УДК 81.272
ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СФЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА *
O.E. Ноянзина, Д.А. Омельченко, О.В. Суртаева
Алтайский государственныйуниверситет, Барнаул, Россия, E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
В целях оценки положения и функционирования русского языка в Российской Федерации проведен контент-анализ официальных документов Российской Федерации в области сфер использования русского языка. Основной акцент сделан на концептуализации основных приоритетов и направлений государственной языковой политики современной России. С целью иллюстрации особое внимание уделено посланиям Президента Российской Федерации, его программным выступлениям по заданной тематике, а также основным политико-доктринальным документам страны. Рассмотрены стратегические приоритеты, отраженные в доктринальных документах государства, таких как положения утвержденных Президентом Российской Федерации Концепции «Русская школа за рубежом» и Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом как основы для гуманитарного сотрудничества государства. Анализ основных стратегий, концепций и доктрин РФ показывает, сколь сложным, многоплановым и многоаспектным феноменом является государственная языковая политика, насколько большое число сфер общественной жизни и направлений деятельности государства она затрагивает, каким комплексным и, без преувеличения, всеохватным является ее влияние в современных условиях.
Ключевые слова: русский язык, языковая политика Российской Федерации, стратегические приоритеты, сбережение русского языка, нормативное правовое обеспечение языковой политики.
* Публикация подготовлена в рамках выполнения проектной части государственного задания Министерства образования и науки РФ 28.2757.2017/4.6 «Транзитная миграция, транзитные регионы и миграционная политика России: безопасность и евразийская интеграция», 2017-2019.
PRIORITIES OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF RUSSIAN LANGUAGE
O.E. Noyanzina, D.A. Omelchenko, O.V. Surtaeva
Altai State University, Barnaul, Russia E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
With the aim to evaluate the condition and functioning of the Russian language in Russian Federation, authors realized the content-analysis of official documents of the Russian Federation in the fields of use of Russian language. A general accent was made on the conceptualization of priorities and detections of the state language policy ofcontemporary Russia. To illustrate the process, a special attention is paid to the analysis of messages from the President, his program statements on the given theme, and basic political-doctrinal document of the country. Authors considered strategic priories, reflected in doctrinal documents of the state, such as Russian Schools Abroad Concept Document and the Concept of state support policy and promotion of the Russian language abroad as bases for humanitarian cooperation. Analysis of basic documents of the country demonstrated the complicity and mul-tidimensionality of the phenomenon of the State language policy, it covers the multiple spheres of public life and directions of activity of the State, it has complex and comprehensive influence in contemporary conditions.
Keywords: Russian language, language policy of the Russian Federation, strategic priorities, preservation of the Russian language, legislative provision of lan-guagepolicy.
Введение
В современную эпоху, характеризующуюся целым рядом разнонаправленных сдвигов и противоречивых трансформаций глобального масштаба (Тишков, 1997), которые в подавляющем большинстве случаев несут угрозу безопасному существованию стран и народов, подрывают глубинные основания национальной идентичности, провоцируют этнополитические столкновения и т.д., особое значение приобретает проведение государством эффективной политики в языковой сфере (государственной языковой политики). Последняя, имея тесные переплетения с основными целями и задачами таких важнейших направлений деятельности государства, как образовательная, культурная, национальная, информационная, миграционная политика, призвана не только сохранить государственный язык и языки народов, населяющих соответствующую национальную территорию, но и сделать их основой для общенационального мира и согласия, а также для продвижения страны на международной арене, занятия ею достойного места в глобальном социолингвистическом пространстве, как равноправного участника диалога мировых культур и цивилизаций (Зязиков, 2016).
