Научная статья на тему 'Обер-прокурор Святейшего Синода, профессор Московского университета К. П. Победоносцев'

Обер-прокурор Святейшего Синода, профессор Московского университета К. П. Победоносцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
574
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обер-прокурор Святейшего Синода, профессор Московского университета К. П. Победоносцев»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2005. № 1

Ю.Ю. Петрунин

ОБЕР-ПРОКУРОР СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА,

ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВ

Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

Ин. 12:24

Впервые в школьные годы услышав имя Победоносцева сквозь призму знаменитых строк A.A. Блока ("простер совиные крыла"), я неосознанно испытал необъяснимое чувство дискомфорта. Только много лет спустя, узнав гораздо больше и о К.П. Победоносцеве и о A.A. Блоке, я понял причину этих внутренних переживаний: с одной стороны, такая гордая и красиво звучащая для русского слуха фамилия — "несущий победу", с другой — такое мрачное, не вяжущееся с ней сравнение. В конце концов все же фамилии что-то говорят, и доверие к ним обусловлено их прошедшей испытание временем смысловой нагрузкой гораздо больше, чем сиюминутная словесная игра ангажированного поэтического творчества. В итоге достоверно можно сказать только об одном — о полной нравственной противоположности Победоносцева и Блока. Стыдливо умолчим о моральном облике поэта-символиста, но напомним, что Победоносцев не только все свои недюжинные силы посвятил развитию духовного просвещения в России, укреплению нравственности, сохранению социального мира, но и, по общему признанию, всегда сам являлся образцом бескорыстия, честности, порядочности, глубокого личного благочестия.

Впрочем, Победоносцеву не привыкать к необоснованным обвинениям. Один из его "оппонентов" писал: "Руководящие политические идеи К.П. Победоносцева просты. Лучший государственный строй — тот, который обеспечивает ему, Победоносцеву, преобладающее влияние в государстве и позволяет со-

Петрунин Юрий Юрьевич — доктор философских наук, профессор.

лидарным с ним сановникам спокойно и бесконтрольно пользоваться всеми благами неограниченной власти и принудительного авторитета. Истина есть то, что полезно и удобно для носителей власти; ложь — все то, что для них стеснительно и неприятно".

Что можно ответить на эту, с позволения сказать, "критику"? Учитывая, что эти строки были написаны после кончины Победоносцева, можно сказать — "мертвые сраму не имут". Любопытно отметить, что автор вышеприведенных строк положил начало известной династии советской творческой интеллигенции, к которой с полным основанием можно отнести слова и о "лучшем государственном строе", и о "принудительном авторитете".

Внимательное, непредвзятое знакомство с жизнью, творчеством и служением К.П. Победоносцева показывает, сколь велико значение этой личности для нашей страны в XIX, XX да и в XXI вв.

Выдающийся государственный деятель России Константин Петрович Победоносцев родился 21 мая 1827 г. в Москве в семье профессора словесности Московского Императорского университета Петра Васильевича Победоносцева. Дед Константина Петровича был священником церкви великомученика Георгия Победоносца на Варварке, от которой и получил свою фамилию. С детства К.П. Победоносцев отличался трудолюбием, целеустремленностью, привязанностью к церкви, любовью к чтению, необычным для юного возраста пристрастием к порядку. Уже учась в 1841—1846 гг. в Петербургском Императорском училище правоведения, он ни разу не был замечен ни в одной шалости. Единственное, что вызывало недовольство его педагогов, была неумеренная страсть к чтению. После окончания училища Победоносцев поступает на службу в восьмую (московскую) канцелярию отделения Правительствующего Сената в должности помощника секретаря. Одновременно со службой Победоносцев занимается серьезной научной работой: в середине 1850 гг. выходят его первые статьи в журнале "Русский вестник", посвященные истории крепостного права в России и реформе гражданского судопроизводства. В эти же годы Константин Петрович получает приглашение читать лекции на юридическом факультете Московского университета. В 1859 г. он защищает здесь магистерскую диссертацию на тему "К реформе гражданского судопроизводства", а в 1860 г. избирается профессором по кафедре гражданского права. Соединение практических знаний и блестящих ораторских спо-

