Научная статья на тему 'Политический плюрализм и правотворчество: условия взаимодействия'

Политический плюрализм и правотворчество: условия взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
840
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ / ИНСТИТУТ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕДУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКИХ ОРГАНОВ / POLITICAL PLURALISM / LAWMAKING / SUBJECTS OF POLITICAL LIFE IN LAWMAKING / INSTITUTION OF POWERS SEPARATION / SOCIAL RELATIONS AND CONTRADICTIONS / ORGANIZATIONAL AND PROCEDURAL PRINCIPLES OF FORMING OF LAWMAKING BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситникова И. Е.

В статье рассматриваются условия взаимодействия политического плюрализма и правотворчества, к которым относятся юридические, политические, экономические, социальные и социокультурные, а также организационно-процедурные принципы, исключающие монополию и гарантирующие соблюдение законности в правотворчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITIONS OF INTERACTION OF POLITICAL PLURALISM AND LAWMAKING

The legal, political, economic, social and cultural conditions of interaction of political pluralism and lawmaking are studied in this article, along with organizational and procedural principles, which exclude monopoly and guarantee the maintenance of legality in lawmaking.

Текст научной работы на тему «Политический плюрализм и правотворчество: условия взаимодействия»

10. ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)

10.1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ И ПРАВОТВОРЧЕСТВО:УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ситникова И.Е., аспирантка кафедры теории и истории государства и права Казанский государственный университет Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В статье рассматриваются условия взаимодействия политического плюрализма и правотворчества, к которым относятся юридические, политические, экономические, социальные и

социокультурные, а также организационно-процедурные принципы, исключающие монополию и гарантирующие соблюдение законности в правотворчестве.

Ключевые_____слова: политический плюрализм;

правотворчество; субъекты политической жизни в правотворчестве; институт разделения властей; социальные отношения и противоречия; организационнопроцедурные принципы формирования правотворческих органов.

Понятия «политический плюрализм» и «правотворчество» являются взаимосвязанными, широко используемыми в научных исследованиях, но, к сожалению, в литературе отсутствует их единая трактовка. Политический плюрализм рассматривается как: наличие

многопартийности, различных объединений, движений, союзов, организаций, формирований1; многообразие мнений, «взглядов, подходов, позиций, концепций»2, инициатив и предложений, нередко альтернативного характера3; «проявление многообразия политических интересов, устремлений, целей, установок, ценностей различных классов, социальных групп и слоев, наций и народностей, отдельных граждан и соответствующее отражение, учет и реализация этого многообразия в политической жизни, в организации и функционировании

4

политической системы» ; состояние соперничества, столкновения интересов субъектов, участвующих в политической жизни5 и др. Правотворчество, как полагают

1 См.: Маркин Г. Н. Политический плюрализм и проблемы консолидации современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 1993. - С. 13; Иванов А. А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия /Автор-составитель А. А. Иванов. - М.: Экзамен, 2006. - С. 223.

2 Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н. И. Мату-зова и А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. - С. 289.

3 См.: Кейзеров Н. М. Дилеммы политического плюрализма в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 1994. - Вып. 1 (№ 6). - С. 25-26.

4 Василик М. А., Клюев А. В. Политический плюрализм: социальные основы, критерии и гарантии. - СПб.: Знание, 1992. - С. 4.

5 См.: Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2000. - С. 16;

Введение в политологию: Учеб. пособие /Науч. ред. М. Х. Фарук-

шин. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. - С. 54; Плюрализм в социалистическом обществе: пути утверждения в условиях перестройки (<<круглый стол>>) // Вестник МГУ. Сер. 12. Теория науч-

ного коммунизма. - 1989. - № 4. - С. 41.

ученые, - это деятельность по созданию (изданию) правовых актов6; возведение государственной или общественной воли в закон7; принятие (создание), изменение, включая дополнение и поправку, или отмену норм права8 и др.

Рассмотрим политический плюрализм как фундаментальный принцип демократического государства, заключающийся в существовании множественных субъектов политической жизни и признании различных взглядов и позиций, а правотворчество - как деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц, а также иных субъектов, направленная на создание, изменение и отмену нормативных правовых актов.

В современных демократических государствах политический плюрализм является одним из главных принципов, что позволяет говорить об его влиянии на все сферы общественной жизни, включая и правовую. Поэтому связь политического плюрализма и правотворчества, их взаимная обусловленность не вызывает сомнений и предполагает наличие определенных условий, гарантирующих принятие законов в рамках политического и идеологического многообразия.

Полагаем, что характеристика условий взаимодействия политического плюрализма и правотворчества должна раскрывать основы сфер общественной жизни, свидетельствующие о существовании в конкретном государстве политического плюрализма и способствующие его беспрепятственному влиянию на правотворчество. Следует выделять юридические, политические, экономические, социальные и социокультурные условия.

