DOI 10.46320/2077-7639-2023-2-118-98-114
Политика и национальная идеология: оценка регулирующего воздействия Федерального закона о некоммерческих организациях
Дорожкин А.В., Ямалова Э.Н., Шеожев Х.В.
Федеральный закон 20.07.2012 г. № 121-ФЗ о некоммерческих организациях, принятый с целью регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, имеет важное значение для экономической политики страны и национальной идеологии. В данной статье рассматривается взаимосвязь между экономической политикой, национальной идеологией и регулированием деятельности некоммерческих организаций, уделяя особое внимание последствиям закона для гражданского общества и национальной экономики. Актуальность исследования отражает важность научного обоснования и аргументации необходимости данного закона для целей развития национальной экономики в рамках экономической и национальной идеологии. Объект исследования - национальная экономика, предмет исследования - регулирующее воздействие, выраженное в изменении функционального состояния национальных экономических систем. Цель данного научного исследования - представить оценку регулирующего воздействия федерального закона, уделяя особое внимание его влиянию на благополучие граждан страны, сохранения национальной самоидентичности и эффективности национальной экономики. В данном исследовании используются общепризнанные методы для теоретического анализа ключевых положений Федерального закона и их потенциального влияния на национальную экономику. В разделе МАТЕРИАЛА И МЕТОДЫ представлена практика принятия закона об иностранных агентах в различных странах мира, демонстрирующая тот факт, что Россия является далеко не первой и не уникальной страной, которая использовала в своей правовой практике закон об иностранных агентах для защиты своих суверенных интересов.
Проведенный теоретический анализ позволяет сделать несколько ключевых выводов относительно регулирующего воздействия Федерального закона о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента: 1. Федеральный закон вводит более строгие правила и требования к отчетности для некоммерческих организаций, потенциально ограничивая их способность действовать независимо, предотвращая потенциальный экономический ущерб нашему государству, обусловленный недружественными действиями западных стран. 2. Федеральный закон является объективной необходимостью прямо влияющей на эффективность национальной экономики, путём того, что наделяет правительственные учреждения полномочиями осуществлять больший контроль над некоммерческими организациями, что усиливает влияние и роль государства на формирование национальной идеологии и ограничивает влияние западной идеологии, формируя национальную самоидентичность экономической политики. 3. Большинство положений Федерального закона об иностранном финансировании и деятельности некоммерческих
DOI 10.46320/2077-7639-2023-2-117-98-114
Politics and national ideology: assessment of the regulatory impact of the Non-Profit Organizations Federal Law
Dorozhkin A. V., Yamalova E.N., Sheozhev H.V.
Federal Law No. 121-FZ of 20.07.2012 on non-profit organizations, adopted to regulate the activities of non-profit organizations performing the functions of a foreign agent, is important for the country's economic policy and national ideology. This article examines the relationship between economic policy, national ideology and regulation of the activities of non -profit organizations, paying special attention to the consequences of the law for civil society and the national economy. The relevance of the study reflects the importance of scientific substantiation and argumentation of the necessity of this law for the development of the national economy within the framework of economic and national ideology. The object of the study is the national economy, the subject of the study is the regulatory impact expressed in the change in the functional state of national economic systems. The purpose of this research is to present an assessment of the regulatory impact of the federal law, paying special attention to its impact on the well-being of the country's citizens, the preservation of national identity and the effectiveness of the national economy. This study uses generally recognized scientific methods for theoretical analysis of key provisions of the Federal Law and their potential impact on the national economy. The section MATERIALS AND METHODS presents the practice of adopting the law on foreign agents in various countries of the world, demonstrating the fact that Russia is far from the first and not unique country that has used the law on foreign agents in its legal practice to protect its sovereign interests.
The theoretical analysis allows to draw several key conclusions regarding the regulatory impact of the Federal Law on Non-Profit Organizations Performing the Functions of a Foreign Agent: 1. The Federal Law introduces stricter rules and reporting requirements for non-profit organizations, potentially limiting their ability to act independently, preventing potential economic damage to our state caused by unfriendly actions of Western countries. 2. The federal law is an objective necessity that directly affects the efficiency of the national economy by giving government agencies the authority to exercise greater control over non -profit organizations, which strengthens the influence and role of the state on the formation of national ideology and limits the influence of Western ideology, forming a national identity of economic policy. 3. Most of the provisions of the Federal Law on Foreign Financing and the Activities of Non-Profit Organizations directly affect the nature of international cooperation, forming a social and economic policy aimed at defending national interests and ensuring the growth of their own economy.
KEYWORDS
Non-governmental organizations, foreign financing, foreign agent, functions of a foreign agent, national security, economic and legal regulation, national ideology.
FOR CITATION APA
Dorozhkin A. V., Yamalova E.N., Sheozhev H.V. Politics and national ideology: assessment of the regulatory impact of the Non-Profit Organizations Federal Law. Diskussiya [Discussion], 118, 98-114.
JEL: K300, K330, K390
организаций прямо влияют на характер международного сотрудничества, формируя социальную и экономическую политику, направленную на отстаивание национальных интересов и обеспечение роста собственной экономики.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Дорожкин А.В., Ямалова Э.Н., Шеожев Х.В. Политика и национальная идеология: оценка регулирующего воздействия Федерального закона о некоммерческих организациях // Дискуссия. - 2023. - Вып. 118. - С. 98-114.
JEL: K300, K330, K390
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Неправительственные организации, зарубежное финансирование, иностранный агент, функции иностранного агента, национальная безопасность, экономико-правовое регулирование, национальная идеология.
ВВЕДЕНИЕ
Иностранными агентами в контексте данного исследования выступают физические лица или организации, действующие от имени иностранных юридических лиц и осуществляющие деятельность, которая может иметь политические, экономические или социальные последствия внутри страны. Лица, признанные иностранными агентами, часто участвуют в таких видах деятельности, как продвижение иностранных интересов, влияние на общественное мнение, шпионаж в интересах другой страны, других тайных операциях, преследуя собственные и чуждые для государства экономические интересы. Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что объективные основания и оценка регулирующего воздействия Федерального закона 20.07.2012 г. № 121-ФЗ1 о некоммерческих организациях, принятый в России с целью регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, имеет важное значение для экономической политики страны, формирования национальной идеологии и укрепления экономического суверенитета России. Для стран, проводящих независимую политику, основанную на многополярности интересов и мнений всех заинтересованных сторон, крайне важно регулировать деятельность иностранных агентов для защиты своих национальных интересов. Нерегулируемое или неконтролируемое иностранное влияние потенциально может подорвать суверенитет страны, национальную безопасность, национальную экономику и эффективность по-
1 Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" от 20.07.2012 № 121-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132900/
литических процессов внутренней политики, так как реализуя законотворческие инициативы и нормативные акты, правительства стремятся обеспечить прозрачность, защитить свои общественные институты и сохранить контроль над процессами принятия решений в пределах своих границ. Регулирование деятельности иностранных агентов также помогает поддерживать равные условия для всех субъектов, вовлеченных во внутреннюю политику, предотвращая непропорциональное влияние иностранных интересов, которое могло бы повлиять на честность национальных выборов, формулирование политики или публичный дискурс по важным вопросам, представляющим национальные интересы страны. Таким образом, регулирование деятельности иностранных агентов имеет важное значение для защиты национальных интересов, поддержания суверенитета, обеспечения прозрачности политических процессов и сохранения целостности национальных экономик отдельных стран - аргументации этого утверждения посвящено данное исследование.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Правовые рамки, регулирующие деятельность иностранных агентов, различаются в разных странах мира и несмотря на некоторые общие черты, каждая страна имеет свой собственный уникальный набор законов и нормативных актов. В данном разделе представлен обзор правовых рамок в различных странах мира и выделены ключевые сходства и различия.
Венгрия
Венгрия ввела закон, требующий от организаций, получающих финансирование из иностранных источников выше определенного порога, регистрироваться в качестве организаций, деятельность которых финансируется из-за рубежа. В 2017 году Венгрия приняла закон, известный как
«закон об организациях, финансируемых из-за рубежа»2 или «закон об НПО». В законе регламентированы требования того, чтобы неправительственные организации (НПО), которые ежегодно получают иностранное финансирование выше определенного порога, зарегистрировались у венгерских властей в качестве «организаций, финансируемых из-за рубежа»: «В обосновании к закону также указывалось на риски отмывания денег и финансирования терроризма через подобные схемы...В поисках баланса между свободой и прозрачностью деятельности неправительственных организаций венгерский законодатель ввёл механизм отчётности для организаций, финансируемых из-за границы, процедуру регистрации в судебном реестре в качестве организации, финансируемой из-за границы, внёс изменения в регулирование функционирования информационного портала о неправительственных организациях, установил санкции за невыполнение обязанностей, обусловленных особым статусом, что направлено прежде всего на обеспечение общественного контроля» [1, с. 25].
