Научная статья на тему 'Политика импортозамещения как фактор развития отечественного производства и формирования национальной конкурентоспособности'

Политика импортозамещения как фактор развития отечественного производства и формирования национальной конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / КРИЗИС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалагинова Наталья Алексеевна

В статье определены основные проблемы, связанные с внедрением политики импортозамещения. Автором выявленыприоритетные направления, обуславливающие выработку механизмов поддержки российских товаропроизводителей.Проанализирована политика импортозамещения как фактор повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Определены перспективы и направления развития государственной политики в области импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шалагинова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика импортозамещения как фактор развития отечественного производства и формирования национальной конкурентоспособности»

УДК 338.2

Шалагинова Наталья Алексеевна

кандидат философских наук, заместитель заведующего кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Российский государственный университет правосудия, г. Ростов-на-Дону; доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Российский государственный университет правосудия, г. Ростов-на-Дону shalaginova_nata@mail.ru

Natalia A. Shalaginova

Candidate of Philosophical Sciences, Deputy head of Department of Humanitarian and Socio-economic Disciplines, Rostov branch of the Russian State University of Justice, Rostov-on-Don;

Associate Professor of Department

of Social and Economic

and Humanitarian Disciplines,

Rostov branch of the Russian

State University of Justice,

Rostov-on-Don

shalaginova_nata@mail.ru

Политика

импортозамещения

как фактор развития

отечественного

производства

и формирования

национальной

конкурентоспособности

The policy of import

substitution as a factor of developmentdomestic production and formation of national competitiveness

Аннотация. В статье определены основные проблемы, связанные с внедрением политики импортозамещения. Автором выявленыприори-тетные направления, обуславливающие выработку механизмов поддержки российских това-ропроизводителей.Проанализирована политика импортозамещения как фактор повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Определены перспективы и направления развития государственной политики в области импортозамещения.

Ключевые слова: экономическое развитие региона, товаропроизводители, кризис, конкурентоспособность, импортозамещение, российская экономика, продовольственная безопасность, оценка эффективности.

Annotation. The article is identified the main problems associated with the implementation of the policy of import substitution. The priority directions causing development of mechanisms of support of the Russian producers are studied.The policy of import substitution as a factor of increasing the competitiveness of domestic products is analyzed. Prospects and directions of development of the state policy in the field of import substitution are defined.

Keywords: economic development of the region, producers, crisis, competitiveness, import substitution, Russian economy, food security, efficiency assessment.

Впервые проблема импортозамещения актуализировалась в 2008 году и нашла отражение в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В указанном документе под «импортозамещением» понимались инструменты решения экономических задач, которые были структурированы в основные приоритетные направления, одно из которых -повышение национальной конкурентоспособности [1]. Актуальность вопросов импортозамеще-ния, несомненно, вызвана событиями, произошедшими в 2014 году, которые стали своеобразным толчком для активного развития импорто-

замещения в регионах нашей страны [2]. Данное событие способствовало разработке и утверждению на законодательном уровне целого ряда нормативных и правовых документов [3; 4; 5].

Комитет по промышленной политике Совета Федерации в апреле 2016 г. провел парламентские слушания на тему «Импортозамещение в Российской Федерации: проблемы и их решения». Участниками слушаний было определено понятие импортозамещения - тип экономической стратегии, направленной на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых товаров и технологий продуктами нацио-

нального производства, реализуется с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции за счет стимулирования модернизации производства, роста его эффективности и освоения новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью [6].

