ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 1
О.Ю. Власова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ
ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
Существует множество трактовок и подходов к определению понятия «политическое образование». Для ведения государственной политики в этой области необходим общественный консенсус по базовым политическим моментам. Такой консенсус существует в большинстве европейских государств, что позволяет регламентировать политическое образование в рамках национальной образовательной политики. В России же активным актором политического образования должно стать гражданское общество.
Ключевые слова: политическое образование, политическая социализация, образовательная политика, образовательная система, гражданское общество.
Политическое образование: определение понятия
По словам Вольфганга Сандера, автора многочисленных статей по политическому образованию, либерализация и возрождение человечества, освобождение от моральных и политических зол возможны посредством двух искусств — политики и педагогики1. Политическое образование должно способствовать прогрессу общества. В этом, по мнению Сандера, состоит миссия политического образования.
Политическое образование и политическая доктринация не имеют точек соприкосновения. В процессе политического образования недопустимо навязывание доктрин. Цель политического образования — привить интерес к политическому процессу, научить критически мыслить, оценивать политические события.
При авторитарном режиме, преследующем цели сохранения массовой лояльности и угнетения личности, нет места политическому образованию.
Очевидно, что демократами не рождаются, а следовательно, именно политическое образование способно сохранить и развить демократическую систему. Политическое образование — это не просто попытка передать знания об институтах и нормах поведения, это вера в продвижение основных демократических ценностей, таких как политическое участие, правление большинства и права меньшинства2.
1 Sander W. Introduction: Political / Civic Education in schools. Didactics of Political / Civic Education as a Science, — Bundeszentrale für politische Bildung / Federal Agency for Civic Education. 2004. URL: http:// www.bpb.de
2 Report on the International symposium «Social Studies and Civic Education in Europe» (Dillingen, Bavaria, West Germany, July 17-21, 1989). C. 23.
Политическое образование в Европе
Если первые европейские образовательные программы определялись идеей создания единого европейского рынка, то начиная с конца 1980-х гг. европейские документы об образовании основываются на продвижении «европейского измерения», нацеленного на формирование европейской идентичности, чувства принадлежности к европейскому сообществу. Маастрихтский договор (1992) заложил основы европейского гражданства и впервые представил сферу образования в системе компетенции ЕС. Иначе говоря, высшему образованию отводилась роль инструмента культурной и политической интеграции Ев-ропы3.
Многие ученые отмечают, что в европейских странах политическое образование все чаще становится формальностью, обязанностью, прописанной в школьных и университетских программах.
Проблема политического просвещения в рамках обязательного школьного образования заключается в том, что времени на уроки политики не остается. И курсы по политическому образованию должны выдерживать конкурентную борьбу с другими школьными дисциплинами, такими как экологическое, журналистское образование и другие подобные дисциплины.
Еще в 1960-х гг. дидактика в области политического образования стала отдельной научной дисциплиной. В немецкой интерпретации дидактика — это наука об обучении. Так, на данный момент в ФРГ около 20 профессоров специализируются на изучении дидактики в области политического образования, существует профессиональное научное сообщество Gesellschaft für Politikdidaktik und politische Jugend- und Erwachsenenbildung (GPJE — www.gpje.de), увеличивается число исследовательских проектов, защищаемых диссертаций, выпускаемой литературы.
В Австрии преподаватели в области политического образования обучаются в рамках специального университетского курса, магистерской программы «Уроки гражданского образования», утвержденной Федеральным Министерством по образованию, науке и культуре. Отличительная черта курса — его междисциплинарная направленность. Обучаться по данной программе могут преподаватели различных дисциплин, а также все, кто занимается политическим просвещением на профессиональной основе. Образовательный курс включает в себя два предмета: история и общество, политика и развитие организации.
Тем не менее опросы в современных европейских государствах показывают, что учащиеся относятся к политическому образованию как
3 Шпаковская Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб., 2007. C. 295.
к дискуссионному предмету, на котором можно узнавать новости и обмениваться мнениями, отдыхать от более утомительных предметов4.
