УДК 32.019.51; 327.83; 378.095; 378.1
ПОЛИТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2015
Н.А. Цветкова, доктор исторических наук, Ph.D., доцент, доцент кафедры американских исследований Г.О. Ярыгин, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры американских исследований О.В. Лопач, аспирант Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург (Россия)
Аннотация. в представленной статье авторы анализируют современную правительственную политику России по обучению иностранных граждан. Исследуются такие аспекты данной политики как стратегические цели, нормативно-правовая база, региональные приоритеты, а также особенности обучения иностранных граждан в вузах РФ. Авторы приходят к выводу, что российская политика академической мобильности сформировалась как особый инструмент для продвижения политических и экономических интересов России.
Ключевые слова: политика в сфере образования, международная академическая мобильность, «гослиния», иностранные студенты, ВУЗы России.
Введение
На современном этапе важную роль в развитии национальных образовательных систем играют процессы глобализации. Наблюдаются тенденции по диверсификации международных связей и развитию партнерских отношений высшими учебными заведениями разных стран. В тоже время наблюдается усиление конкурентной борьбы университетов за лидерство в мировой образовательной системе.
Россия все большее внимание уделяет процессам глобализации и интернационализации высшего образования. Это находит отражение во многих стратегических документах РФ, где делается акцент на развитии международного сотрудничества в сфере образования и науки. Одним из основных механизмов интеграции РФ в международное образовательное пространство является обеспечение академической мобильности, в частности создание возможности для иностранных граждан получить образование в высших учебных заведениях России за счет ассигнований федерального бюджета Российской Федерации.
Партнерские отношения России с зарубежными странами в области образования и науки начали зарождаться еще в ХХ веке. Прием иностранных граждан в высшие учебные заведения России для обучения за средства федерального бюджета не является новацией в отечественной сфере образования. Такая деятельность начала практиковаться в СССР после окончания Второй мировой войны. Целями такой политики обучения иностранных студентов стало формирование в зарубежных государствах интеллектуальных элит, благожелательно настроенных в отношении Советского Союза, а также способных распространять идеологию и образ жизни советских граждан. В тоже время, существенное внимание уделялось обучению зарубежных представителей рабочего класса, военных и техническому образованию. В определенной мере такая линия позволяла сформировать технологическую и идеологическую зависимость государств о СССР [14].
Поскольку во многих документах РФ академическая мобильность определяется как один из основных инструментов международного сотрудничества и политики в области образования, в данной статье термины «политика академической мобильности» и «политика по обучению иностранных студентов» являются взаимосвязанными и взаимозаменяемыми. Более того, в университетской среде основы обучения иностранных граждан обозначаются терминами «прием на обучение по государственной линии» или «гослиния» и «прием на обучение по договору» или «договор». Обучение по гослинии предполагает выделение государственных стипендий иностранным гражданам для обучения в высших учебных заведениях России. Обучение по договору предполагает оплату полной стоимости обучения самим
студентом, организацией или государством, которое он представляет.
Целью статьи является выявление особенностей правительственной политики России по обучению иностранных граждан за счет средств федерального бюджета РФ и по контракту с полным возмещением стоимости обучения, как средства обеспечения академической мобильности.
Статья состоит из четырех частей. В первой части представлены стратегические цели и задачи международной образовательной политики России. Во второй части проанализирована нормативная база для обучения иностранных студентов в вузах России. В третьей части статьи определены региональные приоритеты. В четвертой части выявлены особенности приема, обучения и численности иностранного контингента вузов России.
I. Стратегические цели и задачи международной образовательной политики России
Для реализации политики в области образования в российском законодательстве предусмотрены различные постановления, федеральные законы, распоряжения и другие нормативно-правовые акты.
В соответствии с внутренним законодательством РФ международное сотрудничество в сфере образования ставит следующие цели, определенные в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012:
- расширять возможности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию;
- координировать взаимодействие Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования;
- совершенствовать международные и внутригосударственные механизмы развития образования.
Для достижения вышеперечисленных целей в этом же законе предусматриваются такие направления международного сотрудничества организаций, входящих в систему образования:
- разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;
- направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;
- проведение совместных научных исследований,
осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;
- участие в сетевой форме реализации образовательных программ;
- участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.