Несмотря на то, что в данном направлении разработан и утвержден ряд государственных программ, направленных на развитие отечественных товаропроизводителей, повышение конкурентоспособности ряда отраслей промышленности (медицинской, фармацевтической, электронной, авиационной и др.), тем не менее, политика импортозамещения сопровождается некоторыми проблемами, возникающим в связи с проведением такой экономической стратегии, а именно:

- неразвитость различных сфер производства, за исключением энергетической и сырьевой, поскольку до введения санкций это были приоритетные отрасли государства;

- зависимость российских производителей от иностранных технологий, комплектующих и расходных материалов;

- трудности с кредитованием производства и экспорта и доступом к кредитованию, в том числе слабое стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности, недостаточное осознание роли патентования и обеспечения защиты авторских прав при экспорте продукции;

- отсутствие достаточного опыта для проведения успешной внешнеэкономической деятельности, особенно малых и средних предприятий, по причине чрезмерной бюрократии, связанной с разрешительными и таможенными процедурами;

- сокращениеили прекращение иностранных инвестиций в целях финансирования отдельных отраслей промышленности. Это, на данный момент, наиболее серьезная проблема, поскольку российские товаропроизводители не могут за короткое время изыскать необходимые денежные средства в крупном объеме, которые позволят увеличить количество выпускаемой продукции, и тем самым, восстановить тот объем продукции, который существовал до введения экономических санкций.

В целом, стратегияимпортозамещения направлена на развитие российской экономики и предполагает решение целого комплекса задач:

1. Обеспеченияпродовольственной безопасности. В данном случае, безопасность обеспечивается контролем за качеством продукции. Например, запрет на пищевую продукцию, содержащую в огромных количествах ГМО, нитраты, запрет на высокотехнологическую продукцию, произведенную с техническими нарушениями, кото-раяможет оказывать негативное воздействие на здоровье человека и на его функциональные особенности [7].

2. Повышения качества товаров и увеличение количества производства товаров. Эта задача направлена на увеличение ВВП страны, а также -

конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

3. Увеличения количества рабочих мест, повышение конкуренции среди работодателей, и соответственно, сокращение безработицы.

Проанализировав проблемы и задачи, стоящие перед Россией в связи с реализацией политики импортозамещения, следует сделать выводы о перспективах развития российской экономики. Безусловно, на самых первых этапах, сложно сразу достигнуть каких-либо ошеломляющих результатов, но, тем не менее, заметная положительная динамика в сторону развития национальной экономики уже наблюдается.

С целью снижения доли иностранной продукции на рынке России активизировал свою деятельность целый ряд крупных отечественных предприятий. В регионах, обладающих потенциалом развития перерабатывающих отраслей промышленности (Астраханская, Волгоградская и Ростовская области), экономическое развитие направлено на внедрение в этих отраслях новой техники и технологий для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом научно-исследовательский и образовательный потенциал крупных городских агломераций юга Ростовской области и Краснодарского края создает основу для развития высокопроизводительных отраслей новой экономики - информационных и биотехнологий, оказания инжиниринговых, финансовых и деловых услуг, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, призванных стать платформой инновационной экономики южных регионов [1].

Появились изменения и в секторе IT. Российские программисты пополнили реестр отечественного программного обеспечения новой разработкой «Мой офис», заменяющей американской софт «Microsoft Office». Начат процесс импортозамещения в финансовом секторе. В качестве ответной меры на угрозы введения санкций от MasterCard и Visa запущена в работу внутренняя национальная система МИР [3].

С точки зрения перспективности малого и среднего бизнеса в условиях усиленного курса на импортозамещение в пищевой промышленности отдельно можно обозначить выход на рынок потребления такой сельхозпродукции, как: мясо, сыр и молочные продукты, животные жиры, овощи, фрукты. При этом в наиболее выгодном положении находятся предприниматели в центральных и южных регионах России (Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская, Астраханская и другие области), где природные условия полностью благоприятствуют ведению сельского хозяйства.

По оценкам экспертов, в настоящее время наиболее приоритетными для импортозамещения являются:

- электронная компонентная база, станкостроение, медицинская техника, двигателестроение,

оборудование для нефтегазового комплекса, судостроение, оборудование для агропромышленного комплекса и лесного хозяйства;

- ряд секторов химического комплекса (производство редкоземельных материалов, композиционных материалов, красок и лаков, пластиков, фармацевтика, производство моющих, чистящих и полирующих средств, а также изделий из резины и пластмасс);

- отдельные продукты питания (мясные и рыбные продукты, консервированные фрукты и овощи) [8].

Предполагается, что реализация указанных мер по модернизации и диверсификации национальной экономики позволит создать условия для устойчивого многофакторного инновационного

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11. 2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения 09.08.2019).

