ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 11 (15) 2009
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 11 (15) 2009
УДК 37 (09)
ПОЛИТИК И УЧЕНЫЙ КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ ПОБЕДОНОСЦЕВ
© В.А.ВЛАСОВ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра отечественной истории e-mail: [email protected]
Власов В.А. - Политик и ученый Константин Петрович Победоносцев //Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.
2009. № 11 (15). С. 92-95. - Статья посвящена государственной и научной деятельности одного из высших сановников при Александре II, Александре III и Николае II К. П. Победоносцева, который оказал заметное влияние на многие политические решения. Долгие десятилетия он представлялся в основном как мракобес, ретроград, инквизитор, «князь тьмы», а такие качества как высокая образованность, широкий кругозор, литературный и научный талант оставались «в тени».
Ключевые слова: сановник, законовед, незыблемость самодержавия, церковная школа.
Vlasov V. A. - Politician and Scientist Konstantin Petrovich Pobedonostsev //Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 11 (15). P. 92-95. - The article is dedicated to the state and scientific activity of one of the supreme protégés in the times of Alexander II, Alexander III, and Nikolai IIK. P. Pobedonostsev, who influenced many political decisions noticeably. For many decades he was mainly pictured as obscurant, retrograde, inquisitor, "duke of the dark", but such qualities as wide mental outlook, literary and scientific talent and high education stayed "in the background". Key words: protege, lawyer, stability of autocracy, church school.
Этого человека знала вся Россия. Он был одним из высших сановников при трех императорах и одной из самых загадочных и противоречивых фигур в российской истории. Будущий обер-прокурор Святейшего синода родился 21 мая 1827 г. в семье профессора словесности Московского университета, закончившего Духовную академию. Дед его был священником в Звенигородском уезде, а затем настоятелем церкви св.Георгия на Варварке в Москве. В 1846 г. Победоносцев закончил Петербургское училище правоведения. С детства замкнутый и одинокий (хотя у него было десять братьев и сестер), он привык к упорному труду, страстно любил чтение, отличался большими успехами в науках и возмущался своими однокашниками-бездельниками и кутилами. И внешность, и манеры его несли печать академизма. Немало его современников полагало, что больше всего Победоносцеву подошла бы научная и литературная стезя. Так, чиновник и литератор Е.М.Феоктистов отмечал: «Если бы не случай, из него вышел бы замечательный деятель на ученом или литературном поприще» [1]. Свою службу он начал в московских департаментах сената. одновременно Константин Петрович изучал историю русского гражданского права. Широкие юридические познания и литературный талант делают его имя известным. С 1858 г. он начал публиковать свои работы. Его печатал умеренно либеральный «Русский вестник» М. Н. Каткова. В 1859 г. Победоносцев был приглашен
на кафедру гражданского права Московского университета. Его основной труд «Курс гражданского права» выдержал пять изданий. Кроме этого он написал 17 книг, св. 70 статей, издал 11 сборников исторических и юридических материалов, перевел 19 книг. Победоносцев был почетным членом Российской и Французской академий наук, почетным профессором Московского, Петербургского, Казанского, Киевского и Юрьевского университетов.
Начало великих реформ Александра II он встретил с одобрением. Как и многие его современники Константин Петрович был умеренным либералом и мечтал приобщить Россию к новейшим достижениям науки и цивилизации. он активно участвовал в разработке судебной реформы. В конце 1861 г. московский законовед был приглашен в царскую семью преподавать правоведение наследнику престола, а затем другим великим князьям. В 1864 г. в настроениях Победоносцева обозначился перелом: от либеральных идей он переходит на позиции консерватизма, к чему склонял и весь психологический строй его личности. В одном из писем Е.Ф.Тютчевой он написал: «Нам здесь, не поверите как, надоели преобразования, как мы в них изуверились, как хотелось бы на чем-нибудь твердом остановиться». В 1865 г. Победоносцев переезжает в Петербург, где приобщается в высшей государственной деятельности. 1868 г. он стал сенатором, в 1872 г. - членом Государственного совета, где состоял
в комиссиях по рассмотрению отчетов Министерства народного просвещения и по тюремной части, 23 апреля 1880 г. был назначен обер-прокурором Святейшего синода и вскоре введен в состав комитета министров.
