Научная статья на тему 'Состояние и перспективы социально-экономического развития Нижегородской области'

Состояние и перспективы социально-экономического развития Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5211
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / REGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / PLANNING / INFRASTRUCTURE / INDUSTRY / EDUCATION / AGRICULTURE / NIZHNY NOVGOROD REGION / INDUSTRIAL STRUCTURE / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шанцев Валерий Павлинович

Статья посвящена выявлению и характеризации проблем социально-экономического развития региона в современных условиях его функционирования. Представлены особенности региона, вызванные географическим его расположением. Проанализированы основные областные и региональные программы социально-экономического развития региона, действующие на территории региона, рассмотрена Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утверждённая постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127) (с изменениями от 20 марта 2009 г.), целью которой является обеспечение лидирующего положения Нижегородской области среди регионов Российской Федерации на основе современных методов управления, эффективного оборота и расходования ограниченных ресурсов, выполнения экономических, финансовых, социальных обязательств перед обществом. Основными аспектами Стратегии развития Нижегородской области являются: повышение конкурентоспособности региона, повышение качества жизни населения, повышение эффективности региональной власти. Рассмотрены основные социально-экономические показатели в области сельского хозяйства, образования, промышленности, инновационные и инвестиционные проекты, реализуемые в области. Определено место Нижегородской области по объёму производства продукции и оказанию услуг по каждому из направлений, представлены экономически значимые программы государственной поддержки в сельском, хозяйстве реализуемые на территории Нижегородской области, структура подготовки кадров и специалистов по отраслям, а также структура приёма в государственные ВУЗы в 2015 году. При этом важным направлением в подготовке кадров нового формата является «подготовка под ключ», то есть обучение специалистов под конкретное высокотехнологичное рабочее место с учетом корпоративной культуры конкретного предприятия. Выявлены положительные и отрицательные стороны работы данных отраслей и предложены ключевые направления повышения эффективности их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шанцев Валерий Павлинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND PROSPECTS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT NIZHNY NOVGOROD REGION

The article is devoted to the identification and characterization of the problems of socio-economic development of the region in modern conditions of its functioning. The features of the region, due to its geographical location. Analyzes the main regional and regional programs of socio-economic development of the region, operating on the territory of the region, discuss the development Strategy of Nizhny Novgorod region until 2020, approved by decree of the Government of Nizhny Novgorod region on April 17, 2006 No. 127) (amended March 20, 2009), the purpose of which is to keep the leading position in the Nizhny Novgorod region among the regions of the Russian Federation on the basis of modern management techniques, effective turnover and expenditure of limited resources, the implementation of economic, financial and social obligations to society. The main aspects of the development Strategy of the Nizhny Novgorod region are: improving the competitiveness of the region, improving the quality of life of the population, increasing the efficiency of regional authorities. Describes the main socio-economic indicators in agriculture, education, industry, innovation and investment projects implemented in the field. The place of the Nizhny Novgorod region in terms of production of products and provision of services in each area, represented by the economically important programmes of state support for the rural sector are implemented on the territory of Nizhny Novgorod region, the structure of training of personnel and specialists in the industries and structure of the admission to public Universities in 2015. An important area in training of the new format is a «turnkey training», i.e. training of specialists for certain high-tech workplace in accordance with the corporate culture of a particular company. Identified positive and negative aspects of these industries and the proposed key directions of increase of efficiency of their functioning.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы социально-экономического развития Нижегородской области»