II. Нормативно-правовая база в сфере обучения иностранных граждан в России
Международная деятельность Российской Федерации в области образования, в том числе прием иностранных граждан на обучение в образовательные учреждения высшего образования РФ, осуществляется на основании международных соглашений между правительствами, а также Министерством образования и науки РФ и другими федеральными органами исполнительной власти с государственными органами управления образования зарубежных стран. В российском законодательстве сложилась достаточно богатая система нормативно-правовых актов, регулирующих широкий круг задач и вопросов образования для иностранных граждан. Однако многочисленные законодательные акты по большей части определяют цели и задачи международного сотрудничества и не предусматривают конкретных способов решения этих задач. Политика Российской Федерации по обучению иностранных граждан реализуется на основе двусторонних и многосторонних международных соглашений в сфере образования, а также внутренних стратегических документов. Необходимо подчеркнуть, что внутренних и внешних нормативно-правовых актов России, в той или иной степени затрагивающих вопросы приема иностранных граждан на обучение, огромное множество. В числе внутренних документов - стратегии и программы развития приоритетных отраслей промышленности, федеральные законы, программы и стратегии развития культуры и СМИ, образования, физической культуры и спорта, социальной политики; в числе внешних - двусторонние и многосторонние соглашения, конвенции, дорожные карты, меморандумы о взаимопонимании и другие.
Для анализа были отобраны действующие межправительственные и межведомственные двусторонние и многосторонние соглашения в сфере образования и науки, а также многосторонние соглашения, заключенные в рамках международных организаций. В выборку вошли международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования, науки и культуры, о научно-техническом сотрудничестве и международные соглашения о взаимном признании и эквивалентности иностранных документов об образовании, ученых степеней и званий. В целях настоящего исследовании были проанализированы соглашения, заключенные в рамках членства или партнерства с международными организациями и объединениями, такими как СНГ - Содружество Независимых Государств; ЕС - Европейский Союз; ШОС - Шанхайская организация сотрудничества; БРИКС - неформальное межгосударственное объединение Бразилии, Российской Федерации, Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики; ЕврАзЭс - Евразийское экономическое сообщество; ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития и ООН.
Вместе с международными соглашениями, сотрудничество РФ по вопросам образования с зарубежными странами регулируется на основании внутренних актов государства. Поскольку партнерские отношения в данной сфере начали развиваться еще Советским Союзом после окончания Второй Мировой войны, насчитывается большое количество Постановлений
Правительства, Распоряжений и Законов, регламентирующих международное сотрудничество в области образования. Для понимания современной международной образовательной политики России важны следующие документы: Постановление Правительства РФ N 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 г. и его предшественники; Распоряжение Правительства РФ №1503-Р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций и научных организаций, которые выдают документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признаваемые на территории Российской Федерации» от 11.08.2014 г. и его предшественники; Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
Международное сотрудничество в сфере образования опирается на межправительственные и межотраслевые двусторонние и многосторонние соглашения, а также многосторонние соглашения, заключенные в рамках партнерства или членства в международных организациях. Двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие внешнюю политику России в области образования, в основном носят общий характер и предусматривают сразу несколько форм и направлений для взаимодействия. Часть соглашений предусматривают решение конкретных задач, например, подготовка специалистов в конкретной области [2].
В целом соглашения можно разделить на пять групп:
- Соглашения о сотрудничестве в области образования (в группу входят соглашения, регулирующие непосредственно сферу образования);
- Специализированные соглашения (соглашения в области науки, культуры, техники, спорта, туризма, подготовки кадров в различных областях, подготовки и повышения квалификации);
- Соглашения о научно-техническом сотрудничестве;
- Соглашения о признании иностранных документов об образовании, ученых степеней и званий;
- Меморандумы о взаимопонимании / сотрудничестве в области образования.
В итоге, Россия имеет сегодня 273 соглашения, регулирующих взаимодействие РФ с зарубежными странами в области образования на международной арене, из них 204 двусторонних соглашений и 69 многосторонних (Таблица 1) [2].
Таблица 1 - Количество двусторонних и многосторонних соглашений России с другими государствами в гуманитарной сфере, 2015 г.
Тип соглашения Двусторонние Многосторонние
Соглашения о сотрудничестве в области образования 42 7
Специализированные соглашения 29 20
Соглашения о научно-техническом сотрудничестве 55 19
Соглашения по признанию документов об образовании 72 22
Меморандумы о взаимопонимании / сотрудничестве в области образования 6 1
Наиболее часто в соглашениях предусматривается признание документов об образовании - около 31% от общего числа соглашений; 24% соглашений говорит о содействии сотрудничеству между странами и проведение совместных исследований; в 23% соглашений речь идет об обменах учеными, исследователями, научными сотрудниками, менее 20% - об обменах студентами и аспирантами, около 18% - об обменах преподавателями вузов. Особого внимания заслуживает изучение языков: в 18% соглашений выражены намерения России по содействию в изучении языка страны-партнера по согла-
109
шению, а популяризация русского языка за рубежом предусматривается в помощь 16% соглашений [2].
