РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-199-205 УДК 34(091)
Караваева Юлия Станиславовна
кандидат юридических наук
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Пермь
Космовская Анна Алексеевна
кандидат исторических наук Пермская государственная фармацевтическая академия, г. Пермь
ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОККУЛЬТНЫМ ПРАКТИКАМ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ (ХУМ-ХХ! вв.)
В данной статье рассматривается проблема противодействия оккультным практикам в России вХУП-ХХ1 вв. На отдельных исторических этапах развития Российского государства законодатель предлагает различную правовую оценку оккультных услуг. Так, в зависимости от социально-политической конъюнктуры указанные услуги либо признавались преступными, либо получали нейтральную оценку. Результаты проведенного социологического исследования с участием населения г. Перми и Пермского края, а также анализ соответствующих положений памятников отечественного права и действующего законодательства позволяют авторам сформулировать собственную позицию относительно специфики правового противодействия оккультным практикам в контексте особенностей текущей социально-экономической ситуации. Авторы констатируют, что отнесение оккультных услуг к видам экономической деятельности, их широкая распространенность и соответствие мировоззренческой картине большей части населения препятствуют легальному признанию преступности оккультных практик.
Ключевые слова: оккультные услуги, исторические этапы, колдовской процесс, правовая политика, мошенничество, экстрасенсы, социологическое исследование.
Значительное явление в современном культурном и правовом пространстве представляют собой оккультные практики. Оккультизм (от лат. осси11ш - скрытый, тайный) - это общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым» [15].
Многочисленные шоу экстрасенсов на телевидении, навязчивая реклама колдовских услуг в прессе и сети Интернет привлекают внимание даже нерелигиозного и незаинтересованного в обращении к различным «ведьмам» и «гадалкам» среднестатистического жителя Российской Федерации. Так, в рамках проведенного авторами исследования среди причин распространения оккультных идей и практик в современном российском обществе 26 % респондентов отметило влияние средств массовой информации, 17 % - отсутствие нормативно-правового регулирования, 26 % - отсутствие наказаний за занятие оккультными практиками и распространение соответствующих идей.
Внимание общества к данной тематике не ослабевает, при этом исследователей привлекают в первую очередь особенности нормативного регулирования отношений, возникающих в связи с оказанием услуг магами и целителями [10]. Вышесказанное характеризует актуальность изучения особенностей уголовной политики, направленной на противодействие оккультным практикам в светском законодательстве Российского государства (ХУП-ХХ1 вв.).
Обращение к памятникам отечественного права показывает, что, в частности, в «Русской Прав-
де» и Судебниках 1497 и 1550 гг. отсутствуют положения, устанавливающие ответственность за оккультные практики. Религиозные преступления регулировались церковным правом. В Уставе князя Владимира «О десятинах, судах и людях церковных» [19, т. 1, с. 28-45] определялся круг гражданских и уголовных дел, подлежащих юрисдикции церковного суда (имеются и светская, и церковная редакции данного документа). В том же документе были определены составы преступлений. Следует отметить и тот факт, что церковно-государствен-ные отношения регулировались Кормчими книгами. Последние были заимствованы из Византии после принятия православия. В церковном праве дела о колдовстве и чернокнижии представлены в актах канонического права.
В Соборном уложении 1649 г. появляется статья об «умысле» на здоровье государя: «Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию» [26, с. 72].
Как отмечается в литературе, «материалы колдовских дел показывают, что эта статья успешно использовалась для вынесения смертных приговоров даже там, где о государевом здоровье даже не упоминалось» [24].
В XVII в. не существовало четкого разграничения дел на уголовные и административные, суд осуществлялся согласно положениям Судебника 1550 г. и Соборного уложения 1649 г. Обычный порядок рассмотрения дел, исходя из анализа нескольких прецедентов, предполагал поимку по-
© Караваева Ю.С., Космовская А. А., 2019
Вестник КГУ ^ № 3. 2019
199
дозреваемого в преступлении и помещение его в тюрьму на неопределенный срок. Так, по делу «о порче будто бы людей посредством икоты» [27, т. 2, с. 82] житель Чердынского уезда крестьянин Терентий Васильевич Талев жаловался на наветы дьячка Онички Кичимова: «будто бы он (Талев. -Ю. К., А. К.) де у того Онички на жену его напустил икоту, а он де Тренка у того Оничка жены его не порчивал и икоты не напускивал». В результате крестьянина Терентия «без сыску», по ложному челобитию, «норовя Оничке по посулом, на пытке пытали его и огнем жгли, и на пытке три встряски были, и вкинули в тюрьму, и ныне де сидит в тюрьме» [27, т. 2, с. 82].
