Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИСТОРИИ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИСТОРИИ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ ИСТОРИИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЕАЭС / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоров Андрей Владимирович

Собственная история во все времена была и остается предметом острой полемики как в отдельно взятом государстве, так и в пределах целых регионов. После распада СССР и появления, пришедших ему на смену новых интеграционных объединений, таких как Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), сформировался социальный запрос на объективную трактовку прошлого и ее юридическое закрепление. Именно этот запрос и послужил толчком к возникновению тех процессов переживания истории, которые сегодня наблюдаются на постсоветском пространстве. Цель статьи состоит в историко-правовом анализе указанных процессов, отражающих наиболее острые вопросы поиска и сохранения народами собственной идентичности. Исследование проводилось с применением общенаучных методов (анализ, синтез, сравнение) и частнонаучных методов (историко-правовой, сравнительно-правовой). По итогу были сделаны выводы о существовании целого ряда юридических форм переживания истории, характерных для государств - членов ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FORMS OF EXPERIENCING HISTORY IN THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Its own history at all times has been and remains the subject of acute controversy both in a single state and within entire regions. After the collapse of the USSR and the emergence of new integration associations that replaced it, such as the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the EAEU), a social request was formed for an objective interpretation of the past and its legal consolidation. It was this request that served as the impetus for the emergence of those processes of experiencing history that are observed today in the post-Soviet space. The purpose of the article is the historical and legal analysis of these processes, reflecting the most acute issues of search and preservation by peoples of their own identity. The study was carried out using general scientific methods (analysis, synthesis, comparison) and private scientific methods (historical, legal, comparative-legal). As a result, conclusions were made about the existence of a number of legal forms of experience of history characteristic of the EAEU member states.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИСТОРИИ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-391-397 NIION: 2018-0076-8/23-642 MOSURED: 77/27-023-2023-8-642

СИДОРОВ Андрей Владимирович,

специалист по редактированию научной литературы отдела по организации научной и редакционно-издательской деятельности Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, кандидат филологических наук, e-mail: andrewseadorov@gmail.com

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИСТОРИИ В ГОСУДАРСТВАХ — ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Аннотация. Собственная история во все времена была и остается предметом острой полемики как в отдельно взятом государстве, так и в пределах целых регионов. После распада СССР и появления, пришедших ему на смену новых интеграционных объединений, таких как Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС), сформировался социальный запрос на объективную трактовку прошлого и ее юридическое закрепление. Именно этот запрос и послужил толчком к возникновению тех процессов переживания истории, которые сегодня наблюдаются на постсоветском пространстве. Цель статьи состоит в историко-правовом анализе указанных процессов, отражающих наиболее острые вопросы поиска и сохранения народами собственной идентичности. Исследование проводилось с применением общенаучных методов (анализ, синтез, сравнение) и частнонаучных методов (историко-правовой, сравнительно-правовой). По итогу были сделаны выводы о существовании целого ряда юридических форм переживания истории, характерных для государств — членов ЕАЭС.

Ключевые слова: переживание истории, историко-культурное наследие, ЕАЭС, национальная идентичность, политика памяти.

SIDOROV Andrei Vladimirovich,

scientific literature editor at the Department for Organizing Scientific, Editorial and Publishing Activities of the Northwestern Branch of the Russian State University of Justice Candidate of Sciences in Philology

LEGAL FORMS OF EXPERIENCING HISTORY IN THE MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Annotation. Its own history at all times has been and remains the subject of acute controversy both in a single state and within entire regions. After the collapse of the USSR and the emergence of new integration associations that replaced it, such as the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the EAEU), a social request was formed for an objective interpretation of the past and its legal consolidation. It was this request that served as the impetus for the emergence of those processes of experiencing history that are observed today in the post-Soviet space. The purpose of the article is the historical and legal analysis of these processes, reflecting the most acute issues of search and preservation by peoples of their own identity. The study was carried out using general scientific methods (analysis, synthesis, comparison) and private scientific methods (historical, legal, comparative-legal). As a result, conclusions were made about the existence of a number of legal forms of experience of history characteristic of the EAEU member states.

