Научная статья на тему 'К вопросу общественно-политической значимости пропаганды концепта «Человек труда»'

К вопросу общественно-политической значимости пропаганды концепта «Человек труда» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN CAPITAL / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HUMAN RESOURCES / WORKING MAN / "МАЙСКИЕ УКАЗЫ" / "MAY DECREES" / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / АСИ / ASI / КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / CORPORATE UNIVERSITIES / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DUAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / REGULATIONS / ПРЕЗИДЕНТ РФ В. ПУТИН / RUSSIAN PRESIDENT VLADIMIR PUTIN / ЧЕЛОВЕК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремеев Станислав Германович, Сафонова Ольга Диомидовна

В настоящей статье исследуются вопросы, связанные с повышением значимости и престижа труда. Необходимо не только качественное повышение образовательного уровня на рынке рабочей силы, но и внимание к пропаганде значимости и ценности труда. В работе рассмотрены примеры лучших практик по повышению престижа рабочих профессий в обществе, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. Органы государственной власти начинают уделять человеческому потенциалу внимание, что находит отражение в конкретных мерах, планах, номативно-правовых актах и мероприятиях по обеспечению повышения производительности труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Еремеев Станислав Германович, Сафонова Ольга Диомидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of Social and Political Significance Promote of the “Working Man” Concept

This paper explores the issues associated with the increasing importance and prestige of labor. Attention must be paid not only to the qualitative improvement of the educational level of the labor market, but also to promoting the importance and value of work. The paper shows examples of best practices enhancing the prestige of working professions in society, development and modernization of high-performance workstations. Public authorities begin to pay attention to human potential, which is reflected in specific actions, plans, legal acts and actions to ensure higher labor productivity.

Текст научной работы на тему «К вопросу общественно-политической значимости пропаганды концепта «Человек труда»»

ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ

УДК 323

С. Г. Еремеев, О. Д. Сафонова

К ВОПРОСУ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОПАГАНДЫ КОНЦЕПТА «ЧЕЛОВЕК ТРУДА»

В настоящей статье исследуются вопросы, связанные с повышением значимости и престижа труда. Необходимо не только качественное повышение образовательного уровня на рынке рабочей силы, но и внимание к пропаганде значимости и ценности труда. В работе рассмотрены примеры лучших практик по повышению престижа рабочих профессий в обществе, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. Органы государственной власти начинают уделять человеческому потенциалу внимание, что находит отражение в конкретных мерах, планах, номативно-правовых актах и мероприятиях по обеспечению повышения производительности труда.

Ключевые слова: человеческий потенциал, кадровый потенциал, человек труда, «майские указы», профессиональные стандарты, АСИ, корпоративные университеты, дуальное образование, образовательные услуги, нормативно-правовые акты, президент РФ В. Путин.

Последние несколько лет все значимые субъекты политической жизни призывают нас уделять пристальное внимание человеку труда. В программах парламентских партий содержатся утверждения о том, что труд — объект особого внимания, поскольку приходит понимание того, что основной капитал — это люди, их трудовая мораль, знания, навыки и умения, высокая квалификация и стремление к реализации поставленных целей, система ценностных ориен-таций1. Дальнейший экономический рост, экономическое развитие российского общества возможны только при повышении качества человеческих ресурсов, а также эффективном управлении ими. Другими словами, становится все более очевидным, что модернизация, переход на новый технологический уклад, или создание «умной» экономики (экономики знаний), невозможны без его главных действующих лиц — людей труда: квалифицированных, заинтересованных, мотивированных человеческих ресурсов.

По Ф. Энгельсу, труд «есть первое основное условие всей человеческой жизни. И притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Именно труд составляет «характерный признак чело-

1 Основные ориентиры ЛДПР: «Россия. Труд. Победа. Честь». Девиз КПРФ: «Россия, труд, народовластие, социализм!». В программе партии «Справедливая Россия» говорится, что главное — это люди. Для Всероссийской партии «Единая Россия» общие ценности — это «Свобода, Закон, Справедливость и Согласие». В справедливом обществе должны быть созданы условия для предпринимательства и творчества, обеспечено стимулирование эффективной занятости и развитие современного трудового законодательства.

© С. Г. Еремеев, О. Д. Сафонова, 2014

веческого общества, отличающий его от стада обезьян» (Энгельс, 1946, с. 134, 138). Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; результат деятельности, работы, произведение. Воспитание у человека с детского возраста привычки к общественно полезному творческому труду — важнейшее условие профилактики конфликтов (Анцупов, Шипилов, 2009, http://vocabulary.ru/dictionary/887). Ценность человеческого труда неоспорима.

В середине XX в. возникла теория, понимающая под человеческим капиталом совокупность инвестиций в человека. Согласно словарю экономической теории, «теория человеческого капитала» — «концепция, в которой различия в заработной плате являются следствием различий в инвестициях в человеческий капитал, а доходы низкооплачиваемых рабочих повышаются в результате увеличения объема таких инвестиций»2. Ядро теории человеческого капитала составляет положение об аналогии между процессами формирования рабочей силы и капитала. Под «человеческим капиталом» сторонники теории подразумевают знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы. Важнейшими формами «инвестиций в человека» в рамках этой теории видятся образование, производственная подготовка, здравоохранение, миграция, поиск информации о ценах и доходах, рождение и воспитание детей. Согласно теории человеческого капитала, производительность труда и соответственно рыночная стоимость трудовых услуг (заработная плата) определяются в значительной степени тем, сколько отдельный человек, его семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование и обучение, здравоохранение и размещение рабочих мест (Словарь..., http:// economic_theory.academic.ru).

Для экономики и управления любого государства очень важна задача измерения состояния человеческого потенциала, если рассматривать человека в качестве важнейшего ресурса государства. ООН рекомендовала всем странам мира вести расчет индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) в рамках основных условий и возможностей человека — долго жить, получать знания и иметь достойный уровень жизни. Для отражения и измерения этих аспектов первоначально были отобраны несколько показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и доход. Затем добавились политическая свобода, гарантированные права человека, самоуважение, социальная справедливость, устойчивость и уважение к правам человека. Индекс человеческого развития (Human Development Index) — комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира, который определяется/составляется Программой развития Организации Объединенных На-

2 Концепция была выдвинута в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ в. в работах американских экономистов Г. Беккера, Б. Вейсброда, Дж. Минцера, Л. Хансена, Т. Шульца, дальнейшую разработку она получила в трудах М. Блауга, Р. Лейарда, Дж. Псахарополуса (Великобритания), С. Боулса, Й. Вейса, Й. Бэн-Порэта, Б. Чизуика (США) и др.