По итогам жалобы Терентия Васильева воевода должен был на посаде обыскать «протопопы и попы по священству, а пермичи посадскими старосты и целовальники и всеми посадскими людми и волостными крестьяны по нашему крестному целованию» [6, т. 2, с. 82] и провести расследование, действительно ли Терентий Талев «порчивал» жену Онички Кичимова. Пока же обвиняемый крестьянин сидел в тюрьме и не знал о своей дальнейшей участи.
Обращает внимание перечисление лиц, которых необходимо было задействовать для решения этого «важного» вопроса - священников и весь посадский народ, а также крестьян. В этом эпизоде ярко проявляется политика власти, направленная на налаживание взаимодействия и взаимного контроля воевод и всего мира.
Аналогичное дело рассматривалось 16 июля 1606 г., когда по доносу Прокофия Охлупина на чердынца Семейку Ведерника также возвели обвинение в порче людей. На этот раз пострадал торговый человек Богдан Норицын. Подъячий Иван Федоров посадил Семейку Ведерника в тюрьму, обыскивали, дважды пытали. После пытки доносчика Прокофия Охлупина последний оступился от своих обвинений. А Ведерник так и остался сидеть в тюрьме [27, т. 2, с. 82-83]. Воеводе предлагалось узнать, Семейка Ведерник «людей портит ли». В случае подтверждения, что Семейка Ведерник не причастен к «порче», предписывалось выпустить его из тюрьмы.
Можно выделить общие способы расследования, примененные в рассмотренных делах: повальный сыск, опросы местных жителей и пытка обвиняемого, которого отправляли в тюрьму по жалобе. Чтобы освободиться из тюрьмы по несправедливому обвинению, подавали челобитные в «вышестоящие инстанции» - в Москву в четверть. Доносчика после обвинения, которое не подтвердилось, тоже пытали.
Подробную характеристику интересующих нас преступлений можно встретить в «Артикуле воинском» 1715 г. В первых двух главах («О страсе божии» и «О службе божии и о священниках») основной список наказуемых деяний включал «идо-
лопоклонство, чародейство (чернокнижество)». Все это «наикрепчайшее запрещается», вследствие чего «никоторое из оных отнюдь ни в лагере и нигде инде не будет допущено и терпимо» [7, т. 4, с. 329]. При этом наказания за указанные преступления предполагаются создателями Артикула довольно жестокие: совершивший преступление «по состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гонянием шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть» (Артикул 1) [7, т. 4, с. 329].
В толковании Артикула 1 уточняется, что сожжением караются чернокнижники, которые причинили вред, а церковное публичное покаяние возможно для тех, кто «никому никакова вреду не учинил и обязательства с сатаною никакова не имеет» [20, т. 4, с. 329]. Невиновность требовалось доказать под пыткой. Обычно подобные дела рассматривались в Преображенском приказе.
В Артикуле 2 запрещается обращаться к услугам «чародея» под угрозой наказания («оный равно так как чародей сам наказан будет») [20, т. 4, с. 329]. Обратим внимание, что в «Артикуле воинском» отсутствует разъяснение понятий «чародейство», «чернокнижие» и некоторых других.
В «Уставе морском», изданном 13 апреля 1720 г., норма Артикула 1 не претерпела особых изменений: «чернокнижника или идолопоклонника» «по состоянию дела» наказывали, заключая «в железах», били или наказывали сожжением.
Согласно положениям указа Анны Иоанновны от 20 мая 1731 г., запрещалось заниматься мнимым волшебством. Характерно, что в вину вменялось то обстоятельство, что «те мнимые волшебники... за то получают себе немалые прибытки.» [17, т. 8, с. 465-466].