Key words; experience of history, historical and cultural heritage, EAEU, national identity, memory policy.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Сегодня в свете бурных процессов переживания истории на постсоветском пространстве консолидирующая роль ЕАЭС, в состав которого на сегодняшний день входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация1, многократно возрастает. В этой связи представляется целесообразным охарактеризовать сложившуюся ситуацию в каждом государстве объединения, предварительно начав с анализа соответствующего терминологического аппарата.

Само понятие «переживание истории» имеет несколько определений. Так, Р. А. Ромашов, вкладывает в него двойственный смысл, указывая на то, что «в динамике субъективное переживание истории применительно к человеческой жизни представлено последовательной сменой хронологических дат (рождения, обучения, семейного положения, имущественных приобретений, заболеваний, смерти), а в статике оно есть состояние субъекта, эмоционирующего по поводу того или иного исторического этапа, заданного предметом восприятия и оценки» [5, а 292]. И. Б. Ломакина понимает под переживанием истории «реконструирование исторических событий, увязанное с необходимостью осуществления инициации, т. е. приобщения молодого поколения к опыту «отцов, дедов и предков»» [4, с. 51]. В свете сказанного видится необходимым подчеркнуть, что переживание истории — это прежде всего процесс переоценки прошлого, происходящий как на общественном, так и на государственном уровне [2, с. 68]. В юридической плоскости этот процесс коррелирует с нормативно-правовыми актами и с правоприменительной деятельностью, которые позволяют одновременно аккумулировать те или иные положительные исторические события и «сглаживать» их отрицательную составляющую [1].

Говоря о юридических формах переживания истории нельзя не отметить, что они тесно связаны с формами взаимодействия государства и общества в процессе формирования и реализации официальной политики памяти, представляющей собой комплекс мероприятий, проводимых государственными субъектами с целью формирования у людей общих воспоминаний о тех или иных событиях [6]. К числу таких форм относятся:

1) петиции, обращения граждан по мемориальным вопросам, которые выступают своего рода «двигателем» законотворческого процесса;

2) судебные процессы по вопросам восстановления исторической справедливости;

3) придание обычаю статуса правового обычая или, наоборот, борьба с ним со стороны власти путем соответствующих разъяснений;

4) создание специальных комиссий как официальных, так и научных, для изучения реального отношения общества к историческим событиям;

5) законодательные инициативы [3, с. 57].

В свете вышесказанного представляется целесообразным провести анализ реализации указанных форм в разбивке по государствам-членам ЕАЭС.

Петиции, обращения. Эта форма переживания истории развита в ЕАЭС неравномерно. Так, в Российской Федерации действует специальный государственный интернет-ресурс — Российская общественная инициатива2, с помощью которого аккумулируются предложения граждан, в том числе и по вопросам переосмысления тех или иных исторических вопросов. В качестве иллюстрации можно привести две инициативы — о добавлении георгиевской ленты в государственный герб и флаг Российской Федерации3 и возврате возможности награждения высшей государственной наградой (по аналогии с советским периодом) субъектов РФ, городов и других населенных пунктов4. Однако пока обе эти инициативы федерального уровня не набрали необходимого количества голосов, для того чтобы получить статус поддержанных5.

В Армении также есть аналогичный государственный интернет-ресурс — Единая площадка

1 Сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/#about (дата обращения: 18.08.2023).

2 Российская общественная инициатива. URL: https://www.roi.ru/ (дата обращения: 18.08.2023).

3 Инициатива № 78Ф96625 «Добавить Георгиевскую ленту в государственные символы — Государственный герб России и Государственный флаг России». URL: https://www.roi.ru/96625/ (дата обращения: 18.08.2023).

4 Инициатива № 58Ф106371 «Вернуть возможность награждения высшей государственной наградой (по аналогии с советским периодом) субъектов РФ, городов и других населенных пунктов». URL: https:// www.roi.ru/106371/ (дата обращения: 18.08.2023).

