УДК 323.2
ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ВЛАСТИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
О. В. МАТРОСОВА
Орловская региональная академия
государственной службы e-mail:
L INA2006@yandex. ru
В статье социальная защита населения рассматривается как важная часть социальной политики. В качестве примера используется модель социальной защиты населения Орловской области. Показаны пути повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным категориям населения. Предложены основные принципы формирования социальной защиты населения.
Ключевые слова: социальная защита населения, социальная политика, социальные проблемы, социальная помощь, малообеспеченные категории населения, органы власти, Орловская область.
Среди многих направлений социальной политики российского государства особое место занимает социальная защита населения. Поэтому в стране необходимо создать высокоэффективную, ориентированную на ожидания общества и экономические возможности государства, систему социальной защиты населения, которая должна обеспечить комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных проблем на протяжении всей его жизни. Если защита человека от социальных рисков будет эффективной, то это станет реальным воплощением в жизнь принципа социальной справедливости. А это будет вселять уверенность в завтрашнем дне не только в тех, кто испытывает трудности, но и во всех остальных1.
«Социальная защита — неотъемлемая часть социальной политики государства, система мер, направленных на соблюдение социальных прав человека, удовлетворение его социальных потребностей. Социальная защита проявляется в системе приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности, достижение социально-приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития. К социальной защите относятся меры по преодолению безработицы, установления минимального уровня оплаты труда, пенсии и стипендии, введению федеральных пособий на детей, поддержание многодетных семей и т.д. Социальная защита осуществляется в организационо-правовых формах»2.
В качестве субъектов социальной защиты выступают общество, органы государственной власти на федеральном и региональном уровне управления, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и организации, профессиональные ассоциации, организации, предприятия, учреждения, работодатели.
В современном обществе социальная защита населения выполняет такие важные функции, как перераспределение средств и ресурсов в пользу социально слабозащищенных категорий населения, придание социальной направленности общественному производству, снижение поляризации общества и уменьшение социальных конфликтов3.
Для нынешнего этапа развития социальной политики в России характерны: целенаправленные усилия государства на всех уровнях (от федерального до муниципального) по обеспечению здоровой социальной среды жизнедеятельности человека;
1 Володин НА., Анисимов В.М. Социальные приоритеты региона. М., 2004. С. 16-17.
2 Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь / Под общ. ред. В.И. Бобкова, А.И. Починка. М., 2001. С. 197.
3 Кулешова Г.П. Социальная защита и самозащита населения в регионе / / Регионология. 2005. № 1. С. 189.
инициирование потенциала самопомощи человека (семьи), оказавшегося в трудной жизненной ситуации; предоставление социальной помощи отдельному человеку или группе лиц путем поддержки, консультирования, реабилитации, социального патронажа и использования других видов социальных услуг.
В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Управление социальной сферой региона сопряжено с выполнением множества функций, решением конкретных аналитических и организационных задач, обработкой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. Поскольку социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности, управление ею должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов.
Социальная защита является той регулятивной системой стабилизации общества, которая направлена на устранение или сведение до минимума социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения. Отсюда следует, что функцией социальной защиты является поддержание обществом наиболее уязвимых групп населения, особенно впериод социальноэкономического кризиса.
В условиях кризиса ситуацию в Орловской области можно охарактеризовать как относительно стабильную. Вместе с тем проблем, и проблем крайне острых много. Основные усилия власти сосредоточены на минимизации негативного влияния финансово-экономического кризиса на экономику области, на жизнь людей4. Сейчас уже совершенно очевидно, что реформирование социальной сферы существенно отстает от изменений, происходящих в других областях. Многие социальные правила и нормативы, а также ранее применявшиеся формы и методы социальной помощи не соответствуют новым социально-экономическим условиям.
Целями социальной политики в условиях социально-экономического кризиса являются защита населения от различных рисков, стимулирование экономической деятельности, обеспечение функционирования социальных институтов и выполнение социальных гарантий. Следует проводить работу по реализации целевых программ социальной направленности по отношению к старшему поколению, семье и детям, инвалидам. Это позволит обеспечить создание достойных условий для реализации жизненных потребностей всех категорий населения. Следует скоординировать все усилия законодательной и исполнительной властей, чтобы преодолеть данный сложный кризисный период, не допуская обвального падения уровня жизни населения и обеспечивая гражданам конституционные социальные гарантии.