В качестве наказания за колдовство волшебников предполагалось сжигать, а заказчиков - бить кнутом. Для заказчика преступления также не исключено было и сожжение - в зависимости от «важности вины» [17, т. 8, с. 465-466]. При этом, как отмечает Т.В. Михайлова, «в указе нет никакого разделения в степенях наказания: независимо от того, оказался бы человек волшебником настоящим или мнимым, его ожидала смертная казнь» [14, вып. 2, с. 174]. Далее этот же автор отмечает, что «актов, изданных светской властью по поводу преступления колдовства, в XVIII веке довольно мало, а впоследствии, насколько можно судить, власть вовсе потеряет интерес к этой проблеме» [14, вып. 2, с. 189]. Действительно, в XIX в. законодательство достаточно лояльно относится к проблемам оккультизма.
В советский период обращение к подобной тематике в условиях социалистического строительства и массового атеизма могло спровоцировать вызов специальных медицинских служб.
С началом 90-х гг. в Российской Федерации начинается расцвет оккультных течений и рекламы
услуг экстрасенсов и т. п. Прессу и телевидение оккупировали А.М. Кашпировский, А.В. Чумак и менее известные представители «знающих». Обращение элит к магам увеличивало интерес прочего населения страны к оккультным практикам [13]. Вследствие этого в последнюю четверть века можно наблюдать расцвет деятельности лиц, предлагающих услуги оккультного характера. Обывательский интерес к указанному виду деятельности не ослабевает и на современном этапе, что, в свою очередь, обуславливает развитие рынка оккультных услуг и широкое использование возможностей масс-медиа в их продвижении. При этом в рамках анкетирования 103 респондентов из числа жителей г. Перми и Пермского края авторами был выявлен любопытный факт - астрологические прогнозы и народные приметы населением не связываются с оккультизмом, понимаемым как деятельность магов, колдунов и целителей, и отношение к ним можно назвать вполне лояльным. Так, если 38 % и 45 % опрошенных воспринимают феномен оккультизма как способ получения денег и форму обмана соответственно, то 54 % верят в народные приметы и соблюдают их, а 52 % - практикуют обращение к астрологическим прогнозам, допуская как минимум их частичную точность. Выявленная особенность позволяет спрогнозировать неизбежность спроса на услуги оккультного характера в российском обществе, значительная часть которого убеждена в объективном существовании возможности предугадать будущие события и определенным образом на них повлиять. С учетом этого вопрос о нормативно-правовом регулировании оказания оккультных услуг приобретает большую актуальность.
Так, согласно п. 96.09 «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» [1], среди прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки, названа деятельность астрологов и медиумов. Из этого следует, что оккультные услуги известны законодателю, однако их правовая природа остается неясной. Как правило, авторы, исходя из действующего гражданского законодательства, связывают их оказание с заключением договора возмездного оказания услуг (Глава 39 ГК РФ). Однако в этом случае появляются вопросы о возможностях определения их качества и, соответственно, о потребительских рисках в части защиты нарушенных прав [6, с. 60-64]. Неопределенность правовой природы оккультных услуг приводит к несовпадению правоприменительных позиций по аналогичным делам. К примеру, довольно широкую огласку приобрело судебное решение по делу о защите прав потребителей, нарушенных в связи с обращением истца в организацию, оказывающую эзотерические услуги. Суды первой и апелляционной инстанции в удовлетво-
рении иска отказали [5]. Однако в другом случае иск о взыскании денежных средств с ответчика, оказавшего эзотерические услуги ненадлежащего качества, был судом удовлетворен [7].
Вместе с тем не исключены ситуации, когда защитить права и законные интересы, нарушенные в связи с обращением к лицам, оказывающим оккультные услуги, или в связи с их принудительным вмешательством («навязыванием» [6, с. 60-64]), посредством механизмов гражданско-правовой ответственности невозможно в силу тяжести причиненных последствий. В частности, по делу о мошенничестве «банды экстрасенсов» число потерпевших составило 21 человек, а общий ущерб - более 16 млн руб. [16].
