Научная статья на тему 'Политика абсурда как фактор геостратегического соперничества России и стран Запада'

Политика абсурда как фактор геостратегического соперничества России и стран Запада Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
274
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА АБСУРДА / ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО / GEOSTRATEGIC RIVALRY / РОССИЯ / RUSSIA / СТРАНЫ ЗАПАДА / COUNTRIES OF THE WEST / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦИНИЗМ / POLITICAL CYNICISM / ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ / DOUBLE STANDARDS / РOLICY OF ABSURDITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тонконогов Александр Викторович

В статье раскрывается сущность политики абсурда стран Запада в отношении России и других стран, неидеологическая основа современного геостратегического соперничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of absurdity as a factor geostrategic rivalry between Russia and Western countries

The article reveals the essence of the policy of the absurd countries of the West towards Russia and other countries, deideologization basis of modern geo-strategic rivalries.

Текст научной работы на тему «Политика абсурда как фактор геостратегического соперничества России и стран Запада»

А.В. ТОНКОНОГОВ профессор РАНХ и ГС при Президенте РФ,

доктор философских наук, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»*

Политика абсурда как фактор геостратегического соперничества России и стран Запада

Геополитические и геоэкономические изменения, произошедшие в Мире за последние четверть века, позволяют безапелляционно утверждать, что соперничество между Россией и странами Запада — Соединёнными Штатами Америки, а также их вассалами (главным образом, союзниками по Североатлантическому Альянсу - НАТО) — носило и носит неидеологический характер. Суть имевшихся и имеющихся противоречий заключается в одном, а именно — в желании наших геоконкурентов подчинить Россию политически и экономически, заставить нас обслуживать чужие геостратегические интересы. К сожалению, для этого существуют реальные предпосылки. Уступив в конкуренции идеологической и не определив духовные стратегические цели своего развития в постсоветский период, мы стали ещё более привлекательным объектом для агрессии со стороны геополитических соперников, в своих планах уже поделивших между собой наши природные ресурсы и территорию. Об этом свидетельствуют открытые заявления геополитиков США. В частности, всего через несколько лет после развала СССР З. Бжезинский прямо указывал на необходимость превратить Россию в «свободную конфедерацию, состоящую из европейской России, Сибирской республики и Дальневосточной республики»1.

Однако подобный сценарий не мог и не может устраивать большую часть Российского общества, включая патриотически ориентированную финансово-политическую и научно-культурную элиту. Противостояние ещё не окончено и в нарастающей геоконкуренции у нас есть все шансы не просто отстоять свои геостратегические позиции, но и значительно их усилить. При этом необходимо подчеркнуть, что временные трудности переходного периода от социалистической к капиталистической модели развития России были восприняты в Мире как катастрофические для нашей государственности. Вместе с тем, можно констатировать, что уже сегодня Россия в союзе с другими странами готова к навязываемому нам странами Запада геостратегическому соперничеству.

Геостратегическое соперничество - это открытая и (или) латентная геополитическая, геоэкономическая, геодуховная конкуренция между

"Тонконогов Александр Викторович; e-mail: [email protected]

1 Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998, с. 103.

странами (их социумами) в существующем земном, околоземном и космическом пространстве, включая недра и мировой океан, доступные для освоения планеты, а также в стремительно развивающейся кибернетической (виртуальной) сфере мирового сообщества, целью геоконкуренции является использование политических, экономических и духовных потенциалов суверенных государств в чужих национальных и транснациональных интересах.