собностей позволяет ему завоевать высокую оценку лекций среди студентов и коллег. Знаменитый юрист А.Ф. Кони, бывший студент Константина Петровича, так характеризовал его лекции: "...Прекрасный курс гражданского судопроизводства, ясный, сжатый, точный и поучительный читал нам... Константин Петрович Победоносцев... С живым сочувствием рисовал он пред нами особенности нового состязательного процесса, разъясняя "новшества" кассации, отличной от апелляции, и благотворность права мировых судей руководствоваться не только писанным законом, но и народными обычаями. В особенности ставил он высоко начало гласности производства. Его не удовлетворял "канцелярский образ Фемиды, совершающей свое дело с повязкою на глазах". "Что прячется от света и скрывается в тайне, — говорил он нам на лекции о публичности производства, — в том, верно, есть неправда, — и если цель правосудия состоит в отражении правды, в исправлении и обличении неправды, в соблюдении закона, то оно не может опасаться света, и все его действия должны совершаться открыто, потому что обличение правды во тьме не есть обличение и объявление правды под покровом канцелярской тайны не есть объявление. Когда правосудие избирает для себя таинственные пути и тщательно скрывает свои действия от общего ведения, оно тем самым доказывает, что в его пути есть кривизна, которую опасно обнаружить перед всеми".

Курс гражданского права Победоносцева, впервые изданный в 1868 г., на многие годы становится настольной книгой для русских юристов. В наши дни он переиздан в качестве классического учебника в издательстве "Статут" в 2002 г. и в издательстве "Зерцало" в 2003 г. Широкая эрудиция автора позволяет ему писать глубокие и интересные статьи не только по юриспруденции, но и по богословию, истории, педагогике.

Стремительно развивается и служебная карьера Победоносцева. Начав со скромной первоначальной должности помощника секретаря, он становится секретарем, затем обер-секретарем департамента и, наконец, обер-секретарем Общего собрания московских департаментов. В 1861 г. происходит крутой перелом в судьбе Победоносцева: известный ученый был приглашен (в числе других лучших профессоров Московского университета) преподавать юридические науки наследнику престола великому князю Николаю Александровичу. Он становится известным при Дворе, сопровождает цесаревича в

его поездке по России. После внезапной смерти наследника в 1865 г. от болезни Победоносцев, уже хорошо зарекомендовавший себя, снова приглашается преподавать юридические науки, на этот раз новому наследнику престола великому князю Александру Александровичу — будущему императору Александру III. В 1868 г. Победоносцев назначается сенатором, а в 1872 г. становится членом Государственного совета. В апреле 1880 г. он занимает пост, с которым на долгие годы связывается имя Победоносцева, — обер-прокурор Святейшего Синода. Победоносцев становится фактически главным идеологом Российской империи. Его влияние на императора Александра III и в меньшей степени на Николая II было столь значительным, что многие государственные решения и даже формирование государственной политики в целом общественным мнением приписывались ему как "вице-императору России".

Один из современников Победоносцева, побывавший у него дома на Литейном, писал:

"В его огромном кабинете... с письменным столом колоссального размера и другими столами, сплошь покрытыми бесчисленными книгами и брошюрами, становилось страшно от ощущения развивающейся здесь мозговой работы. Он все читал, за всем следил, обо всем знал...".

Впервые недюжинные волевые, интеллектуальные и управленческие способности Константина Петровича проявились в драматические дни марта—апреля 1881 г. после убийства Александра II. Группа влиятельных сановников (граф Лорис-Мели-ков, министры Валуев, Милютин, Абаза, великий князь Константин Николаевич и др.) настаивала на продолжении курса либеральных реформ, введении одобренного незадолго до гибели царем проекта некоего подобия "представительства" (конституции). 8 марта Победоносцев выступает со своей знаменитой речью в Государственном совете, где подвергает эти идеи решительной критике. Бледный как полотно, по воспоминаниям очевидцев, начинает он свое выступление. Будучи гораздо моложе своих оппонентов и не являясь потомственным аристократом, последовательно и аргументированно подвергает Победоносцев беспощадной критике реформаторский курс прежнего царствования. Особенно достается при этом идее так называемого "народного представительства".

