Научная статья на тему 'Политика правительства Хабаровского края по развитию инновационной экономики'

Политика правительства Хабаровского края по развитию инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левинталь Александр Борисович, Ефременко Владимир Филиппович

Поддержка инноваций как приоритет экономической политики правительства края. Направления, методы и механизмы развития инновационной деятельности в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The policy of the Khabarovsk Territory government aimed at the development of the innovative economy

The article deals with the support of innovations as a priority in the economic policy of the Khabarovsk Territory government. Directions, methods and mechanisms developing innovation activity in the Territory are presented by the authors

Текст научной работы на тему «Политика правительства Хабаровского края по развитию инновационной экономики»

ЭКОНОМИКА

Политика правительства Хабаровского края по развитию инновационной экономики

А.Б. Левинталь В.Ф. Ефременко

Поддержка инноваций как приоритет экономической политики правительства края. Направления, методы и механизмы развития инновационной деятельности в крае.

The article deals with the support of innovations as a priority in the economic policy of the Khabarovsk Territory government. Directions, methods and mechanisms developing innovation activity in the Territory are presented by the authors.

А.Б. Левинталь

В

современных условиях определяющим фактором в конкуренции стран и регионов становится уже не обладание природными ресурсами, а уровень развития постиндустриальной экономики, основными формирующими отраслями которой являются транспорт, связь, управление, финансы, сервис, наука и инновации. Последние

- экономический стержень постиндустриального общества. Инновационная экономика, означающая процесс перевода научных знаний в продукт или услугу, востре-

В.Ф. Ефременко

бованные рынком, производит значительно большие объемы прибыли и добавленной стоимости, чем традиционная промышленность, при меньшем удельном весе материальных затрат в структуре цены реализации. Это принципиально важно для Дальневосточного экономического района (ДВЭР), учитывая постоянное негативное воздействие удорожающих факторов производства. В перспективе инновационный путь развития становится просто безальтернативным для ДВЭР, имея в виду со-

Левинталь Александр Борисович - к.э.н., доцент, заместитель председателя правительства края — министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края (г. Хабаровск)

Ефременко Владимир Филиппович - к.э.н., доцент, начальник отдела - замес-

титель начальника управления инновационного развития и науки министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края (г. Хабаровск)

хранение и развитие его как целостного российского экономического макрорегиона.

Поскольку новые научные достижения являются неисчерпаемым ресурсом, являющимся достоянием всех стран, то свободного рынка для их реализации уже недостаточно - удачные инновации требуют институциональной и законодательной поддержки. Успешные инновации производятся совместными усилиями ученых, правительства и промышленности. При этом, если в исполнении и реализации инновационных разработок ведущую роль играют наука и бизнес, то инициирующая и организующая роль, в целом, инновационного процесса принадлежит государству.

нования для финансовой поддержки за счет средств краевого бюджета. Постановлениями и распоряжениями губернатора края определяются основные направления и мероприятия по развитию инновационной деятельности в крае. И, наконец, конкурсная комиссия по инновациям под председательством заместителя председателя правительства - министра экономического развития и внешних связей, определяет конкретных исполнителей мероприятий, с которыми министерство заключает государственные контракты (рис. 1).

Вся работа проводится в тесном взаимодействии с научно-образовательными организациями и инновационными предприятиями, с привлечением ведущих экспер-

Закон Хабаровского края от 04.07.2000 № 222 «ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ»

I

Постановление Главы администрации Хабаровского края от 26.02.01 № 66

«О ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Постановление Распоряжение

Губернатора Губернатора

Хабаровского края Хабаровского края

от 09.02.04 № 32 от 08.08.07 № 430-р

«О РАЗВИТИИ В «О ПРОГНОЗЕ

ИННОВАЦИОННОЙ 8 РАЗВИТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ

В ХАБАРОВСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРАЕ» В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ДО 2010 ГОДА»

ПРИКАЗЫ МИНИСТРА

РЕШЕНИЯ Конкурсной комиссии по инновациям

4 4 4 1

>1... >1 "Г

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ

по выполнению мероприятий по развитию инновационной деятельности в крае

Рис. 1. Структура нормативно-законодательных актов правительства Хабаровского края по развитию инновационной деятельности

Так было и происходит во всех развитых странах, к примеру, в США государство принимало прямое и непосредственное участие в формировании «Силиконовой долины», в Японии - «Технополисов» и т.д.

