УДК 342.61:351.858 001: 10.22394/2071-2367-2018-13-6-160-174
ПОЛИТИКА ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Васютин Ю.С.1
Целью статьи является рассмотрение политики Президента РФ по осуществлению широкомасштабного реформирования, а затем и модернизации российского общества как составной части образовательного, научно - исследовательского и воспитательного процесса вуза.
Политический курс Президента России по осуществлению модернизации российского социума дал мощный импульс развитию институтов государства и гражданского общества.
В этих условиях возрастает востребованность политико-правовых актов, посланий, выступлений и обращений Президента РФ как важнейшего источника государственного и общественного строительства и управления, являющегося также и составной частью образовательного, научно-исследовательского и воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Методологической основой статьи выступает анализ документов, нормативных актов, а также сравнительный метод.
Область применения исследования - научно-образовательный процесс в вузах, в первую очередь, в сфере подготовки специалистов в области публичной политики и управления.
Ключевые слова: Конституция РФ, Президент РФ, демократизация, реформирование, модернизация, методология, социология, источниковая база, образование, научно - исследовательская работа, воспитание.
Васютин Юрий Сергеевич - доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, г. Орел, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а, e-mail: Y.S.Vasutin@yandex.ru_
POLICY OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A
COMPONENT PART OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROCESS
VASYUTIN Y. S. - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Political Science and Public Policy of the Central Russian Institute of Management -a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Academician of the Academy of Political Science (Russian Federation, Orel), e-mail: Y.S.Vasutin@yandex.ru
The purpose of the article is to consider the policy of the President of the Russian Federation on the implementation of large-scale reform, and then modernization of Russian society as an integral part of the educational, research and upbringing process of the university.
The policy of the President of Russia on the modernization of Russian society has given a powerful impetus to the development of state institutions and civil society. Under these conditions, the demand for political and legal acts, messages, speeches and appeals of the President of the Russian Federation as an important source of state and public construction and management, which is also an integral part of the educational, research and educational process in higher educational institutions, is increasing. The methodological basis of the article is the analysis of documents, regulations, as well as the comparative method. The field of study is a scientific and educational process in universities, primarily in the field of training specialists in the field of public policy and management.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, President of the Russian Federation, democratization, reform, modernization, methodology, sociology, source base, education, research work, upbringing.
Исследование обозначенной проблемы непосредственно связано с конкретно - историческими процессами развития российского общества, его современным внутренним и международным положением, местом и ролью института Президентства в реформировании, демократизации и модернизации новой России. Актуальность политики этого института в современных условиях имеет первостепенное значение, ибо именно этот институт является важнейшей основой разработки и осуществления государственной и
общественной политики во всех сферах жизнедеятельности страны. Об этом свидетельствует и политико - правовой статус Президента России, который закреплен в Конституции Российской Федерации, в частности:
- в ст. 80 п. 3 говорится: «Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», что касается и в полной мере образовательной, научной и воспитательной политики учебных заведений;
- в ст. 80 п. 1 подчеркивается, что Президент РФ - это глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека;
- в ст. 84 п.е. по сказано, что Президент в своих посланиях обращается к Федеральному Собранию, а как показал опыт, ко всему российскому народу, что предполагает огромную работу в обществе по изучению, обсуждению, разработке и реализации изложенных задач, предложений и пожеланий;
- согласно основам Конституционного строя РФ (ст. 11 п.1) Президент РФ осуществляет государственную власть, разумеется, совместно с Федеральным Собранием, Правительством РФ и судебной системой, т.е. различными ветвями власти;
- в главе 4 Конституции РФ приводятся развернутые полномочия Президента России1.
Таким образом, Президент РФ - это высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность, является и главой государства. Многие полномочия Президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, Президент не относится к какой - либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной Думы. Президент РФ является также гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
Как известно, на эту высокую и ответственную государственную должность впервые в новейшей истории РФ в 1991 году избирался Б.Н. Ельцин, деятельность которого и проводимых им либеральных реформ 90-х годов нынешнее поколение оценивают со знаком «минус», если не полноценным адом, то довольно серьезным чистилищем с его приватизацией, шоковой терапией, ваучерами, челноками и бандитами. Лишь 9 % россиян согласны с их проведением, а 65% общества считают, что повсеместно царили страх,
1 Конституция РФ. 1993. Ст. 11, 78, 80-93, 107, 109, 111 - 117, 125,134.