Политика государства в языковой сфере обладает особой значимостью для современной России, прошедшей за последние четверть века крайне непростой путь своего развития — от болезненной ломки былых социально-экономических оснований и хаотичного политического реформирования к продуманному внутри-и внешнеполитическому курсу, отвечающему жизненно важным национальным интересам и приоритетам (Степанов, 2000; Санина, 2012). Как было отмечено Президентом России В.В. Путиным в ходе выступления на пленарном заседании съезда Общества русской словесности, состоявшемся 26 мая 2016 г., «Роль русского языка в такой многоликой, многонациональной, красивой стране, как Россия, еще и в том, чтобы создавать единую российскую нацию, быть языком межнационального общения». И далее: «Сбережение русского языка, литературы и нашей культуры — это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире»
В этой связи представляется целесообразным проследить, как происходила концептуализация данного направления государственной политики на уровне высшего политического руководства страны, какие общенациональные приоритеты в языковой сфере были обозначены, каковы цели и задачи деятельности профильных органов власти и управления и т.д. При этом необходимо уделить особое внимание проблемам сохранения и развития русского языка — государственного языка нашей страны.
Проблематика, связанная с русским языком и так или иначе затрагивающая сферу государственной языковой политики, была впервые обозначена в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1994 г. При этом данная проблематика была тесно увязана главой государства с проблемами этнических русских, проживающих как на территории России, так и за ее пределами, т.е. с «русским вопросом» (М. Зязиков, 2016). Как было отмечено в Послании, «сохранение и укрепление федеративного государства напрямую зависят от национального самочувствия русских. В России русские составляют абсолютное большинство населения — 83%. Им не угрожают ассимиляция, забвение родного языка, утрата национальной самобытности.
В Послании 1996 г. проблемы русского языка были вновь увязаны с крайне непростой ситуацией вокруг этнических русских в ряде регионов страны 2. В посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию проблематика, связанная с определением основных приоритетов и принципов государственной языковой политики, получила дальнейшее развитие, заняв одно из центральных мест в этих важнейших общенациональных политико-правовых документах. В Послании 2005 г. глава государства, подчеркивая огромное значение этого события, отметил: «Наш народ сражался против рабства, сражался за право жить на своей земле, за право говорить на родном языке, иметь свою государственность,
1 Цит. по: Сайт Президента России. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/52007.
2 Цит. по: Сайт «ИНТЕЛРОС — Интеллектуальная Россия» URL: http://www.intelros.ru/strategy/ gos_rf/psl_prezident_rf_old/73-poslanie_prezidenta_rosii_borisa_elcina_federalnomu_sobraniju_rf_ rossija_za_kotoruju_my_v_ot.vete_1996_god.html.
культуру и традиции. Он сражался за справедливость и свободу. Он отстоял свое право на самостоятельное развитие. Он дал тогда нашей Родине будущее»1 .
В Послании 2007 года — года, объявленного Годом русского языка, — проблемы формирования и реализации государственной языковой политики рассмотрены в контексте смежных направлений государственной политики и сфер общественной жизни. В Послании были приведены конкретные шаги — как уже сделанные, так и планируемые — со стороны государства, направленные на комплексное решение проблем в языковой сфере. В их числе: система грантов для ряда музыкальных, театральных и других творческих коллективов; содействие возрождению отечественного кино и театра, книгоиздания и литературы; развитие национальных культур народов России, включая поддержку фольклорного творчества; возрождение в стране на современной основе библиотечного дела, включая создание Президентской библиотеки и сети ее региональных центров, а также укрепление местной пнфор-мационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, в том числе школьных, сотрудничество с крупными мировыми библиотечными центрами и т.д. (Зязиков, 2016).
В посланиях Президента Российской Федерации Д.А. Медведева неоднократно подчеркивалось историческое значение русского языка в сохранении культур-но-цивилизационного единства России, а также уточнялись и конкретизировались основные направления и механизмы государственной языковой политики. В Послании В.В. Путина, оглашенном в 2012 г., была вновь отмечена историческая роль русского языка, при этом отдельное внимание уделено необходимости совершенствования механизма возвращения в страну соотечественников, проживающих за рубежом: «Россия нуждается в притоке новых сил, безусловно. Нуждается в умных, образованных, трудолюбивых людях, которые не просто хотят здесь подработать и уехать, а хотят переехать, обосноваться в России и считают Россию своей родиной... Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну»2 .