Наименее популярны такие направления сотрудничества, как реализация совместных стипендиальных программ - 3%, содействие в организации или создание филиалов образовательных учреждений - 3%, не более 2% от всех международных соглашений предполагают помощь в подборе и направлении на обучение граждан стран-участников соглашения [2].
Кроме этого, иностранные граждане, в случае, если они признаны соотечественниками, также могут обучаться в высших учебных заведениях России, поступая для обучения на равных основаниях/правах с гражданами России. Они формируют третью категорию обучающихся в России иностранных студентов «равный прием». Соотечественники и лица без гражданства получают такое право согласно Федеральному закону №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. В настоящее время прием иностранных граждан на обучение в вузы РФ за счет средств федерального бюджета РФ осуществляется в рамках реализации обновленного в 2013 г. Постановления Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [1]. Порядок отбора иностранных граждан определяется Правительством РФ и регулируется международными соглашениями в области образования и науки.
Таким образом, можно утверждать, Россия имеет достаточное число соглашений для проведения активной политики по привлечению иностранных студентов в свои вузы.
III. Региональные приоритеты и страны в политике академической мобильности России
Исходя из нашего анализа соглашений по вопросам образования, можно утверждать, что российская политика по привлечению иностранных студентов имеет широкий региональный охват. Сегодня 95 стран являются «поставщиками» иностранного контингента студентов в российские вузы. Наличие определенного соглашения в той или иной стране объясняется, несомненно, экономическими, политическими или иными интересами РФ.
Наибольшая доля от всех международных соглашений, регулирующих внешнюю политику России в сфере образования, причем как двусторонних, так и многосторонних соглашений, приходится на страны СНГ.
В Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях усиление роли России как главного образовательного центра в Содружестве Независимых Государств определено как приоритетное направление государственной политики в данной области [3].
Партнерство со странами Содружества независимых государств (а также Абхазии, Грузии и Южной Осетии) осуществляется в рамках ряда общих многосторонних соглашений о сотрудничестве, ряда отраслевых соглашений, а также широкой базы двусторонних соглашений. Для реализации цели по усилению роли России в регионе заключено 108 соглашений, из них двусторонних - 61 и многосторонних - 47 [2].
Ключевым соглашением для данного региона является Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 1992г.), предусматривающее разностороннее взаимодействие стран-участников СНГ по вопросам образования. Кроме того, равный доступ к образованию на всей территории СНГ предоставляется Соглашением о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (1998г.); а также Соглашением об обеспечении гражданам государств-участников СНГ доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений (2004г.).
Взаимное признание документов об образовании обеспечивается Соглашением о механизме взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях в государствах-членах евразийского экономического сообщества (2005 г.).
Однако на постсоветском пространстве партнерские связи распределены не равномерно, с некоторыми странами отношения налажены значительно лучше, чем с другими. Наиболее полно двусторонними отношениями обеспечено взаимодействие с Киргизией, Казахстаном, Таджикистаном и менее всего - с Грузией.
Со странами Европейского Союза также сложилась богатая нормативно-правовая база: большая часть соглашений является общими многосторонними соглашениями о сотрудничестве в области науки и образования, меньшая часть - отраслевыми соглашениями.
Основным документом, регулирующим сотрудничество России и ЕС, является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1994г.). Данным документом предусмотрено сотрудничество между высшими учебными заведениями; обеспечение свободы передвижения для преподавателей, выпускников, молодых ученых и исследователей, администраторов и молодежи в целом; изучение языков России и Сообщества.
Хотя данное соглашение является своего рода «типовым», нельзя недооценивать его значимость для развития партнерских отношений между странами, поскольку именно на основании зафиксированных положений и приоритетных направлений этого Соглашения Россия активно сотрудничает с отдельными странами ЕС на двусторонней основе.
Следует отметить, что и на Европейском пространстве и на территории СНГ в сфере образованию происходят интеграционные процессы в образовании. Однако в отличие от СНГ, где интеграционные процессы охватывают все уровни образования, на европейском образовательном пространстве интеграционные процессы охватывают только область высшего образования.
Сотрудничество России со странами Азиатского региона по вопросам образования регулируется
«Соглашением о сотрудничестве в области экономики и развития» (2006г.). Соглашение предполагает проведение совместных исследований по установлению прямых связей между научными организациями. В соглашении помимо этого оговариваются сферы, представляющие взаимный интерес, - биотехнологии, микроэлектроника, метеорология и геофизика, нанотехнологии, новые материалы, применение космических технологий, геоинформатика и энергетические технологии, а также энергоэффективность.