УДК 338.1

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2016

Шанцев Валерий Павлинович, губернатор Нижегородской области, почётный профессор

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. Статья посвящена выявлению и характеризации проблем социально-экономического развития региона в современных условиях его функционирования. Представлены особенности региона, вызванные географическим его расположением. Проанализированы основные областные и региональные программы социально-экономического развития региона, действующие на территории региона, рассмотрена Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утверждённая постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127) (с изменениями от 20 марта 2009 г.), целью которой является обеспечение лидирующего положения Нижегородской области среди регионов Российской Федерации на основе современных методов управления, эффективного оборота и расходования ограниченных ресурсов, выполнения экономических, финансовых, социальных обязательств перед обществом. Основными аспектами Стратегии развития Нижегородской области являются: повышение конкурентоспособности региона, повышение качества жизни населения, повышение эффективности региональной власти. Рассмотрены основные социально-экономические показатели в области сельского хозяйства, образования, промышленности, инновационные и инвестиционные проекты, реализуемые в области. Определено место Нижегородской области по объёму производства продукции и оказанию услуг по каждому из направлений, представлены экономически значимые программы государственной поддержки в сельском, хозяйстве реализуемые на территории Нижегородской области, структура подготовки кадров и специалистов по отраслям, а также структура приёма в государственные ВУЗы в 2015 году. При этом важным направлением в подготовке кадров нового формата является «подготовка под ключ», то есть обучение специалистов под конкретное высокотехнологичное рабочее место с учетом корпоративной культуры конкретного предприятия. Выявлены положительные и отрицательные стороны работы данных отраслей и предложены ключевые направления повышения эффективности их функционирования.

Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, планирование, инфраструктура, промышленность, образование, сельское хозяйство, Нижегородская область, отраслевая структура, стратегия развития.

STATUS AND PROSPECTS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT NIZHNY NOVGOROD REGION

© 2016

Shantsev Valery Pavlinovich, Governor of Nizhny Novgorod region, Honorary professor

Nizhny Novgorod state engineering-economic University, Knyaginino (Russia)

Abstract. The article is devoted to the identification and characterization of the problems of socio-economic development of the region in modern conditions of its functioning. The features of the region, due to its geographical location. Analyzes the main regional and regional programs of socio-economic development of the region, operating on the territory of the region, discuss the development Strategy of Nizhny Novgorod region until 2020, approved by decree of the Government of Nizhny Novgorod region on April 17, 2006 No. 127) (amended March 20, 2009), the purpose of which is to keep the leading position in the Nizhny Novgorod region among the regions of the Russian Federation on the basis of modern management techniques, effective turnover and expenditure of limited resources, the implementation of economic, financial and social obligations to society. The main aspects of the development Strategy of the Nizhny Novgorod region are: improving the competitiveness of the region, improving the quality of life of the population, increasing the efficiency of regional authorities. Describes the main socio-economic indicators in agriculture, education, industry, innovation and investment projects implemented in the field. The place of the Nizhny Novgorod region in terms of production of products and

provision of services in each area, represented by the economically important programmes of state support for the rural sector are implemented on the territory of Nizhny Novgorod region, the structure of training of personnel and specialists in the industries and structure of the admission to public Universities in 2015. An important area in training of the new format is a «turnkey training», i.e. training of specialists for certain high-tech workplace in accordance with the corporate culture of a particular company. Identified positive and negative aspects of these industries and the proposed key directions of increase of efficiency of their functioning.

Key words: region, socio-economic development, planning, infrastructure, industry, education, agriculture, Nizhny Novgorod region, industrial structure, development strategy.

Социально-экономическое состояние регионов определяется объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), субъективными факторами и, конечно, методами регионального управления. Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов в разное время рассматривались в работах: Смирнова В. В. [15], Кутаева Ш. К. [9], Козловского В. А. [8], Ермаковой Ж. А., Карабейникова И. Н. [3], Порубо-ва А. С. [12], Пьянкова А. В., Дорохова Е. И. [14], Тарасовой О. Ю., Комова В. В. [17], Дусаева Е. М. [2], Черкасова П. С. [19], Жаворонкова В. А. [5].

Вопросы стратегического управления социально-экономическим развитием регионов и законодательства в своих исследованиях рассматривали: Пивень И. Г., Мартынова Т. А. [10], Гранберг А. [1], Каппушева Т. Л. [7], Ефремов А. А. [4], Шерин В. А. [20], Маремкулов А. Н. [22] и др.

В последние годы проведение экономических реформ показало, что регионы, где применяют прогрессивные методы управления, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям.

Нижегородская область - один из наиболее экономически развитых регионов Российской Федерации. На его долю приходится около 1,7 % совокупного валового регионального продукта России.