В дополнение к ранее представленному обзору, процитированному на основе публикаций «Вестника Российской нации», отметим, что обозначенные в посланиях главы государства проблемы сохранения и развития русского языка, а также основные приоритеты и направления государственной языковой политики неоднократно дополнялись и уточнялись в ходе выступлений первых лиц страны на заседаниях Государственного совета и президентских советов — Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку.
Наконец, актуальные вопросы в сфере государственной языковой политики и важнейшие задачи по сохранению русского языка и языков народов России были сформулированы на совместном заседании президентских Совета по межна-
1 Цит. по: Сайт Президента России URL: http:// archive.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml.
2 Там же. С. 18.
циональным отношениям и Совета по русскому языку 19 мая 2015 г. Президент Российской Федерации подчеркнул, что сбалансированная и эффективная языковая политика для России с ее этническим, культурным разнообразием и сложным национально-государственным устройством является одним из очевидных приоритетов: «Вопросы сохранения и развития русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России» \
Отметив, что в Российской Федерации проживают представители 193 национальностей, которые говорят на почти 300 языках и диалектах, глава государства напомнил о том, что письменность для многих языков была разработана лишь в советское время силами выдающихся русских ученых, лингвистов, филологов, а также о богатых традициях литературных переводов на русский книг, стихотворений, чьи авторы писали на своем родном языке, благодаря чему эти произведения становились известны не только в нашей стране, но и за рубежом. По словам Президента Российской Федерации, «Без всякого преувеличения можно сказать: подобной поддержки, настоящего сбережения национальных языков, как в нашей стране, никто никогда в мире не обеспечивал»2 .
В контексте сказанного, актуальными рекомендациями XXVIII заседания Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России на тему «О продвижении российского высшего образования и укреплении позиций русского языка за рубежом и участии субъектов Российской Федерации в этих процессах» в том числе выступили: анализ и обобщение лучших российских практик в области продвижения образования, а также передового опыта российских вузов в укреплении позиций русского языка за рубежом; расширение в вузах иностранных государств сети центров и кафедр русского языка; расширение работы по проведению мероприятий по продвижению и поддержке русского языка за рубежом, в том числе приуроченных ко Дню русского языка, и др. (Рязанцев, Гребенюк, 2014)3.
В связи с озвученными в ежегодных посланиях и выступлениях главы государства, в том числе недавних, задачами по сохранению и развитию русского языка, а также по совершенствованию языковой политики, представляется целесообразным проанализировать существующую к настоящему моменту в Российской Федерации концептуальную базу данного направления государственной деятельности, получившую оформление в виде стратегий, доктрин и других официальных документов, что и является целью данной статьи.
Методы
В рамках исследования была проведена систематизация нормативно-правовых актов, используемых непосредственно в целях сохранения и развития русского
1 Цит. по: Вестник Российской нации. 2015. № 3. С. 12.
2 Там же. С. 12-13.
3 Рекомендации XXVIII Заседания Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России 26 октября 2016 г.
языка, анализ достаточности нормативно-правовой базы и оценка эффективности механизмов и процессов реализации правовых норм в области русского языка.
Итак, как уже было упомянуто ранее, цели, задачи, приоритеты развития и сохранения, распространения русского языка в Российской Федерации определяются различными внутренними нормативно-правовыми актами, многосторонними и двусторонними соглашениями в области образования, международного сотрудничества, науки и культуры.
Объектом исследования в рамках данной статьи выступили правовые нормы, направленные на развитие русского языка, представленные в нормативно-правовых актах в области социально-экономического развития Российской Федерации. В первую очередь мы обратили внимание на цели и приоритетные направления социально-экономического и инновационного развития Российской Федерации. Исследование проходило в несколько этапов.
