ISSN 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №2
477
УДК 32:659.4
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ АСПЕКТЕ
© Ю. В. Кудашова
Оренбургский государственный университет Россия, 460018 г. Оренбург, пр. Победы, 13.
Тел.: +7 (3532) 3 7 24 60.
E-mail: [email protected]
Политическое позиционирование оказывает влияние на взаимосвязи между субъектами и определяет характер отношений на основе ценностей, устанавливающих позицию субъекта в политическом пространстве.
Ключевые слова: субъект политической системы, конкуренция, политическое позиционирование, политический актор, политический процесс, политические коммуникации, территория.
Введение
Специфика политического позиционирования состоит в том, что оно влияет на взаимосвязи между субъектами и определяет характер политических отношений между субъектами политической системы. Группируясь в векторы взаимосвязей на основе определенных ценностей и интересов, субъекты интегрируются в общую структуру политической системы. Конкуренция пронизывает политические отношения как на уровне отдельно взятой страны, так и на уровне субъектов или территорий Российской Федерации.
Политические отношения даже в рамках стабильных политических систем носят сложный, нелинейный характер. Это особенно верно применительно к нестабильным, склонным к частым переменам политическим системам. Речь идет о нестабильных, быстро сменяющихся политических процессах, возникающих и развивающихся в условиях кризиса власти и государственно-политической системы в целом.
Политические отношения теснейшим образом связаны с политическим позиционированием. Процесс позиционирования как информационнокоммуникативная деятельность, сущность которой составляет создание устойчивых позиций в политическом пространстве для политических акторов в продвижении политических интересов на политическом рынке, создает условия влияния на процесс развития территорий.
Политическая регионалистика определяет принципы управления отдельно взятыми территориями, актуализируя территориальный аспект политики. Выделение территорий как отдельных регионов имеет различные причины, одна из них заключается в стимулировании развития регионов для решения экономических и социальных, этнопо-литических проблем государства. В качестве территории выделяются субъекты Федерации в рамках одного государства. Территория выступает фактором интеграции интересов, позиций, формирования характерных политических отношений, особенностей политической культуры.
Территория как объект интересов целевых групп
В России к территориям можно отнести Федеральные округа и регионы, входящие в округа, представляющие субъекты Федерации. Тенденции к повышению роли и самостоятельности регионов созвучны с поиском более эффективных форм
управления. Проблемы взаимодействия Федерального центра и субъектов Федерации, освоение региональными структурами широких полномочий, развитие функций адаптации региональных политических и управленческих структур к новым социальным условиям обусловили необходимость использования технологий завоевания адекватных позиций в регионально-политических реалиях.
Регион формируется и развивается как относительно самостоятельное территориальное образование под влиянием большой и сложной совокупности факторов естественного, социального и политического характера. Федеральный центр становится ядром региона, притягивает периферию, концентрирует накопленные регионом ресурсы. Четко выраженный центр и периферия зависят от социальной поляризации и недостаточно развитой коммуникационной системы [1].
Как пишет Т. В. Сачук, территории в лице органов исполнительной и законодательной власти осознают существование конкуренции между территориями за привлечение новых ресурсов. Позиционирование территории не может осуществляться без оценки территориального продукта [2]. А. Л. Г апоненко отмечает, что региональным продуктом выступает территория, имеющая свои сильные и слабые стороны [3].
А. П. Панкрухин определяет продукт применительно к территории следующим образом: «Это ресурсы территории, востребованные ее потребителями: географическое положение, население, технологии, сырьевые ресурсы, уровень деловой активности» [4].
В политическом маркетинг-менеджменте под позиционированием понимают комплекс мер, благодаря которым политический актор в сознании целевых групп создает выгодное для него положение на политическом рынке, выделяя свои сильные стороны и одновременно подчеркивая слабые стороны конкурентов [5].
Именно территориальный продукт может охарактеризовать территорию как объект интереса целевых аудиторий. В связи с изложенным представляется, что территориальный продукт можно рассматривать как сложную структуру, состоящую из нескольких интегральных систем.
Во-первых, это комплекс ресурсов территории: природные ресурсы территории, климат, степень экологической чистоты, месторасположение,
478
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
основные производства и отрасли, размещенные на территории, транспортное сообщение, коммуникации, инфраструктура, население. В определенной степени это можно назвать «экономгеографически-ми» ресурсами территории.
Во-вторых, территория является местожительством населения, где определяется средняя заработная плата, наличие рабочих мест, величина прожиточного минимума, возраст выхода на пенсию и размер «местных» доплат к пенсии, совокупность товаров и услуг. В этом случае человек и территория воспринимаются как объект экономических и социальных интересов.