ций (ПРООН) и используется в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека. В докладе ПРООН 2014 r. представлены данные по Индексу, рассчитанные по итогам 2013 r. и охватившие 187 государств и территорий (подробнее см.: Human Development Report 2014. Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience, http://hdr.undp.org/en/content/human-development-report-2014).

Президент РФ В. Путин еще в 2008 г утвердил «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации», где отмечено, что «увеличение добавленной стоимости (ВВП) в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности», т. е. развития человеческого потенциала.

Глобальные международные организации не стоят в стороне от формирования повестки «Человек труда как основа любой экономики». Существует программа Международной организации труда (МОТ) («Достойный труд», http:// www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/ areas/index.htm), поддержанная Российской Федерацией. Концепция «достойного труда» является одной из ярких инициатив МОТ. Впервые это понятие было публично оглашено в докладе «Достойный труд» генерального директора МОТ Х. А. Сомавии (Чили) на 87-й сессии в 1999 г. По словам Х. А. Сомавии, Декларация «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации» «принята в решающий политический момент и отражает сложившийся широкий консенсус относительно необходимости придания процессу глобализации сильного социального звучания во имя обеспечения более широких и справедливых результатов для всех» (Декларация МОТ..., http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ pdf/fair_globalization.pdf)3. Декларация констатирует, что в современных условиях глобализации, характеризующейся распространением новых технологий, обменом идеями, товарами и услугами, расширением капитальных и финансовых потоков, интернационализацией бизнеса и предпринимательской деятельности и диалога, а также перемещением лиц, особенно трудящихся женщин и мужчин, происходят глубокие преобразования в сфере труда.

11 декабря 2012 г. с учетом новых условий, сложившихся в результате последствий мирового финансового и экономического кризиса, послекризисно-го восстановления экономики и несомненного влияния глобализации рынка труда была принята «Программа сотрудничества между РФ и МОТ на 20132016 гг.». Программа исходит из основных целей и приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и из стратегической концепции МОТ по продвижению достойного труда. Приоритеты Программы и направления сотрудничества полностью отражают неразрывный, взаимозависимый и взаимодополняемый характер стратегических задач МОТ в соответствии с Декларацией МОТ 2008 г. «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации» (Программа сотрудничества., http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=INT;n=55732).

3 Декларация была принята Международной конференцией труда на 97-й сессии в Женеве 10 июня 2008 г

Необходимо также принимать во внимание, что в течение 2013-2020 гг. в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов, поэтому отдельной задачей в рамках вопроса глобализации трудовых ресурсов должна стоять задача регулирования миграционных потоков.

С осознанием необходимости проведения комплексных преобразований и во исполнение принятых на федеральном уровне решений была разработана и принята, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298, государственная программа «Содействие занятости населения». Программа рассчитана на период с 2013 по 2020 г и имеет целью создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

В задачи программы входят:

• предотвращение роста напряженности на рынке труда;

• привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;

• содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан и т. п.

Третья подпрограмма вышеуказанной государственной программы носит название «Развитие институтов рынка труда» и должна реализоваться в один этап (2013-2020 гг.). Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

• создание национальной системы квалификаций в части разработки и утверждения к 2015 г. не менее 800 профессиональных стандартов;

• развитие профессиональной мобильности населения;

• привлечение в бюджетный сектор квалифицированных специалистов;

• повышение качества оказываемых государственных и муниципальных услуг;

• улучшение условий труда работников;

• снижение количества нарушений трудовых прав граждан;

• повышение эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением трудовых прав граждан;

• поддержание социальной стабильности в обществе.

Во время совещания по вопросу разработки профессиональных стандартов 9 декабря 2013 г. президент В. Путин напомнил, что принятие Национального плана развития профессиональных стандартов определено «майскими указами» и их цель — создание прочной экономической базы социального развития общества: «Профстандарты должны задать четкие и ясные требования к компетенции специалистов, служить ориентиром для людей, какими знаниями, навыками они должны обладать, чтобы быть востребованными на современном рынке труда... Профстандарты должны стать подлинным ориентиром для системы профессионального образования, обязательным — и хочу это подчеркнуть — при разработке образовательных программ наших вузов, лицеев и колледжей» (Совещание., http://kremlin.ru/events/president/news/19812). К настоящему

времени принято менее половины запланированного количества профессиональных стандартов4.

Несмотря на то, что официальные лица подчеркивают важность развития рынка труда, к сожалению, приходится констатировать, что нигде, ни в международных документах, ни во внутриполитической официальной риторике, долгое время не было четко сформулированного запроса на пропаганду ценности труда как такового. Государственной политики, которая сегодня пропагандировала бы созидательную ценность труда, уважительное отношение к труду, нравственные основы взаимодействия людей в процессе труда, нет. Представляется сомнительным внезапное появление в ближайшем будущем высококвалифицированных кадров, если еще с детства не прививать людям любовь к труду, к созиданию.

Сейчас в школьных учреждениях существуют уроки труда или уроки технологии, но они должны претерпеть изменения в соответствии с новыми нормами федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов), которые предусматривают сокращение часов на данные виды уроков и переносят их в разряд элективных. Таким образом, можно предположить, что созидательной ценности труда пока все-таки уделяется недостаточно внимания и данная функция перекладывается на семью и внешкольную воспитательно-образовательную деятельность. Однако трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач государства — как стороны, заинтересованной в его результате.

Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня должна быть приоритетной, если завтра мы хотим увидеть человека труда. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и самосовершенствованию, должна быть целью воспитательно-образовательной работы всех образовательных учреждений, начиная с дошкольных и заканчивая вузами. Необходимо развивать способности — такие свойства личности, которые обеспечивают пригодность к обучению, профессиональной деятельности и успешность их осуществления. Эта насущная задача, к сожалению, усложняется современными популярными СМИ, которые не только не способствуют, а иногда и противодействуют повышению престижа труда. На телеканалах в прайм-тайм больше передач скорее развлекательных, чем полезных, и почти нет телепроектов, популяризирующих предпринимательскую деятельность, созидание и творчество. В стране в связи с новыми экономическими реалиями уже сформировался запрос на повышение престижа людей труда, при этом в медийном пространстве почти отсутствует контент, популяризирующий рабочие профессии.