экономический коллапс и разгул, масштабы преступности отмечают 77%1. На наличие авторитета нашей страны в мире согласны лишь 8%. Без одобрения народ вспоминает разгон Верховного Совета, чеченскую войну и избрание Б.Н. Ельцина на второй срок2.
Затем на высшую государственную должность четырежды избирается В.В. Путин - человек, обладающий высокой научно - практической подготовкой и новым опытом государственного управления, пользующийся всенародной поддержкой, в том числе и на последних президентских выборах (март 2018 г.), получивший 78% голосов населения страны. Как известно, на стыке истечения сроков президентских полномочий и в ходе новых избирательных кампаний каждый раз на различных уровнях происходит подведение итогов первого и второго этапов пребывания у власти В.В. Путина, послуживших предметом беспрецедентного, всенародного социологического исследования федерального научно - исследовательского центра Российской академии наук, в котором отражена народная оценка Президента, на всех этапах реформирования, демократизации и модернизации российского общества.
Приняв бразды правления страной от первого Президента он ведет огромную государственную, общественную и социально - экономическую, оборонную деятельность, а также неотложные меры в области образования, духовно - нравственного и патриотического воспитания. «Как раб на галерах», неоднократно вспоминал свою деятельность 2000 - 2010 гг. В.В. Путин на Президентском посту. В заслуги сегодняшнему Президенту РФ В.В. Путину, а не реформаторам первой волны приводятся новые данные социологического исследования института РАН, в частности, происшедших изменениях в области благосостояния людей: 31% в насыщении внутреннего рынка товарами на 78%, нормализации обстановки на Кавказе - 75%, укреплении частной собственности - 69%, возможности начать свой бизнес - 58%. Отмечаются и другие достижения в различных отраслях народного хозяйства. Разумеется, на этом этапе были и не решенные до конца проблемы, как цены и коммунальные платежи, качество образования, медицины и социальных услуг.
И тем не менее, если сравнить результаты опросов 2011 - 2017 гг., нового этапа Президентства В.В. Путина, то хорошо заметно, что принятые ранее меры нашли единый позитивный отклик, в частности: произошли улучшения сферы противодействия экстремизму - 46%; борьбы с коррупцией - около 30%; снижение межэтнических конфликтов - 17 %; успехи на международной
1 Добрынина Е. Круги потерянного рая II Российская газета. - 3 мая 2018. - С. 9.
2 Там же. - С. 9.
арене - 25%; улучшилось положение с правами и свободами человека и гражданина - 28%. В то же время пусть менее резко, но по-прежнему отмечается отставание в экономике, социальной сфере, что, безусловно, влияет на уровень жизни людей. Социологи проводимого исследования попросили людей дать сравнительный анализ знаковых событий каждого из периодов Президентов Б.Н. Ельцина и В.В. Путина. Первый Президент получил уверенный плюс за свою победу над ГКЧП в августе 1990 г., но с оговоркой 2001 - 47% респондентов, а в 2017 г. всего более 20%. Другие проводимые меры, сказанные выше, получили неизменную отрицательность: 2001 г. - 18% и 2017 г.-29%.
Президента РФ В.В. Путина оценивают совершенно по-другому. Негативно оценивается вторая чеченская война, а также война с Грузией и массовые протесты в 2011 - 2012 гг., а все остальное у большинства граждан находится позитивные оценки: Олимпиада в Сочи - 79%; воссоединение с Крымом - 80%; урегулирование конфликта с Украиной - 51%; введение контрсанкций - 66%; разгром исламских территорий Сирии - 63%; преодоление кризиса в 2014 -2016 гг. с чистой верой - 53%. В целом эпохе В.В. Путина соотечественники поставили в 2001 г. + 40% и в настоящее время + 20 %1.