В-третьих, это система организации и качество политического маркетинг-менеджмента данной территории, которую осуществляют представительные, исполнительные и законодательные органы власти, главы муниципальных образований или политическая элита. Территория воспринимается как общественно-политическое образование, которое активно влияет на общественную и деловую активность данной территории.
Таким образом, территориальный продукт может быть представлен тремя составляющими интегральной системы оценки:
- комплекс ресурсов, находящихся на территории в количественном и качественном измерении;
- параметры социально-экономического развития и качество жизни на данной территории;
- индикаторами общественно-политической активности населения территории.
Как отмечает Т. А. Ванеева, представление о территории может дать метасистемный подход, предполагающий существование трех объективно необходимых блоков интегральной системы: политических, экономических и социальных отношений.
Т еоретическое обоснование политического позиционирования как системы политических коммуникаций заложили как естественнонаучные исследования Н. Винера, К. Шеннона, У. Уивера и других ученых, так и философские, социологические и лингвистические изыскания Дж. Гэлбрейта, Т. Парсонса, Д. Рисмена, Д. Белла, Г. Блумера, М. Бубера, Т. Ньюкомба, А. Моля, А. Турена, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Ф. де Соссюра, Р. Якобсона,
A. Тоффлера и многих других теоретиков, работавших и работающих в области изучения этой междисциплинарной проблемы. Г. Лассуэлл, Р. Брэд-док, С. Липсет, У. Липпман, П. Лазарсфельд, Р. Парк, Г. Маклюэн стоят у истоков политических коммуникаций. Существенный вклад в становление теории вносят современные зарубежные и российские ученые: Э. Аронсон, К. Джон, Б. Макмайер, П. Шампань, Д. Уилхем, Ю. Буданцев, Б. Грушин, Е. Егорова-Гантман, Л. Землянова, Т. Иларионова,
B. Конецкая, Т. Лебедева, Ю. Нисневич, Г. Почеп-цов, А. Соколов, Б. Фирсов, Л. Федотова, Ю. Шер-ковин и др. [1].
Ю. Ю. Петрунин пишет, что формирование и функционирование в сфере публичной власти разнообразных идеологий, чувств, ценностей, симво-
лов, доктрин, официальных норм и оппозиционных оценок и мнений различных акторов составляют особый политический процесс. Суть его заключается в том, что политическое позиционирование сигнализирует различным целевым группам о субъекте и позволяет занять соответствующую позицию в системе политических отношений [6].
Выводы
Процесс позиционирования как информационно-коммуникативная деятельность, сущность которой составляет создание устойчивых позиций в политическом пространстве для политических акторов в продвижении политических интересов на политическом рынке, создает условия влияния на процесс развития территорий.
Выделение территорий как отдельных регионов имеет различные причины, одна из них заключается в стимулировании развития регионов для решения экономических и социальных, этнополи-тических проблем государства. В качестве территории выделяются субъекты Федерации в рамках одного государства. Территория выступает фактором интеграции интересов, позиций, формирования характерных политических отношений, особенностей политической культуры.
Позиционирование территории не может осуществляться без оценки территориального продукта. Именно территориальный продукт может охарактеризовать территорию как объект интереса целевых аудиторий. В связи с изложенным представляется, что территориальный продукт можно рассматривать как сложную структуру, состоящую из нескольких интегральных систем.
Представление о территории может дать мета-системный подход, предполагающий существование трех объективно необходимых блоков интегральной системы: политических, экономических и социальных отношений.
Политическое позиционирование выстраивается как система информационно-коммуникативных действий. Системный взгляд на позиционирование территории как субъекта Федерации имеет важное значение в развитии государства. Именно субъект является исходной точкой отсчета развития государства, именно в нем складываются общественно-политические отношения и условия для создания, отвечающего требованиям территориального продукта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Политология: Лексикон / Под ред. А. И. Соловьева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 800 с.
2. Сачук Т. В. К вопросу о сущности понятия «территориальный продукт» // Маркетинг. 2005. №2. С. 11-21.
3. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л, 2004. 472 с.
4. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. М.: изд-во РАГС, 2002. 472 с.
5. Кудашова Ю. В. Понятие «позиционирование» в теории политического маркетинг-менеджмена // Вестник Башкирского университета. 2010. №1. С. 138-144.
6. Политические коммуникации / Под ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004. 332 с.
Поступила в редакцию 18.02.2010 г.