Геостратегическое соперничество России с другими странами, главным образом с США и их вассалами, ни в среднесрочной, ни долгосрочной перспективе снижаться не будет. Общая тенденция останется прежней - усиление геоконкуренции по мере истощения природных, в том числе пресноводных и земельных ресурсов. Россия была и будет для развитых и стремительно развивающихся стран, противником, с которым трудно вести открытую войну, но которого можно дезориентировать и попытаться уничтожить, разрушив национальную ментальность, и этого будут добиваться всеми силами и средствами. Подобное положение во многом было предопределено геополитическими проекциями уже в начале ХХ в. В частности, Х. Маккиндер в 1904 г. выделил в качестве объекта интересов геополитических игроков территорию, приблизительно совпадавшую с границами Российской Империи2. Сильная и неделимая (территориально и духовно) Россия никогда не устраивала и никогда не устроит другие державы, пытающиеся сохранить свою геополитическую гегемонию во всём Мире. Россия явно мешает этому. В борьбе за выживание на Земле одного миллиарда («золотого миллиарда») жителей используются все возможные силы и средства, включая вооруженное противостояние, информационно-психологическую агрессию, а также новые формы дипломатии, основной из которых можно считатьполитику абсурда (политический абсурд).

События, происходящие в современный период в политической сфере мирового социума, у здравомыслящих людей обоснованно вызывают, по крайней мере, недоумение. Это вызвано использованием деструктивных форм, средств и методов реализации своей геополитики западными странами во главе с США. В частности, можно констатировать, что двойные стандарты, т.е. метод предвзятой оценки идентичных по сути фактов, процессов, событий с диаметрально противоположными выводами и абсурдной политической реакцией (вплоть до применения вооружённых сил) стали характерной чертой дипломатии всех западных стран, превратившись в основной её вектор. При этом применение двойных стандартов происходит постоянно, до крайности цинично и абсурдно-примитивно, дискредитируя как отдельных дипломатов, так и всю современную дипломатию отдельных государств и их союзников.

Cm.: Mackinder H. The Geographical Pivot of History // Geographical Journal, 1904, vol. 23, p. 430-437.

Под дипломатией, как полагает автор, следует понимать внешнеполитическую деятельность официально уполномоченных представителей специальных институтов государств в их отношениях между собой. Дипломатия реализуется на двух уровнях: официальный (открытый) - внешнеполитическая деятельность, осуществляемая через уполномоченных представителей государственных и международных институтов, признанных другими странами; неофициальный (латентный) - во многих случаях более важная и действенная внешнеполитическая деятельность, осуществляемая посредством использования тайных агентов и контрагентов, игнорирующих принципы общечеловеческой морали, международного права, межгосударственных соглашений и даже собственное национальное законодательство.

Агентами латентной дипломатии являются физические и юридические лица, действующие неофициально в сфере внешнеполитических отношений преимущественно на территории других стран под прикрытием государственных и международных, светских и религиозных организаций, коммерческих предприятий, средств массовой информации, этнокультурных объединений в целях защиты и реализации национальных интересов своей страны.

Контрагенты латентной дипломатии - этофизические и юридические лица, осуществляющие неофициально контрмеры в основном на территории своей страны в отношении агентов иностранных государств в сфере внешнеполитических отношений с целью нейтрализации и ликвидации угроз национальной безопасности.

На уровне латентной дипломатии всегда действовали и действуют любые, в том числе аморальные, незаконные принципы и приёмы, используются все без ограничения методы и средства достижения дипломатических целей, к чему редко прибегают официально уполномоченные представители внешнеполитических ведомств государств, желая сохранить свою профессиональную репутацию. Вместе с тем, в новейшей истории с 1949 г. (начала холодной войны), особенно после распада СССР и, как следствие, усиления геополитического влияния в Мире США и их вассалов, использование деструктивных аморальных, антиправовых, откровенно циничных подходов в дипломатических отношениях стало для них нормой. Однако политика не может быть основана ни на морали, в противном случае она опасна как источник попрания прав и свобод людей. Сначала могут игнорироваться права отдельных народов и стран, затем это неизбежно перейдёт в тотальный геноцид кому-то неугодных наций, составляющих большинство населения Земли. По сути, проект «золотого миллиарда» уже реализуется в современном Мире. Для повышения эффективности и ускорения процесса деградации значительной части человеческой цивилизации западные страны в официальной дипломатии перешли границу порядочности и здравого смысла. США и их вассалы применяют алогичные приёмы ведения дипломатической дискуссии,

что превращает внешнеполитические отношения в абсурд, т.е. в нелепость, когда делаются из доказываемого положения ряд логических выводов, приводящих в конце к бессмыслице, опровергающей само

о

положение3. В настоящий период можно констатировать появление, активное формирование и негативную эволюцию деструктивного феномена, который автор называет политическим абсурдом.

