Научная статья на тему 'Антропология манипулирования'

Антропология манипулирования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1100
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ МАНИПУЛИРОВАНИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / СРЕДСТВА МАНИПУЛИРОВАНИЯ / ВИДЫ ПРОПАГАНДЫ / ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ / ANTHROPOLOGY MANIPULATION / MANAGEMENT TECHNIQUES / MEANS OF MANIPULATION / TYPES OF PROPAGANDA / TECHNOLOGY OF MANIPULATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пую Юлия Валерьевна

В данной статье автор исследует антропологические основы политического манипулирования. Рассматриваются средства политического манипулирования и анализируются виды пропаганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropology of manipulation

The article explores the anthropological foundations of political manipulation. It also considers the means of political manipulation and analyzes the types of propaganda.

Текст научной работы на тему «Антропология манипулирования»

УДК 141.319.8 ББК 87.216

Ю. В. Пую

Антропология манипулирования

В данной статье автор исследует антропологические основы политического манипулирования. Рассматриваются средства политического манипулирования и анализируются виды пропаганды.

The article explores the anthropological foundations of political manipulation. It also considers the means of political manipulation and analyzes the types of propaganda.

Ключевые слова: антропология манипулирования, методы управления, средства манипулирования, виды пропаганды, технологии манипулирования.

Key words: anthropology manipulation, management techniques, means of manipulation, types of propaganda, technology of manipulation.

ХХ в. - и начало XXI столетия демонстрируют невиданные ранее по изощренности технологий и грандиозности масштабов формы манипуля-тивного «давления» на индивидуальное и общественное сознание. Борьба за подчинение сознания произволу фантазии частных индивидуальных или групповых интересов достигает критических значений по мере освоения современным массовым обществом новейших изобретений в области информационно-коммуникативных технологий. Их активное использование в целях искусственного навязывания идеологических предпочтений, аксиологических приоритетов, норм политико-правового или производственно-экономического поведения уже сейчас не ограничивается сферой ментальности, но затрагивает основы самого существования человека и созданной им культуры.

Идентификация и использование антропологически адекватных перспективных типов власти, форм социальной организации, управления и контроля должны основываться не только и не столько на учете интересов, пусть и доминирующих в обществе, типов социальной субъективности. Опыт мировой и отечественной социально-философской традиции свидетельствует, что построение антропологически аутентичной, аксио-логически выверенной социальной стратегии возможно в той мере, в какой она опирается на правильное понимание места человека в природе и места природы в человеке. Однако еще и сейчас на пути комплексной антропологической осмысленности вопросов социального управления и манипуляции делаются лишь первые шаги.

Проблема социально-философских оснований антропологии манипулирования приобретает особую актуальность в связи с развертыванием процессов глобализации и предельным обострением региональных противоречий и культурно-цивилизационных антагонизмов едва ли не по всему спектру различий аксиологических установок личности и общества. Отсюда назревшая потребность уяснения природы и организационноуправленческой значимости антропологической традиции в условиях глобализационных трансформаций социальной реальности, разработки системы средств социально-философской аналитики, адекватной целям понимания сущности происходящих в человеческом поведении перемен.

Принципиальная, практическая важность систематического исследования проблем антропологии манипулирования обусловлена отсутствием не только знаний, но и сколько-нибудь строгой постановки вопросов управления и манипуляции в «переходных состояниях» развития социума вообще и в процессах смены общественного строя в России, в особенности. Беспрецедентные в мировой истории по истине революционные трансформации социально-экономических, политико-правовых, идеологических условий жизни российского общества требуют систематического исследования отечественного организационноуправленческого опыта последних десятилетий как самого по себе, так и в соотнесенности с новейшими тенденциями глобализации и региональной эволюции структур управления, власти и общественных практик, порожденных развитием цивилизации.

Сегодня манипулирование массами, массовым сознанием стало повседневной политической практикой. Прошедший ХХ в. дал много образцов такого рода манипуляций. Открытия Г. Лебона, Х. Ортеги-и-Гассета и многих других исследователей придали новый импульс изучению этих процессов. Сегодня исследование манипулирования прежде всего связано с осмыслением различных моделей управления: от тоталитарной модели, строящейся на сплочении масс в организованную силу путем устрашения и идеологической обработки, до пропаганды индивидуалистических ценностей, «атомизации» общества, когда манипуляции фактически заменяют механизмы физического принуждения.

