Научная статья на тему 'Гражданское образование в современной Германии: антифашистский дискурс'

Гражданское образование в современной Германии: антифашистский дискурс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Федеративная Республика Германия / гражданское образование / урок истории / урок обществознания / антифашистское Сопротивление / Штауффенберг / София Шолль. / Federal Republic of Germany / civic education / history lesson / social science lesson / German Resistance to Nazism / Stauffenberg / Sophie Scholl.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермаков Александр Михайлович

В статье определены объем и место сведений по истории немецкого антифашистского Сопротивления в материалах государственных органов гражданского образования современной ФРГ. Показано, что Сопротивление выходило на первый план в деятельности системы гражданского образования Федеративной Республики в первые годы ее существования, когда основной задачей нового демократического государства была ликвидация последствий индоктринации, осуществленной за 12 лет существования Третьего рейха, а также в 1960-1970-е гг. в связи с антисемитскими эксцессами в Западной Германии, процессом Эйхмана в Иерусалиме и реакцией западногерманской общественности на сериал «Холокост». Установлено, что в настоящее время история Сопротивления занимает прочное место в тематике государственной системы гражданского образования, однако уступает по объему и разнообразию распространяемой информации таким злободневным темам, как иммиграция в Германию, интеграция беженцев в немецкое общество, рост правого радикализма. Рассмотрены способы распространения информации о Сопротивлении среди учащихся учебных заведений и взрослого населения. Установлено, что история антифашистской борьбы немцев находит отражение в специальных журналах, книгах, на сайтах Федерального и земельных центров гражданского образования, а также в методических изданиях для учителей, причем акцент делается на распространение информации о Сопротивлении среди старшеклассников и учащихся профессиональных учебных заведений. Проанализированы подбор фактов и оценочные суждения об антифашистской борьбе в Третьем рейхе в материалах органов гражданского образования. Сделан вывод о том, что понятие Сопротивления трактуется расширительно и включает любое частичное несогласие с политикой нацистского режима. Антифашистская борьба немецких коммунистов и социал-демократов рассматривается кратко, акцент в информационных материалах сделан на национально-консервативное Сопротивление. Методические рекомендации для преподавателей и задания для учащихся по теме Сопротивления нацелены на изучение заговора 20 июля 1944 г. и деятельности группы «Белая роза».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic Education in Modern Germany: Anti-Fascist Discourse

This article determines the amount and place of data on the history of German Resistance to Nazism in the materials of the state civic educational bodies of modern Germany, it shows that the topic of Resistance used to be brought to the forefront by the system of civic education of FRG in the first years of its existence when the main aim of the new democratic state was to liquidate consequences of indoctrination being implemented for 12 years of the Third Reich’s existence and also in the 1960s-1970s in view of the anti-Semitic outrages in West Germany, the Eichmann trials in Jerusalem and the reaction of West Germany’s public to the « Holocaust » series. It is also found that nowadays the history of Resistance is well embedded in the content of the state civic educational system, however, in terms of amount and variety of disseminated information it is exceeded by such vital relevant topics as immigration to Germany, integration of refugees into German society, the spread of right-wing radicalism. The author of the article considers the means of disseminating information about Resistance among students of educational institutions as well as adults. It is revealed that the history of the anti-Fascist struggle finds its reflection in special magazines, books, on web-sites of the Federal and Provincial centres of civic education as well as in methodological literature for teachers, while the emphasis is placed on disseminating information about Resistance among high schoolers and students of vocational educational establishments. The article also analyzes selection of facts and value judgments on the anti-Fascist struggle in the Third Reich in the materials of the state civic educational bodies. It is concluded that the notion of Resistance is interpreted broadly and includes any partial disagreement with the Nazi regime policies. The anti-Fascist struggle of German Communists and Social Democrats is considered briefly and information material is mainly focused on the National – Conservative Resistance. Methodological recommendations for teachers and tasks for students on the topic of Resistance aim at the examination of the Conspiracy of July 20, 1944 and the «White Rose» organization activities.