Географически область находится на слиянии двух крупнейших рек - Волги и Оки - и на пересечении международных транспортных коридоров «Запад - Восток» и «Север - Юг», что обязывает иметь развитую транспортную систему:

1) международный аэропорт, функционирующий по 11 внутренним линиям и 3 международным;

2) автомобильные дороги, плотность которых превышает среднероссийский показатель почти в 5 раз; действующее шоссе Москва -Нижний Новгород;

3) железнодорожный транспорт: плотность железнодорожных путей превышает

среднероссийский показатель в 3 раза. Расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода можно преодолеть за четыре часа на скоростном поезде;

4) речной транспорт: суда «река-море», порты, имеющие выходы во все моря, омывающие европейскую часть страны [16].

Экономическое развитие сегодня - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Главным фактором в современных условиях становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования.

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Результатом процесса планирования является не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является плодом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

На социально-экономическое развитие регионов влияют экономические, социальные и политические факторы.

С 2006 года деятельность Правительства области строится на основе Стратегии развития региона до 2020 года [11]. Для достижения главной стратегической цели Правительства области - высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни - в экономике был взят курс на диверсификацию ее структуры в пользу высокотехнологичных секторов, проведение модернизации на основе развития научно-технического и инновационного потенциала региона, улучшения инвестиционного климата; в социальной сфере - на развитие человеческого капитала через создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и

творческой самореализации жителей области; в сфере управления - на повышение эффективности исполнительной власти.

Основными аспектами данной стратегии являются:

1) повышение конкурентоспособности экономики;

2) повышение качества жизни населения;

3) повышение эффективности региональной власти.

Основные направления региональной политики по повышению конкурентоспособности экономики включают в себя:

1) стимулирование инвестиционной деятельности, поддержку технологической модернизации и инноваций, создание условий для ведения бизнеса и благоприятного инвестиционного климата;

2) развитие малого и среднего бизнеса как фактора конкурентной борьбы;

3) развитие агропромышленного комплекса;

4) развитие системы профессионального образования и рынка квалифицированного труда и др.

Безусловно, в современных условиях возрастает значимость поддержки Правительства области, которая направлена на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности - основных факторов экономического роста.

В области реализуются следующие инновационные и инвестиционные проекты:

строительство завода по производству пел-лет (ООО «ДжерманПеллетс, Нижний Новгород»), где объём инвестиций составил 9 млрд руб.;

• строительство объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года (правительство Нижегородской области) - объём инвестиций составил около 80 млрд руб.;

реконструкция аэродромной инфраструктуры международного аэропорта «Нижний Новгород» (ФГУП «Администрация гражданских аэропортов») - объём инвестиций составил 5,7 млрд руб.;

строительство мостового перехода через р. Волга на автомобильной дороге Н. Новгород -Шахунья - Киров (Правительство Нижегородской области) - объём инвестиций - 14,2 млрд руб.;

• строительство автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке обхода г. Н. Новгород (3 очередь 1 пусковой комплекс) (Правительство Нижегородской области) - объём инвестиций 6,7 млрд руб.;

модернизация трубоэлектросварочного комплекса труб малого и среднего диаметров (ОАО «ВМЗ») - объём инвестиций - 6,8 млрд руб.

Сегодня Нижегородская область - это мощный научно-промышленный комплекс со специализацией на обрабатывающие производства.

По итогам 2015 года в Нижегородской области объем отгруженной продукции в обрабатывающих производствах составил более 1 трлн рублей. По данному показателю, как и в 2014 году, наш регион занял 2-е место в Приволжском федеральном округе и 7-е место в целом по Российской Федерации.

Такое высокое место в ПФО связано со значительным объемом отгрузки продукции в металлургии (более 200 млрд рублей), по которому Нижегородская область находится на 1 месте в ПФО, и в производстве транспортных средств (более 150 млрд рублей) - 3 место в ПФО.

Регион является лидером по производству автобусов, на его территории сосредоточено 47,3 % российского производства грузовых автомобилей и 20,1 % стальных труб.

На территории Нижегородской области функционируют такие крупнейшие предприятия, как:

ООО Автозавод «ГАЗ» и ОАО «ГАЗ», выпускающие грузовые, легковые автомобили и автобусы;

ОАО «Выксунский металлургический завод», производящий сталь и стальные трубы;

ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» выпускающий бортовые системы для летательных аппаратов;

два завода, на базе которых производится авиационная техника военного и гражданского назначения - ОАО «НАЗ «Сокол»» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»;

ОАО «Завод «Красное Сормово», занимающийся производством сухогрузных теплохо-дов,танкеров.

