Научная статья на тему 'Политическое образование в современных европейских государствах'

Политическое образование в современных европейских государствах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
630
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / POLITICAL EDUCATION / POLITICAL SOCIALIZATION / EDUCATION POLICY / EDUCATION SYSTEM / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Власова Ольга Юрьевна

Существует множество трактовок и подходов к определению понятия «политическое образование». Для ведения государственной политики в этой области необходим общественный консенсус по базовым политическим моментам. Такой консенсус существует в большинстве европейских государств, что позволяет регламентировать политическое образование в рамках национальной образовательной политики. В России же активным актором политического образования должно стать гражданское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political education in contemporary European States

There is a big amount of handlings and approaches in political education definition. There should be a civil consensus on the basis political moments to lead a state policy in this sphere. There is such a consensus in the majority of European states. Such a consensus gives an opportunity to regulate political education in the frames of national education policy. It is civil society that should become an active actor of political education in Russia.

Текст научной работы на тему «Политическое образование в современных европейских государствах»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 1

О.Ю. Власова

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ

ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

Существует множество трактовок и подходов к определению понятия «политическое образование». Для ведения государственной политики в этой области необходим общественный консенсус по базовым политическим моментам. Такой консенсус существует в большинстве европейских государств, что позволяет регламентировать политическое образование в рамках национальной образовательной политики. В России же активным актором политического образования должно стать гражданское общество.

Ключевые слова: политическое образование, политическая социализация, образовательная политика, образовательная система, гражданское общество.

Политическое образование: определение понятия

По словам Вольфганга Сандера, автора многочисленных статей по политическому образованию, либерализация и возрождение человечества, освобождение от моральных и политических зол возможны посредством двух искусств — политики и педагогики1. Политическое образование должно способствовать прогрессу общества. В этом, по мнению Сандера, состоит миссия политического образования.

Политическое образование и политическая доктринация не имеют точек соприкосновения. В процессе политического образования недопустимо навязывание доктрин. Цель политического образования — привить интерес к политическому процессу, научить критически мыслить, оценивать политические события.

При авторитарном режиме, преследующем цели сохранения массовой лояльности и угнетения личности, нет места политическому образованию.

Очевидно, что демократами не рождаются, а следовательно, именно политическое образование способно сохранить и развить демократическую систему. Политическое образование — это не просто попытка передать знания об институтах и нормах поведения, это вера в продвижение основных демократических ценностей, таких как политическое участие, правление большинства и права меньшинства2.

1 Sander W. Introduction: Political / Civic Education in schools. Didactics of Political / Civic Education as a Science, — Bundeszentrale für politische Bildung / Federal Agency for Civic Education. 2004. URL: http:// www.bpb.de

2 Report on the International symposium «Social Studies and Civic Education in Europe» (Dillingen, Bavaria, West Germany, July 17-21, 1989). C. 23.

Политическое образование в Европе

Если первые европейские образовательные программы определялись идеей создания единого европейского рынка, то начиная с конца 1980-х гг. европейские документы об образовании основываются на продвижении «европейского измерения», нацеленного на формирование европейской идентичности, чувства принадлежности к европейскому сообществу. Маастрихтский договор (1992) заложил основы европейского гражданства и впервые представил сферу образования в системе компетенции ЕС. Иначе говоря, высшему образованию отводилась роль инструмента культурной и политической интеграции Ев-ропы3.

Многие ученые отмечают, что в европейских странах политическое образование все чаще становится формальностью, обязанностью, прописанной в школьных и университетских программах.

Проблема политического просвещения в рамках обязательного школьного образования заключается в том, что времени на уроки политики не остается. И курсы по политическому образованию должны выдерживать конкурентную борьбу с другими школьными дисциплинами, такими как экологическое, журналистское образование и другие подобные дисциплины.

Еще в 1960-х гг. дидактика в области политического образования стала отдельной научной дисциплиной. В немецкой интерпретации дидактика — это наука об обучении. Так, на данный момент в ФРГ около 20 профессоров специализируются на изучении дидактики в области политического образования, существует профессиональное научное сообщество Gesellschaft für Politikdidaktik und politische Jugend- und Erwachsenenbildung (GPJE — www.gpje.de), увеличивается число исследовательских проектов, защищаемых диссертаций, выпускаемой литературы.

