A.A. Дегтярева,
соискатель кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии
A.A. Degtyareva,
Applicant Saratov State Academy of law d. a. a.pnz@mail. ru
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
Аннотация: актуальность статьи связана с необходимостью обеспечения ба-
jj ланса интересов некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного
% агента, и государства, призванного предотвращать вмешательство иностранных
jg государств, международных и зарубежных организаций во внутренние дела России.
^ Цель статьи —рассмотреть законодательное регулирование политической деятель-
jj- ности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента,
^ и сопоставить ее законодательную дефиницию с выработанными в политологической
О науке подходами к содержанию политической деятельности. Поставленные задачи
^ были реализованы при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический
О. метод) и формально-юридического метода. Анализируя федеральное законодатель-
^ ство, автор пришел к выводу о том, что обеспечению баланса интересов организаций,
^ выполняющих функции иностранного агента, и государства будет способствовать
^ совершенствование нормативно-правовой базы посредством устранения имеющихся
5 в ней противоречий и пробелов, затрагивающих фактические цели, объекты и формы
^ политической деятельности иностранных агентов.
5 Ключевые слова: некоммерческие организации, иностранные агенты, политиче-
^ екая деятельность, административно-правовой статус, национальная безопасность.
чс
oq On the issue of legal regulation of political activities
§ of non-profit organizations that perform the functions
^ of a foreign agent
Abstract: the relevance of the article is related to the need to balance the interests of 7 SO non-profit organizations that perform thefunctions ofa foreign agent, and the state, designed
- to prevent interference of foreign States, international and foreign organizations in the
Q internal Affairs of Russia. The purpose of the article is to consider the legislative regulation ofpolitical activity ofnon-profit organizations that perform the functions ofa foreign agent, and to compare its legislative definition with the approaches developed in political science to the content of political activity. The tasks were implemented using General scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. Analyzing the Federal legislation, the author came to the conclusion that improving the legal framework by eliminating contradictions and gaps that affect the actual goals, objects and forms of political activity of foreign agents will help to ensure a balance between the interests of organizations that perform the functions of a foreign agent and the state.
см
>ч
cvi
Keywords: non-profit organizations, foreign agents, political activities, administrative and legal status, national security.
Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в современный период приобретает немаловажное значение. С одной стороны, их существование и деятельность, отсутствие запрета на их функционирование со стороны органов государственной власти являются
показателем развития демократии в государстве. Негативная реакция I
представителей международного сообщества на любые формы дис- §
криминации в отношении указанных организаций, проявляемой ор- г
ганами публичного управления, отрицательно сказывается на имид- * *
же России как демократического государства. С другой стороны, | |
интересы обеспечения национальной безопасности требуют приня- £ о
тия мер, направленных на недопущение деструктивной деятельности д ^
российских организаций, осуществляющих политическую деятель- | ^
ность в интересах зарубежных источников. В этих целях особенно- | | сти административно-правового положения указанных организаций |
были определены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ | -о
«О некоммерческих организациях» (в ред. от 2 декабря 2019 г.) (да- | ^
лее - Закон об НКО) [ 1 ]. 11
Российские некоммерческие организации (далее - НКО) наделя- I §
ются особым правовым статусом НКО, выполняющих функции ино- -е-1
странного агента, при наличии двух определенных в законе условий. ^ |
В силу п. 6 ст. 2 Закона об НКО для признания НКО иностранным | ?
агентом необходимо: | £
1) получение денежных средств и иного имущества от иностран- § § ных государств, их государственных органов, международных и ино- §! ь странных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства | | либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических ш | лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указан- 2 о ных источников (за исключением открытых акционерных обществ 01 * с государственным участием и их дочерних обществ); 181
2) участие, в том числе в интересах иностранных источников,
в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ. £
НКО может быть признана иностранным агентом в случае, когда ¿,
присутствуют оба признака одновременно, т.е. должно иметь место ^ не только финансирование, источником которого является иностран-
ная организация, но также и участие в политической деятельности * [2, с. 160]. Соответствие НКО лишь одному из данных признаков не рассматривается как достаточное основание для признания ее ино-
странным агентом [3, с. 17]. В связи с этим вызывает возражения высказываемое в литературе суждение о том, что Закон об НКО препятствует политической деятельности всех российских НКО, а не только НКО, функционирующих за счет осуществляемой из-за рубежа финансовой помощи [4, с. 69]. Кроме того, иностранное финансирование не означает запрет на осуществление политической деятельности, а всего лишь отражается на содержании административно-правового статуса НКО.