На первом этапе проведен анализ основных национальных стратегических документов 1, т.е. были рассмотрены документы, направленные на развитие русского языка, определение его роли, значимости для национальных интересов Российской Федерации, в том числе приоритеты языковой политики в сфере международного сотрудничества, ее соотношение с целями социально-экономического развития и внешней политики государства, а также региональными приоритетами международного сотрудничества.
На втором этапе была сформирована база нормативно-правовых актов, направленных непосредственно на развитие и сохранение русского языка, т.е. на достижение целей, очерченных в документах, рассмотренных на первом этапе через систему конкретных мероприятий в области образования, науки и культуры, а также международного сотрудничества.
На третьем этапе была проведена систематизация отобранных документов по выделенным критериям и сформирована база данных в формате SPSS для последующего анализа. При создании базы все отобранные документы были проанализированы и классифицированы по следующим критериям: название документа; дата принятия документа/заключения соглашения; дата вступления в силу; тип документа (декларация, соглашение и др.); география (тороидальная сфера действия — Российская Федерация /субъект/международный); срок действия; уровень, на котором принят документ (правительство, министерство и др.); предметная область; целевые показатели; агенты (кто отвечает за реализацию); механизмы и инструменты развития русского языка.
1 Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 8; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 г.; Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом РФ 13 июня 2012г.; Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента РФ от19 декабря 2012 г. № 1666; Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 12 февраля 2013г.; Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., утвержденная Президентом РФ 28 ноября 2014 г.
Результаты
Всего в базу вошел 81 документ (исключая концептуальные, стратегические документы, а также ведомственные правовые акты), принятые в период 1999— 2016 гг.
Итак, что входит в состав нормативных и правовых документов Российской Федерации, регламентирующих сферу использования, сохранения и продвижения русского языка в России и мире? Согласно итогам обработки собранного материала, из них:
• 1,3% — указы Президента Российской Федерации, 2,6% — федеральные законы, 24,4% — постановления Правительства Российской Федерации, 25,6% — распоряжения Правительства Российской Федерации, 38,5% —ведомственные приказы федеральных органов исполнительной власти, 3,7% — акты субъектов Российской Федерации;
• 47,1% документов содержат решение проблем русского языка программно-целевыми методами — целевые программы, 20,6% — положения, проекты, решения и требования федеральных органов исполнительной власти, 11,8% — двусторонние и многосторонние соглашения, 11,8% документов представляют собой концепции, 8,8% имеют форму программ;
• большинство документов распространяют свое действие только на Российскую Федерацию, 6,1% — устанавливают приоритеты в сфере международного сотрудничества в дальнем зарубежье, причем отдельные акты касаются языковой политики РФ в таких странах, как Франция, КНР и ФРГ, а 7,4% определяют приоритеты в странах СНГ;
• 6,6% документов утвердил/подписал Глава государства, 22,4% — Правительство Российской Федерации, 34,2% — отраслевое федеральное министерство/ведомство, 36,8% — Рособрнадзор, органы исполнительной власти субъектов или ведомства в сфере образования, науки, культуры и международного сотрудничества;
• исполнителями мероприятий/решений, отраженных в документах, выступали чаще всего Министерство образования и науки Российской Федерации (19,8% документов), органы исполнительной власти субъектов (13,6%), федеральные органы исполнительной власти (4,9%), Россотрудничество (3,7%), по 2,5% документов касалось деятельности Рособрнадзора, Минэкономразвития и Минфина России;
• по предлагаемым механизмам развития, сохранения и продвижения русского языка в России и мире документы расположились следующим образом (с учетом закрепления спектра возможных механизмов в некоторых документах): популяризация (21,0%), создание и развитие инфраструктуры (18,5%), подготовка кадров (18,5%), научное и методическое обеспечение (18,5%), создание и развитие сетей, в том числе Интернет (18,5%), информационная кампания (17,3%), сотрудничество (17,3%), поддержка соотечественников (17,3%), проведение мероприятия (16,0%), сотрудничество между организациями (16,0%), сотрудничество в области науки, техники, инноваций (14,8%), сотрудничество в области науки и образования (14,80%), обмен учеными, преподавателями (13,6%), обмен учащимися, студентами (13,6%), создание центров, организаций (12,3%), сотрудничество в об-
ласти культуры и искусства, спорта (12,3%), проведение совместных исследований, создание организаций (12,3%) и другой механизм (разработка рекомендаций, образовательных программ, бренда «Институт Пушкина») — 4,9%.