В 2011 г., что характерно, уже после мирового финансового кризиса 2008 г, вскрывшего изъяны и перекосы в сферах занятости и адекватности оплаты труда в некоторых непроизводственных сферах, Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел исследование «Популярные профессии», респондентам пре-

4 Ознакомиться с новыми профессиональными стандартами можно на официальном сайте Министерства труда РФ (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/57).

жде всего был задан вопрос: «Какие профессии сегодня, на ваш взгляд, наиболее популярны, кем чаще всего хотят стать сегодняшние молодые люди?». По мнению опрошенных, наиболее популярные сферы деятельности (по мере убывания, данные в % от общего числа респондентов): право, юридическая деятельность 42%, финансы, банковское дело — 41%, управление компанией, фирмой, менеджмент, маркетинг — 31%, частное предпринимательство — 20%, государственное управление (чиновники), госслужба — 19%, медицина — 12%, сфера услуг, торговля — 11%, инженерная деятельность — 7%, сфера моды (фотомодель, модельер и др.) — 6%, образование и воспитание — 5%. В качестве наименее популярных сфер деятельности были названы: военное дело, работа в силовых структурах — 5%, рабочие профессии (работа на заводе, фабрике, шахте) — 4%, журналистика (работа в СМИ) — 3%, фермерство, сельское хозяйство — 3%, искусство, кино — 2%, противозаконная, криминальная деятельность — 2%, спорт — 2%, наука — 1%, другое — 9%; затруднились ответить 12%. При ответе на второй вопрос «Представители каких профессий и специальностей, по Вашему мнению, больше всего нужны России, нашему обществу в целом?» из ранее указанных популярных профессий самый низкий процент получили: экономисты, финансисты — 3%, юристы, адвокаты — 2%, руководители, управленцы — 2%, а необходимы, по общему мнению опрошенных, представители как раз наименее популярных профессий: на первых позициях оказались рабочие — 36%, врачи, медики — 16%, инженеры — 14%, учителя, педагоги — 12%, в целом хорошие, грамотные, умные, высококлассные специалисты — 9%, работники сельского хозяйства — 9%, строители — 6%. То есть наиболее популярными опрошенные назвали профессии, не настолько остро необходимые в современной экономической ситуации (База данных ФОМ. Опрос «Фомнибус» 19-20 февраля 2011 г. 43 субъекта РФ. 100 населенных пунктов. 1500 респондентов, http://bd.fom.ru/pdf/d09pp11.pdf).

Старый вопрос «физики или лирики» не является предметом нашего исследования, хотя, несомненно, взаимосвязан с вопросами качества человеческого капитала, государственным управлением и макроэкономикой и точно подмечен в известном стихотворении Б. А. Слуцкого и знаменитой эпиграмме А. П. Сумарокова5. В любом случае и «физики», и «лирики» могут быть отнесены к категории трудовых ресурсов, той части населения, которая обладает физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности, т. е. принадлежат к экономическим ресурсам государства и должны учитываться в макроэкономических показателях. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

5 «Физики и лирики» называлось стихотворение советского поэта Б. А. Слуцкого (1919-1986), впервые напечатанное в «Литературной газете» 13 октября 1959 г, в нем были такие строки: Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе. В эпиграмме А. П. Сумарокова (1759) говорилось: Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог. Конечно, голова в почтеньи меньше ног.

Принято считать, что чрезвычайно низкая производительность труда, в том числе, делает российскую экономику неконкурентоспособной, и иногда такой фактор связывается даже с особенным менталитетом россиян. Но в некоторых непроизводственных сферах КПД работников зачастую трудноизмерим. Там, где производительность может быть измерена, она соответственно может быть и повышена посредством мер повышения эффективности. Например, 7 мая 2012 г. президент В. Путин издал Указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором среди прочих задач обязал правительство повысить производительность труда в России к 2018 г. в полтора раза (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», http://kremlin.ru/events/president/ news/15232). Поставленная задача вызвала широкий резонанс среди специалистов, поскольку для ее выполнения необходимо обеспечить рост производительности труда не менее чем на 7% ежегодно в течение 6 лет, а это не представляется возможным без мобилизации всей экономики государства.

А как быть с КПД в непроизводственных сферах? Разграничение сфер человеческой деятельности на производственную и непроизводственную методологически опирается на учение К. Маркса о производительном и непроизводительном труде, на теорию прибавочной стоимости. Вопрос ценности разнокачественного труда и его разнокачественного продукта, который определяется соотношением спроса и предложения, остается за рамками темы нашего исследования.

Необходимо помнить, что в нематериальной (непроизводственной) сфере, если включать в нее торговлю, общественное питание, образование, культуру, здравоохранение, управление, финансы, транспорт и связь, в России работает более половины всего занятого населения.

Еще классики науки трудового права и трудовых правоотношений говорили, что «представления широких трудящихся масс о морально-общественном долге в отношении к труду не остаются неизменными, а обогащаются по мере успехов в воспитании сознательной дисциплины. Это служит морально-политической основой для повышения требований, предъявляемых к каждому трудящемуся в юридически обязательном порядке, и для усиления мер борьбы с недобросовестными и несознательными работниками» (Александров, 2008, с. 59). Сейчас такая категория, как «морально-общественный долг по отношению к своему государству», к сожалению, исчезла из лексикона. Государство принято неконструктивно критиковать, при этом перекладывать на него полноту ответственности за свою деятельность, что может привести к иждивенчеству.

Возвращаясь к вопросу о пропаганде ценности труда как такового, можно отметить, что не каждый, разумеется, хотел бы работать в производственной сфере, и многие работают в непроизводственной, называя этот труд творчеством. Но от названия суть не меняется: пропагандировать необходимо не только ценность труда, но и ценность творчества. Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Согласно Б. П. Вышеславцеву, «необходимо различать труд и творчество, или работу и творчество. Это различение диалектически обостряется до полной противоположности. Труд

есть трудность, он совершается "в поте лица"; и есть иго своего рода, "работа" от слова "раб", "рабство" перед природной необходимостью; напротив, творчество есть свобода, победа над природной необходимостью, "прыжок из царства необходимости в царство свободы", разрешение задачи и преодоление трудности. Творчество есть личная, индивидуальная, свободная инициатива; оно непосредственно связано с данной личностью и составляет ее незаменимый индивидуальный дар. Оно начинает новый ряд причин и свободно созидает новую, раньше не бывшую комбинацию природных сил. Иное дело — труд: он безличен, неиндивидуален, всецело заменим и поэтому может стать рыночным товаром» (Вышеславцев, 2006, с. 206).

