Научная статья на тему 'О проблематизации экологического развития личности в цифровом образовании'

О проблематизации экологического развития личности в цифровом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / АМПЛИФИКАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / HUMAN ECOLOGICAL DEVELOPMENT / DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / AMPLIFICATION OF PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарин А.В., Гришаева Ю.М.

В статье актуализируется проблема экологического развития личности в современном образовании, и в частности возможность для реализации ряда новых психолого педагогических идей (подходов) в контексте его «цифровизации». В попытке ответить на вопрос об указанных возможностях проектирования экологического развития личности в цифровом образовании, авторы обращаются, в том числе, к анализу вопросов социокультурного развития и амплификации развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гагарин А.В., Гришаева Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Problematization of a Personality Ecological Development in Digital Education

The article raises the problem of ecological development of a person in modern science. In this regard, key areas of research: philosophic methodological plan, as well as psychological, psycho pedagogical and teaching (the theoretical methodological and scientific applied levels) are highlighted in the paper. In an attempt to answer the question about the indicated possibilities of designing the ecological development of a person in digital education, the authors address, inter alia, to the analysis of the issues of sociocultural development and amplification of personality development.

Текст научной работы на тему «О проблематизации экологического развития личности в цифровом образовании»

О ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ*

А. В. Гагарин, Ю. М. Гришаева

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия Московский государственный областной университет, Россия

On Problematization of a Personality Ecological Development in Digital Education

A. V. Gagarin, Yu. M. Grishaeva

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Moscow State Regional University, Russia

В статье актуализируется проблема экологического развития личности в современном образовании, и в частности возможность для реализации ряда новых психолого-педагогических идей (подходов) в контексте его «цифровиза-ции». В попытке ответить на вопрос об указанных возможностях проектирования экологического развития личности в цифровом образовании, авторы обращаются, в том числе, к анализу вопросов социокультурного развития и амплификации развития личности.

Ключевые слова-, экологическое развитие личности, цифровая образовательная среда, социокультурное развитие личности, амплификация развития личности

The article raises the problem ofecological development ofa person in modern science. In this regard, key areas ofresearch: philosophic-methodological plan, as well as psychological, psycho-pedagogical and teaching (the theoretical-methodological and scientific-applied levels) are highlighted in the paper. In an attempt to answer the question about the indicated possibilities of designing the ecological development of a person in digital education, the authors address, inter alia, to the analysis of the issues of sociocultural development and amplification of personality development.

Keywords: human ecological development, digital learning environment, social and cultural development of personality, amplification of personality development

1. Экологическое развитие (ecological development) в контексте комплексного познания человека

Проблематика экологического развития (ecological development), как одна из версий комплексного познания человека, актуализирует сегодня междисциплинарные исследования средовых взаимодействий человека, которые раскрываются в следующих, на первый взгляд, далеко отстоящих друг от друга аспектах:

— эволюционно-историческое развитие человека;

— межвидовые (экологические, социальные, информационные) взаимодействия в процессе филогенеза и онтогенеза человека;

— поведение человека в сложных (экстремальных, стрессовых) и/или «комфортных» условиях;

— управление природными, антропогенными, социальными, личностными, профессиональными, организационными, информационными системами и ресурсами среды;

— взаимосвязь разума с физическим телом, которое в свою очередь взаимодействует с окружающей средой, или окружением (environment), и представляет

собой не что иное, как часть когнитивной системы, а собственно процесс познания происходит в его единстве с экологической ситуацией;

— поведение человека в информационной (интернет) среде и роли последней в развитии и/или деградации личности.

Последние три из перечисленных аспектов так или иначе связаны с той стороной (проблемой) экологического развития личности, когда в качестве конечного результата такого развития следует рассматривать «эко-логоориентированную личность». Систематизация ряда фундаментальных и научно-прикладных исследований в рамках данных трех аспектов позволила говорить сегодня о некоторых идеях, в которых отражены перспективные подходы в исследовании проблемы экологического развития личности в цифровом образовании.

2. Как обучать «экологии»» в цифровом формате образования?