Естественно, социология не политика, ибо она учитывает прежде всего общественное мнение и настроение людей. И тем не менее:
- во - первых, на сегодня людей беспокоит рост цен на товары и коммунальные услуги - 51%; сокращение доступа к бесплатному образованию и медицине - 39%. Несмотря на усилия Президента граждан также беспокоят внешнеполитическая обстановка, наплыв эмигрантов, угроза терактов. Они видят, что к этому и другому есть уже определенные апробации, а потому главная их задача - лишь бы не было войны;
- во - вторых, в обществе чувствуются опора и доверие действующему Президенту. Свидетельством тому являются итоги всенародной поддержки новой избирательной кампании. С другой стороны, выверенная и научно обоснованная программа Послания 2018 года Президента Федеральному Собранию и всему российскому народу повсеместно вселяет уверенность в повышении жизненного уровня - 78%, обеспечении экономического роста страны - 82%, улучшении социальной, культурной и духовной сферы - 72%, 77% - дальнейшем развитии демографических ценностей, укреплении международного авторитета, независимости от Запада, либеральных идей2.
1 Добрынина Е. Круги потерянного рая II Российская газета. - 3 мая 2018. - С. 9.
2 Там же. - С. 9.
Наш анализ свидетельствует о том, что баланс оценок деятельности В. Путина оставался положительным во все годы его Президентства, так констатируют социологи. В частности, последние четыре года показатель одобрения работы Президента находится на уровне выше 75%. По данным опроса ВЦИОМ за май 2018 года, работу В. Путина на посту Президента одобряют 82% россиян. Доля неодобрения при этом в последние несколько лет колеблется в узких пределах 11 - 13%, кроме того, социологи фиксируют выраженный в российском обществе запрос на преобразования: 59% россиян отмечают необходимость перемен в большей части сфер, 30% - в некоторых из них. Лишь 2% опрошенных считают, что преобразования сейчас нашей стране не нужны. Как отмечает генеральный директор ВЦИОМ В. Федоров, поддержка В. Путина как главы государства сегодня находится на весьма высоком уровне, близком к историческим максимумам. «Общественный запрос, обращенный к нему, - это запрос на глубокие перемены в жизни общества. Именно от Президента избиратели ждут перемен, которые должны пойти на пользу не узким группам, а широким слоям россиян»1.
Таким образом, результаты развернутых социологических исследований академическим институтом и ВЦИОМ свидетельствуют о широких полномочиях и многогранной деятельности Президента РФ, который занимает важнейшее место в политической системе российского общества, во всех сферах социально - экономической жизни и деятельности государства, гражданского общества.
Прошедшая инаугурация (7 мая 2018 г.) - это начало нового этапа развития России, цели которого четко обозначены Президентом РФ. Впереди очень напряженная и ответственная работа, результаты которой ждут все граждане нашей страны, и все вместе мы сможем решить данные задачи, ибо такой рывок способно обеспечить только свободное общество, которое воспринимает все новое и отторгает несправедливость, «дремучее охранительство и бюрократическую мертвечину»2, считает он. «Новое качество жизни», благополучие, безопасность, здоровье человека - вот что сегодня главное, что в центре нашей политики. Наш ориентир - это Россия для людей, страна возможностей для самореализации каждого человека»3, - пояснил Президент.
1 Политов Ю. Более 82% россиян одобряют работу В. Путина. II Российская газета. - 8 мая 2018. - С. 3
2 Путин В. Вступил в должность Президента России. 7 мая 2018. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57416 (дата обращения: 14.05.2018)
3 Путин В. Вступил в должность Президента России. 7 мая 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/57416 (дата обращения: 14.05.2018)_
Все это свидетельствует о высокой эффективности российской государственности. Политическое управление в деятельности Президента РФ - это важнейшая составная часть государственной политики, определяющая цели и задачи воздействия на общество, социальные группы, общественно -политические объединения, которые тесно взаимодействуют с институтами государства, обеспечивающими сферу жизнедеятельности общества. В этой программе политического управления важнейшее место отводится национальной стратегии, определяемой высшим уровнем политического руководства в виде стратегических направлений, целей и задач развития модернизации страны, её функций и механизмов, соотношения различных видов стратегии с другими принципами и тенденциями.