К. П. Победоносцев полагал, что общество и каждый человек чувствуют себя уверенно, когда жизнь в государстве течет тихо и размеренно, когда нет никаких потрясений и никаких необузданных шагов. Поэтому он стремился не переустраивать, а усовершенствовать Россию. «Самодержавная власть государя, - убеждал обер-прокурор, - не только необходима России, она не только есть залог внутреннего спокойствия, но она есть существенное условие национального единства и политического могущества нашего государства» [2]. Если раньше он говорил о том, что царствование Николая I «как будто отодвинуло нас далее в глубину минувших эпох», то теперь начал тосковать о том времени. Его стало пугать развитие пореформенной России, когда исчезла привычная опека власти, рушился патриархальный уклад с вековой размеренностью и определенностью. Противоречивость пореформенного развития воспринималась Победоносцевым как начало деградации. Вся власть, по его мнению, должна быть сосредоточена в руках самодержавия, поэтому призывы передовых представителей российского общества к ограничению самодержавие и введению элементов представительной власти вызывали у законоведа резкое неприятие. Народовластие для него - «одно из самых лживых политических начал», а институт парламентаризма - «великая ложь нашего времени». От анархии «общество спасется одной лишь диктатурой, т.е. восстановлением единой воли и единой власти в правлении» [3].
Безапеляционно отвергая народовластие и парламентаризм, Победоносцев в своей критике порой точно попадал в болевые точки парламентаризма, которые не преодолены и в начале XXI. В теории предполагается, что «весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должностные лица, стало быть, изъявляет непосредственно свою волю и приводит ее в действие». На практике все выглядит иначе: перед выборами «кандидат в своей программе и в речах своих твердит все о благе общественном, он не что иное, как слуга и печальник народа, он о себе не думает и забудет себя и свои интересы ради интереса общественного. И все это слова, слова, одни слова, временные ступеньки лестницы, которые он строит, чтобы взойти куда нужно и потом сбросить ненужные ступеньки... Избиратели являются для него стадом - для сбора голосов. Так развивается, совершенствуясь, целое искусство играть инстинктами и страстями массы для того, чтобы достигнуть личных целей честолюбия и власти» [4]. По теории народные представители должны быть из лучших граждан, а на практике - «это наиболее честолюбивые и нахальные граждане».
отвергая парламентаризм в принципе, Победоносцев не предлагал иного механизма связи между властью и обществом, считая, что умный самодержец, окруженный интеллектуальными советниками, сам в состоянии определять народные нужды и чаяния.
Заметное влияние оказывал Победоносцев на своего воспитанника - будущего императора Александра III, при котором он достиг апогея своей власти и влияния. 1 марта 1881 г. вознесло его на вершины государственной власти. «Хотя Победоносцев не кичился и не рисовался своим влиянием, - писал А.Ф.Кони, - все немедленно почувствовали, что это «действительный тайный советник» не только по чину». Большинство ораторов в Государственном совете «стало постоянно смотреть в его сторону, жадно отыскивая в сухих чертах его аскетического лица знак одобрения» [5].
Осознавая важность «идеологического обеспечения» государственной политики, он особое место отводил церкви. В 1880-1890 гг. им было организовано 17 массовых церковно-общественных торжеств, в том числе 1000-летие кончины Святого Мефодия (1885 г.), 900-летие крещения Руси (1888 г.), 500-летие кончины Сергия Радонежского (1892 г.), и др. Ежегодно открывалось 250 церквей, поощрялась реставрация древних святынь. Только в 80-е годы почти вдвое выросло число церковных журналов и газет. Сам обер-прокурор часто брался за перо и публиковал множество сочинений по вопросам религии.
Одновременно с этим огромную роль он отводил школе, связанной с церковью. Цель народного просвещения, по его мнению, должна состоять в том, чтобы привить детям знание Бога, любовь к нему и страх перед ним, любовь к отечеству и почитание родителей, потребность следовать традиционному, патриархальному порядку вещей. Обер-прокурор резко отрицательно относился к модным нововведениям земской школы, стараясь противопоставить ей церковно-приходскую школу, в которой прежде всего крестьянство могло бы получить образование, «нужное для жизни, а не для науки». Он добился значительного увеличения государственного финансирования этих школ, обязал подвластных ему клириков иметь школу в каждом приходе. Его усилиями такая школа стала действительно альтернативной по отношению к земской [6]. Число церковных школ увеличилось с 4 404 до 42 884, а количество учащихся в них - со 104 781 до 2 006 847 человек [7].