Политическое образование в России
Политическое образование не являлось предметом изучения политической науки в предшествующий период. Часто под политическим образованием понимали составляющую демократической политической культуры либо составную часть образования молодежи в целом. Отчасти такой подход к разработке термина можно объяснить историческими политическими реалиями, вследствие чего политическое образование в его современном понимании отсутствовало как таковое.
Это связано с тем, что политическое образование по сути своей направлено на становление совершенно нового субъектного подхода к политике: воспитание компетентной политической элиты и участвующего гражданина.
Но для достижения этих целей политическому образованию в России предстоит пройти еще немалый путь.
Выделяют несколько основных характеристик гражданского образования в России в постсоветский период.
Институциональное разнообразие этнических, религиозных, гражданских вузов как ответ на советскую образовательную политику. Эти вузы ставили перед собой цель распространения знаний о культуре, религии, истории, языках отдельных национальных и религиозных общностей на территории РФ. Однако в 2000-е гг. начинается обратный процесс — унификация образования, связанный с попытками создания национальной российской идентичности и национальной идеи.
Усиление контактов религиозного и светского образования в системе высшего государственного образования в 2000-х гг. как попытка создания новой российской идентичности. Попытка поиска и создания российской постсоветской общности и идентичности, в которой ассоциация с «настоящей русской» религией является значимой компонентой.
Формирование государственной политики гражданского образования в 2000-х гг. Политика идентичностей становится частью государственной политики. Она формулируется в терминах обучения демократии, прав человека, мультикультурализма и представляет собой попытку легитимации современных правительственных институтов, существующего политического и экономического порядка. В 2005 г. была принята Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005—2008 годы». Государственная политика гражданского образования представляет собой ответ на появление негосударственных образовательных заведений религиоз-
4 Report on the International symposium "Social Studies and Civic Education in Europe" (Dillingen, Bavaria, West Germany, July 17-21, 1989). C. 24.
ной, этнической направленности и альтернативных учебных планов и направлена на унификацию образования.
Проникновение дискурса «европеизации» в дискурс о реформах высшего образования, который существует рядом с идеями формирования «национальной идеи» и производства российских граждан5.
Вследствие отсутствия идеологического консенсуса в современном российском обществе в стране нет властного или государственного института, который мог бы заниматься политическим образованием. Так, единственным активным актором политического образования в России может и должно выступить гражданское общество. Граждане страны, финансирующие государственные и муниципальные образовательные учреждения, также могут финансировать и гражданские институты, в ведение которых должно быть передано политическое просвещение и образование. Право на социальный заказ в этом смысле не нарушается, а политическое образование перестает быть подверженным док-тринации, что часто наблюдается в идеологически несформированном обществе, если политическое образование передается в ведение одного политического института, государства или партии.
Политическое образование сложно поддается институционали-зации, включению в привычное расписание учебных заведений, сложно выработать и универсальные академические принципы его преподавания. Политическое образование, несомненно, является ярким примером предмета, обучение которому должно продолжаться в течение всей жизни и на самых разных уровнях, как гласят разнообразные документы ЮНЕСКО. Именно поэтому разнообразие активных акторов в процессе политического образования — необходимое условие для формирования гражданственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Згага П. Современные тенденции в сфере высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. 2005. № 12.
2. Шпаковская Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб., 2007.
3. Attali J. Europe. P., 1994.
4. Fritz O., RolandR. Political / civic Education in Switzerland. Final report, — Bundeszentrale für politische Bildung / Federal Agency for Civic Education. 2004. URL: http:// www.bpb.de
5. Report on the International symposium "Social Studies and Civic Education in Europe" (Dillingen, Bavaria, West Germany, July 17-21, 1989).
6. Sander W. Introduction: Political / Civic Education in schools. Didactics of Political / Civic Education as a Science, — Bundeszentrale für politische Bildung / Federal Agency for Civic Education. 2004. URL: http:// www.bpb.de
5 Шпаковская Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб., 2007. C. 302-310.