При этом Закон подвергся серьезной критике как внутри страны, так и на международном уровне за его потенциальную возможность воздействия на гражданское общество и свободу выражения мнений. Критики утверждали, что закон направлен против организаций, критикующих венгерское правительство, и ограничивает их независимость, повышая бюрократические требования и вводя стигматизацию. Они утверждали, что это затрудняет работу НПО и подрывает гражданское общество, кроме того, высказывались опасения по поводу потенциальных ограничений свободы выражения мнений и сдерживающего воздействия на права на собрания и ассоциацию. Но при этом какие-либо объективные аргументы обосновывающие негативные аспекты влияния закона на общество и экономики Венгрии предоставлены не были.
Венгерское правительство, однако, защищает закон как меру, направленную на повышение прозрачности и предотвращение иностранного вмешательства во внутренние дела Венгрии и аргументируют тот факт, что НПО должны быть прозрачны в отношении источников своего финансирования, особенно когда они получают значительную поддержку от иностранных организаций.
Закон был предметом различных судебных разбирательств, включая дела, переданные
2 Foreign Agent Laws in Hungary and Elsewhere - Content Vs -Catchphrase. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.hungarianconservative.com/articles/opinion/foreign_agents_ laws_hungary_us_russia_georgia_bih_content_vs_catchphrase/
в Европейский суд, споры вокруг закона об НПО отражают продолжающиеся дебаты о гражданском обществе, демократии и основных правах в Венгрии [2], [3].
Германия
В Германии как такового Закона об иностранных агентах нет [4], [5], но существуют нормативные акты, касающиеся иностранных агентов, такие как Закон о внешней торговле и платежах [6], [7] и Закон о федеральном реестре [8], [9], данные законы направлены на регулирование экономической и торговой деятельности, в том числе иностранных агентов и их представительств.
Закон о внешней торговле и платежах (нем. Außenwirtschaftsgesetz) регулирует торговые отношения и контролирует операции с зарубежными странами и направлен на защиту национальной безопасности, общественного порядка и основных интересов Германии. Этот закон в первую очередь направлен на контроль за экспортом, импортом и иностранными инвестициями.
Федеральный закон о реестре (BRegG) в Германии регулирует ведение Федерального реестра, который выступает в качестве центрального регистрационного органа в определенных областях экономической деятельности, это всеобъемлющий закон, регулирующий различные аспекты ведения реестра. Например, в Федеральном реестре хранятся реестр предприятий, реестр кооперативов и реестр партнерств данные реестры содержат информацию о компаниях, кооперативных организациях и партнерских обществах. Закон о федеральном реестре определяет, среди прочего, какую информацию необходимо хранить в реестрах, как можно вносить записи в реестр, а также как можно публиковать и получать доступ к данным реестра. Изначально Закон направлен на обеспечение прозрачности и правовой определенности в сфере бизнеса и торговли, что позволяет, например, компаниям документировать свои юридические отношения и информировать своих деловых партнеров о конкретной информации и также он служит источником информации для общественности о компаниях и их юридических структурах.
Великобритания
Великобритания ввела в действие Закон о прозрачности лоббирования, беспартийной агитации и профсоюзном управлении 2014 года [10], [11], который включает положения о лоббировании иностранными агентами и организациями. В нём требуется прозрачность в проведении политических кампаний, лоббистской деятельности
и финансовых взносах, вносимых иностранными организациями. Закон о прозрачности лоббирования, беспартийной агитации и профсоюзном управлении 2014 года является достаточно важным законодательным актом Великобритании, который направлен на повышение прозрачности и подотчетности в отношении лоббирования, политической агитации и профсоюзов, включая положения, касающиеся различных аспектов, таких как беспартийная агитация и профсоюзное руководство, он также содержит положения, касающиеся лоббирования со стороны иностранных агентов и организаций. В соответствии с этим законом существуют требования к прозрачности и раскрытию информации о лоббистской деятельности физических или юридических лиц, не являющихся гражданами Великобритании [12]. В законе излагаются правила и предписания для тех, кто осуществляет лоббистскую деятельность, включая обязательства по регистрации, отчетности о контактах с лоббистами и раскрытию финансовой информации: «Закон «О прозрачности лоббирования, непартийных кампаниях и управлении профсоюзами» устанавливает единое правило, согласно которому лоббированием в качестве консультанта может заниматься только то лицо, которое внесено в реестр лоббистов-консультантов. Помимо этого, Закон устанавливает ответственность за нарушение данного положения в виде штрафа, не превышающего установленного законодательством максимального размера» [13, с. 38]. Конечная цель закона состоит в том, чтобы обеспечить большую видимость лоббистских усилий и гарантировать, что иностранные агенты и организации действуют прозрачным образом в смысле финансирования и продвижения интересов, фактически он направлен на предотвращение неправомерного влияния на процессы принятия политических решений путем требования к организациям раскрывать информацию, касающуюся их деятельности и источников финансирования.
Помимо всего, следует отметить, что Великобритания имеет давнюю традицию обеспечения контроля и прозрачности в некоммерческом секторе, система надзора за благотворительными организациями восходит к Закону о благотворительных трастах 1853 года [14], [15], [16], согласно которому была учреждена Комиссия по благотворительности Англии и Уэльса - комиссия отвечает за регулирование и надзор за благотворительной деятельностью в этих регионах. Согласно Закону о благотворительных фондах, любая благотворительная организация, которая собирает более 5000
фунтов стерлингов в год, обязана зарегистрироваться в Комиссии по благотворительности. После регистрации организации присваивается уникальный регистрационный номер, известный как регистрационный номер благотворительной организации, номер служит ориентиром для проверки статуса организации, доступа к информации о ее доходах и деятельности и, при необходимости, подачи жалобы. Комиссия по благотворительности выступает в качестве основного регулирующего органа и следит за тем, чтобы благотворительные организации действовали в рамках законодательства, предоставляя рекомендации и поддержку благотворительным организациям, следит за соблюдением нормативных требований, расследует жалобы и озабоченности, и при необходимости принимает соответствующие меры.
Цели Комиссии по благотворительности включают укрепление доверия к благотворительным организациям, обеспечение возможности эффективного использования ресурсов благотворительных фондов и обеспечение того, чтобы благотворительные организации выполняли свои задачи и приносили пользу обществу. Комиссия ведет Реестр благотворительных организаций, который представляет собой общедоступную базу данных, содержащую информацию обо всех зарегистрированных благотворительных организациях в Англии и Уэльсе [17]. В общественном поле подобная система регистрации, контроля и прозрачности помогает поддерживать подотчетность и сохранять доверие общественности к благотворительному сектору в Великобритании, что гарантирует, что средства и ресурсы используются по назначению в благотворительных целях, и позволяет потенциальным донорам, бенефициарам и широкой общественности получать доступ к информации и принимать обоснованные решения о поддержке благотворительных организаций или взаимодействии с ними. Но фактически данная система регистрации регулирует деятельность лиц в статусе «иностранный агент».
Египет
В Египте существует закон, регулирующий деятельность иностранных агентов, известный как «Закон о неправительственных организациях (НПО) и их регулировании»3. Хотя этот закон в первую очередь касается НПО, он фактически включает положения, касающиеся иностранных агентов, действующих на территории страны. Закон был впервые принят в 2002 году и за прошедшие
3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fidh.org/ IMG/pdf/obs_2013_human_rights_defenders_russian.pdf.
годы претерпел несколько поправок, причем самая последняя существенная поправка была внесена в 2019 году4. Закон направлен на регулирование и надзор за деятельностью НПО, обеспечение их прозрачности и подотчетности в деятельности в отношении как к местных, так и к иностранных НПО, действующим в Египте. Согласно этому закону, иностранные НПО и их представители обязаны зарегистрироваться в Министерстве социальной солидарности и получить разрешение на деятельность, иностранные агенты, включая физических лиц, представляющих иностранные юридические лица или финансируемые из-за рубежа организации, считаются аффилированными с НПО. Они обязаны раскрывать свои источники финансирования и виды деятельности и представлять регулярные отчеты египетским властям, закон также устанавливает ограничения на деятельность, которой могут заниматься иностранные агенты в частности, им запрещено заниматься политической деятельностью, продвигать или отстаивать интересы в политических или идеологических целях или вмешиваться во внутренние дела Египта, несоблюдение этих положений может повлечь за собой наказание, включая тюремное заключение и штрафы [18], [19]. Имплементация и толкование закона были предметом продолжающихся дебатов и противоречий, при этом Правительство Египта обоснованно утверждает, что закон необходим для обеспечения прозрачности и подотчетности организаций, действующих на территории страны, и для защиты национальной безопасности и экономической стабильности.
