Научная статья на тему 'Будущее России: сырьевое или инновационное развитие'

Будущее России: сырьевое или инновационное развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ РАЗРАБОТКИ / «СЫРЬЕВАЯ» ЭКОНОМИКА / БИОЭНЕРГОРЕСУРСЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / «RAW» ECONOMY / THE INNOVATIVE ACTIVITY / FUNDAMENTAL AND APPLIED DEVELOPMENT / BIOPOWER RESOURCES / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шанцев Валерий Павлинович

В статье рассмотрены вопросы перехода экономики страны на инновационную модель развития, опыт Нижегородской области по созданию комплексной системы мер государственной поддержки инновационной деятельности и реализации программ инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUTURE OF RUSSIA: RAW OR INNOVATIVE PROGRESS

In article questions of transition of a national economy on innovative model of progress, experience of Nizhniy Novgorod region on creation of complex system of measures of the state support of innovative activity and realization of programs of innovative progress are considered.

Текст научной работы на тему «Будущее России: сырьевое или инновационное развитие»

АГРАРНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

БУДУЩЕЕ РОССИИ:

СЫРЬЕВОЕ ИЛИ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

В. П. Шанцев, губернатор Нижегородской области, почетный профессор НГИЭИ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы перехода экономики страны на инновационную модель развития, опыт Нижегородской области по созданию комплексной системы мер государственной поддержки инновационной деятельности и реализации программ инновационного развития.

Ключевые слова: инновационная деятельность,

фундаментальные и прикладные разработки, «сырьевая» экономика, биоэнергоресурсы, конкурентоспособность.

Такой важный вопрос, как будущее развитие государства, является всегда актуальным для тех его граждан, кому небезразлична судьба родной страны.

Россия, богатая природными ресурсами, является одним из крупнейших мировых экспортеров сырья, прежде всего нефти и газа. В структуре российского экспорта в течение последних лет почти 70 % приходится на топливноэнергетические товары, а в структуре доходов федерального бюджета нефтегазовые доходы занимают около 30 %.

Однако в долгосрочной перспективе «сырьевая» экономика не сможет обеспечить России стабильное развитие и конкурентоспособность на мировых рынках.

Во-первых, потому что природные ресурсы ограничены, и поддержание объемов добычи нефти и газа будут

требовать все более значительных вложений, направленных, например, на интенсификацию добычи, на разработку новых месторождений и т.д.

Во-вторых, развитие в других странах альтернативной энергетики, использующей возобновляемые источники энергии, такие, как энергия ветра, солнца, геотермальных источников, биоэнергоресурсов, может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, и, соответственно, к сокращению поступления в экономику финансовых ресурсов.

В-третьих, «сырьевая» экономика сильно зависит от ценовой конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей. Современная ситуация в мировой экономике очень наглядно демонстрирует этот фактор риска. Поскольку возможная рецессия американской экономики, которая грозит падением цен на энергоносители, может отрицательно сказаться на развитии других стран, в т.ч. и России.

К 2020 году, по оценке министерства финансов России, сырьевой сектор российской экономики сократится с 25 %, которые он составляет сейчас, до 14 % ВВП, соответственно сократится и бюджетная отдача от него.

Поэтому только при условии развития несырьевых секторов экономики, прежде всего, отраслей с высокой добавленной стоимостью, возможно завоевание и закрепление геополитической роли России как одного из глобальных лидеров мировой экономики. Именно поэтому переход экономики страны на инновационную модель развития является главным приоритетом современной государственной политики.

Безусловно, за короткий срок такой переход совершить невозможно - этот процесс долгосрочный.

Следует сказать, что инновационный вектор развития в нашей стране был выбран еще несколько лет назад. В 2005 году были приняты Основные направления политики

Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года; в 2006 году принята Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года, в 2008 году - Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года.

В рамках реализации этих программ и стратегий заложены основы формирования национальной инновационной системы: предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок; развитию инновационной инфраструктуры; модернизации экономики на основе технологических инноваций.

Прежде всего, по расчетам независимых экспертов в течение 15 последних лет расходы на исследования и разработки в России росли темпами, опережающими средние по странам ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) и всего мира. За последние 5 лет в 3 раза увеличено финансирование науки за счет средств государства - как в части фундаментальной науки, так и в части прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. В итоге наша страна вышла на восьмое место в мире по объемам финансирования, выделяемого на эти цели, опередив Канаду и Италию.

