Научная статья на тему 'Политика и политическое в неопрагматизме'

Политика и политическое в неопрагматизме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
184
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОПРАГМАТИЗМ / РОРТИ / ЛИБЕРАЛИЗМ / ИРОНИЯ / СОЛИДАРНОСТЬ / NEOPRAGMATISM / RORTY / LIBERALISM / IRONY / SOLIDARITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сетова А. И.

В статье рассматривается понимание политического в неопрагматизме. Показано, каким образом методологические особенности течения находят применение в политике. Рассмотрена политика в терминах герменевтики, солидаризации и коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Politics and political in neopragmatism

The article discusses the understanding politics in neopragmatism. The author shows how the methodological characteristics of the trend are used in politics. Politics is considered in terms of hermeneutics, solidarity and communication

Текст научной работы на тему «Политика и политическое в неопрагматизме»

Политика и политическое в неопрагматизме

А.И. Сетова

Постметафизические тенденции современной философии политики заставляют обратиться к исследованию глубинных оснований политики и политического. Одну из самых оригинальных современных трактовок политического предлагает неопрагматизм. И, возможно, трудно найти мысль, которая была бы так радикальна и свежа в теоретическом осмыслении и так понятна и популярна в обыденном сознании.

В данной статье показано, что антифундаментализм1 и критика метафизики в классическом прагматизме приводят к пониманию политики как поля для конкуренции концепций, тогда как методология неопрагматизма позволяет утверждать, что специфика понимания политики заключается в трактовке ее в терминах герменевтики и философии дискурса. Неопрагматизм выходит в сферу политического как методологическое переосмысление либерализма, где само политическое становится в первую очередь дискурсивным, герменевтическим, коммуникативным. Соответственно, политика будет рассматриваться как одно из пространств дискурса.

Прагматизм зародился и органично развился в интеллектуальной среде США. Истоки этого направления связаны с такими именами, как Ч.С. Пирс, У Джемс и Дж. Дьюи. Закладывая основу философии и методологии прагматизма, Пирс в статьях «Закрепление верования»2 и «Как сделать наши идеи ясными»3 также дает нам ориентиры возможного понимания политики, так как в своей концепции акцентирует внимание на практике.

Первым теоретиком политики в классическом прагматизме считается Джон Дьюи, разработавший подход, который опирается на инструментализм. Суть данного подхода заключается в том, что существуют своего рода проблематические ситуации, в которых мышление предстает инструментом преодоления сомнения. Всякое познание необходимо рассматривать в рамках конкретной ситуации, заключающейся в переключении интересов теории с общих понятий на выработку действенных методов исследования4. В этой логике политика предстает как совокупность политических стратегий,

1 Антифундаментализм — установка прагматистов на то, что не может быть универсальной теории, которая была бы основанием для описания реальности. Антифундаментализм, таким образом, утверждает, что любая теория применима в конкретной ситуации, а, значит, теории должны быть гибкими, конкурентоспособными, они могут выбраковываться из конкурентной борьбы.

2 Пирс Ч. Закрепление верования // «Вопросы философии». 1996. № 12. С. 106-120.

3 Пирс Ч. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996. № 12. С. 120-132.

4 Дьюи Дж. Реконструкция в философии // Реконструкция в философии. Проблемы человека. М., 2003. С. 109.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

93

Вопросы методологии

которые рассматриваются как рабочие гипотезы и могут выбраковываться, пересматриваться и корректироваться, то есть должны носить экспериментальный характер.

Таким образом, философско-методологическими основаниями, выстраивающими политическую теорию прагматизма, выступают в первую очередь ориентация на практику; антифундаментальная установка, позволяющая воспринимать политические доктрины как гибкие гипотезы; акцентирование внимания на конкретных проблемах и, следовательно, выработка конкретных методов решения в проблематичных ситуациях; плюрализм мнений, дающий возможность отказаться от привязанности к идеям и теориям, что делает сам подход к практике гибким. Как мы видим, уже на уровне построения общефилософских оснований своей концепции прагматисты рассматривают практику в ракурсе состязательности и результативности.

