Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ПАМЯТИ О ХОЛОКОСТЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ, 2000-2021 ГГ'

ПОЛИТИКА ПАМЯТИ О ХОЛОКОСТЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ, 2000-2021 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ПАМЯТИ / ХОЛОКОСТ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / MEMORY STUDIES / АНТИСЕМИТИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидорова Татьяна Ю.

Проблемой настоящего исследования является репрезентация трагедии холокоста в государственной политике памяти современной России. Источниковую базу исследования составляют выступления представителей власти РФ в отношении данной проблемы. Холокост оказал влияние на весь современный мир, в том числе и Россию, где дискуссия об общих страницах исторического прошлого ведется сквозь призму определенной этической системы. Данная проблема является актуальной, поскольку только в начале XXI в. государственные органы начали говорить о холокосте открыто после долгих лет советского замалчивания трагедии. Статья посвящена анализу деятельности государства в отношении политики памяти о холокосте. В работе выявлены особенности репрезентации холокоста в России, а именно рассмотрения ее через призму заслуг Красной армии и включение холокоста в трагедию Великой Отечественной войны. Данные особенности могут быть выявлены из выступлений представителей РФ на международных форумах и официальных заявлений в СМИ. Также в статье упоминаются законодательные инициативы в адрес данной проблемы и их практическое применение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICS OF MEMORY OF THE HOLOCAUST IN MODERN RUSSIA: FEATURES AND PROSPECTS

The problem of this research is the representation of the tragedy of the Holocaust in the state policy of memory of modern Russia. The source base of the research is the speeches of representatives of the authorities of the Russian Federation in regard to this issue. The Holocaust had an impact on the entire modern world, including Russia, where the discussion about the common pages of the historical past is conducted through the prism of a certain ethical system. This problem is relevant, since only at the beginning of the 21st century, government institutions began to talk about the Holocaust openly after many years of Soviet silence on the tragedy. The article is devoted to the analysis of the activities of the state in relation to the policy of remembrance of the Holocaust. The paper identifies the features of the representation of the Holocaust in Russia, in particular, its consideration through the prism of the merits of the Red Army and the inclusion of the Holocaust in the tragedy of the Great Patriotic War. These features can be identified from the speeches of representatives of the Russian Federation at international forums and official statements in the media. The article also mentions legislative initiatives to address this problem and their practical application.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ПАМЯТИ О ХОЛОКОСТЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ, 2000-2021 ГГ»

УДК 930.2 ББК 63.2

Т.Ю. Сидорова

Политика памяти о холокосте в современной России: особенности и перспективы, 2000-2021 гг.

Проблемой настоящего исследования является репрезентация трагедии холокоста в государственной политике памяти современной России. Источниковую базу исследования составляют выступления представителей власти РФ в отношении данной проблемы. Холо-кост оказал влияние на весь современный мир, в том числе и Россию, где дискуссия об общих страницах исторического прошлого ведется сквозь призму определенной этической системы. Данная проблема является актуальной, поскольку только в начале XXI в. государственные органы начали говорить о холокосте открыто после долгих лет советского замалчивания трагедии. Статья посвящена анализу деятельности государства в отношении политики памяти о холокосте. В работе выявлены особенности репрезентации холокоста в России, а именно рассмотрения ее через призму заслуг Красной армии и включение холокоста в трагедию Великой Отечественной войны. Данные особенности могут быть выявлены из выступлений представителей РФ на международных форумах и официальных заявлений в СМИ. Также в статье упоминаются законодательные инициативы в адрес данной проблемы и их практическое применение.

Ключевые слова: политика памяти, холокост, современная Россия, memory studies, антисемитизм, государственная политика

Невозможно оправдать тотальность преступлений немецких национал-социалистов и их союзников. Холокост с его экстремальным насилием в виде массовых убийств представляет собой поворотный момент в истории человечества, который обусловливает новые вызовы государственной политике памяти. Он оказал влияние на весь современный мир, в том числе и на Россию, где дискуссия об общих страницах исторического прошлого ведется сквозь призму определенной этической системы.

© Сидорова Т.Ю., 2022

Статья подготовлена в рамках проекта «Институционально-правовые и дискурсивные основания интерпретации истории в публичном поле. К вопросу о феномене исторической политики, конкурс «Проектные научные коллективы РГГУ-2021».

Первым знаковым событием XXI в. в отношении холокоста стало участие России в Стокгольмской конференции 27 января 2000 г., где обсуждались формы коммеморации холокоста и соответствующей педагогической работы. Участие в данном форуме от России принимала Валентина Ивановна Матвиенко, на тот момент занимавшая должность заместителя председателя правительства РФ. Россия была одной из немногих стран на конференции, представленной не на уровне президента или премьер-министра. В.И. Матвиенко выразила открытость России к диалогу и готовность принять участие в деятельности Международной группы по воспитанию, сохранению памяти и исследованию холокоста1. Казалось бы, такое выступление открывало огромные перспективы для развития политики памяти холокоста в России после долгих лет советского замалчивания этой трагедии. Но на родине Матвиенко подверглась критике в националистической и коммунистической прессе, в заголовках статей ее называли «Шиндлером в юбке».

