УДК 339.92 JEL I22, Z13
DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-3-111-120
Специфика международных инвестиций в некоммерческие организации на примере фонда «Zimin Foundation»
А. В. Евстратов \ А. С. Дмитриев 1 2, Д. А. Маркин 1
1 Волгоградский государственный технический университет Волгоград, Россия
2 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области Волгоград, Россия
Аннотация
Проведен анализ текущего состояния некоммерческого сектора в экономике Российской Федерации, проведен социологический опрос, направленный на установление степени осведомленности населения относительно деятельности фондов Дмитрия Зимина и отношения респондентов к иностранным инвестициям в российские образовательные проекты. В ходе исследования были использованы методы статистического и структурного анализа, а также синтеза ответов респондентов на предложенные вопросы, касающиеся деятельности фондов Дмитрия Зимина и иностранных инвестиций в российские образовательные проекты. Определено, что большая часть опрошенных не имеет представления о деятельности вышеуказанных фондов, однако к иностранным инвестициям в отечественное образование в большинстве своем относится положительно. В статье также рассматривается влияние нормативно-правовых актов, чье содержание касается регулирования деятельности некоммерческих организаций, на их развитие. В частности, это касается федерального закона № 121-ФЗ «Об иностранных агентах». В тексте статьи приводится сравнительная характеристика данного нормативного акта с аналогичными законами в ряде других стран. Определены основные причины проблем, возникающих при привлечении некоммерческими организациями инвестиций и пожертвований из зарубежных источников, а также основные факторы развития некоммерческого сектора в данном направлении. Рассмотрена двусторонняя связь между некоммерческим сектором и обществом, влияющая на уровень общественного спроса на услуги, оказываемые некоммерческими организациями. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о наличии большого количества сложностей для полноценного функционирования некоммерческих организаций в России и привлечения денежных потоков из-за рубежа. Одной из проблем, в частности, стала низкая осведомленность населения о специфике данного способа финансирования и деятельности некоммерческих организаций как таковых. Даны рекомендации по совершенствованию регулирования деятельности некоммерческих организаций, включающие в себя ликвидацию безграмотности населения по данной теме, а также смягчение мер, предусмотренных для контроля деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
Ключевые слова
некоммерческие организации, инвестиции, иностранный агент, гражданское общество, международное сотрудничество, фонд «Династия», фонд «Zimin Foundation»
Для цитирования
Евстратов А. В., Дмитриев А. С., Маркин Д. А. Специфика международных инвестиций в некоммерческие организации на примере фонда «Zimin Foundation» // Мир экономики и управления. 2019. Т. 19, № 3. С. 111-120. DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-3-111-120
© А. В. Евстратов, А. С. Дмитриев, Д. А. Маркин, 2019
International Investments in Non-Profit Organizations by the Example of Zimin Foundation
A. V. Evstratov \ A. S. Dmitriev 1 2, D. A. Markin 1
1 Volgograd state technical University Volgograd, Russian Federation 2 Territorial Chamber of the Federal State Statistics Service for the Volgograd Region Volgograd, Russian Federation
Abstract
The paper analyzes the current state of the non-profit sector in the Russian economy on the basis of conducted sociological survey aimed at establishing the degree of awareness of the population regarding the activities of Dmitry Zimin's foundation and the attitude of the respondents to foreign investment in the Russian educational projects. The study used methods of statistical and structural analysis as well as the synthesis of the respondents' answers to the questions concerning the activities of Dmitry Zimin's foundation and foreign investments funds in the Russian educational projects. It reveals that most of the respondents have no idea about the activities of the above foundation, but the attitude of the respondents towards foreign investments in domestic education has been overwhelmingly positive. The article also discusses the impact of legal acts and government regulations on the activities of non-profit organizations. In particular, it concerns the FL No. 121 "On foreign agents". The work provides a comparative description of this normative act with the similar laws applicable in other countries. The paper not only examines the root causes of the problems arising from attracting foreign investments and donations by non-profit organizations but identifies the main factors that contribute to the growth of the non-profit sector in Russia. Besides, the two-way communication between the non-profit sector and the society affecting the level of public demand for services provided by nonprofit organizations is considered. The results obtained in the course of the study indicate the existence of a large number of obstacles for the fully functioning of non-profit organizations in Russia and attracting cash flows from abroad. In particular, one of the problems revealed in the course of the study is low awareness of the population about the specificity of this method of financing as well as the activities of non-profit organizations as a whole. The recommendations for improvement of the regulation of non-profit organizations include raising awareness of the population on this issue and easing control of the activities carried out by non-profit organizations acting as foreign agents.