Также не стоит забывать об опыте других государств, которые, проводя свою социальную и социально-трудовую политику, столкнулись с проблемой соотношения высоких социальных гарантий и демотивации граждан к работе и к активному поиску работы как таковой. Например, правительство Великобритании в 2010 г. разработало новую концепцию пособий по безработице, предусматривающую замену ранее существовавших их категорий, включая собственно пособия по безработице, выплаты по временной нетрудоспособности, а также компенсацию за аренду жилья, единым «универсальным кредитом», который призван покрыть повседневные расходы людей, оставшихся без работы (Британские власти., http://www.rapsi-pravo.ru/international_news/20101111/250999606.html). Для безработных вводится обязательное привлечение к неоплачиваемой общественной работе — сбору мусора, озеленению населенных пунктов, восстановлению поврежденных вандалами зданий. Срок этих работ составляет месяц при занятости 30 часов в неделю. Правительство решительно намерено бороться с «философией злостного тунеядства» в британских общинах, где сложилась парадоксальная ситуация: людям выгоднее получать бесконечные пособия, нежели работать. По оценкам экспертов, каждый шестой ребенок в Великобритании растет в семье, члены которой никогда не работали. Уровень безработицы в Великобритании в 2010 г. составлял около 2,4 млн человек, или порядка 8% трудоспособного населения (Там же).

Наблюдаемая в основном в молодежной среде девальвация не только ценности труда, но и многих других ценностей, как правило, оправдывается «плохим государством», «неэффективными общественными институтами», а не собственной пассивностью. Наблюдения убеждают, что, поставив во главу угла человека труда как основную единицу, способствующую развитию государства и общества, мы вынуждены срочно обратить пристальное внимание на формирование у каждой данной единицы основополагающих умений, навыков, способностей, которые отличали бы ее от низших форм жизни и делали ее не формальным членом общества, а человеком.

С 2012 г. начинают появляться публикации, свидетельствующие о том, что вопрос назрел и дорос до государственного уровня. Например, В. Путин, приняв участие в торжественном вечере, посвященном Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, высоко оценил труд земледельцев: хлеборобов, механизаторов, агрономов, организаторов сельхоз-производства (В. Путин поздравил работников агропромышленного комплекса

с профессиональным праздником 12 октября 2012 г, http://www.kremlin.ru/ events/president/news/16638). Об этом же свидетельствует его выступление в качестве премьер-министра РФ на встрече с представителями Общероссийского народного фронта, региональными и федеральными СМИ, доверенными лицами и политологами в феврале 2012 г.: «Мы должны поднять престиж рабочих профессий, восстановить рабочую аристократию. К 2020 г. она составит не меньше трети квалифицированных рабочих, это около 10 млн человек, включая, конечно, и квалифицированных специалистов, занятых в ОПК. У нас формируется новое поколение предпринимателей, управленцев, инженеров, рабочих, которые настроены на перемены и которые хотят жить и работать по-новому, готовы предложить новые интересные, смелые проекты. Для них мы тоже будем создавать необходимые условия» (Стенограмма встречи В. Путина с представителями ОНФ, журналистами и политологами 29 февраля 2012 г, http://www.1tv. ru/news/election/200241).

В декабре 2012 г. избранный президентом В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул: «Мы поставили задачу к 2020 г создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Это очень амбициозная и трудная задача. Мы можем помочь людям найти хорошую и интересную работу. Вообще на человека труда нужно больше обращать внимание» (Послание Президента РФ Федеральному Собранию СФ РФ 12 декабря 2012 г: стенограмма, http://kremlin. ru/events/president/news/17118). Конкретная задача создания в России к 2020 г. 25 млн высокопроизводительных рабочих мест ставилась и в «майских указах» президента, подписанных в 2012 г.

Тем не менее ситуация на рынке труда в России все еще характеризуется:

• острой нехваткой квалифицированной рабочей силы;

• непопулярностью рабочих специальностей среди большинства молодежи;

• массовым оттоком трудоспособного населения из муниципалитетов, отдаленных от областного центра, в крупные города;

• напряженной обстановкой на рынке труда в моногородах;

• молодежной безработицей.

Вероятно, это является следствием «неэффективной занятости», на которой В. Путин остановился в своем выступлении на 100-й сессии Международной конференции труда в 2010 г: «Из российской экономики, бюджетной сферы должна уйти неэффективная занятость. Имеется в виду и создание новых рабочих мест, и реставрация, скажем, тех, которые имеются. Преображение тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, придание им нового качества. Чтобы наглядно показать масштаб, скажу, что в экономике России сейчас занято порядка 70 млн человек — где-то примерно 69 млн, то есть должно быть модернизировано каждое третье рабочее место. Это общенациональная задача на ближайшие 15-20 лет, и решаться она будет усилиями всего общества: по-другому ее решить невозможно» (Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в 100-й сессии Международной конференции труда, http://archive.government.ru/docs/15577/print/).

Во исполнение поручений президента, определенных им 23 декабря 2013 г. по итогам заседания Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте

РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России, председатель Правительства Д. А. Медведев дал федеральным министерствам ряд указаний. Так, ключевым министерствам России было поручено доработать план мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, предусмотрев в нем в том числе меры по:

• стимулированию организаций и предприятий к обновлению и модернизации технологического оборудования, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест;

• оказанию государственной поддержки внедрения новых технологий, включая содействие в патентовании и сертификации, в продвижении инновационной продукции на внутренний и внешний рынки;

• стимулированию организаций и предприятий к сокращению устаревших и неэффективных рабочих мест;

• созданию условий для увеличения занятости в сферах индивидуального и малого предпринимательства;

• обеспечению вновь вводимых рабочих мест профессиональными кадрами;

• повышению производительности труда в государственных корпорациях, компаниях с государственным участием, в которых РФ владеет более 50% акций, государственных унитарных предприятиях, а также в организациях, контролируемых этими компаниями и предприятиями (Министерства доработают план мероприятий по обеспечению повышения производительности труда. 10 февраля 2014 г., http://www.garant.ru/news/524786/).

