О ЗАДАЧАХ НОВОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ГЕОГРАФО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГОУ
Ю. М. Гришаева, З. Н. Ткачева
Московский государственный областной университет, Москва, Россия
About the Tasks of the New Scientific School of Geography-Ecological Faculty
of Moscow State Region University
Y. M. Grishaeva, Z. N. Tkacheva
Moscow State Region University, Moscow, Russia
В статье анализируются задачи модернизации профессионального педагогического образования в РФ с учетом актуальной законодательной нормативной базы в области образования, действующих указов Президента РФ. Акцентируется необходимость усиления экологической компоненты в ходе подготовки студентов по педагогическим направлениям. Приводится краткое описание исследовательской программы новой научной школы географо-экологического факультета «Эколого-ориентированное профессиональное педагогическое образование».
Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическое образование, экологическое развитие., экологическое образование, научная школа, исследовательская программа
The article analyses the objectives of modernization of professional pedagogical education in Russia taking into account the relevant legislative and normative base in the field of education, the existing decrees of the President of the Russian Federation. Emphasizes the necessity of strengthening the environmental components in the preparation of the students in pedagogical ways. A brief description of the research program of a new scientific school of geography-ecology Faculty «Ecological-oriented professional pedagogical education».
Key words: professional education,, pedagogical education,, ecological development, ecological education, scientific school, research program
Анализ теории и практики современного профессионального образования, проблемного поля соответствующих исследований позволяет сегодня констатировать следующие объективно существующие противоречия между:
— экологическими приоритетами государственной стратегии социально-экономического развития России, объективным повышением требований к уровню экологической компетентности специалистов разных сфер как производственной, так и социальной практики и отсутствием системы эколого-ориентиро-ванного профессионального педагогического образования, которая отвечала бы реалиям современной социально-экологической политики, практики, развитию современного научного знания;
— тенденциями гуманитаризации образования, приоритетностью в международном сообществе ценностей образования для устойчивого развития и недостаточной реализацией потенциала гуманитарного образования в формировании у специалистов эколого-профессиональной компетентности; отсутствием целостной концептуальной модели,
эффективных механизмов интеграции экологического образования и профессионального обучения в гуманитарном вузе;
— объективной необходимостью существенного повышения уровня экологической культуры у выпускников вузов и отсутствием методологически обоснованной дидактической системы, программно-методического обеспечения процесса формирования эколого-профессиональной компетентности у студентов педагогических специальностей и направлений подготовки;
— актуализацией компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию, существенным потенциалом его применения в подготовке студентов к самостоятельному проектированию пространства личностного роста, социально-экологической профессиональной деятельности и недостаточным обеспечением возможностей его реализации в практике формирования у студентов вуза эколого-профессио-нальной компетентности.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы (далее Кон-
цепция ФЦП РО на 2016—2020 гг.) в части характеристики и прогноза развития сложившейся проблемной ситуации в сфере образования указывается на «...необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики в части образовательных программ» [8]. Под диверсифицированной системой профессионального образования мы понимаем такую систему образования, которая гарантирует возможность для будущего выпускника отвечать на вызовы времени, перестраиваться в зависимости от объективных социально-экономических факторов. К таким факторам неизбежно относятся экологические проблемы различного масштаба, действие которых на повседневную жизнь обывателя, к сожалению, с каждым годом значительно усиливается. Однако, не всегда рядовой обыватель руководствуется в принятии решений уровнем своей экологической культуры. Например, по исследованиям ВЦИОМ от 25 ноября 2016 г. [1] расходование энергоресурсов с той или иной периодичностью контролируют 80% россиян, в т.ч. 41% — всегда старается экономить. Здесь важно акцентировать, что следят за потреблением энергоресурсов в первую очередь люди, стремящиеся к экономии денежных средств (82%), и существенно реже те, кому были привиты соответствующие нормы в процессе воспитания (9%) или те, кто исходит из принципов заботы о природе (3%). Таким образом, на данном частном примере можно заключить о недостаточном уровне экологической грамотности населения, что, очевидно, возможно решить только через систему целенаправленного и систематического экологического образования.
Следует отметить, что в Концепции ФЦП РО на 2016—2020 гг. в части прогноза развития сложившейся проблемной ситуации в сфере образования акцентируется усиление потребности в педагогических кадрах, способных участвовать в задачах модернизации на всех уровнях образования. Отметим, что мы не отделяем задачи модернизации образования от задач его экологизации, что неоднократно подчеркивалось в наших работах [3—6].