Keywords
non-profit organizations, investments, foreign agent, civil society, international cooperation, Dynasty Foundation, Zimin Foundation
For citation
Evstratov A. V., Dmitriev A. S., Markin D. A. International Investments in Non-Profit Organizations by the Example of Zimin Foundation. World of Economics and Management, 2019, vol. 19, no. 3, p. 111-120. (in Russ.) DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-3-111-120
Введение
Некоммерческий сектор - одна из важнейших составляющих мировой экономики. Некоммерческие организации (НКО) с учетом социальной направленности их деятельности во многих странах составляют конкуренцию государственным социальным программам, заставляя последние совершенствоваться и расширять сферу возможностей. В современной России некоммерческий сектор способствует формированию институтов гражданского общества, осуществляя социально-ориентированную (т. е. культурную, образовательную, духовную и др.) деятельность в условиях нестабильной геополитической обстановки, которая связывается с введением антироссийских санкций странами Европы и Запада. От уровня развития институтов гражданского общества день зависит экономическая ситуация в стране в целом, поскольку основной задачей саморегулирующегося общества является воспитание сознательных производителей и потребителей.
Исследованиями в рамках данного направление в разное время занимались такие исследователи, как А. А. Аузан [1], Н. О. Молчаков [2], Н. О. Попова [3], Г. А. Китова [4], Т. Е. Кузнецова [5], А. Н. Дегтярев [6] и многие другие [7-9], однако законодательное регулирование данной сферы претерпевает значительные изменения, что вызвано трансформацией состоя-
ния внешней и внутренней политики государства. Реализуемая государством политика оказывает значительное влияние на неформальные институты, которые являются зеркалом истинного отношения граждан к данному вопросу. В этой связи настоящее исследование обретает особую актуальность.
Сотрудничество российских организаций с зарубежными партнерами было осложнено принятием в 2012 г. федерального закона № 121-ФЗ «Об иностранных агентах», позволяющего наделить статусом иностранного агента любую НКО, получающую средства из-за рубежа и участвующую в политической деятельности 1. Согласно опросу Левада-Центра, проведенному в 2017 г., более чем у половины респондентов (57 %) выражение «иностранный агент» вызвало негативные ассоциации 2. Это свидетельствует о недоверии граждан к организациям, выполняющим функции иностранного агента, а следовательно, о снижении спроса на услуги, предоставляемые подобными НКО. Снижение спроса приводит к ухудшению финансового положения организации, а зачастую и к ее дальнейшей ликвидации или, что реже, реорганизации. При этом многие страны имеют аналогичные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций, получающих средства из-за границы. В табл. 1 представлены данные по различным странам.
Несмотря на то что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П говорится об отсутствии негативной коннотации термина «иностранный агент» и указывается лишь специфический статус организации, население, согласно данным независимых социологических опросов, в большинстве своем с опаской относится к организациям, выполняющим функции иностранного агента. Наделение НКО соответствующим статусом несет в себе сразу несколько угроз для ее дальнейшей деятельности, а именно:
• ухудшение репутации в общественной среде, способное оттолкнуть потенциальных инвесторов и клиентов;
• ухудшение финансовых показателей за счет снижения объемов финансирования из зарубежных источников;
• усиление контроля за деятельностью организации, осуществляемое органами государственной власти.
Первые два фактора неразрывно связаны: падение интереса общественности приводит к сужению сферы влияния организации, что, в свою очередь, способно снизить целесообразность капиталовложений для иностранных инвесторов. Международное сотрудничество рассматривается учредителями множества НКО как неотъемлемый элемент функционирования организаций, а потому ограничение возможностей для его осуществления делает невозможным полноценное продолжение деятельности.