Кроме того, в последние годы проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности, ведь такой сложный процесс, как инновационный должен быть обеспечен и соответствующей системной законодательной базой, регулирующей все этапы инновационной деятельности - от создания инновации до ее коммерциализации.

На данный момент приняты законы по налоговому стимулированию научно-технической деятельности; по стимулированию коммерциализации результатов интел-

лектуальной деятельности, в том числе закон, разрешающий учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия; серия Постановлений Правительства РФ, направленных на поддержку учреждений высшего профессионального образования. Совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции в части упрощения таможенных процедур при вывозе высокотехнологичных товаров.

Развивается инфраструктура поддержки инновационной деятельности - технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям; наукограды; технопарки; бизнес-инкубаторы при вузах; центры трансфера технологий; центры коллективного пользования уникальным оборудованием и другие.

Сформирована система институтов развития в сфере инноваций. Создана ОАО «Российская венчурная компания» с сетью региональных венчурных фондов, Российский фонд технологического развития, Российский банк развития, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), институт развития наноиндустрии - ОАО «РОСНАНО».

Важным направлением работы государства в инновационной сфере является поддержка предприятий на начальной или посевной стадии развития.

Дело в том, что на начальной стадии инновационного цикла малым предприятиям очень трудно привлечь инвестиции, так как финансовые риски очень высоки. В этих условиях только государство может оказаться реальным источником средств для начала инновационной деятельности.

В нашей стране такую поддержку призван оказывать Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, созданный в 1994 году, цель

которого - помочь компаниям превратить идею в опытный образец и затем в продукт, востребованный рынком.

С момента основания Фонда экспертизу прошло более 24 тыс. заявок и поддержано свыше 8 тыс. проектов. Представительства Фонда активно работают в 51 регионе Российской Федерации. Проекты проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансовоэкономическую обоснованность, перспективу производственной и рыночной реализации продукции.

Программы Фонда позволяют выявить и оказать поддержку молодым ученым, стремящимся самореализоваться через инновационную деятельность. На это направлены программы «У.М.Н.И.К» и «Старт».

В программе «У.М.Н.И.К.» - «Участник молодежного научно-инновационного конкурса», - организованной в 2006 году, приняли участие уже более 25 тыс. молодых людей. Победителям, успешно прошедшим отборочные мероприятия, оказывается финансовая поддержка в размере 400 тыс. рублей.

Программа, которую реализует Фонд в сфере посевного финансирования уже 6 лет, называется «Старт». Каждый год Фондом отбирается примерно 500 новых малых инновационных предприятий, с которыми заключаются государственные контракты о предоставлении финансовой поддержки в объеме до 6 млн рублей на 3 года для завершения разработки и начала реализации продукта.

Значительные усилия Правительства России направлены на стимулирование развития инновационного потенциала высшего образования.

В 2009 году создана сеть Национальных исследовательских университетов. На конкурсной основе этот статус был присвоен 29 российским вузам, которым были выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры, развитие ис-

следовательской деятельности. В нашей области статус Национального исследовательского университета имеют два вуза: Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского и Нижегородский филиал государственного университета Высшей школы экономики. В 2009 - 2010 годах на программы развития всех национальных исследовательских университетов было выделено более 8 млрд рублей. Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры - на эти цели из федерального бюджета в течение трех лет с 2010 по 2012 годы будет выделено 90 млрд рублей.

Положено начало созданию новой российской «территории инноваций» в подмосковном Сколково, где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компа-ний-резидентов. В настоящий момент статус участника иннограда «Сколково» присовен 109 компаниям. В рамках инновационного центра «Сколково» создается технический университет, цель которого в перспективе - вхождение в мировую «университетскую элиту».

В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития. Уже в этом году 46 госкомпаний запустят инновационные программы объёмом 700 млрд рублей, а уже через два года удвоят их финансирование.

Важно то, что в последние два-три года вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень.