2. Шалагинова Н.А. Развитие импортозамеще-ния в условиях кризиса (на примере Ростовской области) // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях материалы IV всероссийской научно-практической конференции. Российская таможенная академия, Ростовский филиал. 2017. С. 300-305.

3. Постановление Правительства РФ от

16.11.2015 № 1236 (ред. от 30.03.2019) «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru (дата обращения 01.08.2019).

4. Постановление Правительства РФ от

16.09.2016 № 925 (ред. от 10.07.2019) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» // СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&ts=204146633406283345952981805&cac heid=83BB85F8EEF46AF6F9FC20502B149267&m ode=splus&base=LAW&n=329437&rnd=0.3075234 1889823054#2mlmapnz4mk (дата обращения 09.08.2019).

5. Стратегия социально-экономического развития до 2035 года // СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_

развития промышленности и обеспечить увеличение количества промышленных предприятий, а также рост промышленного производства конкурентоспособной продукции.

Цель политики импортозамещения - ориентация на развитие отечественного производства, создание крупных конкурентоспособных инновационных производств, интеграция промышленности и создание новых рабочих мест, и, как следствие, повышение национальной конкурентоспособности - это комплексная задача. Тем не менее,трудностиэкономического характера, вызванные преимущественно санкционной политикой, создают благоприятные условия для развития отечественного производства.России стала менее зависима от не всегда надежных мировых партнеров и внастоящее время наблюдается определенный прогресс в данном вопросе.

Literature:

1. Order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 № 1662-R «On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020» // «ConsultantPlus». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82134/ (data accessed 09.08.2009).

2. Shalaginova N.A. Development of import substitution in the conditions of crisis (on the example of the Rostov region) // Features of state regulation of foreign economic activity in modern conditions materials of the IV all-Russian scientific and practical conference. Russian customs Academy, Rostov branch. 2017. P. 300-305.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of 16.11.2015 № 1236 (ed. from 30.03.2009) «On the establishment of a ban on the admission of software originating from foreign countries for the purposes of procurement for state and municipal needs» // «ConsultantPlus». URL : http://www.consultant.ru (data accessed 09.08. 2019).

4. Decree of the Government of the Russian Federation of 16.09.2016 № 925 (ed. from 10.07.2009) «On the priority of goods of Russian origin, works, services performed, provided by Russian persons, in relation to goods originating from a foreign state, works, services performed, provided by foreign persons» // «ConsultantPlus». URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&ts=204146633406283345952981805&cac heid=83BB85F8EEF46AF6F9FC20502B149267&m ode=splus&base=LAW&n=329437&rnd=0.3075234 1889823054#2mlmapnz4mk (data accessed 09.08.2019).

5. Strategy of socio-economic development until 2035 // «ConsultantPlus». URL : http://www.consul tant.ru/document/cons doc LAW 314301/06fb7add

doc_LAW_314301/06fb7addb24a900f831e610b729 c32ac3ed9981e (дата обращения 09.08.2019).

6. Комитет Совета Федерации по экономической политике: официальный сайт. URL : http://economy.council.gov.ru/activity/activities/parlia mentary/67005/ (дата обращения 01.08.2019).

7. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL : http://base.garant.ru/12172719 (дата обращения 09.08.2019).

8 Министерство экономического развития Российской Федерации Минэкономразвития России: официальный сайт. URL : http : //economy.gov.ru/ minec/references/faq/20160115242 (дата обращения 09.08.2019).

b24a900f831e610b729c32ac3ed9981e (data accessed 01.08.2019).

6. Federation Council Committee on economic policy: official website. URL : http://economy. council.gov. ru/activity/activities/parliamentary/67005/ (accessed 09.08.2009).

7. Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010 № 120 «On approval of the Doctrine of food security of the Russian Federation» // SPS «Garant». URL : http:// base.garant.ru/12172719 (data accessed 09.08. 2019).

8. Ministry of economic development of the Russian Federation: official website. URL : http:// economy.gov.ru/minec/references/faq/20160115242 (data accessed 09.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.