к. П. Победоносцев считал необходимым серьезно изучать системы образования европейских стран с целью выработки теоретического образца, наиболее приемлемого для русского общества. В книге «Новая школа», вышедшей в 1899 г., он критически оценивает отечественную систему образования, дает сравнительную характеристику французской, немецкой и английской моделей образования. В немецкой системе его смущала склонность к излишней централизации и политизации обучения, что могло превратить школу в казарму. Наиболее перспективной Победоносцев считал английскую систему, в которой его привлекали неформальность обучения, разнообразие и гармоничная организация занятий (умственные, физические, художественные), отсутствие поощрительных и карательных мер, вызывающих зависть и раздор в учебном коллективе, разумное введение в программу иностранных языков. Заметное влияние на него оказали встречи и беседы с Сесилом Редди, известным теоретиком и
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Гуманитарные науки • № 11 (15) 2009 г.
практиком педагогики. По концепции Редди образование должно быть основано на гармоничном развитии всех человеческих способностей.
«Наши школьные порядки, - отмечал Константин Петрович, - образуют главным образом чиновников, но мало способны на производительность иного рода. В особенности же мало способны они образовать человека» [8]. В российских гимназиях его коробило то, что там господствовали мертвые языки и процветала система натаскивания и зубрежки. Отсутствие интереса к предмету рождало скуку на уроках. Существующий тип учителя - специалиста в определенной области - не утруждает себя проблемами воспитания, даже на уровне развития среди своих учеников интереса к своему предмету. Функция же воспитателя передана надзирателям, которые имеют лишь дисциплинарные (а порой и карательные) средства воздействия. С одной стороны, он говорил о независимости обучения от «теоретического доктринерства» и настаивал на необходимости практической направленности образования, на подготовке детей к реальной жизни, «умению делать свое дело». А с другой - Победоносцев настаивал на строгой обязательности религиозного воспитания, несмотря на смутные перспективы его дальнейшего практического приложения.
Перестройка школы должна начинаться с учебных программ и заканчиваться характером отношений между учеником и учителем. В частности, Победоносцев считал необходимым увеличение учебных часов на историю и географию, ибо «эти науки по преимуществу составляют основы учения о человеке и обществе -науке социальной» [9]. В книге «Ученье и учитель» он настаивает на том, что «отделять учение или науку от воспитания - пагубный предрассудок»; учение не может достигнуть своей цели, если в нем умственное образование не сливается с нравственным. «ученье без воспитания невозможно, ибо на учении должен воспитываться характер, на учении зиждется интерес к предмету, на учении образуется привычка к добросовестному и сознательному исполнению труда, на учении воспитывается опрятность и внешних обычаев и общения с людьми».
одновременно с этим Победоносцев жестко выступал против высшего женского образования, видя в нем фактор, «ведущий к растлению нравов», стал инициатором системы дискриминационных мер, тормозивших развитие женских гимназий и прогимназий, институтов, высших курсов, профессиональных школ.
набожный человек константин Петрович отличался своей религиозной и национальной нетерпимостью, преследуя иноверцев, разгоняя секты раскольников, насильственно утверждая православие, проповедуя атисемитизм.