Текст научной работы на тему «Гражданское образование в современной Германии: антифашистский дискурс»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10276

УДК 373+374

А. М. Ермаков https://orcid.org/0000-0003-3890-6767

Гражданское образование в современной Германии: антифашистский дискурс

В статье определены объем и место сведений по истории немецкого антифашистского Сопротивления в материалах государственных органов гражданского образования современной ФРГ. Показано, что Сопротивление выходило на первый план в деятельности системы гражданского образования Федеративной Республики в первые годы ее существования, когда основной задачей нового демократического государства была ликвидация последствий индоктринации, осуществленной за 12 лет существования Третьего рейха, а также в 1960-1970-е гг. в связи с антисемитскими эксцессами в Западной Германии, процессом Эйхмана в Иерусалиме и реакцией западногерманской общественности на сериал «Холокост». Установлено, что в настоящее время история Сопротивления занимает прочное место в тематике государственной системы гражданского образования, однако уступает по объему и разнообразию распространяемой информации таким злободневным темам, как иммиграция в Германию, интеграция беженцев в немецкое общество, рост правого радикализма. Рассмотрены способы распространения информации о Сопротивлении среди учащихся учебных заведений и взрослого населения. Установлено, что история антифашистской борьбы немцев находит отражение в специальных журналах, книгах, на сайтах Федерального и земельных центров гражданского образования, а также в методических изданиях для учителей, причем акцент делается на распространение информации о Сопротивлении среди старшеклассников и учащихся профессиональных учебных заведений. Проанализированы подбор фактов и оценочные суждения об антифашистской борьбе в Третьем рейхе в материалах органов гражданского образования. Сделан вывод о том, что понятие Сопротивления трактуется расширительно и включает любое частичное несогласие с политикой нацистского режима. Антифашистская борьба немецких коммунистов и социал-демократов рассматривается кратко, акцент в информационных материалах сделан на национально-консервативное Сопротивление. Методические рекомендации для преподавателей и задания для учащихся по теме Сопротивления нацелены на изучение заговора 20 июля 1944 г. и деятельности группы «Белая роза».

Ключевые слова: Федеративная Республика Германия, гражданское образование, урок истории, урок обществознания, антифашистское Сопротивление, Штауффенберг, София Шолль.

A. M. Ermakov

Civic Education in Modern Germany: Anti-Fascist Discourse

This article determines the amount and place of data on the history of German Resistance to Nazism in the materials of the state civic educational bodies of modern Germany, it shows that the topic of Resistance used to be brought to the forefront by the system of civic education of FRG in the first years of its existence when the main aim of the new democratic state was to liquidate consequences of indoctrination being implemented for 12 years of the Third Reich's existence and also in the 1960s-1970s in view of the anti-Semitic outrages in West Germany, the Eichmann trials in Jerusalem and the reaction of West Germany's public to the « Holocaust» series. It is also found that nowadays the history of Resistance is well embedded in the content of the state civic educational system, however, in terms of amount and variety of disseminated information it is exceeded by such vital relevant topics as immigration to Germany, integration of refugees into German society, the spread of right-wing radicalism. The author of the article considers the means of disseminating information about Resistance among students of educational institutions as well as adults. It is revealed that the history of the anti-Fascist struggle finds its reflection in special magazines, books, on web-sites of the Federal and Provincial centres of civic education as well as in methodological literature for teachers, while the emphasis is placed on disseminating information about Resistance among high schoolers and students of vocational educational establishments. The article also analyzes selection of facts and value judgments on the anti-Fascist struggle in the Third Reich in the materials of the state civic educational bodies. It is concluded that the notion of Resistance is interpreted broadly and includes any partial disagreement with the Nazi regime policies. The anti-Fascist struggle of German Communists and Social Democrats is considered briefly and information material is mainly focused on the National - Conservative Resistance. Methodological recommendations for teachers and tasks for students on the topic of Resistance aim at the examination of the Conspiracy of July 20, 1944 and the «White Rose» organization activities.

Keywords: Federal Republic of Germany, civic education, history lesson, social science lesson, German Resistance to Nazism, Stauffenberg, Sophie Scholl.