Основные положения политической стратегии, как мы видим в общественной практике, предлагаются обществу именно Президентом РФ в разных общественно - политических концепциях, программных, политико -правовых документах стратегической значимости, Посланиях Федеральному Собранию, выступлениях, статьях, непосредственных встречах с молодежью и другими категориями населения, что является, как известно, важнейшим источником и методологической основой, в том числе при определении наиболее актуальных проблем государственного и общественного строительства, анализе позитивных и негативных тенденций и процессов, происходящих в обществе в различных областях жизни, и, разумеется, в образовании и воспитании. Это всецело касается научно - исследовательской работы профессорско - преподавательского состава, магистрантов и аспирантов, государственных и общественных органов образования и воспитания.
Сегодня мы вправе говорить об огромном творческом наследии Президента РФ в разработке, реализации реформирования и демократизации, а затем и модернизации российского общества, которое составляет серьезную основу для изучения научного исследования. В своих выступлениях Президент РФ обращал внимание:
- на Всероссийском совещании работников образования на сущность российской системы образования и положительную оценку национальной образовательной программы (январь 2001 г.);
- на 7-м съезде ректоров России призвал к совершенствованию отечественной системы и её моделей образования;
- на Совете по науке - на необходимость формирования национальной системы образования и научно - исследовательской работы (октябрь 2005 г.).
В этом же году на научной основе поддержал возможности вхождения российских вузов в Болонский процесс;
- на заседании Госсовета, рассмотревшего «Развитие образования в Российской Федерации», в качестве приоритета национального образования предложил более активно выходить на мировой уровень, оказывать образовательные услуги другим странам (март 2006 г.);
на заседаниях Совета по науке и образованию глубоко и профессионально дал оценку современной научно - технической революции, стратегии и тактике научных структурных подразделений, подготовке научных кадров, а также месту и роли гуманитарной науки в развитии культуры и воспитании человека1.
- Майские Указы 2012 и 2018 годов, в которых поставил многие задачи дальнейшего совершенствования политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов2, а во втором Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» определил задачу вхождения РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а п. 10 рекомендует обеспечить присутствие РФ в числе пяти ведущих стран мира в научных исследованиях и разработках3.
Что удивительно и неожиданно для всего отечественного исторического опыта управленческой деятельности - на всех этапах своей государственной деятельности с помощью административного аппарата Президент осуществляет текущий контроль в виде постоянного мониторинга за процессами, происходящими в области образования и науки, в частности: за ходом реализации политико - правовых актов, поручений Президента РФ, функционирования общественных Советов, состоянием и тенденциями в общем и профессиональном образовании, научно - исследовательской деятельности, подготовке кадров и т.д.
Разумеется, в одной статье трудно проанализировать богатое творческое наследие В.В. Путина, характеризующее его вклад в реформирование и демократизацию российского общества, становление и развитие качественно нового отечественного образования. Но наш анализ показывает, что это
1 Заседание Совета по науке и образованию. 8 февраля 2018. - URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 14.05.2018).
2 Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». 2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 14.05.2018).
3 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития российской Федерации на период до 2024 г.». 2018. - URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 14.05.2018)._
творческое наследство необходимо уже сейчас систематизировать, создавать активные условия для активного изучения в образовательном процессе, исследовании в научно - исследовательской деятельности, активном использовании в воспитательной работе, духовно - нравственном и патриотическом становлении.
Об определенном опыте в этом плане можно говорить в деятельности учебных заведений при Президенте РФ. В частности, в Среднерусском институте управления РАНХиГС при Президенте РФ, как известно, кафедры института, являясь важнейшим звеном образовательного, научно -исследовательского и воспитательного процесса, давно уже определились в том, что политико - правовые акты, послания, выступления и обращения Президента являются важнейшим источником и методологической основой учебной, научной и воспитательной деятельности. Профессора и преподаватели давно уже пришли к выводу, что без этого пласта документов и материалов невозможно достичь полного понимания, осмысления современного исторического развития России и ее места в современном мире.