Сотрудничество России со странами данного региона по двусторонней линии не является активным. Большая часть соглашений не содержит приоритетных направлений сотрудничества, а говорит лишь в целом о необходимости поддержания взаимодействия по вопросам образования и науки, кроме того, предусматривают только научно-техническое сотрудничество.
Лучше всего в данном регионе контакты налажены с Китайской Народной Республикой. Намерения КНР и РФ всемерно укреплять эффективное взаимодействие в области образования выражаются в многочисленных двусторонних соглашениях и направлены на всестороннее сотрудничество, в том числе, на поддержку академических обменов, содействие изучению русского языка, признание документов об образовании, проведение совместных исследований, создание совместных организаций и временных исследовательских групп.
Небольшой процент от общего числа международных соглашений в области образования приходится на страны Африки, Южной и Северной Америки. Необходимо отметить, что большая их часть - это соглашения о признании документов. Это означает, что Россия готова принимать на обучение студентов из этих государств, но не намерена улучшать партнерские отношения с данными регионами. Так, например, с Канадой не зафиксировано ни одного соглашения, в той или иной степени регулирующего отношения стран по вопросам образования.
Кроме того, следует обратить внимание на периоды заключения международных соглашений о сотрудничестве в области образования. Около половины действующих международных соглашений были заключены в 90-е годы, лишь 31% соглашений, датированных с 2000г. по настоящее время [2].
тетом Российской Федерации по высшему образованию и Министерством образования Республики Казахстан о подготовке специалистов в области космической техники из числа граждан Республики Казахстан для комплекса «Байконур», 1995 г.), об аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (двусторонние соглашения заключены с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной, многостороннее - с СНГ.), об изучении языка (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об изучении русского языка в Федеративной Республике Германия и немецкого языка в Российской Федерации, 2003 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об изучении русского языка в Итальянской Республике и итальянского языка в Российской Федерации, 2003 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации, 2003 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об изучении русского языка во Французской Республике и французского языка в Российской Федерации, 2004 г.).
Вместе с тем необходимо отметить, что помимо межправительственных соглашений сотрудничество между вузами разных стран по разным направлениям может осуществляться на основе двусторонних или многосторонних соглашений самих вузов [15]. Такое сотрудничество принимается во внимание, но не изучается в рамках данного исследования.
Наконец, нельзя не отметить ведущие страны происхождения иностранных студентов. Современный перечень стран происхождения иностранных обучающихся заметно отличается от советского периода. В СССР приезжали получать образование в основном выходцы из африканских, азиатских, латиноамериканских и восточно-европейских государств. Это обусловлено, прежде всего, наличием тесных экономических отношений СССР с этими государствами, а также достаточно активным использованием советской техники и технологий, для работы с которыми требовались подготовленные специалисты.
Сегодня среди иностранных студентов, стажеров, слушателей подготовительных отделений преобладают выходцы из бывших советских республик - более половины. Около 30% от общего числа иностранных студентов остается за представителями азиатских стран. Практически равное количество приезжает на обучение из африканских и европейских государств - 7,9% и 7,2% соответственно. Наименьшая доля иностранных обучающихся приходится на страны Южной и Северной Америки - менее 2% [10].
Таким образом, в зависимости от внешнеполитических и социально-экономических интересов России в каждом регионе можно наблюдать различную степень активности в вопросах образования. Наиболее полно соглашениями обеспечено образовательное пространство СНГ, чуть менее ЕС и Азии, и в наименьшей степени Африки и Америки.
Более того, сегодня наблюдается диверсификация направлений сотрудничества с различными государствами. С некоторыми государствами предусмотрены только общие соглашения, а с рядом стран соглашения заключены с целью решения конкретных задач, например соглашения о подготовке специалистов в конкретной области (например, Соглашение между Государственным коми-
На постсоветском пространстве основным поставщиком иностранных студентов является Казахстан. В 2013-2014 гг. академическом году в вузы России из
Казахстана приехали 27 524 человек. На втором месте в течение последних лет прочно держит позицию Китай
- 18 269 студентов в том же учебном году. Российское образование пользуется популярностью и среди других азиатских стран, например, из Вьетнама и Индии ежегодно приезжают около 4 тысяч студентов.
На европейском континенте наибольшую долю иностранных студентов в вузах России составляют граждане Германии - 1 467 студентов, Италии - 1 066 и Франции
- 1 057 студентов. Из африканских государств наибольшее количество иностранцев составляют студенты из Нигерии - 1 579 человек. Латиноамериканский континент представлен в основном выходцами из Бразилии и Колумбии - около 500 студентов ежегодно. Из США на обучение в Россию в 2013-2014 учебном году приехало не более 1,5 тысяч человек.