к числу производителей специализированных пассажирских транспортных средств, действующих на территории Нижегородской области, относят ООО «Павловский автобусный завод» и ОАО «Павловский автобус» и другие.

В Нижегородской области действует развитая инфраструктура инновационной деятельности:

- 2 территориальных инновационных кластера (Саровский инновационный кластер и индустриальный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии);

- 2 технопарка в сфере высоких технологий (Нижегородский технопарк информационных технологий в поселке Анкудиновка и технико-внедренческий Открытый парк в поселке Сатис Дивеевского района);

- Фонд посевных инвестиций;

- Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор (ГУ «НИБИ») и др.

Вместе с тем значимыми факторами, формирующими конкурентную среду в экономике, являются и те условия, которые создаются для развития малого и среднего предпринимательства. Этот аспект работы регионального Правительства был целенаправленно усилен, начиная с 2006 года. В том числе за счет средств федерального бюджета, которые привлекаются в результате участия в конкурсах Минэкономразвития России.

Нижегородская область занимает второе место по развитию малого бизнеса среди субъектов РФ (по данным рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по итогам 2014 года). При этом оцениваются объём инвестиций в основной капитал малых предприятий, оборот малых предприятий в расчёте на одного жителя, а также доля занятых в малом бизнесе к экономически активному населению. Этому способствовала Комплексная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы, утверждённая постановлением Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2010

Таблица 1

Нижегородская область в числе лидеров по основным показателям развития малого бизнеса:

- 2 место в РФ по объему инвестиций в основной капитал;

года № 618 (с изменениями на 10 декабря 2013 года).

В 2015 году исполнилось 5 лет с начала реализации в Нижегородской области федеральной программы «Ты - предприниматель», которая ориентирована на стимулирование деловой активности молодёжи. В программе приняли участие 15 тыс. чел., с её помощью только в 2015 году открылись 107 новых субъектов малого и среднего предпринимательства.

В ежегодном национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, составляемом «Агентством стратегических инициатив», Нижегородская область вошла в пятёрку лучших регионов страны по направлению «Поддержка малого предпринимательства».

За 10 лет реализации программы развития малого предпринимательства Нижегородской области (2006-2014 годы) кардинально увеличен объем финансовой поддержки субъектов малого бизнеса - по итогам 2014 года он составил более 330 млн рублей.

Результатом реализации комплексных мер поддержки стало увеличение вклада малого бизнеса в экономику региона. Масштабы развития малого бизнеса оцениваются следующим образом:

- формирует почти четверть ВРП;

- более 30 % в общей численности занятых (таблица 1).

- 6 место в РФ - по обороту малых предприятий.

Особое внимание Правительство области уделяет развитию сельского хозяйства как залога

- Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности, млн руб.

Показатель Декабрь 2015 г. Январь-декабрь 2015 г.

млн рублей в % к декабрю 2014 г. млн рублей в % к январю-декабрю 2014 г.

Добыча полезных ископаемых 217,3 73,1 1 796,6 91,6

Обрабатывающие производства 108 087,5 111,3 1 048 968,3 111,5

-металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 23 742,3 110,7 206 148,6 129,6

-производство транспортных средств и оборудования 18 886,5 100,6 150 400,9 101,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10 019,6 95,9 89 874,2 104,3

продовольственной безопасности региона, а значит - благополучия его жителей.

Деятельность агропромышленного комплекса определяется государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и государственной программой развития АПК Нижегородской области [13].

Увеличение объёмов производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности агропромышленного комплекса региона является одним из приоритетных задач в работе министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области. С целью уменьшения зависимости продовольственного рынка от поставок импортной продукции и повышения самообеспеченности региона основными продовольственными товарами в Нижегородской области реализуется 9 экономически значимых программ:

1. Развитие молочного скотоводства с применением современных технологических решений в Нижегородской области на 2014-2017 годы.