На современном этапе это уже стало определенной потребностью ученого совета, кафедр и других подразделений института находить свои направления, коллективные и индивидуальные формы и методы работы. Как и все мы, с большой заинтересованностью приняли Послание Президента РФ к Федеральному Собранию и всему российскому народу (2018 г.). И в институте уже стало устойчивой традицией коллективно определять стратегию, направления, формы и методы не только по его познанию, но и в дальнейшей работе в образовательном, научном и воспитательном процессе с учетом различных категорий обучающихся.
На первом этапе определилась необходимость проводить научно -методологические семинары профессорско - преподавательского состава о месте и роли Послания Президента РФ Федеральному Собранию в научно -исследовательской работе. При этом мы исходили, что Послание Президента РФ является важнейшим источником нашей научно - исследовательской работы не только для профессорско - преподавательского состава, но и магистров, да и всех студентов при подготовке лекций, докладов, статей, дипломных работ, курсовых работ и контрольных заданий, а в итоге магистерских и диссертационных исследований. Однако в дальнейшей работе мы пришли к выводу, что было бы правильно рассматривать эту проблему комплексно, т.е. с учетом и учебной, и воспитательной работы в вузе. А потому появилось новая парадигма нашего общения, т.е. придать обсуждению
комплексный методологический характер и рассматривать Послание Президента РФ как важнейший источник и методологическую основу общеобразовательного, научно - исследовательского и воспитательного процессов. При этом мы понимаем, что, когда говорим о Послании Президента РФ, не надо полагать, что это касается только текущего или прошлого года, а в принципе всех Посланий Президента РФ, что способствовало более углубленному умению использовать сравнительный анализ и рассматривать особенности различного опыта и процесса их реализации. Больше того, кроме Послания Президента РФ многие стремятся опираться и на другие документы: указы, выступления, пресс - конференции, статьи, сообщения, интервью и т.д.
При этом мы исходили из того, что выступления, Послания, интервью, распоряжения и указы являются для нас не только важнейшим источником и методологической основой для нашей творческой деятельности, но и познания широких полномочий и многогранной деятельности Президента РФ в политической системе российского общества, во всех сферах социально -экономической жизни и деятельности государства, гражданского общества. А это важно не только для образования, научно - исследовательской деятельности, познания опыта управленческой деятельности, но особенно -для воспитательной работы кафедры, профессорско - преподавательского состава, магистров и аспирантов, прохождения их стажировок, практик, предусмотренных государственным стандартом.
В результате этой разнообразной деятельности многие пришли к пониманию, что без учета этих важнейших источников руководителей государства довольно сложно подготовить профессору и преподавателю общественных, политических, социально - экономических наук, особенно нам, политологам, различные исследования, лекцию, публичное выступление, провести семинар, вести диалог с обучаемыми, чтобы передать, к примеру, особенности нашего непростого времени, деятельности государства в этих условиях по решению внутренних и внешнеполитических задач, противодействия терроризму, экстремизму, западным экономическим санкциям и агрессивной идеологии.
Научное обсуждение на кафедре исключительно благотворно для различных аспектов научно - теоретической работы. Проводимая работа с Посланиями Президента РФ вызывает чувство политического участия, возможность коллективного, творческого осмысления этих важнейших политических источников, выработки единых методологических положений для образовательного, научно - исследовательского и воспитательного процессов.
Важнейшие идеи, ценности, концепции и программы, их неотложные меры вызывают определенные мотивации превращения этих идей в материальную силу развития российского общества, повышения компетенции профессорско -преподавательского состава в реализации учебной и воспитательной работы.