В Австрии преподаватели в области политического образования обучаются в рамках специального университетского курса, магистерской программы «Уроки гражданского образования», утвержденной Федеральным Министерством по образованию, науке и культуре. Отличительная черта курса — его междисциплинарная направленность. Обучаться по данной программе могут преподаватели различных дисциплин, а также все, кто занимается политическим просвещением на профессиональной основе. Образовательный курс включает в себя два предмета: история и общество, политика и развитие организации.

Тем не менее опросы в современных европейских государствах показывают, что учащиеся относятся к политическому образованию как

3 Шпаковская Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб., 2007. C. 295.

к дискуссионному предмету, на котором можно узнавать новости и обмениваться мнениями, отдыхать от более утомительных предметов4.

Политическое образование в России

Политическое образование не являлось предметом изучения политической науки в предшествующий период. Часто под политическим образованием понимали составляющую демократической политической культуры либо составную часть образования молодежи в целом. Отчасти такой подход к разработке термина можно объяснить историческими политическими реалиями, вследствие чего политическое образование в его современном понимании отсутствовало как таковое.

Это связано с тем, что политическое образование по сути своей направлено на становление совершенно нового субъектного подхода к политике: воспитание компетентной политической элиты и участвующего гражданина.

Но для достижения этих целей политическому образованию в России предстоит пройти еще немалый путь.

Выделяют несколько основных характеристик гражданского образования в России в постсоветский период.

Институциональное разнообразие этнических, религиозных, гражданских вузов как ответ на советскую образовательную политику. Эти вузы ставили перед собой цель распространения знаний о культуре, религии, истории, языках отдельных национальных и религиозных общностей на территории РФ. Однако в 2000-е гг. начинается обратный процесс — унификация образования, связанный с попытками создания национальной российской идентичности и национальной идеи.

Усиление контактов религиозного и светского образования в системе высшего государственного образования в 2000-х гг. как попытка создания новой российской идентичности. Попытка поиска и создания российской постсоветской общности и идентичности, в которой ассоциация с «настоящей русской» религией является значимой компонентой.

Формирование государственной политики гражданского образования в 2000-х гг. Политика идентичностей становится частью государственной политики. Она формулируется в терминах обучения демократии, прав человека, мультикультурализма и представляет собой попытку легитимации современных правительственных институтов, существующего политического и экономического порядка. В 2005 г. была принята Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005—2008 годы». Государственная политика гражданского образования представляет собой ответ на появление негосударственных образовательных заведений религиоз-

4 Report on the International symposium "Social Studies and Civic Education in Europe" (Dillingen, Bavaria, West Germany, July 17-21, 1989). C. 24.

ной, этнической направленности и альтернативных учебных планов и направлена на унификацию образования.

Проникновение дискурса «европеизации» в дискурс о реформах высшего образования, который существует рядом с идеями формирования «национальной идеи» и производства российских граждан5.

Вследствие отсутствия идеологического консенсуса в современном российском обществе в стране нет властного или государственного института, который мог бы заниматься политическим образованием. Так, единственным активным актором политического образования в России может и должно выступить гражданское общество. Граждане страны, финансирующие государственные и муниципальные образовательные учреждения, также могут финансировать и гражданские институты, в ведение которых должно быть передано политическое просвещение и образование. Право на социальный заказ в этом смысле не нарушается, а политическое образование перестает быть подверженным док-тринации, что часто наблюдается в идеологически несформированном обществе, если политическое образование передается в ведение одного политического института, государства или партии.

Политическое образование сложно поддается институционали-зации, включению в привычное расписание учебных заведений, сложно выработать и универсальные академические принципы его преподавания. Политическое образование, несомненно, является ярким примером предмета, обучение которому должно продолжаться в течение всей жизни и на самых разных уровнях, как гласят разнообразные документы ЮНЕСКО. Именно поэтому разнообразие активных акторов в процессе политического образования — необходимое условие для формирования гражданственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Згага П. Современные тенденции в сфере высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. 2005. № 12.

2. Шпаковская Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб., 2007.

3. Attali J. Europe. P., 1994.

4. Fritz O., RolandR. Political / civic Education in Switzerland. Final report, — Bundeszentrale für politische Bildung / Federal Agency for Civic Education. 2004. URL: http:// www.bpb.de

5. Report on the International symposium "Social Studies and Civic Education in Europe" (Dillingen, Bavaria, West Germany, July 17-21, 1989).

6. Sander W. Introduction: Political / Civic Education in schools. Didactics of Political / Civic Education as a Science, — Bundeszentrale für politische Bildung / Federal Agency for Civic Education. 2004. URL: http:// www.bpb.de

5 Шпаковская Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб., 2007. C. 302-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.