25 мая 2015 г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, был включен фонд «Династия», основанный Дмитрием Зиминым в 2001 г. Фонд осуществлял образовательную деятельность, разрабатывая различные программы для поддержки молодых ученых и организуя обмен опытом с зарубежными представителями науки. По данным Минюста, организация, помимо привлечения средств из-за рубежа, занималась политической деятельностью, что впоследствии и послужило причиной присвоения «Династии» соответствующего статуса. Среди международных партнеров фонда присутствовали: фонд «Новая Евразия», Британский Совет в России, благотворительные фонды Джорджа Сороса. Фонд был ликвидирован 5 июля 2015 г. по решению совета учредителей. За время существования «Династия» выделила порядка 2,5 млрд рублей на развитие науки и образования в России 3.
1 Об иностранных агентах: Федеральный закон Российской Федерации: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 13.07.2012 № 121-ФЗ: действующая редакция // Справочно-поисковая система «Консультант плюс», 2019.
2 Опрос Левада-Центра «О некоммерческих организациях». URL: https://www.levada.ru/2017/02/07 (дата обращения 30.03.2019).
3 Официальный сайт фонда «Династия». URL: http://www.dynastyfdn.com, свободный (дата обращения 30.03.2019).
Таблица 1
Регулирование деятельности НКО с иностранным финансированием за рубежом
Table 1
Regulation of NPOs with Foreign Funding in Other Countries
Страна Название, номер акта Год Особенности Результат
США Foreign Agents Registration, № 52 1938 Организации, признанные иностранными агентами, обязаны регистрироваться в американском Минюсте и каждые полгода предоставлять отчет о поступивших на их счета средствах. Не распространяется на образовательные, культурные и другие организации Используется не только по прямому назначению, но и для скрытого лоббизма США в других странах
Израиль «Закон о прозрачности финансирования НПО», V-15 2016 Не согласованное с властью финансирование «пропагандистской» деятельности НПО правительствами зарубежных стран расцениваются государством как нарушение норм и практик взаимодействия между суверенными демократическими нациями Для всех неправительственных организаций введен единый порядок отчетности о пожертвованиях и штрафные санкции за его невыполнение
Египет «Регулирование образования, финансирования и работы ассоциаций и фондов», № 84 2002 Получение средств из внешних источников без одобрения Министерства солидарности и социальной справедливости запрещено Деятельность образовательных, культурных, духовных и иных учреждений, получающих средства из-за рубежа, регулируется законом
Беларусь «Об общественных объединениях», № 3254-XII 1994 Любые иностранные поступления в некоммерческий сектор экономики подлежат государственной регистрации Нарушение закона грозит уголовной и административной ответственностью
Эфиопия «Декларация по общественным организациям», № 621 2009 Определение «организация-резидент» может применяться к любой НПО, более 10 % бюджета которой сформировано за счет иностранных источников. Таким организациям запрещено заниматься защитой прав человека, этническими проблемами, разрешением конфликтов и другим Свою деятельность остановили Африканская инициатива по демократическому мировому порядку (AIDWO), Организация за социальную справедливость в Эфиопии (OSJE) и другие
Источник: составлено автором по материалам [10].
Результаты
В 2016 г. Дмитрий Зимин совместно с Борисом Зиминым основал международный фонд «Zimin Foundation», оказывающий поддержку образовательным проектам по всему миру, в том числе и в России. Он финансируется в основном за счет эндаумента, юридически оформленного как трастовый фонд «Zimin Family Trust». Помимо основного источника, организация также получает инвестиции и пожертвования от международных научных организаций 4. Данная организация представляет особый интерес ввиду характера ее работы. «Zimin Foundation» осуществляет просветительскую и образовательную деятельность, которая способствует развитию человеческого капитала и формированию институтов гражданского общества в России. Более того, при осуществлении своей деятельности компания учитывает зарубежный опыт для повышения эффективности реализуемых проектов.
Для определения степени осведомленности населения о деятельности фонда Дмитрия Зимина был проведен социологический опрос. Общее число респондентов составило 840, из них часть респондентов принимала участие в интернет-голосовании, а другая - отвечала на вопросы в ходе личной беседы на улице (анкету участника опроса см. в приложении). В табл. 2 представлена половозрастная структура респондентов. Опрос, проведенный в Волгограде в марте 2019 г., показал следующие результаты.
Среди респондентов-мужчин преобладают представители младшей возрастной категории - 100 человек. За ними следуют мужчины старшей категории - 60 человек. Наименьшее число проголосовавших мужчин приходится на представителей средней возрастной категории - 40 человек.