Немецкое антифашистское Сопротивление является одной из основ легитимации современной ФРГ и занимает большое место в исторической памяти немцев. Включенная в Основной закон ФРГ с учетом трагического опыта краха первой немецкой демократической республики статья 20 дает «каждому

немцу» право на сопротивление тому, кто предпринимает действия по устранению свободного демократического порядка.

В нынешней Германии коллективная память о борцах против нацизма сохраняется и распространяется разными способами. Именами героев Сопро-

© Ермаков А. М., 2019

тивления названы улицы и площади, ему посвящено множество музеев, ни один школьный учебник по истории XX в. не обходится без подробной информации о немецком Сопротивлении. Одним из институтов, формирующих и поддерживающих коллективную историческую память, является государственная система гражданского образования ФРГ, состоящая из Федерального и земельных центров.

История государственной системы гражданского образования в Германии насчитывает более 100 лет и берет свое начало от Центрального учреждения информации для тыла, созданного в марте 1918 г. Распущенное нацистами, оно было воссоздано в ФРГ в ноябре 1952 г. под названием «Федеральный центр службы Родине». С июня 1963 г. он был переименован в Федеральный центр гражданского образования и в настоящее время в соответствии с распоряжением министра внутренних дел от 24 января 2001 г. призван «разъяснять политическую ситуацию, укреплять демократическое сознание и готовность к политическому сотрудничеству». На уровне федеральных земель действуют 16 земельных центров гражданского образования.

Приоритетные темы гражданского образования ФРГ не раз подвергались изменениям в зависимости от ситуации внутри страны и на международной арене. Особенно большую роль распространение знаний о Сопротивлении с акцентом на заговор 20 июля 1944 г. играло в работе государственной системы гражданского образования ФРГ на этапе ее становления (1952-1962 гг.). В это время оно сочеталось с антикоммунистической пропагандой и обособлением от ГДР и было призвано перевоспитать граждан Федеративной Республики, долгое время подвергавшихся нацистской индоктринации. В 1960-е гг. внимание западногерманской общественности к различным аспектам нацистского прошлого усилилось в связи с процессом Эйхмана (11 апреля - 15 декабря 1961 г.), который стимулировал обсуждение в западногерманском обществе вопросов о вине и ответственности немцев за нацистские преступления. Одновременно антисемитские эксцессы в ФРГ 1959-1960 гг. заставили правительство и бундестаг задуматься об эффективности гражданского образования. В 1968 г., отвечая на депутатский запрос бундестага, правительство выступило за ограничение распространения знаний о национал-социализме и коммунизме, поскольку разговоры на эту тему уже вызывают пресыщение и отвлекают внимание от задач настоящего и будущего.

Однако в январе 1979 г. немецкая общественность была потрясена сериалом «Холокост», показанным на телеканале ARD. Уже на следующий год Федеральный центр гражданского образования выделил 1,5 млн марок на финансирование программы «Национал-социализм, Сопротивление и демократическое новое начало», нацеленной на информирова-

ние о национал-социализме и его повседневной действительности. Программа предусматривала выпуск аудио- и видеоматериалов, печатных публикаций и активизацию деятельности в сфере школьного и внешкольного гражданского образования. В рамках этой программы был запущен проект о местах памяти о национал-социализме и в 1987 г. вышел первый том справочника «Места памяти о жертвах национал-социализма». В 2000 г. появился второй том, в котором содержится информация о местах памяти в новых федеральных землях. Сейчас оба тома находятся в свободном доступе на сайте Федерального центра гражданского образования. Значительное место в них отводится борцам Сопротивления, так как они были одной из групп жертв нацистского режима. Составители первого тома справочника указывают, что «места памяти о жертвах нацистских преследований и о Сопротивлении нацистскому режиму национал-социализма являются обязательными учреждениями политической культуры Федеративной Республики» [13, 8. 11]. Во введении ко второму тому говорится: «Не надо забывать, что в старой Федеративной Республике... коммунистическое Сопротивление обособлялось от идеализированного изображения военного и буржуазного Сопротивления. Память о нацистском периоде была включена во внутригерманский конфликт двух систем, преследование и Сопротивление рабочего движения получили больше места в общественном сознании только в 1970-е гг.» [5, 8. 16].