Политика абсурда (политический абсурд) - это феномен политической жизни отдельных стран и всего мирового сообщества, характеризующийся реализацией внутренней и внешней политики государства при латентном (а иногда и открытом) участии официально неуполномоченных физических и юридических лиц посредством циничного использования всех, в том числе аморальных и антиправовых подходов, методов, средств, главным образом, двойных стандартов, необоснованной дискредитации отдельных лиц, народов, государств, демонстративного игнорирования, некорректного отбора и комментирования существующих фактов, событий, процессов, их намеренного искажения, трансляции неадекватного понимания объективной реальности на различные социальные группы, отдельные общества и мировой социум в целом.

Политический абсурд как форма дипломатии используется как официально уполномоченными лицами внешнеполитических и иных ведомств западных стран, так и несвободными от цензуры транснациональных элит - западными и некоторыми российскими средствами массовой информации. Содержание данной формы современной дипломатии западных стран заключается в использовании в основном во внешнеполитической деятельности, не исключая в необходимых случаях и внутриполитическую, особых подходов, методов и средств, которыми являются: политический цинизм, политический шантаж, политическая провокация, политические угрозы, психолого-информационное давление на своё общество и (или) общество и элиту геополитического конкурента в целях формирования ложных образов и представлений о тенденциях, объектах, субъектах, событиях и процессах существующей реальности. При этом психолого-информационное давление основано на методах агрессивного манипулирования сознанием, что приводит к деформации личности, патологическим изменениям в психике, ухудшению соматического здоровья, а также в некоторых случаях — и к суициду.

Практика использования политического абсурда неизбежно ведёт к формированию и эскалации политической аномии - безнормативности в политической сфере, т.е. организации политической жизни без признания императивов общечеловеческой морали, национального и международного права, в том числе каких-либо внутринациональных и

3

См.: Иллюстрированный энциклопедический словарь: современная версия / Ф.А Брокгауз, И.А. Ефрон. М., 2010, с.10.

международных договорённостей, а также без взаимного уважения государствами национальных интересов, что исключает мирное урегулирование имеющихся и возникающих внутриполитических и макрополитических противоречий.

Политическая аномия - путь к политическому хаосу, который США и их вассалы пока считают управляемым, но это заблуждение. Западные политики потеряли чувство геостратегической реальности, они не могут адекватно оценить, как их действия отразятся хотя бы в тактической перспективе на развитии всей человеческой цивилизации, на Землянах. Данная ситуация угрожает балансу и в экономике -политический хаос неизбежно повлечёт за собой экономический хаос, когда никто не сможет предсказать и стабилизировать отношения в экономической сфере отдельных стран и мирового социума в целом. В таких геополитических и геоэкономических условиях выход из политико-экономической деструкции у стран, обладающих значительным количеством вооружений, в целом военным потенциалом и, значит, сильными армиями, будет один - вооружённый конфликт по любому поводу, всегда и везде (даже в осваиваемом Космосе).