2. Развитие свиноводства и увеличение производства свинины в Нижегородской области на 2014-2016 годы.

3. Развитие птицеводства и увеличение производства, переработки, хранения и сбыта мяса птицы в Нижегородской области на 2014-2016 годы.

4. Развитие мясного скотоводства в Нижегородской области на 2015-2017 годы.

5. Развитие семеноводства сельскохозяйственных культур Нижегородской области на 20152020 годы.

6. Развитие свеклосахарного производства в Нижегородской области на 2015-2017 годы.

7. Развитие овощеводства защищенного грунта в Нижегородской области на 2015-2017 годы.

8. Развитие льняного комплекса Нижегородской области на 2015-2020 годы.

9. Предотвращение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Нижегородской области на 2015-2017 годы.

Реализация программ поддержки сельского хозяйства оказывает влияние на основные показатели эффективности сельскохозяйственного производства. Так, объём производства продукции сельского хозяйства в 2015 году сложился на уровне 73,5 млрд рублей. За 2015 год в нижегородских хозяйствах всех категорий сельскохозяйственных

товаропроизводителей произведено 134,3 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе), 619,8 тыс. тонн молока, 1329,5 млн шт. яиц птицы, валовой сбор зерна составил 1150,1 тыс. тонн (в весе после доработки).

По ряду видов производств сельскохозяйственной продукции Нижегородская область в настоящее время уже достигла значений самообеспечения. Регион полностью обеспечивает себя зерном и зернобобовыми культурами (на 103,9 %), картофелем (на 112,9 %), яйцами и яйцепродукта-ми (на 139,2 %).

По результатам деятельности отраслей сельского хозяйства в 2015 году стоит отметить, что Нижегородская область заняла 17 место среди регионов РФ по производству молока и 10 место по производству яиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижениями 2015 года в области сельского хозяйства стало:

1. Рекордный урожай картофеля. Валовой сбор составил 959,6 тыс. тонн.

2. Впервые в сельскохозяйственных организациях и крестьянско-фермерских хозяйствах Нижегородской области получен надой на одну корову 5000 кг молока.

3. Производство мяса свиней на убой в живом весе увеличено на 15 % за счет ввода в эксплуатацию свиноводческого комплекса на 6 000 основных свиноматок в ООО «ННПП» Вадского района.

4. По результатам участия в Российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2015» Правительство Нижегородской области награждено:

- «Гран-при и диплом за вклад в развитие Выставки»;

- свидетельством участника конкурса «Тест на качество».

По итогам конкурсов в различных номинациях организации агропромышленного комплекса и научно-исследовательские учреждения Нижегородской области получили 53 медали, в том числе 40 золотых, 7 серебряных и 6 бронзовых.

Ключевыми направлениями в развитии сельского хозяйства области в прогнозном периоде будут:

• создание условий для наращивания производства сельскохозяйственной продукции и продукции её переработки;

ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;

увеличение инвестиций, направленных на развитие животноводства, на повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Подготовку специалистов с высшим образованием в Нижегородской области осуществляют 11 государственных вузов, 2 негосударственных вуза, 20 филиалов государственных вузов, 11 филиалов негосударственных вузов [6]. Для ведения высокотехнологичного бизнеса высшие учебные заведения региона готовят специалистов высокой квалификации по всем необходимым направлениям подготовки (специальностям). Всего в вузах Нижегородской области обучается около 105 тыс. человек, из них свыше 55 тыс. человек - по очной форме обучения (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура приема в государственные ВУЗы в 2015 году на очную форму обучения, %

Выпуск специалистов с высшим образованием в текущем году составил около 30 тыс. человек, из них более 13,5 тысяч - по очной форме обучения. В целях повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, интеграции академической науки, высшего образования и производства, использования результатов научно -исследовательских работ в образовательном процессе, новых знаний и достижений науки и техники вузы создают базовые кафедры на предприятиях и производствах. Система базовых кафедр за последние годы успешно развивается, базовые кафедры работают на крупнейших предприятиях Ро-сатома (ОАО «ОКБМ Африкантов», ОАО «НИА-ЭП», РФЯЦ-ВНИИЭФ, ФГУП «ФНПЦ «НИИИС

им. Ю. Е. Седакова»), промышленных предприятий (филиал № 1 ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ», ОАО «ЦНИИ «Буревестник» и др.,), институтов РАН (Институт прикладной физики РАН, Институт физики микроструктур РАН и др.).