Философом, в значительной мере ощутившим влияние идей классического прагматизма, был Ричард Рорти, который, следуя тем же принципам прагматизма, что и Дьюи, а также дополняя свою концепцию идеями европейской философии второй половины ХХ века, строит оригинальную политическую теорию. В числе истоков своих идей он называет, помимо Дьюи, М. Хайдеггера, Л. Витгенштейна, Г.-Г. Гадамера, Ж.-П. Сартра, Ж. Деррида.

Философский анализ Рорти начинает с проблемы соотношения сознания и тела, избавляя философию от проблемы сознания как особой ментальной сущности; это позволяет сопоставить деятельность человека с действиями животных в процессе эволюции. В логике его рассуждений оказывается, что средством приспособления людей к внешней среде являются разные «словари» — версии трактовки реальности, — критерием успешности которых будет практика.

Не может быть предела познания и истины как этого предела. Таким образом, избавляясь от одной проблемы, мы неизбежно оказываемся перед лицом новой, — и этот процесс бесконечен. Поэтому бессмысленны попытки построения некоторой универсальной теории (которую Рорти называет «искупительной истиной»), описывающей мир в целом или наилучшее для всех времен и народов политическое устройство. «Искупительная истина удовлетворяет человеческую потребность увязать все на свете — все события, всех людей, все идеи — в некий единый контекст, который каким-то образом оказался бы единственно возможным»5.

В статье «Прагматизм без метода»6 он критикует отношение к методу в понятиях «глубина» и «ликование». Рорти не отрицает связь между наукой, искусством и религией. Однако метод науки Рорти полностью исключает из познания. Более того, он указывает на то, что отказ от метода как единственно возможного пути к постижению истинной природы вещей является основой современного либерального самосознания.

Неопрагматизм признает за эпистемологией и метафизикой вклад в интеллектуальный прогресс человечества, однако философия более не актуальна,

5 Рорти Р Упадок искупительной истины и подъем литературной культуры // Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004. С. 43.

6 Рорти Р Прагматизм без метода / пер. Р. Хестанова // Логос. 1996. № 8. С. 160.

94

Выпуск 6 2013

А.И. Сетова

скорее, она имеет терапевтическое значение, является пространством коммуникации жанров, которые сегодня все более уступают новому — литературе. Таким образом, вместо дисциплин, которые членят мир на изолированные области знания, Рорти предлагает говорить о жанрах, таких как наука, философия, искусство, религия, которые являются рядоположенными. Жанром же будет и политика. Эти жанры говорят об одном и том же мире (а не мире физическом, мире биологическом или мире самом-по-себе), но используют собственный привилегированный словарь. Таким образом, знание не может быть неоспоримо объективным ввиду многообразия способов описания мира, каждый из которых справляется со своей задачей всегда в конкретной ситуации, всегда со специфичным словарем.

В борьбе с метафизикой и эпистемологией Рорти предлагает герменевтику как метод исследования. Герменевтика не предполагает методологического догматизма, как того требует эпистемология. Участники разговора остаются с надеждой на успешное сотрудничество, пока идет коммуникация, пока продолжается «рутинный разговор». Герменевтика предлагает освоить язык собеседника, а не переводить его на свой собственный, что в ракурсе политического приводит нас к терпимости и солидарности. Вежливость, коммуникация и плюрализм — важные понятия в философии Рорти, которые в полном составе задействованы в его теории политики.

Рорти предлагает рассматривать социальную историю, историю науки и искусства как историю метафор. Следуя теории языка Д.Г. Дэвидсона7, Рорти говорит о ситуативном характере метафор, основывающемся на схватывании неожиданных смыслов. Словари, по Рорти, изменяются, мутируют, трудно указать, где проходит граница словарей. «Наш язык и наша культура являются в той же степени случайностью, в какой является возникновение, например, орхидей или антропоидов в результате тысяч небольших мутаций.. .»8.