Кувейт
В Кувейте существует закон № 24 от 1962 года о клубах и объединениях общественных интересов, который регулирует деятельность некоммерческих организаций (НПО), в соответствии с этим законом, только граждане Кувейта имеют право создавать ассоциации, в то время как мигранты ограничены в этом: «Закон № 24 от 1962 года о клубах и обществах общественного благосостояния запрещает организациям гражданского общества заниматься политической или религиозной деятельностью»5. Статья 4 указанного закона запрещает мигрантам создавать ассоциации, что фактически ограничивает их возможность формирования объединений вне гражданского национального признака, вместо этого мигранты могут присоединяться к ассоциациям в качестве активных
4 Там же.
5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: |-|Н^://тепапд|-^. огд/еп/аг^с^з/киша^з-Ьитап-пдМз-гесо^-ехатте^ип-тетЬег-51а1е5.
членов или партнеров без права голоса. Кроме того, статья 13 закона устанавливает, что общие собрания ассоциаций могут состоять только из граждан Кувейта, что означает, что мигранты не могут стать членами генеральной ассамблеи и участвовать в принятии решений.
Сирийская Арабская Республика
В Сирийской Арабской Республике Уголовно-процессуальный кодекс содержит положения, касающиеся наказания лиц, причастных к ассоциациям или организациям, которые стремятся изменить экономический, социальный или политический характер государства. В частности, положения Уголовно-процессуального кодекса (УПК) разрешает закрытие таких объединений и налагает суровые наказания на их учредителей и директоров, так, лицам, участвующим в создании или руководстве ассоциациями с намерением изменить экономический, социальный или политический характер государства, может грозить наказание в виде принудительных работ на срок не менее семи лет. Стоит отметить, что толкование и применение закона в Сирии в значительной степени находятся под контролем государственных органов, положения УПК, наряду с другими законодательными актами, используются для ограничения влияния лиц, выполняющих функции иностранного агента - таблица 1.
Мьянма
В Мьянме процесс регистрации неправительственных организаций (НПО) может быть достаточно длительный и сложный, начинается на муниципальном уровне и заканчивается центральным правительством. Получение разрешения Министерства внутренних дел необходимо для того, чтобы НПО могли легально осуществлять свою деятельность в стране. Отказ в регистрации в качестве НПО может привести к потенциальному уголовному преследованию6, таким образом, соблюдение требований о регистрации имеет важное значение для того, чтобы организации могли осуществлять свою деятельность без юридических последствий. Конкретные процедуры и критерии получения требуемого разрешения затрудняют массовость регистрации НПО и эффективное управляют процессом масштабирования регистрации. Процедура обжалования решений, принятых властями в отношении регистрации НПО, часто усложнена и не предоставляет организациям надлежащих возможностей для оспаривания неблагоприятных решений. В целом, процесс реги-
6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fidh.org/ IMG/pdf/obs_2013_human_rights_defenders_russian.pdf.
Источник: составлено авторами по данным https://stj-sy.org/en/syria-penaL-code-amendments-end-the-spaces-Left-for-freedom-of-opinion-and-expression/
Таблица 1
Сравнительные положения старого и нового законодательства в Сирийской Арабской Республике
Старые положения закона Новые поправки
Статья 285 Уголовного кодекса Сирии, изданного вместе с законодательным декретом № 148 от 1948 г. предписывает: Статья 10 Закона № 15 от 2022 года предписывает:
Наказание в виде ареста на срок для всех, кто во время войны или ожидаемого начала войны ведет пропаганду с целью подрыва национальной идентичности либо разжигания расовой или межконфессиональной розни. Наказание в виде ареста на срок для всех, кто во время войны или ожидаемого начала войны ведет пропаганду с целью ослабления национальных чувств или разжигания расовой или межконфессиональной розни.
Статья 287 Уголовного кодекса Сирии, изданного вместе с законодательным декретом № 148 от 1948 г. предписывает: Статья 12 Закона № 15 от 2022 года предписывает:
Наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев и штраф в размере от ста пятисот сирийских фунтов для любого сирийца, который распространяет ложные или преувеличенные новости, которые могут повлиять на имидж государства или его финансовое положение. 1. Наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев для любого сирийца, который знает и распространяет ложные или преувеличенные новости, которые могут повлиять на имидж государства или его положение. 2. Любой сириец, который распространяет новости, улучшающие имидж враждебного государства с целью подрыва статуса сирийского государства, подлежит такому же наказанию.
страции и связанные с ним требования в Мьянме могут создавать проблемы и неопределенность для НПО, особенно для небольших организаций с ограниченными ресурсами, что в целом является «мягких» методом регулирования масштабов деятельности НПО и иностранных агентов.
Алжир
В Алжире Закон № 20-06 об общественных объединениях, вступивший в силу 12 января 2012 года, внес существенные изменения в нормативные акты, регулирующие деятельность НПО, в соответствии с этим законом прежняя система простого уведомления НПО была заменена обязательным требованием о предварительном разрешении: «Закон № 20-06 вводит в Уголовный кодекс статью 95-бис, которая наказывает «тюремным заключением на срок от пяти до семи лет и штрафом в размере от 500 000 до 700 000 динаров, любому, кто получает средства, подарок или преимущество любым способом от государства, учреждения или любого другого государственного или частного органа или от любого юридического или физического лица, внутри или за пределами страны, для совершения или подстрекательства к совершению действий, которые могут подорвать безопасность государства, стабильность и нормальное функционирование его институтов, национальное единство, территориальная целостность, основные интересы
Алжира или общественная безопасность и порядок. Штраф удваивается, если средства получены в рамках объединения, группы, организации или соглашения, независимо от его формы или названия»»1.
Согласно статье 1 закона, НПО обязаны получить предварительное согласие соответствующих органов власти, прежде чем смогут осуществлять свою деятельность на законных основаниях, государственный орган, выдающий разрешение, варьируется в зависимости от уровня, на котором создана ассоциация, например, Всеобщее народное собрание, правительство провинции или Министерство внутренних дел.
Иран
В Иране в Конституции признается свобода различных ассоциаций (статья 26) и организаций, однако существуют ограничения, которые включают принципы независимости, свободы, национального единства, следования исламским ценностям и основам идеологической политики Ирана. Закон об общественных объединениях в Иране прямо запрещает любую форму иностранного финансирования ассоциаций или НПО, действующих в стране, что ограничивает способность различных организаций получать поддержку или
7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://menarights. org/en/articles/algeria-penal-code-amendments-restrict-freedoms-expression-and-association.
финансирование из иностранных источников, деятельность которые потенциально подрывает независимость и устойчивость национальной экономики Ирана. Здесь следует отметить, что в целом Иран на протяжении десятилетий находится под санкциями, поэтому собственные граждане, в целом, негативно относятся к ценностям западной культуры и деятельности западных компаний в стране: «На фоне роста противоречивых как антизападных, так и протестных настроений, иранское общество в целом стремится к объединению в противостоянии с внешним врагом» [ 20, с. 56].
Израиль
«Закон о прозрачности финансирования НПО» в Израиле, принятый в 2011 году, направлен на решение проблем, связанных с иностранным финансированием НПО, согласно данному закону от НПО требуется сообщать о своих пожертвованиях и налагает штрафы за несоблюдение: «ВИзраиле в 2011 году Кнессет принял «Закон о прозрачности финансирования НПО». Для всех неправительственных организаций введен единый порядок отчетности о пожертвованиях и штрафные санкции за его невыполнение».8 Закон был принят с целью установления единообразной процедуры прозрачности финансирования для всех НПО, действующих в Израиле, при этом регулирование НПО (НКО) намного более жёсткое в смысле ограничений и последствий чем России: «В законе закрепляется, что скрытое финансирование «пропагандистской» деятельности НКО зарубежными государствами будет рассматриваться Государством Израиль как нарушение международно-правовых норм и практик взаимодействия между суверенными демократическими нациями» [21, с. 73]. Согласно этому закону, незадекларированное финансирование пропагандистской деятельности НПО иностранными правительствами считается нарушением норм и практики Израиля, то есть государство Израиль рассматривает такое финансирование как нарушение принципов взаимодействия между суверенными демократическими государствами. Аналогичным образом, финансовая поддержка, даже для гуманитарной деятельности, может быть тщательно проверена государством Израиль, если есть подозрения в том, что она используется для поддержки терроризма. Государство придерживается точки зрения, что любая форма финансовой помощи НПО, вовлеченным в террористическую деятельность, представляет угрозу национальной безопасности.