Таблица 2 - Количество иностранных студентов из стран СНГ, Абхазии, Грузии и Южной Осетии, 2013/2014 гг.
Страна Количество
Казахстан 27 524
Туркменистан 12 114
Таджикистан 6 561
Узбекистан 6 288
Украина 6 029
Азербайджан 5 479
Белоруссия 4 695
Киргизия 3 591
Молдова 3 398
Армения 2 639
Абхазия 995
Грузия 977
Южная Осетия 620
Всего 80 910
Таким образом, в рамках выполнения Государственной программы развития образования на 2013 - 2020гг. международное сотрудничество в сфере образования охватывает значительное стран и предусматривает разнообразные формы взаимодействия России с иностранными партнерами. Однако постсоветское пространство все еще является приоритетом политики России по привлечению иностранных студентов. Это свидетельствует о силе традиций, о наличии культурных и языковых связей с республиками бывшего СССР, а также о значении СНГ во внешней политике России
IV. Иностранные студенты в России: динамика численности, распределение по вузам и уровни подготовки
Имеющиеся документы позволяют нам проанализировать показатели численности иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, распределение их по вузам, социальное происхождение иностранных учащихся, приоритетные направления подготовки и уровни образования.
Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в России необходимо создать благоприятные условия для привлечения иностранных студентов [4]. Так к 2020 г. планируется увечить количество иностранных обучающихся до 5% от общего числа студентов. В тоже время доходы от обучения иностранных студентов в российских вузах к 2020 г. должны составить не менее 10 % объема финансирования системы образования. Достижение этих показателей является приоритетной задачей в работе Министерства образования и науки РФ и образовательных организаций.
Для реализации этой задачи правительством России ежегодно выделяются места для обучения за счет средств федерального бюджета РФ согласно Постановлению Правительства РФ №891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Количество выделяемых бюджетных мест для обучения иностранных граждан поступательно увеличивается. Начиная с 1995 г. ежегодно выделялось 3000 мест для бесплатного обучения, в 2003 г. количество мест
было увеличено до 7 тысяч, в 2008 г. - до 10 тысяч, а в 2013 г. - достигло 15 тысяч мест для обучения за счет ассигнований государственного бюджета РФ. При этом студенты, обучающие по государственной линии, кроме бесплатного обучения получают ежемесячную стипендию, независимо от их академических успехов, и имеют возможность проживать в студенческих общежитиях. Обучение иностранных граждан этой категории может происходить как на договорной основе, так и за средства государственного бюджета РФ. Однако, обучение соотечественников происходит в рамках общих контрольных цифр приема (числа мест для обучения), предусмотренных для различных направлений подготовки.
Для освещения аспекта обучения иностранных граждан в России были использованы документы Института статистики ЮНЕСКО и Института международного образования, а также статистические данные Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ.
Представляется необходимым изучить практику, складывающуюся с приемом иностранных граждан по гослинии и по договору в российские образовательные учреждения: группирование студентов по странам происхождения и социальному происхождению граждан; российские направления подготовки и уровни образования, пользующиеся популярностью у иностранных студентов; а также распределение иностранных студентов по вузам РФ. Для понимания эволюции тенденций в данной сфере важно сравнивать периоды существования Советского союза и Российской Федерации.
Предоставленная статистическая информация была составлена по данным на 2013-2014 академический год об иностранных студентах очной формы обучения, обучающихся в России и входящих в категории: «гослиния», «договор», «равный прием» (последняя категория может охватывать студентов очно-заочной и заочной формы обучения).
За годы существования Советского Союза в стране сложилась достаточно эффективная система обучения иностранных граждан. По разным источникам от 250 до 500 тысяч иностранных граждан из 145 стран мира получили образование в Советских вузах за период с 1949 по 1991 годы [5]. Почти две трети от общего числа обучающихся приходилось на страны Азии, Африки и Латинской Америки, среди оставшейся трети были в основном представители из стран Восточной Европы [6].
Накануне распада СССР в 1990-1991 учебном году в высших учебных заведениях страны получали образование около 180 тысяч иностранных студентов, из них около 126 тысяч именно в вузах РСФСР, что составляло 10% общемировой численности иностранного контингента. По данным ЮНЕСКО по количеству обучающихся иностранных граждан в том же академическом году советские вузы занимали 3 место в мире после США (420 тысяч иностранных граждан) и Франции (140 тысяч иностранных студентов).
Для граждан многих стран считалось престижным получить диплом вуза СССР, поскольку советское образование считалось одним из лучших в мире, особенно по инженерно-техническим и естественно-научным специальностям [7].