В Хабаровском крае, одном из первых (и до сих пор немногих) субъектов Федерации, принят Закон об инновационной деятельности, который создает необходимое правовое поле ее осуществления и ос-

тов.

Анализ инновационного потенциала Хабаровского края позволяет определить, прежде всего, те его составляющие, которые могут стать основными движущими факторами при формировании Региональной инновационной системы (РИС), и, в перспективе, быть развиты в конкурентные преимущества региона. Отметим, что Хабаровский край в ДВЭР характеризует-

Таблица 1

Сравнительные показатели уровней развития инновационного потенциала регионов ДВЭР (суммарно за 2001-2005 гг.)*

I Показатель ДВЭР (всего) Республика Саха (Якутия) При- морский край X абаров-ский край

£ р 5 ^ ^ ~ Я Число инновационноактивных организаций, ** 111 18 25 3 5

Характерне инновациоі бизнес; Удельный вес инновационно-активных организаций, %** 6,54 5,52 4,04 17,76

Объем отгруженной иннова- 1 ционной продукции, млн.руб. ! 11 188 1 1 332 2 979 5 552

Характеристики сферы НИР и ОКР Объем фундаментальных исследований, млн. руб. 9 621 1 996 3 959 798

Объем прикладных исследований, млн. руб. 4 939 675 2 205 231

Объем разработок, млн. руб. 2 142 3 12 510 633

Количество выданных патентов на изобретения и полезны е мод ели 2 496 253 839 1 094

Число созданных передовых производственных технологи й 23 17

* Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Р32 Стат. Сб. / Росстат. - М., 2007. - 981 с.

в среднем за период 2001 - 2005 гг.

ся опережающим развитием инновационного предпринимательства и непосредственно сопряженной с ним сферой прикладных научных разработок (табл. 1).

Данные направления могут быть преобразованы в конкурентные преимущества края. В то же время, необходимо отметить, что в рамках ДВЭР, конкуренция трех субъектов Федерации в сфере инноваций имеет характер скорее взаимодополняющих, а не взаимоотрицающих видов деятельности. Максимальное использование возможностей по осуществлению инновационной деятельности в крае предполагает сосредоточение ресурсов на направлениях, уже имеющих определенное опережение в развитии, с целью превращения их в конкурентные преимущества края. К ним относятся:

1. Проведение прикладных научных разработок.

2. Повышение инновационной активности организаций.

3. Наращивание объемов реализации инновационной продукции.

4. Развитие инновационной инфраструктуры.

5. Подготовка и повышение квалификации кадров.

6. Развитие нормативно-правовой и институциональной среды.

7. Создание региональной сети рискового финансирования.

Развитие перечисленных направлений целевым образом будет осуществляться при реализации специальных мероприятий (рис. 2).

В первую очередь, это мероприятия по стимулированию, организационной и финансовой поддержке инновационной активности основных участников - научных и производственных организаций. В 2007 году на краевой конкурс прикладных научных разработок и инновационных проектов было подано 47 заявок, что в 2 раза превышает уровень прошлого года. В основном, это вузы края (ДВГУПС - 13 заявок, ТОГУ - 6, ДВГМУ - 4, КнАГТУ - 3), академические институты и предприятия, занимающиеся научной деятельностью.

