Специфика развития
инновационной составляющей экономики
Хабаровского края
В. В. Семенчук
аспирант, преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение» ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы»
В статье рассматривается необходимость развития инновационной деятельности на региональном уровне. Анализируется целенаправленная политика Хабаровского края в этом направлении. Особое внимание уделяется описанию формирования инфраструктуры, как важнейшего звена инновационной системы.
Ключевые слова: региональная научно-техническая политика, кластер, государственное регулирование.
Необходимость инновационного развития на сегодняшний день получила всестороннее признание в России и за рубежом. Важную роль в этом процессе принадлежит регионам России. Сегодня именно они определяют основные направления и динамику преобразований в экономике и производстве, формируют инновационную среду с учетом местных особенностей, прорабатывают и реализуют основные положения региональной научно-технической политики. Инновационная экономика открывает для многих регионов реальный шанс достижения нового уровня развития, привлечения различных типов ресурсов, решения многих социально-экономических задач.
Регион оказывает существенное влияние на развитие инновационной деятельности по ряду причин. Во-первых, инновации осуществляются в институциональном, политическом и социальном контексте. Регион в данном случае является той территориальной единицей, в пределах которой возможно наиболее эффективно наладить процесс осуществления инновационной деятельности. Инновационная деятельность фирм в значительной мере основывается на локализованных ресурсах, таких как рынок специализированной рабочей силы, система поставок, местные образовательные программы, деловые традиции, инфраструктура, а также наличие местных потребителей.
Во-вторых, инновации можно рассматривать как встраивание в общественные отношения. Данные об-
Specifity of the innovation components development in economic of Khabarovsks region
The article deals with necessity of the development of innovation activity on the regional level. Aimed policy of the Khabarovsk territory in this direction analyzed. Special attention is given to the description of the formation of infrastructure as the most important element of innovation system.
щественные отношения развиваются с течением времени и культурно детерминированы. Региональный контекст формирует свод правил и норм, которые определяют поведенческие установки и ожидания субъектов, действующих на конкретной территории. Совокупность общественных отношений на ограниченной географической территории часто формирует внутреннюю социальную структуру региона и чувство принадлежности к ней, что способствует продвижению инноваций благодаря синергетическому взаимодействию и коллективному обучению. В некоторой степени подобные взаимодействия можно рассматривать как одну из форм социального капитала, наличие которого помогает преодолеть «провалы рынка» и снизить издержки фирм благодаря устойчивым отношениям и взаимовыгодному обмену между ними.
В-третьих, инновационная деятельность осуществляется успешней в том случае, когда имеют место такие факторы как географическая концентрация и близость предприятий, что приводит к образованию кластеров. М. Портер определяет кластер как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [1, С. 207]. Инновационные компании извлекают пользу из подобного взаимодействия, помимо этого также ускоряется адаптация результатов научно-исследовательской работы и диффузия инноваций [2, P. 4].
Управление инновационной деятельностью на уровне региона позволяет принимать во внимание региональные различия, анализируя сильные и слабые стороны различных подсистем, групп и взаимо-
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
зависимостей в пределах соответствующего региона. В большинстве регионов управление инновационной деятельностью прописывается «красной строкой» в стратегиях социально-экономического развития, либо осуществляется в форме самостоятельной стратегии.
В подобной ситуации необходимо переходить к новому типу региональной экономической политики, затрагивающему основные направления развития инновационной деятельности в регионе. Согласно И. П. Черной механизм новой региональной экономической политики должен включать три основных элемента: согласование интересов всех субъектов региональной экономики, формирование соответствующей институциональной среды и социально-экономическое обоснование всех региональных проектов [3, С. 27].
Анализ, проведенный отечественными экономистами, показывает, что на развитие инновационной деятельности в регионе, как правило, отрицательно влияют три типа барьеров. Барьер первого типа — отсутствие основных элементов инновационной системы, то есть важные предпосылки развития региональной инновационной системы слабо развиты, либо в регионе отсутствуют составляющие, способствующие развитию таковой. Барьер второго типа — замкнутость, способствующая сверхспециализирова-ности региона в зрелых отраслях промышленности, испытывающих спад. Барьер третьего типа — фрагментарность, характеризующая развитость коммуникационных связей между основными элементами инновационной системы [4, С. 35].