8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.asi.org. ru/2014/07/02/inostrannoe-finansirovanie/
Индия
В Индии действуют свои собственные правила и механизмы для борьбы с иностранным финансированием и регулирования деятельности неправительственных организаций (НПО), которые она рассматривает как «иностранных агентов». Ключевые положения регулирования деятельности НПО (НКО) следующие:
1. Закон о регулировании иностранных взносов (БСКЛ) - БСИЛ, это индийский закон, который регулирует принятие и использование иностранных взносов и деятельность НПО в Индии. НПО, получающие иностранные средства, должны регистрироваться в соответствии с Законом и соблюдали конкретные нормы отчетности: «Первоначально РСЯЛ был принят в 1976 году и значительно пересмотрен в 2010 году. Он устанавливает требования к регистрации и ограничения расходов для индийских некоммерческих организаций, получающих иностранные пожертвования. Самые последние поправки к РСЯЛ от 2020 года ввели дополнительные ограничения, запретив субгранты среди организаций, зарегистрированных в РСЯЛ, установив строгий лимит на административные расходы и дополнительно централизовав контроль над финансированием РСЯЛ в Государственном банке Дели и Министерстве внутренних дел»9.
2. Регистрация и соответствие требованиям НПО, получающих иностранное финансирование, должны зарегистрироваться в соответствии с БСИЛ и придерживаться его положений. Процесс регистрации предполагает тщательное изучение деятельности и целей НПО с целью обеспечения прозрачности, предотвращения нецелевого использования средств и защиты национальных интересов.
3. Министерство внутренних дел Индии следит за соблюдением требований БСИЛ, Правительство имеет все полномочия тщательно проверять деятельность и источники финансирования НПО с целью предотвращения действий, противоречащих национальным интересам, в том числе тех, которые воспринимаются как направленные против общественного порядка, суверенитета или целостности Индии.
4. Несоблюдение правил БСИЛ может привести к штрафным санкциям или аннулированию регистрации, что приведет к запрету НПО получать взносы из-за рубежа, то есть НПО могут столк-
9 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.icnl. org/post/assessment-and-monitoring/indias-foreign-contribution-regulation-act-fcra.
нуться с ограничениями, если их деятельность будет сочтена наносящей ущерб интересам Индии.
5. В последние годы Индия уделяет больше внимания мониторингу НПО, финансируемых из-за рубежа, Правительство предприняло шаги для обеспечения того, чтобы иностранные средства использовались в законных целях, а не для деятельности, которая может рассматриваться как подрывающая национальную безопасность или общественные интересы: «Политика «воспитания» по отношению к НКО в Индии началась после массовых выступлений антиядерных активистов против строительства АЭС «Куданкулам» с российским участием. Именно тогда премьер Манмохан Сингх впервые объявил, что выступления против флагмана российско-индийского сотрудничества инспирированы из-за рубежа. И ведь его заявление полностью соответствовало действительности. Именно поэтому эти ограничения вызвали в Индии такое широкое «общественное» недовольство. А все дело в том, что ограничения касаются деятельности известной сети НКО Indian Social Action Forum (I№SAF), объединяющей более 700(!) НКО по всей стране. Входящие в I№SAF организации формально отстаивают права коренных народов на природные богатства в местах их традиционного проживания, реализуют экологические программы, выступают против атомной энергетики, занимаются правозащитной деятельностью и борьбой с распространением религиозного экстремизма»10.
Китай
В Китае действуют свои собственные нормативные акты, регулирующие деятельность НПО (НКО) и организаций, которые он может считать «иностранными агентами, ниже представим несколько отличительных и важных положений, касающихся регулирования деятельности НПО и иностранных агентов в Китае:
1. Закон об иностранных НПО «Закон об управлении деятельностью иностранных неправительственных организаций на территории материкового Китая», обычно называемый Законом об иностранных НПО, был принят в 2017 году, данный закон установил нормативную базу для иностранных НПО, действующих на территории Китая и даёт определение НПО (НКО) в статье 2: ««Иностранные НПО», используемые в этом законе, относятся к некоммерческим, неправительственным общественным организациям, законно созданным за пределами материкового Китая, таким
10 Как Индия "справляется" со своими "иностранными агента-
ми". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://alexzgr1970. livejournal.com/813042.html.
как фонды, социальные группы и аналитические центры»11.
2. В соответствии с Законом иностранные НПО обязаны зарегистрироваться в Министерстве общественной безопасности или его местных аналогах и должны предоставить подробную информацию о своей деятельности, источниках финансирования и партнерах, постоянные обязательства по соблюдению требований и отчетности также налагаются на зарегистрированные иностранные НПО.
3. Проблема национальной безопасности, которая заключается в том, что Китай выражает обеспокоенность по поводу потенциального иностранного вмешательства в его внутренние дела через действия НПО. Закон включает положения, направленные на предотвращение действий, которые воспринимаются как угрожающие национальной безопасности, общественному порядку или единству Китая: «Причина, по которой правительство КНР не желает наделять НКО большими полномочиями, это страх перед потерей собственного контроля над политической ситуацией в стране»
[22, с. 354].
4. Зарегистрированные иностранные НПО должны получить разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, и им запрещено заниматься политической деятельностью, религиозной или любой другой деятельностью, которая может рассматриваться как подрывающая социальную и культурную стабильность Китая.
5. Иностранные НПО, как правило, обязаны работать с организациями, спонсируемыми китайским правительством, или получать местного спонсора для осуществления своей деятельности в Китае, что несомненно является законным способом усилить государственный надзор и контроль за их деятельностью.
6. Закон об иностранных НПО привел к усилению контроля за иностранными НПО, действующими в Китае, закон вполне эффективно налагает значительные ограничения на масштабирование деятельности «иностранных агентов», затрудняя деятельность иностранных НПО.
США
Соединенных Штаты Америки, наряду с Великобританией являются фактически основателями правового регулирования законодательства об НПО (НКО) и лиц, выполняющих функции иностранных агентов действует закон под назва-
11 Закон КНР об управлении деятельностью иностранных неправительственных организаций на территории материкового Китая (издание 2017 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.chinalawtranslate.com/en/2016-foreign-ngo-law/
нием «Закон о регистрации иностранных агентов» (FARA)12, который регулирует деятельность «иностранных агентов», действующих на территории страны и регулирование деятельности НПО одно из самых масштабных в смысле ограничение и последствий в мире, вот некоторые положения правового регулирования:
Закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был принят в 1938 году и находится в ведении Министерства юстиции США. Основной целью FARA (официальная формальная формулировка) является содействие прозрачности и осведомленности общественности о деятельности иностранных юридических и физических лиц, стремящихся повлиять на общественное мнение, политику и законодательство в Соединенных Штатах от имени иностранного правительства или политической организации: «Закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был принят в 1938 году. FARA требует, чтобы определенные агенты иностранных принципалов, занимающиеся политической или иной деятельностью, указанной в законе, периодически публично раскрывали свои отношения с иностранным принципалом, а также деятельность, поступления и выплаты в поддержку этой деятельности. Раскрытие необходимой информации облегчает правительству и американскому народу оценку деятельности таких лиц в свете их функции иностранных агентов. Подразделение FARA отдела контрразведки и экспортного контроля (CES) Управления национальной безопасности (№SD) отвечает за администрирование и обеспечение соблюдения FARA»13. FARA требует, чтобы физические лица или организации, осуществляющие определенную деятельность от имени иностранного принципала, зарегистрировались в Министерстве юстиции, иностранными агентами могут быть иностранные правительства, иностранные политические партии или лица за пределами Соединенных Штатов. FARA охватывает деятельность, связанную с политической пропагандой или попытками повлиять на общественное мнение, политику или законодательство в Соединенных Штатах от имени иностранного принципала, действия могут включать участие в лоббировании, кампаниях по связям с общественностью, распространении пропаганды или выступлении в качестве представителя иностранного принципала. FARA требует, чтобы зарегистрированные иностранные агенты регулярно представляли отчеты с подробным описанием