Но война в современном Мире с участием хотя бы одной страны, имеющей ядерное оружие, может привести, если не к быстрой и тотальной гибели всего Человечества, то к уничтожению культурно-материальной базы для развития Землян в будущем. В ситуации, когда западные политики (и даже некоторые военные) неадекватно реагируют на объективно существующую реальность, переходят от форм конструктивной дипломатии к деструктивной дипломатии, используют исключительно политический абсурд как основу своей внешнеполитической деятельности в ущерб здравому смыслу и относительному миру на большей части Земли — ужасный сценарий эволюции Мирового социума, к сожалению, не может считаться невозможным. Поэтому автор полагает, что Россия через своих официально уполномоченных представителей, посредством геополитической рекламы и пропаганды4 должна разъяснять международному сообществу в целом и особенно элитам и обществам западных стран, какую опасность, в том числе и для самих этих стран, представляет использование политического абсурда в современной дипломатии и внутриполитической жизни в условиях непрерывной и усиливающейся интеграции всего глобализирующегося Мира.

Особенно это актуально в условиях стремительного формирования новых и возрождения старых реальных геополитических и геоэкономических центров Мира в Евразии и Азиатско-тихоокеанском регионе. Политика абсурда стран Запада в данном контексте открыто направлена на нейтрализацию и уничтожение новых геостратегических

4 См.: Тонконогов А.В. Геополитическая реклама и пропаганда как факторы духовной геостратегии современной России // Социально-гуманитарные знания, 2013,№ 5.

конкурентов США и их вассалов. В этих целях проводятся открытые и латентные геоэкономические и геополитические диверсии военного, информационно-психологического, этнокультурного и этнорелигиозного характера.

Фактически против России применяется стратегия, точнее, «принцип анаконды». Сущность этого принципа, именуемого ещё «петлёй анаконды», заключается в блокировании противника и его уничтожении без открытого боя. Альфред Тайер Мэхэн в своей работе «Влияние морской силы на историю: 1660-1783»5 перенёс данный принцип на геополитический уровень и предложил «душить» в «петлях анаконды» государства, являющиеся потенциальными противниками. По сути, США пытаются использовать «принцип анаконды» постоянно, в том числе и в отношении России. Это касается как вопроса геостратегического военного, экономического, политического, так и духовного противостояния.

Современная геополитическая ситуация вокруг нашей страны характеризуется следующими обстоятельствами. Вокруг России создан пояс («петля») недружественных нам (или способных стать таковыми после активного международного давления, инспирируемого США) бывших республик Советского Союза. Во многом они уже стали плацдармами для войск НАТО, которые посредством своих советников в военной и политической сфере контролируют геополитическую деятельность этих ныне, якобы, суверенных государств. Кроме того, в этих странах ведётся серьёзная работа по разобщению народов бывшего СССР, т.е. помимо военно-политической разграничительной линии создаётся полоса духовного отчуждения России от остального Мира. Через этот буфер проходит вся информация, культурные связи и т.д., видоизменяясь в нём иногда до неузнаваемости.

Таким образом, представляется вполне очевидным, что в сложившихся геополитических условиях нахождения России в «петле анаконды», в том числе в духовном смысле этого понятия, следует определить направления, средства и методы реализации духовной геостратегии нашей страны хотя бы на среднесрочную перспективу до 2020 г.

Президент Академии геополитических проблем Л.Г. Ивашов в этой связи справедливо подчёркивает: «Только в двух случаях американцы, а значит, и НАТО будут слушать и слышать Россию ... когда мы будем иметь с ними геополитический (подчеркну особо - не военный) паритет»6. Этот паритет и ущерб должен быть, в том числе, а может быть в

5 См.: Mahan A.T. The Influence of Sea Power Upon History: 1660-1783. Little, Brown & Co. Boston, 1890.Repr.of 5th ed., Dover Publications, N. Y., 1987; Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю: 16601783. СПб., 2002.

6 Ивашов Л. Милый, нежный, пушистый ... И это - военный блок? // Независимое военное обозрение. Еженедельное приложение к «Независимой газете», 2008, № 38(576), 24-30 октября, с. 5.

современных условиях и, прежде всего, информационно-психологический.

