ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332.13
ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
© 2011 г. В.П. Шанцев
Правительство Нижегородской области
Поступила в редакцию 03.05.2011
Изложен доклад губернатора Нижегородской области на пленарном заседании VIII Международной научно-практической конференции «Г осударственное регулирование экономики. Инновационный путь развития», проведенной в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского 19-21 апреля 2011 г.
Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная экономическая политика, экономика региона, научно-производственный потенциал, кластерный подход.
Вопросы, вынесенные сегодня на обсуждение, имеют действительно важное значение, поскольку в настоящее время модернизация экономики провозглашена основным приоритетом государственной политики. В первую очередь это продиктовано необходимостью обеспечения конкурентоспособности России на мировом рынке в условиях его глобализации.
Сейчас основная часть экономики страны соответствует четвертому технологическому укладу, и лишь менее четверти - это технологии пятого поколения, основанные на использовании микроэлектроники, информатики, молекулярной биологии, атомной энергетики, спутниковой связи. В то же время многие зарубежные государства уже стоят на пороге освоения шестого уклада, основой которого будет следующий уровень знаний человека о природе - нанотехнологии, генная инженерия, системы искусственного интеллекта.
Поэтому одной из главных целей деятельности правительства, как федерального, так и регионального, является ускорение технологического развития.
В данном процессе можно выделить три основных компонента. Во-первых, это развитие базовых технологий шестого поколения в пяти приоритетных секторах. Таких как: космос и связанные с ним телекоммуникации, ядерные, суперкомпьютерные, медицинские технологии
и фармацевтика, энергоэффективность. В данных отраслях Россия располагает серьезным научным заделом. Во-вторых, - инновации, а именно активная деятельность по внедрению современных передовых технологий в экономику, как в реальном секторе, так и в отраслях социальной сферы. В-третьих, - совершенствование системы подготовки кадров, способных решать эти задачи: научных, инженерных, управленческих и рабочих.
В нашем регионе курс на модернизацию был выбран в качестве приоритета еще в 2005 году при разработке Стратегии развития Нижегородской области на период до 2020 года. Обусловлено это тем, что область является крупным индустриальным регионом. А как известно, серьезной проблемой всех промышленных субъектов России остается высокая степень изношенности фондов. Например, в обрабатывающем производстве она составляет более 40%.
В связи с этим стратегией были определены главные направления деятельности правительства:
- оптимизация структуры экономики путем увеличения доли предприятий с высокой добавленной стоимостью;
- повышение производительности труда за счет модернизации.
Для того чтобы наиболее полно использовать потенциал каждого муниципального обра-
зования, в 2007 году были разработаны программы развития производительных сил городов и районов. Их реализация позволяет также объединить ресурсы власти, местного самоуправления и бизнеса по достижению стратегических целей.
Однако под модернизацией мы понимаем не только замену устаревшего оборудования на более современное, но и технологическую перестройку, способствующую повышению эффективности производства и выпуску новых видов продукции, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Именно инновационная составляющая дает возможность преодолеть технологическую отсталость промышленности и обеспечить перспективы развития этого сектора. Но решение данной задачи требует значительных финансовых ресурсов. Поэтому наши усилия прежде всего направлены на поддержку инвестиционной деятельности.
Сегодня у нас разработана соответствующая законодательная база, которая является наиболее прогрессивной в России. По данным рейтингового агентства «Эксперт-Ра», Нижегородская область стабильно входит в десятку регионов с наименьшими инвестиционными рисками.
Кроме того, областное правительство в соответствии с региональным законодательством оказывает государственную поддержку предприятиям, реализующим значимые проекты, присваивая им статус приоритетных. Им предоставляются льготы по налогу на прибыль, на имущество организаций и прямая финансовая поддержка в форме компенсации части процентной ставки по кредитам коммерческих банков. Также оказывается всесторонняя организационно-административная помощь.
Всего к настоящему времени приоритетными признано 65 проектов с общим объемом инвестиций более 230 миллиардов рублей. Большинство из них (около 80%) направлено на модернизацию и обновление существующих промышленных предприятий и создание новых высокотехнологичных производств.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата в 2006 году был создан инвестиционный совет, который за короткий срок обеспечил переход к работе с инвесторами в режиме «одного окна». Фактически действия инвестора сводятся к подаче заявки в профильное министерство, а спустя четко регламентированный срок он получает пакет разрешительной документации.