Во многих регионах власти, помимо этого, ощущая необходимость развития инновационной деятельности, сталкиваются с ограниченностью своих ресурсов. В этой ситуации развивается острая потребность «внешнего толчка», что в результате может способствовать развитию ложных ожиданий и инерции собственных усилий. Между тем, опыт многих стран свидетельствует о том, что постепенные шаги в направлении инновационной трансформации могут привести к революционным изменениям. Путь региона в сторону инновационного развития может быть изображен в виде пяти шагов:
1. Координация инновационно активного населения. В российских условиях целесообразно в структуре региональных администраций создавать специальные отделы, которые должны заниматься пропагандой инновационной деятельности среди населения, выдвигать направления развития инновационной деятельности на основе анализа преимуществ и недостатков региона.
2. Формирование стратегии и согласованного видения перспектив инновационного развития. На данном этапе основные участники инновационного процесса совместно с региональной администрацией должны расставить свои стратегические приоритеты и определить сферы приложения
усилий по осуществлению инновационной деятельности. Данные установки целесообразно закрепить в инновационной стратегии региона.
3. Запуск пилотных проектов. Данный шаг должен привлечь дополнительное внимание к развитию инновационной деятельности.
4. Повсеместное развитие инноваций.
5. Обновление. Постоянное появление новых угроз требует смены ориентиров и мер по стимулированию инноваций, что приводит к постоянному движению субъектов инновационной деятельности, тем самым, предотвращая застой в данной сфере [5, Р. 19].
Экономический комплекс Хабаровского края в области инновационного развития находится на третьем этапе. Уже давно сложилось понимание необходимости развития инновационной деятельности как в крае, так и в целом на Дальнем Востоке. Этому свидетельствует как проведение круглых столов, посвященных исключительно инновационной деятельности, в рамках Дальневосточного международного экономического форума 2006 и 2007 годов, так и наличие большой нормативно-правовой базы в данной сфере.
Еще в 2000 г. был принят Закон Хабаровского края 04.07.2000 г. № 222 «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае». Законом установлен понятийный аппарат, а также формы поддержки инновационной деятельности. Фактически, принятие данного закона позволило властям Хабаровского края заниматься развитием инфраструктуры инновационной деятельности, также предусматривать на эти цели денежные средства в краевом бюджете.
Помимо данного Закона в Хабаровском крае действую другие нормативно-правовые акты, регулирующие инновационную деятельность. К их числу относятся:
1. Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 15.12.2000 г. № 414 «О повышении эффективности использования научно-технического потенциала для развития экономики края»;
2. Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 26.02.2001 г. № 66 «О поддержке инновационной деятельности»;
3. Постановление Губернатора Хабаровского края от 09.02.2004 г. № 32 «О развитии инновационной деятельности в Хабаровском крае». Немаловажное значение имеют документы прогнозного характера. К ним относятся Постановление Правительства Хабаровского края от 30.01.2007 г. № 9-пр «О прогнозе социально-экономического развития Хабаровского края до 2010 года», а также Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 08.08.2007 г. № 430-р «О прогнозе развития инновационной деятельности в Хабаровском крае до 2010 года».
Основными факторами, определяющими инновационный путь развития территории как преимущественный, являются:
Таблица 1
Сравнительные показатели уровней развития инновационного потенциала регионов Дальневосточного
федерального округа за 2005 год
Показатель РФ Республика Саха (Якутия) Приморский край Хабаровский край
1. Число организаций, выполнявших исследования и разработки 3566 20 42 31
2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками 813207 2573 6471 1536
3. Выдано патентов на изобретения и полезные модели 26405 46 181 197
4. Внутренние затраты на исследования и разработки, тыс. руб. 230785150 660853 2161429 400251
5. Затраты на технологические инновации, тыс. руб. 143222567 1292100 374552 1588927
6. Число созданных передовых производственных технологий 637 - - 10
7. Число организаций, осуществляющих технологические инновации 2708 19 20 33
8. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций, % 9,7 5,1 4,4 17,0
9. Объем отгруженной инновационной продукции, млн. руб. 545540,0 236,1 2108,5 2090,7
Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2007. 981 с.
— существование на территории научно-производственного и образовательного комплексов, имеющих потенциальные возможности для разработки современных наукоемких технологий; наличие на территории промышленных предприятий, способных воспринимать наукоемкие технологии и выпускать конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию;
— размещение на территории предприятий добывающего комплекса, то есть потенциальных потребителей наукоемких технологий.
Данные табл. 1 подтверждают наличие факторов способствующих развитию инновационной деятельности в Хабаровском крае, а также преимущество края по некоторым показателям перед другими субъектами Дальневосточного федерального округа.