Однако начавшиеся в стране реформы и распад Советского Союза резко ухудшили налаженные отношения со странами-союзниками. Были разорваны многолетние партнерские отношения в области науки и культуры, сложившиеся научно-технические связи, что, в конечном счете, привело к ослаблению позиций российских вузов в мире. В результате сложившаяся мощная система обучения иностранных граждан фактически была разрушена.
За период 90-х годов количество иностранных студентов, получающихся образование в вузах СССР, неуклонно сокращалось. Объяснимый спад обучающихся иностранцев начал постепенно преодолеваться с 1996г.
и уже к 2000-м годам доля иностранных студентов постепенно начинает увеличиваться. Сейчас общее число иностранных студентов в вузах РФ составляет по разным источникам порядка 140-160 тысяч по очной форме обучения [8].
Сегодня иностранные граждане могут пройти как полный курс обучения по программам бакалавриата, подготовки специалистов, магистратуры, аспирантуры, докторантуры, интернатуры и ординатуры, так и пройти краткосрочную стажировку или приехать в страну в качестве слушателя подготовительного отделения. Причем иностранные студенты, приезжающие в Россию по государственной линии на русскоязычную программу любого уровня в обязательном порядке направляются на подготовительный факультет так же за счет средств государственного бюджета. Подготовительный факультет является специальной образовательной программой продолжительностью в 1 академический год (7-10 месяцев). На подготовительном факультете студенты изучают, в первую очередь, русский язык, а также специальные дисциплины в зависимости от выбора будущей специальности.
Иностранные студенты следующим образом распределены по уровням образования: лидирующие позиции занимают программы бакалавриата - 38% от общего числа обучающихся иностранных студентов [9].
На втором месте по количеству иностранных студентов находятся программы подготовки специалиста -27,7%. В России еще не завершен переход на двухуровневую систему образования. Часть программ не были подвергнуты изменениям в связи с Болонскими соглашениями и преподаются по советской системе образования - подготовка дипломированных специалистов в течение 5-6 лет. По такой схеме реализуются медицинские программы, частично технические, программы в области искусства.
Среди иностранных граждан пользуются популярностью и краткосрочные программы обучения. Около 15% иностранных студентов прибывают в Россию для прохождения стажировки в течения одного или двух полугодий.
Таблица 3 - Количество иностранных учащихся по уровням образования, 2012/2013 и 2013/2014 гг.
Ступень образования 2012/2013 академический год 2013/2014 академический год
Число обучавшихся, человек Доля, % Число обучавшихся, человек Доля,
Слушатель подготовительных отделении 12 747 8,3 12 682 8,1
Бакалавриат 46 021 33,3 59 507 381
Подготовка специалистов 45 854 32,9 43212 27,7
Магис тратура 9 347 6,7 10 994 7
Стажировка 18 939 13,7 23 162 14,8
Интернатура 443 0,3 501 0,3
Ординатура 1 648 14 1 541 1
Аспирантура 4 498 3,3 4 531 2,9
Докторангура 81 ОД 81 0.1
Всего 139 578 100 156211 100
втором месте находится Санкт-Петербургский государственный университет - 4 600 иностранных студентов в том же учебном году. На третьем месте находится Московский государственный университет - 3 286 иностранных студентов в том же учебном году.
К особенностям в распределении иностранных студентов по вузам России можно отнести то, что практически повсеместно представлены только выходцы из стран СНГ и Азии, при этом у представителей азиатских стран пользуются спросом дальневосточные вузы. Представители Средней Азии в основном приезжают на обучение в вузы Урала. Иностранные студенты из остальных государств предпочитают получить образование в столичных вузах Москвы или Санкт-Петербурга.
Доля иностранного контингента, получающего образование в вузах РФ с полным возмещением стоимости обучения, неуклонно сокращается. Если к началу 2000-х годов доля иностранных студентов контрактной основы обучения составляло около 80% от общего числа иностранных обучающихся, то к 2013-2014 академическому году составляла только 60%.
Такая тенденция объясняется постоянным увеличением количества мест для обучения за счет ассигнований федерального бюджета, а также возможностью для представителей СНГ поступления на бюджетные места на равных с российскими гражданами основаниях.
Необходимо указать на тот факт, что ежегодно Минобрнауки РФ публикует перечень направлений подготовки высшего образования, по которым иностранные граждане смогут пройти подготовку. В целом в эти перечни включены основные группы специальностей, за исключение некоторых закрытых.