Для углубленного изучения понятия «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента» представляется необходимым обратиться к детальному анализу такого признака, как осуществление политической деятельности, поскольку его законодательное содержание не является в достаточной степени определенным и не в полной мере соответствует достижениям политологической рЗ науки.
Os
см
•ч
см
Неопределенность содержания понятия «политическая деятельность» порождает множество вопросов и при применении соот-
g ветствующих норм на практике. С точки зрения ряда политологов,
О политическая деятельность - термин, обозначающий вид активности, GQ
^ направленной на сохранение или изменение существующих полити-С ческих отношений, результатом которой становится формирование $ их нового качества либо консервация старого [5, с. 6]. ^ Авторы политического словаря предлагают рассматривать по-jS литическую деятельность в качестве осуществляемой в различных областях политической жизни государства и общества специфической О общественной или профессиональной деятельности, направленной ^ на решение проблем власти, властных отношений, удержание и со-Ч хранение власти, ее коренную реорганизацию или реформирование О посредством реализации разнообразных методов, не исключающих ^ применение вооруженных средств достижения политических целей Ё [6, с. 44].
Подробно характеризуя политическую деятельность, 182 A.A. Борисенков в итоге указывает, что ее критериями и признаками являются: 1) реализация политической власти; 2) предопределенная этой властью направленность политической деятельности, находящая О выражение в осуществлении организационно-управленческих мер. Направленность политической деятельности вторична по сравнению с реализацией политической власти и следует за ключевым признаком политической деятельности, укрепляя его определяющую роль. По мнению указанного автора, в качестве основных тезисов, характеризующих политическую деятельность, выступают: 1) проявление
социальной инициативности, направленной на реализацию политической власти и осуществление организационно-управленческих мер; 2) сосредоточение распорядительных полномочий в компетенции субъектов, составляющих ограниченный перечень; 3) наличие у указанных субъектов возможности иметь политическую власть, использовать ее, принимая организационно-управленческие решения; 4) невозможность проявления политической деятельности в функционировании иных субъектов [7, с. 373-397]. Исключительная роль политической
деятельности заключается в формировании политического организма, I
образуемого за счет симбиоза политической системы и политических §
отношений, что требуется для осуществления распорядительных мер г
[8, с. 774]. | *
Обращает на себя внимание тот факт, что федеральное законода- | |
тельство не отражает результатов политологических исследований £ о
по данному вопросу и формулирует совершенно иное определение д ^
рассматриваемого понятия в контексте регламентации деятельности | ^
НКО. При этом цели и задачи НКО, обозначенные в их уставах, не | | являются определяющими при решении вопроса об осуществлении |
ими политической деятельности. В качестве ключевых ориентиров | -о
для правоприменителя в данной сфере выступают фактические цели, | ^
объекты и формы деятельности НКО. §
В первую очередь устанавливаются фактические цели НКО, I §
а именно оказание воздействия на разработку и реализацию государ- -е-1
ственной политики, на формирование государственных и муници- ^ |
пальных органов, на их действия и решения. В ст. 2 Закона об НКО | ?
указаны объекты, на которые ориентирован иностранный агент и во- | £
круг которых организована его социальная активность: основы консти- § §
туционного строя РФ, законодательное регулирование прав и свобод §! ь
человека и гражданина, государственное строительство, федеративное | |
устройство России, суверенитет и территориальная целостность госу- а, |
дарства, внешняя политика, оборона, деятельность государственных 2 о
и муниципальных органов, правопорядок, законность, безопасность 01 *
государства и общества, национальное и социально-экономическое 183 развитие, развитие политической системы.
Указанные в законе формы политической деятельности можно £
подразделить на основные и вторичные. Основные отражают содер- ¿,
жательные характеристики политической деятельности и включают ^ в себя: наблюдение за проведением выборов и референдумов, оказание
воздействия на их результат, участие в деятельности политических * партий, формировании избирательных комиссий и комиссий референдума; подготовка и осуществление общественных дискуссий, деба-
тов, выступлений и публичных мероприятий; оказание воздействия на функционирование государственных и муниципальных органов, побуждение их к принятию, изменению, отмене законов и иных нормативных правовых актов, открытые обращения к ним; проведение социологических исследований, включая проведение опросов общественного мнения, опубликование их результатов и иные способы формирования общественно-политических убеждений и взглядов; публичное распространение взглядов о проводимой государственными органами политике и принимаемых ими решениях.