Министерство труда РФ в сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив (АСИ) в 2013 г. начало подготовку официального перечня перспективных профессий, которые будут востребованы в ближайшем будущем. В феврале 2014 г. АСИ представило исследование рынка труда «Атлас новых профессий» (Атлас новых профессий, http://atlas100.ru/), выполненное в рамках «майских» поручений В. Путина, в том числе касающихся разработки профессиональных стандартов. «Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. В сборник вошли 132 новые профессии, разделенные по 19 отраслям, и более 30 профессий, которые, по прогнозам экспертов, должны исчезнуть в ближайшем будущем. В подготовке справочника профессий будущего участвовали 2,5 тыс. российских и иностранных специалистов. Атлас помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие появятся в них новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Альманах вызвал общественный резонанс и дискуссию во всех заинтересованных отраслях.

В ходе отбора, объявленного в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2014 г. № 249 «О проведении конкурсного отбора пилотных программ субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию проекта "Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов" на 2014-2019 гг», поступили заявки от 42 субъектов Российской Федерации. Проект ориентирован на обеспечение соответствия

квалификации выпускников программ среднего профессионального образования и профессионального обучения требованиям экономики регионов на основе усиления практической ориентированности подготовки, а также за счет развития механизмов взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций6.

28 апреля 2014 г. конкурсной комиссией Министерства образования и науки РФ по проведению конкурсного отбора определены победители: 10 субъектов Российской Федерации (Красноярский, Ставропольский, Пермский края, Республика Татарстан и Республика Саха (Якутия), Тамбовская, Ростовская, Челябинская, Калужская, Ленинградская области) (Министерство образования и науки РФ: новости и события. 5 мая 2014 г., http://минобрнауки.рф/но-вости/4137).

В мае 2014 г. Министерство образования и науки РФ опубликовало проект разработанного совместно с Минфином России, Минэкономразвития России и Международным банком реконструкции и развития документа «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов Российской Федерации». В рамках реализации проекта в различных регионах РФ с привлечением лучших российских и зарубежных специалистов будут отработаны современные модели практико-ориентированной подготовки технических специалистов, а также механизмы взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций. На реализацию проекта планируется выделить средства общим объемом более 14,3 млрд руб., которые пойдут на разработку, апробацию и внедрение современных образовательных программ с усиленной долей практической подготовки, внедрение современных технологий обучения, а также закупку современного оборудования для подготовки рабочих и служащих. Часть финансирования предполагается направить на подготовку и участие студентов в региональных, межрегиональных, национальных и международных олимпиадах и конкурсах рабочих профессий.

В июне 2014 г. Министерство образования и науки Российской Федерации в соответствии с поручениями Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ провело общественное обсуждение ведомственного плана по практической реализации комплекса мер по совершенствованию системы профессионального образования, повышению уровня жизни и решению жилищных проблем работников организаций ОПК, важной частью реализации которого является объявленный конкурс на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для ОПК в образовательных организациях высшего образования.

6 Финансирование проекта осуществляется за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития (далее — МБРР) и средств софинансирования, в том числе выделяемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Размер софинансирования мероприятий пилотной программы из бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять до 30% суммы займа МБРР, выделяемой на реализацию пилотных программ в рамках регионального компонента проекта (данная сумма составляет не более 35 млн долл. США на одну пилотную программу на весь период реализации проекта и может быть уточнена после подписания Российской Федерацией соответствующего соглашения о займе с МБРР).

По итогам конкурса предусмотрено выделение дополнительной субсидии образовательным организациям высшего образования, предложившим лучшие программы развития системы подготовки кадров для ОПК. На выполнение проектов по инфраструктурному обеспечению победителям конкурса Министерством образования и науки РФ будет выделено дополнительное финансирование в размере от 30 до 50 млн руб. Обязательное условие реализации проектов второго вида — софинансирование со стороны организаций ОПК, совместно с которыми осуществляются проекты, в размере не менее 10% общего объема запрашиваемой субсидии. 25 сентября 2014 г. состоялось заседание конкурсной комиссии, по результатам которого определены победители второго этапа конкурса в части проектов по инфраструктурному обеспечению целевого обучения студентов в интересах организаций ОПК7.

В конкурсе за время его проведения приняли участие 67 вузов, представившие на рассмотрение конкурсной комиссии 513 проектов, из которых 460 проектов по целевому обучению и 53 проекта по инфраструктурной поддержке. 12 вузам-победителям будет предоставлена субсидия на общую сумму 500 млн руб., совокупный размер софинансирования при этом составит почти 170 млн руб. Государственная поддержка направлена прежде всего на создание вузами совместно с оборонными предприятиями образовательных курсов, которые должны обеспечивать «адресную» подготовку «целевиков» для конкретных производств (Министерство образования и науки РФ: новости. 26 сентября 2014 г, http://минобрнауки.рф/новости/4475).

В последнее время стало принято считать, что одним из главных условий, «работающих» на повышение качества образования, является внедрение ком-петентностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Необходимо повышение практичности профессионального обучения. На смену знаниям, умениям и навыкам приходит компетентность. Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования. Сектор образования, в широком смысле, кстати говоря, включает формирование нескольких видов капитала: не только человеческого, понимаемого в узком значении, и его производной — заработной платы, но и интеллектуального, социального, культурного капиталов. Последние три вида формируются в основном через накопление неотделимого знания с помощью институтов,

7 Победителями стали 12 образовательных организаций: ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова», ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет», ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова», ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики», ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», ФГБОУ ВПО «Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П. А. Соловьёва», ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева», ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина».

которые необязательно относятся непосредственно к сектору образования. Скажем, профессиональные навыки совершенствуются в производственной (в широком смысле) деятельности, чувство патриотизма возникает не только и не столько в процессе обучения и т. д.

Эффективное функционирование экономики на макро- и микроуровнях требует обеспечения возможно большего соответствия квалификации и знаний работника требованиям, которые ему предъявляются. В условиях экономики инноваций (экономики знаний) данный императив особенно важен.