Статистические данные свидетельствуют и об изменении в соотношении изучаемых специальностей по сравнению с советским периодом. При СССР около 50% от общего числа иностранных студентов получали образование в вузах РСФСР по инженерно-техническим специальностям. По 18% приходилось на естественнонаучные и социально-гуманитарные специальности и на медицину. Изучали сельское, лесное, рыбное хозяйство, ветеринарию 7% иностранцев, и лишь 5% экономические специальности.
Сегодня же растущим спросом пользуются программы в области медицины и фармацевтики, экономики и управления, а также гуманитарные науки. Медицинские и экономические специальности изучают по 18% иностранных студентов.
Примечательно, что четверть иностранных студентов выбирают область гуманитарных наук. Из них более половины - изучение русского языка, причем как в качестве подготовительных курсов для продолжения обучения по основной образовательной программе на русском языке, так и в качестве основной специализации.
Инженерно-стоиг&пьные Экономикам управление Медицинские Русский язык Гуманитарные Культура и искусство Право
Физико-математические Естественные Социальные Другие
□ 19
□ 18 □ 18
□ 13
□ 12
□ 4
□ 4
□ 4
□ 3
□ 3
2
Важно подчеркнуть, что иностранные студенты крайне неравномерно распределены по вузам России. Около половины всех студентов получают образование в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Лидером по количеству обучающихся иностранцев является Российский университет дружбы народов. В 2013-2014 учебном году в РУДН обучалось 8 763 иностранных граждан. На
Рисунок б - Соотношение специальностей, по которым обучались иностранные граждане в российских вузах в 20132014 академическом году, %
По сравнению с советским периодом количество желающих получить образование по инженерно-техническим специальностям сократилось вдвое. Однако, по-
прежнему эти факультеты являются одними из наиболее востребованных - 19% от общего числа студентов.
Такие фундаментальные науки, как социальные, естественные и физико-математические не пользуются популярностью среди иностранных граждан. Не более 3% иностранных студентов выбирают специальности в данных научных областях.
Как уже отмечалось ранее, русский язык выведен из категории гуманитарных науки, так как большинство иностранных студентов, изучающих русский язык на подготовительных факультетах, не планируют обучаться по направлениям, входящим в группу гуманитарные науки. Чуть более 4% из них продолжат обучение по гуманитарным направлениям.
Сравнивая советскую и российскую политику по отбору иностранных студентов относительно социального происхождения, следует отметить, что ситуация не претерпела принципиальных изменений, однако наблюдается сдвиг в сторону среднего класса. Внешняя политика СССР в области образования была ориентирована, в первую очередь, на рабочий класс. Около 60% всех иностранных студентов происходили из рабочих слоев населения, 30% - из средних слоев и лишь 10% - происходили из семей высших государственных чиновников, интеллигенции и духовенства [11]. Сегодня около 65% иностранных студентов происходят из семей со средним уровнем дохода. К рабочим социальным слоям относятся 30% иностранных обучающихся, и лишь 5% происходят из семей с высоким уровнем материального достатка.
Таким образом, политическая ситуация 1990-х годов, которая неблагоприятно отражалась на российской системе образования, фактически разрушила сложившуюся систему обучения иностранных граждан. В результате Россия потеряла лидирующие позиции на мировом рынке образовательных услуг. Однако, сегодня российское образование, несомненно, пользуется популярностью среди иностранных студентов, и Россия входит в число 10 ведущих стран мира по обучению иностранных граждан по программам высшего образования [12].
Заключение
Одной из стратегических целей внешней политики России в области образования является повышение конкурентоспособности российской системы образования и интеграция в международное образовательное пространство. Для достижения этой цели перед Россией стоит задача по повышению ее привлекательности для иностранных студентов и формированию положительного отношения к Российской Федерации.
Международное сотрудничество в сфере образования предусматривает довольно разнообразные формы взаимодействия России с иностранными партнерами, осуществляющиеся посредством двусторонних и многосторонних соглашений со странами и международными объединениями, в рамках Государственной программы развития образования на 2013 - 2020 гг. Нельзя не отметить, что Россия имеет достаточно широкую нормативную базу для проведения активной политики по привлечению иностранных студентов. Однако, больше половины соглашений были заключены до 2000 г. и требуют обновления.
Результаты исследования демонстрируют, что Россия имеет возможности привлекать студентов из 95 стран и всех регионов в мире. Постсоветское пространство является приоритетом в осуществлении политики академической мобильности.