Вторичные формы политической деятельности самостоятельного значения не имеют и направлены на повышение эффективности основных форм. К ним относится финансирование перечисленных направлений деятельности и вовлечение в нее граждан, включая несовершеннолетних. Вряд ли можно согласиться с законодателем рЗ по поводу необходимости их выделения в качестве форм политиче-^ ской деятельности, поскольку они не определяют ее сущность, а лишь указывают на способы усиления ее результативности. Они возможны 2 только при наличии основных форм, поскольку при их отсутствии О осуществление финансирования и вовлечение граждан не будут иметь
оо
^ никакои цели и направленности.
С Термин «политическая деятельность» согласно Закону об НКО $ весьма объемен, а его значение распространяется на различные фор-^ мы общественной деятельности. Указанное обстоятельство привело к тому, что, по сведениям В.К. Михайлова, под это понятие стало подводиться практически большинство мероприятий, в которых при-О нимали участие НКО, средства которых хоть на сколько-нибудь и ког-^ да-либо пополнялись из иностранных источников, исключительно Ч на основе субъективного восприятия правоприменителя [9, с. 25]. О В литературе отмечается, что в признаки политической деятель-ности заложены противоречия. В первую очередь она предполагает ^ любое участие в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами реше-184 ний, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указан-ных целях, в том числе в целях, формулируемых сообразно основам О конституционного строя и не противоречащих федеральному законодательству и основным направлениям государственной политики, которые определяются документами стратегического планирования. К их числу можно отнести мероприятия, ориентированные на усовершенствование государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, включая экспертизы проектов
см
•ч
см
организации дорожного движения, общественные слушания по поводу строительства путепроводов, дорожных развязок, организуемые для повышения эффективности деятельности государственных органов в указанной сфере; мероприятия, рассчитанные на пропаганду трезвости, формирование негативного отношения в обществе к алкоголизму и направленные на оптимизацию нормативно-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции, усиление юридической ответственности за ее продажу несовершеннолетним,
и проч. [10, с. 293]. I
В то же время по Закону об НКО к политической деятельности §
не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, г
здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, соци- "2 *
ального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, | §
защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, £ о
пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спор- д ^
та, защиты растительного и животного мира, благотворительная | ^
деятельность. | | Может показаться, что функционирование НКО в указанных |
сферах не должно рассматриваться в качестве политической де- |
ятельности, даже если при этом оказывается непосредственное | ^
воздействие на принятие государственными органами решений §
по изменению проводимой ими государственной политики, а также I §
на формирование общественного мнения по данным направлениям, -е-1
Между тем практика организации и деятельности НКО показы- ^ |
вает, что заниматься какой-либо общественной деятельностью | ?
в перечисленных сферах общественной жизни без признания ино- | £
странным агентом невозможно. К тому же однозначные и четко § §
изложенные дефиниции понятий «пропаганда здорового образа §!
жизни», «деятельность в области науки, культуры, искусства» | |
и иные в законодательстве отсутствуют. Этим обусловлена невоз- а> |
можность отграничения подобной деятельности от политической, 2 о
следствием чего является признание правоприменителем соот- а *
ветствующей деятельности политической, если она связана с воз- 185 действием на принятие государственными органами решений и т.д.
[10, с. 294]. Это подтверждается и сведениями, опубликованными £
постоянной комиссией по развитию некоммерческих организаций ¿,
Ф
Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества ^ и правам человека, согласно которым большая часть НКО, внесен-
ных в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, * занимается данными видами деятельности: наука - 6,16 %; культура - 3,08 %; здравоохранение, профилактика и пропаганда здорового
образа жизни - 18,48 %; физическая культура и спорт - 1,54 %; защита растительного и животного мира - 6,16 %; благотворительная деятельность-6,16% [11].
Широкий перечень форм политической деятельности, содержащийся в законе, позволяет осуществлять применение закона в отношении большого числа субъектов, всесторонне охватывая их разнообразные действия.
Таким образом, проанализировав содержание Закона об НКО, можно прийти к выводу о том, что слишком широкий подход к толкованию политической деятельности является причиной того, что огромный массив любых видов деятельности при желании может быть признан в качестве политической деятельности. Однако Президент России В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что понятие политической деятельности не должно рЗ быть размытым, «резиновым», оно должно быть единообразно по-^ нимаемым, под это нечетко сформулированное понятие нельзя ни в коем случае «подгонять все, что нравится представителям власти, ^ Минюста или кого угодно» [12].
