Научная статья на тему 'Социальное обслуживание в странах ЕАЭС: анализ отдельных положений законодательства'

Социальное обслуживание в странах ЕАЭС: анализ отдельных положений законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
435
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВ / ЧЛЕНОВ ЕАЭС / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРЕСТАРЕЛЫЙ / ИНВАЛИД / ДЕТИ-СИРОТЫ / LEGISLATION OF EAEU MEMBER STATES / PRINCIPLES OF SOCIAL SERVICES / FORMS OF SOCIAL SERVICES / TYPES OF SOCIAL SERVICES / PROCEDURES FOR THE PROVISION OF SOCIAL SERVICES / SUPERANNUATED / DISABLED / ORPHANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Благодир Алла Леонтьевна

При проведении правовых исследований, связанных с гармонизацией и унификацией законодательства государств участников интеграционных объединений, в частности ЕАЭС, возрастают роль и значение сравнительно-правового метода. В представленной статье рассмотрено законодательство по социальному обслуживанию государств членов ЕАЭС. Анализ национального законодательства государств членов ЕАЭС показал, что в основном подходы в понимании правовой природы и сущности социального обслуживания сходны. Однако одновременно с этим в законодательстве каждой страны закрепляются механизмы, направленные как на расширение форм социального обслуживания (Республика Беларусь), так и на закрепление критериев предоставления социальных услуг в зависимости от степени необеспеченности семьи (Республика Армения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SERVICES IN EAEU STATES: ANALYSIS OF LEGISLATIVE PROVISIONS

In the course of legislative research concerning harmonization and unification of legislation ofmember states of integration associations, in particular EAEU, the role and significance of comparative legal method is increasing. The article deals with legislation on social services inEAEU member states. The analysis of national legislations of EAEU member states demonstrated similar approaches to the understanding of legal nature and essence of their social services. However, each of the states codified by law certain mechanisms intended both to expanding the forms of social services (Republic of Belarus) and to consolidating the criteria for the provision of social services depending on the level of material insecurity of a family (Republic of Armenia).

Текст научной работы на тему «Социальное обслуживание в странах ЕАЭС: анализ отдельных положений законодательства»

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Алла Леонтьевна БЛАГОДИР,

профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В СТРАНАХ ЕАЭС: АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. При проведении правовых исследований, связанных с гармонизацией и унификацией законодательства государств — участников интеграционных объединений, в частности ЕАЭС, возрастают роль и значение сравнительно-правового метода. В представленной статье рассмотрено законодательство по социальному обслуживанию государств — членов ЕАЭС.

Анализ национального законодательства государств — членов ЕАЭС показал, что в основном подходы в понимании правовой природы и сущности социального обслуживания сходны. Однако одновременно с этим в законодательстве каждой страны закрепляются механизмы, направленные как на расширение форм социального обслуживания (Республика Беларусь), так и на закрепление критериев предоставления социальных услуг в зависимости от степени необеспеченности семьи (Республика Армения).

Ключевые слова: законодательство государств — членов ЕАЭС, принципы социального обслуживания, формы социального обслуживания, виды социальных услуг, порядок предоставления социальных услуг, престарелый, инвалид, дети-сироты.

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.63.11.142-151

© А. Л. Благодир, 2019

A. L. BLAGODIR, Professor of the Labour Law and Social Security Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Doctor of Law [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 SOCIAL SERVICES IN EAEU STATES: ANALYSIS OF LEGISLATIVE PROVISIONS Abstract. In the course of legislative research concerning harmonization and unification of legislation ofmember states of integration associations, in particular EAEU, the role and significance of comparative legal method is increasing. The article deals with legislation on social services inEAEU member states. The analysis of national legislations of EAEU member states demonstrated similar approaches to the understanding of legal nature and essence of their social services. However, each of the states codified by law certain mechanisms intended both to expanding the forms of social services (Republic of

в

L-—^ i,

•ШШгЯЖ БлагодирА П. ✓¡'Э

УНИВЕРСИТЕТА Социальное обслуживание в странах ЕАЭС:

УНИВЕРСИТЕТА _

именио.Е.кугафина(мгюА) анализ отдельных положении законодательства

Belarus) and to consolidating the criteria for the provision of social services depending on the level of material insecurity of a family (Republic of Armenia). Keywords: legislation of EAEU member states, principles of social services, forms of social services, types of social services, procedures for the provision of social services; superannuated; disabled; orphans.