Число иностранных студентов в России также растет ежегодно. Однако доля России на международном рынке образования не возрастает в силу более высоких темпов прироста числа иностранных учащихся в других государствах. Медленный темп привлечения иностранных студентов оказывает влияние на положение России в международных рейтингах лучших университетов мира, при составлении которых учитывается
численность иностранных студентов, обучающихся в университете. Например, согласно академическому рейтингу университетов мира (Academic Ranking of World Universities) в 2015 году в рейтинг 500 лучших университетов мира вошли только два российских вуза - МГУ им. Ломоносова (86-е место) и СПбГУ (301-400 место) Однако, необходимо отметить, что в других международных рейтингах: QS World University Rankings, World University Rankings в число лучших 500 вузов мира входит до 10 российских университетов [13].
Наконец, многие иностранные студенты стремятся получить образование за рубежом по общепризнанным международным академическим ступеням - бакалавриат, магистратура, аспирантура. Пользующиеся спросом у иностранных студентов специальности в области здравоохранения в российских вузах реализуются по программам подготовки специалистов.
В итоге, можно утверждать, что результатом реализации современной политики международной академической мобильности Российской Федерации стало возвращение РФ на мировой рынок образовательных услуг, что в будущем принесет свои экономические и политические дивиденды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 года № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Российская газета. 10 октября 2013г.
2. Сборник международных соглашений, регламентирующих сотрудничество России с зарубежными странами в сфере образовании. Министерство образования и науки Российской Федерации. http:// monitoring.centersot.net/cd/; Международные соглашения по признанию документов об образовании, международные соглашения о научно-техническом сотрудничестве; Сборники Международных соглашения о сотрудничестве в сфере образования РФ, составленные Департаментом международного сотрудничества в образовании и науке Министерства образования и науки Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации. http://минобрнауки.рф/ министерство/международное-сотрудничество/доку-менты (доступ 12 октября 2015г.)
3. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. 18 октября 2002 года. http:// www.russia.edu.rU/information/legal/law/inter/conception/ (доступ 12 октября 2015г.)
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путина, от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р). Министерство экономического развития РФ. http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 (доступ 3 сентября 2015г.)
5. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 12 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2015. — 196 с.
6. Белов В.А. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. М. 2000; Белов В.А. Обучение иностранных граждан в России: Исторический опыт, проблемы, перспективы. М.: РУДН, 2003.
7. Белканов Н.А. Оценка советского образования: взгляд из-за рубежа // Народное образование. 2003, №1330, стр. 24-32.
8. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской
Федерации: Статистический сборник. Выпуск 12 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2015. — 196 с.
9. Сводные таблицы по ВПО-1. Министерство образования и науки Российской Федерации. 1Шр://минобрнауки. рф/министерство/статистика/информация-2014/во-2014
10. Российский статистический ежегодник. 2014: Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. М. 2014, с. 203 -204.
11. Цветкова Н.А. Оценка эффективности международной образовательной политики СССР и США в годы «холодной войны» / 200 лет российско-американским отношениям: наука и образование. Под ред. А. Чубарьяна и Б. Рубла. Москва. 2007. Сс 378-394.
12. Education at a Glance 2014. OECD.
13. Academic Ranking of World Universities 2015. Center for World-Class Universities at Shanghai Jiao Tong University. 2015 - http://www.shanghairanking.com/ ARWU2015.html; QS World University Rankings - http:// www.topuniversities.com/university-rankings/world-uni-versity-rankings/2015; World University Rankings - https:// www.timeshighereducation.com/world-university-rank-ings/2016/world-ranking (accessed November 4, 2015)
14. Tsvetkova N. International Education during the Cold War: Soviet Social Transformation and American Social Reproduction // Comparative Education Review. 2008. Vol. 52. No 2. Р. 199-217.
15. Худолей К.К., Новикова И.Н., Ланко Д.А. Инновационное образование для Балтийского региона: опыт Российско-Финляндского трансграничного университета // Балтийский регион. 2010. № 3. С. 21-28.
POLICY OF INTERNATIONAL ACADEMIC MOBILITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
© 2015
N.A. Tsvetkova, doctor of history, Ph.D. in social and behavioral sciences, associate professor, associate professor of the American studies department G.O. Yarygin, candidate of political sciences, associate professor, associate professor
of the American studies department O.V. Lopach, postgraduate student St. Petersburg State University, St. Petersburg (Russia)
Abstract. The authors examine current Russian governmental policy in the field of student academic mobility. The authors explore such coherent parts of this policy as strategic imperatives, laws, and regional targets. Moreover, the paper reveals a sketch of the foreign student body at Russian higher educational institutions including the levels of education, numbers, and the distribution among host institutions. The authors conclude that although the current Russian policy has shortcomings, but it has laid a solid foundation for promoting political and economic interests of Russia.
Keywords: policy in field of education, international academic mobility, «gosliniya», foreign students, Universities of Russia.