в 17 стран мира о правовой помощи по делу о геноциде белорусского народа.

«Беларусь не станет разменной монетой и расходным материалом в торговле исторической правдой и преступной политике пересмотра итогов Великой Отечественной войны и Нюрнбергского процесса. Антидемократическая попытка коллективного Запада проигнорировать итоги Второй мировой войны, моральный упадок современного общества и его деградация могут привести к откату назад в деле борьбы с человеконенавистнической идеологией. Беларусь отрезвляет мир и с принятием нового закона начинается международный процесс борьбы против фашизации сознания и нацификации общественных процессов» [5].

Белорусский исследователь А.А. Сос-новский полагает, что необходимо разработать новую идеологическую программу, предусматривающую популяризацию белорусского языка, патриотическое, нравственное и правовое воспитание, меры информационного и законодательного обеспечения проводимой политики. Идеологическая безопасность - один из ключевых моментов национальной безопасности [13, с. 15].

В результате изменений и дополнений, внесенных в Конституцию Республики Беларусь в 2022 году, статья 15 Основного Закона страны дополнена частью 2: «Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны». Статья 54 дополнена частью 2: «Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь» [4]. Мы также поддерживаем мысль о том, что имен-

но эти ценности лежат в основе национальной идеи Беларуси.

Введенный в стране в 2021 году новый государственный праздник - День народного единства - стал объективным условием территориального единства и этнической консолидации белорусов.

В Беларуси планируется создать совет по исторической политике. Он будет координировать усилия ученых, преподавателей, представителей общественных организаций, журналистов. Это важно для защиты национальной истории, национальных ценностей и традиций страны.

2022 год в Беларуси объявлен Годом исторической памяти в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа.

Как показывают военно-политические события последнего года, современный этап развития международного права является периодом очередной напряженности, ввиду снижения количества заключаемых международных соглашений, нарастания не решаемых правовым путем проблем, увеличения количества вооруженных конфликтов [11].

Тема права периода войны в настоящее время стала актуальнейшей. Так, в июле 2022 года на Х Петербургском Международном форуме заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что в свое время «Устав ООН предотвратил третью мировую войну».

В 2022 году, накануне Дня Независимости и Дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, сказал: «Великая Отечественная война не закончилась ... война не закончилась, так как мы снова, как на фронте, защищаем свою историческую память». Память военную, социальную, правовую, в общем - историческую память.

О необходимости формирования правовых, культурных и нравственных ценностей у молодого поколения отмечается в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 года № 292, а также в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2021 года № 349, которым утверждена Стратегия развития госу-

дарственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года [1]. Соответствующие мероприятия прошли с участием представителей всех областей Беларуси.

В июне 2022 года Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси проведено социологическое исследование «Патриотические ценности населения Беларуси». Его результаты, показывающие, что 85 % молодежи считают себя патриотами страны, позволяют утверждать, что молодые люди поддерживают государственную политику, в том числе и в сфере права, и именно аспект патриотизма может стать связью между государством, государственными органами и жителями страны.

В настоящее время стали использоваться различные формы взаимодействия Прокуратуры Республики Беларусь, правоохранительных органов в целом, с молодежью страны с целью сохранения памяти о войне, а также усвоения, сохранения позитивных аспектов развития права и правовой культуры в различные исторические периоды. Так, в июне 2022 года во время осуществления белорусско-российского патриотического проекта «Поезд памяти» для школьников во время остановок в городах были организованы встречи с представителями городской власти, а также с прокурорскими работниками, рассказавшими о возбужденном Прокуратурой Республики Беларусь дела «О геноциде белорусского народа».

В мае-июне 2022 года во всех областных центрах Беларуси состоялась презентация книги Генерального прокурора Республики Беларусь А.И. Шведа, составленная по материалам дела о геноциде белорусского народа.

Многое делается совместными усилиями Союзного государства Беларуси и России. Важным направлением деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России является формирование патриотических чувств у молодежи, сохранение исторической памяти подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. Ключевым мероприятием стало празднование 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Одно из заседаний Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и моло-

дежным вопросам состоялось в конце 2021 года в Бресте. На повестке дня был вопрос о реконструкции памятников Великой Отечественной войны в Беларуси и России [12]. Законодательство наших стран охраняет памятники как историко-культурное наследие.

Беларусь и Россия, объединенные в Союзное государство, во многом обладают общим менталитетом, сформированном общностью исторических судеб. И, несомненно, это ярко проявляется в отношении к исторической памяти, событиям Великой Отечественной войны. Активная деятельность, направленная на сохранение современным поколением памяти о Великой Отечественной войне, проводится государственными органами Союзного государства Беларуси и России, общественными и научными кругами, средствами массовой информации.

Таким образом, в Республике Беларусь, как в Российской Федерации и других государствах СНГ одной из значимых традиций является сохранение памяти о Великой Отечественной войне. Принятые в 2019-2021 годах на законодательном уровне меры призваны и в дальнейшем содействовать сохранению нерушимой памяти о героическом подвиге народа в годы войны.

Библиографический список:

1. Бекета, В.М. Правовое воспитание молодежи - важнейшее условие развития правовой культуры общества/В.М. Беке-та//Право.ву. - 2021. - №5. - С.155-159.

2. Восстановить справедливость// Народная газета. - 2021. - 24 декабря. - С. 6.

3. Демешко, Ю. Палачи и жертвы /Ю.Демешко, А. Иванов // Народная газета. -2021. - 24 декабря. - С. 6.

4. Конституция Республики Беларусь 1994 года с дополнениями и изменениями 1996, 2004 и 2022 гг. - Минск: Беларусь, 2022. - 62 с.

5. Компетентно /Народная газета. - 2021. - 24 декабря. - С. 6.

6. Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон

Респ. Белар. от 18 июля 2019 г. № 220-З : принят Палатой представителей 13 июня 2019 года: одобр. Советом Респ. 27 июня 2019 года // Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

7. О ветеранах [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь №1594-ХП от 17 апреля 1992 г.: с измен. и доп. Закона Респ. Беларусь от 11 мая 2018 г. № 105-З // Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

8. О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-З: принят Палатой представителей 23 мая 2007 г.: одобр. Советом Респ. 28 мая 2007 г.: с доп. и измен. от 30 июня 2022 г. № 183-3// Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

9. О геноциде белорусского народа [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 5 янв. 2022 г. № 146-З: принят Палатой представителей 14 дек. 2021 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2021 г. // Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

10. О недопущении реабилитации нацизма [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 14 мая 2021 г. № 103-З: принят Палатой представителей 16 апр. 2021 г.: одобр. Советом Респ. 21 апр. 2021 г. // Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2022.

11. Полещук, Д.Г. Уголовная ответственность за реабилитацию нацизма в Республике Беларусь и других государствах: основания, международный опыт, практика /Д.Г. Полещук //Право.ву. - 2021. - № 5. - С. 66-73.

12. Солдата узнают по гимнастерке / Союзное вече. Газета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Спецвыпуск. - 2021. - № 58 (31 декабря). - С. 9.

13. Сосновский, А.А. Национальная идея как основа государственной идеологии и важнейший элемент обеспечения национальной безопасности /А.А. Сосновский // Право.ву. -2021. - № 6. - С. 11-16.

©Иванова Т. П., Юран В. П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.