В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.01.2007 г. № 9-пр «О прогнозе социально-экономического развития Хабаровского края до 2010 года» основные усилия по стимулированию инновационной деятельности должны быть сконцентрированы на развитии следующих направлений:
1. нормативной правовой базы инновационной деятельности;
2. инновационной инфраструктуры;
3. системы финансирования инновационной деятельности в крае;
4. подготовке кадров для инновационной сферы;
5. пропаганде инновационной деятельности в крае. Помимо этого, предполагается сосредоточение
ресурсов на направлениях, уже имеющих определенное опережение в развитии, в целях превращения их в конкурентные преимущества (Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 08.08.2007 г. № 430-р
«О прогнозе развития инновационной деятельности в Хабаровском крае до 2010 года»):
1. проведении прикладных научных разработок;
2. повышении инновационной активности организаций;
3. наращивании объемов реализации инновационной продукции;
4. развитии инновационной инфраструктуры;
5. подготовке и повышении квалификации кадров;
6. развитии нормативно-правовой и институциональной среды;
7. создании региональной сети рискового финансирования и регионального венчурного фонда. Одним из приоритетных направлений по развитию инновационной деятельности, на которое необходимо обратить внимание региональным властям, является формирование инновационной инфраструктуры — системы, обеспечивающей поддержку и взаимодействие различных субъектов инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура является механизмом передачи знаний, каналом распределения между спросом и предложением. Она способствует формированию горизонтальных связей между вузами, промышленностью, наукой и малым бизнесом. Способствует она и налаживанию вертикальной связи между муниципальным, региональным и федеральным уровнями управления инновационной деятельностью.
По мнению В. В. Новохатского субъектов инновационной инфраструктуры можно представить в виде пяти основных групп [6]:
1. Финансовая группа, включающая фондовый рынок, банки, страховые, лизинговые и инвестиционные компании, а также различные фонды.
2. Группа подготовки кадров, включающая в себя учреждения высшего профессионального обра-
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008
зования по подготовке и переподготовке кадров, особенно в области инновационного менеджмента и технологического аудита по укрупненному направлению «Техника и технология».
3. Информационная группа, включающая аналитические, статистические, информационные центры, а также базы данных и центры доступа.
4. Экспертно-консалтинговая группа, включающая организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, экспертизы, центры трансфера технологий, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах.
5. Производственно-технологическая группа, включающая технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы [6, С. 126]. Важнейшим элементом инновационной инфраструктуры Хабаровского края (рис. 1) является производственно-технологическая группа, в которой выделяются центр трансфера технологий АНО «ДАСИ» (Дальневосточное агентство содействия инновациям), а также технопарк ГОУ ВПО «КнАГТУ».
Важным шагом на пути развития инновационной деятельности явилось создание АНО «ДАСИ», (Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 28 декабря 2006 г. № 780-р) основными задачами которого являются: трансфер передовых технологий в реальный сектор экономики; способствование привлечению венчурных инвестиций к реализации экономически эффективных инновационных проектов; осуществление информационной поддержки региональной инновационной системы; проведение кон-
салтинговой, патентной, образовательной, рекламной и иной работы по направлениям инновационного развития Хабаровского края и Дальнего Востока; развитие международного сотрудничества по вопросам стратегического взаимодействия в инновационной сфере. Можно отметить, что это одно из первых институциональных образований подобного рода на Дальнем Востоке.
Под эгидой ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет» создан технопарк, назначение которого в формирование и развитие на территории находящейся под юрисдикцией техноэкополиса «Комсомольск-Амурск-Сол-нечный» современной инновационной среды, передача технологий, открытий из вузовского сектора науки в сектор промышленности.
Между тем, недостаточно развит такой элемент инновационной инфраструктуры как бизнес-инкубаторы, создание которых еще не принесло ожидаемых плодов. И в этой связи Хабаровскому краю целесообразно использовать опыт соседних регионов.
Так, в Приморском крае в 2006 году решением Федерального агентства по образованию при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации создан инновационный бизнес-инкубатор при ГОУ ВПО «ВГУЭС» с целью осуществления поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности, путем предоставления помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг. После успешного прохождения конкурса субъект малого предпринимательства,
Рис. 1. Инновационная инфраструктура Хабаровского края
на основании договора, получает полный пакет услуг и полную поддержку Бизнес-инкубатора ВГУЭС, как объекта инновационной инфраструктуры Российской Федерации.