Общеизвестно, что во всех государствах — членах ЕАЭС социальное обслуживание граждан является одним из элементов системы социального обеспечения. Престарелые, инвалиды, дети-сироты и другие наиболее уязвимые граждане нуждаются в поддержке со стороны государства, которое принимает для этого всевозможные меры.

В странах ЕАЭС активно принимаются различные нормативные правовые акты1, направленные на урегулирование отношений, связанных с предоставлением социальных услуг:

— в Российской Федерации — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»2;

— в Республике Беларусь — Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-3 «О социальном обслуживании»3;

— в Республике Казахстан — Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 г. № 114-М ЗРК «О специальных социальных услугах»4;

— в Республике Армения — Закон Республики Армения от 30 декабря 2014 г. № 3Р-231 «О социальной поддержке»5;

— в Кыргызской Республике — Закон Кыргызской Республики от 19 декабря 2001 г. № 111 «Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике»6.

Государства — члены ЕАЭС принимают не только базовые, но и специальные законы, которые направлены на углубление и конкретизацию правового регулирования отношений в области социального обслуживания для различных категорий граждан. Перечислим наиболее значимые законы:

1 См. об этом: Право социального обеспечения России / отв. ред. Э. Г. Тучкова : учебник. М. : Проспект, 2016. 456 с. ; Постовалова Т. А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь. Минск : Тесей, 2008. 512 с. ; Право социального обеспечения Республики Казахстан : учебное пособие для студентов специальности «юриспруденция» / сост. Ж. К. Карибаева. Павлодар : Кереку, 2011. 68 с. ; Хамзина Ж. А. Право социального обеспечения Республики Казахстан : учебник. Алматы : Же^жаргы, 2014. 352 с.

2 СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 7007.

3 В ред. Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 427-З // СПС «КонсультантПлюс». А

"О У Б

Беларусь. URL: http://ktzszmoik.gov.by/wp-content/uploads/2016/08/zak395-3_2000.pdf. ИС Континент // URL: http://continent-online.com. В ред. Закона Республики Армения от 12.01.2018 г. № ЗР-30 // иР1_: https://base.spinform. Ж

ru/show_doc.fwx?rgn=104917&openfulltext=yes.

В ред. Закона Кыргызской Республики от 5 июля 2017 г. № 118 // URL: http://cbd.minjust. §

gov.kg/act/view/ru-ru/943. ОПЫТ

>

4

6

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

— в Российской Федерации — Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»7; от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,8 от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»9;

— в Республике Беларусь — Законы от 6 января 1999 г. № 239-3 «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»10, от 11 ноября 1999 г № 322-3 «О государственных минимальных социальных стандартах»11; от 11 ноября 1991 г. № 1224-Х11 «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»12, от 23 июля 2008 г. № 422-3 «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов13, от 17 апреля 1992 г. № 1594-Х11 «О ветеранах»14;

— в Республике Казахстан — Законы от 19 мая 2015 г. № 314^ ЗРК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях» (в ред. от 25 декабря 2017 г.)15, от 13 апреля 2005 г. № 39-111 «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»16;

— в Республике Армения — Закон Республики Армения от 24 мая 1993 г. № ЗР-57 «О социальной защите инвалидов в Республике Армения»17;

— в Кыргызской Республике — Законы Кыргызской Республики от 26 мая 2009 г № 170 «О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах»18, от 3 апреля 2008 г. № 38 «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья»19, от 8 мая 1996 г. № 14 «О ветеранах войны, Вооруженных Сил и тружениках тыла» (в ред. от 25 июля 2012 г.)20.

7 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

8 СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

9 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

10 В ред. Закона Республики Беларусь от 7 мая 2014 г. № 148-З // СПС «КонсультантПлюс». Беларусь.

11 В ред. Закона Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г № 331-З// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2/97 // URL: http://www.pravo.by/document/Pg uid=3961&p0=H19900322.

12 В ред. Закона Республики Беларусь от 16 ноября 2010 г. № 192-З // СПС «Консультант-Плюс». Беларусь.