Президентом России обозначены главные направления технологического прорыва, где будут сосредоточены

основные ресурсы государственной поддержки - это (1) энергоэффективность и энергосбережение; (2) ядерные технологии; (3) космические технологии, связанные,

прежде всего, с телекоммуникациями; (4) медицинские технологии и (5) суперкомпьютерные технологии.

Эти направления технологического развития носят стратегический характер, поскольку здесь у России есть значимый научно-производственный задел и соответствующие конкурентные возможности.

С целью развития названных приоритетных направлений в 2009 году создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию. Два заседания Комиссии проходили в нашей области - в Сарове и Арзамасе - что является признанием Нижегородской области одним из крупнейших инновационных центров России.

В Сарове состоялось одно из первых заседаний Комиссии, на нем обсуждался вопрос развития российской атомной энергетики, а также перспективы создания в России суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.

Заседание Комиссии в Арзамасе было посвящено проблеме внедрения научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок (НИОКР) в крупных компаниях с государственным участием. Хотелось бы отметить, что на этом заседании Президент Д. А. Медведев назвал Арзамасское предприятие «Темп-Авиа» - которое входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» -примером построения эффективного бизнеса на основе НИОКР. Кроме того, глава государства дал высокую оценку мерам регионального правительства по поддержке инновационно-активных предприятий.

Следует отметить, что в целом в России наращиваются объемы финансирования инноваций. Например,

в 2010 году на цели инновационного развития было направлено 477 млрд рублей, а в 2011 году планируется израсходовать уже в 1,5 раза больше - 742 млрд рублей. В 2011 году средства будут потрачены на:

- реализацию 17 федеральных целевых программ инновационного характера - 312 млрд рублей;

- развитие особых экономических зон - 16 млрд рублей;

- внесение в уставный капитал ОАО «Роснано» -25 млрд рублей;

- развитие малых форм предприятий в научнотехнической сфере - 4 млрд рублей;

- развитие кооперации вузов и предприятий, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств - 6 млрд рублей;

- создание технопарков в сфере высоких технологий - 1,5 млрд рублей.

В то же время показатели инновационного развития в нашей стране пока недостаточно высоки.

По оценке Минэкономразвития РФ, на сегодняшний момент ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Государственный сектор не проявляет достаточной заинтересованности во внедрении инноваций.

В связи с этим в настоящий момент Минэкономразвития России проводит работу по принятию нового документа, определяющего политику государства в области инноваций на долгосрочную перспективу - «Стратегии

инновационного развития Российской Федерации до 2020 года».

7 сентября текущего года проект «Стратегии» был одобрен на заседании Президиума Правительства. Согласно новой стратегии, инновационный рывок российской экономики возможен только при удвоении доли высокотехнологичного сектора в ВВП (до 17 - 20 % ВВП к 2020 г.) и затрат на исследования и разработки (до 2,4 % ВВП). К 2020 году доля инновационно активных предприятий должна будет вырасти с нынешних 9,3 % до 40 -50 %.

Приверженность Правительства России развитию инновационной экономики еще раз подчеркнул В. В. Путин в своем выступлении на XII Съезде партии «Единая Россия», который состоялся 24 сентября.

Успех реализации инновационного сценария развития нашей страны во многом зависит от координации действий федеральных и региональных органов власти в сфере инноваций. Не только на государственном, но и на региональном уровне должно быть сформировано правильное понимание актуальности и безальтернативности инновационного развития экономики.

Нижегородская область является одним из первых регионов, в котором была сделана ставка на развитие инноваций. Еще в 2005 году при разработке «Стратегии развития Нижегородской области на период до 2020 года» в качестве приоритета экономической политики был выбран курс на модернизацию.

Обусловлено это тем, что Нижегородская область является крупным индустриальным регионом, основу экономики составляют обрабатывающие производства. Проблемой же всех промышленных регионов России является высокая степень изношенности основных фондов: в обработке она составляет более 40 %.

В связи с этим Стратегией развития Нижегородской области были определены основные направления экономической политики Правительства области:

- оптимизация структуры экономики путем увеличения доли предприятий с высокой добавленной стоимостью;

- повышение производительности труда за счет модернизации предприятий.

В Нижегородской области есть все предпосылки для формирования конкурентоспособной экономики, основанной на использовании современных технологий.