5 Инициатива федерального уровня считается поддержанной, если в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе она получила не менее 100 тыс. голосов граждан. П. 14 Правил рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (утв. Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г № 183) / Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 (ред. от 17.09.2020) «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (вместе с "Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива")» // Собрание законодательства РФ. 11.03.2013. № 10. Ст. 1019.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

петиций1, но общественных предложений, каким-либо образом связанных с процессами переживания истории, на нем обнаружено не было. Примечательно то, ключевой нормативно-правовой акт Армении, регулирующий порядок подачи петиций2, в том числе и электронных, пока не содержит упоминания о недавно созданной Единой площадке петиций, хотя, как уже было отмечено, ее появление — это государственная инициатива3, а потому порядок работы с ней, как представляется, должен быть прописан в законе.

В Белоруссии специальный государственный интернет-ресурс для общественных петиций отсутствует, поскольку законодательством предусмотрен порядок подачи обращений непосредственно в государственные органы и иные государственные организации4. Аналогичная ситуация сложилась и в Казахстане, где понятие «петиция» еще только входит в законотворческий оборот5, не говоря уже об использовании такого механизма для переоценки прошлого.

Наиболее слабо институт петиций и обращений развит в Киргизии, поскольку сами вопросы создания механизмов проявления гражданской инициативы еще находятся на стадии общественных обсуждений.

Судебные процессы как форма переживания истории получили распространение прежде всего в Российской Федерации. Отправной точкой

послужило решение Солецкого районного суда Новгородской области о признании геноцидом массовые убийства нацистами мирных жителей деревни Жестяная Горка в 1942-1943 гг.6 За ним последовали аналогичные решения судов Псковской7, Ростовской8 и Ленинградской областей9, а также Верховного Суда Республики Крым10. Дело о геноциде населения во Время Великой Отечественной войны возбуждено и в Белоруссии11. В этом контексте нельзя не упомянуть и о геноциде армян в годы Первой мировой войны12. Однако в рамках ЕАЭС оценки этого события на государственном уровне являются не предметом судебных разбирательств, а поводом для проведения памятных мероприятий и выражения солидарности армянскому народу13.

Обычаи также могут выступать ключевой составляющей процесса переживания истории. Видится уместным привести два примера, отражающих противоположные подходы, упомянутые ранее, — борьбу с обычаями на законодательном уровне и, наоборот, придание им правового статуса. Так, ситуация, в которой обычай стремятся

1 Единая площадка петиций Республики Армения. URL: https://xn--y9aag6av1b8dd.xn--y9a3aq/ru/ (дата обращения: 18.08.2023).

2 Закон Республики Армения о петициях от 21.12.2017 / Официальный сайт Национального Собрания Республики Армения. URL: http://www. parliament. am/legislation.php?sel=show&ID=6076&lang=rus (дата обращения: 18.08.2023).

3 Запущена единая электронная платформа петиций / Официальный сайт Правительства Армении. URL: https://www.gov.am/ru/news/item/9746/ (дата обращения: 18.08.2023).

4 Закон Республики Беларусь № 300-3 от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (ред. от 28.06.2022) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https:// pravo.by/document/?guid=3871&p0=h11100300 (дата обращения: 18.08.2023).

5 Понятие «петиция» как «коллективное сооб-

щение, отклик или предложение, направленное в государственный орган, местный представительный и

исполнительный орган в электронной форме и рассматриваемое в порядке, установленном главой 12 Адми-

нистративного процедурно-процессуального кодекса

Республики Казахстан», вводится Законом Республики

Казахстан «О внесении изменений и дополнений в

некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественного контроля, совершенствования административных процедур», принятым

Постановлением Мажилиса Парламента РК от 31 мая 2023 года № 84-VIII. URL: https://online.zakon.kz/

Document/?doc_id=31495728#pos=3;-106.5 (дата обращения: 18.08.2023).