Феноменологическая сторона проблемы экологического развития личности достаточно основательно проработана в отечественных исследованиях различного

плана и уровня, в том числе в сущностном, содержательно-процессуальном, структурно-типологическом аспектах: а) масштабные философско-методологические труды (В. И. Вернадский [4], Н. Н. Моисеев [14], П. Тейяр де Шарден [27]; Зебзеева В. А, Моисеева Л. В. [10]; Морозова Е. Е, Молодиченко Т. А, Рагимова О. А. [20]; Полянская О. А, Гарбузова Т. Г. [21]; Степанов С. А. [26], Фомичев А. Н. [28]); б) психолого-педагогические исследования (В. И. Панов [17], А. В. Гагарин [11, 29]; Мудрак С. А. [16], Миронова Г. В. [13]); в) педагогические исследования (С. Н. Глазачев [7], Ю. М. Гришаева [9]; Абдулхакова Э. А. [1]; Бойчук Ю. Д, Щербак И. Н. [4]; Гончарова Е. В. [8], Иванова Н. Н. [11], Крамаренко А. Н. [14]; Матвеева А. А, Иванцов Е. А. [12]. Их детальный и неоднократный анализ привел нас к конкретизации определения понятия «экологоориенированная личность» [11, 17, 29].

Однако сегодня остается открытым (мало проработанным) вопрос о применении цифровых технологий для проектирования и реализации экологического развития личности. Интенсивная «<цифровизация» охватывает все стороны жизнедеятельности человека, включая и сферу образования. С каждым годом все более значительная часть педагогического взаимодействия осуществляется так или иначе в онлайн-режиме. [4] Очевидно, что и сфера экологического развития личности не может оставаться в стороне от происходящих процессов, связанных с внедрением цифровых образовательных технологий, разработкой различных аспектов цифровой образовательной среды, «цифрового» педагогического (дидактического) инструментария. Тем не менее, до настоящего времени теоретико-прикладные исследования в сфере экологического развития личности практически не затрагивали вопросы «цифровизации» данного процесса.

Согласно И. В. Роберт [23] информатизация, массовая глобальная коммуникация общества — «ото глобальный, социальный, культурный, технологический процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в социальной сфере, в науке, образовании, культуре, общественном производстве, бизнесе является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для интенсификации любого труда, в том числе интеллектуального». В отношении совершенствования процесса обучения сегодня следует говорить, по мнению И. В. Роберт [24] об интеллектуализации процесса обучения, под которой понимается «<... обеспечение информационного интерактивного взаимодействия между субъектами процесса обучения многовариантным причинно-следственным анализом данных (информации) обо всех аспектах данного процесса с последующей обработкой, визуализацией, получением и сохранением результатов для их предоставления и совместного использования всеми заинтересованными пользователями».

Следует отметить, что задачи, связанные с предметным содержанием экологического развития личности в

цифровом образовании, основанном на интеллектуализации образовательного пространства, получают сегодня большие возможности для своего решения. Например, использование в образовательном процессе таких методов и технологий как моделирование, проектирование, имитация учебных ситуаций; аудиовизуального контакта с объектом изучения; создание условий для ««неограниченного» поиска информации по изучаемой проблеме и проч.

Таким образом, задачи информатизации, интеллектуализации и цифровизации образования глубоко взаимосвязаны между собой. Сказанное обусловливает необходимость обоснования как понятийно-терминологического аппарата, так и поиска теоретико-дидактических предпосылок (оснований) проектирования экологического развития личности с использований онлайн-технологий.

Важен ответ на дидактический вопрос «Как обучать экологии?» в онлайн-среде, и в частности:

— каковы цифровые технологии и «инструменты» такого рода обучения;

— какова специфика и «наполнение» (структура и содержание, типы) специальной — цифровой — образовательной среды;

— как; спроектировать и реализовать развивающий потенциал цифровой образовательной среды того или иного типа;

— каковы специфика и содержание (контент) цифрового учебного (образовательного) процесса;

— как. реализовать данный контент в «<цифровом» педагогическом взаимодействии и какова роль собственно педагога в данном процессе (наставник, разработчик контента или его модератор); .?