Рассмотрим положения концептуальных и стратегических документов, закрепляющих позиции и определяющих приоритеты государственной языковой политики.
В Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 и действующих по настоящее время, отмечается, что региональная политика в области национально-этнических отношений в такой важнейшей сфере, как духовная, должна обеспечивать «государственную поддержку сохранения самобытной культуры малочисленных народов, условия для сохранения их языка, традиций и среды обитания; развитие национальных языков и культур во всех сферах, прежде всего в сфере образования; реальные возможности для функционирования русского языка как общегосударственного языка и как средства межнационального общения» 1.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности России в сфере духовной жизни отнесены в том числе «русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств — участников Содружества Независимых Государств; языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации» 2.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г., в качестве основных направлений данной политики выделяет: в области содействия образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности — «создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных учреждениях начального профессионального образования в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками», а в области содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом — «содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом; создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации, а также создание специализированного канала и циклов телепередач, ориентированных на социокультурную и языковую адаптацию мигрантов» 3.
1 Цит. по: Сайт Совета Безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/26.html.
2 Цит. по: Сайт Совета Безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html.
3 Цит. по: Сайт Совета Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/16/l 16.html.
Важнейшим концептуальным документом (Зязиков, 2016; Зорин, 2013) в области государственной языковой политики нашей страны следует считать Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. Согласно ей, первым из числа основных вопросов государственной национальной политики Российской Федерации, по-прежнему требующим особого внимания государственных и муниципальных органов, названы «сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности» \
В Стратегии подчеркивается, что «Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 — в качестве языка обучения, 59 — в качестве предмета изучения», а также что «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру» 2.
С точки зрения рассматриваемой проблематики отметим, что в том числе целями государственной национальной политики в Стратегии были названы: «государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации; содействие добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией; а в качестве приоритетного направления государственной национальной политики Российской Федерации — обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации» 3.
Отдельные аспекты государственной языковой политики отражены в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г. Так, в соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности — «обеспечением защищенности личности, общества и государства» — основные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении в том числе таких основных целей, как «распространение
1 Цит. по: Вестник Российской нации. 2012. № 6. С. 252.
2 Там же. С. 253.
3 Цит. по: Сайт Совета Безопасности Российской Федерации URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/2/25.html.
и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом» .
Россия, «будучи приверженной универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека» (Зязиков, 2016), видит свои задачи в том, чтобы: «защищать права и законные интересы соотечественников, проживающих за рубежом, на основе международного права и международных договоров Российской Федерации, рассматривая многомиллионную русскую диаспору в качестве партнера, в том числе в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры; ... способствовать изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента международного и межнационального общения» \
Согласно Концепции Россия намерена активно способствовать развитию взаимодействия государств — участников СНГ в гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства — участника Содружества в отдельности. Особое внимание будет уделяться поддержке соотечественников, проживающих в государствах — участниках СНГ, согласованию договоренностей о защите их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод. В этой связи Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, — и по международному гуманитарному сотрудничеству предписано участвовать в выработке предложений и реализации внешней политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, международного гуманитарного сотрудничества, поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, укрепления позиций русского языка в мире, развития сети российских центров науки и культуры за рубежом 2.