"Разве те люди, — говорит он, — которые явятся сюда для соображения законодательных проектов, будут действительными выразителями мнения народного? Я уверен, что нет. Они

будут выражать только свои личные взгляды". Много позже, обосновывая свою мысль о гибельности представительных органов власти для России, он пишет:

"По теории парламентаризма должно господствовать разумное большинство; на практике господствуют пять-шесть представителей партии; они, сменяясь, овладевают властью... По теории народные представители имеют в виду единственно народное благо; на практике — они, под предлогом народного блага и на счет его, имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По теории — они должны быть из лучших, излюбленных граждан; на практике — это наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории — избиратель подает голос за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике — избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает, но о котором натверждено ему речами и критиками заинтересованной партии. По теории — делами в парламенте управляют и двигают опытный разум и бескорыстное чувство; на практике — главные движущие силы здесь решительная воля, эгоизм и красноречие... Больно и горько думать, что в земле Русской были и есть люди, мечтающие о водворении этой лжи у нас; что профессоры наши еще проповедуют своим слушателям о представительном правлении как об идеале государственного учреждения".

Резкое выступление Победоносцева против разного рода "говорилен" — земских и городских учреждений, суда, газет и журналов, — призыв опираться на традиционные русские ценности, приводит к тому, что Александр III издает в апреле 1881 г. Манифест "О незыблемости самодержавия", текст которого подготовил Победоносцев. Ряд либерально настроенных министров уходят в отставку, начинается новая эпоха в истории России. В литературе этот период обычно называют эпохой контрреформ, поскольку преобразования этого времени в той или иной степени противостоят предшествующим шагам верховной власти. Иногда задают вопрос о том, как мог Победоносцев, сам активно участвовавший в реформах предыдущего царствования, стать главным вдохновителем и архитектором нового политического курса.

Главная причина этого состояла в особенностях мировоззрения Победоносцева. По своей сути Победоносцев был противником всякой абстрактной, оторванной от жизни истины. Реформы судопроизводства, высшей школы, местного управления, произведенные в 60-е гг., показали свои негативные сто-

роны. Земские учреждения конфликтовали с правительственными, взаимно затрудняя работу друг друга. Суд и высшие учебные заведения стали ареной политической борьбы и антиправительственной агитации. Несменяемость судей привела к тому, что даже нерадивого, неподготовленного судью стало невозможным освободить от должности. Суд присяжных постоянно оправдывал преступников, поощряя тем самым безнаказанность. Публичность всех судебных заседаний вела к деморализации общества.

"Публичное заседание по уголовному делу превращается в спектакль, недостойный правосудия, — писал Победоносцев. — Женщины, девицы и даже дети присутствуют в нервном волнении при самых возмутительных и соблазнительных сценах; судьи, обвинители и защитники делаются участниками всеобщего внимания. Действительно, публичность в этом безграничном смысле и виде не только не представляет никаких существенных гарантий беспристрастности в решении, но, напротив, еще оскорбляет оные, представляя из суда арену для волнующихся и борющихся партий".

Участвуя в преобразованиях 60-х гг., К.П. Победоносцев предвидел многочисленные проблемы. Апофеозом этих отрицательных последствий реформ стало цареубийство.

С другой стороны, Победоносцев как сторонник органического развития общества всегда был противником радикализма. Даже не идеальные по природе и последствиям работы учреждения, уже интегрировавшиеся в жизнь, в той или иной степени сросшиеся с ней, не должны вырываться с корнем, а лишь улучшаться, усовершенствоваться. Отсюда — принципиальный эволюционизм Победоносцева, стремление к постепенности, осторожность при принятии государственных решений, затрагивающих судьбы огромного числа людей. Победоносцев выступает против абсолютной судебной несменяемости, не предлагая отказаться от самого принципа, против публичности судебных заседаний, но не вообще, а лишь за ограничение этого принципа. В результате по закону 1887 г. все дела, рассмотрение которых могло раньше происходить при открытых дверях (вопросы об уважении религии, нравственности, семьи и государственного порядка), должны были производиться в закрытом порядке. Поэтому Победоносцев выступает за государственные экзамены в университетах, но сохранив при этом и внутриуниверситетские экзамены . Поэтому Победоносцев выступает не за устранение местного самоуправления, а за интеграцию его в общую систему государственной власти и уп-

равления, реализованную в принятом в 1889 г. "Положении о земских участковых начальниках".

Главное, по мысли Победоносцева, не учреждения, а люди. В одном из своих писем он пишет: "Мы живем в век всякого рода трансформаций: в устройстве администрации и общественного управления... И до сих пор последующее оказывалось едва ли не плоше предыдущего... У меня больше веры в улучшение людей, нежели учреждений".

В другом письме Победоносцев продолжает эту тему: "Зачем строить новое учреждение... когда старое учреждение потому только бессильно, что люди не делают в нем своего дела как следует?"