Область обладает серьезным научным, промышленным и кадровым потенциалом, который дает реальную возможность внести существенный вклад и в формирование новой, инновационной экономики в России.

Научно-образовательный комплекс Нижегородской области составляют:

- 4 института и 2 филиала московских институтов Российской Академии наук;

- 66 отраслевых НИИ (включая Всероссийский ядерный центр - ВНИИЭФ) и 15 КБ промышленных предприятий;

- 17 вузов (2 из которых - негосударственных), около 30 филиалов государственных и негосударственных вузов;

- 15 учреждений инновационной инфраструктуры.

В 2008 году был создан Нижегородский научный центр РАН, основной задачей которого является координация работы академических институтов в Нижегородском регионе, особенно по междисциплинарным научным исследованиям, и организация их взаимодействия с отраслевой наукой, промышленными предприятиями и региональными вузами.

Для ведения высокотехнологичного бизнеса высшие учебные заведения региона готовят специалистов высокой квалификации по всем необходимым специальностям. Образовательный комплекс области обеспечивает ежегодное обучение более 167 тыс. студентов.

Вузы принимают активное участие в федеральных грантовых конкурсах - в 2010 году 4 гранта (из 40 грантов

- по всей России) на проведение исследований с участием ведущих российских и зарубежных ученых выиграли нижегородские вузы:

НГТУ им. Р. Е. Алексеева выиграл грант на создание высокотехнологичной лаборатории криогенной наноэлектроники; ННГУ им. Н. И. Лобачевского выиграл 2 гранта - на создание лаборатории по исследованию работы человеческого мозга и лазерной лаборатории мирового класса. А в Нижегородской государственной медицинской академии был поддержан проект создания лаборатории в сфере экспериментальной онкологии.

Реализуется проект создания Центра инновационного развития медицинских технологий «Малое Сколково» в ННГУ им. Н. И. Лобачевского (запуск - в 2015 году). В состав центра войдет институт «Живые системы», который начнет работу уже в 2011 году. Направления исследований: создание систем ранней диагностики; создание био-совместимых материалов; радиобиология; изучение стволовых клеток для целей регенеративной медицины и биологии; высокопроизводительные средства вычисления для компьютерного моделирования синтеза новых лекарств.

По оценкам независимых экспертов, наша область занимает 4 место в Российской Федерации по инновационному потенциалу (после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области).

Активность промышленных предприятий по внедрению технологических инноваций в Нижегородской об-

ласти на протяжении последних лет составляет 13 - 14 процентов, что превышает среднероссийский уровень. По объему отгруженной инновационной продукции область занимает одно из первых мест в Приволжском федеральном округе.

При этом удельный вес инновационной продукции составляет довольно незначительную часть в общем объеме отгруженной продукции промышленных организаций (2009 г. - 6,3 %, 2010 г. - 9,5 %).

Поэтому политика Правительства области направлена на создание комплексной системы мер государственной поддержки инновационной деятельности: от поддержки фундаментальных и прикладных разработок до запуска новаций в серийное и массовое производство.

Условно, меры поддержки инновационной деятельности в области можно разделить на 3 основных вида:

1. Поддержка приоритетных инновационных проектов.

2. Поддержка инновационно-активных субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Развитие инновационной инфраструктуры.

Подробнее о каждом из них.

Меры поддержки приоритетных для области инновационных проектов предусмотрены областным Законом «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области», который действует с 2006 года. Они включают в себя:

- предоставление налоговых льгот (по налогам на прибыль, на имущество организации);

- предоставление государственных гарантий Нижегородской области;

- субсидирование процентных ставок по банковским кредитам - при этом размер компенсации процентной

ставки равен полной ставке рефинансирования Центробанка;

- освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые при реализации приоритетного инновационного проекта, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет.

За время действия Закона 44 проекта признаны приоритетными инновационными проектами области.

Объем инвестирования по приоритетным инновационным проектам в 2011 году составит 4 млрд рублей -что в 13 раз больше, чем в прошлом году, а к 2013 году эту сумму планируется увеличить до 9,6 млрд рублей.

Поддержка субъектам малого и среднего инновационного предпринимательства оказывается на конкурсной основе.