В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 г., в качестве основных источников угроз экстремизма в современной России названы: «Наиболее опасные виды экстремизма — националистический, религиозный и политический — проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет, в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов» 3.
Наконец, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.
1 Там же.
2 Там же.
3 Цит. по: Сайт Совета Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/16/ 130.html.
№ 683, отмечается, что «для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы: повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий; активное развитие международных связей в области науки и образования, наращивание экспорта качественных образовательных услуг, прежде всего в государства — участники Содружества Независимых Государств, повышение привлекательности образования на русском языке на мировом рынке образовательных услуг» 1.
В документе отмечено, что «Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации, основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Россия реализует программы поддержки изучения русского языка и культуры в государствах — участниках Содружества Независимых Государств для ускорения процессов евразийской интеграции» 2.
Среди нормативных правовых актов Российской Федерации, непосредственно закрепляющих статус русского языка, а также определяющих меры по его развитию, сохранению и продвижению, прежде всего отметим Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 20 мая 2005 г. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 05.05.2014 № 101-ФЗ).
Данный Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.
Законом определено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 2).
Ст. 3 определяет сферы использования государственного языка Российской Федерации. Также немаловажно отметить, что ст. 4 названного закона определяет
1 Цит. по: Вестник Российской нации. 2016. №1.С. 241.
2 Там же. С. 245.
полномочия органов государственной власти по защите и поддержке русского языка.
С 2006 г. вопросы языковой политики решаются программно-целевыми методами в рамках федеральных целевых программ 1. Так, Правительством Российской Федерации Распоряжением от 20 декабря 2014 г. № 2647-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы.
Концепция определяет, что «укрепление позиций русского языка является стратегическим приоритетом Российской Федерации. С начала XXI в. Россия активно осуществляет системные меры по поддержке и развитию русского языка, в числе которых ряд соответствующих документов, принятых руководством страны, создан Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации.
Большое внимание уделяется обеспечению эффективного функционирования русского языка внутри Российской Федерации, а также расширению географии и сфер его применения в мире. Масштабный комплекс мероприятий, направленных на реализацию функции русского языка как государственного языка и как языка межнационального общения, а также на поддержку русского языка за рубежом, был осуществлен в ходе выполнения трех федеральных целевых программ „Русский язык"» 2.
В целях координации деятельности по развитию русского языка, «обеспечения развития, защиты и поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации в этой области» Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2014 г. создан Совет при Президенте Российской Федерации по русскому языку.
Значение русского языка и основные проблемы его развития на территории Российской Федерации, а также возможные пути их решения определены в утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
Изменения, внесенные в миграционное законодательство Российской Федерации, обязывают трудовых мигрантов с января 2015 г. сдавать экзамен на знание русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации, что становится дополнительным стимулом для изучения этих дисциплин.
1 Распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2005 г. «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы „Русский язык (2006-2010 годы)"»; Распоряжение Правительства РФ от 20 декабря 2014 г. №2647-р «Об утверждении концепции федеральной целевой программы „Русский язык" на 2016-2020 годы» (развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога); Постановление от 20 июня 2011 г. о федеральной целевой программе «Русский язык» на 2011-2015 годы (цель — поддержка, сохранение и распространение русского языка, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом); Постановление от 20 мая 2015 г. о федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы (русский как фундаментальная основа гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного сотрудничества).
2 Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг.
Увеличивается потребность семей соотечественников, проживающих в иностранных государствах, в знании их детьми русского языка и получении качественного образования на русском языке, в том числе дистанционно. На межгосударственном уровне заключены 47 соглашений, касающихся сохранения и продвижения образования на русском языке.
Молодые граждане иностранных, особенно европейских, государств часто выбирают русский язык в качестве второго и третьего иностранного языка с целью повысить свою конкурентоспособность на мировых рынках труда. Между тем в сфере открытого образования (доступного, бесплатного образования, предоставляемого в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, популярность которого приближается к популярности социальных сетей) глобально доминируют иноязычные зарубежные программы.