13 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 4 августа 2008 г. № 184. Ст. 2/1519 (с изм. от 9 января 2018 г. № 91-З) // URL: http://www.pravo.by/document/Pguid =3961&p0=H10800422.

14 В ред. Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 101-З // СПС «Консультант-Плюс». Беларусь.

15 В ред. Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 г. // ИС Континент. URL: http:// continent-online.com.

16 В ред. Закона Республики Казахстан от 24 мая 2018 г. // URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30008935#pos=449;-104.

17 В ред. Закона Республики Армения от 17 мая 2014 г. № ЗР-9 // URL: http://www.parliament. am/legislation.php?sel=show&ID=1784&lang=rus.

18 URL: http://pandia.ru/text/80/192/57162.php.

19 В ред. Закона Кыргызской Республики от 8 июня 2017 г. // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/202329.

20 В ред. Закона Кыргызской Республики от 27 июля 2012 // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/ act/view/ru-ru/620.

БлагодирА. Л. Л ЛР-

УНИВЕРСИТЕТА Социальное обслуживание в странах ЕАЭС:

УНИВЕРСИТЕТА _

имени о.Е.кугафина(мгюА) анализ отдельных положении законодательства

Несмотря на сходные подходы при закреплении регулирования отношений в области социального обслуживания, законодательство каждого государства — члена ЕАЭС отличается (в использовании понятийного аппарата; критериев, при которых принимается решение о предоставлении социальных услуг, в порядке и условиях их предоставления и др.). Например, понятия «социальное обслуживание» и «социальная услуга» в Российской Федерации, Республике Беларусь, Кыргызской Республике, хотя и похожи, имеют некоторые различия (табл. 1).

Таблица 1

Страна Социальное обслуживание Социальная услуга

Российская Федерация «Деятельность по предоставлению социальных услуг» «Действие или действия в сфере социального обслуживания»

Республика Беларусь «Совокупность мер по организации и оказанию социальных услуг» «Деятельность в области социального обслуживания»

Кыргызская Республика «Деятельность социальных служб» «Действия по оказанию клиенту социальной службы помощи»

В Республике Беларусь понятие «социальное обслуживание» является более широким, чем в Российской Федерации и Кыргызской Республике, поскольку подразумевает меры по организации и оказанию социальных услуг. Социальной услугой белорусский законодатель называет деятельность в области социального обслуживания, тогда как это действия в сфере социального обслуживания в Российской Федерации и действия по оказанию клиенту социальной службы помощи в Кыргызской Республике.

В законодательстве Республики Казахстан21 и Республики Армения понятие «социальное обслуживание» легально не определено.

В законах Республики Казахстан закреплены понятия «специальные социальные услуги» и «стандарт оказания специальных социальных услуг».

Специальные социальные услуги — это комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Стандартом оказания специальных социальных услуг являются нормативные правовые акты, устанавливающие качество, объем и условия предоставления специальных социальных услуг22.

В статье 18 Закона Республики Армения «О социальной поддержке» дано понятие «социальная поддержка граждан», а не «социальное обслуживание».

21 В Республике Казахстан понятие «социальное обслуживание» используется в учебных целях при рассмотрении отношений по предоставлению гражданам социальных услуг в натуральной форме. См. об этом: Хамзина Ж. А. Право социального обеспечения Республики Казахстан : учебник. Алматы : Же^жаргы, 2014. 352 с. Ы

22 Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 г. № 114-1У ЗРК «О специальных соци- § альных услугах». Ст. 1. ОПЫТ

0) А Р У Б

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Социальная поддержка — это предоставление одной или нескольких социальных услуг лицу (семье, другой социальной группе) с целью предотвращения или преодоления трудной жизненной ситуации. Кроме того, в законодательстве Республики Армения23, в отличие от других государств — членов ЕАЭС, используется более широкое понятие «социальные услуги». Социальные услуги— это мероприятия, направленные:

— на удовлетворение социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-трудовых, социально-правовых потребностей лица (семьи или другой социальной группы) или любого из них;

— на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека (семьи или другой социальной группы);

— на предотвращение возникновения трудной жизненной ситуации и (или) на помощь выхода из трудной жизненной ситуации лица (семьи, другой социальной группы).