Социальная защита населения является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений в структуре деятельности органов власти Орловской области. Социальная поддержка малообеспеченных слоев населения области осуществляется в соответствии с законами Орловской области «О государственной социальной помощи в Орловской области», «О системе социальной защиты населения в Орловской области», «О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями в сфере социальной защиты населения», «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области», «О социальной поддержке жертв политических репрессий» и др. Организация системы социальной защиты населения в области базируется на следующих принципах: гуманность и милосердие, т. е. готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию; гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного в области бюджета прожиточного ми-
4 Откровенно о злободневном. Беседа с губернатором // Орловская правда. № 129 (25083).
2 сентября 2009 г. С. 2.
250
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
№ 9(64) 2009
нимума; комплексность, т.е. предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи; адресность и целенаправленность, т. е. оказание поддержки конкретным гражданам с учетом их индивидуальных особенностей, в оптимально полезной для них форме.
В Орловской области создана система учета и адресности государственных обязательств в отношении отдельных категорий граждан, осуществляются все предусмотренные законодательством выплаты. В региональном регистре получателей ежемесячной денежной выплаты состоит 71166 человек, из них: 68557 — ветеранов труда, 1627 — тружеников тыла и 982 — реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий. Размер единой денежной выплаты составляет 350 рублей.
В законе Орловской области от 5 декабря 2008 года - № 836 - ОЗ «Об областном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрены соответствующие денежные средства для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Льготной категории граждан, проживающих в жилых помещениях, не умеющих центрального отопления, предоставляется мера социальной поддержки по обеспечению топливом.
Для жителей области с продолжительным трудовым стажем, но не имеющих государственных наград и ведомственных знаков отличия в труде, Законом Орловской области от 3 декабря 2007 года № 720 - ОЗ «О звании «Ветеран труда Орловской области» установлено звание «Ветеран труда Орловской области». За 2008 год это звание присвоено 12781 гражданину. Для пенсионеров областного центра, имеющих трудовую пенсию по старости, не получающих единые денежные выплаты из федерального и областного бюджетов, постановлением администрации г. Орла от 28 февраля 2005 года № 694 «О мерах социальной поддержки в части транспортных расходов некоторых категорий пенсионеров» установлен бесплатный проездной билет на три вида городского пассажирского транспорта. Кроме того, из областного бюджета выделяются средства инвалидам войны на приобретение топлива по льготным ценам, на бесплатный и льготный отпуск лекарств. Всем ветеранам предоставляется 50%-ая скидка в оплате за телефон, радио, коллективную антенну, бесплатный проезд в общественном транспорте. Для граждан, работавших в годы Великой Отечественной войны и принимавших участие в разминировании Орловской области в 1943-1945 годах, постановлением главы администрации области предусмотрено повышение пенсий в размере одной минимальной пенсии по старости. Однако в целях улучшения пенсионного обеспечения целесообразно рассмотреть возможность дополнительного повышения пенсий, прежде всего малообеспеченным категориям пенсионеров, в том числе в связи с приближающимся 65-летием Победы в Великой Отечественной войне.
Дальнейшее развитие должно получить социальное обслуживание лиц, частично или полностью утративших возможность себя обслуживать, нуждающихся в постороннем уходе и помощи, медико-социальной реабилитации. Это пожилые люди, ветераны, инвалиды. Социальные услуги такой категории граждан предоставляются бесплатно или на льготных условиях по месту жительства, а также в специализированных учреждениях (домах-интернатах, центрах реабилитации, социальной помощи, переподготовки). Из областного бюджета выделяются средства на протезирование, санаторно-курортное лечение инвалидам войны. Для социальной поддержки малообеспеченных граждан и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в Орловской области предусмотрено предоставление государственной социальной помощи на заявительной основе, имеющей адресный характер, суммарный размер которой в течение года составляет 6000 рублей.
Для престарелых, детей, инвалидов, акцент желательно сделать на поддержании достойного уровня жизни, обеспечении доступа к потреблению важнейших материальных и социально-культурных благ. Следует осуществлять дополнительные организационные мероприятия по обеспечению проведения диспансеризации населения, лиц пожилого возраста, прежде всего лиц в возрасте старше 80 лет (долгожителей).
Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми. Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа проблем семьи, с учетом региональных особенностей. В Законе «О статусе многодетной семьи в Орловской области и мерах по ее социальной поддержке»5 проработана комплексная система льгот для многодетных семей, установлен их статус, правовые и организационные основы их поддержки. При рождении третьего ребенка вновь зарегистрированным молодым семьям выплачивается единовременное пособие в размере 15000 рублей; четвертого и последующего - 20000 рублей. Из средств областного бюджета многодетным семьям на каждого ребенка выплачивается пособие в размере 350 рублей в месяц. Как правило, на этого же ребенка производится выплата и основного пособия, установленного для малообеспеченных семей. Наряду с денежными выплатами, многодетным семьям предоставляется 30% скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей - одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.
Эффективная государственная поддержка многодетных семей позволяет повысить не только демографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации. Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в перспективе является одним из условий решения проблем социальноэкономического развития региона.
Важным направлением государственной демографической политики должно стать наряду с предоставлением материальной помощи оказание моральной поддержки многодетным семьям. Поддержка многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучия многодетных семей.
Здесь же необходимо подчеркнуть, что ежегодно выделяются средства на адресную поддержку детей-сирот в системе профтехобразования, школ-интернатов, детских домов, на летний отдых детей и подростков. В то же время, очевидно, что такой поддержки недостаточно. Поэтому следует искать выход в возрождении ранее существовавшей практики помощи нуждающимся семьям по месту работы и активизации благотворительности. Включение всех трудовых коллективов разных форм собственности в заботу о семьях с детьми позволяет в области сглаживать остроту социальной напряженности, оказывать семьям существенную материальную помощь.
В области ведется работа по профилактике детской и подростковой преступности. Профилактика детской безнадзорности и преступности со стороны органов законодательной и исполнительной власти выражается в широком спектре мероприятий. Он включает в себя приоритетную адресную материальную, моральную и правовую поддержку нуждающимся, социально-неблагополучным семьям с детьми, формирование служб социальной помощи, в том числе, стационаров для временного пребывания детей, лишенных удовлетворительных условий проживания и развития, либо являющихся жертвами родительского насилия или пренебрежения родительскими обязанностями. Это требует решения следующих задач: создание системы ранней профилактики семейного и детского неблагополучия для предупреждения
5 Закон Орловской области «О статусе многодетной семьи в Орловской области и мерах ее социальной поддержки» № 350 - ОЗ от 2 декабря 2003 года, № 556 - ОЗ от 2 декабря 2005 года // Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Выпуск 30-й. Орел, 2006. С. 46-54.
252
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
№ 9(64) 2009
детской безнадзорности, социального сиротства, преступности несовершеннолетних; обеспечение права ребенка на воспитание в семейных условиях; организация по-стинтернатной адаптации детей-сирот. Было бы целесообразно значительно повысить эффективность системы образования детей предшкольного возраста, обеспечив максимальный охват программами предшкольного обучения детей 5-6 лет. При этом особое внимание важно обратить на доступность этих программ для детей из малообеспеченных семей и детей-беспризорников с тем, чтобы обеспечить им равные стартовые возможности в получении школьного образования.
В целях исполнения требований закона Российской Федерации «Об образовании», закона Орловской области «Об образовании в Орловской области», в соответствии с законами Орловской области «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа на территории Орловской области» и «Межбюджетных отношениях в Орловской области» областным бюджетом на 2009 год предусмотрены расходы на предоставление бюджетам муниципальных районов субвенции на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в поселках городского типа. Кроме того, бюджетами муниципальных образований Орловской области на 2009 г. приняты расходные обязательства по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам учреждений культуры, здравоохранения и социальной защиты населения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа.
Таким образом, современное социально-экономическое положение страны и региона вынуждает искать нетрадиционные, нестандартные подходы и решения в области социальной политики, вырабатывать новые технологии и принимать инновационные решения по социальной защите населения.
POLICY OF AUTHORITIES OF THE ORYOL REGION IN SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION
O. V. MATROSOVA
Oryol Regional Academy of Management
The author considers social protection of the population as an important part of the social policy. As an example the model of social protection of the population of the Oryol Region is taken. Ways of efficiency increase of the social help to needy categories of the population are shown. Main principles of formation of social protection of the population are offered.
e-mail:
L INA2006@yandex. ru
Key words: social protection of population, social policy, social prob lems, social help, needy categories of the population, authorities, Oryol Re gion.