Развитие российской дидактики сегодня так или иначе связано с ««адаптацией» ее к международным «стандартам» и представлениям. Отражено это, прежде всего, в процессах интеграции традиционных для России педагогических идей, взглядов и практики с зарубежными. Насколько такая «адаптация» эффективна, и в целом возможна? Предполагаем, что она может внести значительный вклад в исследование процесса конструирования обучения, поскольку помогает представить достаточно ясную картину их взаимосвязи и функционирования в ходе построения «сценария» учебного процесса (в нашем случае в рамках проектирования экологического развития личности в онлайн-среде). Остановимся на некоторых идеях (возможных новых подходах), как связанных с предшествующим опытом отечественной теории и дидактики, так и современных.

3. Некоторые идеи (подходы) для обоснования «цифровой технологизации» экологического развития личности (психолого-дидактические предпосылки проектирования)

Первый подход позволяет нам говорить об организации социальной среды в приложении к проблеме

цифрового образования (система организации социальной среды в образовании — это система социально-педагогических связей, которые должны пронизывать среду с целью формирования личностных новообразований) [22]. Второй подход, — о факторах социальной ситуации (цели, правила, роли, действия, знания-концепты, физическая среда, реквизит, модификаторы, пространство, язык и речь, трудности и навыки) [25]. Третий подход, — о методе амплификации смыслов учения в контексте социальной ситуации развития в совместной продуктивной деятельности, где ведущая роль отводится продуктивным задачам, опережающим решение репродуктивных задач [14]. Четвертый подход, позволяет нам говорить об инвариантности цели при вариативности средств образования, установке на развитие свободы обучающегося, поддержке неповторимости личности, «широком» наборе программ, учитывающих индивидуальные траектории развития личности, «мотивационных линиях» развития образования с учетом интересов обучающегося и «стратегии согласия» для каждого конкретного случая [2].

Осмысление данных идей может стать одним из институционально-социальных контекстов цифровой образовательной среды, который амплификационно обеспечивает становление непрерывного образования человека (включая экологическое развитие) в личност-но-ориентированной парадигме и имеет ярко выраженный синергетический эффект. Ведь амплификация как условие свободного социокультурного развития личности способствует взаимосвязанному изменению и сопряжению компонентов цифровой образовательной среды (учебное содержание, формы его освоения, характер и содержание педагогического взаимодействия), которая создает актуальную социальную учебную

Литература

1. Абдулхакова Э.А. Модель обучения, способствующая формированию на уроках информатики экологоориентированной личности. Информатика и образование. 2011; 10 (228): 60—61.

2. Асмолов А.Г. Нельзя превращать стандарт в «корсет». Психологическая газета. Выпуск от 19 марта 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/7342/ (дата обращения 23 марта 2019 г.)

3. Бойчук Ю.Д., Щербак И.Н. Экологоориентированная образовательная среда: характеристика и функции. Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012; S: 17—20.

4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.А. «Цифровое образоваие» как системообразующая категория: подходы к определению. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018; 3:

25—36.

5. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера / Отв. ред. А Л. Яншин. М.: Наука, 1994. 669 с.

6. Глазачев С.Н, Игнатова В.А., Игнатов С.Б. Экологическая культурология: педагогическая адаптация. М., 2008. 322 с.

7. Гончарова Е.В. Социально-экологическое развитие ребенка в культурологической парадигме экологического образования. Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2009; 3: 11—17.

8. Гришаева Ю.М. Эколого-профессиональная компетентность личности: педагогическая адаптация (Серия: Базовая концепция человека). Москва, 2013.

9. Зебзеева В.А., Моисеева А.В. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме образования. Современные наукоемкие технологии.

2009; 5: 21—22.

10. ИвановаН.Н. Технология социально-экологического развития личности педагога ДОО. Конференциум АСОУ: сборник материалов. 2015; 4: 770—775.

ситуацию, обеспечивающую синергию (гармоничное разрешение противоречий) на индивидуальном и социальном уровне [12].

