10. ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
10.1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ И ПРАВОТВОРЧЕСТВО:УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ситникова И.Е., аспирантка кафедры теории и истории государства и права Казанский государственный университет Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аннотация. В статье рассматриваются условия взаимодействия политического плюрализма и правотворчества, к которым относятся юридические, политические, экономические, социальные и
социокультурные, а также организационно-процедурные принципы, исключающие монополию и гарантирующие соблюдение законности в правотворчестве.
Ключевые_____слова: политический плюрализм;
правотворчество; субъекты политической жизни в правотворчестве; институт разделения властей; социальные отношения и противоречия; организационнопроцедурные принципы формирования правотворческих органов.
Понятия «политический плюрализм» и «правотворчество» являются взаимосвязанными, широко используемыми в научных исследованиях, но, к сожалению, в литературе отсутствует их единая трактовка. Политический плюрализм рассматривается как: наличие
многопартийности, различных объединений, движений, союзов, организаций, формирований1; многообразие мнений, «взглядов, подходов, позиций, концепций»2, инициатив и предложений, нередко альтернативного характера3; «проявление многообразия политических интересов, устремлений, целей, установок, ценностей различных классов, социальных групп и слоев, наций и народностей, отдельных граждан и соответствующее отражение, учет и реализация этого многообразия в политической жизни, в организации и функционировании
4
политической системы» ; состояние соперничества, столкновения интересов субъектов, участвующих в политической жизни5 и др. Правотворчество, как полагают
1 См.: Маркин Г. Н. Политический плюрализм и проблемы консолидации современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 1993. - С. 13; Иванов А. А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия /Автор-составитель А. А. Иванов. - М.: Экзамен, 2006. - С. 223.
2 Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н. И. Мату-зова и А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. - С. 289.
3 См.: Кейзеров Н. М. Дилеммы политического плюрализма в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 1994. - Вып. 1 (№ 6). - С. 25-26.
4 Василик М. А., Клюев А. В. Политический плюрализм: социальные основы, критерии и гарантии. - СПб.: Знание, 1992. - С. 4.
5 См.: Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2000. - С. 16;
Введение в политологию: Учеб. пособие /Науч. ред. М. Х. Фарук-
шин. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. - С. 54; Плюрализм в социалистическом обществе: пути утверждения в условиях перестройки (<<круглый стол>>) // Вестник МГУ. Сер. 12. Теория науч-
ного коммунизма. - 1989. - № 4. - С. 41.
ученые, - это деятельность по созданию (изданию) правовых актов6; возведение государственной или общественной воли в закон7; принятие (создание), изменение, включая дополнение и поправку, или отмену норм права8 и др.
Рассмотрим политический плюрализм как фундаментальный принцип демократического государства, заключающийся в существовании множественных субъектов политической жизни и признании различных взглядов и позиций, а правотворчество - как деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц, а также иных субъектов, направленная на создание, изменение и отмену нормативных правовых актов.
В современных демократических государствах политический плюрализм является одним из главных принципов, что позволяет говорить об его влиянии на все сферы общественной жизни, включая и правовую. Поэтому связь политического плюрализма и правотворчества, их взаимная обусловленность не вызывает сомнений и предполагает наличие определенных условий, гарантирующих принятие законов в рамках политического и идеологического многообразия.
Полагаем, что характеристика условий взаимодействия политического плюрализма и правотворчества должна раскрывать основы сфер общественной жизни, свидетельствующие о существовании в конкретном государстве политического плюрализма и способствующие его беспрепятственному влиянию на правотворчество. Следует выделять юридические, политические, экономические, социальные и социокультурные условия.
6 См.: Васильев А. В. Теория права и государства: Учебник. - 4е изд., доп. и перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - С. 168; Верстов В. В. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (теоретический и историко-правовой анализ): Дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2006. - С. 77; Фаткуллин Ф. Н. Основы учения о праве и государстве: Учеб. пособие. - Казань: Изд-во КФЭИ, 1997. - С. 41; Дмитриевцев К. Н. Процесс правотворчества в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
- Н. Новгород, 1994. - С. 12.
7 См.: Шхагапсоев З. Л., Карданов А. К., Кумышева М. К. Законотворческий процесс в Российской Федерации. - Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. - С. 6; Демин А. В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М, 2002.