С 2010 года впервые стали выделяться субсидии в размере 500 тыс. рублей на создание новых инновационных предприятий. Поддержку могут получить компании, осуществляющие деятельность в сфере коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В 2010 году поддержка оказана 43 компаниям на общую сумму более 20 млн рублей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также поддержка предоставляется действующим инновационным компаниям. Субсидии в объеме до 5 млн рублей могут быть направлены на компенсацию таких затрат, как сертификация, патентование, маркетинг, исследование и разработка новых продуктов, приобретение основных средств и новых технологий. В 2010 году таким образом была оказана поддержка 15 организациям на общую сумму 46,5 млн рублей.

В 2007 году был создан Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор, который в настоящее время занимает лидирующие позиции среди российских инкубаторов, созданных по программе Минэкономразвития РФ.

Г лавной задачей ГУ «НИБИ» является «выращивание» новых компаний в научно-технической сфере, способных свободно конкурировать на свободном рынке. За весь период работы бизнес-инкубатора на стадию коммерциализации уже вышло 18 компаний. В настоящий момент на территории ГУ «НИБИ» размещены 16 субъектов малого инновационного предпринимательства.

Кроме этого, в области развивается венчурная индустрия. В 2006 году был создан Региональный венчурный фонд, осуществляющий инвестиции в малые предприятия в научно-технической сфере. На данный момент фондом профинансированы 2 компании на общую сумму 80 млн рублей.

Также деятельностью, связанной с инвестированием финансовых средств, необходимых для старта и развития инновационных предприятий, у нас в области занимается созданная в 2006 году Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции». При участии Ассоциации в июле 2011 года создана венчурная компания, которая оказывает все виды консалтинговых услуг для малых инновационных предприятий и осуществляет консультирование инновационных подразделений средних и крупных предприятий.

Нижегородская область принимает участие в федеральных программах по созданию на территории России сети технопарков:

- у нас реализуется проект по строительству Нижегородского технопарка информационных технологий в поселке Анкудиновка. Основные направления деятельности технопарка: информационные и коммуникационные технологии, био- и медицинские технологии, приборостроение, машиностроение, электронная техника, химические технологии и разработка новых материалов;

- также в настоящее время реализуется проект по созданию технико-внедренческого Открытого парка в по-

селке Сатис Дивеевского района. Предполагается, что на его территории смогут развернуть деятельность до 200 инновационных компаний. Сфера специализации технопарка: информационные технологии, энергосбережение и экология, медицинская техника, создание систем безопасности и противодействия терроризму.

В 2011 году принят региональный закон о государственной поддержке технопарков в Нижегородской области, направленный на создание благоприятных условий для развития НИОКР и их внедрения в производство, привлечение инвесторов в научно-технологическую сферу, развитие наукоемких производств.

С целью формирования на территории области системы комплексной поддержки экспорта инновационной и наукоемкой продукции и услуг в 2010 году Правительством области создано ГАУ «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области».

Еще один вид государственной поддержки инновационной деятельности - это ежегодное предоставление премий и грантов в сфере науки и техники.

Уже в течение нескольких лет область участвует в долевом финансировании проектов по программам Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). В 2010 году 120 проектов выиграли конкурс РФФИ, на их финансирование было выделено 60 млн рублей из федерального и областного бюджетов.

Большое внимание уделяется вовлечению молодежи в инновационное развитие области. Гранты предоставляются по программам федерального Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Только в 2010 году были поддержаны 9 малых организаций по программе «Старт» и 15 проектов по программе «У. М. Н. И. К.».

Кроме того, в Нижегородской области учреждены 2 региональные премии:

- премия за наиболее значимые достижения в сфере науки и техники;

- премия имени И. П. Кулибина присуждается обладателям прав на объекты интеллектуальной собственности, внесшим существенный вклад в социальноэкономическое развитие области.

Нижегородская область относится к регионам с активной позицией в сфере стимулирования инновационного развития - это подтверждается мнениями независимых экспертов. Так, по оценке Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, Нижегородская область занимает 3 место в рейтинге инновационной активности регионов в 2010 году после Москвы и Московской области, улучшив показатель 2009 года (4 место).

Планомерная целенаправленная инновационная политика, проводимая Правительством области, дает хорошие результаты:

По итогам 2010 года по сравнению с докризисным 2008 годом объем отгруженной предприятиями области инновационной продукции увеличился почти в 2 раза.