А ведь есть и еще один аспект этой проблемы. Нельзя забывать, что мы живем в условиях конституционного идеологического многообразия1, которое, естественно, характерно и для вузовской реальности. Так, при либеральном подходе к этой проблеме ее представители могут придерживаться своих мировоззренческих взглядов типа: зачем нам государственное регулирование, зачем нам изучать, а тем более быть организаторами выполнения этих документов, призывов и т.д.? А при коммунистическом подходе они скорее имеют свои представления о будущем российского общества и программных целях. Отличающиеся от Президентских могут предлагать свои идеи и некоторые идеологии социальной справедливости - партии пенсионеров, предпринимателей, представителей оппозиции «ПАРНАС» и др. Нельзя забывать, что в нашей стране около 60 партий, не менее десяти противостоящих друг другу активных идеологий. Тогда невольно возникает новая проблема, а как же мы со всем этим идеологическим многообразием будем разъяснять Послания, идеи, концепции, программы Президента РФ и тем более проводить мобилизационную политику их реализации, если сами будем не на уровне их познания, просвещения и пропаганды?
И тем не менее эта проблема - реальность нашей жизни и проявления демократического свойства. На наш взгляд, вывод у нас один -придерживаться содержания духа и буквы непосредственных идей и положений, высказанных Президентом РФ, оформленных политико - правовых документов, Посланий и других обращений, учитывать большие возможности сложившейся системы вузов в современных условиях, как правило, располагающих государственной, материально - технической базой, государственным и муниципальным законодательством, государственным финансированием, государственными стандартами и программами образования и воспитания, государственными учебниками и учебными пособиями, профессорско - преподавательским составом, активно участвующим в образовательном, научно - исследовательском и воспитательном процессе и в целом широкой просветительской работе.
Следует заметить, что мы в своей практической деятельности постоянно обращаем внимание на актуальность, методологическую сущность
1 Конституция РФ. 1993.. - Ст. 13.. - П.1, 2
источниковой базы нашей научно - исследовательской деятельности. И тем не менее, на наш взгляд, у некоторых исследователей она носит порой на начальном этапе прозападный характер по вопросам и проблемам их исследований, основоположниками которых совсем неоправданно выступают западные авторитеты, их ученые, а известные российские ученые царского, советского, демократического периодов в библиографиях этих исследований зачастую не присутствуют и не получают объективную оценку в историческом процессе. Все это донельзя суживает нашу источниковую базу.
Как известно, примером ничего не докажешь и ничего не опровергнешь, и тем не менее недавно посмотрели несколько диссертаций по проблемам регионов, молодежной политике, политической культуре, политическому участию граждан в современной России, международному сотрудничеству. У нас не было сомнений, что по каждой из них проведена большая исследовательская работа. Но что примечательно, в каждом из этих актуальных научных исследований делается неоправданный акцент на восхвалении западных ценностей, концепций и в некоторых аспектах противопоставлений их российскому обществу. Непонятно, как они изначально не почувствовали, что у них не получается формирование актуальности их проблем, а содержание глав во многом было абстрактным, ибо не акцентировались приоритеты и особенности избранных тем и совсем не получались их жизненно важные уроки, выводы и заключения. И первопричиной была, как показал наш совместный анализ, прежде всего источниковая база исследований, в которой не оказалось анализа предметного, пусть даже позитивного и негативного опыта федеральных и региональных органов власти и управления. И как ни странно, по их проблемам исследования не было основных научных источников, авторитетных государственных и общественных деятелей, а имеющиеся прозападные источники не соответствовали научным концепциям отечественного научно -исследовательского подхода. К сожалению, эта тенденция имеет место, хотя и незначительного свойства.
А вот, к примеру, аспиранты из Анголы по теме научного анализа своих институтов государства и гражданского общества увидели позитивный опыт России и огромный вклад В.В. Путина в развитие российских институтов государства и гражданского общества. С учетом многонационального опыта наших стран они издали монографии с рекомендациями использования опыта работы нашего Президента, институтов государства и гражданского общества в своих странах. Защита этих диссертационных работ в Диссертационном
совете Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ вызвала подлинный интерес и была единогласно одобрена ВАК РФ.