В качестве проблем, требующих особого внимания в Концепции ФЦП РО на 2016—2020 гг. указаны следующие [там же]:
— кардинальное совершенствование модели обучения по программам аспирантуры и магистратуры;
— внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий;
— внедрение в профессиональную образовательную среду технологий проектного обучения;
— кардинальное и масштабное развитие компетенций педагогических кадров;
— системные меры по повышению социальной направленности (ответственности) системы образования, в том числе за счет создания и реализации
программ формирования у молодого поколения культуры здорового и безопасного образа жизни, развития творческих способностей и активной гражданской позиции и др.
Решение указанных выше проблем в полной мере созвучно, на наш взгляд, с задачами экологического развития регионов, в том числе и Московской области, что может быть эффективно реализовано только в условиях кадровой педагогической обеспеченности [7, 8].
Обратим внимание, что на заседании Государственного совета по вопросу об экологическом развитии РФ в интересах будущих поколений от 27 декабря 2016 года губернатор Челябинской области Б. А. Дубровский обратил внимание на проблему экологического образования: «..Ещё одна чрезвычайно важная, на наш взгляд, тема — экологическое просвещение. Важно сформировать у каждого гражданина чёткую позицию в отношениях с природой, чтобы он понимал, как его бытовое поведение влияет на глобальные природные процессы. Замечу, что отсутствие необходимого уровня экологической грамотности, неготовность объективно оценить соответствующую информацию способствуют росту уровня экологического нигилизма, а значит, отрицанию любого развития. Мы с этим сталкиваемся. На этом фоне многие наши сограждане утрачивают способность критично воспринимать поступающую из разных источников экологически значимую информацию. Экология — это, прежде всего, знание. И мы считаем, что это знание наша система образования должна давать не факультативно, а в качестве базовой дисциплины (курсив наш — Ю.Г.). Экологический компонент должен присутствовать во всех образовательных программах, начиная с детского сада. Только тогда на уровне сознания станет нормой понимание личной ответственности каждого за будущее, где человечество, ставшее уже сегодня геологической силой, может уверенно продолжать своё развитие» [11].
Из сказанного выше следует, что экологический аспект в полной мере присутствует в задачах модернизации социально-экономического развития страны. Спад интереса к проблемам экологии, экологического образования сегодня переходит в фазу активных целевых проектов на уровне государства. Отметим, что Согласно Указу Президента РФ В. В. Путина 2017 год объявлен Годом экологии [12].
Важно, что с 1 января 2017 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ о применении наилучших доступных технологий, действие которых направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Следует упомянуть и комплексную Государственную программу Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2014—2018 годы, в которой отмечено приоритетное значение экологиче-
ского образования для решения экологических проблем региона [2].
МГОУ — динамично развивающийся классический университет, решающий научно-образовательные задачи на региональном и муниципальном уровне, призванный готовить специалистов высокого качества, востребованных на рынке труда. Миссия МГОУ как ведущего классического вуза Московской области с многолетней историей ведущих научных школ, заключается в «.осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований мирового уровня в области социально-педагогического, естественно-научного знания и точных наук, в подготовке высококвалифицированных профессионалов для Московской области, выполнения как и социально значимых решений и инициатив Московской области, так и проектов, связанных с модернизацией и повышением конкурентоспособности российской экономики, а также — разработке и реализации научно-практических общественных и просветительских программ. Выпускники МГОУ должны обладать фундаментальными знаниями, проблемным аналитическим критическим мышлением, социально-психологической компетентностью, качествами лидера, интеллектуальной культурой, сочетающейся с внутренней потребностью к саморазвитию и самообразованию» [10].
В связи со сказанным выше, коллектив географо-экологического факультета МГОУ создал исследовательскую программу для открытия новой педагогической научной школы «Эколого-ориентированное профессиональное педагогическое образование». Согласно Положению МГОУ научной школой считается «. сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанный проведением исследований по общему научному направлению и объединённых совместной научной деятельностью, признанный научной общественностью, имеющий в своём составе руководителя, а также молодых исследователей, осуществляющий подготовку научных и научно-педагогических кадров».
Основной стратегической целью научной школы выступает создание условий для подготовки высококвалифицированных профессиональных педагогических кадров для реализации идей экологического развития Московской области.