Образовательные организации высшего образования активно осуществляют подготовку по целевым направлениям для оборонно-промышленного комплекса (НГТУ им. Р. Е. Алексеева, ННГУ им. Н. И. Лобачевского), что позволяет решить вопросы закрепления выпускников на конкретных рабочих местах. Благодаря тесному взаимодействию вузов с производством увеличивается процент трудоустройства выпускников на

предприятиях области, особенно по техническим направлениям и специальностям (свыше 90 %).

Научно-образовательный потенциал высшей школы Нижегородской области на протяжении многих лет демонстрирует свой высокий уровень, и неслучайно, что в текущем году 11 молодых ученых - представителей вузов и институтов РАН Нижегородской области стали победителями конкурса Грантов Президента РФ для государствен-

ной поддержки молодых ученых - кандидатов и докторов наук 2015 г. В системе профессионального образования Нижегородской области осуществляется подготовка кадров по 70 рабочим профессиям, 150 специальностям, 70 % из них - специальности и профессии для подготовки кадров в промышленное производство, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь (рисунок 2).

□Педагогические и гуманитарные науки 0 Строительство

НИнформационные технологии □ Промышленность

0 Транспорт И Сфера обслуживания и малый бизнес ■ Сельское хозяйство

Рисунок 2 - Структура подготовки рабочих кадров и специалистов по отраслям, %

Основой в подготовке кадров нового формата выступает сложившаяся в регионе система создания на базе профессиональных образовательных организаций современных ресурсных центров, в которых обучение проводится на высокотехнологичном оборудовании с применением новейших производственных и образовательных технологий.

В настоящее время в регионе создано 22 современных ресурсных центра, в том числе 1 учебно-корпоративный центр Нижегородского завода 70-летие Победы.

С 2011 по 2015 годы на модернизацию системы подготовки кадров по направлениям «Машиностроение» и «Системы противоракетной и противовоздушной обороны» регион получил субсидии из федерального бюджета свыше 100 млн рублей.

Важным в подготовке кадров нового формата является «подготовка под ключ», то есть обучение специалистов под конкретное высокотехнологичное рабочее место с учетом корпоративной

культуры конкретного предприятия. В настоящее время данные проекты реализуются совместно с ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ООО «Либхерр-Нижний Новгород», ООО «Даниели Волга».

В 2013 году Нижегородская область стала финалистом пилотного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». Данный проект реализуется автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в 10 регионах Российской Федерации. Статус федеральных инновационных площадок был присвоен профессиональным образовательным организациям, имеющим многолетний эффективный опыт взаимодействия с промышленными предприятиями, конкурентоспособными на мировом рынке.

Следующим направлением стратегии развития Нижегородской области до 2020 г. является

повышение качества жизни населения, которое включает в себя:

1) улучшение уровня жизни населения;

2) обеспечение занятости населения

3) повышение качества и доступности услуг социальной сферы;

4) обеспечение граждан доступным жильем и коммунальными услугами, в том числе поддержка многодетных семей и др.;

По данным агентства «РИА Рейтинг» Нижегородская область вошла в десятку регионов России - лидеров по качеству жизни (9 место по сводному рейтинговому баллу) по итогам 2014 года.

Ситуация на областном рынке труда стабильная. Уровень официально

зарегистрированной безработицы в Нижегородской области в 2015 году составил 0,62 %. Уровень безработицы в области - один из самых низких среди регионов России.

Среднедушевые денежные доходы населения Нижегородской области в 2015 году составили 30,8 тыс. рублей в месяц и в действующих ценах увеличились на 10,2 % по сравнению с уровнем 2014 года. Область занимает 20 место в России и 3 место среди регионов Приволжского федерального округа по уровню среднедушевых денежных доходов населения в 2015 году.