В целом за время действия инвестсовета было рассмотрено 5.5 тысячи проектов. Выдано 1680 комплектов документов для начала проекти-
рования и строительства. Общий объем инвестиций по одобренным проектам составил 15 триллионов рублей, а число создаваемых дополнительных рабочих мест - около 175 тысяч.
Отмечу, что предпринимаемые в данном направлении меры положительно сказались на динамике инвестиций в основной капитал в 2005-2008 годах. В сопоставимых ценах рост за этот период - более чем в 2 раза. Уже в 2007 году по данному показателю был превышен 25%-ный уровень от объема валового регионального продукта - уровень, установленный стратегией и обеспечивающий опережающее развитие экономики.
Объем иностранных инвестиций в область практически удваивался ежегодно, а за период 2005-2008 годов увеличился почти в 9 раз (в 8.8 раза к уровню 2004 года), оставив далеко позади достаточно высокий среднероссийский темп роста - 193.4%.
Конечно, финансово-экономический кризис вызвал снижение инвестиционной активности. В этой связи, учитывая сложную ситуацию, в которой оказались предприятия, и несмотря на трудности с наполнением бюджета, правительство области считало для себя безусловным выполнение в полном объеме всех обязательств перед инвесторами. Так, за период 20092010 годов общий объем налоговых льгот, предоставленных предприятиям, составил более 800 миллионов рублей, размер финансовой поддержки в виде компенсации процентной ставки по кредитам - свыше 100 миллионов рублей.
Бесспорно, на сегодняшний день важную роль в экономике области играют государственные инвестиции, выделяемые за счет средств регионального бюджета. Их распределение осуществляется через областные целевые программы.
Начиная с 2006 года в их рамках выделено 57.2 миллиарда рублей. Большая часть финансирования имеет социальную направленность и представляет собой инвестиции в человеческий капитал и в развитие инфраструктуры.
Значительные средства выделяются и на реализацию экономической политики. Например, в 2010 году более трети общего объема финансирования областных целевых программ было направлено на поддержку реального сектора экономики (около 20%) и совершенствование транспортной инфраструктуры (16%).
Кроме того, мы привлекаем и средства федерального бюджета. Всего с 2006 года в Нижегородскую область поступило 25.4 миллиарда рублей. Отмечу, что в этом есть весомая заслуга
областного правительства, поскольку распределение финансов происходит в конкурентной борьбе с другими регионами.
Высокий научно-производственный потенциал позволяет нам участвовать в ряде федеральных программ по развитию промышленности, а именно - оборонно-промышленного комплекса, гражданской авиации, электроники и радиоэлектроники, навигационных систем.
Также на территории области реализуются мероприятия таких федеральных целевых программ, как «Развитие транспортной системы России», «Сохранение и восстановление плодородия почв» и других.
Еще одним аспектом деятельности правительства по модернизации экономики является стимулирование импортозамещения. В частности, привлечение иностранных инвестиций направлено на создание в регионе совместных предприятий по выпуску новой продукции на основе современных зарубежных технологий.
Ярким примером является масштабный проект по внедрению японской технологии производства триплекса на Борском стекольном заводе. В результате в настоящее время поставки автомобильного стекла этим предприятием осуществляются на все российские заводы «Форд».
Кроме того, следует отметить проект Стан-5000 на Выксунском металлургическом заводе. Здесь при использовании современных немецких технологий, в том числе по автоматизации производства, планируется выпуск высококачественного листа для труб большого диаметра.
Также мы поддерживаем ряд проектов «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтеза» по созданию в городе Кстово комплекса глубокой переработки нефти. Благодаря технологической модернизации предприятие будет выпускать автомобильный бензин и дизельное топливо, соответствующие экологическим стандартам, - евро-4 и евро-5. К 2017 году планируется достичь глубины переработки нефти свыше 90%.
Приведу еще пример: строительство завода компании «Реттенмайер» по выпуску целлюлозосодержащих добавок для дорожного строительства в Балахнинском районе. В настоящее время добавки, которые позволяют повысить прочность дорог, в большом количестве поставляются в Нижегородскую область из-за границы. Когда данный завод будет запущен, он сможет обеспечивать продукцией не только наш регион, но и соседние, а также страны СНГ.