Возвращаясь к нашим соискателям, следует по справедливости заметить, что их методологические недостатки проявлялись, как правило, всего лишь в первых вариантах их исследований. После спокойного и заинтересованного научно - методологического обмена мнениями соискатели поняли «авангардизм» своих методологических инноваций и необходимость поиска их дальнейшего научно - теоретического подхода. Но у нас остался вопрос: а где же были все это время научные руководители и, наконец, их требуемая соответствующая научная добросовестность? У нас не было сомнений, что прошедшее рецензирование, обсуждение диссертаций на проблемных группах, их экспертная оценка помогут соответствовать высоким требованиям этих научных исследований, а главное - паспортам своих специальностей. Но это был еще и хороший повод для разговора с кафедрами, рассмотрения этих проблем роста молодых исследователей совместно с членами Диссертационного совета на научно - методологическом семинаре вопроса «О месте и роли предмета и источниковой базы диссертационных исследований».
В ходе этих обсуждений важнейших источников как научно - теоретической и методологической основы исследований было обращено внимание, что необходимо акцентировать внимание не на формальных признаках, а в целом на их научной достоверности, добросовестности, ибо без некоторых современных политико - государственных источников просто невозможно охарактеризовать актуальность исследования, показать сущность, факторы времени, раскрыть отдельные аспекты содержания, в том числе приоритеты и особенности избранной проблемы исследования, и, наконец, сформировать и предложить эффективные уроки, выводы, рекомендации по проблемам своих исследований.
В заключение хотелось бы обратить внимание на один исторический факт. На одном из заседаний Президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека было высказано множество новых предложений от правозащитников, которые были поддержаны В.В. Путиным, но при этом он обратил внимание присутствующих, что их реализация вопреки распространенному мнению не во всем зависит только от Президента, «хотя ваш покорный слуга в таком качестве часто выступает. Я не сопротивляюсь, потому что в конечном итоге мы все должны нести свое бремя ответственности
даже за то, что, казалось бы, в прямую компетенцию нашу не входит»1. Подобный диалог В.В. Путин неоднократно продолжал в своих обращениях, Посланиях Федеральному Собранию и подвел итог 7 мая 2018 года, вступая снова в должность Президента РФ. На торжественной церемонии (инаугурации) он принял присягу народу России, а в своем выступлении подчеркнул: «Особенно остро осознаю свою колоссальную ответственность... ведущая сила преобразований - это мы, граждане России...Убежден, что и сегодня мы - одна мощная команда, которой по плечу любые, даже сложные задачи»2. Вступление в должность Президента - это, как правило, начало нового этапа реформирования и модернизации страны, неминуемо востребующего совершенствование подготовки национальных кадров, а значит, и повышение эффективности образовательного, научно -исследовательского и воспитательного процессов.
Библиография/References:
1. Добрынина Е. Круги потерянного рая II Российская газета. - 2018. -3 мая. - С. 9.
2. Заседание Совета по науке и образованию. 8 февраля 2018. - URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 14.05.2018).
3. Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). 14.10.2014. - URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 14.05.2018).
4. Политов Ю. Более 82% россиян одобряют работу В. Путина II Российская газета.-2018.-8мая.-С. 3.
1. Dobrynina, Ye. (2018) Krugi poteryannogo raya [Circles of the Lost Paradise] II Rossiyskaya Gazeta. - 3 maya. - P. 9. (In Russ.)
2. Zasedaniye Soveta po nauke i obrazovaniyu. 8 fevralya 2018 [Meeting of the Council for Science and Education. February 8, 2018]. - URL: http://kremlin.ru (data obrashcheniya: 14.05.2018). (In Russ.)
3. Zasedaniye Soveta po razvitiyu grazhdanskogo obshchestva i pravam cheloveka (SPCH). 14.10.2014 [Meeting of the Council for the Development of Civil
1 Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). 14.10.2014. -URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 14.05.2018).
2 Путин В. Вступил в должность Президента России. 7 мая 2018. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57416 (дата обращения: 14.05.2018)._
Society and Human Rights (HRO). 10/14/2014]. - URL: http://kremlin.ru (data obrashcheniya: 14.05.2018). (In Russ.)
4. Politov, YU. ( 2018) Boleye 82% rossiyan odobryayut rabotu V. Putina [More than 82% of Russians approve the work of V.Putin] II Rossiyskaya Gazeta. -
8 maya. - P. 3. (In Russ.)