6 Суд признал геноцидом расстрелы людей фашистами в Новгородской области // РБК. URL: https:// www.rbc.ru/society/27/10/2020/5f9829d29a79475014 7fa076 (дата обращения: 18.08.2023).

7 Суд признал геноцидом действия нацистов в Псковской области в годы войны // Официальный сайт Правительства Псковской области. URL: https://pskov. ru/press/27.08.21/133371/print (дата обращения: 18.08.2023).

8 Суд признал геноцидом преступления, совершенные нацистами и их пособниками во время оккупации Ростовской области // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: https://www.donland. ru/news/17490/ (дата обращения: 18.08.2023).

9 Областной суд признал геноцидом убийство нацистами мирного населения // Правительство Ленинградской области. URL: https://lenobl.ru/ru/dlya-smi/ news/53116/ (дата обращения: 18.08.2023).

10 Суд Крыма признал геноцидом действия нацистов во время оккупации полуострова в годы войны // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/15149045 (дата обращения: 18.08.2023).

11 Возбуждено уголовное дело о геноциде белорусского народа в годы ВОВ // Интерфакс. URL: https:// www.interfax.ru/world/760351 (дата обращения: 18.08.2023).

12 В Армении 24 апреля является Днем памяти жертв Геноцида (нерабочий день). Закон Республики Армения «О праздниках и памятных днях Республики Армения» от 24.06.2001 // Armenian Legal Information System. URL: https://www.arlis.am/documentview. aspx?docid=65279 (дата обращения: 18.08.2023).

13 Госдума приняла заявление в связи со столетием геноцида армян // РИА Новости. URL: https://ria. ru/20150424/1060621012.html; В Казахстане и Киргизии также почтили память жертв Геноцида армян // Panorama.am. URL: https://www.panorama.am/ru/ news/2013/04/24/genocide-mfa/534114 (дата обращения: 18.08.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

искоренить, происходит в Казахстане. Речь идет о таком старинном обычае кочевых народов Азии, как угон скота с целью отомстить за обиду (барымта)1. В целях борьбы с ним в 2019 году Уголовный кодекс Республики Казахстан был дополнен статьей № 188-1 «Скотокрадство», которая предусматривает лишение свободы на срок до 12 лет с конфискацией имущества за кражу скота, совершенное преступной группой или в особо крупном размере2.

Примером, характеризующим диаметрально противоположный подход, служит традиция нести «вахту памяти» у мемориала героической обороны Севастополя 1941-1942 годов (т. н. «Пост № 1»), которому в 2023 году исполняется 50 лет3. В 2018 году, уже в новых политических реалиях, эта традиция была дополнительно закреплена в законе4. В дополнение к сказанному можно отметить еще одну получившую юридическое закрепление традицию, непосредственно связанную с осмыслением прошлого, — появление уникальных историко-краеведческих курсов в основных общеобразовательных программах. В этой связи нельзя не упомянуть о таких предметах, как Сева-стополеведение и Москвоведение. Так, в 2020 году положение о необходимости создания условий для преподавания и изучения Севастополеве-дения было прописано в законе5. Что касается Москвоведения, то этот предмет начали изучать в московских школах еще в 1994 году, однако позднее он исчез из учебного плана. Сегодня ведутся дискуссии о его возврате в курс общеобразова-

1 Барымта - старейший степной закон казахского народа // Zakon.kz. URL: https://www.zakon. kz/6009623-spravedlivost-po-kazakhski-barymta.html (дата обращения: 18.08.2023).

2 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.05.2023 г) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=31575252&pos=2787;-58#pos=2787;-58 (дата обращения: 18.08.2023).

3 Севастопольскому Посту № 1 исполнилось 50 лет // Правительство Севастополя. URL: https://sev.gov. ru/info/news/185465/ (дата обращения: 18.08.2023).