Как же изменить людей? На этот вопрос Победоносцев отвечает вполне определенно: только Церковь и правильно поставленная система образования способны сделать это. "Ныне развелись эпидемические люди, — пишет он, — без разума и совести, одержимые диким инстинктом разрушения, выродки лживой цивилизации. Нельзя выследить всех, нельзя вылечить всех обезумевших. Но надо бы допросить себя, отчего их так много, обезумевших юношей, не оттого ли, что мы ввели у себя ложную, совсем не свойственную нам систему образования, которая, отрывая каждого от среды своей, увлекает его в среду фантазии, мечтаний и несоответственных претензий и потом бросает его на большой рынок жизни без определенного дела, без связи с действительностью и народной жизнью, но с непомерным и уродливым самолюбием, которое требует всего от жизни, ничего само не внося в нее". Как актуально звучат эти слова и через сто с лишним лет!

Особую роль в подготовке человека к жизни отводит Победоносцев начальной школе. По его мнению, школа и церковь должны быть неразрывно связаны друг с другом. Главное назначение школы, особенно начальной, ориентированной на широкие народные массы, — нравственно-воспитательное. "Народная школа должна быть не только школой арифметики и грамматики, — говорит он, — но прежде всего школой добрых нравов и христианской жизни". Победоносцев пишет Александру III, что организация церковно-приходских школ есть "вопрос первостепенной важности для государства. Народ у нас пропадает, раскол и секты держатся от невежества: люди вырастают, не получая первых, самых основных понятий о Боге, о Церкви, о заповедях... Для блага народного необходимо, чтобы повсюду, поблизости от него и именно около приходской церкви (храма) была первоначальная школа

грамотности, в неразрывной связи с учением Закона Божия и церковного пения, облагораживающего всякую простую душу. Православный русский человек мечтает о том времени, когда вся Россия покроется сетью таких школ".

Другой важной чертой начальной школы, считает Победоносцев, должно стать объединение знаний и умений, получение школьником практических навыков. "Плохо дело, — пишет Победоносцев, — когда школа отрывает ребенка от среды его, в которой он привыкает к делу своего звания — упражнением с юных лет и примером, приобретая бессознательно искусство и вкус в работе. Кто готовится быть кандидатом или магистром, тому необходимо начинать учение в известный срок и проходить последовательно известный ряд наук; но масса детей готовится к труду ручному и ремесленному. Для такого труда необходимо приготовление физическое с раннего возраста. Закрывать путь к этому приготовлению, чтобы не потерять времени для школьных целей, значит затруднять способы к жизни массе людей, бьющихся в жизни из-за насущного хлеба, и стеснять посреди семьи естественное развитие экономических сил ее, составляющих в совокупности капитал общественного благосостояния... А мы все препираемся о курсе для народной школы, о курсе обязательном, с коим будто бы соединяется полное развитие. Иной хочет вместить в него энциклопедию знаний под диким названием родиноведения... Иной требует энциклопедию политических наук и правоведение... Но мало кто думает, что, отрывая детей от домашнего очага на школьную скамью с такими мудреными целями, мы лишаем родителей и семью рабочей силы, которая необходима для поддержания домашнего хозяйства, а детей развращаем, наводя на них мираж мнимого или фальшивого и отрешенного от жизни знания, подвергая их соблазну мелькающих перед глазами образов суеты и тщеславия".

В результате огромной, кропотливой, многолетней работы Победоносцеву удается увеличить число церковно-приходских школ с 4404 в 1881 г. до 42884 в 1905 г. Благодаря несомненному организаторскому таланту Победоносцева Россия действительно в начале XX в. покрывается сетью школ, в которых соединялось образование и воспитание, нравственность и знание. Хотя главное внимание, безусловно, было уделено воспитанию, эта школа давала и прочные, отвечающие потребности времени познания для широких масс народа. Основанная на модели прекрасного педагога того времени, выпускника и заведующего кафедрой физиологии растений Москов-

ского университета Сергея Александровича Рачинского, школа давала блестящие естественно-научные и особенно математические знания. При этом вспоминается известная картина ученика С.А. Рачинского Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет", показывающая и сложность решаемых в этой школе задач, и творческую атмосферу на уроках: крестьянские дети, обучающиеся в трехклассной школе, напряженно решают устный пример:

102 + 112 + 122 + 132 + 142 365 '

Многие ли сегодняшние школьники, даже более старших классов, смогут решить эту задачу за несколько минут без карандаша и бумаги (и калькулятора!)? Вопрос риторический.