В Амурской области под эгидой Российско-американского Центра развития предпринимательства и инноваций Амурского Государственного Университета также создан бизнес инкубатор, в котором на данный момент действуют 10 фирм разной направленности. Бизнес инкубатор помогает этим фирмам в ведении своего бизнеса. Эта помощь заключается в предоставлении оборудованных офисов по льготной цене (в 2-3 раза дешевле общегородских), бесплатных офисных услуг (копирование, распечатка, ламинирование, брошюровка, факс), бесплатного выхода в Интернет. В распоряжении участников компьютерный класс с 5-ю компьютерами, которые включены в общую сеть с многими правовыми базами данных (Кодекс, Гарант и т. д.). Имеется комната для переговоров и проведения учебных семинаров. Консультантами бизнес инкубатора проводятся бесплатные консультации по трем направлениям: бизнес планирование, бухгалтерский учет и налогообложение, юридические консультации.
Кадровая инфраструктура инновационной деятельности Хабаровского края основана на богатом научном потенциале, накопленном вузами края (в ГОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» введена специальность «Управление инновациями»). Также АНО «ДАСИ» проводит обучающие курсы, позволяющие предпринимателям обучиться основам инновационного менеджмента.
В целом можно отметить, что инновационная инфраструктура Хабаровского края проходит этап своего становления, созданы многие жизненно важные элементы, однако необходимо усилить работу по некоторым направлениям. Так, недостаточна развита финансовая инфраструктура, потенциальные инноваторы зачастую сталкиваются с дефицитом собственных средств на реализацию инновационных проектов. Решением данной проблемы путем поиска инвесторов занимается АНО «ДАСИ», что не исключает необходимости создания регионального венчурного фонда и сети «бизнес ангелов» — элементов, положительно зарекомендовавших себя в мировой практике.
Развитие инновационной инфраструктуры позволит в дальнейшем перейти к комплексному развитию инновационной деятельности в крае, основанному на содействии развитию сетей и кластеров инновационных предприятий. На Дальневосточном международном экономическом форуме в 2006 г. отмечалось, что для этого необходимо:
— усиление стимулов к кооперации и созданию кооперационных сетей, в т. ч. и четкой правовой регламентации движения интеллектуальной собственности;
развитие служб, облегчающих доступ к знаниям; снятие административных барьеров и развитие стимулов для кооперации государственного сектора исследований и разработок и частного сектора [7, С. 39].
К сожалению, российский опыт развития инновационной деятельности еще не демонстрирует субъекты РФ с успешно развивающимися инновационными кластерами, но, тем не менее, Хабаровский край может на основе собственных возможностей и анализа зарубежного опыта создать подобные институциональные образования. Это возможно как на базе наукоемких, так и сырьевых секторов экономики края (кластеры глубокой переработки древесины в Финляндии — яркий тому пример).
Таким образом, третий этап инновационного развития Хабаровского края уже наступил и от его эффективной реализации зависит, сможет ли край, продуктивно используя свои ресурсы построить инновационную экономику, а, рассматривая данный процесс глобально — избавиться от статуса дальневосточной окраины России и перейти в группу точек роста на карте Северо-Восточной Азии. Ответы на эти вопросы покажет время, но уже сейчас можно сказать, что другой приемлемой альтернативы развития Хабаровского края нет.
Литература
1. Портер М. Конкуренция: учеб. пособие / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
2. DoloreuxDavid. Regional Innovation Systems: A Critical Review / David Doloreux, Saeed Parto. — Maastricht: United Nations University, Institute for New Technologies, 2004. — Discussion Papers number 17.
3. Черная И.П. Формирование инновационных механизмов управления развитием — условие повышения конкурентоспособности приграничных регионов // Инновации. 2007. № 4.
4. Ильясов Д.Р. Механизм влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России // Инновации. 2006. № 9.
5. Benneworth P. Leading Innovation: Building effective regional coalitions for innovation: Research report. London: NESTA, 2007.
5. Новохатский В.В. Инновационное развитие Дальнего Восто-
ка России: теория и практика: монография. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006.
7. Бекетов Н.В. Проблемы формирования государственной
инновационной политики развития Российского Дальнего Востока // Дальневосточный международный экономический форум. В 8 т. / Т. 6. Стимулирование инновационной деятельности как необходимое условие конкурентоспособности экономики Сибири и Дальнего Востока: материалы круглого стола. Хабаровск: Правительство Хабаровского края, Тихоокеанский государственный университет, 2006.
ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008