Создавая условия для совершенствования промышленности, особенно при организации
новых производств, правительство стремится реализовать кластерный подход, который дает мощный толчок развития сразу нескольким отраслям экономики.
Прежде всего это касается проекта по созданию в регионе нефтехимического кластера. Его основной целью является объединение в единую технологическую цепочку предприятий нижегородского нефтехимического комплекса, которые в настоящее время разрозненно выпускают полуфабрикаты.
Ядром этого кластера будет крупнейший в России завод по производству поливинилхлорида, строительство которого в 2010 году начала компания «Русвинил», ввод в эксплуатацию намечен на 2013 год. Мы знаем, что сырьем для поливинилхлорида является этилен. В 2010 году «Сибур-нефтехим» начал реконструкцию этиленовой установки «ЭП-300» с целью существенного увеличения ее мощности. С другой стороны, непосредственно поливинилхлорид используется в качестве сырья во многих отраслях - это производство оконных блоков, линолеума, искусственной кожи, автокомпонентов, всевозможных пластмассовых деталей, труб. Таким образом, с запуском завода будут созданы необходимые условия для создания малых и средних предприятий по переработке ПВХ в конечную продукцию.
Кроме того, в настоящее время ведется работа по созданию индустриального парка «Дзер-жинск-восточный», на территории которого уже началась реализация нескольких инвестиционных проектов зарубежных компаний в смежных с химией отраслях. Например, строительство завода по производству добавок для выпуска резины немецкой компании «Ланксесс». Свои предприятия здесь планируют разместить такие компании, как «Либхерр» (Швейцария), «Дан-фосс» (Дания), «Раймонд» (Франция).
Еще одним из приоритетных аспектов экономической политики, реализуемой правительством области, является развитие инновационной деятельности, направленной как на внедрение уже готовых передовых технологий, так и на разработку новой продукции и производственных процессов. В этой сфере у нас действует механизм, аналогичный поддержке инвестиционной деятельности.
Так, с 2006 года в соответствии с региональным законодательством организациям, реализующим приоритетные инновационные проекты, оказывается господдержка в виде предоставления налоговых льгот и субсидирования процентных ставок по банковским кредитам. При этом в 2009-2010 годах размер компенса-
ции процентной ставки был увеличен с 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования Центробанка.
Кроме того, субъектам малого и среднего инновационного предпринимательства на конкурсной основе предоставляются субсидии в целях возмещения затрат на производство продукции. В 2010 году таким образом была оказана поддержка 15 организациям, осуществляющим проекты в сфере электроники, химии, оптических измерений, транспортно-технологических разработок и других.
Существенное внимание также уделяется развитию инновационной инфраструктуры. Напомню, что с 2007 года на территории области действует Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор, причем его возможности по размещению предприятий постоянно расширяются. В настоящее время его резидентами являются 13 инновационно-активных компаний, еще 4 находятся в стадии оформления. А в целом за все время работы бизнес-инкубатора на стадию коммерциализации вышло 14 компаний.
Кроме того, у нас создан региональный венчурный фонд, осуществляющий инвестиции в малые предприятия в научно-технической сфере. Например, в 2010 году за счет средств фонда в размере 40 миллионов рублей профинансирован проект компании «Микрометан-С» по производству автомобильных газонаполнительных компрессионных станций.
В 2010 году продолжалось строительство технопарка «Анкудиновка» в Нижнем Новгороде, а также бизнес-инкубатора в поселке Сатис Дивеевского района. При этом в 2011 году принят региональный закон о государственной поддержке технопарков, направленный на создание благоприятных условий для развития новейших разработок и их внедрения в производство, привлечения инвесторов в научнотехнологическую сферу.
Вместе с тем особое внимание мы уделяем вовлечению молодежи в инновационные процессы. Уже в течение нескольких лет область участвует в долевом финансировании проектов по программам федерального фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере и российского фонда фундаментальных исследований. Только в 2010 году были поддержаны 9 организаций по программе «Старт» и 15 - по программе «УМНИК». Также 120 проектов выиграли конкурс российского фонда, и на их финансирование было выделено 60 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов.
И снова обращу ваше внимание на то, что несмотря на кризис ни одна из мер поддержки
инновационной деятельности не была свернута. В результате по итогам 2010 года по сравнению с докризисным 2008 годом объем отгруженной предприятиями области инновационной продукции увеличился почти в 2 раза.