Одновременно с развитием церковно-приходских школ, с поддержкой церкви Победоносцев развертывает большую издательскую деятельность по выпуску религиозной просветительской литературы для простого народа. В этой работе он участвует не только как организатор и вдохновитель, но и как автор и переводчик: в 1869 г. выходит переведенная Победоносцевым с латыни знаменитая работа Фомы Кемпийского "Подражание Христу", в 1893 г. он публикует оригинальную работу "Праздники Господни", в 1902 г. — свой перевод с церковнославянского на общедоступный русский язык Нового Завета. С 1896 по 1901 г. выходит несколько изданий "Московского сборника", в котором наиболее ярко выражены философские и политические взгляды обер-прокурора.

Личными усилиями Победоносцева организуется всенародное празднование 1000-летия со дня кончины св. Мефодия (1885), 900-летие Крещения Руси (1888), 500-летие со дня кончины преп. Сергия Радонежского (1892)

Победоносцев покровительствует живописи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова, помогает материально и морально Ф.М. Достоевскому и П.И. Чайковскому. Живо интересуется Победоносцев развитием науки и техники, понимая их важность для государства и общества: наблюдает за опытами С.К. Джевецко-го с подводными лодками на озере в Гатчине (известный изобретатель в 1880 г. впервые в мире сконструировал подводную лодку с электрическим двигателем), следит за развитием воздухоплавания и минного дела.

За заслуги перед Отечеством в 1898 г. Победоносцеву вручается орден св. Андрея Первозванного, а в 1894 г. — алмазные знаки к нему.

С 1875 г. К.П. Победоносцев — действительный член Общества истории и древностей российских при Московском университете, с 1877 г. — член Юридического общества при Санкт-Петербургском университете. Победоносцев становится также почетным членом Петербургской академии наук, многих российских и зарубежных университетов, общественных и религиозных организаций.

Когда начинается первая русская революция и в России верх берут революционные настроения, Победоносцев оказывается не у дел. Предвидя такой поворот событий, еще в 1900 г. он говорил: "...Идем на всех парах к Конституции, и ничего, никакого противовеса, какой-либо мысли, какого-либо культурного принципа нету!".

Победоносцев становится главным объектом либеральной и марксистской критики как ответственный за политический курс, направленный на укрепление самодержавия и сдерживание антигосударственных и революционных тенденций. Критика Победоносцева не ограничивается только памфлетами, эпиграммами и карикатурным изображением его в художественной литературе — на обер-прокурора Святейшего Синода совершается несколько покушений.

Константин Петрович с сожалением отмечает в одном из своих писем:

"С давних времен люди европейские, да и русские, не знающие, чем и как движутся наши административные пружины, воображают, что все, что ни происходит в России от правительства, движется волею или прихотью какого-нибудь одного, кто в ту или другую минуту считается влиятельной силой, так сказать, "первым при фараоне лицом". И вот, к несчастью, утвердилось всюду фантастическое представление о том, что я — такое лицо, и сделали меня козлом отпущения за все, чем те или другие недовольны в России и на что те или иные негодуют".

В другом месте Победоносцев пишет:

"Такое ощущение всей обезумевшей теперь молодежи и в столицах, и во всех углах России: толпа людей, не имеющих никакого понятия о ходе государственных дел, о пружинах администрации, о делах и людях, выставляет меня виновником всех, что у них слывет, злоупотреблений, насилий, ретроградных мер и кричит, что во имя свободы надобно меня уничтожить".

После издания царского манифеста о даровании свобод русскому народу в октябре 1905 г. Победоносцев выходит в от-

ставку с поста обер-прокурора Святейшего Синода и члена Комитета министров, хотя остается членом Государственного совета и сенатором.

Скончался К.П. Победоносцев 10 марта 1907 г. в Петербурге.

Долгое время считалось, что все титанические усилия Победоносцева оказались напрасными: ему не удалось остановить либеральные тенденции в стране и предотвратить революцию. Знаменитый юрист А.Ф. Кони писал о последних годах жизни Победоносцева:

"Он умирал медленно, как тяжело раненный воин. Перед ним... наступало со страстью и необдуманной стремительностью торжество тех начал, на подавление которых он столь бесплодно употребил и свой острый ум, и свое влияние".