кроме школы и религии к важнейшим компонентам нравственного воспитания народа Победоносцев относил и культуру. Поэтому он взял под личный контроль эту сферу общественной жизни и строго надзирал за репертуаром театров и выставок, работой народных читален, составом библиотечных фондов, развитием литературы и периодики. «он все читал, за всем следил, все знал», - отмечал биограф
Константина Петровича Б.Б.Глинский [10]. Обер-прокурору был присущ «синдром педагога» - желание всех наставлять, всем указывать, ничего не пускать на самотек. Одних деятелей культуры он поддерживал, других преследовал. Дружеские отношения у него сложились с Ф. М. Достоевским, он поощрял религиозную живопись В. М. Васнецова, добился денежного пособия П. И. Чайковскому. Но при этом преследовал картины Н. Н. Ге и И. Е. Репина, боролся против книг Н. С. Лескова, В. С. Соловьева, Л. Н. Толстого. Он опасался широкой известности льва Николаевича, влияния его свободной проповеди на общество, говорил о «слабости, бледности, невыработанности романа «Анна Каренина», о том, что «граф Толстой в последнее время совсем сбился с толку и принял роль безумного и юродивого пророка» [11]. Начав с восстановления против Толстого императорской семьи, с запрета публикаций его сочинений, он кончил инспирированием отлучения его от церкви.
Председатель комитета по печати Е. М. Феоктистов вспоминал: «Беспрерывно я получал от него указания на распущенность нашей прессы, жалобы, что не принимается против нее достаточно энергичных мер» [12]. В 1882 г. при активном участии обер-прокурора было образовано Совещание четырех министров, наделенное правом административного запрета любого печатного органа. Только в 1883-1885 гг. по решению нового органа, где первую скрипку играл Победоносцев, было закрыто 9 изданий, в том числе популярные «Отечественные записки» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Голос» А. А. Краевского, ограничено открытие новых изданий, ужесточен административный контроль за народными библиотеками, из которых изымались издания, попавшие в список «неблагонадежных книг».
Вполне объяснима и реакция преследуемых им деятелей культуры. Так, Л. Н. Толстой в письме к царю писал: «Из всех этих преступных дел самые гадкие и возмущающие душу всякого честного человека, это дела, творимые отвратительным, бессердечным, бессовестным советчиком вашим по религиозным делам, злодеем, имя которого, как образцового злодея, перейдет в историю - Победоносцевым» [13]. В. Соловьев обратился к самому обер-прокурору с личным письмом: «Одумайтесь, обратитесь в себя и помыслите об ответе перед Богом... еще вы можете перемениться для блага России и для собственной славы. Еще от вас самих зависит то имя, которые вы оставите в нашей истории.» [14]. Андрей Белый сделал его прототипом сенатора Аблеухова в романе «Петербург», а А.Блок написал известные строки:
В те годы дальние, глухие, В сердцах царили сон и мгла: Победоносцев над Россией Простер совиные крыла. И не было ни дня, ни ночи, А только - тень огромных крыл; Он дивным кругом очертил Россию, заглянув ей в очи Стеклянным взором колдуна...
В. В. Розанов подчеркнул удивительную противоречивость в действиях Победоносцева: «Так созна-
вать нужду движения и так все остановить, так быть просвещенным и так теснить, вообще не любить и не уважать просвещения!».
В своей практической деятельности Победоносцев руководствовался принципом, что совершенствовать необходимо в первую очередь людей, а не учреждения. А так как люди по своей природе порочны, испорчены предыдущей системой, то исправлением нравов должно заниматься государство, в том числе и принудительно. На одном из правительственных совещаний, выступая против заявления либеральных бюрократов о том, что все болезни России коренятся в незавершенности реформ, он говорил: «Все беды нашего времени происходят от страсти к легкой наживе, от недобросовестности чиновников, от недостатка нравственности и веры в высших слоях общества, от пьянства в простом народе» [15]. Будучи строгим моралистом Победоносцев постоянно клеймил «великолепные чертоги», где слышится во всех углах щебетание взаимного самодовольства и беззаботной веселости. Он предлагал показать «пример самой высокой нравственности от самого верха; всех наивысоко поставленных лиц обязать именем счастья России не развратничать, не пьянствовать, не демонстрировать роскошь в одежде, быть крайне строгим к самому себе». Что касается простого народа, то здесь Победоносцев выделял кабак - как главный источник преступлений, всякого рода разврата и проводник нигилистических теорий. Он предлагал целый спектр мер: «установить почетную публичную награду за правильную жизнь и сохранение семейного союза, ужесточить требования к разводам, начать движение против роскоши в одежде, ввести должность «инспектора благочиния», запретить театральные представления в дни церковных праздников, совсем запретить «оперетки, как развращающие мысль и жизнь», сделать обязательными посещения учащимися церковных служб. Хотя многие из этих пожеланий остались благими намерениями, они дают возможность полнее представить личность высокого сановника.