12 Foreign Agents Registration Act. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.justice.gov/nsd-fara.
13 Там же
своей деятельности, расходов и любого вклада, внесенного в политические кампании или лоббистские усилия, отчеты являются общедоступными и направлены на обеспечение прозрачности для американской общественности в отношении иностранного влияния на политический ландшафт США. Причём следует отметить, что, например, правовое регулирование деятельности НПО в Австралии идентично Закону о регистрации иностранных агентов (FARA) США: «В США действует Акт о регистрации иностранных агентов 1938 г. (в ред. 1995 г.) (Foreign Agents Registration Act, далее — FARA). На территории Австралии действует Акт № 63 об обеспечении прозрачности схем финансирования иностранного влияния 2018 г. (Australia Foreign Influence Transparency Scheme Act, далее — FITSA)» [2 3, с. 6]. Несоблюдение FARA может привести к наказаниям, включая уголовное преследование, штрафы и тюремное заключение. «Однако в случае с FARA неопределенность в формулировках привела не только к активному применению закона к тем лицам, которых он не должен касаться с точки зрения целей его принятия. В целом ряде случаев она одновременно привела и к излишней «осторожности» в его применении, когда целый ряд лоббистских структур остаются в «серой зоне», за пределами любого правового регулирования. В результате этого судебная практика начинает носить явно избирательный и дискриминационный характер» [24, с. ы]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В целом рассматривая совокупность мер правового регулирования в различных странах мира, в России достаточно «щадящий» режим регулирования и контроля деятельности «иностранных агентов», рассмотрим основные положения далее.
Россия
Закон об иностранных агентах в России, официально известный как «Закон о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, был принят в 2012 году. Вот несколько ключевых моментов, касающихся этого закона.
Закон определяет иностранного агента как лицо или организацию НКО (НПО), занимающуюся политической деятельностью и получающую иностранное финансирование или участвующую в распространении политической информации, представляя интересы иностранного юридического лица: «Иностранным агентом может быть признано российское или иностранное юридическое
лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового (далее - лица)»14. Соответствующие критериям иностранного агента, заносятся в реестр в Министерстве юстиции России в качестве «иностранного агента». Подобное включение в список «иностранных агентов» обязывает их идентифицировать себя как иностранных агентов в любых публикуемых ими публичных материалах или заявлениях. К лицам, относимым к иностранным агентам, предъявляются особые требования к отчетности, включая раскрытие суммы и источников их иностранного финансирования и регулярное представление отчетов в Министерство юстиции России. В этих отчетах должна быть подробная информация об их деятельности, расходах и любом участии в политических процессах. Согласно закону, иностранные агенты могут столкнуться с дополнительными проверками и ограничениями на свою деятельность, включая ограничения на участие в выборах, ограничения на получение определенных видов финансирования и усиление государственного надзора. Несоблюдение закона, такое как отказ зарегистрироваться в качестве иностранного агента или предоставить точные отчеты, может привести к административным взысканиям, штрафам и потенциальным уголовным обвинениям. Организациям и частным лицам, признанным виновными, могут грозить штрафы, приостановление деятельности или уголовная ответственность.
Сходство и различие «иностранный агент» вы различных страна мира
Многие страны мира требуют, чтобы иностранные агенты, будь то частные лица или организации, регистрировались и раскрывали информацию о своей деятельности и источниках финансирования. Однако конкретные требования, пороговые значения и механизмы обеспечения соблюдения различаются, в частности:
- Определение понятия «иностранный агент» - Определение содержания понятия иностранного агента варьируется в разных странах мира, в некоторых юрисдикциях существует широкое определение, охватывающее отдельных лиц или организации, занимающиеся политической и эко-
14 Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421788/89 a28a19ff8ce42b25d0755bce97b44b6f220b0c/
номической деятельностью, в то время как в других указаны определенные критерии, связанные с получением иностранного финансирования или представлением иностранных интересов и упор делается на финансовую составляющую деятельности.
- Сфера регулируемой деятельности - виды деятельности, подпадающие под действие законов об иностранных агентах, различаются, в некоторых странах упор сделан на политической деятельности, в то время как другие включают экономическую, социальную или даже академическую деятельность в сферу регулирования.
- Штрафы за несоблюдение законов об иностранных агентах различаются в разных странах, могут включать штрафы, потерю ресурсов или даже уголовные санкции. Механизмы правоприменения также различаются: некоторые страны полагаются на самоотчетность и аудиты, в то время как в других существуют специальные надзорные органы или регулирующие агентства.
Несмотря на сходство подхода к регулированию деятельности иностранных агентов в разных странах мира, существуют заметные различия в определениях, регулируемой деятельности и механизмах правоприменения, понимание этих различий является ключом к пониманию разнообразного правового ландшафта и масштабность регулирования и контроля, в которой России находится далеко не на первом месте в смысле строгости и последствий для иностранных агентов.
Общность и содержание экономико-правовых целей
Законы об иностранных агентах в различных странах преследуют несколько целей, включая защиту национальных интересов, предотвращение вмешательства во внутренние дела и обеспечение прозрачности политической деятельности.
Основной целью законов об иностранных агентах является защита национальных интересов страны, подразумевая предотвращение чрезмерного иностранного влияния на внутренние дела, защиту национальной безопасности и сохранение политической и экономической стабильности страны.
Законы об иностранных агентах направлены на предотвращение вмешательства иностранных организаций во внутренние дела страны, и требуют прозрачности и раскрытия информации о деятельности и финансировании для гарантий того чтобы гарантировать, что иностранные агенты действуют в рамках определенных правовых рамок без ущерба для суверенитета и независимости принимающей страны.
Также важнейшей целью является обеспечение прозрачности политической деятельности, осуществляемой иностранными агентами, что требует регистрации, отчетности и раскрытия информации, позволяющей правительству и общественности понять масштабы и характер участия иностранных агентов во внутренних делах.
Термин «иностранный агент» относится к физическим лицам или организациям, действующим от имени иностранного юридического лица и участвующим в деятельности, которая может повлиять на политический, экономический или социальный ландшафт принимающей страны. Определение иностранного агента варьируется в зависимости от страны, но обычно включает физических/юридических лиц, которые получают иностранное финансирование или представляют иностранные интересы.
Иностранное вмешательство относится к действиям, предпринимаемым иностранными организациями с намерением повлиять на политические процессы, политику, выборы, общественное мнение или процесс принятия решений в принимающей стране. Это может принимать различные формы, включая финансовую поддержку, пропаганду, кибератаки, кампании по дезинформации и шпионаж.
Деятельность, подпадающая под действие законов об иностранных агентах, включает в себя те, которые прямо или косвенно влияют на политическое, экономическое или социальное пространство страны. Эти действия могут включать политическое лоббирование, адвокацию, публичные кампании, влияние средств массовой информации, финансирование политических партий или НПО или любые другие действия, которые потенциально могут повлиять на политические решения или общественное мнение.
Приведенные выше содержательные определения представлены авторами для того, чтобы обеспечить общее понимание ключевых терминов, связанных с законами об иностранных агентах, важно отметить, что эти определения могут различаться в разных европейских странах из-за различных правовых рамок и национальных контекстов, но общность их очевидна, что объективно даёт представление о том, что в России никаких существенных отличий от мировой практики в данной предметной области нет. Если внимательно рассмотреть содержание понятийно-категориального аппарата и общность законов об иностранных агентах, очевидно, что все правительства стремятся повысить прозрачность, защи-
тить от иностранного вмешательства и расставить приоритеты интересов своей собственной нации в процессах национальной безопасности и выработки политики.
Общность положений требований к иностранным агентам
Законы об иностранных агентах налагают различные положения и требования к иностранным агентам в различных странах, включая обязательства по регистрации и отчетности, финансовую прозрачность, раскрытие источников финансирования и деятельности.
- Регистрация - иностранные агенты, как правило, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах власти принимающей страны. Этот процесс регистрации включает в себя предоставление подробной информации о личности агента, его принадлежности к иностранным организациям и целях их деятельности.
- Отчетность - иностранные агенты часто обязаны регулярно отчитываться о своей деятельности, источниках финансирования и любых изменениях или обновлениях в своей деятельности. Требования к отчетности могут включать финансовые отчеты, раскрытие информации о встречах или обязательствах с государственными чиновниками или политиками, а также представление отчетов о деятельности в установленные сроки.
- Финансовая отчетность - иностранные агенты, как правило, обязаны вести подробный учет своих финансовых операций и представлять периодические финансовые отчеты, подразумевается раскрытие источников финансирования, расходов и любых существенных финансовых изменений в течение отчетного периода.