О Изложенными в законе направлениями деятельности НКО, ох-£0
^ ваченными термином «политическая деятельность», независимо С от установленных учредительными документами целей и задач, опре-5 деляется большинство проблем правоприменения, что не способствует ^ реализации прав и законных интересов субъектов, в защите которых видят свое предназначение многие НКО.
Вряд ли целесообразно относить к указанным направлениям за-О конодательное регулирование прав и свобод человека и гражданина ^ в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной Ч политики, что приводит к пониманию правозащитной деятельности О как политической.
^ Следует отметить предельно широкую формулировку фактиче-^ ских целей политической деятельности, предполагающую любые способы воздействия НКО на функционирование публично-властных 186 субъектов. Установление некоторых ограничений в отношении НКО, несомненно, необходимо для ограничения воздействия со стороны зарубежных стран на государственную политику России. Между тем О определение в Законе об НКО фактических целей, объектов и форм Г1 политической деятельности в текущем их варианте может негативно ^ сказаться на функционировании социально ориентированных организаций (фондов помощи детям-сиротам, инвалидам, малоимущим семьям и др.), деятельность которых в отсутствие пожертвований от иностранных источников весьма затруднительна.
A.A. Уваров небезосновательно отмечает, что техническое несовершенство соответствующих норм дает чиновникам из контролирующего государственного органа слишком большие возможности для усмотрения и свидетельствует о существенной коррупционной составляющей процедуры включения НКО в реестр иностранных агентов [13, с. 39—42]. Имеются и другие суждения по данной проблематике. Так, А. И. Василенко полагает, что имеющиеся проблемы в правореализации не являются большим препятствием в обеспечении такого уровня регулирования, который позволит придать открытость * политической деятельности, что представляется необходимым в дей- § ствующих общественно-политических условиях, характеризующихся г неконтролируемым иностранным влиянием на Российское государство * * и общество [14, с. 47]. | |
Более того, анализ положений Закона об НКО дал Ю. Б. Аверкиной * о основания полагать, что в нем отсутствует дискриминация в отно- g ^ шении НКО - иностранных агентов: законодателем устанавливается | ^ специальный правовой режим для таких организаций, потребность | | в котором давно назрела без установления ограничений и наложения | запрета на их деятельность, но с предоставлением возможности го- | -о сударству осуществлять контроль над иностранным и ему подобным | ^ инвестированием [15, с. 139]. §
НКО являются важным элементом гражданского общества. Тем I ¡3 не менее обеспечение прозрачности деятельности НКО - иностран- -е-1 ных агентов -ступает мерой по зап^е прав граждан РФ, а значит, | |
* 3
и прямой мерой по обеспечению национальной безопасности страны,
что для сегодняшней политической обстановки представляется чрез- | $
вычайно актуальным [16, с. 62-63]. § §
Необходимо отметить, что обеспечению баланса интересов орга- §! ь
низаций, выполняющих функции иностранного агента, и государства | |
будет способствовать совершенствование нормативно-правовой базы ш |
посредством устранения имеющихся в ней противоречий и пробелов, 2 о
затрагивающих фактические цели, объекты и формы политической 01 *
деятельности. Этим, в свою очередь, будет обеспечена соответству- 187 ющая коррекция административно-правового статуса НКО, выполняющей функции иностранного агента, в целом учитывающая реалии
современной жизни. ь,
1
Список литературы: |
1. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12 января 01 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 2 декабря 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3, ст. 145; 2019. - № 49, ч. 5, ст. 6966.
ь ь
2. Казаков, A.A. Правовое положение иностранных агентов / A.A. Казаков // Инновационное развитие. - 2017. - № 12 (17). - С. 160-163.
3. Кашин, A.A. Статус иностранного агента / A.A. Кашин // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - № 21 (309). -С. 17-22.
4. Сажнов, А.Н. «Закон об иностранных агентах»: промежуточные итоги и вызовы для политической системы России / А.Н. Сажнов // Вестник Московского университета. - Сер. 12, Политические науки. - 2015. - № 4. - С. 64-70.
5. Медведев, Н.П. К вопросу о сущности понятия «политическая деятельность / Н. П. Медведев, С. И. Чернышев // Вопросы политологии. - 2015. -№4(20).-С. 5-12.