Автор полагает, что урегулирование противоречий между Россией и США с их вассалами невозможно. Реально речь можно вести только о сдерживании геостратегических амбиций наших геоконкурентов, что позволит сохранить мир и стабильность в большинстве регионов Земли. Эффективное сдерживание со стороны России возможно при условии создания различных геополитических и геоэкономических союзов и коалиций. Именно поэтому данная работа была начата в 2000-х годах и продолжается в настоящее время. Уважение силы было и остаётся единственным реальным императивом равноправных

межгосударственных отношений. В связи с этим, по мнению автора, основными направлениями нейтрализации и отражения угроз, возникающих в процессе геостратегического соперничества в контексте политики абсурда стран Запада, являются следующие.

— Эскалация политики, направленной на создание геополитических и геоэкономических межгосударственных объединений, способных в своей совокупности конкурировать со странами Запада во всех сферах социальных отношений.

—Формирование позитивного общественного мнения о России и наших союзниках во всём Мире, главным образом, в США и Европе посредством пропаганды отечественной истории и культуры, рекламы современных Российских достижений в науке, технике, уникальных геостратегических проектов.

— Концентрация усилий оборонно-промышленной отрасли экономики на модернизации ядерного оружия и средств его доставки с одновременным переходом к созданию менее опасных для использования, но более совершенных вооружений, оружия массового поражения, действующих на новых физических принципах.

— Формирование и реализация при участии геополитических и геоэкономических союзников России геостратегической космической программы освоения Луны - создание первой постоянно действующей на спутнике Земли научно-технической и экономико-технологической станции.

— Отказ от практики и законодательный запрет на размещение национальных финансовых активов в подконтрольных явным геостратегическим конкурентам России странах и транснациональных структурах.

— Использование увеличивающегося объёма научно-образовательного, этноконфессионального и этнокультурного обмена между Россией и другими странами в целях пропаганды национальной ментальности на уровне обыденного сознания обществ иностранных государств.

— Обеспечение постоянного хотя бы условного присутствия военного и гражданского наземного и подводного флота России в

стратегически важных регионах Мирового океана посредством создания национально-культурных анклавов, научно-технических и ремонтных баз.

— Снижение уровня международной конфликтности посредством политики саркастического умиротворения, предполагающей отвечать на любые санкции в отношении России прямо противоположными действиями, в частности, экономическим санкциям против отечественных субъектов народного хозяйства противопоставлять -контрактные, налоговые и иные преференции отдельным компаниям и предпринимателям.

—Ликвидация существующей вокруг России информационно-психологической петли анаконды посредством духовной (информационной, культурной, научно-образовательной,

конфессиональной) экспансии на территориях бывших Советских Республик с целью предотвращения сформирования вокруг России военно-политической петли анаконды.

— Реализация государственной программы целенаправленной индивидуальной материальной, юридической и моральной поддержки русскоязычных соотечественников, особенно ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в других странах, главным образом, в Прибалтике и Средней Азии.

Деятельность по некоторым из вышеуказанных направлений Российской геостратегии в той или иной степени уже осуществляется, но эта работа в целом пока не носит плановый стратегический целенаправленный общегосударственный характер, что приводит к неэффективному использованию сил и средств не только России, но и наших союзников. Поэтому следует определить ясные цели и задачи нашего общего геостратегического развития и реализовывать политику адекватную неадекватной политике абсурда, проводимой США и их вассалами.

Тонконогов А.В. Политика абсурда как фактор геостратегического соперничества России и стран Запада. В статье раскрывается сущность политики абсурда стран Запада в отношении России и других стран, неидеологическая основа современного геостратегического соперничества.

Ключевые слова: политика абсурда, геостратегическое соперничество, Россия, страны Запада, политический цинизм, двойные стандарты.

Tonkonogov A.V. Policy of absurdity as a factor geostrategic rivalry between Russia and Western countries. The article reveals the essence of the policy of the absurd countries of the West towards Russia and other countries, deideologization basis of modern geo-strategic rivalries.

Key words: роНсу of absurdity, geostrategic rivalry, Russia, countries of the West, political cynicism, double standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.