Манипуляции на государственном и общественном уровнях рассматриваются чаще всего с негативной стороны. Основная причина их рассмотрения только как деструктивного и аморального явления по-видимому связана с психологией человека: человеку вообще, а интеллектуалу особенно трудно смириться с тем, что его жизнью и развитием управляет кто-то. Другой причиной, определяющей негативную оценку феномена манипуляции, являются те мировоззренческие предрассудки, которые десятилетиями господствовали в общественном сознании во времена идеологической борьбы и психологической войны между странами капиталистического и социалистического блоков. Глобальная схватка за умы людей не только не способствовала адекватной научной постановке данной проблемы, но подчас вообще вынуждала ученых за-

крывать глаза на ее реальность, а главное - на необходимость поиска того подлинного смысла и значения манипуляций, которые имеют место в человеческой жизни и истории.

Так, на исследование процессов манипулирования личностью в бывшем Советском Союзе, так же как и в других странах социалистического лагеря, было наложено идеологическое вето. Поэтому авторы, которые касались этой проблемы, вынуждены были почти всегда рассматривать ее на материале жизни капиталистических стран и сквозь призму тех понятий и категорий, которые санкционировались безраздельно господствовавшей идеологией. Таким образом, в понимании манипулирования доминировал классово-партийный подход, связывающий манипуляции только с определенным типом общества, а еще конкретнее - с деятельностью в нем средств массовой информации.

В результате сложилась ситуация, когда манипуляции общественным сознанием недостаточно хорошо изучены, хотя упоминание о них можно найти уже у Платона. В «Г осударстве» он писал о «хорошей лжи» и «добродетельном обмане», которые правителям надлежит применять как против неприятеля, так и для пользы своего государства. Греческий софист Г оргий учил, что с помощью логики обольщения (его анализ политики остается актуальным и сегодня!) слово становится могущественным властелином, который, обладая маленьким и совершенно невидимым телом, успешно осуществляет свои, в высшей степени чудесные деяния. Исторические слова, хлесткие формулы, образцовые поступки имеют, конечно, собственную реальность. Но они были задуманы и точно просчитаны, инсценированы, обращаясь к одной лишь обманчивой внешности, для того чтобы воспламенить убеждения (например: «Да здравствует свободный Квебек!», - окончание речи генерала де Голля, обращенной к французским канадцам) и укрепить преданность масс.

Еще более подробное описание манипулятивной деятельности правительства можно найти у Н. Макиавелли. Он предложил правителям свод советов, представляющих собой серию шагов-манипуляций, которые могут привести к успехам в управлении государством. В их основе лежит утверждение Макиавелли о том, что люди в целом неблагодарны, непостоянны, склонны к лицемерию и обману. Желая исповедовать добро во всех случаях жизни, государь неминуемо погибнет, сталкиваясь с людьми, чуждыми этому. Отдельные действия, по сути своей манипуля-тивные воздействия, согласно Макиавелли, не дадут желаемого эффекта. Поэтому и нужна дальновидная, осмысленная, целенаправленная деятельность. Государь должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот. По возможности ему нужно не удаляться от добра, но и не чураться зла. Поэтому разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если исчезли причины, побудившие дать его. Для этого надо найти благовидный предлог, а главное - уметь прикрыть его. Государь должен уподобляться льву и лисе одновременно. Ему необязательно обладать добродетелями (Макиавелли указывает их

пять - благочестивость, сострадание, верность слову, милосердие, искренность), но нужно выглядеть обладающим ими. Ну а главное - государи должны стараться сохранить власть и одержать победу любыми путями. Какие бы средства для этого ни употреблялись, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо «чернь» прельщается видимостью и успехом. Но делать это следует не путем злодеяний и беззаконий, а в силу благоволения сограждан, для чего требуется не доблесть или удача, а скорее удачливая хитрость [3, с. 98].