Целью утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 481 «О федеральной целевой программе „Русский язык" на 2016-2020 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2016 № 264) «является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога».
Главными ориентирами внешнеполитической деятельности по продвижению русского языка выступают Концепция «Русская школа за рубежом» от 11 апреля 2015 г. и Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом от 3 марта 2015 г.
Концепция «Русская школа за рубежом» «определяет приоритетные цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве, подходы к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к общему образованию на русском языке за рубежом, а также виды государственной поддержки образовательных организаций, осуществляющих преподавание на русском языке в зарубежных странах» и «дополняет и развивает Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденные Президентом Российской Федерации 18 декабря 2010 г.».
3 ноября 2015 г. Указом Президента Российской Федерации № Пр-2283 утверждена Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом. Концепция представляет собой систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления деятельности Российской Федерации по поддержке и продвижению русского языка за рубежом в интересах развития международного культурно-гуманитарного сотрудничества и формирования позитивного образа Российской Федерации в мире.
Целями и задачами деятельности по поддержке и продвижению русского языка за рубежом определено, что: «укрепление международных позиций Российской Федерации и продвижение ее внешнеполитических интересов, а также решение
задач, связанных с установлением равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений с иностранными государствами, требуют использования всех имеющихся в распоряжении государства рычагов. Одним из важнейших инструментов расширения международного культурно-гуманитарного сотрудничества, обеспечения образовательного, научного, культурного и информационного влияния Российской Федерации в мире является поддержка и продвижение русского языка за рубежом» 1.
В открытом доступе находятся двусторонние международные документы в сферах, связанных с реализацией данных направлений. Среди них отметим Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. (изучение и преподавание русского языка, литературы и культуры России в образовательных учреждениях Китайской Народной Республики и китайского языка, литературы и культуры Китая в образовательных учреждениях Российской Федерации); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об изучении русского языка в Федеративной Республике Германия и немецкого языка в Российской Федерации от 9 октября 2003 г. (изучение и преподавание русского языка, литературы и культуры Российской Федерации в образовательных учреждениях различных типов Федеративной Республики Германия и немецкого языка, литературы и культуры Федеративной Республики Германия в образовательных учреждениях); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об изучении русского языка во Французской Республике и французского языка в Российской Федерации от 10 декабря 2004 г. (преподавание и изучение русского языка в средних и высших учебных заведениях Французской Республики, французского языка в образовательных учреждениях общего и профессионального образования Российской Федерации).
Заключение
Таким образом, даже самый общий анализ основных стратегий, концепций и доктрин Российской Федерации показывает, сколь сложным, многоплановым и многоаспектным феноменом является государственная языковая политика, насколько большое число сфер общественной жизни и направлений деятельности государства она затрагивает, каким комплексным и, без преувеличения, всеохватным является ее влияние в современных условиях (Зязиков, 2016).
Будучи государственным языком Российской Федерации, русский язык является одним из фундаментальных факторов, формирующих гражданскую идентичность и объединяющих многонациональный российский народ, что обусловливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения народов России (Махтоуа ^ а1., 2018). Русский язык имеет огромное значение не только для Российской Фе-
1 Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом.
дерации, но и для мировой цивилизации, поскольку он сохраняет за собой статус мирового языка и остается одним из важнейших инструментов познания другими народами непреходящих гуманистических ценностей российской культуры, образования и науки» 1.