Однако уголовно-правовые возможности противодействия оккультным услугам на сегодняшний день ограничены по вполне очевидным причинам -доказывание наличия причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими последствиями представляет известные трудности. Отметим, что Н.Н. Китаев и В.Н. Китаева связывают сложность доказывания по рассматриваемым делам с «... ординарным неумением и нежеланием расследовать уголовные дела по данному виду мошенничества» [12, с. 113-116]. Между тем, именно с фактом наступления последствий связывается возможность возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), поскольку само по себе занятие оккультными практиками, в том числе и в интересах третьих лиц, противоправным не является. Кроме того, при наличии соответствующих признаков состава, действия (бездействие) медиума могут быть квалифицированы по ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство»), ст. 198 («Уклонение физического лица от уплаты налогов.»), на что уже указывалось в литературе [6, с. 60-64]. До декриминализации в 2011 году ст. 130 УК РФ («Оскорбление») использовалась и эта норма - в частности, действия А. Мехоно-шиной, высыпавшей на стол районного прокурора пепел со словами «Да воздастся тебе за твои дела!» в отместку за его служебную деятельность, были квалифицированы как оскорбление [8].
Налицо высоколатентный характер подобных деяний [2, с. 79-82], чем также объясняется незначительное количество приговоров, вынесенных в связи с преступным оказанием оккультных услуг, что в целом позволяет сделать вывод о минимальной роли действующих механизмов уголовно-правовой охраны прав и законных интересов личности и общества от посягательств оккультного характера.
Ситуация, на наш взгляд, осложняется следующими обстоятельствами: во-первых, широкой распространенностью убеждения о возможном наличии «уникальных психофизиологических возможностей» [28, с. 110-111], «экстраординарных» [9, с. 52], «сверхъестественных» [23, с. 83-
93] способностей у отдельных людей, о существовании «. экстрасенсов, действительно владеющих даром ясновидения» [11, с. 48] как среди ученых (в том числе правоведов, что для авторов вдвойне удивительно. - Ю. К., А. К.), так и среди обывателей [4, с. 243-247]. К примеру, 25 % опрошенных жителей г. Перми и Пермского края обращались к помощи магов, колдунов, знахарей, гадалок, экстрасенсов для себя или третьих лиц, при этом 28 % из них - в связи с проблемами со здоровьем, 13 % -в связи с тяжелым душевным состоянием, 13 % -из любопытства и 10 % - чтобы узнать будущее.
Как отмечают А.Э. Жалинский и А.Э. Козловская, «поход к гадалке для русского человека можно сопоставить с походом к психологу или психотерапевту» [6, с. 60-64]. Это обстоятельство, в частности, влияет на возможность уголовно-правового признания общественно опасными деяний, связанных с осуществлением оккультных практик, поскольку, как обращает внимание Л.М. Прозу-ментов, «. если деяние не обладает чрезвычайно высокой степенью общественной опасности, то при криминализации следует учитывать, что оно не должно быть слишком распространенным (тогда оно из патологии превращается в норму социального поведения)» [18, с. 227-230].
По мнению А.А. Тер-Акопова, общественную опасность оккультных практик следует связывать с «. возможностью нанесения вреда здоровью людей, которые обращаются за помощью» [25, с. 68]. Среди возможных последствий ученый выделяет также «. фактор патологической зависимости, полное подчинение воли человека оккультным установкам, авторитету «учителя». Под оккультным воздействием наступает психическое расстройство, опустошенность, страх, уныние и, самое страшное, разочарование, которое порой ведет к сумасшествию, суициду, психозам, распаду сознания, преступлениям» [25, с. 68]. Парадоксально, что, несмотря на выявленную популярность помощи магов и целителей, 80 % респондентов отметили ее способность причинить вред, при этом 69 % из их числа связали эту способность с мошенническим характером обозначенной деятельности.