Участие России в Стокгольмской конференции дало новый импульс для реализации создания в Москве музея «Геноцид-Холокост-Толерантность», попытки создания которого длились на протяжении почти 10 лет. В 2001 г. фонд «Холокост» разработал концепцию музея, которую поддержали ряд крупных бизнесменов и вице-премьер В.И. Матвиенко. Уже в следующем году Министерству культуры была поручена проработка концепции будущего музейно-образовательного комплекса, но под разными предлогами министерство не смогло выполнить свою работу. Только после привлечения международной общественности в 2003 г. президент В.В. Путин объявил об открытии экспозиции холокоста в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе через 5 лет2. И хотя в 2008 г. экспозиция действительно открылась, она была посвящена холокосту лишь частично, когда предполагалось отражение темы в обновленной экспозиции всего музея.

В 2005 и 2006 гг. лидеры государства, президент и председатель Совета Федерации, приняли участие в международных форумах по холокосту в Кракове и Киеве. Постоянный представитель ООН от РФ был в числе тех, кто внес на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН резолюцию о холокосте3. Но в то же время Россия до сих пор не ввела национальный день памяти жертв холокоста. В 2011 г. Администрация президента РФ высказала мнение, что в России уже есть день почтения памяти, посвященный всем жертвам войны - День памяти и скорби 22 июня4.

В 2015 г. по инициативе Российского Еврейского Конгресса, Центра «Холокост» и правительства Москвы в школах столицы были проведены тематические уроки, посвященные дню памяти жертв холокоста. Годовщина освобождения Аушвица (Освенцима) впервые отмечалась в России на государственном уровне. Однако электронные СМИ сразу же восприняли эти мероприятия крайне неодобрительно. Можно было увидеть заголовки о том, что «холо-кост не имеет отношения к России»5. Более того, национальные мероприятия вызвали неоднозначную реакцию среди политических партий и общественных деятелей, что неудивительно, ведь среди

Из выступления заместителя Председателя Правительства Российской Федерации

B.И. Матвиенко на Международной конференции по Холокосту в Стокгольме // Антисемитизм: концептуальная ненависть. М.: Центр и Фонд «Холокост», 2009.

C. 10.

Альтман И.А. Мемориали-зация Холокоста в России: история, современность, перспективы // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М.: Новое лит. обозрение, 2005. С. 509. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 2005 года № A/RES/60/7 «Память о Холокосте» [Электронный ресурс]. URL: https://ru.unesco.org/ (дата обращения 10.02.2021). Altman llja. Der Stellenwert des Holocaust im historischen Gedächtnis Russlands // Erinnerung an Diktatur und Krieg: Brennpunkte des kulturellen Gedächtnisses zwischen Russland und Deutschland seit 1945. (Quellen und Darstellungen zur Zeitgeschichte. Hrsg. vom Institut für Zeitgeschichte. Band 107) / Hrsg. von Andreas Wirsching, Jürgen Zarusky, Alexander Tschubarjan, Viktor Ischtschenko. München: De Gruyter Oldenbourg, 2015. S. 215.

Альтман И.А. Указ. соч. С. 155.

2

3

4

5

58

Т.Ю. Сидорова

политических организаций можно было заметить антисемитские настроения и раньше. Так, например, в 2001 г. на заседании Госдумы партия ЛДПР отказалась почтить минутой молчания память жертв холокоста6. В 2007 г. среди депутатов Государственной Думы был проведен опрос, результатами которого оказалось непринятие введения специальной уголовной ответственности за отрицание холокоста. Депутаты считали, что эту трагедию не стоит выделять среди других преступлений фашизма7.

Также можно привести в пример молодежную организацию «Молодая гвардия Единой России». В 2009 г. юный гвардеец опубликовал на сайте правящей партии статью об отрицании холокоста. Несмотря на быстрое удаление статьи и осуждение гвардейца высокопоставленными лицами, инцидент все равно получил широкий общественный резонанс.

Можно найти скрытое противодействие теме холокоста при реализации государственных программ и стандартов. Термин «холо-кост» отсутствовал в федеральной программе толерантного сознания, проводившейся в 2002-2005 гг. при государственной поддержке. Но первой книгой, изданной в рамках этой программы, стало учебное пособие для вузов «Холокост и еврейское сопротивление» (М., 2002)8. Термин вошел в проект образовательных стандартов по всеобщей истории для средних школ. Сегодня многие институты и центры проводят занятия повышения квалификации педагогов по теме холокоста. Но в то же время Россия до сих пор не является членом Международного альянса памяти о холокосте (ранее -«Таск Форс»), проводящей образовательные программы для преподавателей.