Закон об образовании внес ряд новаций, в том числе появилась возможность создавать базовые кафедры на предприятиях, появились сетевые программы с инжиниринговыми центрами, прикладной бакалавриат. Министерство образования занимается актуализацией образовательных стандартов на всех уровнях и в последующие годы подведет их под профессиональные стандарты (Еремеев, 2009, с. 336-337).

В вышеупомянутой «Программе сотрудничества между РФ и МОТ на 20132016 гг.» совершенно справедливо указано, что «переход от товарно-сырьевого к инновационному и социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала России. Значительную роль в этом играет решение задачи по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Необходимо провести модернизацию профессиональных образовательных программ с учетом потребностей рынка труда. Национальная система квалификаций станет основой для обучения работников с учетом требований рынка труда, а также будет способствовать лучшей расстановке и использованию кадров на производстве, включая бюджетный сектор экономики» (Программа сотрудничества., http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=55732).

В новых условиях, когда возникла необходимость реализовывать поручения главы государства в четко поставленные сроки, особое место стали занимать молодые, активные и неравнодушные профессионалы. Например, в 2011 г. была создана уже упоминавшаяся выше автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АНО АСИ) — во исполнение поручений председателя Правительства РФ В. Путина от 17 мая 2011 г. № ВП-П16-3168 (пункт 15) и от 27 мая 2011 г № ВП-П13-3511. В. Путин возглавляет Наблюдательный совет организации. В соответствии с уставом учредитель Агентства — Правительство Российской Федерации. АСИ создана с целью создания возможностей для самореализации молодых амбициозных лидеров, способных вывести Россию на передовые позиции в мире, построить страну, в которой хочется жить и работать.

В рамках своей деятельности АСИ подготовила в том числе Дорожную карту «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» (НСКК), призванную описывать и формировать отношения граждан, бизнес-структур и государственных структур по созданию, развитию, накоплению, воспроизводству, оценке и защите компетенций в целях повышения конкурентоспособности. Результатом должно быть обеспечение квалифицированными и высококвалифи-

цированными кадрами 25 млн высокопроизводительных рабочих мест8, создаваемых или модернизируемых до 2020 г в соответствии с Указом Президента России № 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике». Вопрос о возможности создания в поставленные сроки 25 млн высокопроизводительных рабочих мест ожидаемо вызвал бурное обсуждение (см. напр., материалы заседания научно-методического семинара, проведенного Аналитическим управлением и посвященного методологическим вопросам расчета показателя прироста высокопроизводительных рабочих мест, а также различным подходам к его оценке: Аналитический вестник., http://www.budgetrf. ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2014/28_546/VSF_NEW_28_546.pdf).

Так же остро стоит вопрос государственного регулирования образовательного процесса в новых социально-экономических условиях при постановке новых задач. По мнению экспертов, требуется создание гибкой, вариативной системы непрерывного образования, интенсивность образования должна повышаться: во всем мире число контактных часов в процессе обучения уменьшается, и технологические прорывы этому только помогают.

Стоит напомнить, что в 2013 г. началось развитие системы дуального практи-ко-ориентированного образования. Дуальное образование как вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая — на базе образовательной организации, является одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российских регионов за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности с учетом реальных потребностей экономики.

В качестве прогнозируемых результатов от внедрения дуального образования можно выделить несколько важных:

• ориентированность на реальное производство;

• увеличение уровня финансирования образования со стороны предприятий;

• значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования.

Существует системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», начатый АСИ в 2013 г. В ноябре 2013 г. заявки на участие регионов в конкурсе пилотных проектов по переходу к дуальной системе

8 Критерии признания рабочего места высокопроизводительным:

- производительность труда не ниже 900 тыс. руб. в год в ценах 2011 г. — для всех секторов экономики, кроме государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных и персональных услуг (разделы 1_, М, N О ОКВЭД).

- зарплата не ниже 30 тыс. руб. в месяц в ценах 2011 г., скорректированная с учетом отличия уровня потребительских цен в регионе от среднего по стране — для государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных и персональных услуг (разделы _, М, N О ОКВЭД).

профессионального образования подали 23 региона России. В число победителей и финалистов по внедрению системы дуального образования в качестве пилотных проектов вошли 10 регионов: Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан. 30 января 2014 г. с регионами-победителями уже были подписаны соглашения о сотрудничестве.

В результате суммарно участниками проекта уже являются 114 учебных заведений и 120 предприятий, в том числе: ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева», Завод экспериментального машиностроения ОАО «Ракетно-космическая корпорация "Энергия"», ОАО «Производственное объединение "Баррикады"», ОАО «Научно-производственное объединение "Сатурн"», Закрытое акционерное общество «Авиастар-СП», ОАО «Татнефть», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Первоуральский новотрубный завод», ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Волжский трубный завод», предприятия группы «ГАЗ», ООО «Фольксваген Груп Рус» и др.

С сентября 2014 г. в профессиональных образовательных учреждениях регионов — участников проекта началось обучение студентов по дуальной модели на основе разработанных под требования работодателей образовательных программ (16 654 студента), на предприятиях за студентами закреплены наставники (3524 наставника), одна из задач которых — адаптация студентов к производственной деятельности и корпоративной культуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России в последнее время получили распространение новые формы подготовки кадров — корпоративные университеты. В основном перед компаниями, решившим использовать такую форму, стоит несколько задач, основными из которых представляются:

• обучение сотрудников именно тем знаниям, которые будут востребованы компанией;

• повышение уровня образования сотрудников, увеличение интеллектуального капитала компании.

Поскольку создание корпоративного университета требует наличия профессионалов, финансов, хорошей материально-технической базы, в настоящее время такие учебные центры есть только в крупных компаниях, таких как «Северсталь», «Норильский никель», РУСАЛ и некоторых других.

Интересен уже налаженный опыт ежегодного проведения олимпиад для школьников. В результате выявляются наиболее одаренные учащиеся в разных областях науки и техники, мотивированные на дальнейшую успешную деятельность. Министерство образования и науки РФ ежегодно утверждает перечень олимпиад, их около 100 по России (Сайт Российского совета олимпиад школьников, http://миролимпиад.рф).

Разумеется, государство должно не только поддерживать одаренных школьников, но и создавать условия для проявления способностей всех подрастающих поколений. Ежегодно Союз ректоров проводит исследование, которое отвечает на вопрос о том, какие вузы, специальности и регионы выбрали победители и призеры олимпиад Российского совета олимпиад школьников и Всероссийской олимпиады школьников при поступлении в высшие учебные заведения.