Вместе с тем, как указывалось выше, доказать наличие причинно-следственной связи между оккультным воздействием и наступившими последствиями, в том числе настолько существенными, не представляется возможным. Это вытекает, в частности, и из специфической роли потерпевшего в механизме причинения преступных последствий, который, как правило, по своей инициативе обращается к медиуму. Так, И. А. Аистов и Д.Н. Палагин выделяют некоторые особенности его личности, среди которых, например, «определенная доля эгоизма, стремление любой ценой достичь задуманного результата вопреки чужой воле», «доверчивость, внушаемость», «легко поддаются гипнозу» [2,
с. 79-82]. Авторы подчеркивают, что «.всех их отличает слепая вера в сверхъестественное и нежелание элементарно понять психологию другого, признать свое поведение, приведшее к данной жизненной ситуации, ошибочным» [2, с. 79-82].
С учетом указанного можно констатировать интересную ситуацию: с одной стороны, имеются прецедентные случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, занимающихся оккультными практиками, по тем или иным нормам Особенной части уголовного закона. Кроме того, в теории не отрицается возможность причинения преступных последствий действиями (бездействием) указанных лиц. Однако, с другой стороны, нормативно-правовое отнесение оккультных услуг к видам экономической деятельности, их широкая распространенность и соответствие мировоззренческой картине большей части населения вне зависимости от характера и уровня образования препятствуют легальному признанию преступности оккультных практик самих по себе. Так, согласно проведенным ранее социологическим исследованиям, идеи существования «сверхспособностей» у отдельных людей разделяются не только обывателями, как мы указывали выше, и рядом ученых, но и медицинскими работниками, а также студентами высших медицинских образовательных учреждений [21, с. 27-34; 22, с. 99-101]. Уместно отметить, что авторы разделяют позицию, согласно которой введение уголовно-правового запрета на оказание оккультных услуг «... приведет к криминализации и без того сомнительного бизнеса» [6, с. 60-64].
Полагаем, что противодействие дальнейшему распространению оккультных практик и восприятию их массовым сознанием как явления, нормального для цивилизованного человека и демократического общества, необходимо осуществлять в направлении последовательной минимизации условий, порождающих и поддерживающих интерес к оккультизму. Так, признавая эзотерику одним из рядоположных социальных институтов, выполняющих схожие функции наряду с наукой, религией, философией и идеологией, М.В. Бекарюков указывает, что «.ослабление и кризис одного из них повлечет за собой усиление другого» [3, с. 197-199]. Ссылаясь на западных исследователей феномена эзотерики, автор отмечает факт усиления эзотерических, мистических и эсхатологических настроений в кризисные, переломные моменты [3, с. 197-199]. По мнению исследователей И. С. Бочарниковой и И.А. Боровой, оккультные практики «являются неотъемлемым элементом жизнедеятельности человека», обращение к которому актуально в «... период нестабильной обстановки в обществе, переломные, кризисные моменты жизни» [4, с. 243-247].
С учетом указанного изменение ситуации, как представляется, возможно посредством предупредительных мер, среди которых и общая стабили-
зация социально-экономической ситуации в государстве и обществе, и, в частности, всесторонняя поддержка научного знания, его дальнейшая популяризация и повышение привлекательности деятельности ученого, в том числе и экономической.
Библиографический список
1. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 15.10.2018).
2. Аистов И.А., Палагин Д.Н. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика мошенничества парапсихологического направления в сети Интернет // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2016. - № 4. - С. 79-82.
3. Бекарюков М.В. Социокультурные предпосылки усиления интереса к эзотерическим учениям // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-2. - С. 197-199.
4. Бочарникова И.С., Боровая И.А. Специфические особенности восприятия феномена оккультизма в современном российском обществе // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 1. -С. 243-247.
5. Дьяконова О. Мосгорсуд разбирался, сколько можно взыскать с экстрасенсов, не вернувших мужа, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legal.report/article/08092016/mosgorsud-razbiralsya-skolko-mozhno-vzyskat-s-ekstrasensov-ne-vernuvshih-muzha (дата обращения: 15.10.2018).
6. Жалинский А.Э., Козловская А.Э. О возможности правового регулирования деятельности по оказанию оккультных услуг // Журнал российского права. - 2006. - № 11. - С. 60-64.
7. Жительница Омска отсудила миллион рублей у новосибирских экстрасенсов, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://potrebinforms. ru/vse_novosti/novosti/zhitel_nica_omska_otsudila_ million_rublej_u_novosibirskih_ekstrasensov/ (дата обращения: 15.10.2018).