АКТИВИЗАЦИЯ

¥

КРАЕВОЙ КОНКУРС прикладных научных разработок и инновационных проектов КОНКУРСЫ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Представительство на базе АНО «ДАСИ»)

! ' 4 4 4 ‘ 4 4

«УМНИК» ! «РАЗВИТИЕ» | «СТАРТ» | «ПУСК» | «ТЕМП»

ПРОДВИЖЕНИЕ

Рис. 2. Мероприятия по развитию инновационной деятельности

в Хабаровском крае

Качество заявляемых работ по сравнению с предыдущим конкурсом также возросло. Государственные контракты были заключены с 14 победителями конкурса на сумму 5,3 млн.руб. В этом году 4 проекта представителей Хабаровского края стали победителями программы «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В октябре Правительством края подписано соглашение с Фондом о сотрудничестве, на базе Автономной некоммерческой организации «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (АНО «ДАСИ») создано представительство Фонда, что значительно облегчит нашим участником подготовку документов и прохождение процедур всех конкурсов, проводимых Фондом.

Результаты инновационной деятельности организаций края (будь то запатентованная научная разработка, опытный образец или готовая к реализации продук-

ция) пользуются поддержкой при продвижении на рынок. На 2-х международных выставках инноваций, проводившихся в 2007 году в Москве и Санкт-Петербурге, разработки Хабаровского края представлялись единой экспозицией, подготовленной Министерством экономического развития и АНО «ДАСИ». В сумме наши разработки были оценены 7-ю золотыми и 14-ю серебряными медалями, были заключены контракты на поставку продукции. В продвижении разработок края проводятся РИ-мероприятия, активно используются ресурсы сети Интернет, АНО «ДАСИ» стало участником Российской сети трансфера технологий (КТТ14), являющейся частью международной сети.

Подготовка кадров, владеющих специальными знаниями и практическими навыками в осуществлении технологического аудита, управлении инновациями, является первоочередным пунктом во всем

комплексе проводимых мероприятий. В рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства произведен уже третий набор слушателей на специальность «инновационный менеджмент». Начиная с 2005 года, Министерством ежегодно организуются 10 тидневные стажировки наших специалистов в г. Томске - признанном российском лидере в организации инновационной деятельности. На базе АНО «ДАСИ» открываются краткосрочные курсы повышения квалификации для разработчиков и предпринимателей.

Инновационная деятельность является объектом регионального индикативного планирования. Распоряжением губернатора утвержден «Прогноз инновационного развития края до 2010 года», являющийся первым документом в установленной За-

с достижением показателя, превышающего 10 млрд. руб. в год. Из них свыше 70% приходится на долю крупных вертикаль-но-интегрированных структур (ОАО АВПК «Сухой», ОАО «Объединительная судостроительная корпорация» и др.), представленных своими подразделениями в Хабаровском крае. В то же время, для малых и средних предприятий края прогнозируются более высокие темпы роста - почти в 5 раз, а объемы реализации инновационной продукции должны превысить в 2010 году 2 млрд. руб. (табл. 2).

В такой же пропорции должен возрасти суммарный объем нематериальных активов, состоящих на балансе предприятий края. Этот индикатор характеризует стоимость интеллектуальной собственности, находящейся в хозяйственном обороте, амортизируемой и прямо влияющей на рост

Таблица 2

Прогнозные показатели инновационной деятельности в Хабаровском крае (2008 - 2010 гг.)

№ п/п Показатель 2007 г. ожидаемое ПРОГНОЗ

2008 г. | 2009 г. 2010 г.

1 Внутренние текущие затраты на разработки, тыс. руб. 157 148 164 783 172418 180 053

2 Количество патентов на изобретения и полезные модели 270 280 300 330

3 Количество заключенных лицензионных соглашений 2 4 9 15

4 Объем нематериальных активов, млн. руб. 26,0 1 33,2 44,1 102,8

5 Число организаций, осуществляющих технологические инновации (инновационно-активные организации) | 35 ; 37 45 58

6 Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общей численности, % 22 24 27 33

7 1 Объем отгруженной инновационной продукции, млн. руб. 4 500 5 200 6 143 10 985

в том числе:

- крупные вертикально-интегрированные предприятия, мли. руб. 4 000 4 400 4 900 8 600

- средние и малые предприятия, млн. руб. 500 І 800 1 243 2 385

коном РФ «О прогнозировании» триаде «прогноз - концепция - программа». Отметим, что масштаб задач, подлежащих реализации, не допускает применения инерционных решений. Прогнозные показатели инновационного развития Хабаровского края предполагают рост объемов отгруженной инновационной продукции более чем в 2 раза за период 2007 - 2010 гг.,

капитализации компаний. Число организаций, осуществляющих технологические инновации (инновационно-активных), возрастет, согласно прогнозу, почти в два раза.