- Пороговые значения - некоторые страны устанавливают пороговые значения для финансовой отчетности, требуя раскрытия информации только в том случае, если финансовые операции или финансирование превышают определенную сумму. Подобные пороговые значения направлены на достижение баланса между прозрачностью и минимизацией административного бремени для небольших организаций или частных лиц.
- Прозрачность финансирования - иностранные агенты, как правило, обязаны раскрывать источники своего финансирования, это обычно предоставление подробной информации об иностранных юридических лицах, физических лицах или организациях, оказывающих финансовую поддержку, и целях такой поддержки. Цель состоит в том, чтобы повысить прозрачность и предотвратить появление неясных источников
финансирования, которые могут поставить под угрозу национальную безопасность или политические процессы.
- Отчетность о деятельности - иностранные агенты часто обязаны подробно раскрывать информацию о своей деятельности, наиболее часто это предоставление информации о встречах, обязательствах, кампаниях, лоббистской деятельности или любых других действиях, осуществляемых от имени иностранных организаций. Подобное требование направлено на обеспечение прозрачности участия иностранных агентов во внутренних делах и предотвращение неправомерного влияния.
Каждая страна адаптирует свою правовую базу, исходя из своего уникального национального контекста, балансируя между соображениями национальной безопасности, целями прозрачности и свободой отдельных лиц и организаций заниматься законной деятельностью. Понимание сходств и различий между этими ключевыми положениями помогает политикам, практикующим заинтересованным сторонам в различных странах ориентироваться в юридических требованиях и последствиях, связанных с законами об иностранных агентах.
ОБСУЖДЕНИЕ
Применение законов об иностранных агентах в различных странах может иметь различные последствия для государственной политики, национальной безопасности и гражданских свобод.
Государственная политика
Законы об иностранных агентах направлены на защиту национальных интересов путем регулирования иностранного влияния и предоставляют правительствам инструменты для мониторинга и устранения потенциальных угроз их политическим процессам, национальной безопасности и экономической стабильности. Законы об иностранных агентах способствуют прозрачности, требуя регистрации, отчетности и раскрытия информации о деятельности, что позволяет правительствам лучше понимать деятельность иностранных агентов, источники финансирования и потенциальное влияние на внутренние дела.
Национальная безопасность
Смягчение иностранного вмешательства предполагает предотвращение чрезмерного влияния иностранных организаций на внутренние дела, применяя эти законы, правительства могут лучше обеспечивать национальную безопасность, устанавливая границы деятельности иностранных агентов и обеспечивая прозрачность их операций.
Данные законы потенциально могут смягчить последствия шпионажа или тайной деятельности, осуществляемой иностранными агентами, обеспечивая соблюдение обязательств по регистрации и отчетности, правительства могут отслеживать деятельность и выявлять потенциальные угрозы национальной безопасности.
Существует потенциальная напряженность между законами об иностранных агентах и свободой слова, широкие определения регулируемой деятельности могут непреднамеренно ограничить свободу выражения идей, ограничить политическую пропаганду или воспрепятствовать способности отдельных лиц и организаций заниматься законной деятельностью. Также существует риск того, что законы об иностранных агентах могут применяться выборочно, что приведет к преследованию конкретных лиц или организаций на основе их национальной или иностранной принадлежности, аналогично тому, что сейчас часто происходит в отношении российских компаний и граждан России в странах Евросоюза и США.
Достижение надлежащего баланса между интересами национальной безопасности и защитой индивидуальных прав и свобод имеет решающее значение, в идеале, Законы об иностранных агентах должны применяться таким образом, чтобы гарантировать национальную безопасность без чрезмерного ущемления гражданских свобод, что подразумевает четкие определения, прозрачные механизмы правоприменения и надзор для предотвращения злоупотреблений этими законами. Внедрение надежных гарантий, таких как положения о судебном пересмотре, независимом надзоре и надлежащих системах сдержек и противовесов, может помочь обеспечить защиту индивидуальных прав и свобод при одновременном решении законных проблем, связанных с иностранным влиянием.
Механизмы правоприменения законов об иностранных агентах в европейских странах могут различаться, и на их эффективность может влиять политический контекст, в котором они применяются. В этом разделе представлен обзор механизмов правоприменения, используемых европейскими странами, и анализируются потенциальные проблемы в обеспечении соблюдения этих законов, а также влияние политического контекста.
Эффективность правоприменительных механизмов
Иностранные агенты, как правило, обязаны регистрироваться в уполномоченных органах
и выполнять обязательства по представлению отчетности, регулирующие органы или агентства несут ответственность за контроль за соблюдением и приведение в исполнение положений законов об иностранных агентах, данные органы государственной власти могут проводить проверки, ревизии или расследования для обеспечения соблюдения требований к регистрации и представления точных и своевременных отчетов. Несоблюдение законов об иностранных агентах может привести к штрафам или санкциям, налагаемым соответствующими органами власти, включая штрафы, приостановление деятельности, отзыв регистраций или уголовные обвинения в особо серьезных случаях. Выявление иностранных агентов и обеспечение соблюдения ими требований к регистрации и отчетности может быть сложной задачей, особенно когда речь идет о скрытой или подпольной деятельности. Иностранные агенты могут пытаться скрыть свою принадлежность или замаскировать свою деятельность, что затрудняет властям обеспечение соблюдения требований. Законы об иностранных агентах могут столкнуться с проблемами при работе с иностранными организациями, которые действуют за пределами границ. Юридические сложности и различия в правовых системах или отсутствие сотрудничества между странами могут препятствовать процессу правоприменения. Обеспечение соблюдения законов об иностранных агентах требует выделенных ресурсов, включая персонал, экспертные знания и финансирование, недостаточность ресурсов может препятствовать эффективному правоприменению, что приводит к ограниченному надзору или задержкам в устранении нарушений.
На соблюдение законов об иностранных агентах может влиять политический контекст, в котором они применяются, политические факторы, такие как позиция правящего правительства, идеологические соображения или геополитическая динамика, могут определять стратегии реализации и правоприменения. В некоторых случаях законы об иностранных агентах могут применяться выборочно или политизироваться в отношении конкретных лиц или организаций на основе их политической или идеологической принадлежности. Такая практика может подорвать доверие к правоприменительной деятельности и ее справедливость, потенциально приводя к обвинениям в предвзятости или ущемлении гражданских свобод: «Политика силы, основанной на применении полномасштабной санкционной
«войны», в рамках которой экономические рестрикции сочетаются с инструментами культурной дискриминации государств на мировой арене, всё больше приобретает черты политической деструкции, направленной на разрушение устоявшейся модели международных отношений» [25, с. 188]. Успешное применение законов об иностранных агентах требует эффективной и беспристрастной системы правоприменения, адекватных ресурсов и приверженности соблюдению верховенства закона. Обеспечение прозрачности, подотчетности и четких руководящих принципов правоприменения может помочь в решении потенциальных проблем и поддержании общественного доверия к процессу правоприменения. Сегодняшний политический контекст, в котором применяются эти законы западными странами в отношении России, играет значительную роль в формировании стратегий правоприменения и потенциально влияет на справедливость и эффективность усилий по обеспечению соблюдения, трансформируясь исключительно в экономические средства давления на нашу страну. Можно уверенно утверждать, что в политике западных стран в отношении России отсутствует стремление к беспристрастности, прозрачности и соблюдению принципов верховенства закона имеет решающее значение для поддержания целостности процесса правоприменения.
Законы об иностранных агентах порождают различные юридические и этические соображения, связанные с правами на неприкосновенность частной жизни, свободой слова и необходимостью адекватных гарантий и механизмов надзора.
Преследуя свои выгоды и экономические интересы, различные страны нарушают баланс между национальной безопасностью и правами на неприкосновенность частной жизни: законы об иностранных агентах могут требовать раскрытия личной информации и финансовых операций, что потенциально нарушает права на неприкосновенность частной жизни отдельных лиц или организаций. Крайне важно найти баланс между соображениями национальной безопасности и защитой прав на неприкосновенность частной жизни, гарантируя, что любое вторжение будет соразмерным и необходимым. Установление четких границ сбора данных органами власти важно для предотвращения чрезмерного или ненужного сбора личной информации, обеспечивая при этом эффективный надзор и правоприменение. Законы об иностранных агентах не должны неоправданно ограничивать свободу слова, поскольку право выражать мнения и участвовать в публичном
дискурсе, например, в отношении России санк-ционная политика западных стран исключает какую любую возможность дискуссий. Любое ограничение свободы слова должно быть четко определено и соразмерно законной цели предотвращения неправомерного иностранного влияния или вмешательства. Законы должны содержать четкие определения регулируемых видов деятельности, чтобы предотвратить произвольные ограничения на законную речь, двусмысленность или широкие толкования чреваты ограничением свободы выражения мнений и подрывом демократических ценностей. Включение судебного надзора для обеспечения законности и конституционности законов об иностранных агентах может помочь предотвратить злоупотребления или чрезмерные ограничения прав и свобод. Создание независимых надзорных органов, основанных на многополярности мнений может повысить прозрачность и подотчетность, гарантируя, что правоприменительные действия осуществляются справедливым и беспристрастным образом.