Исходя из сказанного, полагаем можно отметить следующее. Несмотря на то, что в государствах — членах ЕАЭС нет единой формулировки понятий «социальное обслуживание» и «социальная услуга», тем не менее внутреннего содержания отношений по социальному обслуживанию граждан они меняют.

Законодательство о социальном обслуживании государств — членов ЕАЭС базируется на единых идеях-принципах, таких как: доступность, адресность, добровольность и конфиденциальность. Однако помимо указанных принципов в национальном законодательстве каждого государства закреплены собственные идеи-принципы, которые непосредственно влияют на развитие отношений по социальному обслуживанию (табл. 2).

Таблица 2

Страна Правовые принципы социального обслуживания

Российская Федерация Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде»

Республика Беларусь Общая профилактическая направленность проводимых мероприятий в области социального обслуживания

Республика Казахстан Соблюдение прав человека; • взаимодействие государственных органов с субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги; • комплексность; • социальная интеграция и улучшение качества жизни населения

23 Закон Республики Армения от 30 декабря 2014 г. № ЗР-231«О социальной поддержке». Ст. 4.

73

L-—^ Ii

Благодир А. Л.

УНИВЕРСИТЕТА Социальное обслуживание в странах ЕАЭС:

УНИВЕРСИТЕТА _

имени o.e. кугафина(мгюА) анализ отдельных положении законодательства

Страна Правовые принципы социального обслуживания

Республика Армения В законодательстве закреплены принципы предоставления социальных услуг, а не социального обслуживания: • соразмерность — предоставление социальных услуг, равноценных преследуемым целям; • законность — предоставление социальных услуг в соответствии с законодательством и другими правовыми актами Республики Армения

Республика Кыргызия «Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, лицам с ограниченными возможностями здоровья; • наиболее полный учет индивидуальных особенностей клиентов; • стимулирование самопомощи; • соблюдение прав клиентов социальных служб; • обеспечение государственных гарантий предоставления социальных услуг»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждое государство — член ЕАЭС стремится сформулировать собственные идеи-принципы социального обслуживания, определяющие содержание и направления правового регулирования отношений в области социального обслуживания. Например, в Российской Федерации такие принципы, как «приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг» и «сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде», являются основой для установления порядка социального обслуживания граждан.

В Республике Беларусь принцип «общей профилактической направленности проводимых мероприятий в области социального обслуживания» непосредственно влияет на принятие законодателем государственных минимальных социальных стандартов. Аналогичные идеи присутствуют в законах Республики Казахстан и Кыргызской Республики. В Республике Армения принципы соразмерности и законности — основание при определении базового критерия оценки социальных потребностей гражданина или семьи при предоставлении социального обслуживания.

Все государства — члены ЕАЭС осуществляют социальное обслуживание граждан в различных формах: стационарное, полустационарное, на дому.

Также граждане имеют право на срочные социальные услуги, если они оказались в трудной жизненной ситуации24. Особо следует заметить, что в 2017 г.

24 См. об этом: Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1236 // СЗ РФ. 2014. № 48. Ст. 6872 ; Перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности А

"О У Б

граждан этими услугами, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах оказания социальных услуг» от 27 декабря 2012 г. № 1218 // СПС «КонсультантПлюс». Беларусь ; постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2009 г. № 330 «Об утверждении перечня гарантированного объема специ- Ы

альных социальных услуг (с изм. на 2 марта 2018 г. ) // URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ §

P090000330 ; Перечень гарантированных социальных услуг, оказываемых населению ОПЫТ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

в Республике Беларусь появилась новая форма социального обслуживания — проживание нетрудоспособного гражданина в замещающей семье. Замещающая семья является формой жизнеустройства совершеннолетнего нетрудоспособного гражданина (неработающий инвалид I или II группы, неработающий гражданин, достигший 70-летнего возраста, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь) в условиях совместного проживания и ведения общего хозяйства с иным физическим лицом25. Такую форму социального обслуживания могут внедрить все государства — члены ЕАЭС, приняв соответствующее законодательство.

