Научная статья на тему 'Государство и политическое образование в ФРГ'

Государство и политическое образование в ФРГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОКРАТИЯ / АНТИКОММУНИЗМ / "МЯГКОЕ УПРАВЛЕНИЕ" / THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY / INSTITUTIONAL HISTORY / POLITICAL EDUCATION / DEMOCRACY / ANTICOMMUNISM / "SOFT GOVERNANCE"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Любомирова Екатерина Сергеевна

Гудрун Хентгес. Государство и политическое образование: от Ведомства служения Родине до Федерального ведомства политического образования. Висбаден, 2012. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and Political Education in the Federal Republic of Germany

Gudrun Hentges. Staat und Politische Bildung: von der Zentrale fur Heimatdienst zur Bundeszentrale fur Politische Bildung. Springer Fachmedien Wiesbaden, 2012. 496 s.

Текст научной работы на тему «Государство и политическое образование в ФРГ»

-РЕЦЕНЗИИ-

ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФРГ

Е.С. Любомирова

Gudrun Hentges. Staat und Politische Bildung: von der Zentrale für Heimatdienst zur Bundeszentrale für Politische Bildung. Springer Fachmedien Wiesbaden, 2012.496 s. / Гудрун Хентгес. Государство и политическое образование: от Ведомства служения Родине до Федерального ведомства политического образования. Висбаден, 2012.493 с.

Ключевые слова: ФРГ, институциональная история, политическое образование, демократия, антикоммунизм, «мягкое управление».

В ноябре 2017 г. в ФРГ будут широко отмечать 65-летний юбилей Федерального центра политического образования (Bundeszentrale für politische Bildung). Однако немногим известно, что лишь в 1963 г. оно получило своё нынешнее название. До этого его называли Федеральный центр служения Родине (Bundeszentrale für Heimatdienst), предшественник которого - Имперский центр служения Родине (Reichszentrale für Heimatdienst) - существовал ещё в Веймарской республике, был ликвидирован национал-социалистами в 1933 г., а на его месте возникло Имперское министерство народного просвещения и пропаганды. Федеральный центр служения Родине находилось в непосредственном ведении министерства внутренних дел; его официальной задачей в соответствии с § 2 Постановления об его учреждении от 25 ноября 1952 г. являлось «распространение и укрепление демократических и европейских идей в немецком народе» [1]. Именно этот период становления и выбора пути развития политического образования в ФРГ в 1952 - 1963 гг. и стал объектом фундаментального исследования Гудрун Хентгес.

В основу монографии была положена докторская диссертация Гудрун Хентгес по полито-

логии, написанная с применением проблемно-хронологического и междисциплинарного подходов на основе большого количества немецких и американских архивных источников, многие из которых были введены в научный оборот впервые. Монография состоит из пяти крупных разделов. В первом разделе, носящем вводный характер, автор знакомит читателя с ситуацией, сложившейся на территории Германии непосредственно после окончания Второй мировой войны и в первые послевоенные годы, а также со взглядами представителей американской и британской оккупационных администраций на проведение политики перевоспитания и переориентации немецкого народа [2, с. 27-66]. Во втором разделе Хентгес исследует предысторию основания Федерального центра служения Родине, обращая особое внимание на позицию министерства внутренних дел и ведомства федерального канцлера по этому вопросу, а также на разногласия между ними [2, с. 67-203]. Третий раздел посвящён структуре, основным задачам и методам работы ведомства [2, с. 204-340]. В четвёртом разделе Хентгес подробно рассматривает деятельность Колледжа по изучению Восточной Европы и особенности политического образования в ФРГ того периода

Любомирова Екатерина Сергеевна - аспирантка кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: katya1good@gmail.com.

■ Рецензии

в контексте идеологического противостояния двух систем во время Холодной войны [2, с. 341-430]. В пятом разделе автор подводит итоги своей многолетней работы и делает выводы [2, с. 431-448].

При прочтении данной монографии возникает ощущение, что на протяжении всего исследования автор всеми силами стремится в очередной раз опровергнуть очень популярную в СССР и ГДР легенду о том, что, несмотря на денацификацию, все важные посты в ранней ФРГ всё равно оказались в руках бывших национал-социалистов. Разумеется, ни о каком «тотальном коричневом засилье» среди руководителей и чиновников высшего и среднего звена в 1950-е - 1960-е гг. не могло быть и речи. Однако среди них, к сожалению, Хентгес всё же удалось найти некоторых узнаваемых персонажей из национал-социалистического прошлого, которые уже в ФРГ активно продолжили борьбу с коммунизмом, начатую ими в 1930-е гг.