Среди женщин наибольшее количество опрошенных приходится на младшую возрастную категорию - 530 человек. На втором месте по численности - женщины от 30 до 50, на третьем - женщины старшей возрастной категории (80 и 30 человек соответственно).
Таблица 2 Возрастная структура респондентов -мужчин (М) и женщин (Ж)
Table 2
Demographics of the respondents -Male and Female
Категория Принявших участие в опросе
респондентов количество % от общего
M, 16-29 100 11,9
M, 30-50 40 4,S
M, 50+ 60 7,1
Ж, 16-29 530 63,1
Ж, 30-50 S0 9,5
Ж, 50+ 30 3,6
Источник: расчеты автора.
Респондентам всех категорий было предложено ответить, знают ли они о деятельности, осуществляемой фондом «Zimin Foundation». Полученные в ходе опроса ответы приведены в табл. 3.
4 Сайт фонда «Zimin Foundation». URL: https://www.ziminfoundation.org/russian (дата обращения 30.03.2019).
Таблица 3
Осведомленность населения о фонде «Zimin Foundation»
Table 3
Awareness of the Population on Zimin Foundation
Категория Знаю хорошо Знаю в общих чертах Не знаю
чел. % чел. % чел. %
М, 16-29 0 0 20 2,4 80 9,5
М, 30-50 10 1,2 0 0 30 3,6
М, 50+ 10 1,2 0 0 50 6
Ж, 16-29 0 0 10 1,2 520 61,8
Ж, 30-50 0 0 10 1,2 70 8,3
Ж, 50+ 0 0 0 0 30 3,6
Всего 20 2,4 40 4,8 780 92,8
Источник: составлено автором.
Из табл. 3 видно, что подавляющее большинство респондентов (92,8 % от общего количества) не знают о фонде Зимина и деятельности, им осуществляемой, 4,8 % опрошенных знакомы с деятельностью фонда в общих чертах и только 4,4 % из общего числа респондентов хорошо, по собственной оценке, знают о фонде. Данный результат можно связать с низкой степенью осведомленности граждан о некоммерческом секторе в целом. По данным ранее проведенного социологического опроса, 22,9 % респондентов ничего не знают о «третьем секторе», 66,6 % имеют поверхностное представление о деятельности подобных организаций и только 10,5 % граждан в достаточной степени информированы.
Также респондентам было предложено ответить, известно ли им о фонде Дмитрия Зимина «Династия», ликвидированном в 2015 г. Полученные ответы оказались идентичными таковым по предыдущему вопросу.
Целью заключительного вопроса была оценка отношения граждан к иностранным инвестициям в российские образовательные и просветительские проекты. На вопрос о допустимости подобного привлечения средств были даны ответы, представленные в табл. 4. Вопрос задавался всем респондентам вне зависимости от их осведомленности о деятельности фондов «Династия» и «Zimin Foundation».
Таблица 4
Мнение граждан об иностранных инвестициях в образование
Table 4
Attitude of the Respondents Towards Foreign Investments in Education
Да, подобная практика Нет, поскольку организации, спонсируемые из-за границы, будут действовать в интересах зарубежных инвесторов
Категория позволяет развивать международную научную деятельность Затрудняюсь ответить
чел. % чел. % чел. %
М, 16-29 80 9,5 20 2,4 0 0
М, 30-50 40 4,8 0 0 0 0
М, 50+ 10 1,2 50 6 0 0
Ж, 16-29 400 47,6 70 8,3 60 7,2
Ж, 30-50 60 7,1 20 2,4 0 0
Ж, 50+ 10 1,2 10 1,2 10 1,2
Всего 600 71,4 170 20,2 70 8,4
Источник: составлено автором.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство опрошенных (71,4 %) считает, что российским образовательным проектам нужны иностранные инвестиции, и их привлечение благотворно сказывается на развитии международной научной деятельности. Примерно пятая часть опрошенных (20,2%) придерживаются противоположного мнения, полагая, что организации, получающие средства из-за рубежа, утратят свою независимость и будут действовать в интересах иностранных спонсоров. Оставшиеся 8,4 % опрошенных не смогли дать конкретного ответа на поставленный вопрос.