Вместе с тем существует ряд проблем общероссийского характера, которые возникают при реализации политики модернизации и инновационного развития.

Год назад, в сентябре 2010 года, вопросу расширения практики внедрения инноваций как одного из основных направлений модернизации промышленности было посвящено заседание Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Правительство Нижегородской области было ответственным за подготовку основного доклада, поэтому у нас была возможность на примере практики ре-

гионов ПФО, с учетом мнений экспертов, обозначить основные проблемы и сформулировать предложения по совершенствованию государственной политики в сфере инноваций, которые были направлены в Правительство РФ и Государственную Думу России.

Среди факторов, ограничивающих динамику инновационного развития, в т. ч. коммерциализацию научноисследовательских разработок, наиболее существенными являются:

- высокие риски вложений;

- законодательные пробелы в сфере отношений собственности на результаты интеллектуальной деятельности;

- значительные затраты на патентование результатов интеллектуальной деятельности;

- отсутствие необходимого числа специалистов по внедрению инноваций, а также неопределенность правового поля в сфере инноваций, когда законодательно не определены сами понятия «инновация», «инновационная продукция», а также критерии отнесения компаний к инновационным.

Принятие базового федерального закона в сфере инноваций положительно сказалось бы на эффективности нормативно-правовой базы, в том числе регионального уровня.

Такой инструмент поддержки инноваций, как федеральные целевые программы, в рамках которых осуществляется финансирование фундаментальной науки и научноисследовательских разработок, невозможно эффективно использовать при существующем механизме их реализации. Государственные контракты заключаются на 1 год, организационные процедуры затянуты, время выполнения исследований и разработок сокращается, что отрицательно сказывается на их результативности. Необходима законо-

дательно закрепленная возможность заключения долгосрочных контрактов на выполнение НИОКР.

В настоящее время Министерством экономического развития РФ уже подготовлены изменения законодательства, направленные на повышение эффективности системы государственных закупок, а именно на обеспечение прозрачности процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также на обеспечение возможности закупать инновационную и технически сложную продукцию.

Много проблем было обозначено по практике применения федерального закона № 217, направленного на создание условий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Сейчас мы видим, что активно вносятся изменения в законодательство.

В частности, ВУЗам и научным организация предоставлено право без конкурса передавать имущество в

аренду созданным ими хозяйственным обществам. Рассматривается вопрос об отмене правила, в соответствии с которым размер арендной платы не может быть меньше среднего уровня, характерного для места их расположения. Госдумой принят в первом чтении законопроект об отмене существующего запрета на передачу хозяйственными обществами третьим лицам прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, который препятствует внедрению разработок.

Готовятся также изменения в сфере налогового, таможенного регулирования, в сфере отношений интеллектуальной собственности.

Целый комплекс предложений был разработан и направлен в Правительство РФ по расширению федеральных мер стимулирования инновационного малого бизнеса, по повышению эффективности использования инфраструктуры поддержки инноваций, по развитию такого ин-

струмента поддержки, как особые экономические зоны и т.д.

Мы надеемся, что и эти наши предложения будут рассмотрены и учтены, поскольку все они направлены на создание критической массы инновационно-активных предприятий и организаций, необходимой для превращения инноваций в основной источник экономического развития России.

THE FUTURE OF RUSSIA: RAW OR INNOVATIVE PROGRESS

V. P. Shantcev, the governor of Nizhniy Novgorod region, the honourable professor of NGIEI

Annotation. In article questions of transition of a national economy on innovative model of progress, experience of Nizhniy Novgorod region on creation of complex system of measures of the state support of innovative activity and realization of programs of innovative progress are considered.

Keywords: the innovative activity, fundamental and

applied development, «raw» economy, biopower resources, competitiveness.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -ОСНОВА СТАБИЛЬНОГО РОСТА

В. П. Агафонов, генеральный директор ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский», д.э.н., доцент кафедры «Организация и менеджмент» НГИЭИ

Аннотация. В статье рассмотрен опыт инновационного развития предприятия, позволивший укрепить его экономику, повысить эффективность производства, улучшить уровень жизни его работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.