В настоящее время Федеральный и земельные центры гражданского образования особое внимание уделяют проблемам иммиграции, интеграции беженцев в немецкое общество и росту правого радикализма. Однако национал-социализм и немецкое антифашистское Сопротивление постоянно остаются в сфере их внимания.

С первых лет своего существования Федеральный центр издает журнал «Сведения для гражданского образования», предназначенный для учителей и школьников. Многие его выпуски неоднократно переиздавались с изменениям и дополнениями. Помимо отдельного выпуска «Сопротивление национал-социализму», доступного в печатном виде и онлайн, информация об антифашистской борьбе содержится в выпуске «Национал-социализм», который переиздавался несколько раз и в настоящее время состоит из двух журналов.

В них рассматриваются теоретические проблемы антифашистского Сопротивления, отмечается широкий спектр мотивов его участников, рассказывается обо всех значимых категориях противников нацизма и нелегальных группах, действовавших в Третьем рейхе: коммунистах, социал-демократах, профсоюзах, левых социалистах, христианах и церквях, молодежи, немецких евреях, традиционных элитах. У потребителя этих материалов невольно создается

впечатление о большом размахе антигитлеровской борьбы в Германии. В выпуске «Сведений для гражданского образования» за 1991 г. можно, например, прочитать, что, «начиная с 30 января 1933 г., коммунисты были подвергнуты самым сильным преследованиям и тем самым принуждены к сопротивлению. Тот, кто смог избежать волны арестов после пожара рейхстага и не эмигрировал, пытался действовать из подполья. Несмотря не всю бдительность государственных органов сыска, КПГ удавалось некоторое время сохранять организационную сплоченность и в условиях нелегального положения. В 1934 г. округа КПГ все еще объединяли 10-15 % членов партии по состоянию на 1931 год. Собирались членские взносы, печатались и распространялись газеты (например, "Роте фане" в округе Нижний Рейн летом 1934 г. все еще выходила тиражом 4-5 тысяч экземпляров!), организовывались локальные стачки» [11, 68].

В виде журналов издаются специальные тематические материалы для школьных уроков, среди них -журнал о покушении на Гитлера 20 июля 1944 г. Часть журнала содержит фактический материал и методические рекомендации для учителя, часть - тексты, визуальные источники и два задания для школьников. Первое задание нацелено на воспроизведение фактического материала о покушении и сводится к заполнению пробелов в имеющемся тексте, причем учителю дается ключ в виде правильных ответов:

«В 1944 г. на Гитлера было совершено покушение в его ставке под названием "Волчье логово ", а именно 20 июля 1944 г. Покушавшимся был полковник граф Клаус Шенк фон Штауффен-берг. Столкнувшись с нацистскими преступлениями, в 1942 г. он присоединился к Сопротивлению, когда немецкие армии, как казалось, еще были на пути к победе. В отличие от тех, кто проявлял колебания, он выступал за устранение Гитлера. Его целями были немедленное прекращение нацистского господства и скорое завершение войны. На 20 июля 1944 г. он был вызван из Берлина в ставку, чтобы сделать доклад. Прежде чем зайти в помещение для совещаний, расположенное в бараке, он активировал принесенную с собой взрывчатку с бесшумным кислотным взрывателем. Взрывчатка находилась в его портфеле. В комнате для совещаний Штауффенберг незаметно поставил портфель под большой тяжелый дубовый стол, на котором были разложены военные карты, примерно в двух метрах от Гитлера. Затем его позвали к телефону, чтобы ответить на звонок одного из участников заговора, и он вышел из помещения. Примерно с двухсотметрового расстояния он увидел, как через несколько минут взорвалась бомба. Он подумал, что Гитлер мертв. Застрелить Гитлера из пистолета, оказавшись с ним лицом к лицу, он не мог из-за боевых травм (потеря левого глаза, правой

руки и двух пальцев на левой руке). После покушения Штауффенберг немедленно вылетел в Берлин и начал государственный переворот под кодовым названием "Валькирия". Военным командующим было приказано взять верховную власть на местах. Штауффенберг отдал приказ о немедленных мерах: аресте нацистских руководителей, занятии концентрационных лагерей, прекращении убийств евреев» [17, 8. 7].