Заключение
Несмотря на то что большинство респондентов высказали положительное мнение относительно иностранных инвестиций в российское образование, нынешняя ситуация такова, что их привлечение может оказаться опасным для некоммерческой организации. В этой связи следует рассмотреть взаимосвязь между некоммерческим сектором и обществом, на благо которого чаще всего направляются результаты деятельности НКО и услуги, оказываемые организациями в рамках поставленных целей. Повышение доверия населения к некоммерческим организациям, достигаемое за счет информированности граждан по данному вопросу, вызовет рост спроса на услуги, предлагаемые НКО. В свою очередь, повышение спроса способно усилить финансовую самостоятельность организации за счет увеличения прибыли, вследствие чего у организации появятся новые возможности для расширения сферы деятельности и диверсификации предлагаемых услуг. Присвоение организации статуса иностранного агента провоцирует ухудшение репутации организации в глазах общества. Во избежание убытков НКО требуется искать новые источники финансирования, однако сужение сферы влияния за счет оттока потенциальных потребителей услуг организации и падения ее репутации способно резко снизить ее привлекательность в глазах инвесторов, в том числе и иностранных.
Важной частью финансовых поступлений в некоммерческий сектор являются частные инвестиции и пожертвования. Внутренняя политика европейских стран (например, Германии), предусматривает стимулирование развития некоммерческого сектора за счет предоставления полных или частичных налоговых вычетов на сумму пожертвования лицам и организациям, оказывающим материальную помощь НКО [10]. Российская система налогообложения в этом отношении выглядит менее гибкой, что создает еще один фактор, провоцирующий стагнацию некоммерческого сектора.
Таким образом, в результате изучения специфики международных инвестиций в некоммерческий сектор экономики Российской Федерации было установлено, что для развития некоммерческих организаций в России в наши дни необходима модернизация нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность. Это должно выразиться в создании различных методов регулирования организаций в зависимости от сферы их деятельности. Также необходимо увеличение объемов государственного финансирования НКО (в частности социально ориентированных организаций). В условиях нестабильного внешнеполитического положения России и усиления контроля организаций, получающих средства из-за рубежа, приоритетной задачей государства в данном вопросе должно стать обеспечение альтернативных источников финансирования третьего сектора. Помимо государственной поддержки российским НКО необходимо создание условий для развития партнерства с частным сектором. Ввиду стагнации на российском рынке третий сектор экономики будет развиваться по мере развития коммерческих организаций и нормативно-правовой базы.
Список литературы
1. Аузан А. А. Общественный договор и гражданское общество // Мир России. Социология. Этнология. 2005.№ 3. С. 3-18.
2. Молчаков Н. Ю. Некоммерческие организации как символ современного гражданского общества // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. № 2 (46). С. 33-48.
3. Попова Н. О. Некоммерческие организации в системе институтов гражданского общества // Молодой ученый. 2016. № 29. С. 274-277.
4. Китова Г. А. Государственные учреждения науки: контуры предстоящей реформы // Форсайт. 2010. № 3. C. 40-54.
5. Кузнецова Т. Е. Научная политика в оценках российских ученых // Форсайт. 2008. № 3. С.44-53.
6. Дегтярев А. Н., Дегтярева Л. Р. Современные драйверы развития российского образования в условиях разнонаправленных вызовов // Экономика региона. 2013. № 4 (36). C.82-95.
7. Краснопольская И., Мерсиянова И. Гражданское общество как среда производства и распространения социальных инноваций // Форсайт. 2014. Т. 8, № 4. С. 40-53.
8. Левченко Н. В. Формирование экологически ориентированного мировоззрения в системе образования: теоретические подходы // Интеграция образования. 2016. № 3 (84). С. 364-373. DOI 10.15507/1991-9468.084.020.201603.364-373
9. Белый Е. М., Романова И. Б. Государственно-частное партнерство в высшем образовании: направления взаимодействия // Интеграция образования. 2010. № 3. С. 3-8.
10. Горохов А. А., Емельянов А. С., Углицких О. Н., Клишина Ю. Е. Особенности налогообложения некоммерческих организаций в России и за рубежом // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 57-61.
References
1. Auzan A. A. Social contract and civil society. Universe of Russia, 2005, no. 3, p. 3-18. (in Russ.)
2. Molchakov N. Yu. Non-profit organizations as a symbol of modern civil society. Contours of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 2016, no. 2 (46), p. 33-48. (in Russ.)
