Научная статья на тему 'Политическое манипулирование: вчера, сегодня, завтра'

Политическое манипулирование: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
361
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ ОБМАН / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЛЬЩЕНИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / ВОСХВАЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ / СУБЛИМАЛЬНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / POLITICAL MANIPULATION / VIRTUOUS DECEIT / POLITICAL DECEPTION / PERSUASION / PRAISE LEADER / SUBLIMALE COMMUNICATIVE IMPACT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пую Юлия Валерьевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы политического манипулирования, генезис становления данной формы манипулирования от Античности до наших дней, а также автор объясняет причины обострения данной проблемы в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political manipulation: yesterday, today, tomorrow

The article deals with current problems of political manipulation, the genesis of the formation of this form of manipulation, from antiquity to the present day, as well as the author explains the causes of exacerbation of the problem in modern society.

Текст научной работы на тему «Политическое манипулирование: вчера, сегодня, завтра»

В настоящее время политическое манипулирование массами, массовым политическим сознанием не только широко распространено, но и является повседневной политической практикой. Актуальность исследования данной темы определяется прежде всего тем, что если жертвами межличностных манипуляций становятся отдельные индивиды, то от политических манипуляций страдают огромные массы людей, порой и целые народы. Прошедший ХХ век дал много образцов такого рода манипуляций. Открытия Г. Лебона, Х. Ортеги-и-Гассета и других исследователей в области политической психологии прежде всего придали новый импульс в изучении этих процессов. Это связано с осмыслением различных моделей управления: от тоталитарной модели, строящейся на сплочении масс в организованную силу путем устрашения и идеологической обработки, до разобщения людей, пропаганды индивидуалистических ценностей, «атомизации» общества, когда манипуляции заменяют зачастую механизмы физического

принуждения, но от этого становятся еще более изощренными.

Манипуляции на государственном и общественном уровнях оцениваются чаще всего негативно - как деструктивные и аморальные явления, что, по-видимому, связано с психологией человека: человеку вообще, а

интеллектуалу особенно, трудно смириться с тем, что его жизнью и развитием управляет кто-то.

Другой причиной, предопределяющей негативный статус данной

проблемы, являются те мировоззренческие предрассудки, которые

навязывались общественному сознанию десятилетиями идеологической борьбы и психологической войны между странами капиталистического и социалистического блоков. Глобальная схватка за умы людей не только не способствовала адекватной научной постановке данной проблемы, но подчас вообще вынуждала ученых закрывать глаза на ее реальность, а главное, на необходимость поиска того подлинного смысла и значения манипуляций, которые имеют место в человеческой жизни и истории.

Так, на исследование процессов манипулирования личностью в бывшем Советском Союзе, так же как и в других странах социалистического лагеря, вообще было наложено идеологическое вето. Поэтому авторы, которые касались этой проблемы, вынуждены были почти всегда рассматривать ее на примере капиталистических стран и сквозь призму понятий и категорий, санкционированных безраздельно господствовавшей идеологией. Таким образом, в понимании манипулирования преобладал классово-партийный подход, связывающий манипуляции только с определенным типом общества, а еще конкретнее - с деятельностью в нем средств массовой информации.

Сложилась ситуация, когда манипуляции общественным сознанием изучены недостаточно, хотя появились они довольно давно (упоминание о них можно найти еще у Платона). В «Государстве» он писал о «хорошей лжи» и «добродетельном обмане», которые правителям надлежит применять как против неприятеля, так и для пользы своего государства. Греческий философ Горгий учил, что с помощью логики обольщения слово становится могущественным властелином, который, обладая маленьким и совершенно

невидимым телом, успешно осуществляет свои в высшей степени чудесные деяния. Исторические слова, хлесткие формулы, образцовые поступки имеют, конечно, собственную реальность. Но они были задуманы и точно просчитаны, инсценированы, обращаясь к одной лишь обманчивой внешности, для того, чтобы укрепить убеждения и преданность масс.

Обольщать - значит переносить толпу из разумного мира в мир иллюзорный, где всемогущество идей и слов пробуждает одно за другим воспоминания, внушает сильные чувства, управляющие законами толп. Они нуждаются в иллюзии, а действия вождя пропускаются через иллюзию, которая оказывается более необходимой, чем рассудок.

Еще более подробное описание манипулятивной деятельности правительства можно найти у Н. Макиавелли. Он предложил правителям свод советов, представляющих собой серию шагов-манипуляций, которые могут привести к успехам в управлении государством. В их основе лежит утверждение Н. Макиавелли о том, что люди в целом неблагодарны, непостоянны, склонны к лицемерию и обману. Желая исповедовать добро во всех случаях жизни, государь неминуемо погибнет, сталкиваясь с людьми, чуждыми этому. Отдельные действия, по сути своей манипулятивные воздействия, согласно философу, не дадут желаемого эффекта. Поэтому и нужна дальновидная, осмысленная, целенаправленная деятельность. Государь должен быть готов изменить направление, если события получат иное развитие. По возможности ему нужно не удаляться от добра, но и не пренебрегать злом. Поэтому разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это соответствует его интересам и если изменились причины, побудившие дать его. Для этого надо найти благовидный предлог. Государь должен уподобляться льву и лисе одновременно. Ему не обязательно обладать добродетелями (Макиавелли указывает их пять - благочестивость, сострадание, верность слову, милосердие, искренность), но он должен казаться обладающим ими. А главное - государи должны стараться сохранить власть любыми путями. Какие бы средства для этого ни употреблялись, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо «чернь» прельщается видимостью и успехом. Но делать это следует не путем злодеяний и беззаконий, а в силу благоволения сограждан, для чего требуется не доблесть или удача, а скорее удачливая хитрость [1, с. 98].