Выполнение второго задания, повышенного уровня сложности, предполагает выбор учениками одного из пяти коротких текстов (Штауффенберг, Тресков, Траудль Юнге, «Телевизионный лексикон», функционер ХДС Хайнер Гайслер) и ответы на вопросы: О какой проблеме идет речь в тексте? Как автор относится к этой проблеме? С какими аргументами высказанного в тексте мнения Вы согласны / не согласны? Например, высказывание Штауф-фенберга таково: «Пришло время что-то делать. Правда, тот, кто отважится что-то сделать, должен понимать, что войдет в немецкую историю как предатель. Но если он не сделает этого, то предаст свою собственную совесть» [17, 8. 8].

С 1953 г. Федеральный центр гражданского образования раз в две недели выпускает приложение к газете «Парламент» под названием «Из политики и современной истории». В 2014 г. один из его выпусков был посвящен сопротивлению в истории XX в., главным образом - немецкому антифашистскому Сопротивлению [1].

История Сопротивления нацистской диктатуре широко представлена в серии книг Федерального центра гражданского образования - монографий, сборников статей и документов. В этой серии не раз публиковались работы ведущих немецких и зарубежных специалистов по истории Сопротивления [10, 12, 15, 16]. Среди изданий последних лет - монографии «Спутники Штауффенберга» и «Мы не стояли в стороне», рассказывающие о судьбах участников заговора 20 июля, имена которых известны только профессиональным историкам, и о роли немецких женщин в антифашистской борьбе

[19, 7].

Земельные центры гражданского образования издают собственную литературу - книги [3], брошюры [18] и периодику [6], содержащую информацию о Сопротивлении нацизму в конкретном регионе. Региональная литература важна для гражданского образования уже потому, что приближает историю антифашистской борьбы к городу, улице, дому каждого читателя. Она показывает, что всюду находились мужественные люди, думающие как социал-демократ Альфред Фрайтаг из округа Рейн-Гессен: «Человек, у которого есть убеждения, неважно какие именно, и у которого есть характер, должен быть готов отстаивать свои идеалы тогда, когда времена изменились» [18].

Федеральный и земельные центры гражданского образования заказывают специальные тиражи ранее вышедших книг о Сопротивлении в других издательствах [9, 2].

Становление информационного общества затронуло способы распространения информации о Сопротивлении государственными органами гражданского образования меньше, чем повлияло на их работу по другим темам. Помимо онлайн-версий печатных изданий об антифашистской борьбе, следует отметить страницу сайта Федерального центра, посвященную Софии Шолль и группе «Белая роза» и дающую преподавателям материал, достаточный для проведения школьных уроков. На странице представлены биографии участников группы, фрагменты протоколов допросов, приговор «народного суда» и прошение родителей Ганса и Софии Шолль о помиловании, анализ художественного фильма Марка Ротемунда «София Шолль - последние дни» (2005 г.) [14]. Для работы с на уроках предназначен и специальный выпуск «Журнала о фильме». Он содержит подробную информацию о кинокартине, а также дает справки о гестапо, Сталинградской битве, гитлерюгенде, нацистском «народном суде», молодежных группах периода Веймарской республики, тотальной войне, Восточном фронте, эвтаназии, геноциде евреев. Несколько десятков вопросов поставлено к содержанию фильма, кинематографическим средствам выражения, а также к историческому содержанию и контексту. Вопросы и задания для школьников направлены на воспитание демократических и гуманистических убеждений, а также самостоятельной гражданской позиции. В качестве примеров приведем один из блоков вопросов и одно из заданий:

«Как изготавливались и распространялись листовки? Как национал-социалисты действовали против авторов листовок и почему они действовали именно так? Как сегодня на это отреагировала бы судебная власть демократического государства? Знаете ли Вы государства, в которых с таким протестом стали бы бороться столь же сурово?»