3. Popova N. O. Non-profit organizations in the system of civil society institutions. Young Scientist, 2016, no. 29, p. 274-277. (in Russ.)
4. Kitova G. A. State institutions of science: contours of the forthcoming reform. Foresight and STI Governance, 2010, no. 3, p. 40-54. (in Russ.)
5. Kuznetsova T. E. Scientific policy in the assessments of Russian scientists. Foresight and STI Governance, 2008, no. 3, p. 44-53. (in Russ.)
6. Degtyarev A. N., Degtyareva L. R. Modern drivers for development of the Russian education in the conditions of the multidirectional challenges. Economy of the Region, 2013, no. 4 (36), p. 82-95. (in Russ.)
7. Krasnopolskaya I., Mersiyanova I. Civil Society as an Environment for Production and Diffusion of Social Innovation. Foresight and STI Governance, 2014, vol. 8, no. 4, p. 40-53. (in Russ.)
8. Levchenko N. V. Formation of ecologically oriented worldview in the education system: theoretical approaches. Integration of Education, 2016, no. 3 (84), p. 364-373. DOI 10.15507/ 1991-9468.084.020.201603.364-373 (in Russ.)
9. Bely E. M., Romanova I. B. Public-private partnership in higher education: directions of interaction. Integration of Education, 2010, no. 3, p. 3-8. (in Russ.)
10. Gorokhov A. A., Emelyanov A. S., Uglitskikh O. N., Klishina Yu. E. Features of taxation of non-profit organizations in Russia and abroad. Innovative economy: prospects of development and improvement, 2016, no. 1 (11), p. 57-61. (in Russ.)
Материал поступил в редколлегию Received 22.05.2019
Приложение
Анкета участника опроса
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДОВ ДМИТРИЯ ЗИМИНА
Опрос направлен на выявление степени осведомленности населения о деятельности фондов Дмитрия Зимина
1. Ваш пол
М Ж
2. Ваш возраст
16-29 30-49 50 и более
3. Знаете ли вы про фонд «Zimin Foundation»?
Да, знаю хорошо Да, знаю в общих чертах Не знаю
4. Данная организация появилась в 2016 году, после ликвидации фонда «Династия», основанного Дмитрием Зиминым. Вы знаете что-нибудь о деятельности фонда «Династия» до его ликвидации?_
Да, знаю хорошо Да, знаю в общих чертах Не знаю
5. Как вы считаете, допустимо ли привлечение иностранных инвестиций в российские образовательные проекты?_
Да, подобная практика позволяет развивать международную научную деятельность Нет, поскольку организации, спонсируемые из-за границы, будут действовать в интересах зарубежных инвесторах, подготавливая специалистов, которые в будущем покинут Россию, чтобы работать за рубежом Затрудняюсь ответить
Сведения об авторах
Евстратов Александр Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет (пр. им. Ленина, 28, Волгоград, 400005, Россия)
[email protected] ORCID 0000-0001-9534-8760
Дмитриев Алексей Сергеевич, экономист территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (ул. Володарского, 1, Волгоград, 400066, Россия), студент, Волгоградский государственный технический университет (пр. им. Ленина, 28, Волгоград, 400005, Россия)
[email protected] ORCID 0000-0001-6988-8990
Маркин Даниил Александрович, студент, факультет экономики и управления, Волгоградский государственный технический университет (пр. им. Ленина, 28, Волгоград, 400005, Россия)
Information about the Authors
Alexander V. Evstratov, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Volgograd State Technical University (28 Lenin Ave., Volgograd, 400005, Russian Federation)
[email protected] ORCID 0000-0001-9534-8760
Alexey S. Dmitriev, Economist, Territorial Chamber of the Federal State Statistics Service for the Volgograd Region (1 Volodarsky Str., Volgograd, 400066, Russian Federation); Student, Faculty of Economics and Management, Volgograd State Technical University (28 Lenin Ave., Volgograd, 400005, Russian Federation)
[email protected] ORCID 0000-0001-6988-8990
Daniil A. Markin, Student, Faculty of Economics and Management, Volgograd State Technical University (28 Lenin Ave., Volgograd, 400005, Russian Federation)