Можно ли отсюда сделать вывод о том, что деятельность Победоносцева, противостоявшего процессам разложения общества, "консерватора" и "ретрограда", представляет только исторический интерес? С этим заключением нельзя согласиться. Тяжелые испытания, выпавшие на долю русских людей с приходом новой безбожной власти, открыли миру множество мучеников за веру. Имена многих из них мы узнали только недавно. Но в воспитание этих людей несомненный вклад внесли те церковно-приходские школы, которые развивал К.П. Победоносцев, в которых они получили первые, самые главные представления о нравственности, человеке и его назначении. Более того, изданные Победоносцевым многочисленные просветительские книги и брошюры, переводы религиозной литературы оказались востребованными в конце XX столетия, когда в нашей стране началось возрождение православных традиций. Именно они явились в значительной степени первой литературой, которая начала репринтно издаваться в 90-е гг. в нашей стране, соединяя времена между собой. Оказалось, что эти книги стали теми семенами возрождения человеческой души, которые, по словам Евангелия, "как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные" (Мк. 4, 31—32).

Сочинения К.П. Победоносцева

К.П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки. М.; Пг., 1923. Т. 1. Ч. 2.

К.П. Победоносцев: pro et contra. СПб., 1996.

Письма Победоносцева к Александру III с приложением писем к великому князю Сергею Александровичу и Николаю II. М., 1925—1926. Т. 1—2.

Победоносцев К.П. Курс гражданского права. М., 2004.

Победоносцев К.П. Соч. СПб., 1996.

Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

Победоносцев К.П. Заблуждения демократии // Новый журнал литературы, искусства и науки. 1996. № 2 (перевод статьи Победоносцева из американского журнала "The Cosmopolitan").

Победоносцев К.П. Заметки для истории крепостного права в России // Русский вестник. 1858. Т. 15. Июнь. Кн. 2.

Победоносцев К.П. Приобретение собственности и поземельные книги // Русский вестник. 1860. Т. 28. Июль. Кн. 1.

Победоносцев К.П. О реформах в гражданском судопроизводстве // Русский вестник. 1859. Т. 21. Июль. Кн. 2.

Тверской П.А. Из деловой переписки с К.П. Победоносцевым. 1900—1904 гг. // Вестник Европы. 1907. Кн. 12.

Литература о К.П. Победоносцеве

Byrns R.F. Pobedonostsev. His life and thought. Bloomington; London, 1968.

Ведерников B.B. "Московский сборник" К.П. Победоносцева и кризис идеологии пореформенного самодержавия // Вестник ВолГУ. Сер. 4. История. Философия. 1997. Вып. 2.

Глинский Б.Б. Константин Петрович Победоносцев (Материалы для биографии) // Исторический вестник. 1907. № 4.

Гусев В.А. К.П. Победоносцев — русский консерватор-государственник // Социально-политический журнал. 1993.

Звягинцев А.Г, Орлов Ю.Г. Константин Петрович Победоносцев // Самые знаменитые юристы России. М., 2003.

Ланщиков А.П. Предотвратить ли думою грядущее? // Победоносцев К.П.. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

Майорова O.E. "Я живу постоянно в рамках..." (О культурно-психологической подпочве политической концепции К.П. Победоносцева) // Казань, Москва, Петербург: Российская империя взглядом из разных углов. М., 1997.

Рабкина Н.А. Константин Петрович Победоносцев // Вопр. истории. 1995. № 2.

Сергеев С.М. Константин Петрович Победоносцев // Великие государственные деятели России. М., 1996.

Соловьев А.Л. К.П. Победоносцев и политика контрреформ // Известия Уральского государственного университета. 2003. № 25.

Степанов Ю.Г. «Второе пришествие "Московского сборника"»? // Историографический сборник. Саратов, 2000. Вып. 19.

Степанов Ю.Г. Некоторые историографические суждения о К.П. Победоносцеве // Историографический сборник. Саратов, 1999. Вып. 17.

Тимошина Е.В. "Органицизм" как методологическая ориентация правовой философии // Право и политика. 2000. № 10.

Тимошина Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К.П. Победоносцев. СПб., 2000.

Тимошина Е.В. "Я вижу ясно путь и истину" // Победоносцев К.П. Курс гражданского права. М., 2002.

Томсинов В.А. Константин Петрович Победоносцев: государственный деятель и правовед // Право и политика. 1999. № 4.

5 ВМУ, управление (государство и общество), № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.