Постепенно стали выявляться как идейные, так и практические провалы обер-прокурора. Он не уставал выступать против всех новшеств, которые расходились с его собственными идеями. Так, в конце XIX в. он был против снижения выкупных платежей, учреждения Крестьянского банка, развития рабочего законодательства, при этом был за консервацию крестьянской общины, ограничение иностранного предпринимательства в России. В 1904 г. Победоносцев сорвал планы министра внутренних дел П. Д. Свято-полк-Мирского ввести представителей земств в Государственный совет, дал совет Николаю II не допускать созыва церковного собора, что отсрочило это событие до 1917 г. Обер-прокурор, имея немало противников, терял поддержку и среди иерархов православной церкви. При всей заботе о материальных нуждах церкви он отвергал ее самостоятельность, всячески ограничивая в ее жизни начала самоуправления и автономии. Съезды приходского духовенства ставились под строгий контроль архиереев, которые сами были бесправны перед лицом обер-прокурора. «Синодальный» бюрократизм не только не был изжит, но доведен до апогея. духов-
ные учебные заведения ставились под жестокий контроль администрации, запрещался доступ посторонних на лекции и диспуты в духовные академии, усиливался утилитарный и прикладной характер семинарского образования [16].
В январе 1905 г. в ходе обсуждения вопроса о веротерпимости в комитете министров петербургский митрополит Антоний высказал недовольство «слишком бдительным контролем светской власти» и говорил о необходимости участия духовенства в работе Государственного совета и комитета министров. В докладе императору «О современном положении Православной церкви» председатель комитета министров С.Ю.Витте указывал на то, что духовенство оторвано от общества, заражено бюрократизмом и интеллектуально неподготовлено к «борьбе с неблагоприятными церкви умственными и нравственными течениями современной культуры». Витте указывал на рутинность религиозной политики, проводимой престарелым обер-прокурором [17]. 17 марта 1905 г. «Церковный вестник», орган Петербургской духовной академии, опубликовал заявление «группы 32-х» иерархов о необходимости перемен в церковном управлении, о восстановлении института патриаршества, о возрождении авторитета церкви в народе. Церковное «обновленчество» было абсолютно неприемлемым для старого чиновника, возглавлявшего Синод более четверти века...
к. П. Победоносцев стал человеком, который пережил себя как политика. Он угасал, наблюдая, как Россию охватил мощный революционный поток, сметая на своем пути все заслоны, которыми он так долго ее огораживал. 19 октября 1905 г., в день объявления царского манифеста о свободах, Победоносцев был уволен с должности обер-прокурора, а 10 марта 1907 г., немного не дожив до своего 80-летия, он скончался.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы. Л., 1929. С. 219.
2. Археографический ежегодник на 1972 г. М., 1974. С. 316.
3. Победоносцев К.П. Московский сборник. М., 1896. С. 49.
4. Там же. С. 39, 42.
5. Кони А.Ф. Собр.соч. Т. 11. М., 1966. С.255.
6. Бан Их Квон. К. П. Победоносцев и распространение церковно-приходских школ в 1884-1904 гг. Автореф. дис. .канд. ист. наук. СПб., 2000.
7. Полунов А. Ю. Константин Петрович Победоносцев -человек и политик // Отечественная история. 1998. №1. С. 49.
8. Победоносцев К. П. Новая школа. М., 1899. С. 54.
9. Там же. С.100-101.
10. Исторический вестник. 1907. № 4. С. 273.
11. Рабкина Н. А. Константин Петрович Победоносцев // Вопросы истории. 1995. № 2. С. 71.
12. Феоктистов Е. М. Указ. соч. С. 221.
13. Толстой Л. Н. Собр. Соч. в 90 томах. Т. 54. М., 1935. С. 503.
14. Соловьев В. С. Соч. в 2-х томах. Т.2 . М., 1989. С. 249.
15. Перетц Е. А. Дневник. М., Л., 1927. С. 63.
16. Полунов А. Ю. Указ. соч. С. 51.
17. Русское православие. Вехи истории. М., 1984. С. 394.