4 Закон города Севастополя от 29 ноября 2018 года № 462-ЗС «О патриотическом воспитании в городе Севастополе» // Законодательное Собрание города Севастополя. URL: https://sevzakon.ru/view/laws/ bank/2018/zakon_n_462_zs_ot_29_11_2018/tekst_ zakona/ (дата обращения: 18.08.2023).

5 Закон города Севастополя от 27 ноября 2020

года № 615-ЗС «О внесении изменения в статью 7

Закона города Севастополя от 29 ноября 2018 года

№ 462-ЗС "О патриотическом воспитании в городе

Севастополе"» // Законодательное Собрание города Севастополя. URL: https://sevzakon.ru/view/laws/

bank/2020/zakon_n_614_zs_ot_27_11_20205/ opublikovanie/ (дата обращения: 18.08.2023).

тельной школы6. Примечательно, что подобного рода курсы встречаются даже в программах высшего образования7.

Комиссии. С распадом СССР между государствами, некогда входившими в его состав, обострились территориальные споры, в том числе и на почве переоценки собственной истории. В целях сглаживания возникших противоречий и поиска взаимовыгодных решений были созданы специальные межправительственные комиссии. Так, в 2002 году Киргизия и Таджикистан учредили Межправительственную комиссию по делимитации и демаркации государственной границы, занимающуюся урегулированием пограничных вопро-сов8. Однако очевидно, что на пространстве ЕАЭС наиболее сложная обстановка по-прежнему наблюдется в Нагорном Карабахе, при этом нельзя не отметить, что шаги к деэскалации предпринимаются, как правило, на уровне глав государств, а не по линии межправительственных комиссий9.

Безусловно, в процессах переживания истории участвуют не только межправительственные комиссии. Так, в 2012 году Комиссия по политическим вопросам и международному сотрудничеству Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — МПА СНГ) подготовила модельный закон «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников», устанавливающий «организационные и правовые основы обеспечения недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособ-ников»10, а в 2017 году Совет МПА СНГ выступил

6 Москвоведение 2.0: как сохранять и популяризировать историю столицы? // Российское историческое общество. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/ moskvovedenie-2-0-kak-sokhranyat-i-populyarizirovat-istoriyu-stolitsy.html (дата обращения: 18.08.2023).

7 Например, такая дисциплина, как Казаневеде-ние, встречается в учебных программах бакалавриата См. сайт Казанского федерального университета. URL https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/94534.pdf (дата обращения 18.08.2023).

8 Межправкомиссии // Посольство Республики Таджикистан в Кыргызской Республике. URL: https:// www.mfa.tj/ru/bishkek/otnosheniya/mezhpravkomissii (дата обращения: 18.08.2023).

9 Судя по информации с официального сайта Правительства Республики Армения, межправительственное взаимодействие между Арменией и Азербайджаном, по понятным причинам, фактически сведено к нулю. URL: https://www.gov.am/ru/committees/ (дата обращения: 18.08.2023).

10 Модельный закон «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников» // МПА СНГ URL: https://iacis.ru/public/upload/files/1/290.pdf (дата обращения: 18.08.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

с заявлением о недопустимости оправдания нацизма и осквернения памяти воинов антигитлеровской коалиции1. С аналогичным заявлением в 2021 году выступили государства — члены Организации Договора о коллективной безопасности2, которая по составу практически идентична ЕАЭС3.

Законодательные инициативы — это, пожалуй, важнейший фактор переживания истории в ЕАЭС. Именно нормотворческие процессы дают представление о том, какие вопросы прошлого представляют для общества наибольший интерес. Один из них касается сохранения памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Так, в Российской Федерации принципиальная приверженность курсу на пресечение любых попыток умалить значение подвига народа при защите Отечества обозначена не только в федеральных законах4, но и в Конституции5. Кроме того, установлена ответственность, например, за публичное распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных

1 Заявление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств «О недопустимости оправдания нацизма и осквернения памяти воинов антигитлеровской коалиции» // МПА СНГ. URL: https://iacis.ru/novosti/ sovet_mpa_sng_news/zayavlenie_o_nedopustimosti_ opravdaniya_natsizma_i_oskverneniya_pamyati_voinov_ antigitlerovskoy_koalitsii (дата обращения: 18.08.2023).