Применение законов об иностранных агентах потенциально может повлиять на дипломатические отношения между странами, ответные действия, такие как присвоение иностранным организациям статуса «иностранных агентов» в ответ на аналогичные обозначения, могут привести к обострению дипломатических отношений и усложнить трансграничное сотрудничество. Восприятие и интерпретация законов об иностранных агентах могут повлиять на мягкую силу страны и международную репутацию, странам необходимо найти баланс между защитой национальных интересов и поддержанием открытой и благоприятной среды для международного взаимодействия.
Сотрудничество и обмен информацией, в настоящее время сталкивается с трудностями из-за правовых и культурных различий между странами-участницами. Согласование определений,
обмен данными между юрисдикциями и преодоление различий в правовых системах и деликатных вопросах требуют тщательной навигации и уважительного диалога. Странам необходимо сбалансировать совместные усилия с защитой национальной безопасности, обмен конфиденциальной информацией с зарубежными партнерами требует надежных механизмов защиты засекреченных, конфиденциальных и защищенных данных. Сотрудничество, связанное с законами об иностранных агентах, требует уважения суверенитета каждой страны и принципа невмешательства во внутренние дела, совместные усилия должны основываться на взаимном уважении, доверии и общих целях, не подрывая национальной автономии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление международными последствиями законов об иностранных агентах требует эффективного сотрудничества, обмена информацией и приверженности решению общих проблем, связанных с иностранным влиянием. Диалог, укрепление доверия и развитие механизмов сотрудничества могут помочь странам справиться со сложностями, возникающими в связи с международными последствиями санкционной политики, обеспечивая при этом национальную безопасность и отстаивая свои ценности. Санкции и экономическое давление на Россию приводит к тому, что подобная практика формирует излишние сложности и вызовы, связанные с законами об иностранных агентах, западным странам крайне важно извлекать уроки из этого опыта и постоянно оценивать и совершенствовать свою правовую базу, чтобы обеспечить баланс между национальной безопасностью, прозрачностью и защитой гражданских свобод. Справедливое и недискриминационное применение, четкие определения, достаточный надзор и уважение демократических ценностей являются ключом к эффективному преодолению сложностей законодательства об иностранных агентах.
Список литературы
1. НечкинА.В. Правовой статус финансируемых из-за границы неправительственных организаций в России и Венгрии / А.В. Нечкин, В.В. Руденко // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2021. Т. 18, № 3. С. 23-34. DOI 10.24147/1990-5173.2021.18(3).23-34. EDN VRSGOM.
2. Дегтярева А.А. Административно-правовой статус некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по законодательству зарубежных государств / А.А. Дегтярева // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА и АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 марта 2018 года. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 208-210. EDN WMEHOO.
3. Каширкина А.А. Обзор 127-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) (2-3 июля 2021 г.) / А.А. Каширкина // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17, № 5. С. 117-124. DOI 10.12737/jflcl.2021.058. EDN QFBVTP.
Politics and national ideology: assessment
4. Любимов А.П. Законодательное обеспечение лоббистской деятельности в США, Канаде и Германии / А.П. Любимов // Современное право. 2014. № 3. С. 125-130. EDN RXXAEH.
5. Дмитриев А.С. Налогообложение некоммерческих организаций: российский и зарубежный опыт / А.С. Дмитриев, М.А. Костина // Глобализация и региональное развитие в XXI в.: векторы развития, вызовы, инновации: Сборник научных статей Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции магистрантов, аспирантов и адъюнктов, Самара, 26-27 апреля 2019 года. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2019. С. 141-145. EDN KIZCKF.
6. Hindelang S. Die Entwicklung des gerichtlichen Rechtsschutzes im Außenwirtschaftsrecht: Effektiver Rechtsschutz und administrative Letztentscheidung nach dem deutschen Außenwirtschaftsgesetz und der europäischen Dual-use Verordnung im Bereich des Ausfuhrrechts. 2013.
7. Parti B.J.P.B.J. et al. AU Afrikanische Union AWG Außenwirtschaftsgesetz BICC Bonn International Center for Conversion/Internationales Konversions-zentrum Bonn BITS Berlin Information-Center for Transatlantic Security // Handbuch Friedensethik. 2017. С. 965.
8. Etteldorf C. Germany Revisited: The Second Data Protection Adaption and Implementation Act // Eur. Data Prot. L. Rev.
2019. Т. 5. С. 397.
9. MROZEK A., Güttler M. Datenschutzdiskussion im Wandel 25 Jahre Datenschutz in der Bundesrepublik Deutschland Versuch eines Resümees // Torunski Rocznik Praw Cztowieka i Pokoju. 1993. Т. 2. С. 131-155.
10. Solaiman B. Lobbying in the UK: Towards robust regulation // Parliamentary Affairs. 2023. Т. 76. № 2. С. 270-297. DOI 10.1093/ pa/gsab051.
11. McKay A.M., Wozniak A. Opaque: an empirical evaluation of lobbying transparency in the UK // Interest Groups & Advocacy.
2020. Т. 9. № 1. С. 102-118.
12. Телепина Н.А. Правовое регулирование лоббизма в современной системе взаимодействия государства и общества: англо-американская и континентальная модели / Н.А. Телепина, Н.М. Телепина // Право и закон: история, теория, практика: Коллективная монография / Под редакцией С.Г. Киселева. МОСКВА: Издательство «Макс пресс», 2015. С. 47-65. EDN TJPKDX.
13. ЖитневаА.М. О тенденциях развития специального законодательства в сфере регулирования лоббистской деятельности в Великобритании / А.М. Житнева // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2023. № 29. С. 37-43. EDN BEFAVK.
References
1. Nechkin A.V. The legal status of non-governmental organizations financed from abroad in Russia and Hungary / A.V. Nechkin, V. V. Rudenko // Bulletin of Omsk University. Series: Pravo. 2021. Vol. 18, №. 3. P. 23-34. DOI 10.24147/1990-5173.2021.18(3) .23-34. EDN VRSGOM.
2. Degtyareva A.A. Administrative and legal status of non-profit organizations performing the functions of a foreign agent under the legislation of foreign states / A.A. Degtyareva // FUNDAMENTAL FOUNDATIONS of the RULE OF LAW and CURRENT ISSUES of REFORMING MODERN LEGISLATION: collection of articles of the II International Scientific and Practical Conference, Penza, March 05, 2018. Penza: ICNS «Science and Education», 2018. P. 208-210. EDN WMEHOO.
3. Kashirkina A.A. Review of the 127th plenary session of the European Commission for Democracy through Law (Venice Commission) (July 2-3, 2021) / A.A. Kashirkina // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2021. Vol. 17, № 5. P. 117-124. DOI 10.12737/jflcl.2021.058. EDN QFBVTP.
Dorozhkin A. V., Yamalova E.N., Sheozhev H.V. regulatory impact of the Non-Profit Organizations Federal Law
14. Курбанов Р.А. Ограничения на доступ к финансированию, в том числе из иностранных источников: международные и региональные стандарты, опыт России и зарубежных стран / Р.А. Курбанов, О.В. Шведкова, А.М. Белялова // Экономика. Право. Общество. 2016. № 3 (7). С. 25-38. EDN XEHIOD.
15. Jain T. Charitable Trusts: A Comparative Study of India, United Kingdom and the United States // United Kingdom and the United States (June 2007). 2007.
16. Elson P.R. The origin of the species: Why charity regulations in Canada and England continue to reflect their origins // Int'l J. Not-for-Profit L. 2009. Т. 12. С. 75.
17. Kendall J., Knapp M. Defining the nonprofit sector: the United Kingdom. - Johns Hopkins Institute for Policy Studies, 1993.