В 2014 г. вступила в силу сила статья 354.1 УК РФ о реабилитации нацизма9. Была установлена ответственность за отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала, в частности факта истребления в период 1933-1945 гг. 6 млн евреев. За год после принятия статьи было зарегистрировано четыре преступления, по трем из которых были возбуждены уголовные дела10. В основном под статью попадает оскорбление или обесценивание ветеранов войны и обожествление личности Гитлера. Однако существует несколько дел об отрицании холокоста. Так, в 2020 г. в Удмуртской Республике было возбуждено уголовное дело о реабилитации нацизма. Житель Ижевска разместил в одной из социальных сетей материалы, содержащие отрицание фактов преследования и массового уничтожения евреев во время Второй мировой войны11. 16 февраля 2021 г. он был признан виновным. Мужчине назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком два года. Также он лишен права размещать обращения и другие материалы в сетях общего пользования, включая Интернет, сроком на один год. Это первый случай в истории современной России, когда по данной статье было применено лишение свободы12. Самым распространенным наказанием по этой статье является штраф в размере от 120 до 150 тыс. рублей. Тем не менее есть случаи оправдательных приговоров. Как, например, с делом Романа Юшкова, который в 2018 г. сделал репост ста-

6 Несколько десятков депутатов наотрез отказались почтить память жертв Холокоста [Электронный ресурс] // Лента.ру. URL: https:// lenta.ru/news/2001/04/19/ jirinovsky (дата обращения 10.02.2021).

7 Полян П.М. Между Аушви-цем и Бабьим Яром. Размышления и исследования о Катастрофе. М.: РОССПЭН, 2010. С. 457-477.

8 Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР / Под ред. проф. А.Г. Асмолова. М.: Фонд «Холокост», 2002. С. 320.

9 Федеральный закон от 05.05.2014 № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2014/05/07/ nakazanie.html (дата обращения 10.02.2021).

10 Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» [Электронный ресурс]. URL: https://sudrf.ru/ (дата обращения 07.11.2021).

11 В Ижевске возбудили дело за отрицание в соцсетях Холокоста[Электрон-ный ресурс] // Редакция «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2020/10/28/ reg-pfo/v-udmurtii-zaveli-delo-za-otricanie-v-socsetiah-holokosta.html (дата обращения 10.02.2021).

12 Житель Ижевска осужден за реабилитацию нацизма [Электронный ресурс] // ИА Regnum URL: https://regnum. ru/news/accidents/3192348. html (дата обращения 17.02.2021).

тьи под названием «Евреи! Верните немцам деньги за мошенничество с Holocaust six millions jews»13.

Несмотря на то что сегодня до сих пор можно услышать отрицающие холокост высказывания от государственных деятелей, можно увидеть существенное развитие политики памяти о холокосте в России. При поддержке Правительства Москвы и Федерального агентства по делам национальностей России уже седьмой год Российский еврейский конгресс и Центр «Холокост» организовывают ежегодную неделю памяти жертв холокоста, а президент РФ В.В. Путин посещает большинство всемирных форумов, посвященных памяти жертв этой трагедии.

Можно сделать вывод, что главной особенностью политики памяти о холокосте в России является рассмотрение трагедии через призму заслуг Красной армии. А именно освобождение советскими войсками лагеря смерти Аушвиц. Можно сделать вывод, что до сих пор в дискурсе власти современной России нет причин выделять отдельных жертв Великой Отечественной войны, так как Красная армия сражалась за весь советский народ, за Родину, а не за спасение отдельного этноса. Отсюда становится ясно, почему до сих пор нет государственных экспозиций о холокосте, а 27 января до сих пор не признано национальной датой.

В западной историографии холокост рассматривается в качестве феномена, лежащего в рамках Второй мировой войны, однако он исследуется как отдельная трагедия. Это же следует сделать для российских учебных пособий для школ и вузов, где холокост не выносится как отдельная трагедия.

Нет вопроса, сохранится ли память о холокосте после того, как уйдут ее живые носители. Вопрос звучит иначе: какая будет эта память, когда она целиком перейдет в стадию культурной памяти. И именно такие мероприятия позволят противодействовать искажению памяти об одной из самых страшных трагедий XX в.

13 «По рублю за каждую еврейскую душу». Пермяк требует от властей компенсацию за преследование по делу о Холокосте [Электронный ресурс] // ^^еалии. URL: https://www.idelreal. org/a/30328246.html (дата обращения 10.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.