Так, Эберхард Тауберт, руководитель «Ан-тикоминтерновского реферата» в Имперском министерстве народного просвещения и пропаганды и автор сценария к антисемитскому фильму «Вечный еврей», вплоть до начала 1970-х гг. являлся советником Франца Йозе-фа Штрауса. Герхард фон Менде, считавшийся одним из экспертов «по еврейскому вопросу», после войны продолжил свою «экспертную» деятельность уже в качестве руководителя исследованиями по истории СССР в Гамбургском университете, а затем занял пост руководителя службы изучения Восточной Европы в Федеральном министерстве по делам перемещенных лиц, беженцев и жертв войны. В 1957 г., через год после запрета коммунистической партии в ФРГ он основал в рамках Федерального центра служения Родине отдельный Колледж по изучению Восточной Европы, главной целью которого стала активная антикоммунистическая пропаганда. Пауль Франкен, служивший в контрразведке вермахта, на протяжении многих лет являлся председателем Федерального центра служения Родине. Вальтер Шенк, руководитель службы безопасности с сентября 1941 г. и один из ответственных за преследование и уничтожение евреев на Западной Украине, в 1950-е гг. выступал с докладами по темам коммунистической инфильтрации и пропаганды, а также деятельности государств-членов Варшавского договора. Наконец, Ганс Глобке, соавтор и комментатор Нюрнбергских законов, в качестве руководителя Ведомства федерального канцлера в 1953 - 1963 гг. также сыграл далеко не последнюю роль в области политического образования в эпоху Аденауэра.

Поскольку история Федерального центра служения Родине представлена большим подспорьем для читателя является именной указатель в конце монографии. При этом хотелось бы увидеть не только список имён, но и краткие биографии основных действующих лиц,

чтобы лучше разобраться в том, кто есть кто в системе политического образования.

Стоит отметить, что особую роль в исследовании Хентгес занимает понятие Родины. После ужасов Второй мировой войны казалось, что именно понятие Родины сможет дать дезориентированным немцам ключ к внутреннему обновлению и постепенному включению в послевоенный мировой порядок. Однако идея перевоспитания и переориентации немецкого народа в сторону демократии, занимавшая умы оккупационной администрации и поддержанная немецкими политиками в первые послевоенные годы, затем быстро сменилась идеей «мягкого управления». Непосредственное воздействие на умы и души немцев было отклонено, поскольку общество, уже испытавшее на себе в полной мере приёмы национал-социалистической пропаганды, отнеслось бы к нему с большим недоверием. В начальный период была также озвучена идея создания специального Государственного института «по изучению общественного мнения», поскольку подобная формулировка была относительно нейтральной и не могла бы вызвать прямых ассоциаций с контролем над населением [2, с. 90].

Стремление государственных служб к контролю над настроениями в обществе значительно усилились в марте 1955 г. [3] вместе с начавшейся ремилитаризацией в связи со вступлением ФРГ в НАТО в мае этого года. По мнению Хентгес, запрет коммунистической партии в августе 1956 г. и открытие в 1957 г. Колледжа по изучению Восточной Европы, который находился под эгидой Федерального центра служения Родине, стали яркими показателями «смены парадигмы в направлении борьбы с коммунистическими устремлениями». Именно тогда главной целью стало формирование у населения ФРГ стойкой внутренней морально-психологической «защиты от коммунизма», осуждение господства КПСС в СССР и СЕПГ в ГДР, в то время как вопросы коллективной вины и преодоления собственного национал-социалистического прошлого стремительно отходили на второй план [2, с. 445]. Большую роль в смене парадигмы сыграло и Федеральное министерство по общегерманским вопросам: если прежде работа Федерального центра служения Родине была «преимущественно гражданско-дидактической, политико-педагогической, с сильным научным уклоном», то затем главный акцент был сделан на реализацию активной антикоммунистической «просветительской работы с привлечением СМИ» [2, с. 346-347].

Важно отметить, что государственное политическое образование, которое бы работало больше над развитием демократии, чем над вопросами идеологической конфронтации двух систем, могло образоваться в ФРГ лишь после окончания холодной войны. Монография Гуд-рун Хентгес, посвящённая истории возникно-

Е.С. Любомирова

вения центра политического образования в ФРГ и представляющая собой серьёзное научное исследование, может быть рекомендована в каче-

стве учебного пособия по институциональной истории политической педагогике.

Список литературы

1. Erlass des Bundesministers des Innern über die Errichtung der Bundeszentrale für Heimatdienst vom 25.11.1952. URL: http://www.bpb.de/geschichte/deutsche-geschichte/geschichte-der-bpb/152785/25-november-1952 (Дата обращения 14.11.2015).

2. Hentges G. Staat und politische Bildung: von der "Zentrale für Heimatdienst" zur "Bundeszentrale für politische Bildung". Wiesbaden, 2013. 467 S.

3. Zwischen Propaganda, Public Relations und politischer Aufklärung: 60 Jahre Bundeszentrale für politische Bildung. Interview Gudrun Hentges vom 26.11.2012. URL: http://www.deutschlandradiokultur.de/zwischen-propaganda-public-relations-und-politischer.954.de.html?dram:article_id=228927 (Дата обращения 14.11.2015).

STATE AND POLITICAL EDUCATION IN THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

E.S. Lyubomirova

Lomonosov Moscow State University, Russia, 119991, Moscow, Lomonosovskij Prospekt 27/4.

Abstract: Gudrun Hentges. Staat und Politische Bildung: von der Zentrale für Heimatdienst zur Bundeszentrale für Politische Bildung. Springer Fachmedien Wiesbaden, 2012.496 s.

Key words: the Federal Republic of Germany, institutional history, political education, democracy, anticommunism, "soft governance".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.