- С. 107; Общая теория государства и права: В 2-х т. /Отв. ред. В. С. Петров, Л. С. Явич. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. - Т. 2. Общая теория права. - С. 213; Проблемы теории государства и права: Учебник /Под ред. С. С. Алексеева. - М.: Юрид. лит., 1979. - С. 292; Спирин М. Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2000. - С. 28; Карташов Н. Н. Технологии нормотворчества (на примере МВД России): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 13.
8 См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - С. 297; Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2000. - С. 277; Бобылев А. И. Правотворчество и правотворческий процесс // Право и государство: теория и практика. - 2006. - № 6. - С. 7; Халфина Р. О. Проблемы советского правотворчества // Советское государство и право. - 1980. - № 11. - С. 35; Цгоев Т. В. Правотворческая инициатива как стадия правотворческого процесса: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
- С. 25; Манахова Ю. В. Правотворческая деятельность в современном российском обществе (теоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 35.
Пробелы в российском законодательстве
1'2009
Юридические условия включают конституционное признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, свободы мысли и слова, равенства прав человека и гражданина, а также законодательное закрепление возможности создания законов или инициативы выдвижения их проектов общественными объединениями и политическими партиями. Не менее важен запрет субъектов политической жизни, пропагандирующих «расовую, национальную, социальную, классовую, религиозную вражду и ненависть, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя»9, предупреждающий принятие неправовых законов, отражающих интересы конкретной группы.
Политические условия - это, прежде всего, ограничение политической власти, исключающее возможность ее произвола как в политической, так и правовой сферах, что во многом определяет демократический характер правотворчества, осуществляемого не единолично парламентом, а с участием народа, политических партий и общественно-политических движений и объединений. Политическая власть может быть ограничена правами человека и гражданина, которые «выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще»10. Способом ограничения политической власти может выступать и верховенство закона. Власть, в связи с этим, самоограничивает себя, ибо связана нормами права. Взаимная ответственность государства и личности является не менее значимым принципом, ограничивающим политическую власть. Он заключается в том, что личность и власть должны быть равноправными партнерами, должны взаимно сотрудничать и нести взаимную ответственность11.
Тесно связанным с политическими условиями признается существование института разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, направленного на «предотвращение монополизации политической власти, злоупотребление ею, обеспечение контроля за ней со стороны народа»12 и сочетание различных классовых, групповых и иных интересов, способствующее достижению компромисса13, а, кроме того, устанавливающего четкую правотворческую компетенцию, исключающую реализацию законодательных полномочий неправомочными органами.
Экономические условия, нередко являющиеся причиной разработки законов, означают наличие в обществе различных экономических интересов, на основе чего происходит дифференциация форм собственности не только на государственную и частную, но и на собственность предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных обществ и товариществ, хозяйственных ассоциаций и других объединений14. Значимость имеет и доминирование товарного характера производства и распределения, совершенствование различий в труде, условиях жизни и развитие «у всех чувства хозяина на производстве». Ученые даже утвер-
9 Василик М. А., Клюев А. В. Указ. соч. - С. 13.
10 Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н. И. Мату-зова и А. В. Малько. - С. 358.
11 См.: Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - С. 361.
12 Василик М. А., Клюев А. В. Указ. соч. - С. 12.
13 См.: Тарасова О. Е. Принцип разделения властей и гражданское общество: диалектика взаимосвязи (социально-
философский аспект): Дис. ... канд. философ. наук. - Красноярск, 2004. - С. 86, 90.
14 См.: Василик М. А., Клюев А. В. Указ. соч. - С. 7-8.
ждают, что плюрализм - это «новая коллективистская ценность, основанная на соединении плановых и хозрасчетных начал в экономике, на формировании собственников нового исторического типа» 5
Социальные условия составляют различия интересов социальных групп, а, следовательно, и многообразие их выражения в политической и правовой жизни. Взаимодействие политического плюрализма и правотворчества соответствует таким отношениям, когда доминирует система «социальных отношений и противоречий, приобретает значение многообразие расслоений и по горизонтали и по вертикали»16.
Социокультурной основой взаимодействия политического плюрализма и правотворчества является наличие в обществе высокой политической и правовой культуры, способной сформировать общественную идеологию в сочетании с индивидуальной, так как «на идеологические представления субъекта правотворчества воздействует общественно правовая идеология», а его идеологические представления под влиянием эмоционального отношения «формируют волевое действие, выражающееся в принятии нормы права»17.