В рамках доктринальных документов страны выделен и ряд актуальных проблем, касающихся русского языка в российском и зарубежном пространстве, подлежащих решению, среди которых снижение присутствия русского языка на зарубежном пространстве, уменьшение числа русских школ за рубежом, сокращение в государствах — участниках СНГ количества преподавателей русского языка, снижение уровня их профессионализма. Существуют и другие проблемы, такие как недостаточный уровень координации организаций, их ресурсов, программ, в том числе некоммерческих организаций и организаций соотечественников за рубежом, ухудшение условий для изучения русского языка в большинстве стран, особенно на пространстве СНГ; слабое использование возможностей информационных, электронных и игровых технологий для изучения и продвижения русского языка и осуществления образования на русском языке и др. «Нерешенность указанных проблем является существенным фактором ограничения укрепления позиций русского языка в современном мире» 2.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Зязиков М. К вопросу о роли русского языка в современном мире. Вестник Российской нации, 2016, No.l, 60-67.
Рязанцев С.В., Гребенюк А.А. «Наши» за границей. Русские, россияне, русскоговорящие, соотечественники: расселение, интеграция и возвратная миграция в Россию. М.: ИСПИ РАН, 2014.
Сайт «ИНТЕЛРОС — Интеллектуальная Россия». URL: http://www.intelros.ru/ strategy/gos_rf/psl_prezident_rf_old/73-poslanie_ prezidenta_rosii_borisa_elcina_ federalnomu_sobraniju_rf_rossija_za_kotoruju_my_v_ ot.vete_l 996_god.html.
Сайт Президента России. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/52007.
Сайт Совета Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/16/26.html.
Санина А.Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государствен-ный подход. Социологические исследования, 2012, No. 12, 57-65.
Степанов В.В. Поддержка языкового разнообразия в Российской Федерации. Этнографическое обозрение, 2010, No. 4, 102-114.
Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: ИЭА РАН, 1997. Maximova S., Noyanzina О., Omelchenko D., and Maximova M. The Russian-speakers in
1 Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг.
2 Там же.
the CIS countries: migration activity and preservation of the Russian language. MATEC Web of Conferences, 2018,212,10005. URL: http://doi.org/10.1051/matecconf/201821210005.
REFERENCES
Zyazikov, M. (2016). K voprosu o roli russkogo yazyka v sovremennom mire [On the question of the role of the Russian language in contemporary world]. Bulletin of the Russian nation, No. 1, 60-67.
Ryazancev, S.V., Grebenyuk, A.A. (2014). «Nashi» za granicej. Russkie, rossiyane, russ-kogovoryashchie, sootechestvenniki: rasselenie, integraciya i vozvratnaya migraciya v Rossiyu [«Ours» abroad: Russians, Russian-speaking, compatriots: resettlement, integration and return migration into Russia]. M.: ISPI RAN.
INTELROS — Intellektual'naya Rossiya [INTELROS — Intellectual Russia]. Available at: http://www.intelros.ru/strategy/gos_rf/psl_prezident_rf_old/73-poslanie_ preziden-ta_rosii_borisa_elcina_federalnomu_sobraniju_rf_rossija_za_kotoruju_my_v_ ot.vete_l 996_god.html.
Sajt Prezidenta Rossii [The site of the President of Russia]. Available at: http:// www. kremlin.ru/events/president/news/52007.
Sajt Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federacii [The site of the Security Council of the Russian Federation]. Available at: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/26.html.
Sanina,A.G. (2012). Formirovanie rossijskoj identichnosti: grazhdansko-gosudarstvennyj podhod [Formation of the Russian identity: civic-state approach]. Sociologicheskie issle-dovaniya, No. 12, 57-65.
Stepanov, V.V. (2010). Podderzhka yazykovogo raznoobraziya v Rossijskoj Federacii [Support for linguistic diversity in the Russian Federation]. Etnograficheskoe obozrenie, No.4, 102-114.
Tishkov, V.A. (1997). Ocherki teorii ipolitiki ehtnichnosti vRossii [Essays on theory and practice ofethnicity in Russia]. Moscow: IEA RAS.
Maximova, S., Noyanzina, O., Omelchenko, D., and Maximova, M. (2018). The Russian-speakers in the CIS countries: migration activity and preservation of the Russian language. MATEC Web of Conferences 212, 10005. Available at: http://doi.org/10.1051/ matecconf/201821210005.