6 См.: Васильев А. В. Теория права и государства: Учебник. - 4е изд., доп. и перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - С. 168; Верстов В. В. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (теоретический и историко-правовой анализ): Дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2006. - С. 77; Фаткуллин Ф. Н. Основы учения о праве и государстве: Учеб. пособие. - Казань: Изд-во КФЭИ, 1997. - С. 41; Дмитриевцев К. Н. Процесс правотворчества в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

- Н. Новгород, 1994. - С. 12.

7 См.: Шхагапсоев З. Л., Карданов А. К., Кумышева М. К. Законотворческий процесс в Российской Федерации. - Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. - С. 6; Демин А. В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М, 2002.

- С. 107; Общая теория государства и права: В 2-х т. /Отв. ред. В. С. Петров, Л. С. Явич. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. - Т. 2. Общая теория права. - С. 213; Проблемы теории государства и права: Учебник /Под ред. С. С. Алексеева. - М.: Юрид. лит., 1979. - С. 292; Спирин М. Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2000. - С. 28; Карташов Н. Н. Технологии нормотворчества (на примере МВД России): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 13.

8 См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - С. 297; Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2000. - С. 277; Бобылев А. И. Правотворчество и правотворческий процесс // Право и государство: теория и практика. - 2006. - № 6. - С. 7; Халфина Р. О. Проблемы советского правотворчества // Советское государство и право. - 1980. - № 11. - С. 35; Цгоев Т. В. Правотворческая инициатива как стадия правотворческого процесса: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

- С. 25; Манахова Ю. В. Правотворческая деятельность в современном российском обществе (теоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 35.

Пробелы в российском законодательстве

1'2009

Юридические условия включают конституционное признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, свободы мысли и слова, равенства прав человека и гражданина, а также законодательное закрепление возможности создания законов или инициативы выдвижения их проектов общественными объединениями и политическими партиями. Не менее важен запрет субъектов политической жизни, пропагандирующих «расовую, национальную, социальную, классовую, религиозную вражду и ненависть, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя»9, предупреждающий принятие неправовых законов, отражающих интересы конкретной группы.

Политические условия - это, прежде всего, ограничение политической власти, исключающее возможность ее произвола как в политической, так и правовой сферах, что во многом определяет демократический характер правотворчества, осуществляемого не единолично парламентом, а с участием народа, политических партий и общественно-политических движений и объединений. Политическая власть может быть ограничена правами человека и гражданина, которые «выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще»10. Способом ограничения политической власти может выступать и верховенство закона. Власть, в связи с этим, самоограничивает себя, ибо связана нормами права. Взаимная ответственность государства и личности является не менее значимым принципом, ограничивающим политическую власть. Он заключается в том, что личность и власть должны быть равноправными партнерами, должны взаимно сотрудничать и нести взаимную ответственность11.

Тесно связанным с политическими условиями признается существование института разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, направленного на «предотвращение монополизации политической власти, злоупотребление ею, обеспечение контроля за ней со стороны народа»12 и сочетание различных классовых, групповых и иных интересов, способствующее достижению компромисса13, а, кроме того, устанавливающего четкую правотворческую компетенцию, исключающую реализацию законодательных полномочий неправомочными органами.

Экономические условия, нередко являющиеся причиной разработки законов, означают наличие в обществе различных экономических интересов, на основе чего происходит дифференциация форм собственности не только на государственную и частную, но и на собственность предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных обществ и товариществ, хозяйственных ассоциаций и других объединений14. Значимость имеет и доминирование товарного характера производства и распределения, совершенствование различий в труде, условиях жизни и развитие «у всех чувства хозяина на производстве». Ученые даже утвер-

9 Василик М. А., Клюев А. В. Указ. соч. - С. 13.

10 Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н. И. Мату-зова и А. В. Малько. - С. 358.

11 См.: Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - С. 361.

12 Василик М. А., Клюев А. В. Указ. соч. - С. 12.

13 См.: Тарасова О. Е. Принцип разделения властей и гражданское общество: диалектика взаимосвязи (социально-

философский аспект): Дис. ... канд. философ. наук. - Красноярск, 2004. - С. 86, 90.

14 См.: Василик М. А., Клюев А. В. Указ. соч. - С. 7-8.

ждают, что плюрализм - это «новая коллективистская ценность, основанная на соединении плановых и хозрасчетных начал в экономике, на формировании собственников нового исторического типа» 5

Социальные условия составляют различия интересов социальных групп, а, следовательно, и многообразие их выражения в политической и правовой жизни. Взаимодействие политического плюрализма и правотворчества соответствует таким отношениям, когда доминирует система «социальных отношений и противоречий, приобретает значение многообразие расслоений и по горизонтали и по вертикали»16.