Задачи научной школы включают:
1) разработку инновационных методологических и теоретических подходов, ориентированных на
Литература
1. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3252 от 25.11.2016 «Энергоэффективность и экономичность: россияне о настоящем и будущем энергетической отрасли» [Электронный ресурсЩЯЬ: Ьйр//шсютга/тс1ехрЬр?1с1=236&шс1=115967(Дата обращения: 28.12.2016).
2. Государственная программа Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2014-2018 годы [Электронный ресурс]:ЦЯЬ: http://me.mosгeg.гu/useгdata/274295.pdf(Дата обращения: 28.12.2016).
3. Тлазачев С.Н., Глазачев О.С. Экологические цели развития тысячелетия. Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010; 2: 25—29.
усиление роли экологического знания в содержании профессионального педагогического образования выпускников географо-экологического факультета;
2) разработку и внедрение эколого-ориентиро-ванных образовательных технологий, направленных на формирование экологической культуры будущих учителей Московской области;
3) разработку и внедрение модели непрерывного эколого-ориентированного профессионального педагогического образования, включающей содержание, организационно-методические условия, критерии эффективности, а также систему образовательного мониторинга качества образовательной деятельности.
Исследовательская программа научной школы «Эколого-ориентированное профессиональное педагогическое образование» предполагает следующие этапы:
1) анализ сложившейся ситуации в области структуры и содержания экологического знания в ходе профессионального образования студентов географо-экологического факультета по педагогическим направлениям подготовки;
2) выявление проблемных направлений, решение которых необходимо для совершенствования системного подхода к формированию экологического сознания будущего выпускника университета;
3) разработка и апробация научно-методического обеспечения образовательных программ с учетом требований модели непрерывного эколого-ори-ентированного профессионального педагогического образования.
Данная исследовательская программа научной школы носит среднесрочный характер и рассчитана на 2017—2021 годы. В качестве ожидаемых результатов коллектив географо-экологического факультета МГОУ планирует издать серию научных статей в высокорейтинговых рецензируемых научных изданиях, две монографии, создать сайт научной школы, подготовить к защите на соискание ученой степени кандидата наук не менее двух молодых ученых.
В заключение отметим, что функционирование научной школы планируется в тесном взаимодействии с региональным отделением Русского географического общества, в уставе которого нашли отражение идеи новой научной школы [13].
4. Гришаева Ю. М. Экологическая компетентность будущего профессионала в гуманитарной сфере // Знание. Понимание. Умение. 2012; 2: 250—256.
5. Гришаева Ю. М. О проблеме подготовки педагогических кадров в вузе в условиях модернизации образования//Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016; 3: 6—9.
6. Гришаева Ю. М, Косоножкин В. И., Ксенофонтов Е. А. Дидактические принципы организации эколого-образовательного пространства гуманитарного вуза // Акмеология. 2015; 3 (55): 61—64.
7. Гришаева Ю. М. Инновационные стратегии развития образовательного процесса // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012; 10: 56—60.
8. Гришаева Ю. ММ.., Подболотова М. И., Ткачева З.Н., Ксенофонтов Е. А. Формирование профессиональной компетентности как условие социализации будущего выпускника педагогического вуза//Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2016. Т.8. №1. С.52—54.
9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р) [Электронный ресурс-JURL: http://government.ru/ те&а/ШеБ/т^гхЙЬЬСк^Р^ата обращения: 01.12.2016).
10. Проект программы стратегического развития МГОУ на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]: U RL: http://txts.mgou.ru/16.02.2015/Proekt_PS R_ MGOU.pdf (Дата обращения: 28.12.2016).
11. Протокол заседания Государственного совета по вопросу об экологическом развитии РФ в интересах будущих поколений от 21 декабря 2016 года [Электронный ресурс]:URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/53602 (Дата обращения: 28.12.2016).
12. Указ Президента РФ В.В. Путина от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» [Электронный ресурс)иКХ: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/51142) (Дата обращения: 01.12.2016).
13. Устав Русского географического общества [Электронный ресурс]:URL: (https://www.rgo.ru/sites/default/files/upload/ustav_rgo_0.pdf) (Дата обращения: 28.12.2016).
Сведения об авторах:
Гришаева Юлия Михайловна,
доктор педагогических наук, доцент, заместитель декана географо-экологического факультета МГОУ по научной деятельности,
j.m.g@mail.ru Ткачева Зинаида Николаевна,
почетный работник высшего профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент,
декан географо-экологического факультета МГОУ,
zn.tkacheva@mgou.ru