8. Жительницу Пермского края оштрафовали за попытку навести порчу на помощницу прокурора, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.newsru.com/religy/29dec2011/porcha. html (дата обращения: 15.10.2018).
9. Захарцев С.И. Наука оперативно-розыскной деятельности: философский, теоретико-правовой и прикладной аспекты. - СПб.: Изд-во юрид. факультета СПбГУ 2011. - 264 с.
10. Игнатова О. Нагадают на пять лет. Гадалок, магов и целителей предложили привлекать к уголовной ответственности // Российская газета. - 2017. - № 7443 (277) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/06/ gadalok-i-celitelej-predlozhili-privlekat-k-ugolovnoj-otvetstvennosti.html/ (дата обращения: 15.10.2018).
11. Ильичев В. А. Криминальные хроники (записки оперативного работника). - М.: ИД Шумиловой И.И., 2005. - 107 с.
12. Китаев Н.Н., Китаева В.Н. Судебная экспертиза при изобличении мошенников-«экстрасенсов» // Судебная экспертиза: российский и международный опыт: материалы Междунар. науч.-практ. конференции. - Волгоград: ВА МВД России, 2012. - С. 113-116.
13. Колодный Л. Эффект Джуны: тайная история феномена. «Брежнев попросил разобраться» [Электронный ресурс] // Московский Комсомолец. - 2015. - Режим доступа: https://www.mk.ru/ socia1/2015/06/08/effekt-dzhuny-taynaya-istoriya-fenomena.html (дата обращения: 21.11.2018).
14. Михайлова Т.В. Русское законодательство в отношении колдовства: правовая база русских колдовских процессов второй половины XVIII века и её специфика // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: сб. ст. / отв. ред. С.А. Штырков, В .Б. Колосова. - СПб., 2002. - Вып. 2. - С. 170-193.
15. Оккультизм [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. - Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/44093/ (дата обращения: 15.10.2018).
16. Петрова И. Участника «Битвы экстрасенсов» посадили на три года за мошенничество [Электронный ресурс] // Экспресс-газета. - 2016. -Режим доступа: https://www.eg.ru/cu1ture/56124/ (дата обращения: 15.10.2018).
17. Полное собрание законов. - Т. 8. -№ 5761 (1830). -СПб., 1830. - 1019 с.
18. Прозументов Л.М. Распространенность деяний как факультативный признак их общественной опасности // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - № 429. - С. 227-230.
19. Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси / под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: Юрид. лит., 1984. - 432 с.
20. Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / отв. ред. А.Г. Маньков. - М.: Юрид. лит., 1986. - 512 с.
21. Севостьянов О.В., Руженков В.А., Бое-ва А. В. Оккультные убеждения студентов старших курсов медицинского факультета // Научные ведомости. Сер.: Медицина. Фармация. - 2013. -№ 11 (154). - Вып. 22. - С. 99-101.
22. Севостьянов О.В., Руженков В.А., Бое-ва А.В. Распространенность оккультной медицины и проблема ее эффективного внедрения в сферу профессиональной деятельности клинической психиатрии // Научные ведомости. Сер.: Медицина. Фармация. - 2014. - № 24 (195). - Вып. 28. -С. 27-34.
23. Середнев В.А. Использование в оперативно-розыскной деятельности в интересах уголовного процесса знаний лиц, обладающих гиперфизиче-
скими способностями (философско-психологиче-ский аспект) // Записки ученого. - 2015. - № 3. -С. 83-93.
24. Сидорчук М. Русская инквизиция в XVIII веке. «Ведовские дела» (2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sfi.ru/science/ srietienskiie-chtieniia/xix-sretenskie-chteniya/ sekciya-religiovedeniya/russkaya-inkviziciya-v-xviii-veke-vedovskie-dela.html (дата обращения: 15.10.2018).
25. Тер-АкоповА.А. Христианство. Государство. Право. - М.: МНЭПУ, 2000. - 100 с.
26. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1б49 года. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 19б1. - 444 с.