Предполагается усиление предметновнедренческой составляющей научной и проектно-конструкторской деятельности в крае. Это будет выражаться в возрастании количества полученных патентов на изоб-

ретения и полезные модели, а, главное, во введении в практику заключения лицензионных соглашений на передачу прав пользования интеллектуальной собственностью, что влечет за собой возникновение новых источников финансирования науки

- роялти и паушальных платежей. Эта практика будет расширяться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В реализации утвержденных губернатором края инновационных мероприятий и достижении прогнозных индикаторов критичным является состояние инновационной инфраструктуры и отсутствие институтов венчурного финансирования.

В настоящее время в Хабаровском крае начинают работать следующие элементы инновационной инфраструктуры (рис. 3.).

1. Производственно-технологическая.

Работы по ее созданию начаты два года назад. При финансовой и организационной поддержке правительства края были учреждены офисы коммерциализации раз-

работок (ОКР) при вузах края: Дальневосточном государственном университете путей сообщения (ДВГУПС); Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ); Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете (КнАГТУ); Дальневосточном государственном медицинском университете (ДВГМУ). ОКР -это первое связующее звено между разработчиками и инновационным предпринимательством, это институты, нацеленные на продвижение научной разработки на рынок. Инновационными менеджерами ОКР проведена инвентаризация разработок вузов, оценен их коммерческий потенциал. Выяснилось, что из 497 разработок только 16 могут быть выведены на рынок, а остальные требуют внесения серьёзных корректив, чтобы представлять интерес для реального сектора экономики. Формируются бизнес-инкубаторы в ДВГУПС и ТОГУ, разработан проект технологического биз-

Рис. 3. Элементы инновационной инфраструктуры Хабаровского края (* - элементы в стадии формирования)

нес-инкубатора малого инновационного бизнеса в г. Комсомольске-на-Амуре.

2. Консалтинговая.

Существующие консалтинговые структуры работают и уже подготовили ряд инновационных проектов, которые стали победителями конкурсов и получили финансирование. Здесь же работают и ОКР.

3. Информационная.

Создан и работает Интернет-портал «Инновации в Хабаровском крае», сформирована база данных инновационных предложений края.

4. Кадровая.

Правительством края организована подготовка кадров в 3-х, упомянутых выше, кадровых центрах. Важным обстоятельством является начало процесса профессиональной вузовской подготовки кадров инновационных менеджеров. В ТОГУ открыта специальность «Управление инновациями», ДВГУПС является победителем фе-

регионального венчурного фонда, развертывании сети «бизнес-ангелов».

Отдельно следует сказать об учрежденной правительством края Автономной некоммерческой организации «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (АНО «ДАСИ») (рис. 4).

Агентство соединяет в себе весь функционал инновационной инфраструктуры: произ-водственно-технолотческий; консалтинговый; кадровый; информационный; финансовый. Полный цикл предоставляемых услуг позволяет в одном месте пройти обучение, подготовить инновационный проект, оформить права на интеллектуальную собственность, привлечь необходимые инвестиции и реализовать продукт инновации на любой его стадии.

Уже можно назвать ряд проектов, которые АНО «ДАСИ» продвигает на рынок, согласно заключенным договорам с разработчиками. В конечном счете, выход на рынок и является экономическим смыслом создаваемой РИС.

Рис. 4. Организационная структура АНО «ДАСИ»

дерального конкурса вузов, внедряющих инновационные обучающие программы.

5. Финансовая.

Организации, специально занимающиеся рисковым финансированием в Хабаровском крае, находятся пока в проектной фазе. Прорабатывается вопрос о создании

Этот этап - отгрузка инновационной продукции и получение денежного дохода -замыкает инновационный цикл, региональная инновационная система осуществляет свое самовоспроизводство, что и является главной целью проводимых Правительством края мероприятий в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.