В феврале Российский совет олимпиад школьников подводит итоги предварительного этапа вузовских олимпиад, входящих в Перечень Министерства образования и науки РФ. Топ вузов по привлекательности для дипломантов олимпиад в 2013 г. возглавили Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений МИД России, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Сибирский федеральный университет и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Востребованность этих вузов основывается, в том числе, на их статусе олимпиадных центров (Эксперты выяснили., http:// www.examen.ru/main2/news_and_articles/news/18958).

Кроме государственного олимпиадного движения заслуживает внимания опыт крупных предприятий, заинтересованных в подборе будущих кадров для своей отрасли. Например, олимпиада для школьников, которая проводится с 2005 г. ежегодно компанией «Сухой» и Московским авиационным институтом (МАИ), является частью молодежной политики «Сухого», направленной на формирование команды профессионалов, способной эффективно решать задачи, стоящие перед холдингом в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке авиастроения. Молодые перспективные специалисты нужны компании для реализации текущих и перспективных высокотехнологичных проектов в области военной и гражданской авиации.

С 2007 г. Московский государственный университет и РОСНАНО проводят ежегодную Всероссийскую интернет-олимпиаду «Нанотехнологии — прорыв в будущее» для школьников, студентов и молодых ученых. Из новых олимпиад — Олимпиада школьников «Звезда — Таланты на службе обороны и безопасности», которая проводилась ВГУ совместно с ЮУрГУ (НИУ) при поддержке лидеров российского оборонно-промышленного сектора — госкорпорации «Ростехнологии» и Союза машиностроителей России, которые ищут и поддерживают юные таланты на довузовском этапе для последующей подготовки высококлассных специалистов для передовых и высокотехнологичных отраслей оборонно-промышленного комплекса.

Относительно недавно начали появляться не только предложения по подготовке, обучению, переобучению, переквалификации, привлечению и так называемому «переманиванию» человеческих ресурсов, но и конкретные практики по повышению престижа рабочих профессий в обществе. Проект «Славим человека труда!» — комплекс инициатив, направленных на изменение ситуации на рынке труда в связи с острым дефицитом квалифицированных рабочих кадров. В проект входят: конкурс профессионального мастерства; общероссийский фестиваль кино и интернет-проектов «Человек труда»; образовательный проект «Лаборатория профессий» и другие инициативы.

Одним из ярких примеров продвижения идеи профессионального технического мастерства может служить WorldSkills — международное некоммерческое

движение, цель которого — повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и мировых профессиональных стандартов посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства — как в каждой отдельной стране, так и во всем мире. Миссия WorldSkills — «развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха» (WorldSkills в России, http://worldskillsrussia.org/home/missiya/). В 2012 г Россия официально вступила в движение WorldSkills International. В настоящее время в нем участвуют около 40 регионов России.

С 2011 г. в целях популяризации и повышения статуса рабочих профессий Союз машиностроителей России начал вести системную работу по привлечению и закреплению молодых специалистов на предприятиях машиностроительного комплекса и успешно проводит Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего».

Одной из ключевых задач, поставленных президентом 4 декабря 2014 г. в Послании к Федеральному собранию, является реализация Национальной технологической инициативы (НТИ): «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада» (Послание., http://kremlin.ru/events/president/news/47173). НТИ будет включать системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений в области норм и правил, «работающих» мер финансового и кадрового развития, механизмов вовлечения и вознаграждения носителей компетенций. Выбор будет проводиться с учетом основных трендов мирового развития исходя из приоритета сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека как конечного потребителя. В разработку НТИ должны быть вовлечены проектные, творческие команды; динамично развивающиеся технологические компании, которые готовы впитывать новые разработки; ведущие университеты; исследовательские центры; крупные деловые объединения страны; институты развития, экспертные и профессиональные сообщества; заинтересованные министерства. Модель НТИ была представлена президенту на рассмотрение (Национальная технологическая инициатива. Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году, /http://asi.ru/nti/).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что перспективы реализации творческого и научного потенциала граждан России практически бесконечны, и, несмотря на кажущуюся общую пессимистическую картину в сфере мотивации к труду, в нашем исследовании мы хотели показать, что государственные органы серьезно озабочены вопросами, связанными с поднятием престижа трудовых профессий. Были рассмотрены примеры лучших практик, нашедших поддержку на самом высоком уровне, огромное количество людей заняты в реализации «майских указов» президента, существует система контроля за исполнением поставленных задач, создано множество организаций для вспомогательной

деятельности по обновлению стандартов профессиональных квалификаций, для налаживания систем профессиональной аттестации, распространения лучших практик, управления изменениями нормативно-правовой базы, поддержки молодых профессиональных коллективов.

Литература

Александров Н. Г. Трудовое правоотношение: монография. М.: Проспект, 2008. 344 с. (AleksandrovN. G. Labor legal relationship: monograph. M.: Prospekt, 2008. 344 p.).

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г // Национальная энциклопедическая служба // http://vocabulary.ru/dictionary/887 (дата обращения: 20.12.2014) (Antsupov A. Ya., ShipilovA. I. Conflictologist dictionary, 2009 / National encyclopedic service // http://vocabu-lary.ru/dictionary/887) (accessed date: 20.12.2014)).

Атлас новых профессий // http://atlas100.ru (дата обращения: 20.12.2014) (Atlas of new professions // http://atlas100.ru (accessed date: 20.12.2014)).

Британские власти будут лишать «злостных тунеядцев» социальных пособий. 11 ноября 2010 г. // http://www.rapsi-pravo.ru/international_news/20101111/250999606.html (дата обращения: 20.12.2014) (British authorities will deprive "confirmed parasites" of social benefits / November 11, 2010 // http://www.rapsi-pravo.ru/international_news/20101111/250999606.html) (accessed date: 20.12.2014)).

Владимир Путин поздравил работников агропромышленного комплекса с профессиональным праздником // http://www.kremlin.ru/events/president/news/16638 (дата обращения: 20.12.2014) (Vladimir Putin congratulated agricultural workers on their professional holiday // http:// www.kremlin.ru/events/president/news/16638 (accessеd date: 20.12.2014)).