Не меньшее значение имеют и организационнопроцедурные принципы формирования правотворческих органов, в особенности парламента, а именно: внутренняя организация на двухпалатной основе, затрудняющая исключение из процесса принятия законов субъектов политической жизни и обеспечивающая плюрализм мнений. Следует согласиться с мнением Л. Дю-ги, полагающего, что лучший способ избежать парламентской тирании состоит в создании двух собраний, совместная работа которых ограничивает друг друга18.
Значительно и соблюдение законности, служащей воплощением «в законах идеалов справедливости, уважения прав человека, равенства всех перед законом, социальной свободы»19.
Таковы основные условия взаимодействия политического плюрализма и правотворчества, эффективность которого будет зависеть от совершенствования правового регулирования сфер общественной жизни и укрепления ее демократических порядков.
Список литературы:
1. Бобылев А.И. Правотворчество и правотворческий процесс // Право и государство: теория и практика. -2006. - № 6. - С. 4-14.
2. Василик М.А., Клюев А.В. Политический плюрализм: социальные основы, критерии и гарантии. - СПб.: Знание, 1992. - 28 с.
3. Васильев А.В. Теория права и государства: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 440 с.
4. Введение в политологию: Учеб. пособие /Науч. ред. М.Х. Фарукшин. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. -192 с.
5. Верстов В.В. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (теоретический и истори-
15 Плюрализм в социалистическом обществе: пути утверждения в условиях перестройки. - С. 11.
16 Плюрализм в социалистическом обществе: пути утверждения в условиях перестройки. - С. 11.
17 Власова Ю. Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С. 134-135.
18 См.: Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1908. - С. 468.
19 Фролов В. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения законности в России: монография. - СПб.: ООО «Типография <<Береста>>, 2008. - С. 19.
ко-правовой анализ): Дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2006. - 196 с.
6. Власова Ю.Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 191 с.
7. Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 184 с.
8. Дмитриевцев К.Н. Процесс правотворчества в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
- Н. Новгород, 1994. - 26 с.
9. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1908. -957 с.
10. Иванов А. А. Справочник по теории государства и
права: основные категории и понятия /Автор-
составитель А.А. Иванов. - М.: Экзамен, 2006. - 510 с.
11. Карташов Н.Н. Технологии нормотворчества (на примере МВД России): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 23 с.
12. Кейзеров Н.М. Дилеммы политического плюрализма в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 1994. - Вып. 1 (№ 6). -С. 25-28.
13. Лазарев В.В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2000. - 511 с.
14. Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2000. - 256 с.
15. Манахова Ю. В. Правотворческая деятельность в современном российском обществе (теоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 222с.
16. Маркин Г.Н. Политический плюрализм и проблемы консолидации современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 1993. - 22 с.
17. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 511 с.
18. Общая теория государства и права: В 2-х т. /Отв. ред. В.С. Петров, Л.С. Явич. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. - Т. 2. Общая теория права. -416 с.
19. Плюрализм в социалистическом обществе: пути утверждения в условиях перестройки («круглый стол») // Вестник МГУ. Сер. 12. Теория научного коммунизма. -1989. - № 4. - С. 3-72.
20. Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. - 774 с.
21. Проблемы теории государства и права: Учебник /Под ред. С.С. Алексеева. - М.: Юрид. лит., 1979. - 392 с.
22. Спирин М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2000. - 271 с.
23. Тарасова О.Е. Принцип разделения властей и гражданское общество: диалектика взаимосвязи (социально-философский аспект): Дис. ... канд. философ. наук. - Красноярск, 2004. - 143 с.
24. Фаткуллин Ф.Н. Основы учения о праве и государстве: Учеб. пособие. - Казань: Изд-во КФЭИ, 1997. - 224 с.
25. Фролов В.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения законности в России: монография. - СПб.: ООО «Типография «Береста», 2008. - 94 с.
26. Халфина Р.О. Проблемы советского правотворчества // Советское государство и право. - 1980. - № 11. -С. 33-40.
27. Цгоев Т.В. Правотворческая инициатива как стадия правотворческого процесса: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 223 с.
28. Шхагапсоев З.Л., Карданов А.К., Кумышева М.К. Законотворческий процесс в Российской Федерации. -Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005.
- 104 с.