Социально-экономическое развитие зависит не только от экономических и социальных факторов, но и от политических факторов, в том числе от эффективности управленческого корпуса, от слаженности работы законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В стратегии развития региона данное направление включает в себя:

1) исполнение бюджета, эффективность расходования бюджетных средств;

2) внедрение системы стратегического планирования;

3) оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, создание МФЦ;

4) взаимодействие с ОМСУ, населением и общественными организациями и др.

Создан Единый интернет-портал

государственных и муниципальных услуг Нижегородской области.

Создание МФЦ и оказание услуг в электронном виде снижает вероятность возникновения коррупционных проявлений в

деятельности органов власти. Тем не менее, работа по противодействию коррупции продолжается.

Проводится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства области, работает межведомственный антикоррупционный совет при Губернаторе области и аналогичные советы при главах администраций городских округов и районов.

Создан специализированный раздел на официальном сайте Правительства области, оказывается информационное содействие средствам массовой информации в освещении принимаемых антикоррупционных мер.

Благодаря комплексной и эффективной политике, проводимой Правительством Нижегородской области, регион сегодня представляет собой уникальную площадку для размещения новых производств и ведения бизнеса.

По результатам реализации данной стратегии Нижегородская область на 01 января 2016 находится на 57-м месте по природно-ресурсному потенциалу, заняла 4 место в РФ по инновационному потенциалу, по потребительскому потенциалу - 9 место, по трудовому, производственному, финансовому, институциональному -10 место, по туристическому -12-е.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15-27.

2. Дусаева Е. М. Социально-экономическое развитие регионов Приволжского федерального округа // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2007. № 14-1. С. 61-63.

3. Ермакова Ж. А., Карабейников И. Н. Научно-технический прогресс как основа социально-экономического развития региона // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 3 (152). С. 202-208.

4. Ефремов А. А. Механизмы реализации стратегии социально-экономического развития региона // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2011. № 30-1. том 2. С. 149-152.

5. Жаворонков В. А. Социально-экономическое развитие региона: институциональный аспект // Бизнес Информ. 2012. № 5. С. 99-103.

6. Итоговый отчёт Министерства образования Нижегородской области о результатах анализа

состояния и перспектив развития системы образования за 2015 год [Электронный ресурс] / http://minobr.government-nnov.ru.

7. Каппушева Т. Л. Стратегия социально-экономического развития региона и инструменты её реализации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 2. С. 46-53.

8. Козловский В. А. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12. С. 131-137.

9. Кутаев Ш. К. Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1. С. 25-31.

10. Пивень И. Г., Мартынова Т. А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона // Новые технологии. 2011. № 2. С. 17-24.

11. Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127 «Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года» (с изменениями от 20 марта 2009 г.).

12. Порубова А. С. Методика оценки социально экономического потенциала развития регионов // Инновации в науке: сб. ст. по матер. VI меж-дунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : СибАК, 2012.

13. Предварительные итоги работы агропромышленного комплекса Нижегородской области в 2015 году [Электронный ресурс] / http://www.mcx-nnov.ru/Itogi_2015/Itogi_2015.doc.

14. Пьянкова А. В., Дорохова Е. И. Методические подходы к оценке влияния отдельных факторов на состояние и тенденции социально-экономического развития региона // Современные

проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http: //www .science -

education.ru/ru/artide/view?id=10076 (дата обращения: 03.05.2016).

15. Смирнов В. В. Современное состояние социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6. С. 34-42.

16. Социально-экономическое положение Нижегородской области январь-март 2016 года [Электронный ресурс] / http://nizhstat.gks.ru.

17. Тарасова О. Ю., Комов В. В. Теоретические подходы к устойчивому социально-экономическому развитию региона // Вестник Тамбовского университета. 2008. № 9. С. 451-454.

18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / http://www/gks.ru.

19. Черкасов П. С. Регион как социально-экономическая система // Проблемы современной экономики. 2013. № 2 (46). С. 212-214.

20. Шерин В. А. Опыт реализации стратегии социально-экономического развития региона // Известия высших учебных заведений. Приволжский регион. Общественные науки. 2014. № 1 (29). С.182-190.

21. Приволжский регион. Общественные науки. 2014. № 1 (29). С. 182-190.

22. Маремкулов А. Н. Проблемы соблюдения законодательной технологии в законодательных актах субъектов Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской республики) // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 3. С. 71-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.