2 Совместное заявление государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» // ОДКБ. URL: https://odkb-csto.org/documents/statements/ sovmestnoe-zayavlenie-gosudarstv-chlenov-organizatsii-dogovora-o-kollektivnoy-bezopasnosti-borba-s-g/#loaded (дата обращения: 18.08.2023).

3 В ОДКБ за счет Таджикистана на одного члена больше, чем в ЕАЭС.

4 Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 годов» // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21.Ст. 1928; Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О днях воинской славы и памятных датах России» // Собрание законодательства РФ. 13.03.1995. № 11. Ст. 943; Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1 (ред. от 13.06.2023) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» // Ведомости СНД и ВС РФ. 18.02.1993. № 7. Ст. 245.

5 Ч. 3 ст. 67 Конституции Российской Федерации

(принятой всенародным голосованием 12.12.1993 с

изменениями, одобренными в ходе общероссийского

голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-пор-

тал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата

обращения: 18.08.2023).

преступников европейских стран оси6, пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики7, а также реабилитацию нацизма8. В Республике Беларусь также бережно относятся к памяти героев, отдавших жизнь за Родину в Великую Отечественную войне: так, в 2021 году был принят закон «О недопущении реабилитации нацизма»9. Необходимость сохранения исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа также прописана и в Конституции Республики Беларусь10. Стоит добавить, что в 2022 году на площадке ОДКБ была одобрена Концепция рекомендаций о криминализации реабилитации нацизма и унижения военных ветеранов, что свидетельствует об обсуждении соответствующих вопросов на межгосударственном уровне11.

Отдельно представляет интерес то, как вопросы переживания увязываются с вопросами сохранения национальной идентичности. В качестве примера можно взять законы государств — членов ЕАЭС о национальных символах, необходимость выбора которых стала особенно актуальной после распада СССР. Так, в Законе Республики Армения «О Флаге Республики Армения» от 15 июня 2006 года сказано, что «флаг Республики Армения — трехцветный с равномерными горизонтальными полосами: сверху вниз — красного, синего, оранжевого цвета. Красный цвет символизирует Армянское нагорье, постоянную борьбу армянского народа за выживание, христианскую веру, независимость и свободу Армении. Синий

6 Ч. 4.1 ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

7 Там же. Ст. 20.3.

8 Ст. 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2023) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

9 Закон Республики Беларусь № 103-3 «О недопущении реабилитации нацизма» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H1210010 3&p1=1 (дата обращения: 18.08.2023).

10 Ст. 54 Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г, 17 октября 2004 г и 27 февраля 2022 г) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/noriTiativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения: 18.08.2023).

11 Экспертный совет ОДКБ одобрил Концепцию рекомендаций о криминализации реабилитации нацизма и унижения военных ветеранов // ОДКБ. URL: https://paodkb.org/events/ekspertnyy-sovet-odkb-odobril-kontseptsiyu-rekomendatsiy-o (дата обращения: 18.08.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и трудолюбие армянского народа\ В аналогичном законе Кыргызской Республики есть схожий фрагмент: «Государственный флаг Кыргызской Республики представляет собой красное прямоугольное полотнище, в центре которого размещено изображение круглого солнечного диска с сорока равномерно расходящимися лучами золотистого цвета, с помещенным внутри солнечного диска изображением тюндюка кыргызской юрты (центральная часть купола юрты — прим. автора) красного цвета2. Изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) является центральным геральдическим элементом в государственном гербе Республики Казахстан3, а в Законе Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» указано, что у древка государственного флага должен быть вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле4.