Советы Макиавелли оказались очень «живучи», и манипуляции существуют при любом общественном строе. В нашей стране в советский период предполагалось, что манипуляции как вид психологического воздействия используются только в буржуазной пропаганде. Однако, несмотря на то что в советском обществе проблема манипулирования общественным сознанием не ставилась, само оно имело место и было очень эффективно. В условиях любого тоталитарного режима манипулирование - это один из основных способов воздействия и контроля над гражданами, благодаря чему удается держать людей в повиновении, заставляя их верить в любые внушаемые им идеи. Достигается этот результат различными средствами. Вот, например, некоторые из них:

• убеждение, что цель правящей власти - говорить только правду (неслучайно главная газета нашей страны в советский период называлась «Правда»). На фоне правдивой информации легче «провести» скрытый смысл;

• взращивание у народа чувства собственного величия («великий советский народ» или «высшая раса» в нацистской Германии). У людей, пребывающих в состоянии собственного величия, понижается критичность;

• подавление инакомыслия. Диссиденты обвиняются в противостоянии не режиму, а всему народу и, как следствие, становятся «врагами народа». Эксплуатация чувств «мы» и «они» - один из способов воздействия на архетипы человека;

• безграничное восхваление руководителя страны, авторитет которого признается непререкаемым (прием «ссылка на авторитеты»). Для этого может, например, использоваться преемственность идей вождей. Причем «вождизм» - не только безудержное восхваление одного человека, это выделение особой группы носителей и толкователей якобы единственной социальной истины [4, с. 341-358].

Технология осуществления политических манипуляций предполагает три уровня воздействия - межличностный, групповой и массовый. В межличностных отношениях манипуляторы пользуются манипулятивной техникой. Политические технологии позволяют воздействовать на все общество или определенные группы, существующие в нем. На межличностном уровне манипулятор использует свои личностные ресурсы, психологическое преимущество над партнером. Манипуляция совершается

в момент общения, хотя ее эффект может быть продлен во времени и после завершения общения. Все зависит от характера и силы воздействия манипулятора на объект манипулирования. Межличностные манипуляции - это самый распространенный вид манипуляций. В повседневной жизни каждому человеку приходится выступать то в роли манипулятора, то в роли манипулируемого. Суть межличностных манипуляций относительно проста - поставить объект манипулирования в такие условия, чтобы он действовал в интересах манипулятора, даже если эти действия противоречат его собственным интересам. При этом в отличие от прямого принуждения к действию, манипулятор использует гораздо более широкую палитру человеческих чувств и эмоций.

На групповом уровне манипулятор использует в своих интересах особенности группового поведения индивидов, их взаимодействия, взаимозависимости. Подчинив своей воле группу, манипулятор присваивает себе возможности этой группы. Он идентифицирует себя с ней, действует от ее имени, но в своих интересах. Зачастую трудно понять, где истинный лидер группы, а где манипулятор, использующий ее для решения своих задач. Манипуляции на уровне группы открывают больше возможностей, чем это имеет место в рамках межличностной манипуляции, поскольку в случае успеха он может получить доступ к ресурсам, которыми обладает группа и использовать их в своих интересах. С другой стороны, он всегда может переложить ответственность за свои действия на группу в целом или на отдельных ее членов. Для того чтобы манипулировать группой, вовсе не обязательно быть ее лидером.

Воздействие на массовую аудиторию манипуляторы осуществляют, как правило, через посредников. Наиболее удобный посредник - СМИ. Для целенаправленного воздействия на массовую аудиторию с целью получения конкретного результата используются различные коммуникативные технологии. Именно они позволяют превращать СМИ в действенное политическое оружие. И хотя манипуляции на массовом уровне имеют давнюю историю, наибольший размах они приобрели в ХХ в. В начале столетия массы представлялись политикам творцами истории. Но перед политическими лидерами стояла непростая задача - обуздание энергии масс, направление ее в нужное русло. Было совершенно очевидно, что силой этого добиться невозможно, поэтому огромное внимание уделялось пропаганде. Главным средством воздействия на людей в тот период были лозунги и призывы. Они позволяли в нескольких словах сконцентрировать основной посыл к массам.

Пропаганда является выражением манипулирования общественным мнением и общественным сознанием. Иногда в качестве синонимов «пропаганды» используются слова «искажение», «манипуляция», «промывание мозгов». Пропаганда часто служит средством возбуждения общественного мнения в поддержку определенных целей и выполняет интегративные функции, делая публику пассивной и отвлекая от любых форм несогласия с существующей системой.

Необходимо сразу оговорить отличие политической пропаганды от пропаганды коммерческой. Политическая пропаганда не только создает положительный образ, но может быть построена на негативных оценках, которые даются пропагандистами своим противникам и конкурентам. Этот вид пропаганды продвигает политику государств и правительств, формирует точки зрения на те или иные события, участвует в формировании имиджей, используя при этом как традиционное убеждение, так и методы суггестивного воздействия.