4. Об эколого-психологическом подходе к разработке проблематики экологического развития личности в цифровом образовании

Наконец, подводя итог сказанному, отметим, что предлагаемая проблематика разрабатывается и в рамках активного формирования одного из направлений эколого-психологического подхода в прикладных междисциплинарных исследованиях личности. И в центре данного, пятого подхода, различные случаи взаимодействий человека с окружающей его средой — экологической (средой обитания), природной, социальной, цифровой. Понятие окружающей среды здесь трактуется и достаточно широко, и с необходимой долей конкретизации в том или ином случае взаимодействия с ней человека. Опираясь на данный подход, и в частности на идею анализа таких взаимодействий человека в той или иной «средовой ситуации», мы говорим о взаимосвязанной разработке двух ключевых вопросов: 1) экологического развития личности как результата различного рода сре-довых взаимодействий; 2) проектирования и изменения такого развития в цифровой образовательной среде.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00322 А «Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании».

11. Иващенко А.В, Гагарин А.В. Эколого-ориентированная деятельность педагога и учащихся в экологическом образовании: сущностные особенности, содержательно-функциональный и аксиологический аспекты. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2007; 1: 80.

12. Канин А.И. Амплификация образовательного процесса лицея как условие свободного социокультурного развития личности: Дис. ... канд. пед. наук Воронеж, 2001. 209 с.

13. Крамаренко А.Н. Проблема формирования экологоориентированной личности будущего учителя начальной школы в условиях глобального экологического кризиса современности. Актуальные вопросы современной науки. 2013; 26: 88—97.

14. Аяудис В.Я. Инновационное обучение и наука: Науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1992. 51 с.

15. Матвеева А.А, Иванцов Е.А. Применение интерактивных технологий в контексте формирования экологоориентированной личности будущих специалистов. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018.; 2: 68—74.

16. Миронова Г.В. Экологоориентированная личность и её развитие в период ранней профессионализации человека. Развитие профессионализма. 2017;

2 (4) 33—35.

17. Моисеев Н. Н. О необходимых чертах цивилизации будущего (Философские заметки). Экология, охрана природы, экологическая безопасность / Под общ. ред. А.Т. Ники-тина и др. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000: 6—16.

18. Морозова Е.Е., Молодиченко Т.А., Рагимова О.А. Ноосферная культура как показатель нравственно-экологического развития личности и общества. Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016; 1: 34—39.

19. Мудрак С.А., Гагарин А.В. В «<Год экологии»: Становление экологоориентированной личности на этапе обучения в высшей школе. Акмеология. 2017;

3 (63): 7—16.

20. Панов В.И. Парадигмальное отличие экопсихологического подхода к развитию психики от экологического подхода к восприятию Дж. Гибсона. 7-я Российская конференция по экологической психологии. 2015: 345—348.

21. Полянская О.А., Гарбузова Т.Г. Европейский подход к повышению экологической грамотности подрастающего поколения как основа устойчивого развития общества // Проблемы современной науки и образования. 2018; 3 (123): 61—63.

22. Проблема специфики психического развития человека (Л.С. Выготский и его школа). [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyhodic.ra/arc.php? page=376 (дата обращения: 22 марта 2019 г.).

23. Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования. Ученые записки ИИО РАО, 2010; 33: 5.

24. Роберт И.В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негатив-

25.

26.

27.

28.

29.

ные последствия. Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск Омская гуманитарная академия, 2017; 4 (30): 65—71. Ситуационные факторы межличностной коммуникации. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/6155702/page2/ (дата обращения 22 марта 2019 г.)

Степанов С.А. Образовательный вклад в экологическое развитие России. Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014; 6 (18) 254—261.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987 Фомичев А.Н. О научных обоснованиях концепций экологического развития. Общественные науки и современность. 2008; 3: 142—150. Gagarin A.V., lvashchenko VA. Essence, gender and intercultural aspects, especially the development of ecological competence of the person. Psychology (Savannah, Ga.). 2013; 2: 73.

Материалы статьи представлены на заседании Международного научного круглого стола «Экологическая безопасность и цифровое образовательное пространство», проведенного 29 мая 2019 г. в рамках работы Международного научно практического форума «Россия в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения» на базе географо-экологического факультета МГОУ при поддержке Академии МНЭПУ и Международной академии наук (Здоровье и Экология).

Сведения об авторах:

Гагарин Александр Валерьевич — д. п. н., профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва).

E-mail: gagarin-av@ranepa.ru

Гришаева Юлия Махайловна — д. п. н, профессор кафедры физической географии, природопользования и методики обучения географии МГОУ.

E-mail: j.m.g@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.