В продолжение своей мысли о современной культуре как о литературной культуре Рорти указывает на исключительное место поэтов и ироников, акторов политики, в истории. Поэты — творческие люди, которые улавливают и предвосхищают дух той или иной культуры, приписывая словам неожиданные значения — метафоры. Метафоры поэтов-ироников — зеркало культуры. Иро-ники отказываются от мысли, что их убеждениям есть некое подкрепление за пределами этого мира, так они постигают случайность всего, что дает им руководствоваться принципами солидаризма и плюрализма. Таким образом, «либеральные ироники — это люди, которые имеют свою собственную надежду на то, что страдание будет сведено к минимуму, что унижение одних людей другими можно прекратить»9.

Логичной становится постановка цели либерализма: справедливое бесклассовое общество, в поисках высшего источника власти стремящееся к постоянно

7 Д. Дэвидсон — философ-неопрагматист, исследователь языка. Утверждает, что язык не может являться нейтральной реальностью. Язык не отражает реальность, а относится к социальной коммуникации (См. Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993. С. 144-158).

8 Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. С. 37

9 Там же. С. 19.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

95

Вопросы методологии

меняющемуся демократическому консенсусу10. Исходя из этого, видим, каким образом идеи Рорти находят выход в сферу политического, — нет никакой инстанции, к которой можно было бы апеллировать выше, чем демократический консенсус11. Также Рорти предлагает либералам прекратить теоретизировать по поводу определения своего места в историческом процессе, свое внимание обратить к самой политической жизни, к реформированию.

Словарь, которым сегодня пользуется политика, устарел. Рорти приходит к выводу, что описание либерального устройства неприемлемо в терминах раци-онального/иррационального, как это свойственно Просвещению, именно потому, что само Просвещение «впало в иррационализм»12 (он приводит в качестве примера христианство и романтизм). Получаем, что спор о рациональности/ир-рациональности оказывается бессмысленным. Так мы приходим к возможности обсуждения самих оснований, в чем Рорти и видит признак либерализма. Тогда либеральным оказывается то общество, в котором возможно обсуждение самих оснований его существования, в котором возможен «рутинный разговор». Рорти указывает на то, что в либеральном обществе скорее возможна реформа, а не революция, возможно убеждение, а не принуждение. Убеждение является, вероятно, ключевым понятием, так как в конечном итоге свобода рождается в свободе использования словарей, в столкновении и появлении новых языковых практик. Рорти показывает, что возможность обретения социальной свободы кроется в свободе дискурса, в столкновении и постоянном изменении.

Подводя итоги, можно заключить, что проводя линию антифундаментализма, Рорти приходит к выводу о языковой обусловленности тех или иных концепций, к метафоричной специфике исторических эпох. В связи с этим осознание случайности языка и словарей, которыми концептуализируются те или иные понятия, приводит к выводу о случайности сообществ. Рорти констатирует неприемлемость рационалистичного словаря Просвещения для описания либерализма, целью которого является свобода каждого в солидарности со всеми.

Исторические фигуры, понимающие всю парадоксальность и случайность своего существования и развертывания социально-политической практики, не могут быть никем иным, как либералами и ирониками. Они придерживаются плюралистического взгляда на действительность, осознавая все многообразие словарей, ее описывающих. Ироники стремятся вступить в коммуникацию с другими словарями, переописывая их и себя. Только в таком случае возможна свобода — в постоянном «рутинном разговоре», участники которого уверены в солидарности, объединяющей их с другими.

Дискурсивной оказывается сама политика. Она поэтизируется, становится одним из жанров в современной литературной культуре, рядоположенным науке, философии и искусству. Общественным регулятивом, таким образом, оказываются словари и метафоры, которые организуют мировоззрение. Цель политики в конечном счете представляет собой саму возможность говорить о политике, коммуникацию по поводу конкретно-исторических проблем.

10 См.: http://www.theatlantic.com/past/docs/unbound/bookauth/ba980423.htm

11 См.: http://www.theatlantic.com/past/docs/unbound/bookauth/ba980423.htm

12 Рорти Р Случайность, ирония, солидарность. М., 1996. С. 76.

96

Выпуск 6 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.