Спецификой Республики Армения является тот факт, что в Законе Республики Армения «О социальной поддержке» формы социального обслуживания не определены, а в ст. 5 закреплена лишь классификация социальных услуг. Законодатель классифицирует социальные услуги по формам и видам:

1) прямые социальные услуги:

— индивидуальные социальные услуги, предоставляемые лицу для удовлетворения индивидуальных потребностей, возникающих для его социальной защиты;

— групповые, которые предоставляются группе людей с одинаковыми потребностями в то же время для удовлетворения данных потребностей;

2) косвенные социальные услуги — носят общий характер и предоставляются социальной группе с одними и теми же потребностями.

При анализе содержания предоставляемых Республикой Армения26 социальных услуг, становится очевидным, что все они оказываются гражданам в точно таких же формах, что и в других государствах — членах ЕАЭС. Поэтому, полагаем, что отказ Республики Армения от закрепления в национальном законодательстве «классических» форм социального обслуживания нельзя назвать удачным. Общеизвестно, что социальное обслуживание, предоставляемое в определенной форме всегда, предполагает оказание соответствующих этой форме социальных услуг.

Независимо от формы социального обслуживания нуждающимся гражданам социальные услуги предоставляются бесплатно, за плату или на условиях частичной (льготной) оплаты. Такие условия предоставления социальных услуг закреплены в законодательстве всех государств — членов ЕАЭС, однако в каждом государстве можно выделить и национальные особенности.

В Российской Федерации27социальные услуги предоставляются на основании договора, который заключается между поставщиком социальных услуг и гражда-

Кыргызской Республики, утв. постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 мая 2011 г. № 255 // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92711.

25 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2017 г. № 864 «Об утверждении Положения о социальном обслуживании в замещающей семье» // СПС «КонсультантПлюс». Беларусь. URL: http://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2017/ november/26515/.

26 Стационарное, полустационарное социальное обслуживание, социальное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание (ст. 8—14 Закона Республики Армения «О социальной поддержке»).

27 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Ст. 17.

БлагодирА. Л. ✓Ю

УНИВЕРСИТЕТА Социальное обслуживание в странах ЕАЭС:

УНИВЕРСИТЕТА _

имени о.Е.кугафина(мгюА) анализ отдельных положении законодательства

нином или его законным представителем, в течение суток с даты предоставления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

В Республике Беларусь28 и Республике Казахстан29 достаточно письменного или устного обращения гражданина (его законного представителя), также социальные услуги могут быть предоставлены в соответствии с письменно оформленным договором.

В Республике Армения30 для получения социальных услуг гражданину или его представителю достаточно обратиться с письменным или устным заявлением в территориальные органы / организации, предоставляющие социальные услуги.

В Кыргызской Республике31 социальное обслуживание предоставляется непосредственно гражданину (его опекуну, попечителю, другому законному представителю), когда он обращается с просьбой лично, а также в случае выявления органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными организациями граждан, нуждающихся в социальных услугах.

Как уже было сказано, социальные услуги могут предоставляться социальными службами бесплатно, за плату или на условиях частичной (льготной) оплаты. Поэтому следует отграничивать социальную услугу от сходной услуги, предоставляемой по гражданско-правовому договору. В соответствии с гражданским законодательством гражданин может получить любую услугу, заплатив за нее определенную в договоре цену. Социальные же услуги предоставляются бесплатно или на условиях частичной оплаты определенным категориям граждан, прямо указанным в национальном законодательстве (инвалидам, детям-сиротам и т.д.) для удовлетворения специфических потребностей за счет средств соответствующих бюджетов (республиканского, местного).

Социальные услуги, предоставляемые социальными службами бесплатно, четко определены в национальном законодательстве. В Российской Федерации и Кыргызской Республике они зависят от социального статуса получателя. В Республике Беларусь круг лиц и условия предоставления социальных услуг на бесплатной основе законодателем жестко не регламентированы. В Республике Казахстан возможность бесплатного получения социальных услуг лицом, претендующим на них, зависит от того признает ли законодатель жизненную ситуацию трудной. В Республике Армения главным критерием получения бесплатных социальных услуг является необеспеченность семьи.