Встреча Владимира Путина с представителями ОНФ, журналистами и политологами (полный текст) 29 февраля 2012 г. // http://www.1tv.ru/news/election/200241 (дата обращения: 20.12.2014) (Vladimir Putin meets representatives of the All-Russian People's Front, journalists and political scientists (full text), February 29, 2012 // http://www.1tv.ru/news/election/200241 (accessеd date: 12.20.2014)).

Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры: марксизм-социализм // Вышеславцев Б. П. Избр. соч./ вступ. ст. и ред. В. Сапова. М.: Астрель, 2006. С. 357-616 (Vysheslavt-sevB. P. Industrial culture's crisis: Marxism-socialism // Vysheslavtsev B. P. Selected Works. M.: As-trel, 2006. Р. 357-616).

Государственная программа «Содействие занятости населения». Принята в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298 / Информационно-правовая система ГАРАНТ.РУ // http://base.garant.ru/70643476/ (дата обращения: 20.12.2014) (The state program "Promotion of employment". Adopted in accordance to the Russian Government Decree on April 15th, 2014, № 298 / Legal Information system GARANT. RU // http://base.garant. ru/70643476/ (accessed date: 20.12.2014)).

Декларация МОТ «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации». Принята Международной конференцией труда на 97-й сессии, Женева. 10 июня 2008 г. // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/fair_globalization.pdf (дата обращения: 20.12.2014) (The ILO Declaration "On Social Justice for a Fair Globalization". Adopted by the International Labour Conference at its 97th session, Geneva. June 10, 2008 (accessеd date: 20.12.2014)).

Еремеев С. Г. Кадровый потенциал как важнейшая составляющая инновационной системы // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 1. C. 334-349 (Eremeev S. G. Personnel potential as a major component of the innovation system // Regional problems of economy transformation. 2009. N 1. P. 334-349).

Министерства доработают план мероприятий по обеспечению повышения производительности труда. 10 февраля 2014 г. / Информационно-правовая система ГАРАНТ.РУ // http://

www.garant.ru/news/524786 (дата обращения: 20.12.2014) (Ministries finalize a plan to ensure the increase of labor productivity. February 10, 2014 / Legal Information System GARANT.RU // http:// www.garant.ru/news/524786 (accessеd date: 20.12.2014)).

Министерство образования и науки РФ: новости и события. 5 мая 2014 г Объявлены субъекты РФ — победители пилотных программ проекта «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов» // http://минобрнауки.рф/новости/4137 (дата обращения: 20.12.2014) (The Ministry of Education and Science: news and events. May 5, 2014. The subjects of the Russian Federation — the winners of the pilot program of the project "Preparation of workers for socio-economic development of regions" were announced // httpy/минобрнауки.рф/ новости/4137 (accessed date: 20.12.2014)).

Министерство образования и науки РФ: новости. 26 сентября 2014 г. Итоги заседания конкурсной комиссии 25 сентября 2014 года по вопросу определения победителей второго этапа конкурса в части проектов по инфраструктурному обеспечению целевого обучения студентов в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса // httpy/минобрнауки.рф/но-вости/4475 (дата обращения: 20.12.2014) (The Ministry of Education and Science. News. September 26, 2014. Results of the competition committee meeting (September 25, 2014) on the issue of determining the winners of the second stage of the competition in terms of infrastructural projects providing targeted training of students in the interest of the defense-industrial complex // http:// минобрнауки.рф/новости/4475 (accessed date: 20.12.2014)).

Национальная технологическая инициатива. Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году // http://asi.ru/nti (дата обращения: 20.12.2014) (National Technology Initiative. The program of measures to create a fundamentally new markets and the creation of conditions for global technological leadership of Russia in 2035 // http://asi.ru/nti (accessеd date: 20.12.2014)).

Послание президента РФ В. Путина Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 г // http:// kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 20.12.2014) (Message from the President of the Russian Federation V. Putin to the Federal Assembly. December 12, 2012 // http://kremlin. ru/events/president/news/17118) (accessеd date: 20.12.2014)).

Послание президента РФ В. Путина Федеральному Собранию: стенограмма. 14 декабря 2014 г // http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 20.12.2014) (Message from the President of the Russian Federation V. Putin to the Federal Assembly: transcript. December 14, 2014 // http://kremlin.ru/events/president/news/47173) (accessеd date: 20.12.2014)).

Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013-2016 годы // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT ;n=55732 (дата обращения: 20.12.2014) (The program of cooperation between the Russian Federation and the International Labour Organization for 2013-2016 // http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=INT;n=55732 (accessеd date: 20.12.2014)).

Словарь по экономической теории. Новосибирск: РГТЭУ, 2007 // http://economic_theory. academic.ru/ (дата обращения: 20.12.2014) (Dictionary of economic theory. Novosibirsk: Russian State Trade and Economic University, 2007 // http://economic_theory.academic.ru/ (accessеd date: 20.12.2014)).

Совещание по вопросу разработки профстандартов: стенограмма. 9 декабря 2013 г // http://kremlin.ru/events/president/news/19812 (дата обращения: 20.12.2014) (Meeting on the development of professional standards: transcript. 9 December 2013 // http://kremlin.ru/events/ president/news/19812 (accessеd date: 20.12.2014)).

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г № Пр-212) / Российская газета. 2008. 16 февр. (Федеральный выпуск № 4591) // http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 20.12.2014) (Strategy for Information Society Development in the Russian Federation (app. by President of Federation on February 7th, 2008, № 212) // Rossiiskaya Gazeta. 2008. 16 febr. 2008 (Federal Issue, N 4591) // http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (accessed date: 12.20.2014)).

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 596 «О долгосрочной госу-

дарственной экономической политике» // http://kremlin.ru/events/president/news/15232 (дата обращения: 20.12.2014) (Presidential Decree, May 7th, 2012, № 596 "On the long-term national economic policy" (electronic resource) // http://kremlin.ru/events/president/news/15232 (accessed date: 20.12.2014)).

Эксперты выяснили, какие вузы и почему предпочитают участники олимпиад школьников, февраль 2014 г // http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/news/18958 (дата обращения: 20.12.2014) (Experts have found out which universities and why prefer Olympiads participants, February 2014 // http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/news/18958 (accessеd date: 20.12.2014)).

Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Госполитиздат, 1946. 338 с. (Engels F. Dialectics of Nature. M.: Gospolitizdat, 1946. 338 p.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.