6. Политологический словарь / под ред. В.Ф. Халипова. - М.: Высшая школа, 1995. - 192 с.
7. Борисенков, A.A. О критериях политической деятельности / A.A. Борисенков // Юридические исследования. - 2013. - № 4. - С. 373-397.
■С 8. Борисенков, A.A. Политическая деятельность - исходная политиче-S екая основа / A.A. Борисенков // Политика и общество. - 2013. - № 6 (102). ^ - С. 774—782.
^ 9. Михайлов, В.К. Критический взгляд на позицию Конституционного § Суда по условиям признания некоммерческой организации иностранным § агентом / В. К. Михайлов // Право и современные государства. -2015. - № 1. g -С. 17-28.
^ 10. Некоммерческие организации в международном и национальном
5 праве: монография / под ред. Т.Я. Хабриевой, С.В. Чиркина. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2019. - 304 с.
11. Заключение постоянной комиссии по развитию некоммерческих
I
К; организаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию
^ гражданского общества и правам человека о правоприменительной прак-§
тике закона об «иностранных агентах» // Официальный сайт Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества ^ и правам человека. - URL: http://www.president-sovet.ru/presscenter/news/ § read/3916/ (дата обращения: 30.01.2020).
0Q 12. Григорьева, Е. Путин об НКО: понятие «политическая деятель-S ность» не должно быть размыто / Е. Григорьева // Российская газета. - 2015. ^ - 1 октября.
13. Уваров, A.A. Вопросы конституционно-правового статуса обще-188 ственных некоммерческих организаций / A.A. Уваров // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 9. - С. 39-42. ^ 14. Василенко, А. И. Принятие закона «об иностранных агентах» как О первый этап на пути к правовому регулированию лоббистской деятельности ^ в России / А.И. Василенко // Вестник Пермского университета. - Серия: СМ Юридические науки. - 2014. - Вып. 3 (25). - С. 44-58.
15. Аверкина, Ю.Б. Некоторые вопросы правового положения некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента / Ю.Б. Аверкина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 3 (98). - С. 137-141.
16. Фантров, П. П. Некоммерческие организации и система национальной безопасности в России: роль неправительственных объединений, имеющих статус иностранного агента / П. П. Фантров // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 18 (303). - С. 58-66.
А. А. Аристархов, A. A. Aristarkhov,
студент Национального Student in the Faculty of Law
исследовательского университета National Research University
«Высшая Школа Экономики» [email protected]
INCOTERMS 2020:
КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Аннотация: цель данного исследования заключается в определении ключевых тенденций Инкотермс 2020 и их развития. Актуальность работы состоит в том, что
ее предметом является редакция правил Инкотермс, которая почти не применялась §
на практике. Помимо этого, правовые особенности Инкотермс в настоящее время §
пока крайне мало изучены, поэтому в достаточной степени не раскрыты в научной п{
и в прикладной юридической литературе. Методологической основой служит обще- §
научный аналитический метод познания и вытекающие из него частно-научные ^ методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический,
сравнительного правоведения. Их применение позволило автору проанализировать ® рассматриваемый предмет во взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его
элементов, их целостности, всесторонности и объективности. Основным выводом ¡§
работы является отражение всех современных тенденций в содержании правил |
Инкотермс. ®
Ключевые слова: Incoterms 2020, тенденции торгового оборота, Междуна- §
родная торговая палата, ключевые направления, визуализация права, цифровизация ш
права, образовательное направление. §
i
INCOTERMS 2020: key development directions 12
S
Abstract: the purpose of this study is to determine the key trends in Incoterms 2020 2 and their development. The relevance of this work lies in the fact that its subject is the edition of the Incoterms rules, which does not apply in practice. In addition, the legal "JQQ
features of Incoterms are currently very little studied, so they are not sufficiently disclosed -
in the scientific and legal literature. The methodological basis is the general scientific ь analytical method of cognition and the resulting private scientific methods: system-
ъ
structural, concrete-sociological, technical-legal, comparative law. Their application >
1
allowed the author to analyze the subject under consideration in the relationship and interdependence of its constituent elements, their integrity, comprehensiveness and .g objectivity. The main conclusion of the work is the reflection of all current trends in the S content of Incoterms rules.
Keywords: Incoterms 2020, trends in trade turnover, international chamber of Commerce, key directions, visualization of law, digitization of law, educational direction.