Социальное обслуживание государственными службами предоставляется бесплатно:

— в Российской Федерации — 1) несовершеннолетним детям; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Другие категории граждан имеют право на бесплатное социальное обслуживание при условии, «если их среднедушевой доход ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода для пре-

А

Р

Б

28 Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании». Ст. 31. Е

Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах». Ст. 15.

Закон Республики Армения «О социальной поддержке». Ст. 6, п. 6. Ы

Закон Кыргызской Республики «Об основах социального обслуживания населения в Кыр- §

гызской Республике». Ст. 25. ОПЫТ

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

доставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации»32;

— в Республике Беларусь круг лиц и условия предоставления социальных услуг на бесплатной основе в Законе Республики Беларусь «О социальном обслуживании» не конкретизированы. Отдельные виды социальных услуг предоставляются гражданам «при наличии у них медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг, подтвержденные медицинской справкой о состоянии здоровья или заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения»33;

— в Республике Казахстан бесплатно социальное обслуживание предоставляется лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, которое привело к социальной дезадаптации и социальной депривации, связанных с бытовым насилием. Иным категориям граждан специальные социальные услуги могут предоставляться бесплатно по решению социального работника, который непосредственно оценивает наличие у этих граждан потребности в получении таких услуг34;

— в Республике Армения критерием для предоставления бесплатных социальных услуг является степень необеспеченности семьи, которая определяется исходя из размеров баллов необеспеченности семьи. Размер баллов зависит от социального статуса и доходов каждого члена семьи, состава семьи и других обстоятельств35;

— в Кыргызской Республике бесплатно предоставляются социальные услуги следующим категориям граждан: «не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью и по иным причинам и не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже установленного гарантированного минимального дохода»; «детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»; «лицам с ограниченными возможностями здоровья и пожилым гражданам, проживающим в семьях, имеющих среднедушевой доход ниже четырехкратного размера гарантированного минимального дохода»36. В Кыргызской Республике органами местного самоуправления за счет средств

местных бюджетов могут устанавливаться дополнительные основания предоставления бесплатных социальных услуг.

32 Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения. См. об этом: Порядок определения среднедушевого дохода, утв. постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» // СЗ РФ. 2014. № 43. Ст. 5910.

33 Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании». Ст. 31.

34 Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах». Ст. 14, 15.

35 Закон Республики Армения «О социальной поддержке». Ст. 31.1, 36.3.

36 Закон Кыргызской Республики «Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике». Ст. 26.

/ УНИВЕРСИТЕТА

а-Ф имени О. Е, Кутафина (МГЮА)

Благодир А. Л.

Социальное обслуживание в странах ЕАЭС: анализ отдельных положении законодательства

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.

Во всех государствах — членах ЕАЭС имеется законодательство, закрепляющее сходное (сопоставимое) нормативное правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию граждан, которое базируется на единых принципах социального обслуживания (доступность, адресность, добровольность и конфиденциальность). Социальные услуги нуждающимся гражданам предоставляются в формах стационарного, полустационарного социального обслуживания или социального обслуживания на дому бесплатно, за плату и на условиях частичной (льготной) оплаты. В то же время мы наблюдаем, что государства — члены ЕАЭС каждый в законодательстве используют различные термины (социальное обслуживание / социальная поддержка; социальные услуги / специальные социальные услуги) при урегулировании отношений, правовая природа которых полностью совпадает; формулируют собственные идеи — принципы, наиболее четко выражающие основные тенденции развития национального законодательства.

1. Морозов П. Е., Чанышев А. С. Трудовое право стран Евразийского экономического союза : учебное пособие. — М. : Проспект, 2017. — 336 с.

2. Право социального обеспечения России : учебник / отв. ред. Э. Г. Тучкова. — М. : Проспект, 2016. — 456 с.

3. Постовалова Т. А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь. — Минск : Тесей, 2008. — 512 с.

4. Право социального обеспечения Республики Казахстан : учебное пособие для студентов специальности «юриспруденция» / сост. Ж. К. Карибаева. — Павлодар : Кереку, 2011. — 68 с.

5. Хамзина Ж. А. Право социального обеспечения Республики Казахстан : учебник. — Алматы : Же™аргы, 2014. — 352 с.

БИБЛИОГРАФИЯ

0)

А

Р

У

Б

I Ы

5

ОПЫТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.