Основная задача пропаганды состоит в том, чтобы отыскать новые способы проникновения в сознание и подсознание индивидов, учитывая такие характеристики индивидов, как уровень образованности, национальность и т.д., иначе говоря, сделать методы пропагандистского воздействия максимально эффективными, научиться безошибочно управлять ими и добиваться поставленных целей в максимально короткие сроки [1, с. 203].

Наиболее устойчивой является информация, рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком. Соединение рационального, эмоционального, логического и психологического начал на равных правах является закономерностью убеждающего воздействия. В обществе, развивающемся по законам демократии, эффективнее действуют механизмы логического убеждения; в условиях же диктатуры и тирании народ наиболее подвержен внушению.

Следует также отметить, что пропаганда - это не только передача неких сведений. Она часто строится по тем же законам личностной регуляции, как и другие виды системы рекламных коммуникаций. В частности, информация преподносится потребителю так, чтобы он не только «точно знал, что произошло в мире», но и чтобы он захотел и смог передать эти сведения своим знакомым и близким. Пропаганда может в связи с этим нести элемент сенсационности и стимулировать мотивацию социальной ориентированности личности. В этом случае человек получает возможность почувствовать себя хорошо осведомленным, информированным в той или иной сфере. Такая тактика, как правило, наиболее эффективна в демократических обществах, где граждане находятся в курсе политических событий. В этом случае для разных слоев общества создаются особые источники информации: газеты, журналы, телепрограммы, которым доверяют и на мнение которых ссылаются. Так же появляются популярные ведущие, политические обозреватели, комментаторы, по сути, законодатели моды на источники и способы подачи информации, которые делают это именно так, как это нравится целевой группе потребителей. Так же возникает и мода на содержание информации.

Пропаганда подразделяется на «белую», «серую» и «черную» в зависимости от источника и достоверности информации. При «белой» пропаганде ее источник можно установить с большой точностью и информация более-менее соответствует действительности. При «серой» пропаганде источник в точности определить нельзя, а достоверность ин-

формации находится под большим сомнением. «Черная» пропаганда использует ложный источник информации, распространяет ложь и сфабрикованные сообщения [2, с. 123]. В условиях тирании и диктатуры пропаганда становится мало похожей на рекламу и превращается в средство психологического уничтожения противника, как мы это видели на примере процессов 30-х годов. Пропагандистские акции в этом случае направлены на то, чтобы воздействовать на человека таким образом, чтобы дезорганизовать его психику, пробудить в нем страх, ужас, ненависть.

Принято считать, что пропаганда - это такой же инструмент тотальной политики, как дипломатия и вооруженные силы. Иными словами, это контроль существующей власти над социальнополитическими процессами в обществе, а также распространение идеологии для достижения заранее сформулированных правительством целей. Основной механизм эффективного манипулирования в пропаганде состоит в игнорировании очевидных фактов и аргументов противника, в замалчивании и неточном истолковании событий, искажении противоположных мнений, фальсификации данных. Очень часто используются невыгодные сравнения, которые подкрепляются «объективными фактами» или «достоверными секретными материалами», полученными из «компетентных источников».

Эффективность разумной политики, направленной на ликвидацию разрывов между объективными требованиями нормального функционирования социума и реализацией индивидуальных сил людей, невозможна без элементов манипулирования. Поэтому политическая власть, способствуя высвобождению назревших потребностей людей, реализации их коренных жизненных интересов, должна сообразовываться с исторически сложившейся ментальностью, традициями, национальным характером. Однако, к сожалению, гораздо чаще разрыв между властью политической элиты, бюрократии, институтов государства и массами реализуется в политике «кнута и пряника», т. е. в таких политических манипуляциях, которые культивируют зависимость, ущербность и бессилие человека и строятся в субъективном плане на принципе «разделяй и властвуй».

Список литературы

1. Джоуэтт Г., О'Доннел В. Пропаганда и внушение // Реклама: внушение и манипуляция. - Самара: БАХРАХ-М, 2007.

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - [Изд. юбил., доп.]. - М.: Эксмо, 2009.

3. Макиавелли Н. Государь: Соч. - М.: ЭКСМО-Пресс - Харьков: Фолио,

1998.

4. Щербатых Ю. Искусство обмана. - СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.