Продолжая тему юридических форм переживания истории в государствах — членах ЕАЭС, стоит отметить, что в каждой из них приняты нормативно-правовые акты о сохранении историко-культурного наследия5. Необходимо отметить,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Закон Республики Армения «О Флаге Республики Армения» от 15.06.2006 // Armenian Legal Information System. URL: https://www.arlis.am/ DocumentView.aspx?docID=79679 (дата обращения: 18.08.2023).

2 Закон Кыргызской Республики от 17 июля 2004 года № 91 «О государственных символах Кыргызской Республики» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/1490?cl=ru-ru (дата обращения: 18.08.2023).

3 Конституционный закон Республики Казахстан от 4 июня 2007 года № 258 «О государственных символах Республики Казахстан» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z070000258_ (дата обращения: 18.08.2023).

4 Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г № 301-3 «О государственных символах Республики Беларусь» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/ document/?guid=3871&p2=2/1050 (дата обращения: 18.08.2023).

5 Закон Республики Армения от 11 ноября 1998 года «Об охране и использовании недвижимых памят-

ников истории и культуры и исторической среды» // Armenian Legal Information System. URL: https://www. arlis.am/documentview.aspx?docid=62014; Глава 16 «Охрана историко-культурного наследия» Кодекса

Республики Беларусь о культуре от 20 июля 2016 года

№ 413-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2022 г) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/ document/?guid=12551&p0=Hk1600413; Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года № 1488-XII «Об охране и использовании объектов историко-культурного

что государства прилагают усилия к сохранению собственных традиций и на международном уровне. Так, в 2021 году перечень историко-культурных ценностей ЮНЕСКО пополнился соломо-плетением — национальным ремеслом Белоруссии6. Отдельно нельзя не сказать и о внимательном отношении народа Армении к своим соотечественникам за рубежом: в Конституции страны даже есть отдельная статья 19 «Связи с армянской Диаспорой», согласно которой «Республика Армения осуществляет с армянской Диаспорой политику, направленную на развитие всесторонних связей и сохранение армянства, способствует репатриации. Республика Армения на основе международного права способствует сохранению армянского языка, армянских исторических и культурных ценностей, развитию армянской образовательной и культурной жизни в других государствах»7.

На продолжающиеся процессы переживания истории в государствах — членах ЕАЭС указывает и появление новых государственных праздников. Так, 7 апреля в Кыргызстане ежегодно (начиная с 2016 года) отмечают День народной Апрельской революции, произошедшей 7 апреля

2010 года, «в целях формирования высокого патриотического сознания, чувства верности и воспитания гражданской ответственности за свое Отечество»8. Кроме того, с 1996 года 2 апреля в России и Белоруссии ежегодно отмечают День единения народов Беларуси и России, приуроченный ко дню заключения Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии (2 апреля 1996

наследия» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.05.2018 г) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1001290; Закон Кыргызской Республики от 26 июля 1999 года № 91 «Об охране и использовании историко-культурного наследия» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. - URL: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/254; Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 01.07.2002. № 26. Ст. 2519.

6 Список ЮНЕСКО в 2021 году пополнили 18 историко-культурных ценностей Беларуси // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2022/may/69984/ (дата обращения: 18.08.2023).

7 Конституция Республики Армения (принята 06.12.2015) // Официальный сайт Президента Республики Армения. URL: https://www.president.am/ru/ constitution-2015/ (дата обращения: 18.08.2023).

8 Закон Кыргызской Республики от 16 декабря

2011 года№ 238 «О Дне народной Апрельской революции - 7 апреля» // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ ru-ru/203502 (дата обращения: 18.08.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

года), а затем Договора о Союзе Беларуси и России (2 апреля 1997 года). В Армении с 2001 года ежегодно 8 мая отмечают День еркрапа, посвященный членам добровольческих отрядов народного ополчения1.