В трудах Монтескье заложены основные принципы формирования государственной власти и разделения ее ветвей при республиканской форме правления, где также подчеркивается значение манипулирования. Сложно переоценить труды философа. Будучи президентом Бордосского парламента

- судебного органа, Монтескье досконально изучил «механизм машины» управления государством. Ведь именно он первым обратил внимание на необходимость регулирования значимости отдельных властей, их комбинирования и манипулирования ими для «умеренного правления» при различных внутренних и внешних условиях.

Советы Н. Макиавелли оказались очень «живучи», и манипуляции существуют при любом общественном строе. В нашей стране в советский период предполагалось, что манипуляции как вид психологического воздействия используются для пропаганды в буржуазном обществе. В постсоветском обществе манипулирование общественным сознанием стало одной из самых актуальных проблем, имеющих непосредственное отношение к совсем недавно вошедшим в наш обиход понятиям «черный пиар», «грязные технологии» и пр. По мнению А.П. Назаретяна, сублиминальное (подпороговое) коммуникативное воздействие - их неотъемлемый элемент [2, с. 114]. Под сублимальным воздействием ученый понимает совокупность технических приемов, обеспечивающих воздействие на адресата помимо его внимания и сознания [2, с. 133].

Однако, несмотря на то что в советском обществе проблема манипулирования общественным сознанием не ставилась, оно всегда сопутствовало обществу и было очень эффективно. В условиях любого тоталитарного режима - это один из основных способов воздействия и контроля над гражданами, благодаря чему удается держать людей в повиновении, заставляя их верить в любые внушаемые им идеи. Достигается это различными средствами, например:

- убеждением, что цель правящей власти - говорить только правду (не случайно поэтому главная газета в нашей стране в советский период называлась «Правда»). На фоне правдивой информации легче «провести» скрытый смысл;

- взращиванием у народа чувства собственного величия («великий советский народ» или «высшая раса» в нацистской Германии). У людей, пребывающих в состоянии собственного величия, понижается критичность;

- подавлением инакомыслия. Причем диссиденты обвиняются в противостоянии не режиму, а всему народу, становятся «врагами народа». Эксплуатация чувства «мы» и «они» - один из способов воздействия на архетипы человека;

- безграничное восхваление руководителя страны, авторитет которого признается непререкаемым (прием «ссылка на авторитеты»). Для этого может, например, использоваться преемственность идей вождей. Причем «вождизм» - не только безудержное восхваление одного человека, это выделение особой группы носителей и толкователей якобы единственной социальной истины [3, с. 341-358].

В современном российском обществе данные процессы имеют специфические формы проявления. Многие сегодняшние кризисные явления

- результат того, что манипуляция массовым сознанием превращает выбор граждан из свободного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.

Эффективность разумной политики, направленной на ликвидацию разрывов между объективными требованиями нормального функционирования социума и реализацией индивидуальных сил людей,

невозможна без элементов манипулирования. Поэтому политическая власть, способствуя высвобождению назревших потребностей людей, реализации их жизненно важных интересов, должна сообразовываться исторически сложившейся ментальностью, традициями, национальным характером.

Однако, к сожалению, гораздо чаще разрыв между властью политической элиты, бюрократии, институтов государства и массами реализуется в политике «кнута и пряника», т.е. в таких политических манипуляциях, которые культивируют зависимости, ущербность и бессилие человека и строятся в субъективном плане на принципе «разделяй и властвуй». Так, в тоталитарном обществе манипулирование могло принимать как грубокомандные формы (репрессии, устрашение и запугивание), так и использовать тончайшие духовно-суггестивные технологии, направленные на тайное завоевание господства в области человеческой духовности. В последнем случае манипуляции становились паллиативом - попыткой уйти от прямого насилия над людьми, сопряженной, однако, с духовным принуждением, с обращением людей в изощренное, невидимое рабство.

Таким образом, обострение проблемы политических манипуляций на рубеже тысячелетий связано с тем фундаментальным обстоятельством, что устойчивое прогрессивное развитие современных обществ и человечества в целом становится все менее возможным вне полноценной эмансипации человеческой личности. Свобода и подлинность ее самореализации, развитие индивидуальных креативных способностей, опора на разумность, образованность и культуру превращаются в зримую внутреннюю пружину движения мировой цивилизации, без учета которой современные глобальные стратегии развития обречены на очевидную неудачу.

Литература

1. Макиавелли Н. Государь // Соч. М.; Харьков, 1998.

2. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Лекции. М., 2001.

3. Щербатых Ю.П. Искусство обмана. СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.