«Накануне казни София Шолль пишет письмо своему жениху Фрицу - солдату, который находится на Восточном фронте. Она не заходит дальше обращения "Возлюбленный Фриц." Продолжите это письмо. Попытайтесь описать в нем переживания Софии в последние дни и причины ее участия в Сопротивлении. Объясните, что чувствовала София, когда писала это письмо» [4, 8. 14-15].

Материалы, распространяемые государственными учреждениями гражданского образования, содержат различные трактовки Сопротивления. Методические разработки, научная и популярная литература трактуют Сопротивление в узком смысле как «действия, основанные на принципиальном неприятии национал-социализма по этическим, политиче-

ским, религиозным, социальным или личным причинам», нацеленные на низвержение гитлеровского режима. Участвуя в такой деятельности, человек осознает, что подвергается серьезной опасности и подвергает опасности своих близких [2, 8. 10]. Разработки уроков и дополнительные материалы о Сопротивлении в узком смысле сфокусированы на заговоре 20 июля и деятельности «Белой розы». Такие фигуры, как Георг Эльзер, Дитрих Бонхеффер или Вильгельм Лейшнер, упоминаются гораздо реже, а коммунистическое Сопротивление и вовсе деперсо-нифицировано.

В литературе, издаваемой государственными учреждениями гражданского образования, присутствует и широкое понятие Сопротивления, подразумевающее оппозицию, уклонение от следования правилам и нормам, неприятие отдельных мероприятий нацистского режима. Так, журнал «Жизнь в Третьем рейхе», изданный в дополнение к выпускам «Сведений для гражданского образования» о национал-социализме и о Сопротивлении, содержит раздел «Сопротивление в полутонах». В нем рассказано о шутках на политические темы и анекдотах, распространение которых преследовалось по Закону о защите от коварных посягательств от 20 декабря 1934 г. [8, 8. 22-23]. Не соответствует определению Сопротивления в узком смысле и цитируемое в изданиях учреждениях гражданского образования высказывание федерального президента Романа Херцо-га 27 апреля 1995 г. в честь освобождения концентрационного лагеря Берген-Бельзен: «Конечно, не все отводили взгляд. Было Сопротивление Дитриха Бонхеффера, брата и сестры Шолль, 20 июля. В Бер-ген-Бельзене расплачивались за свою оппозицию нацистской диктатуре Рудольф Кюстермайер (левый социалист, основатель группы Сопротивления «Красная штурмовая группа». - А. Е.) и Генрих Яспер (депутат брауншвейгского ландтага от СДПГ. - А. Е.). Кроме того, были люди, остававшиеся порядочными в повседневной жизни. Были ученые, которые ослушались приказа государства и не отказались от своей дружбы с коллегами, внезапно объявленными вне закона. Были семьи, которые не перестали ходить в гости к своим друзьям-евреям. Была домохозяйка, которая давала продукты своим соседям, уволенным с работы. Были люди, которые принимали и прятали евреев, хотя это было связано с огромным риском. Они были героями, но их было немного и они больше не могли предотвратить беду» [13, 8. 8].

Таким образом, распространение знаний об истории немецкого антифашистского Сопротивления занимает значительное место в работе государственной системы гражданского образования ФРГ. Информация о мотивах и судьбах борцов Сопротивления нацелена, главным образом, на укрепление демократического образа мыслей, умения вы-

носить самостоятельные суждения о текущей политике, давать нравственные оценки политическим действиям других людей, организаций и государства, формирование готовности действовать вопреки большинству, если сделанный выбор морально оправдан, в духе права на сопротивление, провозглашенного в Основном законе. При этом акцент делается на работу учащихся образовательных учреждений на уроках истории или обществоведения (в ряде федеральных земель он называется «политическое образование») при участии учителя, а также на распространение научной и научно-популярной литературы среди взрослых читателей. Знакомство подрастающего поколения с Сопротивлением происходит в основном на примерах военных заговорщиков и группы «Белая роза». Монографии и сборники научных статей, издаваемые учреждениями системы гражданского образования, отражают современный уровень научных знаний о борьбе немцев против гитлеровской диктатуры: современную трактовку понятия Сопротивления, мотивов его участников, классификацию групп Сопротивления и значения борьбы против нацистской тирании для немецкой истории и современной Германии. Журналы и брошюры в федеральных землях способствуют пополнению знаний об антифашистской деятельности на региональном уровне.