27. Царския грамоты в Пермь Великую, князю Вяземскому, об наследовании дела, по жалобам, о порче будто бы людей посредством икоты 1б июля 1б0б г., № бб (II) // Акты исторические. Т. 2 (1598-1б13). - СПб., 1841. - 482 с.
28. Щебеньков В.Ю. Схема взаимодействия государственных и общественных структур по контролю за деятельностью оккультистов и магов в сфере оказания оздоравливающих услуг населению // Сибирское медицинское обозрение. -2008. - Вып. 1. - Т. 49. - С. 110-111.
References
1. OK 029-2014 (KDES Red. 2). Obshcherossijskij klassifikator vidov ekonomicheskoj deyatel'nosti [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 15.10.2018).
2. Aistov I.A., Palagin D.N. Ugolovno-pravovaya i kriminalisticheskaya harakteristika moshennichestva parapsihologicheskogo napravleniya v seti Internet // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. - 201б. - № 4. -S. 79-82.
3. Bekaryukov M.V. Sociokul'turnye predposylki usileniya interesa k ezotericheskim ucheniyam // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. -2011. - № 2-2. - S. 197-199.
4. Bocharnikova I.S., Borovaya I.A. Specificheskie osobennosti vospriyatiya fenomena okkul'tizma v sovremennom rossijskom obshchestve // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 1. - S. 243-247.
5. D'yakonova O. Mosgorsud razbiralsya, skol'ko mozhno vzyskat' s ekstrasensov, ne vernuvshih muzha, 201б [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// legal.report/article/0809201б/mosgorsud-razbiralsya-skolko-mozhno-vzyskat-s-ekstrasensov-ne-vernuvshih-muzha (data obrashcheniya: 15.10.2018).
6. ZHalinskij A.E., Kozlovskaya A.E. O vozmozhnosti pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti po okazaniyu okkul'tnyh uslug // ZHurnal rossijskogo prava. - 200б. - № 11. - S. б0-б4.
7. ZHitel'nica Omska otsudila million rublej u novosibirskih ekstrasensov, 2013 [Elektronnyj
resurs]. - Rezhim dostupa: http://potrebinforms.ru/ vse_novosti/novosti/zhitel_nica_omska_otsudila_ million_rublej_u_novosibirskih_ekstrasensov/ (data obrashcheniya: 15.10.2018).
8. ZHitel'nicu Permskogo kraya oshtrafovali za popytku navesti porchu na pomoshchnicu prokurora, 2011 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// www.newsru.com/religy/29dec2011/porcha.html (data obrashcheniya: 15.10.2018).
9. Zaharcev S.I. Nauka operativno-rozysknoj deyatel'nosti: filosofskij, teoretiko-pravovoj i prikladnoj aspekty. - SPb.: Izd-vo yurid. fakul'teta SPbGU, 2011. - 264 s.
10. Ignatova O. Nagadayut na pyat' let. Gadalok, magov i celitelej predlozhili privlekat' k ugolovnoj otvetstvennosti // Rossijskaya gazeta. - 2017. -№ 7443 (277) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https ://rg. ru/2017/12/06/gadalok-i-celitelej -predlozhili-privlekat-k-ugolovnoj-otvetstvennosti. html/ (data obrashcheniya: 15.10.2018).
11. Il'ichev V.A. Kriminal'nye hroniki (zapiski operativnogo rabotnika). - M.: ID SHumilovoj I.I., 2005. - 107 s.
12. Kitaev N.N., Kitaeva VN. Sudebnaya ekspertiza pri izoblichenii moshennikov-«ekstrasensov» // Sudebnaya ekspertiza: rossijskij i mezhdunarodnyj opyt: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii. -Volgograd: VA MVD Rossii, 2012. - S. 113-116.
13. Kolodnyj L. Effekt Dzhuny: tajnaya istoriya fenomena. «Brezhnev poprosil razobrat'sya» [Elektronnyj resurs] // Moskovskij Komsomolec. -2015. - Rezhim dostupa: https://www.mk.ru/ social/2015/06/08/effekt-dzhuny-taynaya-istoriya-fenomena.html (data obrashcheniya: 21.11.2018).