Таким образом, можно заключить, что процессы переживания истории в государствах-членах ЕАЭС обретают в юридической плоскости целый ряд форм. Во-первых, население практически всех членов этого объединения имеет возможность выступать с инициативой по тем или иных вопросах прошлого, используя механизм петиций и обращений. Во-вторых, восстановление исторической справедливости может происходить в судебном порядке, о чем свидетельствуют, например, соответствующие решения российских судов. В-третьих, легализация национального обычая или, наоборот, борьба с ним на законодательном уровне также является одной из форм переживания истории. В-четвертых, для урегулирования спорных вопросов общей истории могут учреждаться специальные межгосударственные комиссии. Наконец, в-пятых, процессы переоценки прошлого находят отражение в законодательных инициативах государств-членов ЕАЭС, последовательно отстаивающих собственное историко-культурное наследие и память поколений с помощью широкого спектра нормативно-правовых актов.

Список литературы:

[1] Бочкарев С. В. Кризисы в праве как фактор юридической формы переживания истории: опыт Франции второй половины XIX века // Черные дыры в Российском законодательстве. 2021. № 2. С. 23-25.

[2] Дорская А. А. Переживание истории как фактор формирования африканской идентичности: правовое измерение // Образование и право. 2022. № 10. С. 67-72.

[3] Дорский А. Ю. Взаимодействие государства и общества в процессе формирования и реализации официальной политики памяти: правовой аспект // Юридические формы переживания исто-

1 Закон Республики Армения «О праздниках и памятных днях Республики Армения» от 24.06.2001 // Armenian Legal Information System. URL: https://www. arlis.am/documentview.aspx?docid=65279 (дата обращения: 18.08.2023).

рии: практики и пределы: коллективная монография / Под ред. С. В. Бочкарева. СПб.: Астерион, 2020. С.53-58.

[4] Ломакина И. Б. Мифологизация как способ переживания исторических событий // Юридические формы переживания истории: практики и пределы: коллективная монография / Под ред. С. В. Бочкарева. СПб.: Астерион, 2020. С. 48-53.

[5] Ромашов Р. А. «Переживание» истории в контексте государственно-правовых систем переходного типа // Юридические формы переживания истории: практики и пределы: коллективная монография / Под ред. С. В. Бочкарева. СПб.: Астерион, 2020. С.290-301.

[6] Michel J. Qu'est-ce qu'une politique mémorielle? // Gouverner les mémoires: Les politiques mémorielles en France. Paris: Presses Universitaires de France, 2010. P. 1-18.

Spisok literatury:

[1] Bochkarev S. V. Krizisy v prave kak faktor iuridicheskoi formy perezhivaniia istorii: opyt Frantsii vtoroi poloviny XIX veka // Chernye dyry v Rossiiskom zakonodatel'stve. 2021. № 2. S. 23-25.

[2] Dorskaia A. A. Perezhivanie istorii kak faktor formirovaniia afrikanskoi identichnosti: pravovoe izmerenie // Obrazovanie i pravo. 2022. № 10. S. 67-72.

[3] Dorskii A. lu. Vzaimodeistvie gosudarstva i obshchestva v protsesse formirovaniia i realizatsii ofitsial'noi politiki pamiati: pravovoi aspekt // luridich-eskie formy perezhivaniia istorii: praktiki i predely: kollektivnaia monografiia / Pod red. S.V. Bochkareva. SPb.: Asterion, 2020. S. 53-58.

[4] Lomakina I. B. Mifologizatsiia kak sposob perezhivaniia istoricheskikh sobytii // luridicheskie formy perezhivaniia istorii: praktiki i predely: kollektivnaia monografiia / Pod red. S.V. Bochkareva. SPb.: Asterion, 2020. S. 48-53.

[5] Michel J. Qu'est-ce qu'une politique mémorielle? // Gouverner les mémoires: Les politiques mémorielles en France. Paris: Presses Universitaires de France, 2010. P. 1-18.

[6] Romashov R. A. «Perezhivanie» istorii v kontekste gosudarstvenno-pravovykh sistem perek-hodnogo tipa // luridicheskie formy perezhivaniia istorii: praktiki i predely: kollektivnaia monografiia / Pod red. S. V. Bochkareva. SPb.: Asterion, 2020. S. 290-301.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.