18. Brownlee J. The decline of pluralism in Mubarak's Egypt // J. Democracy. 2002. Т. 13. С. 6.
19. Christensen D, Weinstein J.M. Defunding dissent: Restrictions on aid to NGOs // Journal of Democracy. 2013. Т. 24. № 2. С. 77-91. DOI 10.1353/jod.2013.0026.
20. Уснян С. Опыт Ирана в борьбе с экономическими санкциями / С. Уснян // Россия и Азия. 2020. № 5 (14). С. 51-57. EDN CBZTJC.
21. ВольвачД.В. Некоммерческие организации за рубежом: аспекты налогообложения / Д.В. Вольвач, М.В. Кузнецов,
A.М. Спица // Налоговая политика и практика. 2015. № 4 (148). С. 68-74. EDN TOREPZ.
22. Сравнительный анализ деятельности американских НКО в КНР и китайских НКО в США / М.В. Харкевич, И.И. Писарев,
B.С. Чересов, М.О. Новоградская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. Т. 21, № 2. С. 350-371. DOI 10.22363/2313-06602021-21-2-350-371. EDN XNASCE.
23. Курбанов Р.А. Статус иностранных агентов в России, США и Австралии:сравнительно-правовое исследование / Р.А. Курбанов, К.И. Налетов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17, № 5. С. 5-15. DOI 10.12737/jflcl.2021.049. EDN RKHYJY.
24. Лебедев В.А. Закон США о регистрации иностранных агентов 1938 года: особенности содержания и применения /
B.А. Лебедев // Вопросы российской юстиции. 2023. № 24.
C. 25-37. EDN KJIPAV.
25. Порошин Д.А. Противодействие политике наднациональных институтов по дискриминации Российской спортивной дипломатии / Д.А. Порошин // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. Т. 18, № 2. С. 185-203. DOI 10.22394/2071-2367-202318-2-185-203. EDN EWLHNI.
4. Lyubimov A.P. Legislative support of lobbying activities in the USA, Canada and Germany / A.P. Lyubimov // Modern Law. 2014. № 3. P. 125-130. EDN RXXAEH.
5. Dmitriev A.S. Taxation of non-profit organizations: Russian and foreign experience / A.S. Dmitriev, M.A. Kostina // Globalization and regional development in the XXI century: vectors of development, challenges, innovations: Collection of scientific articles of the All-Russian (with international participation) scientific and practical conference of undergraduates, postgraduates and adjuncts, Samara, April 26-27, 2019. Samara: Samara State University of Economics, 2019. P. 141-145. EDN KIZCKF.
6. Hindelang S. Die Entwicklung des gerichtlichen Rechtsschutzes im Außenwirtschaftsrecht: Effektiver Rechtsschutz und administrative Letztentscheidung nach dem deutschen Außenwirtschaftsgesetz und der europäischen Dual-use Verordnung im Bereich des Ausfuhrrechts. 2013.
7. PartT B.J.P.B.J. et al. AU Afrikanische Union AWG Außenwirtschaftsgesetz BICC Bonn International Center for Conversion/Internationales Konversions-zentrum Bonn BITS
Berlin Information-Center for Transatlantic Security // Handbuch Friedensethik. 2017. P. 965.
8. Ettendorf C. Germany Revisited: The Second Data Protection Adaptation and Implementation Act // Eur. Data Prot. L. Rev.
2019. Vol. 5. P. 397.
9. MROZEK A., Güttler M. Datenschutzdiskussion im Wandel 25 Jahre Datenschutz in der Bundesrepublik Deutschland Versuch eines Resümees // Torunski Rocznik Praw Cztowieka i Pokoju. 1993. Vol. 2. P. 131-155.
10. Solaiman B. Lobbying in the UK: Towards robust regulation // Parliamentary Affairs. 2023. Vol. 76. № 2. P. 270-297. DOI 10.1093/pa/gsab051.
11. McKay A.M., Wozniak A. Opaque: an empirical evaluation of lobbying transparency in the UK // Interest Groups & Advocacy.
2020. Vol. 9. № 1. P. 102-118.
12. Telepina N.A. Legal regulation of lobbying in the modern system of interaction between the state and society: Anglo-American and continental models / N.A. Telepina, N.M. Telepina // Law and the law: history, theory, practice: A collective monograph / Edited by S.G. Kiselyov. MOSCOW: Publishing House «Max Press», 2015. P. 47-65. EDN TJPKDX.
13. Zhitneva A.M. On trends in the development of special legislation in the field of regulation of lobbying activities in the UK / A.M. Zhitneva // Scientific notes of the Tambov branch of RoSMU. 2023. № 29. P. 37-43. EDN BEFAVK.
14. Kurbanov R.A. Restrictions on access to financing, including from foreign sources: international and regional standards, the experience of Russia and foreign countries / R.A. Kurbanov, O.V. Shvedkova, A.M. Belyalova // Economy. Right. Society. 2016. № 3 (7). P. 25-38. EDN XEHIOD.
15. Jain T. Charitable Trusts: A Comparative Study of India, United Kingdom and the United States // United Kingdom and the United States (June 2007). 2007.
16. Elson P.R. The origin of the species: Why charity regulations in Canada and England continue to reflect their origins // Int'l J.
Not-for-Profit L. 2009. T. 12. C. 75.
17. Kendall J., Knapp M. Defining the nonprofit sector: the United Kingdom. - Johns Hopkins Institute for Policy Studies, 1993.
18. Brownlee J. The decline of pluralism in Mubarak's Egypt // J. Democracy. 2002. T. 13. C. 6.
19. Christensen D., Weinstein J.M. Defunding dissent: Restrictions on aid to NGOs // Journal of Democracy. 2013. T. 24. № 2.
C. 77-91. DOI 10.1353/jod.2013.0026.
20. Usnyan S. Iran's experience in combating economic sanctions / S. Usnyan // Russia and Asia. 2020. № 5 (14). P. 51-57. EDN CBZTJC.
21. Volvach D.V. Non-profit organizations abroad: aspects of taxation / D.V. Volvach, M.V. Kuznetsov, A.M. Spitsa // Tax policy and practice. 2015. № 4 (148). P. 68-74. EDN TOREPZ.
22. Comparative analysis of the activities of American NGOs in China and Chinese NGOs in the USA / M.V. Harkevich, I.I. Pisarev, V.S. Cheresov, M.O. Novogradskaya // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations. 2021. VOL. 21, № 2. P. 350-371. DOI 10.22363/2313-0660-202121-2-350-371. EDN XNASCE.
23. Kurbanov R.A. The status of foreign agents in Russia, the USA and Australia: comparative legal research / R.A. Kurbanov, K.I. Naletov // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2021. Vol. 17, № 5. P. 5-15. DOI 10.12737/ jflcl.2021.049. EDN RKHYJY.
24. Lebedev V.A. The US Law on registration of foreign agents of 1938: features of content and application / V.A. Lebedev // Issues of Russian Justice. 2023. - № 24. P. 25-37. EDN KJIPAV.
25. Poroshin D.A. Countering the policy of supranational institutions on discrimination of Russian sports diplomacy /
D.A. Poroshin // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2023. Vol. 18, № 2. P. 185-203. DOI 10.22394/2071-2367-202318-2-185-203. EDN EWLHNI.
Информация об авторах
Дорожкин А.В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Информационных систем и инструментальных методов в экономике, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новогород, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]. https://orcid.org/0000-0003-3578-6421.
Ямалова Э.Н., доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и связей с общественностью, Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Российская Федерация).
Шеожев Х.В., доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник института региональной экономики и межбюджетных отношений ФГОБУ «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва, Российская Федерация).
Information about the authors
Dorozhkin A. V., PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Information Systems and Instrumental Methods in Economics, Institute of Economics and Entrepreneurship, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University (Nizhniy Novgorod, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]. https://orcid.org/0000-0003-3578-6421
Yamalova E.N., Doctor of Political Sciences, Head of the Department of Political Science and Public Relations, Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russian Federation).
Sheozhev H.V., Doctor of Economics, Professor, Leading Researcher at the Institute of Regional Economics and Inter-Budgetary Relations of the Federal State Budgetary Institution «Financial University under the Government of the Russian Federation» (Moscow, Russian Federation).
Информация о статье
Дата получения статьи: 23.05.2023
Дата принятия к публикации: 27.06.2023
© Дорожкин А.В., Ямалова Э.Н., Шеожев Х.В., 2023.
Article Info
Received for publication: 23.05.2023 Accepted for publication: 27.06.2023
© Dorozhkin A. V., Yamalova E.N., Sheozhev H.V., 2023.