Те факты, о которых я рассказал, позволяют с уверенностью утверждать, что в Нижегородской области есть все предпосылки для формирования конкурентоспособной экономики, основанной на использовании современных технологий.
Регион обладает серьезным научным, промышленным и кадровым потенциалом, который дает реальную возможность внести существенный вклад и в формирование 6-го технологического уклада.
По оценкам независимых экспертов, наша область занимает 4-е место в Российской Федерации по инновационному потенциалу после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Также на 4-м месте мы находимся и по численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Активность крупных и средних промышленных предприятий по внедрению технологических инноваций на протяжении последних лет превышает среднероссийский уровень.
Однако существует ряд проблем общероссийского характера, которые возникают при реализации политики модернизации.
Вопрос расширения практики внедрения инноваций как одного из основных направлений модернизации промышленности обсуждался в сентябре 2010 года на заседании совета при полномочном представителе президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Правительство Нижегородской области было ответственным за подготовку основного доклада.
Поэтому у нас была возможность на примере практики регионов ПФО, с учетом мнений экспертов, обозначить главные проблемы, а также сформулировать предложения по совершенствованию данной деятельности, которые были направлены в правительство России и Государственную думу.
Так, среди факторов, ограничивающих динамику инновационного развития, в том числе процесса коммерциализации научно-исследовательских разработок, были выделены наиболее существенные:
- высокие риски неоправданных вложений;
- законодательные пробелы в сфере отношений собственности на результаты интеллектуальной деятельности;
- значительные затраты на патентование ее результатов;
- отсутствие законодательного определения самих понятий «инновация», «инновационная продукция», а также критериев отнесения компаний к инновационным.
Безусловно, принятие базового федерального закона положительно сказалось бы на эффективности нормативно-правовой базы, в том числе регионального уровня.
Такой инструмент поддержки инноваций, как федеральные целевые программы, в рамках которых осуществляется финансирование фундаментальной науки и научно-исследовательских разработок, невозможно эффективно использовать при существующем механизме их реализации.
Государственные контракты заключаются на один год, организационные процедуры затянуты, время выполнения исследований сокращается, что отрицательно сказывается на их результативности. В этой связи необходима законодательно закрепленная возможность заключения долгосрочных контрактов.
В настоящее время Министерством экономического развития России уже подготовлены изменения законодательства, направленные на повышение эффективности системы государственных закупок, а именно на обеспечение прозрачности процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также возможности закупать инновационную и технически сложную продукцию.
Много проблем существует и в практике применения федерального закона № 217,
направленного на создание условий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Сейчас мы видим, что активно вносятся изменения в законодательство. В частности, вузам и научным организациям предо-
ставлено право без конкурса передавать имущество в аренду созданным ими хозяйственным обществам. Также рассматривается вопрос об отмене правила, в соответствии с которым размер арендной платы не может быть меньше среднего уровня, характерного для места их расположения.
К первому чтению готовится законопроект об отмене существующего запрета на передачу хозяйственными обществами третьим лицам прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, который препятствует внедрению разработок.
Кроме того, в правительство России был направлен целый комплекс предложений по расширению федеральных мер стимулирования инновационного малого бизнеса, повышению эффективности использования соответствующей инфраструктуры, по развитию такого инструмента поддержки, как особые экономические зоны.
Мы очень надеемся, что и эти наши предложения будут рассмотрены и учтены, поскольку все они направлены на создание как можно большего числа активных предприятий и организаций, необходимых для превращения инноваций в основной источник экономического развития государства.
В заключение мне бы хотелось еще раз заверить, что правительство области готово к сотрудничеству с руководителями научных учреждений и высших учебных заведений по формированию региональной политики, направленной на модернизацию экономики. Теперь для этого существует и организационная площадка - в 2010 году был создан совет по науке и инновационной деятельности.
POLICY OF THE GOVERNMENT OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION IN THE SPHERE OF MODERNIZATION OF THE REAL SECTOR OF ECONOMY
V.P. Shantsev
Report of the Governor of the Nizhni Novgorod region during the plenary session of the 8th Research and practical conference «State regulation of the economy. Innovative way of development» held at the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod - National Research University on April 19-21, 2011.
Keywords: innovative activity, government economic policy, regional economy, research and industrial potential, cluster analysis approach.