Социокультурной основой взаимодействия политического плюрализма и правотворчества является наличие в обществе высокой политической и правовой культуры, способной сформировать общественную идеологию в сочетании с индивидуальной, так как «на идеологические представления субъекта правотворчества воздействует общественно правовая идеология», а его идеологические представления под влиянием эмоционального отношения «формируют волевое действие, выражающееся в принятии нормы права»17.

Не меньшее значение имеют и организационнопроцедурные принципы формирования правотворческих органов, в особенности парламента, а именно: внутренняя организация на двухпалатной основе, затрудняющая исключение из процесса принятия законов субъектов политической жизни и обеспечивающая плюрализм мнений. Следует согласиться с мнением Л. Дю-ги, полагающего, что лучший способ избежать парламентской тирании состоит в создании двух собраний, совместная работа которых ограничивает друг друга18.

Значительно и соблюдение законности, служащей воплощением «в законах идеалов справедливости, уважения прав человека, равенства всех перед законом, социальной свободы»19.

Таковы основные условия взаимодействия политического плюрализма и правотворчества, эффективность которого будет зависеть от совершенствования правового регулирования сфер общественной жизни и укрепления ее демократических порядков.

Список литературы:

1. Бобылев А.И. Правотворчество и правотворческий процесс // Право и государство: теория и практика. -2006. - № 6. - С. 4-14.

2. Василик М.А., Клюев А.В. Политический плюрализм: социальные основы, критерии и гарантии. - СПб.: Знание, 1992. - 28 с.

3. Васильев А.В. Теория права и государства: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 440 с.

4. Введение в политологию: Учеб. пособие /Науч. ред. М.Х. Фарукшин. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. -192 с.

5. Верстов В.В. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (теоретический и истори-

15 Плюрализм в социалистическом обществе: пути утверждения в условиях перестройки. - С. 11.

16 Плюрализм в социалистическом обществе: пути утверждения в условиях перестройки. - С. 11.

17 Власова Ю. Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 134-135.

18 См.: Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1908. - С. 468.

19 Фролов В. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения законности в России: монография. - СПб.: ООО «Типография <<Береста>>, 2008. - С. 19.

ко-правовой анализ): Дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2006. - 196 с.

6. Власова Ю.Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 191 с.

7. Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 184 с.

8. Дмитриевцев К.Н. Процесс правотворчества в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

- Н. Новгород, 1994. - 26 с.

9. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1908. -957 с.

10. Иванов А. А. Справочник по теории государства и

права: основные категории и понятия /Автор-

составитель А.А. Иванов. - М.: Экзамен, 2006. - 510 с.

11. Карташов Н.Н. Технологии нормотворчества (на примере МВД России): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 23 с.

12. Кейзеров Н.М. Дилеммы политического плюрализма в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 1994. - Вып. 1 (№ 6). -С. 25-28.

13. Лазарев В.В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2000. - 511 с.

14. Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2000. - 256 с.

15. Манахова Ю. В. Правотворческая деятельность в современном российском обществе (теоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 222с.

16. Маркин Г.Н. Политический плюрализм и проблемы консолидации современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 1993. - 22 с.

17. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 511 с.

18. Общая теория государства и права: В 2-х т. /Отв. ред. В.С. Петров, Л.С. Явич. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. - Т. 2. Общая теория права. -416 с.

19. Плюрализм в социалистическом обществе: пути утверждения в условиях перестройки («круглый стол») // Вестник МГУ. Сер. 12. Теория научного коммунизма. -1989. - № 4. - С. 3-72.

20. Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. - 774 с.

21. Проблемы теории государства и права: Учебник /Под ред. С.С. Алексеева. - М.: Юрид. лит., 1979. - 392 с.

22. Спирин М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2000. - 271 с.

23. Тарасова О.Е. Принцип разделения властей и гражданское общество: диалектика взаимосвязи (социально-философский аспект): Дис. ... канд. философ. наук. - Красноярск, 2004. - 143 с.

24. Фаткуллин Ф.Н. Основы учения о праве и государстве: Учеб. пособие. - Казань: Изд-во КФЭИ, 1997. - 224 с.

25. Фролов В.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения законности в России: монография. - СПб.: ООО «Типография «Береста», 2008. - 94 с.

26. Халфина Р.О. Проблемы советского правотворчества // Советское государство и право. - 1980. - № 11. -С. 33-40.

27. Цгоев Т.В. Правотворческая инициатива как стадия правотворческого процесса: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 223 с.

28. Шхагапсоев З.Л., Карданов А.К., Кумышева М.К. Законотворческий процесс в Российской Федерации. -Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005.

- 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.