14. Mihajlova T.V. Russkoe zakonodatel'stvo v otnoshenii koldovstva: pravovaya baza russkih koldovskih processov vtoroj poloviny XVIII veka i eyo specifika // Antropologiya. Fol'kloristika. Lingvistika: sb. st. / otv. red. S.A. SHtyrkov, V.B. Kolosova. - SPb., 2002. - Vyp. 2. - S. 170-193.
15. Okkul'tizm [Elektronnyj resurs] // Bol'shoj enciklopedicheskij slovar'. - Rezhim dostupa: https:// www.vedu.ru/bigencdic/44093/ (data obrashcheniya: 15.10.2018).
16. Petrova I. Uchastnika «Bitvy ekstrasensov» posadili na tri goda za moshennichestvo [Elektronnyj resurs] // Ekspress-gazeta. - 2016. - Rezhim dostupa: https://www.eg.ru/culture/56124/ (data obrashcheniya: 15.10.2018).
17. Polnoe sobranie zakonov. - T. 8. -№ 5761 (1830). -SPb., 1830. - 1019 s.
18. Prozumentov L.M. Rasprostranennost' deyanij kak fakul'tativnyj priznak ih obshchestvennoj opasnosti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2018. - № 429. - S. 227-230.
19. Rossijskoe zakonodatel'stvo H-HKH vv.: v 9 t. T. 1. Zakonodatel'stvo Drevnej Rusi / pod obshch. red. O.I. CHistyakova. - M.: YUrid. lit., 1984. - 432 s.
20. Rossijskoe zakonodatel'stvo X-XX vv.: v 9 t. T. 4. Zakonodatel'stvo perioda stanovleniya absolyutizma / otv. red. A.G. Man'kov. - M.: YUrid. lit., 1986. - 512 s.
21. Sevost'yanov O.V, Ruzhenkov VA., Boeva A.V. Okkul'tnye ubezhdeniya studentov starshih kursov medicinskogo fakul'teta // Nauchnye vedomosti. Ser.: Medicina. Farmaciya. - 2013. -№ 11 (154). - Vyp. 22. - S. 99-101.
22. Sevost'yanov O.V., Ruzhenkov V.A., Boeva A.V. Rasprostranennost' okkul'tnoj mediciny i problema ee effektivnogo vnedreniya v sferu professional'noj deyatel'nosti klinicheskoj psihiatrii // Nauchnye vedomosti. Ser.: Medicina. Farmaciya. -2014. - № 24 (195). - Vyp. 28. - S. 27-34.
23. Serednev V.A. Ispol'zovanie v operativno-rozysknoj deyatel'nosti v interesah ugolovnogo processa znanij lic, obladayushchih giperfizicheskimi sposobnostyami (filosofsko-psihologicheskij aspekt) // Zapiski uchenogo. - 2015. - № 3. - S. 83-93.
24. Sidorchuk M. Russkaya inkviziciya v XVIII veke. «Vedovskie de la» (2013) [Elektro nnyj
resurs]. - Rezhim dostupa: https://sfi.ru/science/ srietienskiie-chtieniia/xix-sretenskie-chteniya/ sekciya-religiovedeniya/russkaya-inkviziciya-v-xviii-veke-vedovskie-dela.html (data obrashcheniya: 15.10.2018).
25. Ter-Akopov A.A. Hristianstvo. Gosudarstvo. Pravo. - M.: MNEPU, 2000. - 100 s.
26. Tihomirov M.N., Epifanov P.P. Sobornoe ulozhenie 1649 goda. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1961. - 444 s.
27. Carskiya gramoty v Perm' Velikuyu, knyazyu Vyazemskomu, ob nasledovanii dela, po zhalobam, o porche budto by lyudej posredstvom ikoty 16 iyulya 1606 g., № 66 (II) // Akty istoricheskie. T. 2 (15981613). - SPb., 1841. - 482 s.
28. SHCHeben'kov VYU. Skhema vzaimodejstviya gosudarstvennyh i obshchestvennyh struktur po kontrolyu za deyatel'nost'yu okkul'tistov i magov v sfere okazaniya ozdoravlivayushchih uslug naseleniyu // Sibirskoe medicinskoe obozrenie. -2008. - Vyp. 1. - T. 49. - S. 110-111.