Библиографический список

1. Aus Politik und Zeitgeschichte [Text]. - 2014. - Nr. 27. - 56 S.

2. Benz, W. Der deutsche Widerstand gegen Hitler [Text] / W. Benz. - München: Verlag C. H. Beck, 2014. -127 S.

3. Benz, W. Der 20.Juli 1944 und der Widerstand gegen den Nationalsozialismus. 2. Aufl. [Text] / W. Benz. - Erfurt: Landeszentrale für politische Bildung Thüringen, 2014. - 75 S.

4. Bühler, Ph. Sophie Scholl - Die letzten Tage [Text] / Ph. Bühler // Filmheft. - 2005. - Oktober. - 26 S.

5. Endlich, S. u.a. Gedenkstätten für die Opfer des Nationalsozialismus. Eine Dokumentation. Bd. 2. [Text] / S. Endlich. - Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2000. - 1009 S.

6. Für Freiheit und Recht. Der "20.Juli 1944" und seine Verbindungen in unsere Region [Text] // Blätter zum Land. - O. J. - 12 S.

7. Geyken, F. Wir standen nicht abseits. Frauen im Widerstand gegen Hitler [Text] / F. Geyken. - Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2014. - 352 S.

8. Krink, A. Leben im Dritten Reich [Text] / A. Krink. - Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, O. J. - 32 S.

9. Lexikon des deutschen Widerstandes. Hrsg. von W. Benz und W. Pehle. 3. Aufl. [Text] - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 2001. - 429 S.

10. Löwenthal, R. Widerstand im totalen Staat [Text] / R. Löwenthal // Bracher K-D., Funke M., Jacob-sen H.-A. (Hrsg.). Nationalsozialistische Diktatur 1933-1945. Eine Bilanz. Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 1986. - S. 618-632.

11. Der Nationalsozialismus [Text] // Informationen zur politischen Bildung. - 1991. - Heft 123/126/127. -80 S.

12. Peukert, D. Der deutsche Arbeiterwiderstand 1933-1945 [Text] / D. Peukert // Bracher K-D., Funke M., Jacobsen H.-A. (Hrsg.). Nationalsozialistische Diktatur 1933-1945. Eine Bilanz. Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 1986. - S. 633-654.

13. Puvogel, U., Stankowski, M., Graf, U. (Hrsg.). Gedenkstätten für die Opfer des Nationalsozialismus. Eine Dokumentation. Bd. 1. 2. Aufl. [Text] / U. Puvogel. - Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 1995. - 857 S.

14. Sophie Scholl und die «Weiße Rose» [Electronic resource] // http://www.bpb.de/geschichte/ nationalsozi-alismus/weisse-rose/ (дата обращения 25.11.2018).

15. Steinbach, P. Widerstand gegen die Diktatur. Hauptgruppe und Grundzüge der Systemopposition [Text] / P. Steinbach // Bracher K-D., Funke M., Jacobsen H.-A. (Hrsg.). Deutschland 1933-1945. Neue Studien zur nationalsozialistischen Herrschaft. - Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 1992. - S. 452-473.

16. Steinbach, P., Tuchel, J. (Hrsg). Widerstand gegen den Nationalsozialismus [Text] / P. Steinbach. -Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 1994. -672 S.

17. Themenblätter im Unterricht [Text]. - Nr. 37. -2008. - 10 S.

18. Verfolgung und Widerstand: Der 80. Jahrestag der Zerschlagung der Gewerkschaften [Text]. - Mainz: Landeszentrale für politische Bildung Rheinland-Pfalz, 2013. - 149 S.

19. Vollmer, A., Keil, L.-B. Staufenbergs Gefährten. Das Schicksal der unbekannten Verschwörer [Text] / A. Vollmer. - Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2013. - 255 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.